игра как средство и способ обучения дошкольников

Игра как средство обучения

игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть фото игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть картинку игра как средство и способ обучения дошкольников. Картинка про игра как средство и способ обучения дошкольников. Фото игра как средство и способ обучения дошкольников Наталья Зубрей
Игра как средство обучения

ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ.

Воспитание всесторонней личности – главная задача педагогики. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития.

В раннем возрасте основой становления личности является предметно – игровая деятельность.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны, от которых зависит, насколько он буде впоследствии преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие,коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности ребёнка ;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятиях ребенок выполняет задания взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В игре ребенок сам стремится научится этому, что он еще не умеет.

Для решения поставленных целей и задач используются следующие виды игр,которые выполнят определенные функции:

1. Дидактические игры – развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ребенок познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от взрослого режиссирования, а от ребёнка – проговаривания.

4. Подвижные игры вырабатывают быстроту реакции, решительность, упорство, смелость и многие другие качества.

5. Конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр у детей развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.

игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть фото игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть картинку игра как средство и способ обучения дошкольников. Картинка про игра как средство и способ обучения дошкольников. Фото игра как средство и способ обучения дошкольниковДидактическая игра «Паровоз» как средство обучения дошкольников Дидактическая игра «Паровоз».Цель:Развивать представление о предметах и принадлежности их к одной группе. Развивать словарный запас. Весь.

Источник

Опыт работы: «Игра как средство и способ обучения дошкольников»

игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть фото игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть картинку игра как средство и способ обучения дошкольников. Картинка про игра как средство и способ обучения дошкольников. Фото игра как средство и способ обучения дошкольников Галина Макеева
Опыт работы: «Игра как средство и способ обучения дошкольников»

Организация игровой деятельности в ДОУ

Дидактические игры, психогимнастические игры Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) Народные игры

Задача: воспитывать познавательные интересы, стремление к преобразующей деятельности, развивать игровой опыт, формировать оптимальные взаимоотношения между собой и взрослыми

Реализация организационно-педагогических мероприятий в соответствии с социально значимыми событиями, происходящими

в ДОУ, семье в городе в стране

Задача: формировать представления о принадлежности к человеческому роду, интерес к миру взрослых, знание о жизни людей на земле, в своей стране, приобщать к социальному опыту и актуализировать опыт в реальной жизни

Организация деятельности детей и взрослых по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ и семье

Создание предметной среды Создание предметно- игровой среды Создание банка методических пособий

Задача: активизация самостоятельной деятельности, осознание ребенком себя как субъекта деятельности по накоплению социального и игрового опыта

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Тема: «Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» Составитель: Смагина Светлана Валерьевна Должность:.

Игра как средство обучения ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ. Воспитание всесторонней личности – главная задача педагогики. Успешное решение ее во многом зависит от начального.

Логико-математическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Мастер- класс на тему: «Логико-математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста». Педагог: Гордеева Светлана.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников» Часть 2 Часть 3 План работы. 1. Актуальность темы 2. Цели и задачи. 3. Теоретическая база. • Принципы • Основные формы общения • Методика.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 2 Часть 1 Часть 3 Структура работы Структура работы включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 3 Часть 1 Часть 2 Оформление развивающей среды. Эмоциональный комфорт ребёнка – немаловажный аспект внимания педагогов детского сада. Маленькие.

Опыт работы на тему «Моделирование игровых ситуаций в процессе обучения конструированию дошкольников с нарушением интеллекта» Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников» «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с.

Источник

Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста

игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть фото игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть картинку игра как средство и способ обучения дошкольников. Картинка про игра как средство и способ обучения дошкольников. Фото игра как средство и способ обучения дошкольников Элина Шахова
Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали ее значение для психического развития детей. Так, А. С. Макаренко неоднократно указывал на решающее влияние игры в формировании личности ребенка и рассматривал ее как мощный способ воспитания коллективизма, воли, практических навыков. Однако, по его мнению, игра эффективна лишь в том случае, если ребенок активно строит и комбинирует человеческие взаимоотношения.

В современной педагогической теории выделяют несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка дошкольника:

– первая группа – предметные игры, как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки, предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир людей и животных;

– вторая группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические.

Так, главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет – сфера действительности, которая воспроизводится детьми.В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: игры на бытовые сюжеты («дом», «семья» и т. д.); игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, почта и т. д.); игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.); игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач.

Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного персонажа и отражение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры являются незаменимым средством получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, поскольку они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально-волевых качеств.

Дидактические игры – игры, которые специально созданы или приспособленные для целей обучения. По мнению Я. Д. Коменского, именно дидактическая игра является эффективным средством умственного развития ребенка, но только тогда игру можно назвать дидактической, когда познавательный элемент тесно связан с элементом заинтересованности. Использование в процессе обучения дидактических игр, по его мнению, способствует получению ребенком определенных знаний, формированию у него умений и навыков, способствует развитию мышления, развивает волевые качества.

Первоначальная цель дидактической игры в обучении старших дошкольников, состоит в том, что бы включить таких детей в непосредственную образовательную деятельность. Дидактическая игра, является одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес детей к изучению чего-то нового, на первый взгляд не понятного детям. Игра побуждает у ребенка интерес к познанию новых явлений окружающей действительности. При включении детей в игровую ситуацию, интерес к образовательной деятельности возрастает, изучаемый материал становиться доступным. Несмотря на то, что дидактическая игра это не основная форма изучения нового материала дошкольниками, она все-таки, является частью образовательного процесса. Дидактические игры способствует формированию фонематического восприятия слова, расширяет кругозор детей, активирует аналитико-синтетическую деятельность, а главное стимулирует речь и развивают мышление. В результате этого у детей появляется интерес к изучению новых знаний.

Ценность дидактических игр как средства развития у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что в таких играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Дидактические игры содействуют развитию у дошкольников данной категории ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Использование дидактических игр дает возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач.

Учитывая вышесказанное, дидактические игры, которые в работе со старшими дошкольниками,можно сгруппировать следующим образом:

1.Игры с предметами:

– игры с реальными предметами, с помощью которых дети получают новые знания об окружающей действительности,например: «Найди пару», «Что лишнее?», «Подбери предмет по цвету»;

– игры на замещение предметов – формируют у детей старшего дошкольного возраста умение выполнять действия замещения, подбирать к заместителям соответствующие им предметы;

– игры на создание новых образов – обозначение предметов при помощи заместителей и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов. Они также требуют самостоятельного придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий;

– игры на анализ предметов и на выделение пространственных отношений – направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. Основное значение при выполнении таких заданий имеет понимание детьми связи между моделями и представленными в них объектами, умение учитывать эту связь и использовать ее в собственных действиях.

2. Игры с природным материалом всегда вызывают у детей старшего дошкольного возраста желание играть, поскольку в них используют предметы природы (овощи, фрукты, семена, камни и т. д). Однако необходимо помнить, что в игры с природным материалом лучше всего играть на природе, потому что окружающая природа – лучшая наглядность, например, такие игры,как: «Каждому камешку свой домик», «Угадай дерево», «Собери букет», «Что лишнее?» и др.

3. Настольно-печатные игры, при помощи которых решаются различные развивающие задачи обучения детей,а именно: закрепление знаний о пространственном расположении на листе, о порядковом и количественном счете, нахождение сходств и отличий между предметами (картинками, развитие зрительного восприятия,например: «Домино», «Лото», «Ищи и найдешь», а так же различные игры с картинками. Перечисленные игры помогают детям, знакомится со свойствами и признаками предметов (величиной, формой, цветом, качеством, в них решаются задачи на классификацию, сравнение, установление последовательности, дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (форме, цвету, качеству назначению).

4. Словесные игры. Необходимо заметить, что словесные игры являются наиболее сложными для детей старшего дошкольного возраста, поскольку требуют активизации многих психических процессов. Такие игры построены на словах и действиях и опираются на уже имеющиеся у детей знания о предметах и явления окружающей действительности, например,игры: «Назови ласково», «Угадай по голосу», «Опиши предмет», «Угадай по описанию», «Третий лишний», «Какой звук?», составление рассказа по «Серии сюжетных картинок». Ценность таких игр заключается в том, что они способствует развитию речи детей, расширяют и активизируют словарный запас, формируют грамматическую сторону речи и правильное звукопроизношение, развивают связную речь, как диалогическую, так и монологическую.

Так, в процессе проведения игры «Угадай по описанию» педагог предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном или игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный. Это … (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

Составление рассказа по «Серии сюжетных картинок» способствуют формированию у детей старшего дошкольного возраста умения устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Решение задач в образовательном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми старшего дошкольного возраста происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машинку в гараж», в которые непосредственно включены разнообразные образные проблемные ситуации.

Использование таких игр как «Что случилось?», «Кому какое угощение» дают возможность сформировать у детей старшего дошкольного возраста развития предпосылки для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

Для формирования понимания детьми внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов,необходимо использовать следующие игры: «Как достать шарик», «Дорисуй», «Чего не хватает?», «Сгруппируй» и другие.

Детей старшего дошкольного возраста следует учить выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать свои суждения.Этому способствуют такие игры как: «Волшебные картинки», «Что сначала, что потом». Эти игры развивают речь и наглядно-образное мышление дошкольников, а также учат детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста «Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста»Инструктор по физической культуре: Коробова И. Н. Сегодня я познакомлю Вас.

игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть фото игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть картинку игра как средство и способ обучения дошкольников. Картинка про игра как средство и способ обучения дошкольников. Фото игра как средство и способ обучения дошкольниковЛэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возраста В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Игрушка как средство воспитания чувств у детей дошкольного возраста Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все развитие детей также проходит через игру, через действия.

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Введение в действие Федерального государственного.

Консультация для педагогов «Игра как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» (практикум) Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию.

игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть фото игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть картинку игра как средство и способ обучения дошкольников. Картинка про игра как средство и способ обучения дошкольников. Фото игра как средство и способ обучения дошкольниковЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Педагогический проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Забава» Педагогический проект «Дидактическая игра как.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год. Группа «А» общеразвивающей направленности для детей от 5.

Источник

Игра как метод обучения и воспитания в детском саду.

игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть фото игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть картинку игра как средство и способ обучения дошкольников. Картинка про игра как средство и способ обучения дошкольников. Фото игра как средство и способ обучения дошкольников

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Игровая деятельность

игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть фото игра как средство и способ обучения дошкольников. Смотреть картинку игра как средство и способ обучения дошкольников. Картинка про игра как средство и способ обучения дошкольников. Фото игра как средство и способ обучения дошкольников

Содержимое разработки

Игра как метод обучения и воспитания в детском саду.

«Игра порождает радость,

свободу, довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

коммуникативная: освоение диалектики общения;

самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Четыре главные черты присущие игре

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио­нальное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структура игры как деятельности

анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Структура игры как процесс –

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

реальные отношения между играющими;

сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра как метод обучения

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Типология педагогических игр по характеру игровой методике

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны­ми средствами передвижения.

Специфика игровой технологии

с различными средствами передвижения.

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Воспитателям в детском саду важно опираться на роль игры в воспитании. Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества. Только таким образом реализуется роль игры в воспитании.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.

Несмотря на большую роль игры в воспитании ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей.

Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности детей, помогать создавать дружный детский коллектив, т.е. максимально использовать роль игры в воспитании. Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Детская игра— средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра— вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим.

Игру можно понимать по разному:

— игра- особый вид человеческой деятельности;

— игра- средство влияния на играющих (так как она специально организуется и имеет определенную цель);

-игра- особый набор правил, требующих своего исполнения;

-игра- особый способ условного присвоения мира;

-игра- как форма педагогической деятельности.

В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:

1. эмоционально развивающая функция ;

6. функция самореализации— служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;

7. социокультурная функция— в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;

8. терапевтическая функция— может служить средством лечения психических расстройств человека.

Роль игры в воспитании в детском саду

Начиная организацию игры в детском саду, воспитатели опираются уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

Воспитателям в детском саду важно опираться на роль игры в воспитании. Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества. Только таким образом реализуется роль игры в воспитании.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.

Несмотря на большую роль игры в воспитании ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей.

Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности детей, помогать создавать дружный детский коллектив, т.е. максимально использовать роль игры в воспитании. Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

1. Бытовые (игры в семью, детский сад)

2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)

3. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности

Процесс игры у дошкольников требует включения воспитателя, но с разными целями, на разных уровнях развития отношений между детьми. Когда воспитатель входит в центр детской жизни – в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть ее с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой игры. Для ребенка овладение новой игрой означает получение нового опыта. Когда дети овладеют игрой, тогда мы скажем: «Теперь вы уже умеете играть сами». Взрослый в роли ценителя и советчика выступает тем чаще, чем больше у него контакта с детьми. Высказывать оценку следует дружески, избегая тона наставления, приказа.

Мы берем игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть подлинная жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно мы получаем большие возможности в воспитании детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров ЮЛ. Игра и труд. — М., 1973. Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. — М., 1979.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.

3. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г

4. Гуружапов ВА. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.

5. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.

6. Зимняя А. Н. Педагогическая психология — М., 2000.

7. Игры — обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.

8. Ильина ТА. Педагогика. — М., 1984.

9. Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 1989.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992.

11. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.

12. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развиваю­щие игры. — М, 1990.

13. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983.

14. Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева — М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. — 114 с.

15. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.

17. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985. – 163 с.

18. Яновская. М.Г. Творческая игра в воспитании младше­го школьника. — М., 1974.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *