игровые технологии обучения русскому языку

» Игровые технологии обучения на уроках русского языка «

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

А игры не будет, что ж тогда останется?

Очень часто мы замечаем, что пропадает интерес учащихся к учению, видим, как они замирают в тоске посреди урока. В чём дело? Может мы не смогли уберечь ребёнка от страха перед учёбой, перед трудностями? А может, быть сами что-то потеряли? Просто ушла радость, и началась «принудиловка».

Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши, кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на уроках в 5-8 классах я использую игровые технологии обучения, которые направлены на развитие творческой индивидуальности детей, носят учебный и воспитательный характер (приложение 16 «Использование игровых технологий в обучении»).

«Разнообразие-добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф.И.Буслаев. Игровой урок-это азарт, творчество, риск, полёт фантазии, освобождение от комплексов, штампов, скованности; это поиск, «езда в незнаемое»; это познание окружающего мира, себя и других…

Основными принципами таких уроков можно считать:

Отказ от шаблона в организации урока, от формализма в проведении.

Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

Педагогически целесообразная дифференциация учеников по учебным возможностям, способностям и интересам.

Развитие функции общения на уроке для обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.

Использование оценки не для подведения результата работы на уроке, а как стимулирующего средства

Требований к уроку с использованием игровых технологий всего три :

1)помнить о том, что содержание урока рождает его форму, а не наоборот; нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание-форма может не выдержать, и урок разрушится;

2)для каждой игры необходимо создавать соответствующее настроение;

3)верить в истинность происходящего и «играть» на полном серьёзе

Существует несколько классификаций игровых технологий:

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические.

На уроках русского языка и литературы игры бывают учебные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые, творческие.

Как и в традиционном уроке можно выделить 3 периода уроков с применением игровых технологий (особенно, если проводится большая игра на весь урок):

Игра как деятельность включает целеполагание, планирование, реализацию цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации

Элементы игровой деятельности на каждом уроке.

Проверка домашнего задания.

На этом этапе проводятся обучающие игры.

Закрепление, повторение, обобщение.

Во время этих этапов урока исчезает элемент новизны, учащиеся теряют интерес. Введение технологий обучения, поддерживающих его, очень полезно.

Основные цели игровых уроков:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных знаний и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения.

В возрастной периодизации детей (по Д.Б.Эльконину) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Поэтому особое внимание в работе уделено особенностям использования игровых технологий на уроках для учащихся данного возрастного промежутка.

Часто во время путешествий дети переходят от станции к станции, выполняя задания. При повторении материала о глаголе в 6 классе дети побывают на станции «Вид глагола», «Переходные и непереходные глаголы», «Спряжение глаголов», «Глагол-труженик», «Глагол-волшебник». Учащиеся вспоминают постоянные и непостоянные признаки глагола: проходят испытания, отвечая на вопросы и выполняя практические задания. Например, на станции «Спряжение» они отвечают на вопросы:

— Что такое спряжение?

— Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? Привести примеры.

— Определите спряжение глаголов: гонит, думаешь, стреляю.

— Во всех ли лицах глаголы 1 и 2 спряжения различаются по окончаниям?

— Образуйте от данных глаголов форму 3 лица мн. ч.: молоть, полоть, колоть. К какому спряжению они относятся?

— Работа по перфокартам: распределить в 2 колонки глаголы 1 и 2 спряжения, выписав их из пословиц: а) Правдой мир держится. б) Без ветра и трава не колышется. в) Мягко стелет, да жёстко спать. г) Сердце видит раньше глаза. д) Доброе дело само себя хвалит. е) За ветром не угонишься и т. д.

На станции «Глагол-волшебник» задания дифференцированные: учащимся 1 группы предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: «Вот, если бы я был волшебником…», а затем прочитать несколько вариантов написанного.

Дети 2 группы выполняют творческие задания развивающего характера: на станции «Глагол-труженик» подбирают пословицы, включающие глагол 2 лица ед. ч.

Ребята из 3 группы работают над разгадыванием кроссворда на станции «Занимайка».

На уроке в игровой форме были проверены знания учащихся о глаголе, выполнены практические и творческие задания, велась работа по развитию речи, обогащению словарного запаса, мыслительной деятельности учащихся. Многие задания были дифференцированными, выполнялись в группах.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Экскурсии можно проводить в разные города страны, в картинные галереи, в библиотеки и т.д. На таких уроках дети узнают много нового, они способствуют их интеллектуальному развитию. Урок литературы в 5 классе по теме «Сказки в иллюстрациях русских художников» познакомил детей с творчеством В.М.Васнецова, И.Я.Билибина, научил работать с картиной (приложение 17).

Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при систематизации изученного на уроках-зачётах, обобщающего повторения. Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Она используется для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также сформированности умений и навыков учащихся. Введение игрового сюжета позволяет привлечь активное внимание класса. Положительным является то, что основу урока составляют учебные тексты, связанные тематически, позволяющие развивать устную и письменную речь и носящие воспитательный характер. На таких уроках открываются широкие возможности использования компьютерной техники: мультимедийных средств обучения, созданных учителями и учениками презентаций.

Они проходят в содружестве с другими технологиями обучения. На уроке-экскурсии в 7 классе по теме: «Обобщение и систематизация сведений о деепричастии», были использованы элементы технологий дифференцированного, интегрированного и развивающего обучения, возможности применения интерактивных средств: компьютер, интерактивная доска (приложение 18: разработка урока и презентация к нему).

Дети самостоятельно готовили сообщения о художнике В.М.Васнецове и его творчестве. Рассказ сопровождался компьютерной презентацией. Работая над описанием картины «Алёнушка», учащиеся развивают навыки устной речи, воображение. Затронута эмоциональная сторона чувств ребёнка, формируется эстетическая культура общения.

— выборочно-распределительный диктант (с использование карточек);

— конструирование предложений (дифференцированная работа);

— работа с разноуровневыми перфокартами.

Классная дифференциация проводилась посредством отбора групп для обучения на разных уровнях на добровольной основе, с учётом развития познавательного интереса детей. Все задания построены по принципу: от простого к сложному, от коллективной работы к самостоятельной. При введении самоконтроля и самооценки (перфокарты) стала возможной самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Примечательно то, что каждый ученик получил в течение урока оценку. А разноуровневый подход к обучению позволил детям проявить себя и поверить в свои силы. К такому же типу следует отнести урок по теме «Числительное» в 6 классе: «Виртуальная экскурсия по родному селу» с применением средств ИКТ.

Урок русского языка в младших и средних классах очень выгодно отличается, если проводится в жанре сказки или в процессе его дети сами создают их. Всё будет зависеть от фантазии учителя и самих ребят. В сказке можно решать все проблемы: учебные и воспитательные. Детский ум, детская душа, детское сердце творит сказку непроизвольно. Он верит в волшебство. Сказка привлекает ребёнка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом. Замечаешь, что он не только воспринимает сказку, но и создаёт её, живёт в ней. Занимаясь литературной работой с детьми, мы опираемся на эту особенность детской психологии. К детям 5-6 классов можно войти и сказать: «Сегодня мы напишем сказку о птицах». И многие дети начнут тут же писать, потому что это их мир.

К примеру, при изучении предлогов в 7 классе предлагаю детям написать сказку на лингвистическую тему, и они всегда охотно откликаются. Можно организовать работу по группам: более слабые учащиеся получают карточки, где уже есть начало и следует продолжить сочинение. Там же могут быть написаны вопросы, помогающие учащимся в написании. Остальные ученики после предварительной беседы пишут сочинение самостоятельно, обращаясь к учителю лишь при затруднении. Следует напомнить детям, что в сочинении должны быть соблюдены особенности сказок и отражены грамматические признаки предлогов как части речи, введены правила их правописания.

Так ученица начала сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жила семья Предлогов. Все её члены носили титул Производных и очень этим гордились. Во главе этого благородного семейства стоял серьёзный предлог Вопреки. Его жена Благодаря была очень доброй женщиной. В семье их росло трое детей. Старший сын звался Несмотря, он был усерден в учёбе. Средний сын Наперекор был озорным, непослушным мальчишкой. Милее всех была маленькая дочка Согласно, нежное, ласковое создание. Родители хотели дать своим детям хорошее образование и воспитание, поэтому каждый день к ним приходил учитель – важный и умный педагог В течение.

Он преподавал им разные предметы, но больше всего обращал внимание на происхождение их семейства Производных предлогов» И дальше идёт повествование о том, как образуются производные предлоги, как они пишутся. И всё это в форме сказки. В таком виде правила усваиваются учениками быстрее и легче.

В лёгкой сказочной манере может идти рассказ о знаках препинания, их важности, о необходимости соблюдать правила орфографии. Причём надо так повернуть повествование, чтобы стало ясно: все знаки препинания и правила грамотного написания слов необходимы, ибо без них читать и понимать написанное будет невозможно – текст превратится в дремучий, непроходимый лес, в котором совершенно не видно смысла.

Сказки на лингвистические темы готовят учащихся к написанию более серьёзного сочинения в 9 классе на итоговой аттестации, проходящей в форме ЕГЭ, где особое место отведено сочинениям-рассуждениям на лингвистические темы.

Благодатный материал для сказочного урока таится в теме «Лексика». Можно объединить сказкой целую тему, сочинив занимательную историю с продолжением на последующих уроках. На планете Лексика ребята повстречаются с интересными жителями: неологизмами, диалектизмами, жаргонизмами и т. д. Они смогут посетить волшебные страны на материке «Словарь», побродить в поисках значения незнакомого слова, выяснить его происхождение, узнать правильное написание. А какие приключения могут произойти с ними, когда они забредут в страну Фразеология, где перепутались прямое и переносное значение устойчивых словосочетаний типа: «работать, засучив рукава», «водить за нос», «сесть в калошу» и т. д.

Без сомнения, дети проведут время на уроке с интересом и глубже усвоят тему. Сказочный элемент можно использовать и при объяснении нового материала, и при опросе, и при обобщении пройденного.

Велико значение сказки на уроках литературы. В процессе изучения различных сказок у детей возникает потребность самим выступить авторами произведений сказочного жанра. И надо дать им такую возможность: написать сказку и даже проиллюстрировать её. Часто такие сказки строятся по аналогии с прочитанными на уроке или ранее известными. В сказках учащиеся отражают свои жизненные наблюдения, герои борются со злом, которое замечают дети в жизни.

Сказка притягательна сама по себе, а если её создают дети, то замечательнее вдвойне. Это развивающее обучение творчеством. Она имеет очищающее воздействие.

Детям младшего школьного возраста важно увидеть результат своей работы поскорее, а если удачная работа помещена на стенде в классе, то они будут и дальше активно включаться в творческую работу. Игра становится трамплином для серьёзного занятия.

Урок-эстафета.

Эстафета часто используется как фрагмент урока. На уроках русского языка однотипные упражнения иногда утомляют учащихся, поэтому внимание начинает рассеиваться. В этом случае игра помогает вернуть работоспособность детей. При распределении слов по склонениям, спряжениям, родам, числам, частям речи, при работе со словарными словами учащиеся по вариантам попеременно записывают их на доску (1 вариант- 1 спряжения, 2- 2 спряжения) Ошибку исправляет следующий игрок, и так до тех пор, пока не будет выполнено задание. За шум во время работы начисляются штрафные очки или даётся дополнительное задание. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Вместо эстафетной палочки передаётся мелок.

Кроссворд достаточно часто используется на уроках русского языка и литературы. Он может быть предложен классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. В конце урока он может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки тогда, когда детям нужно дать минуту отдыха. Это позволяет переключить внимание, поддержать умственную активность детей на уроке.

Кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен ученикам в готовом виде, но и составлен самими детьми.

Часто такой вид работы я использую при прохождении темы «Лексика» в 5 классе. Дети учатся составлять кроссворды и работают над обогащением словарного запаса, учатся определять слово по его лексическому значению.

Можно при разгадывании кроссворда вспомнить правописание различных частей речи. Например, тех, которые заканчиваются на шипяший гласный (с ь или без ь знака): 1) имя существительное мужского рода, 2 склонения, обозначающее непромокаемое пальто (плащ); 2) краткая форма прилагательного жгучий (жгуч; 3)глагол совершенного вида без приставки, однокоренной со словом сжигать (сжечь) и т. д.

Пример кроссворда по теме «Лексика»

Задание: Заполните горизонтальные строчки словами с противоположным значением к указанным ниже, тогда в вертикальном столбике прочитаете общее название таких слов.

1. Горький. 2. Начинать. 3. Бури. 4. Рыхлый. 5. Трудолюбивый. 6. Короткий. 7. Свет.

Этой увлекательной игре может быть посвящен и целый урок. Примером служит урок, проведённый при повторении по теме: «Простое предложение», где, выполняя задания и отвечая на вопросы, дети одновременно заполняют строчки кроссворда. В результате они прочитают в выделенных клеточках название вида предложения по наличию главных членов (приложение 20).

И опять дети имеют возможность проверить свои знания, играя, и получить заслуженную оценку.

Использование шифра позволяет быстро найти слова, скрываемые за цифрами. Шифр: А В Г МО Т Р Н Я Л И

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

СЛОВА: ИВА, РОТ, ТОМ…

ГИМН, ТИГР, ТОРГ…

ГЛАВА, ТРАВА, ВЛАГА…

Даются задания на внимательность. Кто быстрее из каждой строчки выберет те буквы, которые не повторяются, и составит из них пожелание.

Источник

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальной школе на уроках русского языка

Волгоград – 2017 год

Глава 1. Игровые технологии в процессе обучения в начальной школе

1. 1. Игра как метод обучения……………………………………………………4

1. 2. Виды педагогических игр…………………………………………………. 6

2.1. Применение игровых технологий на уроках русского языка …………. 14

2.2. Возможность практического применения игровых технологий ….. ……20

Список использованной литературы…………………………………………. 24

АКТУАЛЬНОСТЬ: В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении.

ГИПОТЕЗА: Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе способствует успешному усвоению знаний учащихся.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Игровая технология в начальных классах.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс обучения с использованием игровых технологий в начальных классах на уроках русского языка.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Проанализировать использование игровых технологий в начальных классах на уроках русского языка.

— рассмотреть использование игры в качестве метода обучения в начальных классах;

— рассмотреть классификацию игровых технологий;

— проанализировать процесс использования игровых технологий в начальных классах;

— обосновать возможности практического применения игровых технологий в начальных классах.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Анализ теоретической литературы, эксперимент, научное наблюдение.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: МБОУ Медведевская СОШ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: Представленные материалы могут быть использованы учителями начальных классов и педагогами дополнительного образования.

Глава I . Игровые технологии в процессе обучения в начальной

Игра как метод обучения

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. Такому вопросу уделяли внимание следующие учёные: П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский. Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы М.Е. Бершадского, В.И.Боголюбова, В.В. Гузеева, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, В.Я. Пилиповского, А.Я.Савельева, а так же зарубежных авторов ( Л. Андерсон, Дж. Блок, и др.). [11]

1. совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;

2. логика, последовательность компонентов;

3. методы, приёмы, действия, операции;

4. гарантия результата. [3]

Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения.

Технологизация учебного и воспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода « производственно-технический процесс с гарантированным результатом»[3]

Так как в нашей работе речь идёт об эффективности учебного процесса в начальных классах, то нельзя обойти некоторые факты. Переход от дошкольного детства, где доминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». [10]

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

· в качестве самостоятельных технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

· как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

· в качестве технологии урока (занятия) или фрагмента;

— как технология внеклассной работы.

«Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр». [1]

Педагогическая игра в отличии от обычных игр обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.

2. Творческий, в значительной мере импровизационный. Очень активный характер это деятельности.

3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.

В структуру игры как деятельность органично входят:

а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

· Роли, взятые на себя играющими;

· Игровые действия как средства реализации этих ролей;

· Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

· Реальные отношения между играющими;

· Сюжет (содержание – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

1.2 Виды педагогических игр

Педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, учебно-познавательной направленностью.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет игровая форма занятий, которая создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций.

Дидактическая цель при планировании игры превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному (подробному) обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства;

в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сфере начального образования.

Игры следует разделить по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Классификация педагогических игр.

игровые технологии обучения русскому языку. Смотреть фото игровые технологии обучения русскому языку. Смотреть картинку игровые технологии обучения русскому языку. Картинка про игровые технологии обучения русскому языку. Фото игровые технологии обучения русскому языку

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

В) репродуктивные, продуктивные, творческие;

Г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают свободную игровую стихию и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры – драматизации.

Различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.

Попробуем рассмотреть более подробно технологию деловой игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирование обще учебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловой игры: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психодрамма и социодрама. [2]

Схематично технологию деловой игры можно представить следующим образом.

Общее описание игры;

Подготовка материального обеспечения.

Постановка проблемы, целей;

Групповая работа над заданием

Работа с источником;

Работа с игротехником.

Этап анализа и обобщения

Оценка и самооценка работы;

Выводы и обобщения;

Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Их можно разделить по мере возрастания и сложности на три группы:

· Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

· Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

· Условные, посвящённые разрешению например, учебных конфликтов и т.д.

По сути, ролевая игра является художественно-образным отражением тех или иных сторон, фактов, моментов жизни. Это одно из важнейших средств первичной социализации ребёнка, позволяющее расширить ролевой репертуар, отработать навыки ролевого поведения, овладеть ролевым этикетом и осознать его условность.

Детские ролевые игры – своеобразная антология сценарных вариантов жизни и моментов, определяющих ход сценарного действия.

Ролевая игра внесла вклад в развитие творческого и эстетического потенциала ребёнка, об изменении характера репродукции в игре и выработке навыков дедуктивного мышления, но нас интересует в данном случае прежде всего технология, т.е. принципы, приёмы и средства изображения в ролевой игре. [6]

Таким образом называя ролевую игру игрой, иметь ввиду, что это «игра в жизнь», т.е. искусство, способ расширения реального жизненного опыта человека новым, иллюзорным, но переживаемым и поэтому подобным опыту подлинному.

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы.

Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний, если

игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;

используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала;

четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

Глава II . Опытно-экспериментальная часть

2.1. Применение игровых технологий на уроках русского языка.

Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках.

Именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

Учебный материал используется в качестве ее средства.

В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

Как облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2)доступность для учащихся данного возраста

3)умеренность в использовании игр на уроках.

Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.

Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.

Словознайка. Различная работа со словом.

Знайка. На этой станции всегда изучается новый материал, обязательный для усвоения.

Прочитайка. Работа над правилом, закрепление его. При этом на доске вывешивается текст ( прозаический или стихотворный) и задание к нему.

Выбирайка. При закреплении материала предлагается несколько заданий на выбор.

Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.

Поиграйка. Грамматические игры.

Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.

Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.

Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.

Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.

Узнавайка ( «Знаете ли вы?»). Знакомство с растительным и животным миром, охрана окружающей среды, любопытные сведения из жизни выдающихся людей и т.п. Краткие сведения в связи с темой урока.

Из перечисленных станций на уроке использовать, конечно, не все, а лишь 5-7, в зависимости от изучаемой темы. Но учитель всегда имеет в запасе ту или иную станцию на урок. Названия станций написаны крупными буквами разного цвета на листах ватмана. На доске они держатся с помощью магнитов. Как только мы «проедем» очередную станцию, лист с названием убирается.

Использование творческой игры на уроках русского языка помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения – главная задача творческой игры. Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Можно также привлекать к этому и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время.

Так, например, существует игра, в которой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово (по заданным правилам).

Сначала надо возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кот, кора, кукла, кнопка и др.) Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части слова или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило и т.д. Когда данная игра будет освоена детьми, следует переходить на более сложный уровень. Предложить ученикам придумать свою игру, подобную данной, используя разное количество букв и разные буквы, например:

Листы, лопух, лаваш и др.

Осёл, коты, крот, очко и др.

Другая творческая игра, которую используем на уроках русского языка – «Лишнее слово». Нужно из целого ряда слов найти то единственное, которое отличается от остальных слов, объяснить, почему оно лишнее.

Гонит, ловили, кричит, выбросил, нагревает, встречает

а – ловили – единственный глагол множественного числа;

б – выбросил – единственный глагол прошедшего времени;

в – нагревает – глагол с приставкой;

г – встречает – глагол I спряжения;

д – гонит – глагол-исключение.

Эта игра полезна тем, что ученикам приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д. – что ведет к отработке перечисленных понятий.

Также к творческим играм можно отнести:

Какие слова живут в этих домиках?

игровые технологии обучения русскому языку. Смотреть фото игровые технологии обучения русскому языку. Смотреть картинку игровые технологии обучения русскому языку. Картинка про игровые технологии обучения русскому языку. Фото игровые технологии обучения русскому языку

Мы также используем различные перфокарты. Они помогают проверять знания учащихся, экономя время на уроке, активизируют самостоятельную работу детей. Мы стараемся творчески подойти к изготовлению перфокарт. Красочно оформленные в виде изображения какого-либо предмета (рыбы, топора, цыпленка и др.), такие перфокарты привлекают внимание детей, позволяют с большим интересом работать на уроке. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова, объединенные одной темой, использовать для творческих работ.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. Чтобы она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми и точно сформированными. Материал игры посилен для всех детей.

2. Дидактический материал прост и по изготовлению и по использованию.

3. Игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное участие все дети. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

Мы активно использую игровые технологии. Мы убедились, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока мы слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

По результатам анкетирования одним из самых трудных для детей учебных предметов является русский язык. А, следовательно, не всегда «интересным» для учащихся. Поэтому одной из важных задач для учителя является не только обучение русскому языку, но и привитие интереса к данному предмету. В этом ему могут помочь дидактические игры.

Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает усвоить знания, повысить эффективность урока. В пути мы делаем остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания, и, чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить. Во время путешествий ставим, прежде всего, учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, речи, творческого воображения, смекалки. Этому помогают игры: «Аквариум», «Освободи птичку», «Кто соберет в дорогу больше вещей», «Цирк», «Собери букет», «Пирамидка», «Магазин».

Мы подбираем такие игры или вношу в них изменения так, чтобы они способствовали развитию мышления, создавали ситуации проблемы, успеха, условия для дифференцированного обучения. Чтобы игра выполняла задачу художественного воспитания, мы применяем на уроках яркие красочные рисунки, художественно оформленные игрушки, демонстрационный раздаточный материал.

При подборе игр мы учитываем наглядно-действенный характер мышления, чтобы игра содействовала всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, общению со сверстниками и взрослыми, прививала интерес к учебным занятиям, формировала умение и навыки учебной деятельности, помогала ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, обобщать.

На уроках русского языка, мы, как и многие другие учителя, часто использую занимательные стихи, беседы, игры, загадки. Они оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить новые термины. Важным приемом (и одновременно условием) развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию. Ребенок должен быть уверен в том, что его нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены.

Проводя с детьми ту или иную игру, мы наблюдаем на протяжении многих лет своей педагогической деятельности, что игровые задания способствуют развитию у детей смекалки, находчивости, сообразительности. Кроме того многие игры требуют от учеников умения построить суждение, высказывания, свое умозаключение. Уроки, проведенные в форме игры, не только красивы и интересны, но и очень организованны, а дети на таких уроках воспитывают в себе умственные и волевые усилия – выдержку, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, организованность.

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе способствует успешному усвоению знаний учащихся.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимся в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка.

Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивы, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включения в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Они являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебным предметам. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *