игумен псково печерского монастыря павел горшков
Наместник Псково-Печерского монастыря поставил точку в деле посмертной реабилитации игумена Павла (Горшкова)
Много лет многочисленным туристам в городе Печеры Псковской области рассказывали о сотрудничестве Псково-Печерского монастыря с оккупационным фашистским режимом. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, 6 октября при храме св. благоверного князя Александра Невского в Пскове состоялись традиционные чтения, на которых свое исследование «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в годы Великой Отечественной войны» представил Наместник монастыря Архимандрит Тихон (Секретарев).
В своем докладе Отец Наместник представил документы, рассказывающие о помощи монастыря голодающим больным и престарелым в Пскове, куда братией были отправлены подводы с картофелем, хлебом, мукой, крупой, собранными через монастырь православным народом. Много лет спустя, после войны открылись сведения о том, что насельники монастыря помогали военнопленным и партизанам, военные разведчики находили приют в монастырских Богомзданных пещерах. Православные, молящиеся в монастыре в то тяжелое время, вспоминали патриотические проповеди игумена Павла, и его помощь слабым духом. Слухами земля полнится, но никто и никогда не говорил в Печерах о предательстве монастыря. Основная же работа монастырских насельников была молитвенной и состояла в трудах послушания.
Псково-Печерский монастырь хранил в Ризнице вклады жертвователей, среди которых были русские Цари и Императоры. Сокровища Ризницы, в основном, представляли собой уникальные по красоте предметы Богослужения. На Ризнице были три печати: советская, монастырская и немецкая, и ни Ризничий Серафим (Розенберг), ни игумен Павел не входили в Ризницу, и считали это за благо. Архимандрит Тихон рассказал историю эвакуации монастырской Ризницы в Германию в 1944 году. На что пойти братию и ее руководителя вынудила бомбардировка монастыря, и, как потом вспоминал летчик, участник этой бомбардировки, монастырь бомбить не собирались, но вследствие плохой видимости авиационные бомбы попали на территорию монастыря, правда, пощадив его храмовые строения. Братия подчинилась распоряжению гебитскомиссара, и Ризница покинула территорию монастыря. Что вызвало сильное сокрушение игумена Павла: «Не нахожу себе места и покоя ни днем, ни ночью. В ушах все время одни и те же слова: пять столетий хранила братия сокровища, а ты, Павел Горшков, позволил их увезти из монастыря».
В начале семидесятых годов Ризница была возвращена монастырю, принимал ее сокровища все тот же Ризничий отец Серафим.
По окончании военных действий, игумен Павел и братия решили отдаться на волю Божию и остались в монастыре, стали молиться иконе Божией Матери Смоленская в ее праздник 10 августа, и на следующий день в Печеры вошли советские войска. Победителей монастырь встречал колокольным звоном, а игумена Павла советские партийные руководители района приглашали на митинги и праздники в честь Победы.
На Александро-Невских чтениях при храме благоверного Князя была открыта эксклюзивная выставка редких фотографий насельников монастыря довоенного и военного периода, а также фото монахов, участников Великой Отечественной войны, о которых также шла речь на Чтениях.
Епархиальная информационная служба напоминает, что в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре более пятисот лет непрерывно длится молитва. Монастырь никогда не закрывался властями, в том числе, и находясь на территории буржуазной Эстонии, в период с 20-х по 1940-й годы.
ПАВЕЛ (ГОРШКОВ)
В миру Горшков Петр Михайлович, родился 20 августа 1867 г. в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии [1].
Был организатором «Первой российской Сергиевой школы трезвости», которая размещалась в двух им построенных зданиях.
В 1910-х гг. о. Павлу нередко приходилось совершать богослужения помимо монастырских храмов пустыни в Стрельне, в Успенской кладбищенской церкви и в храме Константиновского дворца, владелец которого великий князь Дмитрий Константинович также был одним из попечителей школы и училища о. Павла, неоднократно бывал в пустыни.
Так, крупнейшая в Эстонии русская газета «Последние известия» в апреле 1922 г. опубликовала обширную статью, в которой отмечалось, что известный своими трудами по борьбе с алкоголизмом иеромонах о. Павел Горшков только в 1921 году объехал Печорскую и Изборскую волости, посетил 41 школу, где дал 23 урока, на которых присутствовало 1815 детей, и лекций для 2107 взрослых». Всего же в этом году он объездил свыше 100 деревень. В статье так же подчеркивалось, что «деятельность о Павла является новым опытом борьбы с пьянством в Эстонии» [5].
Среди обществ трезвости, созданных им в республике, наибольшую известность приобрело общество «Разумный досуг» в Юрьеве (Тарту), получившее официальный статус Русского просветительного общества в 1923 г. Учредителями его были именитые профессора Тартуского университета И. Тютрюмов, В. Алексеев, приват-доцент С. Штейн (кстати, друг юности А. Ахматовой). В правление общества, деятельность которого вызвала большой интерес также и у эстонской интеллигенции, входили и псковичи: сын русского писателя Мельникова-Печерского, профессор права А.П. Мельников, один из создателей б. Кадетской партии во Пскове, а также бывший городской голова Пскова и министр Северо-Западного правительства Ф.Г. Эйшинский, руководство обществом было возложено на отца Павла.
Не прерывал своей общественной деятельности отец Павел и в 1930-е годы, будучи духовником в Пюхтицком женском монастыре (в 1924 году назначен экономом, а с 1926 году командирован служить духовником обители), служа в приходах в Тапа (с 1932) и Муствеэ (Черный посад, 1933-1937). Таллинская газета «Русский вестник» за 27 мая 1936 года отмечала его труды в Причудье, где, например, в деревнях Рая и Тихеда под Муствеэ отец Павел организовал общество трезвости среди деревенской молодежи. Он читал им лекции со «световыми картинками», обучал молодых людей славянской грамоте, духовному пению, литературе, организовал с ними хор.
Будучи по натуре открытым и сострадательным к людям, о. Павел всемерно поддерживал Русское студенческое христианское движение, очень популярное в довоенной Эстонии и особенно в Печерском крае. В газете «Путь жизни», издаваемой Движением, на полосе, где регулярно помещались поздравления известных общественных, культурных и церковных деятелей по случаю православных праздников, часто встречается и имя о. Павла Горшкова. А в номере этой газеты за 21 марта 1940 года помещена публикация о том, что движенческая молодежь, желая познакомиться с богослужением Русской Православной Церкви, обратилась за помощью к иеромонаху Павлу, который «с любовью откликнулся» на просьбу молодежи. В течение года молодые люди собирались по воскресеньям в келье у о. Павла, тот «живо иллюстрировал свои беседы и объяснял примерами из житий святых, из пролога, из своей личной жизни».
С началом войны, осенью 1941 г. братия Псково-Печерского монастыря избрала о. Павла наместником. Престарелому игумену Парфению (Шаталину) было нелегко справляться по состоянию здоровья со своими хозяйственными обязанностями, чрезвычайно усложнившимися из-за установления в Печорах немецкого оккупационного режима. Поэтому в декабре 1941 года митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский), Экзарх Московского Патриархата в Прибалтике издал указ, по которому игумена Парфения, возведенного в знак признания его заслуг перед обителью в сан архимандрита, сменил иеромонах Павел, возведенный Владыкой в сан игумена. Но, по сути, настоятельствовал он здесь уже в течение нескольких месяцев: начиная с июля 1941 года, на ряде сохранившихся документов сугубо благотворительного характера уже имеется подпись иеромонаха Павла.
Монастырь находился на оккупированной немцами территории но наместник сумел найти ту тонкую и умную линию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности. Игумен часто жаловался духовнику старцу схииеромонаху Симеону на тяжесть своего положения, но тот не благословил игумена отойти от дел, сказав: «И не помышляй. В монастыре нет сейчас никого, кто мог бы заменить тебя. Терпи!».
После освобождения Псковщины о. Павел был включен в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но вскоре последовал неожиданный арест. Старца обвинили в «шпионаже» и сотрудничестве с оккупантами. В октябре 1944 году о. Павел был арестован.
Ложь о сотрудничестве старца с оккупантами усердно распространялась советской властью вплоть до недавнего времени. Было время, когда в музее г. Печоры существовала целая экспозиция с материалами о якобы пособничестве игумена Павла немецким оккупантам в разграблении ими ценностей из монастырской ризницы. Без упоминания об этом не выходила ни одна из книг, посвященных истории знаменитой обители.
Его дело не подлежало пересмотру, но попытки реабилитации начал фронтовик, наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов), помогал делу возвращения честного имени игумену владыка Павел (Пономарёв), бывший наместником обители в 1988-1992 годах и другие.
В 1997 году в обитель пришла долгожданная весть о реабилитации старца.
Имея живой и общительный характер, он любил нести в народ евангельское слово, любил проповедь христианской нравственности. Был добрым, благожелательным человеком с очень широким кругозором и искренним интересом к культуре, истории, краеведению, литературе и поэзии [10].
Использованные материалы
[1] по другим данным, о. Павел был уроженцем С.-Петербурга
[2] Дело Горшкова П.М и других…
[3] Петров Г.В.Предания и были Псково-Печерского монастыря. Псков. 2001.С.143.
[4] Дело Горшкова П.М. и других.
[5] Последние известия, 18 апреля 1922, №8.
[6] Последние известия, 29 января 1923, №27.
[7] Андреев Н.Е. То, что помню. Таллин, 1996. Т. 2. С. 68
[8] У «пещер Богом зданных», Псково-Печерские подвижники благочестия XX века. М; 1999. С.308.
[9] из справки информационного центра Кемеровского УВД от 9.02.1999 г.
[10] В пока ещё недостаточно изученных его дневниках, чудом сохранившихся в монастыре (это несколько тетрадей, датированных 1925-1943 годами, под архивными номерами 36-47), встречаются и его собственные лирико-поэтические опыты. Тонкая от природы, стремящаяся к творческому осмыслению жизни натура отца Павла видна и в имеющихся здесь же черновых набросках писем к родным.
Игумен псково печерского монастыря павел горшков
| ||||||
|
|
Только через шестьдесят с лишним лет истина восторжествовала. В 1997 году прокуратура Псковской области пересмотрела уголовное дело игумена Павла и, сделав заключение о необоснованности его осуждения, полностью его реабилитировала[ 3 ]. Появился ряд публикаций, повествующих о стараниях отца Павла в тяжелейших условиях оккупации сохранить монастырь как центр национальной русской духовности, а также помочь больным, голодающим, военнопленным, находившимся в немецких лагерях. Более полное описание жизни и подвижнической деятельности этого духовного пастыря, видимо, еще ждет своего часа, здесь же хотелось бы познакомить читателей с трудами иеромонаха Павла на общественном, гражданском поприще.
|
Иеромонах Павел (Горшков) в бытность келарем Свято-Троицкой Сергиевой мужской пустыни |
Зная, насколько трудно взрослых пьяниц направить на путь трезвости, о. Павел обратил внимание на подрастающее поколение, чтобы внушить ему с малых лет, со школьной скамьи вред гибельного пьянства. Решено было прежде всего обратить внимание на детей пьяниц и устроить для них школу.
Иеромонах Павел (Горшков) «Первая Российская
Сергиевская школа трезвости». СПб, 1909 г.
Через год после открытия Сергиевского отдела Трезвости, 14 сентября 1905 года и была открыта бесплатная школа. Открыта была она без копейки денег. На молебен при освящении ее собрали сумму в 37 р. 20 к., с которой она и начала функционировать. Большую поддержку при основании здесь оказала местная преподавательница А. А. Павлова, взявшаяся за обучение детей алкоголиков. Поместилась школа на первое время в наемном помещении. Надо было думать приобрести для нее собственное здание. Как сначала была бедна школа, говорит то, что сидением для детишек служили поленья дров и положенные на них старые, завалявшиеся на дворе доски, да и те принадлежали хозяину того дома, в котором было бесплатно предоставлено помещение под школу. Несмотря на свое убожество, школа скоро стала приносить «плоды». Беседуя, между прочим, с детками о трезвости, о вреде пьянства, о. Павел заметил, что они не только внимательно его слушали, но некоторые из них вполне сознательно и строго стали исполнять его слова. Под влиянием последних явились записаться в число трезвенников несколько человек родителей-пьяниц, сославшихся, что их к этому принуждают дети. В то же время при школе было положено начало бесплатной библиотеки.
«Первая Российская Сергиевская школа трезвости».
Обучалось и воспитывалось в школе трезвости до 300 детей в возрасте от 8 до 16 лет. По окончании курса учения дети пристраивались к ремеслу или отдавались в специальные учебные заведения. Были случаи, когда их определяли даже в гимназии.
|
Свято-Троицкая Сергиева мужская пустынь в Стрельне, близ С.-Петербурга. Троицкий собор |
«Первая Российская Сергиевская школа трезвости».
|
Первая в России школа трезвости в Сергиевой пустыни близ С.-Петербурга, основанная иеромонахом Павлом (Горшковым). Фото 1909 г. |
При Школе имеются мастерские: портняжная, переплетная, сапожная, столярная и слесарная.
В бесплатной столовой при Школе, существующей 3 года, накормлено свыше 30.000 чел.
«Первая Российская Сергиевская школа трезвости».
|
Группа учеников и учениц школы трезвости в Троице-Сергиевой пустыни. Фото 1909 г. |
|
Иеромонах Павел (Горшков) в Свято-Успенском Пюхтицком женском монастыре. 1930-е гг. |
Среди обществ трезвости, созданных им в республике, наибольшую известность приобрело общество «Разумный досуг» в Юрьеве (Тарту), получившее официальный статус Русского просветительного общества в 1923 г. Учредителями его были именитые профессора Тартуского университета И. Тютрюмов, В. Алексеев, приват-доцент С. Штейн (кстати, друг юности А. Ахматовой). В правление общества, деятельность которого вызвала большой интерес также и у эстонской интеллигенции, входили и псковичи: сын русского писателя Мельникова-Печерского, профессор права А.П. Мельников, один из создателей б. Кадетской партии во Пскове, а также бывший городской голова Пскова и министр Северо-Западного правительства Ф.Г. Эйшинский, руководство обществом было возложено на отца Павла.
Не прерывал своей общественной деятельности о. Павел и в 1930-е годы, будучи духовником в Пюхтицком женском монастыре (в 1924 г. назначен экономом, а с1926 г. командирован служить духовником обители- Ред.), служа в приходах в Тапа (с 1932) и Муствеэ (Черный посад), (1933-1937).Таллинская газета «Русский вестник» за 27 мая 1936 года отмечала его труды в Причудье, где, например, в деревнях Рая и Тихеда под Муствеэ отец Павел организовал общество трезвости среди деревенской молодежи. Он читал им лекции со «световыми картинками», обучал молодых людей славянской грамоте, духовному пению, литературе, организовал с ними хор.
|
Печоры. Храм свв. Сорока мучеников Севастийских. Съезд благочинных и регентов. В центре – игумен Павел. 1942 г. |
Будучи по натуре открытым и сострадательным к людям, о. Павел всемерно поддерживал Русское студенческое христианское движение, очень популярное в довоенной Эстонии и особенно в Печерском крае. В газете «Путь жизни», издаваемой Движением, на полосе, где регулярно помещались поздравления известных общественных, культурных и церковных деятелей по случаю православных праздников, часто встречается и имя о. Павла Горшкова. А в номере этой газеты за 21 марта 1940 года помещена публикация о том, что движенческая молодежь, желая познакомиться с богослужением Русской Православной Церкви, обратилась за помощью к иеромонаху Павлу, который «с любовью откликнулся» на просьбу молодежи. В течение года молодые люди собирались по воскресеньям в келье у о. Павла, тот «живо иллюстрировал свои беседы и объяснял примерами из житий святых, из пролога, из своей личной жизни».
Печерянин Г.И. Добролюбов, в прошлом участник Христианского движения крестьянской молодежи, вспоминал, что иногда свои беседы отец Павел начинал с фразы: «Сегодня я видел на улице диавола в образе человека», имея в виду пьяного.
С началом войны, осенью 1941 г., монастырская братия избрала о. Павла, тогда еще иеромонаха, своим настоятелем. Несмотря на условия оккупационного режима и свой преклонный возраст, отец Павел старался не только поддерживать порядок в обители, но и выполнять свой христианский долг, помогая голодающим, обездоленным беженцам, военнопленным. Известно, что в годы войны из обители часто отправлялись подводы с продовольствием в Псков, в городскую больницу, в богадельню на Запсковье, в госпиталь лагерного пункта, притом что немецкие власти неоднократно не пропускали подводы в город. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных.
|
Печоры. Игумен Павел, архимандрит Парфений, наместник Псково-Печерского монастыря в 1940–1941 гг., духовник иеросхимонах Симеон |
Ныне востановлены честь и гражданское достоинство игумена-мученика. Выдающийся подвижник благочестия первой половины XX века, незаслуженно забытый и незаконно репрессированный, он достоин того, чтобы быть причисленным к лику святых новомучеников Русской Православной Церкви.
Упокой, Господи, усопшего раба Твоего Павла и сотвори ему вечную память!
Примечания:
Источник. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002 г. выпуск 26-27.
- игумен павел сретенский монастырь биография
- игумен соловецкого монастыря венчавший василия шуйского на царство