игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности
Сайт психолога Пяташовой Е.В.
TPL_BEEZ3_NAV_VIEW_SEARCH
TPL_BEEZ3_NAVIGATION
TPL_BEEZ3_SEARCH
ИГРЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СПРАВИТЬСЯ С ИМПУЛЬСИВНОСТЬЮ
Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:
· Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
· Не способен дождаться очереди,часто вмешивается, прерывает.
· Плохо сосредоточивает внимание.
· Не может дожидаться вознаграждения.
· Не может/контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.
Договоритесь с ребенком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет «час тишины». В это время ребенок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать еще что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно», когда ему будет позволено делать все, что угодно. Пообещайте не одергивать ребенка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.
Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно», лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.
В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.
Детям предлагается в рифму стихотворения (в конце строки) хлопать в ладоши 2 (или 3) раза.
Предпочтительны стихи с чётким ритмом и движением в сюжете (например, «В поезде» В. Суслова):
Мы сидим на полке (2 хлопка)
И глядим в окошко. (2 хлопка)
Вскачь несутся ёлки (2 хлопка)
На коротких ножках. (2 хлопка)
Дети могут подпрыгивать в ритм хлопкам.
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный»(старинная игра).
Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы:
«Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак».
Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).
Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя).
При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).
упражнение «Чайничек с крышечкой».
Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее определенными мануальными жестами:
«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)
Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).
При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:
Цикл прыжков повторить несколько раз.
Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Левая рука вверх + прыжок на правой ноге.
Правая рука вверх + прыжок на правой ноге.
Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
Все участники превращаются в пчелок, которые «летают» и громко жужжат.
Ребенок, который не удержался, поднял руку не во время, должен заплатить фант и выкупить его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять»-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.