икона анастасии патрикии александрийской

ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОЙ АНАСТАСИИ ПАТРИКИИ

Первые века новой эры полны упоминаний о святых мученицах или просто праведницах, прославившихся своей удивительной красотой. Однако житие преподобной Анастасии, слава о красоте которой гремела в Константинополе, стоит в этом ряду особняком. Недаром даже в ее имени есть отдельное, специальное дополнение: Анастасия, переименованная Анастасием-скопцом…

Анастасия была благочестивой дочерью благородных родителей и, в отличие от известного нам сонма девственниц, была знакома с супружеской жизнью. К началу своего подвижнического пути женщина уже была вдовой — и важно отметить, что муж оставил ей огромное состояние.

Для многих благочестивая вдовица служила примером; более того, сам император Юстиниан Великий относился к ней с уважением и окружал почетом. Не нравилась Анастасия только одному человеку, зато эта неприязнь была очень сильной. Вся беда в том, что человеком этим была супруга Юстиниана императрица Феодора. Узнав о таком положении вещей, Анастасия решила исправить ситуацию радикальным методом: она тайно наняла корабль, взяла не самую большую часть своего имущества и отправилась в Александрию, справедливо рассудив, что если ее не будет при дворе, Феодора перестанет губить свою душу ненавистью. Выбрав место на приличном расстоянии от города, Анастасия основала небольшую обитель, где прожила несколько лет, по сути выполняя обязанности настоятельницы. Как говорит житие, «она всегда держала в руках приличествующее для ее пола рукоделие, а на устах непрестанное пение псалмов и славословие Бога». Поскольку Анастасия, сообразно статусу своего почившего супруга, была патрицианкой, то и созданная ею обитель называлась патрикийской, сохранив свою известность на много лет и достигнув позднее славы и достатка.

Однако такая спокойная монашеская жизнь продолжалась недолго — из Константинополя приходит известие о смерти грозной императрицы Феодоры. Юстиниан решил вернуть ко двору благочестивую Анастасию, для чего разослал гонцов по всем концам страны, велев тщательно обыскать все селения и найти уехавшую женщину, после чего с почетом привезти ее в столицу. Будущая святая вовсе не хотела возвращаться к суетной городской жизни и особенно к императорскому двору, а потому спешно покинула свою обитель и отправилась в скит к известному авве Даниилу, которому и поведала историю своей жизни, попросив совета и помощи. Старец отдал женщине мужскую одежду и отправил в одну из дальних пещер, повелев никуда не удаляться из этого места.

Одному из живших в скиту братьев авва сказал регулярно приносить к этой пещере хлеб и воду, сообщив, что здесь теперь живет некий евнух по имени Анастасий. Послушник исполнял это повеление в точности — приносил пропитание, получал от отшельника благословение и удалялся, не перемолвившись ни словом. Так прошло двадцать восемь лет. За эти годы, несмотря на все те тщательные поиски, которые были предприняты императором Юстинианом, никто кроме приходившего брата не видел Анастасию, а сама она практически не выходила из пещеры, проводя все свое время в молитвах, слезах, песнопениях, коленопреклонениях и посте. Наверное, святой не раз вспоминался Константинополь, прежняя жизнь и роскошь — но вряд ли она хотя бы на минуту усомнилась в выбранном пути, вряд ли хоть мимолетно хотела вернуться к суете и богатству, оставив то единение с Богом, которого достигла в этой пещере.

Труды и молитвы истощили физическую оболочку Анастасии, и в какой-то момент она осознала, что вскоре ей предстоит полностью соединиться со Христом. Предвидя свою кончину, она взяла валявшийся в пещере черепок и начертила на нем острым камнем такие слова: «Святый отче! Захвати с собой с поспешностью ученика, который приносит мне хлеб и воду, возьми также и необходимые для погребения орудия и приди, чтобы похоронить твое чадо — евнуха Анастасия». Этот осколок подвижница положила рядом со входом в пещеру, а старец Даниил тем временем тоже имел откровение от Бога о грядущих событиях. Он отправил своего послушника к пещере Анастасии, велев тщательно обыскать место у входа в пещеру. Так был найден черепок с посланием, который брат принес своему наставнику. Старец взял все необходимое и вместе с послушником отправился к месту подвига Анастасии, где между ними, как говорится в житии, состоялся такой диалог:

— Блажен ты, брат Анастасий, потому что, непрестанно имея попечение о смертном дне и часе, ты презрел земное царство!

— Блажен и ты, новый Авраам! И я сейчас крайне нуждаюсь в твоих молитвах.

Даниил возразил, что это они, остающиеся на земле, желают получить благословение от уходящего праведника — и подвел под благословение своего послушника, которого Анастасия благословила, а потом обратилась к старцу с просьбой не омывать ее тело, чтобы не снимать одежды. Она не хотела, чтобы и после ее смерти стала известна тайна, что человек, известный как евнух Анастасий, на самом деле был женщиной. Однако предосторожности, предпринятые святой, не увенчались успехом: когда авва Даниил с учеником вырыли перед пещерой могилу и были готовы опустить туда тело усопшей Анастасии, старец снял с себя рясу и отдал послушнику, велев обрядить в нее покойницу. Во время этого действия ученик неосторожно распахнул одежды на умершем «евнухе» и понял, что перед ним не мужчина. Он не стал ничего спрашивать, помог старцу с честью похоронить Анастасию и лишь на обратном пути задал вопрос, знал ли его авва о том, что вовсе не евнух проживал в этой пещере, а женщина-подвижница. В житии приводится такой ответ старца:

— Да, чадо, я знал это. И по той причине одел ее в мужскую одежду и назвал евнухом Анастасием, что было много поисков со стороны царя, а она не хотела, чтобы о ее месте жительства распространилась молва и ее нашли — и по благодати Божией Анастасия была сокрыта тут.

После этого старец Даниил подробно рассказал своему ученику весь жизненный путь умершей подвижницы — и именно это повествование потом и стало известно во всем мире, став житием Анастасии. Позднее святая все же вернулась в родной Константинополь — ее мощи были перенесены в Царьград. Точно известно, что в 1200 году они находились там, неподалеку от храма св. Софии.

Источник

Преподобная Анастаси ́ я Патрикия, Александрийская, пустынница

Дни памяти

Житие

Житие преподобной Анастасии Патрикии

Пре­по­доб­ная Ана­ста­сия жи­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле и про­ис­хо­ди­ла из ари­сто­кра­ти­че­ской се­мьи. Бла­го­че­сти­вая пат­ри­ци­ан­ка бы­ла для мно­гих об­раз­цом доб­ро­де­те­ли и поль­зо­ва­лась боль­шим ува­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на (527–565). Ра­но ов­до­вев, Ана­ста­сия ре­ши­ла уй­ти из ми­ра и спа­сать свою ду­шу вда­ли от сто­лич­ной су­е­ты. Она тай­но по­ки­ну­ла Кон­стан­ти­но­поль и от­пра­ви­лась в Алек­сан­дрию. Неда­ле­ко от го­ро­да она ос­но­ва­ла неболь­шой мо­на­стырь и це­ли­ком по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу.

Через несколь­ко лет им­пе­ра­тор Юс­ти­ни­ан ов­до­вел и ре­шил разыс­кать Ана­ста­сию, чтобы же­нить­ся на ней. Узнав об этом, бла­жен­ная Ана­ста­сия немед­лен­но на­пра­ви­лась в да­ле­кий скит к ав­ве Да­ни­и­лу (па­мять 18 мар­та) за по­мо­щью. Чтобы спа­сти Ана­ста­сию, ста­рец об­лек ее в муж­скую мо­на­ше­скую одеж­ду и на­звал Ана­ста­си­ем-ев­ну­хом. По­се­лив ее в од­ной из са­мых от­да­лен­ных пе­щер, ста­рец дал ей мо­лит­вен­ное пра­ви­ло и по­ве­лел ни­ко­гда не вы­хо­дить из пе­ще­ры и ни­ко­го у се­бя не при­ни­мать. Толь­ко один инок знал это ме­сто: он имел по­слу­ша­ние раз в неде­лю при­но­сить к пе­ще­ре неболь­шой хлеб и кув­шин во­ды, остав­ляя их у вхо­да. В та­ком стро­гом за­тво­ре пре­по­доб­ная Ана­ста­сия про­жи­ла два­дцать во­семь лет. Все счи­та­ли, что в пе­ще­ре под­ви­за­ет­ся ев­нух Ана­ста­сий.

Гос­подь от­крыл бла­жен­ной день ее кон­чи­ны. Узнав о близ­кой смер­ти, она на­пи­са­ла об этом ав­ве Да­ни­и­лу несколь­ко слов на че­реп­ке и по­ло­жи­ла его у вхо­да в пе­ще­ру. Ста­рец вско­ре при­шел и при­нес все необ­хо­ди­мое для ее по­гре­бе­ния. Он на­шел свя­тую по­движ­ни­цу уже при смер­ти, ис­по­ве­дал и при­ча­стил Свя­тых Та­ин. По прось­бе ав­вы бла­жен­ная Ана­ста­сия бла­го­сло­ви­ла его и со­про­вож­дав­ше­го его ино­ка. Со сло­ва­ми: «Гос­по­ди, в ру­ки Твои пре­даю дух мой», – свя­тая ти­хо скон­ча­лась († ок. 567–568).

Ко­гда бы­ла го­то­ва мо­ги­ла, ста­рец дал уче­ни­ку свою ря­су и ве­лел одеть усоп­ше­го бра­та. Оде­вая ря­су, инок по­нял, что пе­ред ним жен­щи­на, од­на­ко не по­смел ни­че­го ска­зать. Ко­гда же, по­хо­ро­нив пре­по­доб­ную, они воз­вра­ща­лись в свою оби­тель, уче­ник спро­сил ав­ву, знал ли он, что мни­мый брат – жен­щи­на, и ста­рец по­ве­дал мо­ло­до­му мо­на­ху ис­то­рию свя­той Ана­ста­сии. Позд­нее рас­сказ стар­ца был за­пи­сан и по­лу­чил ши­ро­кую из­вест­ность.

Мо­щи пре­по­доб­ной Ана­ста­сии в 1200 го­ду бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны неда­ле­ко от хра­ма Свя­той Со­фии.

Источник

Преподобная Анастасия Патрикия, Александрийская, пустынница

В правление императора Юстиниана Великого (627 по 565 г) в Константинополе проживала некая благочестивая, богобоязненная вдова, дочь богатых и благородных родителей, первая патрицанка в царском дворце по имени Анастасия. Патриция – жена патриция; так назывались в Риме люди благородного происхождения. Сан этот был очень велик и его удостаивались супруги знаменитых мужей, напр., Антонина, жена Вилизария, или за свои особые заслуги.
Сохраняя в сердце своем страх Божий, она неуклонно и внимательно соблюдала заповеди Божии. Анастасия, обладая выдающейся телесной красотой, еще более выдавалась красотою душевною: она была столь кротка и добронравна, что все, зная её жизнь, смотрели на нее как на образец, и многие старались подражать её добродетелям. И сам царь весьма почитал Анастасию. Но сеющий плевелы, завидующий добродетельным, непрестающий вести войну с родом человеческим и поселяющий ссоры среди людей, диавол навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду. Он возбудил против святой ненависть в царице Феодоре, и последняя стала гневаться на неповинную рабу Божию.
Услышавши о том от одного расположенного к ней человека, и, будучи исполнена божественного разумения, Анастасия, собравшись с мыслями, так рассуждала сама с собою:
– Анастасия! непременно спасай душу свою, пользуясь настоящей напастью как благовременной. Избавь и царицу от греха несправедливой ненависти, да и для самой себя исходатайствуй Царство Небесное!

Поразмысливши таким образом, сама с собою, Анастасия тайно наняла корабль и, захвативши некоторую часть принадлежавшего ей золота, – всё же прочее оставивши, – никем незамеченная отплыла в Александрию.
Создавши здесь в одном месте на расстоянии пяти поприщ от города небольшой монастырь, она проживала в нем, трудясь для Бога и стараясь угождать Ему Единому. Анастасия всегда держала в руках приличествующее для ее пола рукоделье, а на устах непрестанное пение псалмов и славословие Бога. Созданный ею монастырь, именовавшийся по имени основательницы патриции Анастасии патрикийским, впоследствии, еще до времени мусульманского владычества, сделался большим и славным, изобилующим всяким достатком.
По прошествии нескольких лет после удаления святой Анастасии из Константинополя, гневавшаяся на нее царица Феодора скончалась. Царь, вспомнивши о патрицианке Анастасии, разослал повсюду послов, отыскивая ее с большим старанием.
Скоро проведавши о том, агница Божия ночью оставила свой монастырь, удалилась в скит к авве Даниилу и сообщила этому блаженному старцу обо всем с нею случившемся. Тогда старец Даниил облёк ее в мужскую монашескую одежду, назвал вместо Анастасии Анастасием евнухом, отвёл в одну находящуюся вдали от Лавры пещеру, затворил ее там; преподавши Анастасии правило и устав жизни, он приказал ей ни самой никуда не выходить из пещеры и не дозволять к себе приходить никому.

Одному из прислуживавших при нем братий Даниил указал место около пещеры, куда и приказал ему однажды в течение недели приносить небольшой хлеб и кувшин воды и класть всё это на указанном месте пред пещерою, а затем, принявши молитвенное благословение от затворника, немедленно удаляться. Здесь-то непоколебимая, мужественная Анастасия безвыходно, никем невидимая, прожила двадцать восемь лет, строго соблюдая назначенное старцем правило. К Анастасии никто не приходил, и никто, кроме приносящего хлеб и воду брата, не знал о ней. Но и последний не знал того, что она женщина по природе, а считал ее за мужчину-евнуха.
Кто же в состоянии постигнуть своим умом, или пересказать языком, или передать письменно труды и подвиги святой Анастасии, принесенные в одиночестве Богу в течение двадцати восьми лет в пещере? Слёзы, стенание, рыдание, бодрствование, пение, молитвы, чтение, стояние, коленопреклонение, пост, лишение необходимого, а больше же всего бесовские нападение и борьба с ними, постоянно напоминавшими об оставленных в миру сладостях плоти и всяческих иных мирских наслаждениях?!
Каким образом всё это отражала и побеждала, и притом пребывала безвыходно в течение всех дней тех лет та, которая ранее сего, в звании боярыни и первой патрицианки, долгие годы прожила в царских чертогах, проводя иногда время со множеством женщин и мужчин за мирскими трапезами и удовольствиями?
Невольно ужасается ум при мысли, как всем сим пренебрегла святая Анастасия и изгладила обо всем том воспоминание из ума своего! Как достигла она такого смирения, поста, воздержания и тесноты скорбного пути? Столь доблестно подвизаясь, святая соделалась сосудом Святого Духа и, до конца угодивши Богу, приблизилась к своей блаженной кончине.

Провидевши заранее свое отшествие к Богу, Анастасия так написала на черепице старцу Даниилу:
– Святый отче! захвати с собою с поспешностью ученика, который приносит мне хлеб и воду, возьми также и необходимые для погребения орудия и приди, чтобы похоронить твое чадо – евнуха Анастасия.
Написавши это, Анастасия положила черепицу вне пещеры пред дверями. В то же время и старец, узнавши о сем из бывшего ему ночью откровения от Бога, сказал своему ученику:
– Чадо! поспеши к пещере, где проживает наш брат евнух Анастасий и осмотри около пещеры. Там ты найдешь исписанный черепок, захвативши который, возвращайся поскорее к нам.
Удалившись и найдя по слову старца исписанный черепок, брат принес его старцу. Прочитавши написанное на черепке, старец Даниил прослезился и, захвативши всё необходимое для погребения, отправился с означенным братом к пещере. Открывши последнюю, они нашли евнуха одержимого горячкою. Авва Даниил припавши на грудь евнуха плакал, говоря:
– Блажен ты брат Анастасий, потому что непрестанно имея попечение о смертном дне и часе, ты презрел земное царство!
– Блажен и ты, – отвечала на сие Анастасия, – новый Авраам!

– Итак, – продолжал старец, – помолись о нас ко Господу.
– Честный старец, – отвечала Анастасия, – в сей час я более нуждаюсь в ваших молитвах.
– Если бы я последний день своей жизни окончил прежде тебя, тогда и я помолился бы о тебе, – продолжал старец.
Тогда Анастасия, севши на рогожу, облобызала голову старца и, молясь о нем, произнесла слова благословения. Старец, взявши своего ученика, приблизил его к ногам святой, говоря:
– Благослови сего моего ученика, а твое чадо.
– Предстоящий предо мною в сей час, дабы освободить меня от сего тела, Бог отцов моих, – сказала Анастасия, – знающий мои шаги в сей пещере и лишения жизненные ради Его имени и видящий настоящую телесную болезнь мою, Он да упокоит на нем дух отца его, подобно тому как почил дух Илиин на Елисее!
Обратившись затем к старцу, евнух произнес:
– Отче, Господа ради не снимайте с меня одежды, в которую я облечен, дабы никто не узнал того, что касается моего пола.
Причастившись затем Пречистых Христовых Таин, Анастасия сказала:
– Отче, назнаменуй меня знамением Христовым и помолись обо мне.
После Анастасия взглянула на восток и лицо ее просияло как огонь. Затем, сама осенивши себя крестным знамением, Анастасия сказала:
– Господи в руки Твои предаю дух мой, – и с этими словами скончалась.

После сего авва Даниил с учеником выкопали пред пещерою могилу, а затем старец, снявши с себя рясу, которую он носил, сказал ученику:
– Чадо! одень брата.
Ученик, одевая святую, случайно заметил ее женские сосцы, высохшие наподобие сухих листьев и, не рассказывая о том старцу, умолчал. Честное тело Анастасии они похоронили с обычным надгробным песнопением.
Когда они возвращались затем домой, ученик сказал старцу:
– Отче, разве ты не знал, что евнух Анастасий была женщина?
– Да, чадо, я знал это, – отвечал старец, – и по той причине я одел ее в мужскую одежду и назвал Анастасием – евнухом, чтобы не было подозрение и чтобы никто о ней не узнал и повсюду не распространилась молва; относительно ее было много поисков со стороны царя по всем странам и в особенности же в сих местностях. Но вот, по благодати Божией, у нас она была сокрыта.
Затем старец подробно рассказал ученику всё житие святой, которое потом стало известно во всем мире и написано для пользы читающим и слушающим во славу Христа Бога, прославляемого во святых своих во веки.
Святая Анастасия скончалась († ок. 567–568).
Мощи преподобной Анастасии в 1200 году были перенесены в Константинополь и положены для поклонения близ храма Святой Софии.

Тропарь преподобной Анастасии Патрикии, Александрийской, глас 8:
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней, Темже и со ангелы срадуется, преподобиая Анастасия, дух твой.

Кондак преподобной Анастасии Патрикии, Александрийской, глас 2:
За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победила еси; но молитвами твоими противных шатание разори.

Величание:
Ублажаем тя, преподобная мати Анастасие, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Преподобная мати Анастасие, моли Бога о нас.

Источник

Галина Николаевна Николаева

икона анастасии патрикии александрийской. Смотреть фото икона анастасии патрикии александрийской. Смотреть картинку икона анастасии патрикии александрийской. Картинка про икона анастасии патрикии александрийской. Фото икона анастасии патрикии александрийской

В правление императора Юстиниана Великого (627 по 565 г) в Константинополе проживала некая благочестивая, богобоязненная вдова, дочь богатых и благородных родителей, первая патрицанка в царском дворце по имени Анастасия. Патриция – жена патриция; так назывались в Риме люди благородного происхождения. Сан этот был очень велик и его удостаивались супруги знаменитых мужей, напр., Антонина, жена Вилизария, или за свои особые заслуги.
Сохраняя в сердце своем страх Божий, она неуклонно и внимательно соблюдала заповеди Божии. Анастасия, обладая выдающейся телесной красотой, еще более выдавалась красотою душевною: она была столь кротка и добронравна, что все, зная её жизнь, смотрели на нее как на образец, и многие старались подражать её добродетелям. И сам царь весьма почитал Анастасию. Но сеющий плевелы, завидующий добродетельным, непрестающий вести войну с родом человеческим и поселяющий ссоры среди людей, диавол навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду. Он возбудил против святой ненависть в царице Феодоре, и последняя стала гневаться на неповинную рабу Божию.
Услышавши о том от одного расположенного к ней человека, и, будучи исполнена божественного разумения, Анастасия, собравшись с мыслями, так рассуждала сама с собою:
– Анастасия! непременно спасай душу свою, пользуясь настоящей напастью как благовременной. Избавь и царицу от греха несправедливой ненависти, да и для самой себя исходатайствуй Царство Небесное!

Поразмысливши таким образом, сама с собою, Анастасия тайно наняла корабль и, захвативши некоторую часть принадлежавшего ей золота, – всё же прочее оставивши, – никем незамеченная отплыла в Александрию.
Создавши здесь в одном месте на расстоянии пяти поприщ от города небольшой монастырь, она проживала в нем, трудясь для Бога и стараясь угождать Ему Единому. Анастасия всегда держала в руках приличествующее для ее пола рукоделье, а на устах непрестанное пение псалмов и славословие Бога. Созданный ею монастырь, именовавшийся по имени основательницы патриции Анастасии патрикийским, впоследствии, еще до времени мусульманского владычества, сделался большим и славным, изобилующим всяким достатком.
По прошествии нескольких лет после удаления святой Анастасии из Константинополя, гневавшаяся на нее царица Феодора скончалась. Царь, вспомнивши о патрицианке Анастасии, разослал повсюду послов, отыскивая ее с большим старанием.
Скоро проведавши о том, агница Божия ночью оставила свой монастырь, удалилась в скит к авве Даниилу и сообщила этому блаженному старцу обо всем с нею случившемся. Тогда старец Даниил облёк ее в мужскую монашескую одежду, назвал вместо Анастасии Анастасием евнухом, отвёл в одну находящуюся вдали от Лавры пещеру, затворил ее там; преподавши Анастасии правило и устав жизни, он приказал ей ни самой никуда не выходить из пещеры и не дозволять к себе приходить никому.

Одному из прислуживавших при нем братий Даниил указал место около пещеры, куда и приказал ему однажды в течение недели приносить небольшой хлеб и кувшин воды и класть всё это на указанном месте пред пещерою, а затем, принявши молитвенное благословение от затворника, немедленно удаляться. Здесь-то непоколебимая, мужественная Анастасия безвыходно, никем невидимая, прожила двадцать восемь лет, строго соблюдая назначенное старцем правило. К Анастасии никто не приходил, и никто, кроме приносящего хлеб и воду брата, не знал о ней. Но и последний не знал того, что она женщина по природе, а считал ее за мужчину-евнуха.
Кто же в состоянии постигнуть своим умом, или пересказать языком, или передать письменно труды и подвиги святой Анастасии, принесенные в одиночестве Богу в течение двадцати восьми лет в пещере? Слёзы, стенание, рыдание, бодрствование, пение, молитвы, чтение, стояние, коленопреклонение, пост, лишение необходимого, а больше же всего бесовские нападение и борьба с ними, постоянно напоминавшими об оставленных в миру сладостях плоти и всяческих иных мирских наслаждениях?!
Каким образом всё это отражала и побеждала, и притом пребывала безвыходно в течение всех дней тех лет та, которая ранее сего, в звании боярыни и первой патрицианки, долгие годы прожила в царских чертогах, проводя иногда время со множеством женщин и мужчин за мирскими трапезами и удовольствиями?
Невольно ужасается ум при мысли, как всем сим пренебрегла святая Анастасия и изгладила обо всем том воспоминание из ума своего! Как достигла она такого смирения, поста, воздержания и тесноты скорбного пути? Столь доблестно подвизаясь, святая соделалась сосудом Святого Духа и, до конца угодивши Богу, приблизилась к своей блаженной кончине.

Провидевши заранее свое отшествие к Богу, Анастасия так написала на черепице старцу Даниилу:
– Святый отче! захвати с собою с поспешностью ученика, который приносит мне хлеб и воду, возьми также и необходимые для погребения орудия и приди, чтобы похоронить твое чадо – евнуха Анастасия.
Написавши это, Анастасия положила черепицу вне пещеры пред дверями. В то же время и старец, узнавши о сем из бывшего ему ночью откровения от Бога, сказал своему ученику:
– Чадо! поспеши к пещере, где проживает наш брат евнух Анастасий и осмотри около пещеры. Там ты найдешь исписанный черепок, захвативши который, возвращайся поскорее к нам.
Удалившись и найдя по слову старца исписанный черепок, брат принес его старцу. Прочитавши написанное на черепке, старец Даниил прослезился и, захвативши всё необходимое для погребения, отправился с означенным братом к пещере. Открывши последнюю, они нашли евнуха одержимого горячкою. Авва Даниил припавши на грудь евнуха плакал, говоря:
– Блажен ты брат Анастасий, потому что непрестанно имея попечение о смертном дне и часе, ты презрел земное царство!
– Блажен и ты, – отвечала на сие Анастасия, – новый Авраам!

– Итак, – продолжал старец, – помолись о нас ко Господу.
– Честный старец, – отвечала Анастасия, – в сей час я более нуждаюсь в ваших молитвах.
– Если бы я последний день своей жизни окончил прежде тебя, тогда и я помолился бы о тебе, – продолжал старец.
Тогда Анастасия, севши на рогожу, облобызала голову старца и, молясь о нем, произнесла слова благословения. Старец, взявши своего ученика, приблизил его к ногам святой, говоря:
– Благослови сего моего ученика, а твое чадо.
– Предстоящий предо мною в сей час, дабы освободить меня от сего тела, Бог отцов моих, – сказала Анастасия, – знающий мои шаги в сей пещере и лишения жизненные ради Его имени и видящий настоящую телесную болезнь мою, Он да упокоит на нем дух отца его, подобно тому как почил дух Илиин на Елисее!
Обратившись затем к старцу, евнух произнес:
– Отче, Господа ради не снимайте с меня одежды, в которую я облечен, дабы никто не узнал того, что касается моего пола.
Причастившись затем Пречистых Христовых Таин, Анастасия сказала:
– Отче, назнаменуй меня знамением Христовым и помолись обо мне.
После Анастасия взглянула на восток и лицо ее просияло как огонь. Затем, сама осенивши себя крестным знамением, Анастасия сказала:
– Господи в руки Твои предаю дух мой, – и с этими словами скончалась.

После сего авва Даниил с учеником выкопали пред пещерою могилу, а затем старец, снявши с себя рясу, которую он носил, сказал ученику:
– Чадо! одень брата.
Ученик, одевая святую, случайно заметил ее женские сосцы, высохшие наподобие сухих листьев и, не рассказывая о том старцу, умолчал. Честное тело Анастасии они похоронили с обычным надгробным песнопением.
Когда они возвращались затем домой, ученик сказал старцу:
– Отче, разве ты не знал, что евнух Анастасий была женщина?
– Да, чадо, я знал это, – отвечал старец, – и по той причине я одел ее в мужскую одежду и назвал Анастасием – евнухом, чтобы не было подозрение и чтобы никто о ней не узнал и повсюду не распространилась молва; относительно ее было много поисков со стороны царя по всем странам и в особенности же в сих местностях. Но вот, по благодати Божией, у нас она была сокрыта.
Затем старец подробно рассказал ученику всё житие святой, которое потом стало известно во всем мире и написано для пользы читающим и слушающим во славу Христа Бога, прославляемого во святых своих во веки.
Святая Анастасия скончалась († ок. 567–568).
Мощи преподобной Анастасии в 1200 году были перенесены в Константинополь и положены для поклонения близ храма Святой Софии.

Тропарь преподобной Анастасии Патрикии, Александрийской, глас 8:
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней, Темже и со ангелы срадуется, преподобиая Анастасия, дух твой.

Кондак преподобной Анастасии Патрикии, Александрийской, глас 2:
За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победила еси; но молитвами твоими противных шатание разори.

Величание:
Ублажаем тя, преподобная мати Анастасие, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Преподобная мати Анастасие, моли Бога о нас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *