иерусалимский монастырь в израиле
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Часть 1
Монастырь Святого Креста расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима. Его древние, пожелтевшие от времени высокие стены, тянущиеся из-за стен к небу два огромных кипариса привлекали внимание каждого, кто приезжал в Святой город. Но монастырские окна всегда оставались закрытыми, а его единственные ворота никогда не впускали посетителей.
Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок. Массивные стены, возвышающийся купол монастырского собора, колокольня с мраморными часами так не похожи на расположенные поблизости современные городские дома. Художники не раз изображали монастырь на своих полотнах, архитекторы изумлялись гармонии его линий, обычные люди смотрели на него с любопытством. Монастырь выглядел таким неприступным.
Сведения о его истории весьма скупы. Впрочем, в трудах по истории греческого и грузинского монашества о монастыре писалось, ибо прежде всего с Грецией и Грузией связана история основания и процветания этого монастыря.
В 1985 году патриархом Иерусалимским Диодором были официально открыты ворота монастыря для всех, так что теперь можно подивиться архитектурному разнообразию построек, прежде скрытых массивными монастырскими стенами, и многоцветным мозаичным полам и фрескам древней церкви. Впечатления таковы, что не оставляют равнодушным никого.
Предания об основании монастыря
|
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме |
Монастырь Святого Креста и то место, на котором была построена монастырская церковь, упоминаются во многих преданиях и легендах. Они восходят преимущественно к Средним векам – эпохе расцвета монастыря, но некоторые из них намного древнее. По одному из таких преданий основание монастыря относится ко времени византийского императора Константина Великого и матери его Елены, то есть к IV веку н. э.
Другая легенда, вероятно XVIII столетия, датирует основание монастыря V веком. И связывает это событие с Татианом, царем Иберии (Грузии). Считается, что Татиан, предприняв паломничество в Святую Землю, решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю.
Третье предание относит строительство монастыря ко времени правления императора Ираклия (610-641). Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий, прежде чем войти в Святой град, стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось в силу того, что там выросло Крестное древо – то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов. Сам Честной Крест, который Ираклий вернул из Персии в Святую Землю, был водружен на Голгофе. Ираклий же и повелел на выбранном месте построить монастырь.
Данные современной исторической науки не могут подтвердить достоверность преданий, связанных с основанием монастыря Святого Креста, хотя в преданиях и говорится о реальных событиях и лицах, сыгравших важную роль в истории Святой Земли и в особенности города Иерусалима византийского периода.
Святая Елена, мать императора Константина Великого, действительно посещала Иерусалим и наблюдала строительство Церкви Воскресения во Святом граде и Елеонской базилики на горе Олив (Елеонской горе). Однако нет никаких исторических доказательств связи ее имени с возведением других сооружений в Иерусалиме, в том числе и монастыря Святого Креста. А в более позднее время каждое почитаемое христианами место на Святой Земле связывали с именем святой Елены.
Присутствие иберийских монахов и паломников, в особенности царского рода, в Палестине в IV-V веках является историческим фактом, но не было найдено современных той эпохе доказательств существования партикулярного иберийского монастыря, посвященного Святому Кресту, находящегося в окрестностях Иерусалима.
Исторически не подтверждается и тот факт, что иберийские цари Татиан и Мириан посещали Святую Землю. Кроме того, даже существование у иберийских правителей в V веке имени Татиан сомнительно. В противоположность им, имена византийских императоров Юстиниана и Ираклия тесно связаны с историей христианских святынь и с основанием церквей и монастырей на Святой Земле. Так что упоминание их имен в приведенных выше преданиях исторически обосновано.
|
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме |
/p>
Легенда, относящаяся к святости земли, на которой стоит монастырская церковь, не менее интересна. По легенде, церковь была построена на месте, где выросло древо Креста. До XV века паломники могли видеть позади алтаря монастырской церкви и то место, где это дерево росло, и часть его ствола. Сегодня это место находится внутри капеллы, пристроенной с северо-восточной стороны храма.
О преданиях, связанных с древом Креста и монастырем, говорится в церковных источниках, в путевых заметках паломников и описаниях Святой Земли начиная с XII века. Тем не менее известно, что первоначальная, самая ранняя легенда относится к годам византийского владычества (IV-VII века). Впоследствии древнее предание записывалось с новыми добавлениями, пока в XVII веке не приобрело окончательной формы, имеющей хождение в наше время.
Согласно этому повествованию, история древа Креста началась еще в библейские времена, во времена праотца Авраама, которому Бог Сам явился в Мамвре в виде трех ангелов (см.: Быт., гл. 18). Тогда ангелы, следовавшие в Содом, оставили три своих посоха Аврааму. После истребления Содома и грехопадения Лота и его дочерей (см.: Быт., гл. 19), Лот, встретив Авраама, исповедовал ему свой грех, сказав, что будет искупать свое преступление. Авраам дал Лоту три посоха ангелов, велел ему посадить их в окрестностях Иерусалима и поливать водой из реки Иордан. Если посохи прорастут, грех Лотов против неба и Бога будет прощен. Лот исполнил все, что велел ему Авраам. Он посадил посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, носил воду из реки Иордан, боролся с сатаной, искушающим его в помыслах, поливал посохи. И они пустили побеги и выросли в триединое дерево – пинию-кипарис-кедр.
Далее предание повествует о том, что это необыкновенное дерево упало во время царствования царя Соломона и постройки храма, но для строительства иудейского храма не пригодилось. Балки, сделанные из него, оказались не впору и были выброшены как проклятые и бесполезные. Позже из этих балок и был сооружен Крест Христов.
Другое древнее предание связывает монастырь Святого Креста с сосудами иудейского храма в Иерусалиме. Согласно ему, Велисарий, военачальник византийского императора Юстиниана, захвативший в 536 году Рим, вывез оттуда сосуды, хранившиеся как военная добыча римлян, разрушивших Иерусалимский храм. Их поместили в огромной, построенной Юстинианом в Иерусалиме церкви, посвященной Богородице, которая известна как «Новая церковь». Во время персидского нашествия 614 года сосуды спрятали в монастыре Святого Креста. В 796 году арабы-мусульмане напали на монастырь и убили всех монахов, так что место, где сокрыты сосуды, остается неизвестным до сих пор.
История монастыря в V-X веках
Сегодня не приходится сомневаться в том, что монастырь Святого Креста был основан в византийский период истории Иерусалима. Соединение сведений из рукописных источников с археологическими находками позволяет с большой точностью определить начало монастырской истории.
Так, монастырь упоминается наряду с другими обителями, расположенными в окрестностях Иерусалима, в одной из рукописей библиотеки Иерусалимской Православной Церкви, содержащей сведения о положении этой Церкви в VI-VII веках.
А недавно археологи обнаружили новые доказательства. С 1969 по 1973 год Иерусалимская Патриархия провела крупномасштабные работы по реставрации монастырских сооружений. Программа работ включала в том числе и консервацию мозаичных полов в монастырской церкви (Кафоликоне): мозаики были целиком удалены со своего основания, смонтированы на новую твердую основу и после реставрации положены на прежнее место. Это дало возможность провести некоторые археологические исследования, зафиксировав образцы найденной сохранившейся мозаики пола.
Большей частью эти находки были фрагментами раннего мозаичного пола, который может быть датирован VI веком н. э. Фрагменты этого древнего пола были обнаружены в диаконнике и жертвеннике, и их общее расположение дает основание полагать, что план первоначального здания, которому они принадлежали, был сходен с планом церкви в настоящее время.
Следовательно, у нас есть и археологическое доказательство для определения начальной стадии строительства монастыря, который мог быть построен в годы византийского управления Святой Землей. Был ли монастырь основан в годы царствования императора Юстиниана (527-565) или императора Ираклия (610-641), с достоверностью узнать нельзя: известно, что в правление обоих императоров в Святой Земле было основано и построено множество монастырей и церквей.
Но при византийском императоре Юстиниане именно в Иерусалиме и его окрестностях шло активное строительство новых и восстановление прежних церковных и монастырских построек. Поэтому можно предположить, что выделение средств на закладку монастыря и строительство монастырской церкви было сделано еще при Юстиниана, в VI веке. Следует учесть и то, что именно VI век был «золотым веком» монашества в Святой Земле.
Последующая история монастыря Святого Креста схожа с историями других монастырей Палестины.
При вторжении персов в 614 году были разрушены многие церкви и разорена большая часть монашеских общин, а тысячи иерусалимских жителей-христиан безжалостно вырезаны. Конечно, монастырь Святого Креста, расположенный всего лишь в нескольких километрах от Иерусалима, вряд ли избежал участи большей части палестинских обителей и, скорее всего, был также опустошен и заброшен.
Захваченные палестинские земли были освобождены лишь после победного завершения войны Византии с персами в 629 году. Ираклий и его армия прошли по Палестине победным маршем, освободили пленных. Захваченный персами Крест Господень был возвращен в Палестину и воздвигнут на прежнем месте – на Голгофе. Прежде чем покинуть Иерусалим, Ираклий отдал распоряжение патриарху Иерусалима Захарии восстановить разрушенные церкви и монастыри на средства императорской казны.
Можно предположить, что в план восстановления был включен и монастырь Святого Креста. Вполне вероятно и то, что император мог отдать особые распоряжения именно о монастыре Святого Креста, так как военная кампания против персов имела характер крестового похода, а одной из главных ее целей было возвращение святого Креста Господня. Восстановление монастыря могло быть выражением благодарности императора святому Кресту за благоприятный исход войны против Персии.
Спустя несколько лет, в 638 году, Палестину и Иерусалим захватили арабы. Арабское нашествие стало началом периода тяжелых испытаний для христиан Палестины.
Отрыв Палестины от Византии и христианского мира, экономический упадок, репрессии арабских завоевателей против христиан, дикие набеги сарацин и других арабских племен на монастыри – все это стало причиной разрушения и запустения большинства христианских обителей Святой Земли. Из соображений безопасности небольшое число оставшихся монахов были вынуждены обосноваться в крупных городах, исполняя монашеские обеты в безмолвном терпении.
Притеснения христианского населения Палестины арабскими завоевателями стало особенно жестоким в конце X – начале XI веков, в период правления аль-Хакима, халифа из династии Фатимидов (996-1021). В 1009 году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство церквей и монастырей, в том числе и храм Воскресения, и возобновлены жестокие гонения на христиан.
Монастырь Святого Креста, скорее всего, также был полностью разрушен, а если и нет, то, по крайней мере, опустошен настолько, что стал непригодным для проживания в нем и оказался заброшен.
Иерусалим (монастыри)
Содержание
Мужской монастырь Святого Креста (Иерусалим) [ править ]
Монасты́рь Свято́го Креста́ (ивр. מנזר המצלבה, груз. ჯვრის მონასტერი, греч. Ιερά Μονή του Τιμίου Σταυρού) — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, расположенный в Иерусалиме, Израиль. Один из знаменитейших монастырей в Святой земле. Его называют обителью грузинской славы или обителью во имя Святого Креста. В его стенах некогда жил грузинский поэт Шота Руставели. Точное время основания монастыря неизвестно.
Согласно старинному преданию на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня.
В настоящее время по решению Патриарха Диодора, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем.
Адрес: Иерусалим, Givat Ram Rehavia Valley.
Проезд: на автобусах №№ 18, 31 или 32 из Нового города или № 19 от Яффских ворот. Выйти на первой остановке, ул. Харав Херзог (Harav Herzog), далее по дороге вниз.
Монастырь Марии Магдалины (Иерусалим) [ править ]
Монастырь св. Марии Магдалины — женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова. Юрисдикция: Русская православная церковь заграницей.
Строительство храма в память императрицы Марии Александровны было предложено начальником РДМ в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Он же предложил участок для возведения церкви на склоне Елеонской горы и вскоре, к осени 1882 года, земля была куплена. Архитектор Д. А. Гримм составил проект и церковь была заложена 21 января 1885 года. Вело строительный проект Императорское православное палестинское общество под наблюдением и руководством строительства архимандрита Антонина. Сами работы по строительству храма вели известные Иерусалимские архитекторы Конрад Шик, а затем Георгий Франгия. На сооружение храма царь Александр III внёс 100 тысяч рублей, его четыре брата — по 15 тысяч; великая княжна Мария Александровна — 5 тысяч рублей. Патриарх Иерусалимский освятил храм 14 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Адрес: Gethsemane Convent P.O. Box 19238 Jerusalem 91191, Israel
Телефон: 972-2 / 628-4371
Горненский монастырь [ править ]
Го́рний или Го́рненский Казанский монастырь — православный русский женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Русская Православная Церковь). Расположен в Эйн-Кареме, 7 км. на юго-запад от Старого города Иерусалима (Израиль).
Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, т.е. находящейся на горах.
В обители около 60 сестёр. Настоятельница монастыря с 1991 года — игумения Георгия (Щукина).
Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем
Монастырь Святой Анны (Иерусалим) [ править ]
Монастырь Святой Анны (монастырь святых Иоакима и Анны) — православный греческий монастырь, расположенный на месте дома праведных Иоакима и Анны, где родилась Дева Мария и приняли упокоение святые родители Богородицы. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Монастырь расположен он к северу от Иерусалимского Храма, вблизи ворот, выходящих в сторону Гефсимании и называемых Овчими, Львиными или Стефановыми (потому что именно через эти ворота вывели первомученика Стефана, чтобы побить камнями).
Монастырь расположен он к северу от Иерусалимского Храма, вблизи ворот, выходящих в сторону Гефсимании и называемых Овчими, Львиными или Стефановыми (потому что именно через эти ворота вывели первомученика Стефана, чтобы побить камнями).
Адрес: 21, Lion’s Gate str., Old City, Jerusalem
Проезд: От Львиных ворот пройти по ул. Lion’s Gate около 50 м
Женский монастырь святого Онуфрия Великого (Иерусалим) [ править ]
Монасты́рь Ону́фрия Вели́кого — православный греческий женский монастырь в Иерусалиме (в местности Акелдама, Восточный Иерусалим), в Израиле. Основан в память того что здесь в IV веке жил и молился преподобный Онуфрий Великий. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.
Монастырь расположен в Иерусалиме (точнее сказать, в южной части Восточного Иерусалима), на узкой террасе в юго-восточной части долины Гинном, примерно в 150 метрах от того места, где эта долина примыкает к долине Кедрон, на северо-восточном склоне горы Злого Совещания.
Адрес: Израиль, Иерусалим, Акелдама
Женский монастырь Великой Панагии (Иерусалим) [ править ]
Монахи Спудеи назывались те, кто составили особенный орден, дело которого был служение Храмов страстей Спасителя, т.е. Голгофы и Пресвятого Гроба Господня и также Храма Воскресения Господня, и в них непрерывная молитва. Возведением Монастыря «Великой Панагии» и их собранием Патриархом Илией, этот монашеский орден вошел с тех пор под непосредственное наблюдение, защиту и опеку каждого Патриарха Иерусалимского.
Адрес: Иерусалим, Старый город, Aqabat Khann el-Aqbat, 5.
Проезд: От Яффских ворот чуть прямо и налево по ул. св. Георгия. Первый поворот направо в сторону Храма Гроба Господня.
Мужской монастырь Входа Господня в Иерусалим (Виффагия) [ править ]
Виффагия (ивр. «бейт паги» — «дом смокв») — небольшое селение на склоне Елеонской горы, примыкающее к Вифании. Ныне часть Иерусалима. Из Виффагии было начато торжественное шествие Господа Иисуса Христа в Иерусалим. В Виффагию апостолы привели Спасителю ослицу и осленка. В ее окрестностях Христос проклял неплодную смоковницу. Окрестности Виффагии были покрыты фиговыми деревьями (смоковницами), плоды которых созревают ранее других, это и дало название селению.
На одном из холмов Виффагии расположен греческий православный мужской монастырь в честь Входа Господня в Иерусалим. Там находится сень над условным камнем, где Спаситель воссел на осла. От этого монастыря в Вербное воскресенье начинают крестный ход, повторяющий путь Спасителя в Иерусалим.
Адрес: Bethphage, Olive Mt. Jerusalem, Israel
Проезд: С вершины Елеонской горы пройти мимо места Вознесения к католическому монастырю «Отче Наш» (Pater Noster), повернуть налево. Спуститься по дороге вниз. На развилке, не доходя до еще одного католического монастыря в Виффагии, пройти по левой дорожке. Греческий храм будет виден выше по склону.
Монастырь Малая Галилея на горе Елеон [ править ]
Монастырь Малая Галилея или монастырь Мужей Галилейских представляет собой довольно большой участок земли на самой вершине Елеонской горы с большой оливковой рощей. Там располагается резиденция Патриарха Иерусалимского и большой двухэтажный храм. На территории участка имеется ещё один небольшой храм в честь Благовещения Божией Матери архангелом Гавриилом за три дня перед Успением. В большом храме находится также усыпальница иерусалимских патриархов.
Монастырь принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Адрес: Ruba el-Adawiya st., Olive Mt., Jerusalem, Israel
Проезд: На центальной улице Масличной горы, приблизительно посередине между русским Вознесенским монастырем и немецкой больницей Августа-Виктория (там и там находятся самые высокие колокольни Иерусалима).
Мужской монастырь Илии Пророка (Иерусалим) [ править ]
Мужской монастырь Илии Пророка находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Впервые этот монастырь упоминается западными паломниками около 1160 года. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.
С монастырем Илии пророка связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь прав. Иосифу явился во сне ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф 2. 2) (RaptТpouloj. 1996. S. 140-141).
Адрес: Израиль, Иерусалим, Хевронское шоссе
Проезд: Из центра Иерусалима или от Центральной автобусной станции автобусами 71, 72, 74, 75, 30 до остановки у бензозаправки «Алон» (таханат делек Алон) перед поворотом налево в район Хар-Хома (Хомат Шмуэль). Далее пешком 500-700 м по ходу автобуса вдоль Хевронского шоссе. Монастырь будет виден слева.
Мужской монастырь Симеона Богоприимца в Катамонах [ править ]
Православный мужской монастырь и храм на месте дома святого праведного Симеона Богоприимца расположены на вершине холма в северной части Катамона, одного из респектабельных районов современного Западного Иерусалима. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Монастырь Симеона Богоприимца в настоящее время окружен большим парком со множеством сосен и кипарисов в местности, известной как Гиват Ораним.
Храм Симеона Богоприимца в Иерусалиме, огороженный высоким забором и утопающий в зелени вечнозеленых деревьев, едва виден издали.
Адрес: Иерусалим, Катамон, ул. Маале Зеев
Проезд: К юго-западу от Старого города, парк Корет, Катамон
Монастырь Стефана Первомученика (Иерусалим) [ править ]
Современный монастырь святого Стефана Первомученика был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием на развалинах древнего храма. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Адрес: Derekh Yerikho, Jerusalem
Проезд: Выйти из старого города через Львиные (Стефановы) ворота, спустится до пересечения с Иерихонской дорогой и повернуть направо до перекрестка.
Монастырь святого Модеста (Иерусалим) [ править ]
История монастыря святого Модеста насчитывает, по меньшей мере, полторы тысячи лет. В настоящее время обитель преимущественно закрыта, в ней изредка совершаются богослужения. Монастырь находится примерно в километре к югу от горы Сион, через «Долину Енномову», на вершине горы, называемой ныне холмом Ханании (Гиват-Ханания), на высоте 777 м над уровнем моря. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.
По имеющейся информации, при поддержке российских благодетелей в 90-е годы монастырский храм был приведен в относительный порядок, но сейчас монастырь закрыт и стоит как бы на консервации. Возможно, изредка там совершаются богослужения.
Адрес: Иерусалим, Гиват Ханания (Абу Тор), ул. Аминадав угол ул. Ишай.
Проезд: Городскими автобусами 7, 8, 30, 74 до остановки Хевронская дорога 2 (Дерех Хеврон «бет»). Остановка напротив дома 51 по Хевронской дороге. Перейти дорогу и идти против движения автобуса, на север, 100-150 м. Перед домом 37 свернуть направо и подниматься 250-300 м по ул. Аминадав. В конце подъема, напротив дома 14, улица упрется в ворота монастыря. Ворота, с большой долей вероятности, будут заперты. Следует повернуть направо, на ул. Ишай и идти по ней до первого поворота налево, на ул. Авигаиль. Пройдя около 50 м по ул. Авигаиль повернуть в открытые ворота налево. Ворота также монастырские, однако территория непосредственно за ними явочным порядком перестала быть монастырской: слева за воротами частный жилой дом, справа несколько поодаль – еще два, прямо – синагога. Синагогу следует обойти с любой стороны, и турист окажется, наконец, собственно на монастырской территории.
Женский монастырь Евфимия Великого (Иерусалим) [ править ]
Монастырь Евфимия Великого ранее служил подворьем лавры святого Евфимия (развалины которой обращены в мечеть Наби-Муса). Принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Адрес: 2, Sayyada str., Jerusalem
Проезд: От Яффских ворот идти на ул. St. Francis rd. Свернуть в переулок Sayyada str. Рядом с монастырем Малой Панагии Сайданайи.
Монастырь Екатерины (Иерусалим) [ править ]
Адрес: 2, Ar-Rusul, Jerusalem
Проезд: От Яффских ворот идти по ул. Greec Catholic Patriarhate, затем по Casa Nova. На развилке идти направо по ул. Francis rd., повернуть налево на Ar-Rusul str.
Монастырь Пантелеимона и Кирилла Иерусалимского (Иерусалим) [ править ]
Адрес: Latin Patriarchate str., Old City, Jerusalem
Проезд: От Яффских ворот следует пройти по ул. Latin Patriarchate мимо гостиницы «Gloria», затем повернуть направо на гостиничную парковку. Монастырь находится сразу за парковкой, в переулке, соединяющем улицы Latin Patriarchate и Greec Catholic Patriarchate.
Монастырь святителя Спиридона Тримифунтского (Иерусалим) [ править ]
По преданию Иерусалимской Церкви уже в XI веке в Иерусалиме существовал монастырь святителя Спиридона Тримифунтского. Он расположен в христианском квартале Иерусалима (в старом городе, неподалеку от Дамасских ворот). В современном виде монастырь существует с XVII века. Так же датируется и большинство икон в иконостасе монастырского храма. Храм имеет два престола: свят. Спиридона и св. Маркеллы Кипрской.
Из храмовых святынь особо почитаются: камень, на котором по преданию сидел Спаситель во время проповеди во Втором Иерусалимском храме и образ святого на стекле, чудесно появившийся во время явления святителя Спиридона предыдущему настоятелю монастыря иеромонаху Софронию. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Адрес: 33, Al-Jabsha, Jerusalem
Проезд: От Дамасских ворот пройти по ул. Domascus Gate rd., на развилке у Khan Ez-Zeit свернуть направо в узкий переулок Al-Jabsha.
Мужской монастырь священномученика Харалампия (Иерусалим) [ править ]
Мужской монастырь священномученика Харалампия находится на пути Мученичества, которым следовал Христос. На месте монастыря было совершено последнее стояние Христа прежде Голгофы. Во Святом Храме есть осудительное решение Пилата о крестном осуждении Господа.
В настоящее время монастырь действующий, в нем совершаются богослужения.
В четверг 10-го / 23-го февраля 2017 Патриархатом отмечался праздник Святого Священномученика Харалампия в его святом монастыре, соседнем к храму Воскресения к северу в конце Пути Мученичества.
Адрес: 44, Al-Khankqa ascent, Old City, Jerusalem
Проезд: От Яффских ворот пойти по ул. Давида, затем по ул. Христианского Квартала мимо Храма Гроба Господня до ул. Франциска и повернуть направо.
Мужской монастырь святого Никодима (Иерусалим) [ править ]
Мужской монастырь святого Никодима находится на месте дома законоучителя, помогавшего в Погребении Господа. Этот монастырь, по разным версиям, построен на месте дворца Ирода Антипы, темницы Петра (Деян. 12:7-12), а по арабски называется «Дейр эль-Адас» («Чечевичный» монастырь), поскольку в нём показывается огромный медный котёл, в котором варили чечевицу для строителей Храма Воскресения (Гроба Господня). Греческий монастырь, относящийся к Иерусалимскому Патриархату.
Адрес: 15, Al-Adas court, Jerusalem
Проезд: Двигаясь вглубь Старого города от Львиных ворот, на перекрестке улиц Via Dolorosa и Nun’s asc. повернуть направо в крытый переулок, затем опять направо в первый узкий переулок.
Монастырь Сретения Господня (Иерусалим) [ править ]
Адрес: 4, Sayyada str., Jerusalem
Проезд: От Яфских ворот идти на ул. St. Francis rd., свернуть в переулок Sayyada str.
Женский монастырь святых Феодоров (Иерусалим) [ править ]
Адрес: Fresers Rd., Old City, Jerusalem
Проезд: От Яффских ворот свернуть налево по ул. Casa Nova. На Y-образном перекрестке с ул. St. Francis Rd. идти левее на ул. Fresers Rd. Соседнее здание с гостиницей Casa Nova.
Мужской монастырь Архангела Михаила (Иерусалим) [ править ]
Вблизи храма Гроба Господня, несколько севернее от него, в узких старинных улочках Христианского квартала Старого города Иерусалима за высокими стенами и узкими вратами сокрыт от посторонних глаз греческий православный монастырь Архистратига Божия Михаила. Предания доносят до нас Библейскую славу этого места, как того самого, где Господь остановил руку Архангела Михаила, посланного Им в Иерусалим чтобы истребить город. Здесь же по преданию одно из альтернативных мест нахождения гумна Орны Иевусеянина над которым между небом и землей стоял Архангел Михаил с обнаженным мечем.
Монастырь многие годы служил в Иерусалиме убежищем монахам пустынного монастыря Саввы Освященного, притесняемых сарацинами, и был до второй половины XVIII века местом церковного служения для Русской Православной Миссии.
Адрес: 9, St.Francis rd, Old City, Jerusalem
Проезд: От Яффских ворот по второй улице налево до Casa Nova str., затем направо по ул. St.Francis rd.
Александровское подворье в Иерусалиме [ править ]
Це́рковь Свято́го Алекса́ндра Не́вского в Иерусалиме — русский православный храм в комплексе Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима. В храме служат священники РДМ РПЦЗ и РДМ МП по предварительной договорённости.
Адрес: Orthodox Palestinian Society 25 Dabbagha Street P.O.Box 991 91009 Jerusalem Israel
Монастырь Вознесения Господня (Иерусалим) [ править ]
Монастырь Вознесения Господня — православный русский женский монастырь на вершине Елеонской горы в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Находится в ведении Русской Духовной Миссии РПЦЗ, которая здесь и расположена.
В 1930 году в обители было около 300 сестер, затем их количество постепенно сокращалось, и в середине 1990-х годов в монастыре подвизалось около 50 монахинь и послушниц, а сам монастырь на тот момент был самым крупным в РПЦЗ. В настоящее время в монастыре 46 насельниц, среди них русские, арабки, румынки, эстонки, немки и австралийки.
29 августа 2006 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла) возглавил торжества, посвященные 100-летию Спасо-Вознесенской женской обители на святой горе Елеонской. К концу Божественной литургии прибыл Патриарх Иерусалимский Феофил III с членами Священного Синода Иерусалимского Патриархата и Свято-Гробского братства.