игры для обучения финансовой грамотности
Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
Содержится в разделах:
Дидактическое пособие-лэпбук по финансовой грамотности «Поговорим о деньгах» Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи : ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги.
Конспект интеллектуальной игры по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Что, где, почем» Ирина Агафонова Конспект интеллектуальной игры по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Что, где, почем?» [/b] Цель : в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, воспитывать интерес к экономике. Задачи: 1. Вовлечение.
Конспект интеллектуальной игры «Брейн-ринг» в подготовительной группе «Юные финансисты» Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх; активизировать имеющиеся у детей общие знания о предметах, используя загадки, задачи и логические задания; развивать внимание, память, логическое мышление, обучать работе в группах. Задачи: Развивающие: — продолжить.
Статья «Игра-викторина по финансовой грамотности у старшей. » Тема: игра – викторина по финансовой грамотности у старшей группы «Голубичка» Подготовила и выполнила: воспитатель Сидорук Дарья Александровна. Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшей группы. Задачи: 1. Дать детям старшей группы элементарное.
Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических.
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности» Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди.
Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова «дошкольник» и «финансы» кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно начать прививать основы финансово экономической грамотности. Экономическое воспитание дошкольников не подразумевает подготовку будущих.
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет
Лариса Крахмалёва
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет
доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой
безопасности и о том, к кому нужно обращаться в
7. Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности –
жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши,
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне
бумаги грушу. Когда рисунок закончен,
предложите нарисовать на оборотной стороне
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в
руки ножницы и попросите вырезать для вас и
грушу, и яблоко. Увидев замешательство,
объясните, что, конечно, это невозможно. Потому
что лист бумаги один, и если мы изначально хотели
вырезать два рисунка, необходимо было заранее
спланировать место на бумаге.
их нужно планировать заранее.
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка
каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного
номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков
быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью,
тому банкнота и достается. В конце игры считаем
Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и
расширить представление о профессии. Воспитывать
желание познавать многообразный мир профессий,
уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями
людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди
разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам,
называют профессии родителей, своих близких, всех тех,
с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных
героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных
разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и
мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся
за столы, а затем по очереди доказывают правильность
своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с
помощью движений, имитаций и других образных
действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым
игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как
относится к своему труду герой, кто производит товары,
а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими
Игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои
по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а
другие стремятся порой неблаговидными делами
получить большие деньги. Воспитывать уважение и
привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные
герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина,
Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька
Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичкасестричка и др.
Суть игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите
трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана)
лесенку, предложите каждому ребенку достать из
черного ящика рисунок с изображением сказочного
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев
нужно разместить на верхней ступеньке. А как только
солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети,
у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их
нужно расположить на нижние ступени. Дети
доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие
пословицы и поговорки подходят тем или иным
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в
сказках больше. После окончания игры устроите
дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям
сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра «Услуги и товары»
Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и
товары, показать, что они встречаются не только в
реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к
Материал. Предметные, сюжетные картинки с
несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует
картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит,
Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик
ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит
письма и т. д. ; таблицы Товары, Услуги.
Суть игры
Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я
решил печь пирожки и продавать их лесным жителям.
Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это
разные предметы, которые производят) и что такое
услуги (это помощь, которую можно предоставить
Дети говорят, люди каких профессий производят товары:
пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач.
Потом вспоминают профессии, представители которых
предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель,
парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в
реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и
Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие
рисунки, объясняя свои действия:
который изготовила мама. А вот внучка несет эти
пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они
По окончании детям читают любимую сказку и проводят
беседу по теме игры.
Практика «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования,
донести принцип «сначала зарабатываем – потом
Суть практики:
Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он
отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите
напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали
монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело
собираются данные монеты в «мини-банке» – например,
на покупку соковыжималки или настольной игры. Это
должно быть что-то для общего пользования, чтобы
ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной
Следующий этап развития практики – вы можете
рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на
хранении денег, и договориться о том, что какой-то
небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег
будет отдаваться ему лично за работу банкиром –
Практика «Совместные покупки»
Цель: показать принципы финансового планирования и
разумных покупок, объяснить происхождение стоимости
товара и основы финансовой безопасности.
Суть практики:
Регулярно совершайте совместные походы в магазин.
Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из
вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на
калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы
складываете в корзину, а также проверять срок хранения
продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость
похожих товаров отличается: из-за величины упаковки,
например, или она разная у каждого из производителей.
На первом этапе предлагайте ему найти конкретный
товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить
на ленту, после чего сложить в пакет.
На следующем этапе можно дать более сложное
поручение, например, выбрать все для собственного
Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять
самостоятельные несложные покупки.
Практика «Самостоятельная
Цель: показать принципы финансового планирования и
разумных покупок, объяснить происхождение стоимости
товара и основы финансовой безопасности.
Суть практики:
Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в
магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и
внимателен к ценам на товар и получению сдачи,
предложите ему первый самостоятельный поход в
Обязательно составьте список покупок. В первый раз он
должен быть несложным, не более трех товаров:
например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких
именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в
какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.
Дайте сумму, предполагающую получение сдачи.
Обсудите, какой должна быть сдача.
Похвалите ребенка за покупку!
Практика «Таблица расходов»
Цель: научить считать деньги, показать принципы
Суть практики:
Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он
собрал, заработал и потратил за неделю, а потом
вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия
должны войти в привычку.
Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок
будет уделять этому занятию 10 минут.
От первых шагов финансовой грамотности к экологическому воспитанию дошкольников 2 слайд Цель 3 слайд Задачи 4 слайд Актуальность 5 слайд Проект состоит из 3 этапов: Подготовительный этап проекта. 1. Подбор.
«Деньги». Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности детей Тема: «Деньги» Цель : формирование основ финансовой грамотности детей Задачи: Познакомить детей с назначением и использованием денег, вспомнить.
Квест для дошкольников в честь Дня финансовой грамотности В ГБОУ школа 2057 прошел квест для дошкольников в честь ДНЯ Финансовой грамотности. Ниже представлен краткое описани как это было. Ход.
Лэпбук по финансовой грамотности «Первые уроки царицы Экономики» для дошкольников ВведениеНовые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают.
Методическая разработка игрового занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» «Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста». Юницкая Евгения Актуальность.
Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист» Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой.
Программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Финансовое просвещение.
Обучение финансовой грамотности воспитанников детского дома. Занятие для детей 14–17 лет «Как распорядиться личными доходами» Конспект занятия по формированию финансовой грамотности «Как распорядиться личными доходами» Методическая разработка мероприятия: «Как.
З игры, которые научат ребёнка финансовой грамотности
Финансовая жизнь ребёнка начинается с первыми карманными деньгами. Эксперты портала Moneykids.ru выбрали 3 игры, которые научат ребёнка различать деньги по номиналу и покупать товары в магазине. Сюрприз: третья игра — это реальный квест в супермаркете.
Игра 1. «Размен»
В магазине дети видят, как вы достаёте деньги из кошелька. А смогут ли они сами набрать нужную сумму? Первая игра научит ребёнка различать монеты, разменивать купюры и собирать одну и ту же сумму разными способами.
У вас наверняка накопилось много мелочи. Высыпьте её на стол и расскажите ребёнку, какие бывают монетки. Дайте их рассмотреть, сравнить размер, вес, цвет, толщину.
То же самое проделайте с купюрами.
Объясните, что деньги — это конструктор. Мы собираем из них сумму, которую отдаём в магазине за покупки. Покажите ребёнку, как это работает: например, соберите 10 рублей из монет несколькими разными способами (из монет по 1 рублю, по 2 рубля, по 5 рублей и т.д. — комбинации могут быть разными).
А теперь предложите ребёнку «разменять» ваши деньги. Пусть разменяет вам монетами 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей.
Эта игра научит ребёнка различать и считать деньги. Хотите сделать процесс более захватывающим? Предложите ребёнку собрать разные комбинации одной суммы денег на скорость.
Игра 2. «Магазин»
Теперь ребёнок знает, что любую сумму можно сложить из разных денег. Что делать с этими деньгами? Правильно — ходить в магазин и платить за покупки.
Порепетируйте поход в магазин дома.
Как в детстве, только вместо листиков возьмите настоящие монеты и мелкие купюры.
Разложите на столе «товары»: игрушки, продукты из холодильника. К каждому товару прикрепите ценник. Договоритесь, кто будет «продавцом», а кто — «покупателем».
Если «покупатель» — ребёнок, то он должен будет собрать нужную сумму из купюр и монет и отдать вам в обмен на товар. Если сумма вышла больше — пусть дождётся сдачи. Затем поменяйтесь ролями. Теперь задача ребёнка-«продавца» проверить, правильно ли вы дали ему деньги. И если нужно, вернуть сдачу.
Эта игра учит ребёнка основному принципу товарно-денежных отношений: чтобы приобрести какую-то вещь, нужно за неё заплатить. Продавец получит эти деньги и использует их для развития своего бизнеса — купит новые товары или улучшит те, что продаёт сейчас.
Игра 3. «Квест в супермаркете»
Предыдущие игры научили ребёнка различать деньги по номиналу и платить за покупки. Пора проверить знания на практике.
Предложите ребёнку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег.
1. Вместе с ребёнком составьте список покупок и приготовьте сумму, которую планируете потратить в магазине.
Совет: пусть список покупок не будет длинным (максимум три-четыре товара), а сумма денег — не очень большой, чтобы ребёнку было проще в ней ориентироваться (двести-триста рублей).
2. Вместе с ребёнком пройдитесь по магазину. Его задача — собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. Обратите внимание ребёнка на то, что товары из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и от объёма товара.
3. К концу похода по магазину предложите ребёнку купить дорогой товар не из списка — например, коробку со сладостями. Если ребёнок согласится, спросите: а хватит ли у него денег? Денег на всё, разумеется, не хватит. Тогда предложите ему варианты: либо вы отказываетесь от покупки товаров из списка и покупаете коробку сладостей, либо откладываете сладости на потом и идёте на кассу только с теми покупками, которые запланировали заранее.
Пусть выбирает ребёнок.
В конце этой игры он научится сразу нескольким вещам:
Во-первых, узнает, что перед походом в магазин нужно составлять список покупок. Так проще не нахватать в корзинку лишнего и не растратить все деньги.
Во-вторых, узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар — самый лучший.
В-третьих, он узнает, что все покупки делятся на желаемые и необходимые. Коробка сладостей — это желаемая трата. Конфеты — дело вкусное, но если дома ждут молоко и подсолнечное масло, а денег с собой немного — можно обойтись и без конфет. То есть в этом случае коробка сладостей — это желаемая покупка, а молоко и подсолнечное масло — необходимые.
Четвёртый урок ждёт его на кассе. Ребёнку предстоит заплатить за покупки и проверить сдачу, которую даст ему кассир. Предложите ребёнку оставить сдачу себе. Он может потратить её на игрушку или что-то вкусненькое, а может положить в копилку.
Ура, квест пройден. Периодически повторяйте его с ребёнком — так он скорее научится разумно относиться к тратам.
Когда начинать учить детей обращению с деньгами?
«Играть с детьми в финансовые игры можно уже в 5 лет. Хотя, конечно, все дети разные. Есть детки, которые уже с 4-х лет могут читать и считать до 20-ти. И они уже в 4 года попросят вас дать им денег, чтобы самим что-нибудь купить. А дети, которые уже научились писать, самостоятельно составляют список покупок, приобретают товары строго по списку (даже некоторым мамам не позволяют «транжирить», а помогают сэкономить деньги).
По мере взросления ребёнка игры можно усложнять. Можно поиграть в финансового советника, трейдера, банкира. Обязательно водите ребёнка в банки, страховую компанию, налоговую, Пенсионный фонд, брокерскую компанию, риелторскую компанию и даже на биржу (можно ещё посетить музеи денег, сходить к нумизмату и в антикварную лавку). В возрасте 10–12 лет у детей самый большой интерес к деньгам. В это время особенно хорошо поиграть в настольные игры: «Денежный поток для детей», «Денежный поток для взрослых», «Монополия», «Монополия с банковскими картами»».
Лучшие обучающие финансовые игры для детей
Обучать детей финансовой грамотности проще через игру. В статье – подборка бесплатных онлайн-игр не только для детей, но и для их родителей.
Игра на портале Банка России
У Банка России есть свой сайт «Финансовая культура». На портале есть раздел с новостями из мира финансов, специалисты разбирают простым языком финансовые ситуации, с которыми может столкнуться каждый. Есть и раздел для детей и родителей.
Игра называется «Спаси копилки детей от злого колдуна». Она предназначена для детей старше 6 лет. Но создатели обещают, что будет интересно даже подросткам.
Цель игры – научить детей обращаться с карманными деньгами, планировать расходы и копить. По сюжету ребёнку нужно спасти накопления героев от мошенников и злого колдуна.
Для участников предусмотрены 3 уровня: волшебный лес, ледяная пещера и летающие острова. Есть друзья, которые помогают пройти игру, но есть и враги, с которыми предстоит сразиться.
Что нового узнает ребёнок:
Финзнайка
Игра «Финзнайка» также разработана по заказу Министерства финансов. Сайт – финзнайка.рф. Чтобы играть, скачайте бесплатное приложение в «App Store» или «Google Play». Есть две версии игры: для детей от 6 лет – «Финзнайка 6+», для учеников 5-11 классов – «Финзнайка».
Версия для детей постарше призвана повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению. Во время игры освещаются такие темы, как деньги, семейный бюджет, банки, валюта, страхование, бизнес. Можно выбрать тему и прочитать, чему посвящены задания.
В рамках каждой из тем собраны различные типы заданий:
Игра поможет ребёнку подготовиться к урокам, олимпиадам и тестам.
В «Финзнайке» можно соревноваться с друзьями. Есть турнирная таблица. За каждое правильно выполненное задание игроки зарабатывают внутриигровую валюту. Потратить деньги можно на аватар своего героя. Таким образом школьников учат зарабатывать деньги.
Версия для детей помладше ориентирована на школьников 2-4-х классов. Темы те же самые, но задания проще, чем для старших ребят.
Финансовые будни
Это компьютерная квест-игра для подростков и взрослых, помогающая разобраться в правилах аккуратного обращения с личными финансами. Сайт – квест.хочумогузнаю.рф. Скачивать приложение не нужно, играть можно прямо на сайте.
Автор проекта – Минфин. Игра предназначена для подростков и взрослых. Цель – помочь Вениамину распорядиться состоянием. По сюжету игрок постоянно оказывается перед сложным выбором. Например, что нужно сделать, прежде чем поехать заграницу, на какие вопросы банковских сотрудников следует отвечать, а на какие – нет, и куда надёжно спрятать свои кровные. Герой должен последовательно пройти все этапы. Найти надёжный банк, научиться отличать представителей банка от мошенников, разобраться в терминологии финансовых услуг, выбрать страховку. Также придётся заключить кредитный договор, научиться рассчитывать месячный бюджет, оформить кредитную карту и понять, что такое льготный период. Задания максимально приближены к реальности – с такими ситуациями можно столкнуться в жизни.