иерусалимская икона божией матери где находится в москве
Иерусалимская икона божией матери где находится в москве
После долгого перерыва наш сайт начинает работу, сейчас происходит наполнение сайта. Если у Вас есть пожелания, по наполнению сайт, пишите нам. Мы постараемся учесть все Ваши пожелания.
В центре острова в 1680 году был воздвигнут величественный Покровский собор. Строили его комстромские каменщики Григорий и Федор Медведевы с «товарыщи». Подрядная запись гласит: «Сделать в старом селе Измайлове церковь каменную против образца соборныя церкви, что в Александровской слободе, без подклетов длиною меж стен девять сажень, поперечнику тож, а вышина церкви и алтаря как понадобится, да кругом той церкви сделать три ступени как доведется, а делать нам то церковное каменное дело, как подмастерье укажет». Вот так, по-деловому кратко и точно. А между тем, собор этот был одним из грандиознейших сооружений в России того времени. При общей высоте в 57 метров центральная глава имеет высоту 18 метров, что сравнимо с современным шестиэтажным домом. А ведь речь идет только о луковичном завершении, без барабана. Можно представить, как восхищало это здание жителей XVII столетия!
Обмеры и анализ архитектуры собора показали, что строители не выполнили пожеланий заказчика: собор не стал аналогом храма в Александровской слободе. Это строение получилось уникальным. С трех сторон к собору примыкали нарядные крыльца, по одиннадцать ступеней в каждом (сегодня из них сохранилось лишь одно). Не имеющее аналогов в русской архитектуре вертикальное белокаменное обрамление двусветных окон и группы тонких белых колонок на фасаде позволяют избежать впечатления грузности, приземистости собора при таких мощных, собранных в огромный пучок главах. Пол здесь некогда был выложен дубовыми плахами. Не сохранившийся ныне пятиярусный иконостас оформляли лучшие живописцы и резчики, работавшие в Кремле. Закомары фасадов полностью покрыты изразцами. Реставраторы определили, что для заполнения всего обширного поля закомар мастера использовали всего шесть типов изразцов, политых золотисто-зеленой глазурью.
В старину Измайловский остров соединялся с сушей 14-пролетным каменным мостом, современником первых мостов через Неглинную и Москва-реку. Это было чудо строительных технологий своего времени. Мост хорошо виден на гравюре И. Зубова 1730 года. Место его выхода к острову легко установить по сохранившейся Мостовой башне. В ее нижнем ярусе были устроены арочные проезды. При Покровском соборе не было колокольни, поэтому прямо здесь, в башне, разместили семь колоколов и часы. Нижний ярус окружен террасой-гульбищем. Ширинки на парапете гульбища украшены изразцами, вокруг окон богатые кирпичные наличники, характерные для московской архитектуры XVII века.
Здесь, среди садов, мельниц, многочисленных прудов прошло раннее детство Петра I. Спустя несколько лет именно тут, в одном из амбаров Льняного двора, он нашел старинный ботик, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». Всеми забытый, ботик долгие годы дожидался того часа, когда юный Петр извлечет его из-под груды хлама.
До 1689 года Измайлово было излюбленной резиденцией царевны Софьи. Потом во дворце жила вдова царя Ивана Алексевича, царица Прасковья Федоровна с дочерьми. В начале XVIII века из царствующих особ здесь уже никого не было. Лишь императрица Анна Иоанновна, приезжая в Москву, непременно навещала остров. Она любила Измайлово, где прошли ее детские годы. И все же, без хозяина это место стало приходить в упадок.
XIX век оказался и вовсе несчастливым для Измайловского острова. В 1812 году постройки и парк сильно пострадали от французов, после чего остров простоял в полном запустении почти три десятилетия. Лишь в 1839-м было решено устроить здесь богадельню для инвалидов минувшей войны и поселить в ней 400 рядовых и 20 офицеров. Архитектор К. А. Тон, которому Николай I поручил все работы, не пощадил древних памятников архитектуры. Он сломал два крыльца и пристроил к Покровскому собору трехэтажные корпуса казарменного стиля. Зажатый с трех сторон высокими строениями, собор утратил былое великолепие.
Гидротехнические сооружения в Измайлово были особенно грандиозны: так, например, каменноя Виноградная плотина имела в длинну 185 м. при вышине 6.5 и ширине 25 м, а земляная Просянская плотина имела в длинну более 600 м. Кирпичные плотины были облицованны белым камнем, их устои и перила имели нарядную архитектурную обработку, из резного камня и ширинок с изразцами. Они строились под наблюдением каменных дел подмастерьев Дмитрия Костоусова и Ивана Кузнечика.
Иерусалимская икона божией матери где находится в москве
После долгого перерыва наш сайт начинает работу, сейчас происходит наполнение сайта. Если у Вас есть пожелания, по наполнению сайт, пишите нам. Мы постараемся учесть все Ваши пожелания.
В центре острова в 1680 году был воздвигнут величественный Покровский собор. Строили его комстромские каменщики Григорий и Федор Медведевы с «товарыщи». Подрядная запись гласит: «Сделать в старом селе Измайлове церковь каменную против образца соборныя церкви, что в Александровской слободе, без подклетов длиною меж стен девять сажень, поперечнику тож, а вышина церкви и алтаря как понадобится, да кругом той церкви сделать три ступени как доведется, а делать нам то церковное каменное дело, как подмастерье укажет». Вот так, по-деловому кратко и точно. А между тем, собор этот был одним из грандиознейших сооружений в России того времени. При общей высоте в 57 метров центральная глава имеет высоту 18 метров, что сравнимо с современным шестиэтажным домом. А ведь речь идет только о луковичном завершении, без барабана. Можно представить, как восхищало это здание жителей XVII столетия!
Обмеры и анализ архитектуры собора показали, что строители не выполнили пожеланий заказчика: собор не стал аналогом храма в Александровской слободе. Это строение получилось уникальным. С трех сторон к собору примыкали нарядные крыльца, по одиннадцать ступеней в каждом (сегодня из них сохранилось лишь одно). Не имеющее аналогов в русской архитектуре вертикальное белокаменное обрамление двусветных окон и группы тонких белых колонок на фасаде позволяют избежать впечатления грузности, приземистости собора при таких мощных, собранных в огромный пучок главах. Пол здесь некогда был выложен дубовыми плахами. Не сохранившийся ныне пятиярусный иконостас оформляли лучшие живописцы и резчики, работавшие в Кремле. Закомары фасадов полностью покрыты изразцами. Реставраторы определили, что для заполнения всего обширного поля закомар мастера использовали всего шесть типов изразцов, политых золотисто-зеленой глазурью.
В старину Измайловский остров соединялся с сушей 14-пролетным каменным мостом, современником первых мостов через Неглинную и Москва-реку. Это было чудо строительных технологий своего времени. Мост хорошо виден на гравюре И. Зубова 1730 года. Место его выхода к острову легко установить по сохранившейся Мостовой башне. В ее нижнем ярусе были устроены арочные проезды. При Покровском соборе не было колокольни, поэтому прямо здесь, в башне, разместили семь колоколов и часы. Нижний ярус окружен террасой-гульбищем. Ширинки на парапете гульбища украшены изразцами, вокруг окон богатые кирпичные наличники, характерные для московской архитектуры XVII века.
Здесь, среди садов, мельниц, многочисленных прудов прошло раннее детство Петра I. Спустя несколько лет именно тут, в одном из амбаров Льняного двора, он нашел старинный ботик, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». Всеми забытый, ботик долгие годы дожидался того часа, когда юный Петр извлечет его из-под груды хлама.
До 1689 года Измайлово было излюбленной резиденцией царевны Софьи. Потом во дворце жила вдова царя Ивана Алексевича, царица Прасковья Федоровна с дочерьми. В начале XVIII века из царствующих особ здесь уже никого не было. Лишь императрица Анна Иоанновна, приезжая в Москву, непременно навещала остров. Она любила Измайлово, где прошли ее детские годы. И все же, без хозяина это место стало приходить в упадок.
XIX век оказался и вовсе несчастливым для Измайловского острова. В 1812 году постройки и парк сильно пострадали от французов, после чего остров простоял в полном запустении почти три десятилетия. Лишь в 1839-м было решено устроить здесь богадельню для инвалидов минувшей войны и поселить в ней 400 рядовых и 20 офицеров. Архитектор К. А. Тон, которому Николай I поручил все работы, не пощадил древних памятников архитектуры. Он сломал два крыльца и пристроил к Покровскому собору трехэтажные корпуса казарменного стиля. Зажатый с трех сторон высокими строениями, собор утратил былое великолепие.
Гидротехнические сооружения в Измайлово были особенно грандиозны: так, например, каменноя Виноградная плотина имела в длинну 185 м. при вышине 6.5 и ширине 25 м, а земляная Просянская плотина имела в длинну более 600 м. Кирпичные плотины были облицованны белым камнем, их устои и перила имели нарядную архитектурную обработку, из резного камня и ширинок с изразцами. Они строились под наблюдением каменных дел подмастерьев Дмитрия Костоусова и Ивана Кузнечика.
Чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская
День почитания 25 октября
Молятся об избавлении от любых болезней, в том числе и тех, перед которыми врачи бессильны. Известно множество случаев исцеления от слепоты и паралича, чумы и других массовых эпидемий. Молятся о защите своего дома и страны от наступления и захвата врагами, от грабежа и других неправомерных действий. Молятся перед Иерусалимским образом и ради спасения от стихийных бедствий. Нередко перед Иерусалимской иконой Богоматери можно услышать молитвы о сохранении домашнего очага, о благополучии семьи и хороших отношениях между её членами.
Еще за годы жизни Приснодевы, как говорится в церковной литературе, несколько чудотворных образов Божией Матери были написаны Лукой, известным среди христиан евангелистом, а также первым иконописцем. Одними из наиболее популярных творений святого апостола считаются Владимирская и Смоленская иконы.
Предполагается, что Лука написал и образ Иерусалимской иконы, сделал он это на 15-ый день после того, как вознесся Спаситель в небеса. Что касается места, то создана святыня была в Гефсимании, то есть на Земле Святой.
Во времена византийского императора Льва Великого (457-474 гг.) Иерусалимскую икону хранили в соборе Богоматери «Пигий» (в переводе – источник), который располагался в Константинополе. Когда беда грозила городу (скифы пришли), то не взяли его лишь благодаря всенародной молитве к иконе. В память о чуде таком было принято решение перенести ее в Влахернскую церковь, которая в те времена считалась одним из главных храмов Византии. Там икона около трех столетий и оставалась.
Путь иконы очень длинный. К примеру, в начале X столетия посетила она город Херсонес в Крыму, отсюда святой Владимир перевез ее в Киев. Когда после принятия киевлянами крещения такое же решение приняли новгородцы, то князь отправил образ в благословение им.
Пребывание иконы Богородицы в Софийском соборе в Великом Новгороде длилось более четырех столетий. Многие христиане возлагали большие надежды на Иерусалимскую икону, поэтому здесь она была особо почитаемой.
Когда царем стал Иван Грозный, а было это в середине XVI, иерусалимскую икону перенесли в Успенский собор в Москве. В память о чудесах, сотворенных после молитв перед чудотворной иконой, жители Бронниц приняли решение каждый год в 10-е воскресенье по Пасхе проводить крестную ходу вокруг города.
За годы царствования холеры (1848 г. и 1864 г.) множество исцелений произошло. В 1866 г. бедствие пришло и в Подольск. Жители селения, испуганные более чем сильно, обратились к Московскому митрополиту Филарету, прошения их был направлены на то, чтобы в город привезли Иверскую икону. Однако Московский владыка отказал жителям в просьбах их поскольку холера тогда уже и в Москве отбирала жизни ни в чем не повинных людей. Вместо Иверской иконы посоветовал митрополит взять Иерусалимскую святыню из Бронниц.
12 августа в Подольске появилась икона, обрамленная серебряно-вызолоченным окладом. Встречать святыню вышло очень много людей. И не пришлось долго ждать чуда. Мало того что в этот день никто не умер, так еще и не заболел. Потихоньку бедствие покинуло город. После того подольчане стали отмечать день памяти Иерусалимской спасительницы каждый год 12 августа. Одним из известных чудес святыни считается исцеление заболевших моровой язвой в 1771 г.
Особо почитаемой среди Москвичей стала Иерусалимская икона с 1866 г., когда после молитв к ней победили холеру жители таких селений, как Нагатино, Новинки, Дьяково.
Икона Божией Матери Иерусалимская
По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.
При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.
В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».
Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.
Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.
В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.
На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.
Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.
Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.
Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.
Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.
В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.
Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.
Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.
Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской.
В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе — Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.
Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.
Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.
Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.
Икона Божией Матери Иерусалимская
Икона Божией Матери Иерусалимская, празднование 12 / 25 октября. |
По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.
При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.
В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».
Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.
Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.
В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.
На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.
Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.
Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.
Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.
Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.
В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.
Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.
Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.
Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской.
В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе — Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.
Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.
Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.
Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.