игумения иоанно предтеченского монастыря в москве
В Иоанно-Предтеченском монастыре встретили новую настоятельницу
1 сентября 2019 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы встретили новую настоятельницу. Решением Священного Синода от 30 августа 2019 года (журнал № 105) на эту должность была избрана насельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга. игумению Елисавету (Никишкину).
В этот день за Божественной литургией в Донском ставропигиальном мужском монастыре Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на малом входе монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.
В сопровождении настоятельницы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумении Иулиании (Каледы), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумении Викторины (Перминовой) и настоятельницы Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга игумении Людмилы (Волошиной) матушка игумения Елисавета прибыла в монастырь.
Сестры и клир обители встретили игумению Елисавету праздничным колокольным звоном и цветами.
Был отслужен благодарственный молебен, который возглавил архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству.
По окончании молебна в своем слове владыка подчеркнул значимость трудов предыдущей настоятельницы игумении Афанасии (Грошевой) и напутствовал игумению Елисавету.
В завершение все проследовали на трапезу, где духовенство и сестры поздравили с избранием свою новую игумению.
Иоанно-Предтеченский монастырь г. Москвы встретил свою новую настоятельницу
1 сентября 2019 года Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Москвы встретил свою новую настоятельницу игумению Елисавету (Никишкину). Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 августа 2019 года (журнал № 105) на эту должность была избрана насельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга.
В этот день за Божественной литургией в Донском ставропигиальном мужском монастыре Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на малом входе монахиня Елисавета была возведена в сан игумении. В сопровождении настоятельницы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумении Иулиании (Каледы), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумении Викторины (Перминовой) и настоятельницы Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга игумении Людмилы (Волошиной) матушка игумения Елисавета прибыла в монастырь.
Сестры и клир обители встретили игумению Елисавету праздничным колокольным звоном и цветами.
Был отслужен благодарственный молебен, который возглавил архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству.
По окончании молебна в своем слове владыка подчеркнул значимость трудов предыдущей настоятельницы игумении Афанасии (Грошевой) и напутствовал игумению Елисавету.
В завершение все проследовали на трапезу, где духовенство и сестры поздравили с избранием свою новую игумению.
«Главное в отношениях между игуменией и сестрами – матушкина молитва и взаимное доверие»
28 июля 2019 года настоятельнице Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря в Москве, игумении Афанасии (Грошевой) исполняется 80 лет. Она стала одиннадцатой настоятельницей из сохраненной Промыслом Божиим в годы господствующего атеизма Пюхтицкой Свято-Успенской ставропигиальной женской обители, подготовившей для женских монастырей Русской Православной Церкви столько игумений. Матушка понесла большие труды по восстановлению разрушенной и оскверненной святыни на Китай-городе, с большой любовью наставляя своих подопечных на путь спасения. Об этом накануне юбилея своей настоятельницы рассказали порталу «Монастырский вестник» сестры.
С приездом матушки святые вернулись в обитель своими чтимыми образами
С матушкой Афанасией монахиня Феонилла (Харченко), а в то время монастырский летописец – послушница Галина, познакомилась 25 декабря 2001 года. Точнее, впервые услышала ее имя и имя ее святой покровительницы, преподобной игумении Эгинской. Мать Феонилла вспоминает, как после вечерней трапезы отец Сергий Романов, духовник сестринской общины уже открытой 11 августа 2000 года Иоанно-Предтеченской обители, объявил сестрам, что Святейший Патриарх Алексий II запросил в Пюхтицком монастыре у игумении Варвары настоятельницу для их монастыря. За вечерней трапезой читали в те дни письма преподобного Амвросия, старца Оптинского. Как раз была череда чтения Галины, и она обратила внимание на письмо, которое ей предстояло прочитать завтра. После слов поздравления новопосвященной игумении с избранием той на настоятельскую должность старец выражал надежду, что поможет ей в ее трудах святая преподобная Афанасия, «которой память вскоре имать совершаться и еяже именем, кажется, Вы наречены при пострижении». На следующий день, 26 декабря, в монастыре на Китай-городе узнали, что исполняющей обязанности настоятельницы была назначена монахиня Афанасия (Грошева) – благочинная Пюхтицкого монастыря в Эстонии. Приехала она в Москву в 2002 году после 15 января, празднования преподобного Серафима Саровского – малого престольного праздника в Пюхтицкой обители. Все сестры ее встречали. Затем все вместе прошли в единственный тогда, но очень уютный для небольшой общины домовый храм преподобной Елизаветы Чудотворицы. Епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии зачитал указ о назначении настоятельницы. «Меня удивили ее простота и скромность, нестяжание, – продолжила монахиня Феонилла. – Матушка приехала со своим старым чемоданчиком, с которым, наверное, и поступала в монастырь. Со смирением заняла приготовленную для нее келью, ничем не отличавшуюся от кельи любой сестры. Так она там и жила до 2015 года, пока все сестры не переехали в отреставрированный игуменский корпус». По словам рассказчицы, матушка попала «с корабля на бал». Уже имелась договоренность о возвращении главных святынь из храма святых апостолов Петра и Павла. 18 января была всенощная под праздник Крещения Господня – совершалась она в неотапливаемом соборе на деревянных перекрытиях архивохранилища. А после по благословению Святейшего Патриарха Алексия II монастырю были возвращены его главные святыни – икона святого Иоанна Предтечи с обручем в ларце и образ преподобной. Елизаветы Чудотворицы, святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Как это было символично! Приехала настоятельница, и вернулись своими чтимыми образами святые покровители монастырских храмов.
«Матушка, Вы только помолитесь!»
Матушка в основание всегда ставила и ставит молитву – и в монастыре ее молитвами многое созидается. Строительница и казначея, монахиня Анувия (Виноградова), пришедшая в сестричество еще до открытия обители, с особым чувством вспоминала этап, связанный с восстановлением монастырского собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Когда монахиня Афанасия приехала в Москву, собор был только недавно освобожден от документов Центрального государственного архива Московской области. Начали вывоз архива на Светлой неделе 2001 года, и только к празднику Рождества Иоанна Предтечи удалось его освободить от бумаг. «Денег на реставрацию у нас абсолютно не было. Первым благотворителем стал Святейший Патриарх Алексий II, который выделил монастырю 300 тысяч рублей, – стала рассказывать мать Анувия. – На эти – тогда немалые средства – мы построили леса на втором этаже, чтобы достать до свода собора. Собственно, со строительных лесов и началась его реставрация». Что интересно: настоятельница поначалу предложила наипростейший путь – что-то побелить, что-то подкрасить и на этом остановиться. Однако архитекторы, художники, реставраторы сошлись во мнении, что шедевр архитектуры Быковского надо восстанавливать так, как это было при строительстве храма. Несмотря на тяжелое материальное положение монастыря, матушка согласилась. Она поручила монахине Анувии руководить всеми строительно-реставрационными работами, поиском финансов. И сестры видят: ни одно из монастырских начинаний не обходится без активного участия и движущей силы первой матушкиной помощницы. Любовь к святому Иоанну Предтече и его монастырю зримо воплощена ею в великолепной реставрации монастырского собора. Но впереди всей кипучей энергии матери Анувии шли благословение и молитва матушки Афанасии. Мать Анувия всегда повторяла: «Матушка, благословите! Матушка, Вы только помолитесь!»
О разных аспектах монастырской жизни, в которых чувствуется сила игуменского благословения и молитвенной помощи, рассказывала мать Анувия. Один из них, чрезвычайно важный для современного монашества – учеба. Шесть лет назад при Иоанно-Предтеченском монастыре были организованы курсы дополнительного образования для монашествующих, и все эти годы сестры слушали лекции преподавателей православных и светских вузов – ведущих специалистов в своей области, сдавали им зачеты. В прошлом году был новый набор, причем число учащихся пополнили насельницы из подмосковных монастырей, а также, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла – сестры, находящиеся на послушании в Патриархии. В общей сложности сейчас на курсах в обители святого Иоанна Предтечи занимается 55 человек. А монахиня Анувия является секретарем Межведомственной Комиссии по вопросам образования монашествующих…
Только представить: столько позитивных изменений, связанных с активной позицией Иоанно-Предтеченского монастыря в жизни нашей Церкви, произошло за эти годы! И как тут не вспомнить слова заместителя Генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе Андрея Баталова, сказавшего, что все тут начиналось с удивительно интеллигентного сестричества, а сегодня обитель представляет собой своеобразный научный центр, где издаются архивные материалы по истории монастыря, проводятся научно-практические форумы. Добавим: и поражает своими масштабами планомерно ведущаяся научная реставрация святыни, которая по окончании работ наверняка станет жемчужиной столицы.
Дар утешения
Говорилось много и о таких личных качествах игумении, как сдержанность, немногословие. При этом сестер поражало ее удивительное качество: одной-двумя фразами (длинных разговоров не требовалось) она была способна вернуть приунывшего человека в состояние духовного равновесия. А то могла кому-то сказать искреннее «прости!», от всего сердца – «прости за все!», что, по словам монахини Мариониллы (Кабиловой), тут же снимало всякое напряжение. Человеческие обиды растворялись, выстраивались правильные отношения. И сестры, и священнослужители, и прихожане знают, что матушка строгого духовного устроения. Еще одна черта ее характера была отмечена в рассказах о ней: «Наша матушка – нелицеприятный человек». В толковом словаре Даля приводятся синонимы слова «нелицеприятный»: правдивый, праведный, правосудный. То есть игумения ни под кого не подстраивается, не пытается кому бы то ни было по-человечески угождать (как сказал ивановским сестрам архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству: «Матушка ваша не Златоуст, но в ней же льсти несть!»).
…Придя в столичный монастырь в начале 2000-х годов, как живая часть Пюхтицкой обители, матушка Афанасия, насколько это было возможно, передавала обители на Ивановской горке традицию родного монастыря. С большой теплотой она рассказывала о своей духовной наставнице – игумении Варваре (Трофимовой). Тепло вспоминала игумению Георгию (Щукину), нынешнюю настоятельницу Горненского женского монастыря в Иерусалиме, которая до своего назначения на Святую Землю долгие годы подвизалась в Пюхтицах. Словно бы зримо встает перед глазами картинка: пюхтицкие сестры трудятся в поле на покосе. Жара, все устали. Вдруг видят: матушка Георгия, везет им арбузы. Все взбодрились, все утешены! Дар утешения может проявляться в разных вещах. Пусть даже в какой-то мелочи. Главное – чтобы шло от сердца.
Как матушка духовно открывалась сестрам
Примечателен в этом плане рассказ инокини Софронии (Адваховой). Из одного крупного епархиального монастыря ее направили в Московскую Патриархию, где она несла послушание в течение семи лет. За неимением на тот момент места для жилья в Патриархии она первые три года жила в Иоанно-Предтеченском монастыре. Все правила по мере возможности исполняла, к матушке-настоятельнице под благословение подходила, однако близко ее не знала. «Побаивалась в хорошем смысле слова, – улыбнулась мать Софрония. – Матушка такая авторитетная, духовно опытная, а я кто – какая-то послушница!» Продолжила: «Из того времени мне запомнилось, что когда я помогала церковничать, то самым большим наказанием для нас было, если матушка замечала на подсвечниках маленькие огарочки, которые мы по своей невнимательности пропустили. Она нас не укоряла, нет. Просто шла и снимала их. Нам до того стыдно становилось! Мы видели, как матушке трудно подниматься со своего места, ножки больные, и, несмотря на это, она встает и идет исправлять нашу оплошность. Также матушка смотрела, чтобы лампадочки горели как горошины – не «факелом»! И не любила в храме хождение туда-сюда. Очень радела о сестринском правиле и учила сестер: «Утренние молитвы – самые важные! Как ты проживешь день без них? » Поэтому сильно огорчалась, если кто-то опаздывал. Чтобы не мешать молящимся, опоздавшая сестра должна была стоять у входа до окончания утренних правил». После окончания послушания в Патриархии инокиня Софрония на три месяца уехала в Грецию, в женские монастыри, где игумении для сестер – словно родные матери. По ее словам, это были три месяца сказки, только сказка закончилась и пришла пора возвращаться домой, жить в своей реальности. Получив возможность выбрать монастырь, чьей насельницей она бы хотела стать, мать Софрония выбрала Иоанно-Предтеченский. «Самое интересное, что я нашла здесь игумению, которую искала, – поделилась сокровенным моя собеседница. – Хотя и знала матушку прежде, но, как уже говорила, побаивалась ее. А однажды подошла к ней с духовным вопросом и, услышав ответ, так удивилась! Это был ответ старицы! Начала уже безбоязненно подходить, спрашивать, все больше и больше убеждаясь, что в матушке – такая монашеская мощь! Такая материнская мудрость чувствуется в ее кратких и очень точных ответах, отражающих всю суть проблемы! Даже спустя годы я могу слово в слово повторить то, что она мне сказала в какой-то момент, настолько это было емко, весомо». Инокиня Софрония припомнила случай, когда она, что называется, зашивалась. Требовалось срочно подготовить отчет в Патриархию, уже и ночь наступила, но составлению бумаг конца и края не было видно. Она обратилась к матушке и услышала от нее: «Мать, ну надо так надо, что ж сделаешь?» Всего одну фразу произнесла матушка-настоятельница, а после нее непостижимым образом пришла уверенность, что надо без ропота продолжить работу и все будет в порядке.
«Надо так надо» – золотые слова! Это, кстати, многие сестры отмечали: для духовного здоровья монашеской общины особенно важно, что матушка сама сумела стяжать послушание и их этому учит. Разумеется, они читают творения духовных столпов Церкви, жития святых. Но одно дело читать и другое, если ты видишь живой пример истинной монашеской жизни. Как заметила монахиня Марионилла (Кабилова), находиться рядом с такими людьми, когда ты сам немощный, грешный, совсем непросто. Обнажаются твои духовные язвы. И все же хорошо, что Господь дает сестрам этот урок, обязывает быть повнимательнее к словам духовно опытных людей, которые, добавила мать Марионилла, учат тебя трезвению. «Бывает, как-то на что-то отреагируешь и по реакции матушки вдруг понимаешь: а ты ведь внутренне разболтался! Винтики у тебя расшатались, надо их закручивать. Матушка одним взглядом тебя отрезвила!».
Не только пюхтицкая школа помогла сформироваться будущей игумении столичного ставропигиального монастыря. Ей – человеку советской эпохи – родившейся и воспитывавшейся в верующей семье, посчастливилось встретить на своем жизненном пути пастырей с крепкой верой, которые научили ее видеть во всем Промысл Божий и за все благодарить Господа. До поступления в монастырь ее духовником был игумен Рафаил (Шишков). (Схиигумен Рафаил, старейший насельник Данилова монастыря в Москве, отошел ко Господу в конце прошлого года). Живя в Пюхтицкой обители, она духовно окормлялась у старца архимандрита Феофана (Молявко; 1913-2001 гг.). Об отце Рафаиле один из московских пастырей проникновенно сказал, что это был тип оптинского старца, сама простота, народный батюшка, которого отличали непосредственность, бескорыстие. Архимандрит Феофан (Молявко) – он из псково-печерских старцев, прошедших тюрьмы с лагерями, войну. Читаем о нем: «Это было живое воплощение кротости, скромности, неосуждения, доброты, человеческой тихости». Матушка Афанасия впитала в себя их дух глубокого благочестия, и сестры обители на Китай-городе, чувствуя это, во всем ей доверяют. Через нее они спрашивают Божью волю, зная, что матушка уважает личность каждой из них, видя их слабые и сильные стороны, немощи, болезни. В последние годы матушка по состоянию здоровья не всегда может бывать на службах, но когда бывает и, когда службу совершает архиепископ Филарет (Карагодин), находящийся сейчас на покое, то происходит удивительная вещь. По рассказу монахини Капитолины (Сухаревой), остро чувствуешь, что перед тобою живые старцы в лице владыки и игумении. «Вот владыка Филарет произносит: «слава Святей…», и кажется, что небеса открываются», – сказала мать Капитолина.
Монашеская семья
Еще один штрих к портрету матушки. Собирая вокруг себя монашескую общину, она всегда проявляла большую заботу о вновь пришедших насельницах. Некоторые сестры вспоминали, как, выбрав сестру помоложе и поприветливей, она наказывала той: «Пойди, встреть новенькую!», «Пойди, расскажи о нашей жизни». Прекрасно понимала, что, попадая в новую семью, где другие условия, другой режим, человек теряется. И хотела, чтобы он расположился, почувствовал: ему здесь рады. Часто сестры слышали такие слова: «Если есть у тебя возможность, беги помоги! Есть свободная минутка от послушания, помоги сестре!» Когда кто-то заболевал, оказывался в больнице или хотел отлежаться в келье, матушка посылала к болящей: «Пойди, отнеси еду!» Такое ее воспитание и отношение помогло прорасти и укрепиться в их душах чувству, что они – частица единого целого. Частица сплоченной семьи, насчитывающей на сегодняшний день 38 человек (включая насельниц богадельни в подмосковном селе Остров Ленинского района, официально называемой Старческим домом). Оглядываясь на прожитые в обители годы, сестры говорят, что матушка явила им подлинный пример монашеской жизни в смирении, молитве, чистоте, полном нестяжании. И горячо молят Господа, чтобы Он продлил ее дни, и чтобы она, как их Ангел Хранитель, подольше пребывала с ними и хранила их своей молитвой и благословением.
Фотограф: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря
Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве
11 августа 2000 г. на заседании Священного Синода, проходившего в канун Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря, расположенного в самом сердце столицы. Близость к Кремлю и связь с царским домом всегда определяли судьбу монастыря с момента его основания и на протяжении столетий. Много таинственных и трагичных страниц вписано в историю Ивановской, как именовалась она прежде, Девичьей обители. Вместе со всем народом монастырь претерпевал разорения от интервентов и своих «воров и негодных людей», горел часто в московских пожарах, но всякий раз восстанавливался щедрой рукой русских царей, молитвами его святых покровителей. Многое в истории Иоанно-Предтеченской обители перекликается с судьбой уничтоженных Кремлевских святынь: Вознесенского Девичьего и Чудова мужского монастырей. Промыслом Божиим обитель святого Иоанна Предтечи сохранена от полного уничтожения для духовного обновления столицы, снова звучит в сердце Москвы «глас вопиющего в пустыне», а радость о возрождении монастыря в конце ХХ века соединилась со всецерковным торжеством прославления Новомучеников и Исповедников Российских.
Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме, который огибает Солянка – старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь – «в Старых Садех». Ивановская обитель была основана как ружная. Построенная на государевой земле, она получала царскую ругу – содержание от владевшего землей царского дома. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному Самодержцу, так и матери его Великой Княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 25 августа 1530 года и носил имя Крестителя Господня. Иоанно-Предтеченская обитель стала местом молитвы об упокоении Грозного государя, как ее царственного основателя.
Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых – цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева, часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы многовековой обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды о упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи. Почитаемая за святость еще при жизни, блаженная Марфа была погребена в монастырском Соборе. Память ее свято чтилась царской четой и по смерти блаженной, последовавшей в день Ангела царицы Евдокии 1 марта 1638 г. Тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту. Восстановление исторической памяти и молитвы об упокоении русских государей, несомненно, привлечет благодать Божию в укреплении Русского государства, в воссоздании русских святынь, станет достойным плодом покаяния русского народа.
В начале XVII века в Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием благочестивых русских царей вскоре восстановлена. В первой половине XVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами: Троицким 1737 г. и пожаром 1748 г., но в 1761 г. монастырь был возобновлен щедротами Императрицы Елизаветы Петровны, которая предназначала его «для призрения вдов и сирот заслуженных людей». Благочестивая и религиозная императрица, носившая имя матери святого Иоанна Предтечи – праведной Елизаветы, имела намерение на склоне лет по обычаю предков постричься в монашество. С этой целью она заложила и создавала в Санкт-Петербурге Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, куда собиралась удалиться. Императрица не осуществила свое намерение, но монашеский путь был уготован от Господа ее родной дочери в московской Ивановской обители, которую она назначила сама для сирот заслуженных людей.
В Ивановском монастыре среди родовитых насельниц были опальные лица из царской семьи, позже в монастырь присылали на покаяние женщин, упорствующих в ереси, или совершивших тяжкие преступления. Так, в ХVI веке в обители святого Иоанна Предтечи была пострижена супруга старшего сына царя Иоанна Грозного царевича Иоанна, в монашестве Параскева, в начале ХVII века в Смутное время в монастыре была заточена и пострижена с именем Елена супруга царя Василия Шуйского. Еще одна таинственная затворница содержалась в обители в конце XVIII – начале ХIХ веков. Этой загадочной невольницей была, по преданию, родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским – известная княжна Августа Тараканова. По повелению Екатерины II в 1785 г. настоящая дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и «для блага России» пострижена в монашество с именем Досифеи в Московском Ивановском монастыре. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью, т.к. после смерти Екатерины II к старице Досифее стали допускать народ. Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Многим помогла она на пути спасения. О ее молитвенной помощи свидетельствовал в середине XIX века настоятель Оптиной Пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов), ныне прославленный в сонме Оптинских старцев. Ему, а также его брату, будущему настоятелю Саровской пустыни игумену Исайе II (Путилову), она указала монашеский путь и поддерживала их в юности молитвою и добрым советом. Почила о Господе монахиня Досифея 4 февраля 1810 г. и похоронена была в Новоспасском монастыре – родовой усыпальнице бояр Романовых.
После разорения Москвы французской армией во главе с Наполеоном в 1812 г. Ивановская обитель была упразднена более чем на полвека. При монастырском храме доживали свой век четыре старицы, которые часто видели ночью в храме молящуюся с воздетыми руками схимницу. Они верили, что это блаженная Марфа Ивановская, и что ее молитвами монастырь будет непременно восстановлен.
В 1859 г. было положено начало возрождению обители по завещанию богатой вдовы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой. Вместе со своей родственницей Марией Александровной Мазуриной она обратилась к Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). Как истинный архипастырь, монах и покровитель монашества, свт. Филарет был рад возможности возродить обитель, для которой он сам составил правила общежития. Летом 1859 г. Император Александр II лично утвердил проект восстановления обители. В 1860 г. после Божественной Литургии в храме св. равноап. князя Владимира, расположенного рядом с обителью, и крестного хода из Князь-Владимирского храма в монастырь при личном участии свт. Филарета были заложены новый монастырский Собор и больничная церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы – небесной покровительницы Е.А. Макаровой-Зубачевой. Обитель перестраивалась в течение 20 лет строительницей монастыря М.А. Мазуриной при архипастырском попечении свт. Филарета по единому проекту академика Михаила Быковского, создавшего архитектурный шедевр с элементами классицизма, романского и готического стилей в центре старой Москвы. Собор напоминает шедевр западно-европейского зодчества – кафедральный Собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Ни строительница монастыря, ни митрополит Филарет не дожили до открытия обители.
Торжественное освящение Иоанно-Предтеченского монастыря состоялось в октябре 1879 г. Завершить строительные работы и приискать игумению для новой обители было поручено благочинному общежительных монастырей преподобному Пимену (Мясникову). Предполагалось возобновить Ивановский монастырь как общежительный, а в Москве таковых не было, только штатные, поэтому обитель была вверена попечению архимандрита Николо-Угрешского монастыря. Первую настоятельницу игумению Рафаилу с сестрами о. Пимен нашел в подмосковной Аносиной Борисо-Глебской Пустыни, которая в конце Х1Х – начале ХХ веков называлась в народе «Женской Оптиной» за то, что в ней, как и в самой Оптиной Пустыни, было развито старчество. Быстро наполнилась Ивановская обитель насельницами и стала привлекать паломников со всех концов Российской Империи.
В 1890-х гг. близ станции Марк Савеловской железной дороги Ивановской обители были предоставлены земли для хутора, получившего название Чернецово. При настоятельнице игумении Сергии (Смирновой) в 1893-95 годах на хуторе была построена деревянная церковь в честь ее небесного покровителя – прп. Сергия Радонежского. Хуторской храм обители был хорошо отделан, украшен дубовым иконостасом, имел частицы святых мощей Иоанна Крестителя и Сергия Радонежского.
К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом 1-й Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 г. Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь – «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать, как приходские, при них проживали около ста насельниц. В эти годы матушка настоятельница и монахини разоренного монастыря обращались за молитвенной помощью и духовным советом на Маросейку к старцу отцу Алексию Мечеву. В 1926 г. храмы были отобраны. Монастырский Собор св. Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елизаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства.
Не только святые обители, храмы Божии, праведные люди, но и святые мощи угодников Божиих претерпевали поругание и гонение в безбожное лихолетье. Около трехсот лет почивали в Ивановской обители мощи святой блаженной схимонахини Марфы, Христа ради юродивой – молитвенницы и покровительницы царствовавшей династии Романовых. В середине XIX века по благословению свт. Филарета Московского мощи блаженной при перестройке Собора были обретены и положены в новую мраморную гробницу. В связи с закрытием Собора в 1926 г. мощи святой блаженной Марфы были вскрыты и перезахоронены, в настоящее время их местонахождение остается неизвестным. Память ее празднуется в обители в день преставления 1/14 марта и в Соборе Московских святых в воскресение перед 26 августа / 8 сентября.
Последняя настоятельница матушка Епифания (в миру – Елизавета Дмитриевна Митюшина, вдова из купеческого сословия), пережившая разорение обители, где она приняла монашеский постриг, переехала с оставшимися сестрами на хутор. Сюда, в храм прп. Сергия Радонежского, пригласили служить отца Илариона (Удодова), который стал духовником ивановских сестер. Имя этого святого старца стало широко известно в связи с тем, что он Промыслом Божиим стал хранителем главы Преподобного Сергия Радонежского во время Великой Отечественной войны. О. Иларион начинал свой монашеский путь на Афоне в Свято-Пантелеимоновой обители по особому указанию Божией Матери. В одном из следственных дел в связи с арестом его брата Петра о. Иларион значится как «архимандрит Ивановского монастыря», так он и остался на все годы гонений старцем и окормителем Ивановских изгнанниц. В 1929 г. отец Иларион похоронил на хуторе матушку Епифанию. Хуторское хозяйство советская власть задавила налогами. В 1931 г. сестры были арестованы на монастырском хуторе и высланы в Казахстан. Отец Иларион жил при храме прп. Сергия на бывшем хуторе некоторое время один, затем был приглашен благочинным служить в Виноградово, где был настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери до дня своей кончины 15 марта 1951 г. Перед войной, в конце 30-х годов, о. Иларион перенес в храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы иконостас и святыни хуторского храма прп. Сергия и устроил придел в честь прп. Сергия Радонежского, тем самым приготовив место для хранения великой святыни. Отец Иларион некоторое время был братским духовником вновь открывшейся Троице-Сергиевой Лавры, но вскоре вернулся в Виноградово. Сюда к о. Илариону собрались после ссылки «ивановские сироты», здесь образовался небольшой «монастырек»: одни сестры бывали наездами, другие прислуживали при храме, некоторые из них были здесь похоронены.
Из Виноградово, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник и старец о. Иларион, началось и новое возрождение обители в конце ХХ века. В 1992 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II обитель была приписана к храму св. равноап. князя Владимира во главе с настоятелем прот. Сергием Романовым. Храм расположен на Ивановской горке чуть выше монастыря. Промыслительно то обстоятельство, что в конце 1980-х годов о. Сергий Романов служил в селе Виноградово в храме Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась из его духовных чад и, в том числе, будущих насельниц монастыря, приходская община храма св. князя Владимира.
С этого времени до начала 2002 года община храма св. равноап. князя Владимира при участии Московского Благотворительного Свято-Владимирского Братства трудились не только над воссозданием монастырских храмов, келий и стен, но и заложили фундамент для возрождения монашеской жизни в этой древней обители. С 1992г. в бывшем больничном корпусе жила община сестер, была открыта монастырская часовня св. Иоанна Предтечи, где служились молебны св. Пророку. Полностью были отреставрированы бывший больничный корпус с домовым храмом прп. Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 г. на Светлой седмице в день иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В это пасхальное время, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно мироточить икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», находящаяся в храме прп. Елизаветы Чудотворицы. Летом 2001 г. к празднику Рождества Иоанна Предтечи Архивом Московской области был полностью освобожден монастырский Собор, с октября 2001 г. в нем еженедельно совершались молебны св. Иоанну Предтече.
Особенно близкие отношения у насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря сложились с Пюхтицкой обителью в Эстонии, в которой сохранились традиции русского православного общежительного монашества. По приглашению матушки Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни. Промыслом Божиим по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в январе 2002 г. Иоанно-Предтеченскую обитель возглавила настоятельница монахиня Афанасия (Грошева), назначенная именно из Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Назначение матушки Афанасии было воспринято сестрами с большой радостью.
С приездом настоятельницы обитель преобразилась и внутренне, и внешне. Пополнилась она и новыми насельницами, обрела своих прихожан.
8 сентября 2002года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись. Засияли кресты на обновленном куполе и башенках собора, а монастырская звонница каждый день возвещает о начале богослужения. Спустя 76 лет после закрытия монастырского собора, освященного в честь Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в нем вновь возносится молитва, совершается Литургия, приносится Бескровная Жертва.
Радостным событием для обители стал первый постриг сестер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II великим постом 2003 г. в день, когда монастырю была принесена в дар частица мощей свт. Николая Чудотворца, владыка Арсений, архиепископ Истринский, совершил иноческий постриг сестер, которые стояли у истоков возрождения обители.
Много проблем и скорбей у такой древней и вновь молодой обители. Основную территорию с келейными корпусами, где с 1918 г. находился концлагерь ВЧК-НКВД, затем высшая школа НКВД, и поныне занимает Московский Университет МВД России. Другая проблема – нехватка средств на восстановление и реставрацию этого архитектурного памятника XVIII–XIX вв. Конечно, нуждается монастырь и в щедрых благотворителях, и в тех, кто желает потрудиться для его возрождения. Обитель будет рада тем, кто поделится семейными воспоминаниями об истории монастыря, документами, фотографиями и всем, приходящим под покров Проповедника покаяния.
Иоанно-Претеченский монастырь находится по адресу: Москва, ст. м. Китай-город, Малый Ивановский переулок, д. 2, т. 924-0150.
По понедельникам 17.00 совершается молебен св. Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием, кроме навечерий больших праздников. Часовня Иоанна Предтечи и Собор открыты ежедневно с 8.00 до 20.00.