икона архангела гавриила старинная
Златовласый Ангел с лилией: икона архангела Гавриила
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XIV в. 1387–1395.Иконописная школа или художественный центр: Константинополь. Происхождение: Из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 146 см, ширина 106 см. Изображение поясное, фигура обращена влево. Архангел слегка склоняет голову, в правой руке у него мерило, с красным древком, левая рука молитвенно обращена к Спасу. Инв. № 12729. © Государственная Третьяковская галерея, Москва
По Еноху, Архангел выступает молитвенником за души живых.
Священное Писание и Предание об Архангеле
В священных текстах бесплотный служитель Царя Небесного упоминается очень часто.
Дни памяти
Иконография и богословское значение
Согласно иконописной традиции Архангел Гавриил изображается в виде прекрасного юноши с нимбом и крыльями. Он облачен в длиннополую рубашку – хитон, ворот и запястья которого прошиты золотыми нитями. Цвет платья – белый, как символ святости и чистоты Архангела. На плечах божий посланник носит плащ оттенка весенней травы, ибо зелень – это указание на вечное обновление природы, а значит и всего живого.
Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XVI в. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 131 см, ширина 59 см. Храмовая икона с образом Архангела Гавриила. КП 18. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Не менее часто на иконах можно встретить Архангела Гавриила в диаконских облачениях: ораре – крестовидно перекинутой через плечи ленте, и стихаре – широком платье из парчи. Этот вид богослужебной одежды подчеркивает функцию служения Архангела Тому, Кто послал его с вестью. Крылья за спиной – символ скорости, необходимой для выполнения поручения.
Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XVI в. Около 1517 года.Происхождение: Из соборной церкви Святой Живоначальной Троицы Филиппо-Ирапской пустыни.Материал: дерево,темпера. Размеры иконы: высота 94 см, ширина 36 см. Икона из Деисуса. Изображение Архангела Гавриила в рост в трехчетвертном повороте. Поступила в музей в 1927 году.Реставрация: ГРМ, 1959 г., реставратор – Коненков С.Ф.Инв. № 280/4. © Череповецкое музейное объединениеЛитература:Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 21
Божественного глашатая легко узнать по цветку лилии или пальмовой ветви в деснице, символизирующими в первом случае безгрешность, а во втором – добрую весть.
Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XV в. Третья четверть XV в. Происхождение: Из церкви Власия на Волосовой улице в Новгороде.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 152 см, ширина 54 см. Из деисусного чина. Ростовое изображение Архангела Гавриила в трехчетвертном повороте. НГОМЗ 11167. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Литература: Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №32.
Среди других атрибутов и элементов облачения Архангела можно выделить:
• жезл или скипетр, как символ данной ему Богом власти;
• зеркальную сферу, ибо ему открыты судьбы человеческие;
• зажженный фонарь – знак незримого света Божьего;
• диадему, вернее ее упрощенный вариант – ленту, завязанную вокруг головы с крупным драгоценным камнем в центре надо лбом. Ее развевающиеся концы символизируют послушание Богу.
Полезные материалы
Новозаветные сюжеты в иконографии
Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Конец XVI века. Материал: дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 53 см, ширина 45 см. Один из наиболее распространенных сюжетов в христианском искусстве. Известен с V века. Основой изображения является Евангелие от Луки, Протоевангелие Иакова и другие сочинения. Сцена Благовещения Пресвятой Богородицы представлена на фоне архитектурного пейзажа. Слева изображен Архангел Гавриил, приносящий Благую весть Пресвятой Богородице, восседающей на троне в правой части иконы. КП 0175. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Ряд икон воспроизводит евангельские сюжеты:
«…многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк.1:15);
Иконография: жены-мироносицы у гроба Господня. Датировки: XVI в. Начало XVI века. Иконописная школа или художественный центр: Вологда. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 81,5 см, ширина 58,8 см. Жены-мироносицы и два сидящих ангела изображены у гроба Господня. Инв. № ДРЖ-2727. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011
Иконы домонгольского периода
Изображения Архангела Гавриила, датируемые XII-XIII в., восходят к так называемому домонгольскому периоду на Руси. Одна из икон: «Устюжское Благовещение» написана в первой трети XII века, чудом уцелела после татаро-монгольского нашествия. Ныне хранится в Третьяковской галерее.
Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XII в. 30-40-е годы XII векаИконописная школа или художественный центр: Новгородская школа. Происхождение: Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена среди других икон Иваном Грозным в успенский собор Московского Кремля.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 238 см, ширина 168 см. Богоматерь изображена стоящей, с чуть склоненной влево головой. В лоне ее изображен Христос Эммануил. Он представлен фронтально, сидящим в торжественной позе, с благословляющей правой рукой, левая отведена в сторону (кисть не сохранилась). Богоматерь как бы осеняет его правой рукой, пальцы которой почти касаются плеча Младенца и заходят на нимб. В ее левой руке моток красной пряжи. Слева – архангел Гавриил, обращенный к Марии и благословляющий ее. В левой руке он держит мерило. Вверху, в центре, в синем полукруге неба с золотыми звездами, представлен сидящий на красном престоле «Ветхий Деньми». У подножия престола – красные херувимы; чуть выше, справа и слева, — красные серафимы с золотыми рипидами. Вокруг «Ветхого Деньми» голубая слава. В левой руке его свиток, правая рука – благословляющая, и от нее идет синий луч к фигуре Богоматери. Инв. № 25539 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 7
Сюжет воспроизводит один из эпизодов Нового Завета: возвещение Пречистой Деве Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии Спасителя. Главной особенностью этой иконы является изображение Богомладенца на груди своей Матери и как бы сходящего в ее чрево. Его фигура выполнена в красноватых тонах, отчего сливается со складками одеяний Богородицы, которые по традиции также являются красными. Тело Его обнажено, лишь чресла опоясаны набедренной повязкой, что, очевидно, должно символизировать грядущую Жертву и Распятие.
Голова Богородицы чуть склонена по направлению к представшему перед ней небесному посланцу. В ее руках – моток красной пряжи, из которой, согласно апокрифу, она должна соткать нити на завесу в Иерусалимский храм.
Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Происхождение: Происходит из церкви Благовещения в Ярославле.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 112 см, ширина 85 см. На фоне архитектурного пейзажа помещены стоящие фигуры Марии и Архангела Гавриила, приносящего ей Благую весть. Между ними находится прядущая девица. В верхней части — изображение Саваофа. И-1144. © Ярославский художественный музей. Литература: Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. № 50
Интересно, что на мафории Богородицы (объемной накидке с капюшоном) отсутствуют характерные звезды – символ Приснодевства.
Архангел Гавриил простирает правую руку к Деве Марии, кажется, что он хочет ее благословить. На самом деле этот жест ораторский, он означает начало речи. Кроме того, рукой Архангел как будто ограждается от нее, не смея приблизится к той, кому благовествует. Его поза словно намекает на существование неодолимой преграды между небесным и земным созданием. О различии их природ: светоносной ангела и человеческой Марии, повествуют также цвета их одеяний. Огневидная, пылающая природа Гавриила нашла отражение в охряных и золотистых красках по контрасту к багрянцу и пурпуру одежд Богородицы, которые по человеческой категории мышления присущи земным царям.
Благодаря удивительному иконописному приему взор Архангела Гавриила направлен одновременно на Богородицу и на зрителя.
Сверху иконы в синей мандоле Ветхий Денми (Бог Отец) в окружении серафимов и херувимов. В левой руке у него зажат свиток, правая, благословляющая, направлена в сторону Богородицы, с исходящим от ладони снопом света.
История названия иконы связана с памятным событием: избавлением от метеоритного дождя города Великий Устюг. Согласно преданию в 1290 году во время природного катаклизма перед ней молился святой преподобный Прокопий. Образ источил миро, и грозовая туча отошла от города, обрушившись на землю в пустынном месте в 21 км от Устюга.
Еще одна яркая жемчужина иконографии домонгольского периода, связанная с изображением Архангела Гаврила, носит название «Ангел Золотые волосы».
Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XII в. Около 1200 года. Иконописная школа или художественный центр: Новгород (?) Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 48 см, ширина 39 см. Икона происходит из оглавного деисусного чина. Архангел Гавриил склоняет голову в три четверти влево, к центру композиции. Пряди волос архангела разделаны золотым ассистом. Инв. № ДРЖ-2115. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011
Лик архангела исполнен скорбной печали, которая также отражена во взгляде его огромных глаз. Гармоничность образа достигается благодаря цветовому единству, округлости линий и соразмерности форм. Характерная особенность иконы — тонкая сетка ассиста, то есть штрихов из сусального золота, покрывающая волосы ангела. Отсюда и название иконы. Ассист символизирует нетварный Фаворский свет, которым просияло лицо Христа в момент Его Преображения.
По мнению искусствоведов, икона принадлежит к новгородскому типу. Впервые была обнаружена во второй половине XIII века в Кремлевской колокольне среди вещей, подлежащих уничтожению. Передавалась из музея в музей, пока не утвердилась среди экспонатов Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Любопытный факт: в самых ранних изображениях (III в.) у Архангела Гавриила отсутствуют крылья и нимб.
Благовещение
Существует несколько иконографических схем, передающих сцену Благовещения.
Старейшее изображение этого евангельского сюжета восходит к III веку и относится к памятникам так называемой катакомбной живописи. На фреске в Прискиллах (Рим) Архангел Гавриил представлен в одеждах, которые носили мужчины в Древнем Риме. У него нет ни нимба, ни крыльев. Правой рукой он указует на Богородицу, сидящую в кресле и склонившую голову, словно в знак повиновения этому жесту.
Уже в пятом веке у Гавриила появляется ангельский атрибут – крылья за спиной. Так он изображен на византийском диптихе VI века.
Свой сюжет сцена Благовещения берет не только в Евангелии от Луки, единственном, где описано это действо, но и в апокрифических текстах: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». В этих источниках повествуется, что Божий посланец явился Марии, когда она пряла пряжу или набирала воду из колодца. Первый сюжет обыгрывается, например, в известной иконе «Устюжское Благовещение» или мозаике римской базилики Санта Мария Маджоре. Второй можно встретить на иконах значительно реже. Его еще называют «Предблаговещением», потому что впервые Мария услышала глас Гавриила, когда набирала воду из источника, а непосредственно разговор их состоялся уже в доме.
Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Происхождение: из церкви Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 90 см, ширина 69 см. На фоне архитектурного пейзажа изображена сцена Благовещения Пресвятой Богородице. Архангел Гавриил обращается к сидящей на диагонально поставленном троне с полукруглой спинкой Богоматери, обернувшейся к нему. В руках Мария держит пурпурную нить. Инв. № 1414. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 41. С. 165
К ХVII веку на Руси распространяется еще один тип «Благовещения» — с книгой. Иногда вместо книги перед Богородицей лежит свиток, что ясно указывает на род ее занятий перед благим известием.
Изображение в Соборах
Гавриила часто иконописуют вместе с другим Архангелом – Михаилом. Их симметричные изображения можно встретить на боковых дверях в иконостасе. Оба они присутствуют в деисусной композиции «Спас Эммануил с ангелами». Композиция представляет собой оплечное изображение Христа и двух Архангелов по бокам, Михаила и Гавриила. Само слово «деисус» означает «моление», «прошение».
Иконография: Спас Эммануил. Датировки: XII в. Конец XII века. Происхождение: Из Успенского собора Московского Кремля (из центрального иконостаса, над северными вратами, ведущими в жертвенник).Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 72 см, ширина 129 см. Изображение Спаса Эммануила и обращенных к нему архангелов – оплечное. В центре Эммануил в темно-охристом хитоне, с тонким золотым ассистом; слева – архангел Михаил в сиреневато-розовом хитоне и темно-синем гиматии, справа – архангел Гавриил в голубом хитоне и розовом с сиреневым гиматии. В волосах архангелов голубые тороки с красными камнями в золотой оправе. Инв. № Др 1192. © Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ангелы и Архангелы включены в композиционный состав многих иконописных сюжетов. Перечислим лишь некоторые из них: Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе».
Иконография: Собор Богоматери. Датировки: XVIII в. Первая половина XVIII в. Иконописная школа или художественный центр: Каргополье. Происхождение: вывезена из церкви д. Астафьево Каргопольского района Архангельской областиМатериал: Дерево, ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 109 см, ширина 101,5 см. В центре композиции, на престоле, в ореоле божественной славы, торжественно восседает Богоматерь с Младенцем. Над ней в огненном облачном сегменте – ангел, держащий сферу с Вифлеемской звездой, по сторонам от него на фоне небосвода — ангелы с трубами и свитками. Слева от Богоматери изображен архангел Гавриил, за которым расположена группа пророков, включая пророка Исайю с развернутым свитком в руках с надписью: «Се Д(Е)ВА // В ЧЬРЕ // ВЕ при // ИМЕТЬ // и РОДИ // ТЬ С (Ы)На // ЕМАНУ // И (Ис. VII, 14). За пророками — древо с крестом. Ниже — благоразумный разбойник, группа детей, а также волхвы, приносящие дары. Справа от мандорлы – вертеп, за ним святые, среди которых Стефан Сурожский и Симеон Богоприимец, а также пастухи. Ниже представлены две группы людей, возглавляемые евангелистом Матфеем и апостолом Павлом. Под мандорлой голубь, в восьмиконечной звезде, символизирующий Святой Дух. Справа – группа дев, Иоанн Предтеча и жены-мироносицы. Слева –Закхей, сидящий на смоковнице. Рядом аллегорическое изображение пустыни в виде сидящей женской фигуры с яслями в руках. Две группы святых жен, включая вдовицу Анну и Елизавету с младенцем Иоанном. В нижних углах – аллегорическое изображение морей и рек. Инв. № ДРЖ-1614. © Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». Литература: Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 2. № 195. С. 366.
О чем молятся
К заступничеству Архангела прибегают в следующих случаях:
Архангел Гавриил – это глас Божий на земле. Он один из особо приближенных к Создателю небесных чинов, а посему, притекающие под сень его крыльев, могут надеяться на необходимую помощь.
Автор: Галина Бочарова
Молитва
Молитва Архангелу Гавриилу
O, святы́й Арха́нгеле Бо́жий Гаврии́ле, при́сно предстоя́й Престо́лу Всевы́шняго, прера́достный благове́стниче и усе́рдный споспе́шниче на́шего спасе́ния! С сво́йственным тебе́ милосе́рдием приими́ сие́ хвале́бное пе́ние, oт нас недосто́йных тебе́ приноси́мое. Испра́ви моли́твы на́ша, и принеси́ я́, я́ко фимиа́м, на Небе́сный Oлта́рь кади́льный; oзари́ умы́ на́ша све́том позна́ния та́ин спаси́тельныя ве́ры на́шея; воспламени́ сердца́ на́ша любо́вию ко Христу́ Спаси́телю на́шему, обрати́ и укрепи́ жела́ния на́ша на спаси́тельный путь Ева́нгельских Его́ за́поведей; да в сем ве́це ти́хо и благоче́стно поживе́м во сла́ву Бо́жию, в бу́дущем же не лиши́мся ве́чнаго Ца́рствия Бо́жия, е́же получи́ти да сподо́бимся благода́тию Христа́ Бо́га на́шего, хода́тайством Пречи́стыя Его́ Ма́тере, Пренепоро́чныя Де́вы Мари́и и твои́ми многомо́щными ко Го́споду Бо́гу o нас моли́твами, и да просла́вим с тобо́ю и про́чими безпло́тными си́лами небе́сными и все́ми святы́ми Еди́наго во Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая Архангелу Гавриилу
О, святы́й Арха́нгеле Гаврии́ле! Всеусе́рдно мо́лим тя, наста́ви нас, раб Бо́жиих (имена), к покая́нию от злы́х дел и ко утвержде́нию в ве́ре на́шей, укрепи́ и огради́ ду́ши на́ша от искуше́ний прельсти́тельных и умоли́ Созда́теля на́шего о отпуще́нии грехо́в на́ших. О, святы́й вели́кий Гаврии́ле Арха́нгелe! He пре́зри нас, гре́шных, моля́щихся тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но при́сно помо́щник нам яви́ся, да непреста́нно сла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья Архангелу Гавриилу
Святы́й вели́кий Арха́нгеле Гаврии́ле! Бо́жию Престо́лу предстоя́й и озаре́нием oт Боже́ственнаго све́та oсия́нный, веде́нием же непостижи́мых та́ин o преве́чней прему́дрости Его́ просвеще́нный! Всеусе́рдно молю́ тя, наста́ви мя к покая́нию oт злых дел и ко утвержде́нию в ве́ре мое́й, укрепи́ и огради́ ду́шу мою́ oт искуше́ний прельсти́тельных, и умоли́ Созда́теля на́шего o отпуще́нии грехо́в мои́х.
O, святы́й вели́кий Гаврии́ле Арха́нгеле! Не пре́зри мене́ гре́шнаго, моля́щагося тебе́ o по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це сем и в бу́дущем, но при́сно помо́щник мне яви́ся, да непреста́нно сла́влю Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Архангел Гавриил
Архангел Гавриил (с еврейского — муж Божий)
Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете — о рождении Спасителя мира.
По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо.
На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.
Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля (старый стиль).
Упоминается в канонических книгах:
Благовещение Пресвятой Богородицы
Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало». (Фартусов, стр. 226).
Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.
Читайте также:
Задать вопрос священнику
Отвечает священник Михаил Самохин:
В Православии Архангелов с такими именами нет. В канонических книгах Священного Писания упоминаются Архангелы Михаил и Гавриил. В апокрифе «книга Еноха» упоминаются Архангелы Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Рафаил, Уриил и Иеремиил. Имена Архангелов, которые приводите Вы относятся к каббалистической ангелологии, то есть в учении об Ангелах поздней иудейской традиции, существовавшей параллельно с христианством.
С уважением, священник Михаил Самохин.
История спасения и чудеса Архангела Гавриила
На протяжении всей длительной истории человеческого спасения Архангел Гавриил славился своими чудесами. Считается, что память Архангела Гавриила была установлена на горе Афон еще в IX веке. Архангел Гавриил явился афонским монахам в одной келье близ Кареи, где перстом написал на камне песнь Пресвятой Богородице «Достойно есть». Эта келья до сих пор так и называется — «Достойно».
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
С его именем связано множество чудес, о которых рассказывали и простые верующие.
Архангел Гавриил был послан самому Господу Иисусу в помощь, укрепление и поддержку. Это — знак величайшего доверия Бога Отца. Поэтому и мы можем обращаться с молитвенными просьбами к Архангелу Гавриилу. Если бесы набрасывают злые помыслы, то все доброе приходит к нам от Господа через ангелов, которым Бог поручил покровительство над людьми. Ангелы подсказывают верное решение, их голоса мы называем «голосом совести».
Иконографические изображения
На иконах архангел Гавриил обычно изображается с цветущей райской ветвью или цветком-лилией. Можно встретить и изображения со сферическим зеркалом в руке, а пиногда со свечой внутри светильника. Архангел Гавриил часто изображается на северных дверях иконостаса и является одним из щитодержателей на Гербе Российской империи.