икона ахтырской божьей матери где находится в москве адрес
АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Ахтырская икона Божией Матери |
Ахтырская икона Божией Матери
Иконография Ахтырской иконы восходит к образцам итало-греческого искусства. На ней – поясное изображение Пресвятой Богородицы со сложенными на груди в молении руками. Слева от неё – Господь Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. Существуют варианты: Богородица в мафории [1], в короне с непокрытой головой [2], с непокрытой головой [3].
История
Чудотворная Ахтырская икона была явлена 2 июля 1739 года в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская обл., Украина). Образ, от которого исходило сияние, был обретён священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом. Через три года со дня принесения иконы в дом, в праздник Покрова, священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистою водою обретенную им икону. Священник, пробудившись ото сна, тотчас же исполнил это и собрал воду в сосуде чтобы поутру отнести в реку. Снова заснув он увидел во сне как идёт к реке, несёт сосуд воды, которой омыл икону, но на пути услышал голос Богоматери «возвратись домой и храни эту воду; она будет исцелять всех страждущих лихорадкою». У священика же была дочь, давно болевшая лихорадкою. Проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь сразу выздоровела.
Тогда священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки, который тоже выздоровел. Готовясь к началу работы ночью иконописей услышал исходящий от иконы голос: «Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь». Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее о. Василию, который, убедившись в её чудотворной силе, поставлил её в Покровском храме, после чего страдавшие лихорадкою стали молитвенно прибегать к этой иконе и во множестве получали чудесное исцеление.
Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной вдове баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году: Владычица указала ей день её скорой кончины, велела раздать имение нуждающимся и обещала покровительство её двум малолетним дочерям. Баронесса поспешила раздать имущество и действительно через пять дней умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.
В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное «следствие о чудесах святой иконы», постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург [4].
Впоследствии святая икона оказалась неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона, приобретенная Степановым была той самой чудотворной Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где он ее передал Комитету русской православной молодёжи как благословение. Затем Ахтырская икона перешла в ведение Сиднейского архиепископа Илариона (Капрала).
В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско достигли СССР. В 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием был возобновлён крестный ход на третий день после Дня Святой Троицы со списком иконы на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых. 15 июня 1999 года в Ахтырке прошли торжества по случаю 260-летия явления чудотворой Ахтырской иконы.
Ахтырская икона Божией Матери. Список кон. XX-нач. XXI вв. |
Чтимые списки
С Ахтырской иконы, которая почитается как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков, распространенных в основном на юге России, в Харьковской епархии. Чтимый список XVIII-XIX веков находится в Москве, в главном приделе храма Воскресения Словущего на Арбате (ап. Филиппа) Иерусалимского подворья. Ахтырская икона, именуемая «Самарская», – главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря.
Один из списков иконы хранится в храме Воскресения Христова в поселке Алексеевское Чистопольской епархии в Татарстане. Согласно «Летописи Воскресенской церкви села Алексеевского», икона была обретена в 1816 году чудесным образом и поставлена в церкви в главном иконостасе местной иконой Богородицы. Вот как оно описано в «Летописи»:
Храмы
В честь Ахтырской иконы были освящены
Молитвы
Литература
Выйти замуж и исцелиться: о чём просят Ахтырскую икону Божией Матери
Особое место в православии занимают иконы. Наиболее почитаемыми являются изображения Богородицы. Их можно увидеть в любой церкви или храме. Люди молятся и верят, что Божия Матерь поможет. Один из самых уникальных образов православной церкви – Ахтырская икона Божией Матери.
Обретение Ахтырской иконы
О явлении иконы миру земному говорит история святого отца Василия. Чудо случилось в 1739 году в городе Ахтырке. Тогда здесь жил и служил в местном храме священник Василий.
Говорят, что священник купил косу, чтобы избавиться от высокой травы на своем участке. Когда отец Василий её поднял, его озарил яркий свет, который исходил из зарослей. Священник подошел ближе и увидел среди трав образ Матери Божией, который святился ярче солнца. Тогда отец Василий пал ниц перед святой иконой и молился до наступления ночи.
Затем он поднял святой образ и отнес в дом. Там Василий выделил для иконы самое лучшее место. Святой отец еще долгое время никому не показывал изображение Богоматери, скрывал ее лик ото всех, часто молился ей, но в полном одиночестве.
Видео «Молитва Ахтырской иконе»
В этом видео вы можете прослушать молитву Ахтырской иконе.
Икона Ахтырской Божией Матери. История
Долго это продолжаться не могло. Василий потом говорил, что во сне пришла к нему сама Богородица. Царица небесная повелела священнику омыть икону в чистой воде местной реки и избавить ее от пыли и грязи. Как только Василий проснулся, сразу же решил исполнить волю Матери Божией. Прежде он никогда не трогал икону руками, но теперь без промедления отправился к реке и принес чистой воды.
Святой отец долго и тщательно смывал всю грязь, что скопилась на святом образе. Оставшуюся воду Василий решил вернуть в реку, но перед самым выходом из дома вновь услышал голос Богородицы. Она сказала, что эта вода теперь преисполнена святым духом и способна исцелять человеческие болезни.
В то время дочь Василия болела горячкой. Не смея больше ждать, преисполненный уверенности священник напоил девушку водой, и та сразу выздоровела. Так миру было явлено первое чудо от Ахтырской иконы.
Вскоре о святом образе узнала вся семья святого отца, а потом и весь город. С момента ее обретения прошло более 3 лет. Василий пригласил художника-иконописца, чтобы тот восстановил испорченную временем икону. Иоанн (так звали мастера) знал о чудодейственных свойствах иконы и перед началом работы омыл святой лик водой. После этого художник напоил ею сына, и тот сразу же избавился от лихорадки.
Когда Иоанн начал работу и хотел коснуться кистью святого лика, снова раздался голос Матери Божией. Она сказала, что менять икону нельзя, ее нужно вернуть на место. Всю ночь художник провел в молитве перед иконой, а утром передал слова Богородицы отцу Василию.
Священник понял, что эта икона принадлежит не ему, а всему миру. С того дня икона Божией Матери была передана в местную церковь, где Василий служил Богу уже очень много лет. В 1768 году появился новый собор в Ахтырке, в котором вплоть до 1905 года хранилась эта святая реликвия. Было решено, что иконе необходима реставрация, и ее отправили в столицу Российской империи – в Санкт-Петербург. По дороге святой лик был украден.
В середине века реликвия была передана в Комитет православной церкви в Соединенных Штатах. Там икона хранится и сегодня.
Иконография Ахтырской иконы стала основой для других икон
Иконография Ахтырской иконы
Иконография этой иконы считается нехарактерной для традиций православной церкви. Руки Богородицы чаще всего бывают скрещены на груди, голова наклонена в сторону распятия, которое изображено на втором плане, волосы распущены, лицо под печатью страдания. Данный стиль больше характерен для итальянской школы иконописи.
Позже стали появляться и другие варианты изображения Божьей Матери. Так, иконописец может отобразить разную постановку рук. Есть иконы, на которых руки скрещены или одна из них подпирает голову Богородицы, вторая же обращена к Спасителю. Иногда художники добавляли лики других святых или изображали внизу двуглавого орла – символ России.
Интересно, что иконография Ахтырской иконы стала основой для других икон разных школ иконописи.
Значение Ахтырской иконы
Ахтырская икона символизирует героический и печальный подвиг Царицы небесной. Она рожала сына, зная о его тяжелой судьбе. Во всех испытаниях Богородица сопровождала Спасителя, сочувствовала ему и поддерживала. Она была рядом во время распятия, а потом смиренно ждала воссоединения в Царстве Божием.
Как помогает икона
Святая реликвия не один раз помогала людям, исцеляла болезни, дарила успокоение. Так, любой может попросить у Царицы Небесной благополучия как для себя, так и для близких. Чаще всего просят о:
Чудесные явления и деяния
С момента появления святая реликвия творила великие чудеса. Рассмотрим наиболее известные случаи.
Чудо человеческого исцеления
Икона была настолько известна, что уже в 1774 году была внесена в особую книгу чудес, которые происходили на территории Российской империи. Всего было засвидетельствовано 324 случая.
Ахтырска икона исцеляет и дарит успокоение
Чудо обновления иконы и ее проявления
Это особое явление, которое может увидеть любой человек. Единственное, что необходимо – искренняя молитва. Было засвидетельствовано немало случаев, когда прихожане вместо иконы видели лишь темное дерево, на котором при искренней молитве проявлялся образ Царицы небесной с улыбкой на лице.
Еще одно чудо было засвидетельствовано в 1998 году. Тогда под влиянием времени была настолько темной, что различить лик было практически невозможно.
День почитания
День почитания этой реликвии связывают с днем ее явления. Празднуется 15 июля (по новому стилю, по старому – 2 июля).
До сих пор известные люди совершают щедрые пожертвования в фонд храма, где до 1905 года хранилась Ахтырская икона. Стоит сказать, что храм сохранился и находится в идеальном состоянии.
Где сейчас находится икона
На данный момент оригинал все еще остается в городе Сан-Франциско. В России находятся только копии.
Чтимые списки и созданные храмы в честь иконы
По всему миру распространены копии святой реликвии. Наиболее почитаемые списки находятся в храме, который был возведен в Ахтырке. Кроме того, одна из копий святого образа находится в одноименном храме в Курске, а еще в церквях Орла, Брянска, Царицына, Козельска и других городов России.
Святой лик и по сей день является одним из самых почитаемых в православном мире. Ахтырская икона до сих пор показывает чудеса исцеления и спасения человеческого тела и души.
Молитва Ахтырской иконе
О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира!
Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании
распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще,
усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу:
не остави нас в день испытания и скорби,
но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим
от враг видимых и невидимых и даждь нам силу,
во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити.
Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы:
не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем.
Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием:
ум наш познанием Божественныя истины просвети,
сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай,
волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди.
Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных:исцели болезни недужных,
умири сердца озлобленных,
даждь терпение страждущим,
внуши страх Божий обидящим,
укрепи гонимыя за правду,
сироты и вдовы защити,
подаждь утешение плачущим,
испроси прощение кающимся,
демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши
и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени
и духом милосердия и сострадания сия утверди;
отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и
уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради.
Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия,
прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси.
Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице,
приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой,
идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят
державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа
и Твое матернее о нас предстательство и заступление,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,
у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси
и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати.
Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем
пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием:
Заступнице усердная, благая и милостивая!
Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша,
да Тя со благодарением славим во веки.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чудотворные иконы Москвы
Чудотворные иконы Москвы:
в чем помогают и где находятся.
Иконы Божией Матери.
Икона была обретена в 1739 г. в Ахтырке Харьковской губернии, и прославилась несколькими исцелениями от лихорадки.
С 1751 г. почитается как чудотворная.
«Богоматерь – Древо государства Российского»
Икона написана в 1668 г. царским иконописцем Симоном Ушаковым. В центре иконы образ Владимирской Божией Матери как прекрасный цветок на древе, которое поливает митрополит Петр и князь Иван Калита, заложившие основы московской государственности. На ветвях этого чудесного дерева, подобно плодам, изображены святые подвижники. Внизу, за кремлевской стеной, возле Успенского собора, из которого вырастает древо, стоят тогда здравствовавшие государь Алексей Михайлович и царица Ирина «со чады».
Икона написана в память чудесного явления Богородицы в 1157 г. князю Андрею Боголюбскому. Когда он вез «будущую» икону Владимирской Божей Матери из Вышгорода в Ростов, Богородица явилась ему со свитком в руке и повелела перевозимую икону поставить во Владимире. Что он и сделал. На месте явления Богородицы князь заложил храм и призвал искусных иконописцев отобразить это явление.
Во Владимире в Свято-Успенском Княгинином монастыре находится чудотворная икона «Боголюбская», написанная в XII в. Перед ней молятся об избавлении от эпидемии и чумы.
Чудотворная икона Богоматери находится в Москве, в Архангельском соборе Московского Кремля, слева от царских врат. Она принесена в Москву вел. кн. Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Дмитриевича.
Икона была написана в память чудесного спасения человека от гибели, и прославилась многими чудесами. Эта икона отцов и матерей, молящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Она считается также покровительницей невест.
По преданию, Владимирская икона Божей Матери написана св. евангелистом Лукою на доске стола, где трапезовало Святое семейство: Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. В 1131 г. список этой иконы был подарен кн. Мстиславу, а Андрей Боголюбский принес икону во Владимир и построил для нее храм. С того времени икона получила название «Владимирская». Все даты празднования иконы установлены в память спасения Москвы от нашествия иноплеменных. Перед этой иконой молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверных, об избавлении от междоусобной брани.
В настоящее время находится в музее «Московский Кремль».
Чтимая икона находится в Успенском храме в Косине (XIX в.).
Икона была написана на Афоне в XVII в. и находится в Афонском Ватопедском монастыре. Списки с нее дважды доставлялись в Москву (1995, 1996 гг.). Явила свою чудотворную силу против колдовских чар, имеет благодать исцеления от раковых болезней.
Икона, как и многие другие грузинские святыни, оказалась в Персии после покорения Грузии персидским шахом Аббасом (1622 г.), затем была выкуплена приказчиком из России (1629). Прославилась многочисленными чудесами и исцелениями, особенно во время чумы 1654 г. в Москве. Икона также имеет особую благодать помогать бесплодным женщинам и исцеляет от глазных болезней.
Была обретена в день отречения от престола мч. имп. Николая II. Царственный вид иконы, скипетр и держава, подчеркивают, что Владычица приняла на Себя опеку и окормление верных чад Российской Церкви. Впоследствии, было установлено, что эта икона до 1812 г. принадлежала Вознесенскому женскому монастырю.
В год нашествия Наполеона на Москву она была спрятана в с. Коломенское и, вероятно, забыта на долгие 105 лет, пока не явила себя в начало русского лихолетия XX в. Перед ней молятся о покровительстве и помощи государству Российскому.
По преданию, была поднесена св. блгв. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы донскими казаками. Помещена вначале в Успенский собор Кремля, затем в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1812 г. французы похитили золотой оклад иконы, а на ней остались следы, похожие на шрамы.
С 1930 г. находится в Государственной Третьяковской Галерее. Перед ней молятся об избавлении от нашествия иноплеменных.
Еще одна чудотворная икона находится в Донском ставропигиальном мужском монастыре, в Малом соборе.
Икона, прежде называемая «Милующая», перед которой на Афоне впервые была воспета архангелом Гавриилом песнь «Достойно есть. », принесенная им на землю и записанная на камне. После этого образ и камень были перенесены из монашеской кельи в соборный храм монастыря, и икона получила новое название.
Источник, в честь которого названа икона, был явлен будущему имп. Льву Маркеллу близ Константинополя в 457 г. и прославился чудесными исцелениями. Возле источника был возведен храм, а мозаичная икона Богородицы и списки с нее получили название «Живоносный Источник». В России икона прославилась многочисленными исцелениями, особенно от онкологических заболеваний.
Икона названа в честь Знамения Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде в 1170 г., когда ее чудесным заступничеством город был спасен от осады кн. Мстислава, сына Андрея Боголюбского. Прославилась многочисленными чудесами и исцелениями. Чудотворный образ находится в Софийском соборе кремля в Новгороде.
Иверская икона считается покровительницей российской столицы, и является списком с древнего образа, хранящегося с 999 г. на Святой горе Афон в Афонском Иверском монастыре. В 1648 список с этой иконы был привезен в Москву. Сначала он хранился в Московском Новодевичьем монастыре, потом его поместили в специально построенной Иверской часовне у Воскресенских ворот Китай-города. После 1917 г. часовню разрушили, а список перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках (находится и поныне там). В 1995 г. с Афона прибыл новый список иконы, который помещен в восстановленную Иверскую часовню. Икона прославилась многими исцелениями и чудотворениями.
Список с одной из икон, написанных св. еванг. Лукою, был поднесен в Херсонесе св. кн. Владимиру и привезен им в Киев. Затем более 400 лет находился в Новгороде.
При Иване Грозном образ был поставлен в Успенском соборе в Кремле. Оттуда был похищен французами в 1812 г. и ныне находится в Парижском соборе Богоматери. Известны многие списки, один из которых прославился в подмосковном с. Измайлово во время эпидемии чумы 1771 г. и эпидемии холеры 1866 г. Икона известна также многими исцелениями от слепоты.
Явилась в 1579 г. 8 июля, спустя 25 лет по взятии Казани. Представляет собой список с образа, написанного св. еванг. Лукою и хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.
В России у обретенной иконы сразу стали совершаться чудеса, и с нее было сделано несколько списков. В 1904 г. икона, хранившаяся в Казани, была украдена. В Смутное время один из списков попал к кн. Д. М. Пожарскому и находился с ним в ополчении.
Один из чудотворных списков находится в Богоявленском кафедральном соборе.
Чтимый список находится в подворье Александрийского Патриархата в Москве, в храме Всех святых на Кулишках.
По преданию, в 1393 г. икона была привезена в Новгород с Афона прп. Арсением, основателем Богородице-Рождественского монастыря на острове Коневец в Ладожском озере. В настоящее время находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.
Особо чтимый список иконы XVII в. находится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.
В 1848 г., когда по России прокатилась страшная эпидемия чумы, икону носили с Крестным ходом, и заступлением Владычицы эпидемия отступила. Икона прославилась также исцелением от болезни ног и является Покровительницей детей.
2 июля 1991 г. чудотворный образ, находившийся долгое время в запасниках музея, был торжественно перенесен в Косинский храм Успения Пресвятой Богородицы.
Известны две иконы с таким названием, одна сначала находилась близ Иерусалима, и в XIII в., по пророчеству Саввы Освященного, перенесена на Афон. Другая была обретена в 1650 г. в урочище Крестогорске Минской губернии, и прославилась многими чудесами. Молятся, дабы вскормить грудью младенца.
Икона называется «Милостивой» оттого, что Пречистая Богоматерь умоляет Сына Своего о помиловании нас грешных. Чудотворения от этого образа бесчисленны, в скорбях и болезнях все стремятся к Милостивой Заступнице.
Имеются многочисленные списки с чудотворного образа, один из которых находится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре.
Икона в начале XIV в. была принесена в пещеру, что на горе близ Путивля, двумя отшельниками, которые совершали перед ней свои молитвы.
Затем она была вновь обретена через сто лет, в 1405 г. на болоте Молче, под Путивлем. На этом месте воздвигли церковь и основали монастырь. После большого пожара в обители чудотворный образ исчез, но сохранилось несколько списков с него.
В 1635 г. при строительстве Софрониевой пустыни (Курганская губ.) один из списков по особому повелению самой Богородицы был передан в обитель сумским атаманом Лукианом Константиновым. Через этот образ особое милосердие Царицы Небесной является ко всем отходящим в жизнь вечную.
По преданию, спасает от пожара. Чудотворная икона была обретена в недавние годы в горящей печке деревенского дома в Ивановской области.
Образ был передан в церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Новгородского Юрьева мужского монастыря.
В главном алтаре Киево-Софийского собора находится мозаический образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Нерушимая Стена». Пресвятая Дева изображена во весь рост с воздетыми руками.
Более восьми веков сий чудотворный образ остается неповрежденным. Вероятно, поэтому и назван «Нерушимою Стеною».
Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь.
История этой иконы, рассказанная свт. Димитрием Ростовским, повествует об обращении и прощении раскаявшегося грешника. Собираясь идти на греховное дело, он увидел кровь на ранах Богомладенца и услышал голос Богоматери, который говорил, что он и другие грешники вновь распинают своими грехами Ее Сына. После увиденного, грешник глубоко осознал свой грех. Перед иконой молятся об обращении заблудших и за детей.
Один крестьянин был одержим страстью пьянства. Однажды он увидел сон, в котором старец советовал ему пойти в г. Серпухов в Высоцкий мужской монастырь и там, перед иконою Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужить молебен, что он и сделал. Отслужив молебен пред чудотворной иконой, он выздоровел. Перед ней молятся об исцелении от пагубной страсти пьянства и запоя.
По преданию, икона написана свт. Петром, митр. Московским, в начале XIV в.
Икона написана в память явления Покрова Богородицы св. блж. Андрею и отроку Епифанию во время службы во Влахернском Константинопольском храме. На Руси праздник и икона Покрова стали символом неустанного предстательства Владычицы за род людской.
В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощь в родах».
Перед ней молятся о благополучном разрешении беременных женщин, чтобы родить здоровых детей.
Эта чудотворная икона Божией Матери была явлена свт. Иоасафу Белгородскому в 1754 г.
Вскоре чудотворный образ Песчанский Божией Матери прославился многими чудотворениями. По молитвам родителей воскрес умерший младенец, в середине XIX в. была остановлена эпидемия холеры, в 1915 г. сея чудотворная икона находилась в ставке командования наших воинских формирований.
Эта икона привезена из Константинополя в 1595 г. Более 400 лет пребывает в Почаевской лавре. Икона прославилась множеством чудотворений, в т.ч. исцелениями от тяжелых недугов, освобождением из плена, вразумлением грешников и др.
В Москве чудотворный образ находится в храме свв. апп. Петра и Павла в Лефортове.
Эта икона именуется также как «Подательница ума». Перед ней обращаются с молитвою к Богоматери и Ея Богомладенцу как источнику высшей неземной мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.
Икона явилась в 1687 г. в местечке Рудне, Могилевской епархии, а в октябре 1689 г. тамошний священник Василий принес ее в Киев и поставил в церкви Печерского женского монастыря.
В 1712 г. она была перенесена во Флоровский монастырь, что на Подоле в Киеве.
Чудотворная икона находится в церкви Иоанно-Богословской-Семистрельной на погосте, недалеко от г. Вологды. Явилась одному больному крестьянину, который, найдя ее на колокольне, помолившись и отслужив молебен, исцелился.
В 1830 г. спасла г. Вологду от свирепствовавшей холеры. Прославилась многими чудесными исцелениями больных.
Первообраз иконы находится на Святой горе Афон в монастыре Дохиар. Икона именуется «Скоропослушница», «потому что скорую всем притекающим к ней являет милость и исполнение прошений». Прославилась множеством исцелений.
Чудотворный список, привезенный со Святого Афона в 1878 г., находится в Спасо-Преображенском Муромском монастыре.
Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича (XVI в.). Перед иконой молятся о сохранении помощи в пути.
Впервые икона прославилась в 1844г. в Орловской губернии. Мироточивый список в 1848 г. передали в Никольский храм в Хамовниках, где перед ней свершилось множество исцелений.
Молятся об избавлении от эпидемии, от бессонницы, потери аппетита и др. недугах.
Икона явилась и прославилась чудесами в Нижнем Новгороде в первой половине XVI в., как «больных исцеление и грешных спасение». Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте встречи иконы у Тверских ворот был построен монастырь, получивший название «Страстного».
Когда в 1937 г. сносились здания Страстного монастыря, икону удалось спасти и перенести в храм Воскресения в Сокольниках, где она находится и поныне.
Эта чудотворная икона, по преданию, написана св. ап. Лукою. В 1388 г. икона, перенесенная в V в. из Иерусалима в Константинополь, внезапно исчезла и явилась в сиянии над Ладожским озером близ г. Тихвина, где впоследствии был основан монастырь. В годы войны икона оказалась в Америке и находилась до недавнего времени в Троицком соборе в Чикаго.
В 2004 г. она была торжественно возвращена в Тихвинский монастырь Санкт-Петербургской епархии. Эта икона прославилась многими чудотворениями, перед ней молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверцев, об избавлении от междоусобной брани и при болезнях детей.
Московская чудотворная икона византийского письма находится в храме Тихвинской иконы Божией Матери на Алексеевском кладбище.
Икона с изображением Святого Семейства была привезена из Италии в начале XVIII в. и помещена в храме Троицы на Грязех. Была прославлена дивными знамениями. Название свое получила после того, как по молитве одной женщины: вернулся сын из плена; оклеветанный муж оправдан и вернулся из ссылки; конфискованное имущество было возвращено из казны.
Повсюду на Руси икона считается покровительницей семейного счастья.
Когда прп. Иоанну Дамаскину по клевете на него отсекли руку, он слезно молился, чтобы рука его приросла.
Отсеченная рука по его молитве во время короткого сна срослась. Тогда Иоанн Дамаскин, в знак благодарности Божией Матери, привесил к Ее иконе серебряное изображение руки, отчего икона называется «Троеручица». Перед ней молятся при болях или увечье рук.
Одна из чтимых икон находится в Троицком соборе Данилова монастыря.
Икона принесена в Москву казаками в 1640 г. Особенно стала почитаться после эпидемии чумы в 1771 г. Перед образом иконы молятся об избавлении от многочисленных болезней, телесных и душевных, а также от греховных помыслов и страстей, обуревающих сердце.
В Москве чудотворная икона находится в храме свт. Николая в Кузнецкой слободе.
Прославилась в России в конце XVIII в. Чудотворная икона находилась в Московском Алексеевском девичьем монастыре.
После его снесения образ был перенесен в храм Воскресения Христова, что в Сокольниках. Перед ней молятся при тяжелых болезнях и недугах.
По преданию, эта икона написана св. еванг. Лукою в Иерусалиме. В Константинополь она перенесена царицею Еленою.
В 1813 г. по взятии Ченстоховской крепости русскими войсками генералу Сакену был поднесен список с чудотворного образа.
Император Александр I украсил икону богатою ризою и поставил в Петербургском Казанском соборе.
По распоряжению наместника обители чудотворную икону поместили в новоустроенный пещерный храм в честь Архистратига Михаила при Гефсиманском ските. Слава о чудотворном образе распространилась с неимоверной силой. К началу XX в. было засвидетельствовано более ста чудотворений.