игры по обучению чтению в старшей группе
Игры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению
Ольга Николаевна Попова
Игры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению
На протяжении многих лет веду дополнительные платные курсы по подготовке дошкольников 6 – 7 лет к школе по обучению грамоте «АБВГДейка».
Долго пользовалась разными пособиями, подбирала что лучше. И теперь хочу поделиться некоторыми тренажёрами, которыми я пользуюсь в работе при обучении детей сливанию согласных с гласными и гласных с согласными.
Чтение по слогам — это один из важнейших навыков, которым должен владеть ребенок при поступлении в школу. Ведь, это один из основных видов деятельности учеников как в начальной, так и в старшей школе. Если ребенок уже в первом классе довольно хорошо читает, то это — залог его успешного обучения.
Гораздо проще учить ребенка читать в спокойном ритме, дома и в игровой форме, не гонясь за моментальным результатом до поступления в школу. К тому же, со второго класса дети начинают изучать еще и иностранный язык, а это огромная нагрузка. Конечно, обучение чтению занимает много времени, терпения, но нужно помнить, чем больше мы взрослые вкладываем в ребенка сейчас, наполняем его «шкатулочку» вернется в будущем.
Кроме того, учиться чтению ребенок может не только дома, а в детском саду, со старшими братьями или сестрами. Уровень восприятия информации у каждого ребенка свой. На первый взгляд может показаться, что ребенок вовсе и не слушает вас, занят своим делом, не проявляет интереса, а в последствии выдаст такой результат…
Нельзя гарантировать, что ребенок, посещающий курс по обучению чтению, научится читать.
Перед тем, как научить ребенка складывать слоги из букв, необходимо убедиться, что он знает все буквы алфавита. Если какие-то буквы забываются или путаются, лучше оставить их и отработать уже в слогах, так ребенку будет проще.
Рассказываю ребятам историю данного математического прибора, который я применила для букв. Разъясняю ребятам принцип работы абака, что вместо цифр я взяла буквы. На одной деревянной линейке написала гласные и выделила их красным цветом, на другой – согласные и выделила синим или черным цветом. Вставляем в дощечку с отверстиями и получается открытый или закрытый слог. Начинаем читать с закрытых слогов. Сначала каждому раздаю такой прибор,потом работают в парах: один читает, другой- проверяет.
Нам бежать по лестнице
И после этого предлагаю вниманию детей вот такое пособие.
Нарисованная лесенка вниз и вверх. На ступеньках лестницы, ведущей вниз написала гласные первого ряда АОУЭЫ, начиная сверху. На ступеньках лестницы, идущей вверх – гласные второго ряда Ю Ё Я Е И, начиная снизу. На маленьких квадратиках написала согласные буквы М Х С…
Ребята, зная как спускаться по лесенке или на эскалаторе, прикладывают квадратик с согласной буквой к каждой ступеньке произносят слог МА МО МУ МЭ МЫ. А затем вверх – МЮ МЁ МЯ МЕ МИ. Сначала каждый читает лесенку, потом задание даю по очереди произносят, например Петя – МА, рядом сидит Света – МО. Можно придумывать разные варианты. Читать на время, кто быстрее, но это уже высший пилотах. Читать сначала закрытый слог, а топом открытый.
Еще одно пособие, по которому совершенствуем навык связывания звуков «Едем, едем и гудим». На картоне нарисовала дорогу, в квадратиках написала согласные.
Приготовила машинки, на каждой написала гласную букву и оставила просвет. На одних машинках написала букву так, чтобы получился открытый слог. На других, чтоб получился – закрытый Для удобства и долгого использования машинки заламинировала, а дорогу обтянула скотчем.
Ребенок, подъезжая на машинке к букве, останавливается, появляется в пустом окошке – читает.
Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.
Дидактические игры на интерактивной доске для старших дошкольников Сегодня я хочу рассказать вам, как мы используем интерактивное оборудование в повседневной жизни ребенка. Прогресс не стоит на месте.
Дидактическое пособие «Окошки» для обучения чтению На просторах интернета увидела пособие для обучения чтению. В оригинале оно было рассчитано только на слоги. Я немного усовершенствовала.
Игры по математике для старших дошкольников Математика – наука сложная, в старшем дошкольном возрасте содержание знаний усложняется, и нам, воспитателям, приходится думать, как преподнести.
Игры с буквами для старших дошкольников Очень важно «зажечь» в ребятишках – дошкольниках огонек желания знать буквы родного алфавита, и научить этими буквами пользоваться. Наверное,.
Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольников «Ручеёк» Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.
Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.
Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.
Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.
Игры на занятиях по обучению чтению
Предлагаемый материал является примером того, какие игры можно использовать на уроках и во внеурочное время при обучении чтению. Некоторые игры похожи друг на друга, что способствует лучшему усвоению новых знаний и навыков. Главное значение предложенных игр – развитие фонематического слуха и речевой активности ребенка. Каждый педагог может использовать эти игры как заготовки на свое усмотрение и вносить изменения или дополнения в их содержание.
1.«Бабочки на поляне»
Цель: обучение составлению и чтению слогов.
Для этой игры необходимо иметь две зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображениями пестрых бабочек. На обратной стороне бабочек крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными –на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать полученный слог.
Возможные варианты: можно с обратной стороны у бабочек прикрепить готовые слоги. Ребенку предлагается поймать бабочку, прочитать слог, дополнить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне.
Цель: развитие фонематического слуха, умения анализировать и обобщать.
Почтальон собрался разнести почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту.
Задания: 1) Отнести только в те домики, где буквы согласные.
2) Отнести в те домики, где буквы гласные.
Возможные варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги.
Задания: 1) Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым.
2) Отнести в домик, где слог с согласным мягким.
Возможные варианты: можно на домиках прикреплять слова.
Задания: 1) Отнести почту в домик, где слове два слога.
2) Отнести почту в домик, где слове один слог.
3. «Самый зоркий» или «Кто быстрее»
Цель: развитие произвольного внимания и памяти.
Возможные варианты: аналогичная работа может проводиться со слогами.
Задание: 1) Найти, показать и прочитать нужный слог.
4. «К кому пойти в гости»
Цель: развитие внутреннего планирования.
На доске прикрепляются несколько предметных картинок с изображением животных, птиц или рыб. Все картинки соединяются между собой дорожками. Все звери должны ходить друг к другу в гости. Для того, чтобы узнать кто пойдет первым, дети выполняют задание.
1) Первым пойдет в гости тот, у кого в названии один слог и первый звук согласный твердый.
2) Он пойдет в гости к тому, у кого в названии два слога и первый звук согласный мягкий.
3) Они пойдут в гости к другу, у которого в названии три слога.
Возможные варианты: игра «Магазин»
На доске выкладываются предметные картинки с изображением игрушек. Учитель – продавец, дети – покупатели. Чтобы купить игрушку,выполняется задание:
1) Продается игрушка, в названии которой два слога, ударный второй слог. (Например, юла)
2) В названии которой два слога, ударный первый слог. (кукла)
3) В названии которой один слог. (мяч)
5. «Найди пару наоборот»
Цель: развивать умение сосредотачиваться и удерживать внимание.
Для этой игры необходимо иметь картинки со слогами. 7-8 карточек выставляются на доске (слоги с твердыми согласными). У учителя находится комплект карточек со слогами, в которых согласный мягкий. Учитель показывает слоги, ребята находят слоги с такими же согласными, но звук в них твердый (КА-КЕ, ЛО-ЛЯ).
Возможные варианты: на доске 10-12 карточек со слогами из второго комплекта, дети на доске ищут и называют слоги с такой же гласной. (Например,учитель: «ТИ»,дети: «КИ,ЛИ, МИ, НИ»).
6. «Тим и Том» (аналогичная предыдущей)
7. «Кто больше слов составит»
Цель: развитие техники осмысленного чтения.
Игра проводится как соревнование. Дети должны соединять слоги правого и левого столбиков (напечатанных на доске) так, чтобы они образовывали осмысленные слова.
8. «Накормите зверей»
Цель: развитие техники осмысленного чтения.
Для этой игры потребуются предметные картинки с изображениями различных животных. Дети выбирают себе понравившиеся картинки. Это звери и птицы, которых они будут «кормить». На столе перед детьми карточки с названиями кушаний (молоко, пшено, овес, рыба и т. д.). Карточки перевернуты, дети по очереди открывают по одной карточке, читают название блюда, если оно подходит их животному, то карточку забирают себе, если не подходит, то кладут ее обратно название вниз, ход переходит следующему игроку.
«Игры, в которые мы играем». Игры на занятиях психолога в детском саду артотека игр. 1. «Клубочек» Цель: Игра полезна в компании малознакомых детей: способствует снижению мышечного напряжения, созданию доверительных.
Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56» «АБВГДейка» Мелентьева Виктория Андреевна воспитатель «Раннее обучение.
«Учимся читать». Интересное самодельное пособие по обучению детей чтению Предшкольный возраст,ответственная ступенька для ребят и родителей. Хочется дать ребенку все и много. Но не будем забывать, что в детском.
Дидактические игры на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях. Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.
Игры и упражнения, используемые на занятиях по обучению детей грамоте Игровая ситуация: «Покажи букву». У каждого ребёнка в руке буква А. Воспитатель показывает карточки или предметные картинки по любым темам.
Игры на занятиях по тестопластике с детьми 3–4 лет МБДОУ детский сад №23 «Колокольчик» общеразвивающего вида Моршанского района Игры на занятиях по тестопластике с детьми 3 – 4 лет. Автор.
Мастер класс «Занятие по обучению чтению по методике Н. Зайцева» Подготовительный этап. Подготовительная группа МКДОУ Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области Мастер-класс для.
Патриотизм в обучении. Занятие по обучению чтению по методике Н. Зайцева. Подготовительный этап (старшая группа) МКДОУ Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области Тема: «Занятие.
Занятие по обучению чтению «Путешествие в Буквоград» Цель: повторение и закрепление пройденного материала. Задачи: Закрепить умение читать слоги и слова. Закрепить умение различать гласные.
Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр
Татьяна Кычкина
Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр
Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр.
Ф. И.О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории.
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушка» №104 г. Якутск, Республики Саха (Якутия).
Всем известно, что программа начальных классов сложна и объемна. Начальному обучению в 1 классе отведено недостаточное количество часов. В букварный период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно. Так, как программа дошкольного образования не предусматривает обучение чтению, мы открыли кружок чтения. В нашем кружке занимаются дети и среднего и старшего дошкольного возраста.
Огромное значение имеет в этот период не отбить желание детей к чтению, к учению.
Одно из эффективных средств развития интереса к чтению, наряду с другими методами и приемами, используемыми на занятиях – дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был продуктивным.
Дидактические игры – сложные, многогранные явления. Они могут выступать в качестве метода обучения, так как выполняют обучающие, развивающие, воспитывающие, мотивационные функции.
Распределив возможные игры по данным этапам я использую их на занятиях.
В этой статье я хочу поделиться с ними.
На первом этапе важную роль играет развитие фонематического слуха детей. Детям очень нравится играть в игры, например, «Назови первый звук», «Эхо», «Горлышко болит»,«Угадай, какой звук играет с тобой в прятки» и т. д.
«Назови первый звук».
Дети встают в круг. Каждому бросаю мая и говорю слово. Дети должны назвать поймать мяч и назвать первый звук.
Детям предлагаю произнести одно слово так: 1. Произнести первый звук только губами, без звука, а остальные звуки – вслух.
2. Произнести губами без звука все слово, только последний звук вслух.
«Угадай, какой звук играет с тобой в прятки»
Цель: научить определять на слух, какой звук слышится в тексте.
Ход игры. В данной игре детям предлагается более трудное задание – определить самостоятельно, какой звук много раз повторяется в тексте стихотворения. Вначале текста произносится с утрированным протяжным выговариванием нужных звуков.Ведущий читает текст и спрашивает: «Какой звук вы слышали чаще других?». Дети должны назвать звук и привести примеры слов, которые звучали в игре. Выиграет тот, кто больше назовет правильных слов. А также использую игры на установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”, на определение места звука (“Где спрятался звук?”, на выделение заданного звука из слова «Четвертый лишний».
Также важно применять игры и на запоминание букв. Такие игры
Как «Буква в окошечке», «Найди буквы» детям очень нравится.
На втором этапе использую такие игры как: Игра «Докончи слово».
Для этой игры потребуются любые картинки (от лото, из журналов, открытки). К картинкам присоединяются (приклеивается, на скрепку) начала слов, обозначающих предметы, на них изображенные. Окончания слов раскладываются перед ребенком. Нужно подобрать соответствующее окончание.
Детям очень нравится словесные ребусы, «Геоборды» и т. д.
На этом этапе обучения играем в «Волшебника».Задания могут быть разными: измени слово путём перестановки кубиков (весна — навес); переверни кубик, чтобы слово изменило смысл (кот — коты); замени один кубик, чтобы получилось новое слово (каша — Саша — сад); добавь новый кубик (лапа — лампа). Слоги в слове звучат по разному. Один слог сильнее, остальные слабее. Под мотив песни прохлопываем песню и составляем схему слова. Обозначая ударный слог большим крестиком. На данном этапе мы знакомим детей с понятием «Ударение». Через игры «Вышиваем узор», «Где ударение» дети легко воспринимают тему
Третий этап предполагает детей читающих по слогам. Главная опора при обучению пересказу – на память и понимание, поэтому, предложив ребенку пересказать текст, надо убедиться, что он его понял. Для этого надо уточнить значение слов, выражений, которые могут быть непонятны после первого прочтения. Правильность понимания текста в целом проверяется с помощью поисковых вопросов. После предварительной работы по уточнению смысла надо составить план пересказа.
Использую игры: «Разведчики», «Эхо», «В образе», «Найди слово» и. т. д.
Читаю текст. Дети читают вместе со мной, только чуть поотстав. Повторяют как эхо, следят за мной. При этом дети учатся реагировать на знаки препинания, глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений.
Детям читаю маленький абзац и предлагаю «рассказать» эту историю от имени какого-нибудь героя, то есть прочитать текст не своим голосом.
Прочитав с детьми текст предлагаю поиграть в «разведчики». Разведчики должны следить за мной, то есть когда я читаю они следят пальцами за мной. Когда останавливаюсь должны показать где я «нахожусь».
Таким образом, используя игровые приемы я добилась того, что у детей сформирован устойчивый интерес к занятиям. Наблюдается увлечённость детей процессом познания, высокая творческая активность.
Не возникает трудностей у детей при слиянии звуков.Научились:
самостоятельно выкладывать слова фишками — 87%
Знают все буквы — 90%
Читают по слогам— 84%
Не вызывает затруднений звуковой анализ слова. Ребята легко выделяют звуки в словах, называют гласные и согласные, определяют глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
Для того чтобы занятия были продуктивными, интересными нужно использовать игровые приемы.
3. Кудрова Т. И. Фонематическое восприятие и письмо/Т. И. Кудрова//Логопед в детском саду-2006-№6-с. 23-33
4. Кудрова Т. И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей/Т. И. Кудрова//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития-2008-№2-с. 22-27.
5. Мещерякова Л. В. Нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков и их коррекция у дошкольников/Л. В. Мещерякова//Логопед-2006-№3-с. 42-49.
Акция «Зеленая тропинка» Проведена 30.04.2014 года Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории.
Программа по обучению чтению в старшей группе
Гульнара Курманова
Программа по обучению чтению в старшей группе
Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитателю, обучению и развитию, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л. С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К. Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящие во все другие предметы и собирающие в себе их результат.
Психологи заметили, что именно у детей в возрасте 5-6 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Однако, “Программа обучения и воспитания” в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе, поэтому обучение грамоте целесообразно организовать на кружковых занятиях. Этому также способствуют просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения с большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.
В своей педагогической деятельности мы опираемся на опыт работы Колесниковой Е. В. по формированию математических представлений у дошкольников, Жуковой Н. С. по обучению чтению и развитию звукобуквенного анализа у дошкольников.
Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (т. е., от простого к сложному). Организация обучения продумана таким образом,что: обеспечивается познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, каждый ребенок мог участвовать в процессе выполнения заданий, используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).
Занятия проходят в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения пробуждает у детей интерес к новым знаниям, они глубже усваиваются, а позднее охотно и активно используются в самостоятельной деятельности. Дети играют в дидактические игры с буквами, со словами; читают книжки, отгадывают кроссворды, схемы, решают ребусы.
Большое место в работе с детьми занимают стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.
На занятиях по обучению грамоте детям даются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления.
В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму.
Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма,происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.
Цель программы: подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.
1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов «звук» и «слово».
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела.
Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Обучение чтению.
Формирование первоначальных навыков письма.
1 раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка
Дать представление о звуках русского языка.
Показать детям связь звука с буквой.
Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Примерная последовательность ознакомления со звуками и буквами:
А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н, С-3, Ш-Ж, Д-Т, К-Г, Б-П, В-Ф, Х, Ч, Щ, Ц, Й, И, Я, Ю, Е, Е, Ь, Ъ.
Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников
Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
Учить детей определять позицию звука в слове.
Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
Порядок звукобуквенного анализа слова:
— произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т. д.);
— называние изолированного звука;
— дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);
— обозначение звука соответствующей фишкой;
— «чтение» по «записи» (по фишкам);
— обозначение звука буквой;
— определение количества слогов.
Раздел 3. Обучение чтению
Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма
Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
Развитие мелкой моторики рук.
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т. д.).
Планирование предпологает проведение занятий в следующей последовательности:
старшая группа 1 занятие в неделю; продолжительность – 20-25 минут;
Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.
Перспективный план подготовительного этапа.
Сентябрь Октябрь Ноябрь
1. Познакомить детей с терминами «слово» и «звук».
2. Учить интонационному выделению в словах звука «ш» (сравнить его с «песенкой ветра»).
3. Учить называть слова со звуком «ш». 1. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
2. Учить произносить слова с интонационным выделение звуков «с» и «сь».
3. Воспитывать речевое внимание детей и их фонетический слух. 1. Определять наличие звуков в слове.
2. Упражнять детей в выделении звука протяжным и подчеркнутым произнесением.
3. Называть слова с заданным звуком.
1. Закрепление знаний о слове и звуке.
2. Учить вслушиваться в произносимые слова и звуки.
3. Учить детей интонационно выделять в словах звук «ж» (сравнить его
4. Называть слова со звуком «ж». 1. Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки «з» и «зь».
2. Учить называть слова с заданным звуком.
3. Учить вслушиваться в сходные по звучанию слова.
1. Упражнять детей в выделении данного звука, расположенного в разных позициях (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжать учить определять первый звук в слове.
3. Учить определять часто встречающийся звук в стихотворении.
1. Дать знания о том, что слова звучат по-разному (миш-шка, ж-жук, з – звонок).
2. Учить детей слышать в словах разные звуки.
3. Учить детей выделять звуки протяжным (длительным) произнесением «ш», «ж» и «з». 1. Дать знания детям о первом звуке слова.
2. Учить интонационно, выделять первые звуки.
3. Учить внимательно, слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
1. Учить детей сравнивать слова по звучанию.
2. Закреплять умения определять, называть и инто-национно выделять первый звук в слове.
3. Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
4. Приучать внимательно, слушать стихотворения, находить и исправлять ошибки в нём.
1. Продолжать закреплять знания детей о звуке и слове.
2. Дать знания о том, что одни звуки можно протянуть, а другие произносить громко и подчеркнуто (дом, лодка, огород).
3. Учить детей выделять предложенный звук громким, подчеркнутым произнесением.
4. Учить находить часто встречающийся звук в стихотворении. 1. Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие согласные «н» «нь».
2. Подбирать слова со звуками «н» и «нь».
3. Учить определять первый звук в слове.
4. Развивать фонематический слух.
1. Игра “Собери в корзину
3. Игра “Живые звуки”.
Перспективный план работы основного этапа
по формированию элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма
январь 1. Знакомство с гласными звуками и буквами А, О, У, Ы, Э. Понятие «гласный звук».
2. Определение первого звука в слове.
3.Практическая работа в альбоме: рисование линий в заданном направлении.
февраль 1. Знакомство с согласными звуками и буквами Р, Л, М, Н. Понятие «согласный звук».
2. Определение первого и последнего звука в слове.
3.Практическая работа: рисование элементов букв.
март 1. Слогообразование и закрепление букв.
2. Определение гласного (согласного)звука в словах и в словосочетаниях: ум, он, ура, она, мал, ром, мур, мы.
3.Практическая работа: «письмо» букв по точкам, дорисовывание недостающих элементов.
апрель 1. Составление слогов из предложенных букв. Чтение слогов с пройденными буквами.
2. Знакомство со схемой слова Определение позиции гласного звука в слове и обозначение его буквой в схеме слова.
3.Практическая работа: рисование полуовалов, черточки, волнистой линии. «Письмо» полубуковки.
май 1.Составление словосочетаний: он, она, оно, ум, мы.
2. Чтение слов с пройденными буквами.
3. Определение позиции согласного звука в слове и обозначение его буквой в схеме.
4.Практическая работа: печатание буквы по образцу, рисование элементов букв.
Календарно-тематическое планирование занятий по программе «Подготовка к чтению и письму в старшей группе» Пояснительная записка Актуальность Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка.
Дидактическое пособие по обучению детей слоговому чтению Цель: обучение детей слоговому чтению Материалы: плотный картон (6 листов, самоклеющаяся пленка, магнит Изготовление пособия: 1. Из картона,.
Конспект итогового занятия кружка по обучению чтению «Буквоград» в старшей группе Муниципальное автономное дошкольное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребёнка – детский сад №90» Конспект итогового.
Конспект итоговой НООД по чтению художественной литературы и развитию речи в старшей группе Муниципальное автономное дошкольное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребёнка- детский сад №90» Конспект итоговой.
Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы «Звук [Д] и буква «Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму Разработал: Воспитатель МКДОУ.
Конспект по чтению художественной литературе в старшей группе «Снеговик и молочный зуб» Конспект по чтению художественной литературе в старшей группе Тема: Александр Мецгер «Снеговик и молочный зуб» Цель: Расширять знания о.
Конспект занятия по обучению детей младшего школьного возраста чтению с губ «Игрушки» Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста чтению с губ «Игрушки». Цель: обучение детей чтению с губ названий игрушек,.
Обучение с интересом! Рекомендации по обучению ребенка чтению Как не допустить банальные ошибки при обучении чтению ребёнка? Согласитесь, так много хочется вложить в свою кроху и столько всему научить,.
Программа по обучению «смысловому» чтению детей 5–7 лет в системе дополнительного образования Программа по обучению «смысловому» чтению детей 5 – 7 лет в системе дополнительного образования «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» Педагог дополнительного.