игровые технологии социально психологического обучения

Игровые технологии социально психологического обучения

Игровые технологии социально-психологического обучения по-новому ставят вопрос о соотношении знаний, умений и навыков. Знания рассматриваются здесь не как исходные теоретические предпосылки успешной реализации деятельности, а как опыт, приобретаемый и накапливаемый человеком в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми, что придает ему личностную окраску, делает эмоционально насыщенным, обобщенным и структурированным.

Отечественной наукой сформулированы следующие основные психолого-дидактические принципы реализации игровых технологий в целях социально-психологического обучения в системе общего среднего, высшего специального или вузовского образования, системе повышения квалификации специалистов, психологической помощи и поддержки населения.

1. Игровые технологии служат дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического, а также профессионального) мышления, выражающегося в способности к анализу возникающих ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для обучающихся задач. Это достигается конструированием (на этапе разработки) и реализацией (в процессе игры) системы проблемных ситуаций и познавательных задач.

2. Предметным содержанием игры выступает имитация конкретных условий и динамики деятельности и взаимодействия, характера активности и отношений занятых в нем людей, проблемы и ситуации, возникающие по их ходу. Достигается это посредством игрового моделирования, где модель служит средством воссоздания объективной реальности и инструментом конструирования адекватной ей психологической реальности в сознании участников.

3. Игровые технологии являются двухплановыми по своей целевой направленности, то есть способствуют достижению игровых и образовательных (учебных) целей, при доминирующей роли последних.

4. Игровые технологии реализуются как форма совместной деятельности участников учебного процесса в ходе постановки профессионально и личностно значимых целей, принятия и воплощения соответствующих индивидуальных и групповых решений. Совместная деятельность имеет характер ролевого взаимодействия, развертываемого в соответствии с предписанными или принимаемыми в ходе игры правилами и нормами. Выполнение участниками игровых правил, подчинение «нормам» заданных отношений и действий становятся обязательными условиями развертывания игрового взаимодействия, регуляции деловых и межличностных отношений, возникающих по ходу этого взаимодействия.

5. Основным способом включения участников игры в совместную деятельность и одновременно способом создания и разрешения игровых проблемных ситуаций является общение, обеспечивающее возможность выработки индивидуальных и групповых решений, достижение промежуточных и конечных результатов.

Реализация этих принципов позволяет осознанно конструировать и применять операционные игры как средство обучения специалистов и формирования их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной коммуникативной компетентности.

Источник

Игровые технологии обучения. Принципы, содержание и формы обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

История развития игровых технологий обучения

Игровая технология обучения – это форма организации учебного процесса, основанная на преобразовании ситуаций, содержащих социальный опыт жизнедеятельности, в заданные условия.

Игра, как технология обучения, имеет древнее происхождение. Игры появились еще в Древнем мире и использовались в качестве развлечения и развития подрастающего поколения. Кроме того, играм придавалась религиозная значимость и политический аспект. Например, древние греки считали, что игра имеет божественный характер. Игры созданы богами и являются единственным возможным способом проведения досуга.

Существовало большое количество народных игр. Все они были ориентированы на передачу социального опыта подрастающему поколению, а следовательно, носили воспитательный и развивающий характер.

Что касается использование игры, в качестве технологии обучения и ее утверждения в педагогической практике, то можно отметить, что это произошло в СССР В 1932 году. Игра, стала ведущим методов обучения дошкольников, а также, игровые технологии обучения стали активно применяться в высшем профессиональном образовании.

Игровые технологии, как основа организации образовательного процесса, были исследованы в трудах К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Э. Берна, Ж.-П. Сартра и других ученых.

На современном этапе развития общества, игровые технологии лежат в основе обучения и воспитания подрастающего поколения. Их использование в педагогическом процессе обусловлено принципом активности обучения. Поскольку, он является ведущим дидактическим принципом, то образовательный процесс, строится в опоре на него. Игровые технологии, способствуют мотивации к познанию и развитию подрастающего поколения, а потому, становятся ведущей педагогической технологией.

В современном мире, игры становятся основным средством, применяемым в системе дошкольного образования, а также, в начальном школьном обучении. Игровая деятельность может быть использована в качестве средства изучения отдельного понятия из школьной программы, темы и даже раздела учебной дисциплины. Также, игровые технологии включаются в части уроков и во внеклассную работу на разных этапах школьного обучения, а также становятся важным средством профессионального обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Направления применения игры как технологии обучения

Игра испокон веков является развлекательным средством. При этом она выступает важным атрибутом образования, поскольку приобретает развивающее значение.

Ее использование в образовательной сфере реализуется в следующих направлениях:

В том случае, если игровая технология применяется в качестве метода организации урока в общеобразовательной школе, то она может быть использована по следующим направлениям:

Игра является такой формой обучения, которая способствует мотивации учащихся к познанию. Она делает процесс обучения не односторонним, а двусторонним, т.е. учащийся выступает полноценным субъектом обучения.

Посредством игры обучение приобретает обоюдный характер: все участники образовательной деятельности учатся и учат за счет непрерывного контактирования друг с другом. Такое обучение является более продуктивным и носит развивающий характер.

Принципы применения игровых технологий в обучении

Игровые технологии, применяемые в обучении, опираются на следующие принципы организации игровой деятельности:

Проблемы использования игр в образовательном процессе

Применение игровых технологий в образовательном процессе сталкивается с рядом сложностей и проблем.

Если педагог внедряет игровую технологию для организации, хотя бы одного, учебного занятия, то ему требуется перестраивать всю методику преподавания. А соответственно, необходимо применять разнообразные формы игрового обучения, изучать современные игровые технологии, исследовать передовой педагогический опыт.

Самой серьезной проблемой использования игровых технологий является опыт педагога в этом направлении деятельности, его мастерство и творческий подход.

В ходе игрового действия, педагог занимает позицию стороннего наблюдателя. Он может обозначить цель игры и ее правила, но ему неподвластно влиять на ход игрового процесса. Это делает итоги обучения непредсказуемые. В отличие от иных форм обучения, игровые технологии делают процесс обучения, не зависящим от педагога и его профессионализма. Вернее, профессионализм важен, но он важен в направлении использования игровых технологий и их ориентации на развитие учащихся.

Источник

Использование игровых технологий в работе педагога-психолога

игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть фото игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть картинку игровые технологии социально психологического обучения. Картинка про игровые технологии социально психологического обучения. Фото игровые технологии социально психологического обучения Ольга Кочиева
Использование игровых технологий в работе педагога-психолога

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Необходимым условием реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения, в том числе педагога-психолога, – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Изучив многие интересные разработки и обучающие технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности, в том числе, игровые технологии.

Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно,что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

В психологической практике игроваядеятельность выполняет такие функции:

— коммуникативную: освоение диалектики общения;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, изучение особенностей межличностных отношений, самопознание в процессе игры;

— коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

— социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающе-профилактической работы с детьми. Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. В своей работе использую игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коррекцию самооценки, развитие произвольности; использую коммуникативные, дидактические, интерактивные игры. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Специфика работы педагога-психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др. В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Через сюжетно-ролевые,подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей.

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой,игры развиваются в следующей последовательности:

• младший возраст – ролевая игра (игра-диалог);

• средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

• старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация).

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у детей элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Указанные свойства детской игры делают ее в руках педагога-психологадейственным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятий и т. п.

Кроме того, игровые технологии использую в психопрофилактический работе с педагогическим коллективом, организуя тренинговую работу, направленную на сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения, профилактику эмоционального выгорания, развитие творческого мышления и креативности.

Игровые технологии:

— активизируют педагогов;

— повышают познавательный интерес;

— вызывают эмоциональный подъем;

— способствуют развитию творчества;

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры.

Игровые тренинговые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных участников. Игровые технологии помогают педагогам раскрепоститься, появляется уверенность в себе.

«Использование современных образовательных технологий в работе педагога» ИКТ- это информационно-коммуникационные технологии. Мы живем в современном обществе, где важное значение приобрела техника, электроника.

Консультация «Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников» 1 слайд: тема моего выступления Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 2 слайд: «Без игры нет,.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее время побуждают специалистов к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, развитию экологического.

Использование кляксотерарии в работе педагога-психолога. «Живые кляксы» Работая педагогом-психологом в дошкольном подразделении ГБОУ СОШ №1716 «Эврика-Огонек» с детьми с нарушениями речи, я близко столкнулась.

Использование современных игровых технологий и элементов психологии на уроках английского языка Нужно ли детям ранее обучение иностранному языку? По этому вопросу мнения очень часто расходятся. Кто-то считает, что пока ребенок не овладеет.

Использование игровых педагогических технологий, направленных на художественно-эстетическое развитие детей Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Отчет о работе педагога-психолога Отчет о проделанной работе за 2014 учебный год педагога-психолога Ю. В. Адищевой (0,5 ставки) В 2014 учебном году деятельность была направлена.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Морское приключение». Программные задачи: Образовательные: упражнять в ходьбе.

Источник

Игровые технологии социально психологического обучения

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: «На старости дожили до радости?» Психология красивого старения

ВЕБИНАР: Песочная терапия Юнга. Практика работы со стрессом и его последствиями

ВЕБИНАР: «Майндфулнес» − практика повышения стрессоустойчивости в неблагоприятных жизненных ситуациях

Скоро

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Игровые технологии в обучении студентов-психологов

Авторы

игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть фото игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть картинку игровые технологии социально психологического обучения. Картинка про игровые технологии социально психологического обучения. Фото игровые технологии социально психологического обучения

В век информационных технологий ведущими ресурсами устойчивого развития общества становятся знания, их производство, передача и усвоение, что требует изменений во всей системе подготовки и переподготовки специалистов. Все большее число ученых и специалистов – практиков доказывают эффективность интерактивных, игровых технологий как обучающих технологий в системе образования.

В вузовской практике использование игровых технологий, как отмечает А.Н. Бражникова, способствует развитию творческой активности студентов, обеспечивает постепенное снятие демобилизующей напряженности, скованности, нерешительности, создает условия для повышения значимость своего «Я». Игра становится уникальной технологией, выполняющей диагностическую, терапевтическую, обучающую, развивающую функцию и как результат, игра все более активно используется не только как средство обучения, но и как инструмент развития личности, повышения ее профессиональной компетентности.[1, С.10].

игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть фото игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть картинку игровые технологии социально психологического обучения. Картинка про игровые технологии социально психологического обучения. Фото игровые технологии социально психологического обучения

Обращаясь к рассмотрению возможностей игровых технологий в практике профессиональной подготовки будущих психологов, следует отметить универсальность психологических игр в контексте решения задач, стоящих в последнее десятилетие в современном образовании в связи с переходом к стандартам нового поколения, определившим необходимость формирования у выпускников не только определенных знаний и умений, но прежде всего особых «компетенций», проявляющихся в способности применения этих знаний и умений на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции, в разнообразных жизненных ситуациях [2, С.81].

В рамках курса «Введение в профессию психолог», И.П.Краснощеченко отмечает, что игровая технология помогает осознанию предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности, а процесс подготовки и проведения игры способствует решению следующих задач:

1) формированию личностно-значимых представлений о содержании деятельности психолога в зависимости от профиля подготовки и специальности;
2) усилению мотивации личностно-профессиональной развития студентов на предстоящий период обучения и постановке конкретных задач для себя;
3) развитию опыта группового взаимодействия студентов в процессе решения игровых интеллектуально-практических задач;
4) обобщению и систематизации знаний и представлений по курсу «Введение в специальность «психолог»[3].

игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть фото игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть картинку игровые технологии социально психологического обучения. Картинка про игровые технологии социально психологического обучения. Фото игровые технологии социально психологического обучения

игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть фото игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть картинку игровые технологии социально психологического обучения. Картинка про игровые технологии социально психологического обучения. Фото игровые технологии социально психологического обучения

Использование игры как обучающей и развивающей технологии в профессиональной подготовке студентов способствует формированию у них как общекультурных, так и профессиональных компетенций, влияет на развитие таких сторон профессионализма, как мотивационная и операционально-технологическая.

В игре также возможно сформировать умение распознавать, узнавать проблему, прогнозировать ее развитие, предвидеть возможности разрешения, нивелирования негативных последствий – это имеющее важное значение в жизнедеятельности как специалиста, так и любого человек.

Данные настольные психологические игры могут применяться как в рамках учебных дисциплин, так и в рамках научной и внеучебной работы.

Можно сказать, что игровые технологии в профессиональной подготовке будущих психологов открывают поле для работы с профессиональными ценностями, идеалами. Повышенная мера профессиональной ответственности психолого-педагогической и психологической деятельности, обусловленная зависимостью от качества предоставляемых услуг по коррекции и развитию психического и физического здоровья клиента налагает дополнительную ответственность на подготовку специалистов этих сфер деятельности.

Настольные психологические игры: «Общая психология» и «Я – психолог», актуализируют профессиональное самоопределение студентов, их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности, способствуют профилактики стресса и эмоционального выгорания, помогают осознать области практического применения психологических знаний.

В игровой ситуации, выполняя ходы, участники игры получают карточки с заданиями, предлагающие для осмысления различные ситуации из профессиональной деятельности, требующие принятия решения, определения собственной позиции. Проведение игровых сессий создает условия для проявления межличностных отношений и позиций участников друг к другу, способствует формированию дружеской атмосферы в коллективе, развивает навыки взаимодействия и коммуникации.

При разработке настольных психологических игр авторы ориентируются на профессионально-этические нормы. В процессе игры происходит осмысление и уточнение этических норм, овладение ими, что в последующем обеспечивает перенос их на другие ситуации учебно-профессиональной и квази-профессиональной деятельности.

Значимым результатом игры признается побуждение студента-психолога к размышлениям, к желанию действительно изменять что-то в себе, принять на себя ответственность за свое нравственное и профессиональное становление, за свою жизнь [1, С.11].

Применение в образовательном процессе настольной психологической игры, использующей знания о профессиональном труде психолога, систематизирует представления студентов о составляющих профессионально-психологической деятельности.

Применение в игре различных техник, упражнений и заданий, их выполнение и последующее проведение рефлексии участниками обогащает арсенал профессиональных знаний и умений участников. Практика проведения подобных игр формирует и развивает общие и специальные профессиональные способности участников игры.

игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть фото игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть картинку игровые технологии социально психологического обучения. Картинка про игровые технологии социально психологического обучения. Фото игровые технологии социально психологического обучения

игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть фото игровые технологии социально психологического обучения. Смотреть картинку игровые технологии социально психологического обучения. Картинка про игровые технологии социально психологического обучения. Фото игровые технологии социально психологического обучения

Литература

1. Бражникова А.Н. Об использовании имитационной игры в изучении курса «Психология нравственности профессионала» //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена №129, 2011 C.9
2. Козлова Н.В. Психолого–акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования.
3.Краснощеченко И.П. Деловая игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога» в системе психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-психологов// Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2012. С. 270-272.
4. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социально –психологического обучения. М., 2007.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *