икона битва новгородцев с суздальцами третьяковская галерея

Битва новгородцев с суздальцами

Школа или худ. центр: Новгород

¦ 18. Знамение от иконы Богородицы («Битва новгородцев с суздальцами»)
(стр. 100–101, 150–154; илл. стр. 99, 430)
Новгородский музей, инв. № 2184.
Середина — вторая половина XV в.
165 × 120.

1 Р. Игнатьев. Николо-Кочановская церковь в Новгороде. — «Новгородские губернские ведомости», 1852, №№ 40, 41, с. 29.

2 П. Л. Гусев. Две исторические иконы Новгородского церковного древлехранилища. — «Труды Новгородского церковно-археологического общества». Новгород, 1914, с. 172.

3 «Журнал Новгородского церковно-археологического общества». — «Новгородские епархиальные ведомости», 19 сентября 1913 г., с. 1441.

4 «Отчет Новгородского церковно-археологического общества за 1913 г., первый год существования». — «Новгородские епархиальные ведомости», 1914, с. 1386

5 ВХНРЦ, научный архив, № 1071.

Доска составлена из четырех частей. В настоящее время икона находится в металлическом футляре, сделанном в 1914 г. 6 Ковчег, паволока.

6 «Отчет Новгородского церковно-археологического общества за 1914 г., второй год существования». — «Новгородские епархиальные ведомости», 1915, с. 777.

Сохранность. Существующий белый фон представляет слой тонкого левкаса, положенный на первоначальный золотой фон. Граница этого левкаса, подрезанная ножом, хорошо видна в верхнем регистре над изображением процессии с иконой, встречающих новгородцев, во втором регистре над изображением войска. Надписи, изображения копий, стрел, иконы «Знамение» в первом регистре над процессией и во втором регистре оставлены под еще более поздними, чем белый фон, записями и рельефно возвышаются на новом левкасе. В местах соединения досок — замастикованные трещины с утратами грунта и красочного слоя. Утраты затонированы. На нижнем поле новый грунт.

Описание.

Композиция разделена на три регистра. В верхнем представлен торжественный вынос иконы Богородицы. Справа у церкви Спаса Преображения на Ильине улице архиепископ Илья (Иоанн) в белых крестчатых ризах держит икону, ему помогают два юных диакона и священник в белых одеждах. Процессия с иконой идет по мосту через Волхов к Детинцу. Впереди прислужник с четырехконечным крестом. Из ворот Детинца навстречу процессии выходят новгородцы. Первые из встречающих стоят на коленях.

8 П. Л. Гусев. Две исторические иконы Новгородского церковного древлехранилища. — «Труды Новгородского церковно-археологического общества». Новгород, 1914, с. 174.

9 См. описание и фотографию иконы до расчистки. — ЛОИА АН СССР, архив, ф. 51, д. 6, лл. 63–75; д. 87; Новгородский музей, архив, № 429 (х-2).

10 О. И. Подобедова. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М., 1965, рис. 113.

11 Ю. К. Бегунов. Житие Александра Невского в составе Новгородской I и Софийской I летописей. — «Новгородский исторический сборник», 9. Новгород, 1959, с. 231–234, 236.

Над суздальским войском изображен архангел Михаил с саблей. Первые ряды суздальцев сражаются, задние бегут. Под копытами коней лежат тела убитых. Моделировка ликов желтоватого тона с подрумянкой в виде крупных пятен. Санкирь коричневый. Белые движки энергичные, яркие. Нос написан одним мазком охры. Контуры темно-коричневые и черные. Колористическая гамма иконы светлая, холодная. В одеждах преобладают красные, розовые, зеленые, зеленовато-голубые тона. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице представлена с двумя закомарами, широкими раструбами водостоков, притвором, апсидой и двухпролетной звонницей. Внутри Детинца виден Софийский собор с позолоченным центральным куполом и крытой галереей. За собором башня с красным шатром. Второй и третий регистры объединены изображением зубчатой стены с бойницами и орнаментальными фризами.

Фон иконы в настоящее время белый с незначительными фрагментами золота у звонницы, над воинскими шлемами. Нимбы золотые. Поземы зеленые двух оттенков с травами.

Надписи поздние темно-красные.

В верхнем регистре:

Справа от иконы «Знамение»:

Во втором регистре:

Над новгородскими послами: ПОСЛОВЕ

Иконография.

12 А. Божков. Миниатюри от Мадридски ръкопис на Йоан Скилица. Изследване върху миниатюрите от ръкопис на Йоан Скилица от XII–XIII век в Мадридската национална библиотека. София, 1972, с. 17, 18, 21 и др.

13 И. Дуйчев. Летописта на Константин Манаси. София, 1963, табл. 35, 39, 55, 125, 337, 346, 367.

14 М. В. Щепкина. Болгарская миниатюра XIV века. Исследование Псалтири Томича. Под ред. и со вступ. статьей И. С. Дуйчева. М., 1963, табл. XII, XXI, XXIV, XXV, XXXI.

15 О. И. Подобедова. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М., 1965, с. 11 и сл.

16 О. И. Подобедова. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М., 1965, рис. 21, 23, 31, 32–34, 36, 39.

Александр Невский своими подвигами обеспечил Новгороду независимость, его изображение призывало к подъему патриотического духа. Архангел Михаил изображен как покровитель небесного воинства.

Об иконографии «Знамения от иконы Богородицы» см. также кат. № 12.

Датировка и атрибуция.

Статьи А. И. Анисимова ([1914], II) и П. Л. Гусева [1914–1] являются первыми научными публикациями памятника. В статье А. И. Анисимова дается художественный анализ произведения, приводятся библейские аналогии его сюжету и предлагается дата — вторая половина XIV в. В статье П. Л. Гусева привлекается интересный исторический материал, касающийся раскрытия сущности сюжета. А. В. Грищенко [1917] датировал икону концом XIV — началом XV в. И. Э. Грабарь [1926] считал икону произведением середины или последней четверти XIV в. Итальянскую манеру в ней обнаруживал Н. П. Кондаков ([1933], IV). Иносказательный смысл сюжета, а не только иллюстрацию исторической хроники видел в ней А. И. Некрасов ([1924], [1937]). В трудах В. Н. Лазарева ([1947], [1954]) икона датируется 60-ми годами XV в. В статье Ю. Н. Дмитриева [1963] по изображению архитектурных форм икона определяется как произведение второй половины XV в. В. К. Лаурина относит икону, вслед за В. Н. Лазаревым, к 1460-м годам. Э. А. Гордиенко [1978] предлагает ту же датировку.

Основанием для такой датировки авторы считают идейный замысел иконы, отвечающий сепаратистской политике Евфимия II и его преемников, а также художественный облик произведения. По мнению Э. А. Гордиенко, икона обнаруживает сходство с волотовскими праздниками (кат. № 30), Софийскими таблетками (кат. № 63), деисусным чином Новгородского музея (кат. № 33).

В настоящем издании предлагается широкая датировка.

Выставки.

Литература.

¦ 51. Битва новгородцев с суздальцами

60-е годы XV века. 165×120. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород [1284].

[Первоначальное местонахождение иконы неизвестно. В середине XIX века она хранилась в часовне Варлаама Хутынского, откуда была перенесена в Николо-Кочановскую церковь. По предположению П. Л. Гусева, ранее находилась в церкви св. Дмитрия на Даньславлей улице в Кожевниках, разобранной в 1847 году. Древний золотой фон почти полностью утрачен. При реставрации в 1913–1914 годах оставлены надписи XVI века, которые, возможно, восходят к надписям XV века. Выпавшие места на стыках досок залевкашены, и здесь восстановлены в общих чертах рисунок и живопись. Сохранность в целом удовлетворительная].

Темой для иконы послужил эпизод из военной истории Новгорода, когда в 1169 году суздальцы и их союзники (рязанцы, муромцы, смольняне и другие), возглавляемые сыном Андрея Боголюбского Мстиславом, осадили город и из-за чуда от новгородской святыни — иконы Богоматери Знамение — принуждены были отступить. Икона ослепила врагов и внесла в их ряды смятение, оказав тем самым помощь войскам «своего града».

[О литературной версии легенды см.: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л., 1973, с. 97–143]. Зрелое и отточенное искусство мастера этой иконы говорит не только о высокоразвитой колористической культуре, но и замечательном умении придавать скупому и четкому силуэту редкую выразительность, независимо от того, будет ли это силуэт здания, всадника, креста или знамени. Как правило, силуэт держится на ярком цветовом пятне, выделяющемся на более светлом фоне.
¦

Детали
[A] Поклонение духовенства иконе Богоматери «Знамение»[A1] Поклонение иконе Богоматери[B] Встреча иконы Богоматери «Знамение» у ворот Кремля[B1] Встреча иконы Богоматери «Знамение»
[B2] Встреча иконы у ворот Кремля[C] Послы[C1] Послы[D] Суздальцы обстреливают икону
[E] Новгородское войско[E1] Новгородское войско[F] Суздальское войско[F1] Суздальское войско
[G] Битва новгородского и суздальского войск

Источник

Икона об иконе

На иконе «Битва суздальцев с новгородцами» мы видим высокие крепостные стены Новгорода, под ними вьются флаги, скачут кони, сверкают копья — идет сражение. Рать Владимиро-Суздальского князя святого благоверного Андрея Боголюбского бьется с новгородцами, о победе которых тем временем молится Пресвятой Богородице другой святой — святитель Иоанн, архиепископ Новгородский. Почему для иконы выбран такой странный сюжет, почему святые не поладили между собой и о чем можно молиться перед этой иконой?

икона битва новгородцев с суздальцами третьяковская галерея. Смотреть фото икона битва новгородцев с суздальцами третьяковская галерея. Смотреть картинку икона битва новгородцев с суздальцами третьяковская галерея. Картинка про икона битва новгородцев с суздальцами третьяковская галерея. Фото икона битва новгородцев с суздальцами третьяковская галерея

Знамение

«Сюжет этой новгородской иконы уникален, — рассказывает доктор искусствоведения, профессор МГУ, специалист по древнерусской иконописи и миниатюре Новгорода Энгелина Смирнова, — потому что через нее мы узнаем, как исторически сложилось особое почитание другой иконы — образа Пресвятой Богородицы “Знамение”. А сложилось оно так: в житии святителя Иоанна, архиепископа Новгородского (прославлен в 1547 году), говорится, что в 1170 году Новгород осадили войска Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского (прославлен в 1751 году). Святитель Иоанн трое суток провел в соборном храме, слезно моля о помощи. В ночь перед штурмом он услышал голос, повелевший ему идти в одну из церквей в торговой части Новгорода, взять оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городскую стену — “тогда узриши спасение граду”.

Наутро святитель рассказал клирикам кремлевского собора о повелении и послал архидиакона за иконой. Войдя в указанную церковь Преображения на Ильине улице, архидиакон, поклонившись, хотел взять икону, но не смог сдвинуть с места. Архидиакон вернулся и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором сам пришел в Ильину церковь и на коленях стал молиться пред иконой Богородицы. Начали петь молебный канон, и по 6-й песни во время кондака “Заступнице христианом” икона сама сдвинулась с места. Народ со слезами взывал: “Господи, помилуй!” Тогда святитель Иоанн взял икону и вместе с двумя диаконами понес ее на другую сторону реки Волхов в Кремль, а после молебна в Софийском соборе Кремля прикрепил икону на городскую стену.

Новгородцы трепетали и ожидали гибели — суздальцы с союзниками уже поделили их улицы для грабежа, о чем и объявили осажденным. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпались дождем. Одна из них ударила в икону. Из очей Царицы Небесной закапали слезы, и икона повернулась ликом к городу. Святитель Иоанн, с трепетом приняв слезы на свою фелонь, воскликнул: “Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города!” Вдруг тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и убивать друг друга. В итоге суздальцы в смятении и страхе бежали от стен Великого Новгорода. Святитель Иоанн в честь этой победы установил торжественный праздник — Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 10 декабря н. с.), а за иконой Пресвятой Богородицы, перед которой молились новгородцы, с тех пор закрепилось название — “Знамение”».

«Но на иконе, которая рассказывает об этом событии, главное все-таки не битва. Главное, на чем мы должны сосредоточиться, всматриваясь в этот образ, — это чудо, чудесное избавление, произошедшее по молитвам к Пресвятой Богородице, — объясняет игумен Лука (Головков), руководитель иконописной школы МДА, — И молиться, стоя перед этой иконой, мы должны Пресвятой Богородице в надежде на Ее заступничество и помощь в трудных обстоятельствах, которые так же, как и тогда новгородцам, могут быть оказаны и нам».

Судя по сюжету иконы, получается, что раз Пресвятая Богородица помогла новгородцам, то они «хорошие», а суздальцы вместе со святым благоверным князем Андреем Боголюбским — «плохие». Как же святой князь может быть плохим?

Не битва — главное

Композиция иконы «Битва суздальцев с новгородцами» делится на три регистра (части), в которых последовательно иллюстрируется повествование о чуде. В первом регистре действие разворачивается справа налево: на фоне церкви Преображения на Ильиной улице изображен свт. Иоанн, облаченный в крестчатые ризы, с иконой Богородицы в руках. Рядом с ним — архидиакон с клириками кремлевского собора. Левее, в том же первом регистре, изображено перенесение иконы Пресвятой Богородицы через реку Волхов. У стен Детинца (Новгородского кремля. — Авт.) с Софийским собором внутри процессию с иконой встречают выходящие из ворот новгородцы.

Вторая и третья части объединены изображением слева крепостной стены, на которой укреплена икона Богородицы. В центре второго регистра представлена сцена переговоров послов враждующих сторон: новгородцев и суздальцев. Эти сцены разработаны иконописцем с детальной конкретностью: выглядывающие из новгородских бойниц любопытные воины хотя и готовы к сражению, но не знают о ходе переговоров и, возможно, надеются на мирный исход дела. Тем временем кто-то из суздальских всадников (справа) стреляет в икону и начинается битва. В нижней части композиции иконы представлена победа новгородского войска: суздальцы охвачены смятением, часть уже пустилась в бегство, ослепнув, они нападают друг на друга, им под ноги падают обезглавленные соратники. Новгородцам же, одержавшим победу с помощью чудесного заступничества Богородицы, покровительствует предводитель небесного воинства архангел Михаил: во главе новгородской конницы выступают святые воины Александр Невский, Борис и Глеб, Георгий Победоносец, иногда среди них пишут Иисуса Навина (он обычно бывает написан в шлеме), ветхозаветного предводителя еврейского народа.

Игумен Лука Головков: «Это именно икона, а не благочестивая картина. Картин в средневековой Руси не было в принципе. Кроме того, например, в Греции подобные сюжеты нравоучительного и воспитательного характера писали обычно в настенной росписи, а на Руси росписей в храмах из-за более холодного и сырого климата было меньше, и поэтому мы видим этот образ на доске. Такие иконы выполняли в большей степени функцию назидания, воспоминания, а не поклонения».

Источник

Битва новгородцев с суздальцами

Школа или худ. центр: Новгород

¦ 103. Битва новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы Знамение).

Две горизонтальные линии делят икону на три пояса. В них изображены события в последовательном развитии сверху вниз. В верхнем поясе сцены: Перенесение иконы из церкви Спаса на Ильине улице на Софийскую сторону в новгородский Детинец (Кремль). Во втором поясе изображены переговоры послов вражеских сторон и начало военных действий. Стрелы суздальцев, «яко дождь мног», летят в новгородцев, в икону Знамение и в засевших за крепостными стенами. В третьем поясе — сцена битвы. Из ворот крепости выступает новгородская конница с четырьмя святыми воинами (Борис, Глеб, Георгий и Дмитрий Солунский), по легенде чудесным образом посланными Богоматерью. Напротив представлены расстроенные ряды гибнущей вражеской рати.

Красочная гамма иконы яркая, несколько пестрая. Краски: киноварь, голубец, зеленовато-голубая, темно- и светло-зеленая, желтая, фиолетовая, серая, белая, черная, золото.

Доска сосновая, шпонки врезные, сквозные. Паволока, левкас, яичная темпера. 133 × 90.

Из церкви села Курицка близ озера Ильмень.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14454]
¦

¦ 12. Знамение от иконы Богородицы
(стр. 83–86, 153–154; илл. с. 85, 423)
ГТГ, инв. 14454
Первая половина — середина XV в. (?)
133 × 90.

Раскрыта около 1925–1926 гг. в Москве; в 1926 г. уже демонстрировалась на выставке в ГИМ.

Доска сосновая (?), из трех частей, с двумя сквозными шпонками (от верхней сохранилось лишь гнездо). Ковчег, паволока.

Сохранность. Живопись потерта. На нижнем поле, вдоль лузги и в нижней части композиции, — большие утраты грунта до доски, поздние вставки. Древние надписи утрачены.

Описание.

Композиция трехъярусная. В верхнем ярусе, в левой части, — красное здание типа базилики с главкой, означающее, очевидно, церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Перед зданием на специальной подставке укреплена выносная икона «Богоматерь Знамение», по сторонам иконы две симметричные группы предстоящих (слева на первом плане два диакона, справа архиепископ Иоанн, в крестчатых ризах, с нимбом). В правой части верхнего яруса изображено шествие с иконой. Впереди процессии новгородцев — средовек в длинной лиловой рубахе, с желтой каймой по оплечью и подолу, несущий красный выносной крест с круглыми медальонами (ср. сохранившиеся новгородские кресты, напр.:

Следом диакон, несущий икону «Богоматерь Знамение», за ним святитель Иоанн и остальные участники процессии. Шествие движется по направлению к храму Софии (с тремя куполами, из которых центральный золотой, с четвертым куполом над башней); навстречу выходят новгородцы, передние преклонили колени перед
¦ приблизившейся процессией. Мост и Волхов не изображены.

Средний и нижний ярусы в своей левой части композиционно объединены изображением желтой крепостной стены (или башни), имеющей основание в нижнем ярусе, а завершение — в среднем. В среднем ярусе слева, на башне укреплена икона «Богоматерь Знамение», за нею показано новгородское войско в синих шлемах, с копьями и стягами. Справа — суздальское конное войско. Передний воин стреляет из лука и вереница стрел несется в сторону новгородской иконы Богоматери. В центре яруса — выехавшие на переговоры новгородские и суздальские послы, по трое с каждой стороны; новгородцы без шапок, суздальцы в шапках с белыми околышами.

В нижнем ярусе из темного проема крепостных врат выезжает на битву новгородское войство. Впереди всадники с нимбами: двое, в круглых княжеских шапках, напоминают по типу Бориса и Глеба, третий — юный воин без шапки, в желтых доспехах, с красным щитом; его можно было бы отождествить с Георгием, однако, в отличие от принятого типа Георгия, длинные волосы у него опускаются локонами на шею. Суздальцы показаны падающими, общий силуэт суздальского войска — «опадающий», острые концы их стягов обращены вспять. В цветах одежд преобладает серо-синий, желтая охра, киноварь. Кони белые, серые, лиловые, коричневые, а в среднем ярусе один конь голубой.

Лики, с мелкими чертами, написаны по светлому оливковому санкирю, пятнами желтой охры, с розоватой подрумянкой. Скошенные глаза переданы черными точками зрачков и белыми бликами. Фон и нимбы золотые. Поля золотые с гравированным (процарапанным, «цырованным») орнаментом в виде лилий (или трехлепестных цветов). Вокруг всей иконы — коричневая опушь, видимо поздняя.

Надписи на изображении чудотворной иконы: МР ΘΥ. Надписи на фоне коричневой краской, очевидно поздние (XVII в.?).

В верхнем ярусе крупно (как название всей иконы):

Иконография.

3 Издания текстов см.:

Источник

Икона битва новгородцев с суздальцами третьяковская галерея

На иконах с таким названием изображаются события, связанные с осадой Новгорода в феврале 1170 года и чудом от иконы Богоматери с Младенцем, которая в последствие получила наименование «Знамение». В Первой Новгородской летописи о чудесном спасении города и жителей сообщается кратко: 25 февраля 1170 года новгородцы победили «силою крестною и святою Богородицею» военные силы нескольких русских княжеств, осаждавшие город в течение трех дней.

В середине XIV века появляется «Слово о знамении святой Богородицы в год 6677 (1169)», основанное на летописных свидетельствах и устном предании, которое более подробно описывает избавление Новгорода от разорения по молитве к образу Божией Матери. В поздних редакциях это произведение получило название «Сказание ο битве новгородцев с суздальцами».

«Слово о знамении …» повествует о том, как князь Андрей Боголюбский разгневался на новгородцев за то, что они не позволили собрать дань с Двинской земли, которая раньше находилась под властью Новгорода, но решила перейти под власть суздальского князя. Князь Андрей собрал большое войско и отправил его на осаду Новгорода. «Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве … в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси ее на острог». Образ вынесли на укрепления. Когда же суздальцы пошли на приступ «и полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божиему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слезы от иконы, и подставил он под них фелонь свою». И тогда полки нападавших покрыла тьма, напал на воинов «трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен».

По мнению специалистов, иконы с подобным сюжетом появились не ранее середины XV века, в то время когда Новгород в борьбе с Москвой отстаивал свою независимость. Самым древним памятникам с подобным сюжетом является икона около 1460 года из собрания Новгородского музея (НГОМЗ).

Композиционно произведения данной иконографии разделены на три части. В верхней части показано перенесение образа Пресвятой Богородицы из церкви Спаса на Ильине улице на Софийскую сторону в Кремль. В средней части изображаются переговоры противоборствующих сторон и начало военных действий, когда стрелы «полетели на город, словно дождь проливной». В нижней части – новгородские полки под предводительством святых Бориса, Глеба, Георгия и Дмитрия Солунского, посланных Богородицей на помощь защитникам города, разбивают пришедшие в смятение войска.

1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963, т.1.

2. «Слово о знамении святой Богородицы в год 6677 (1169)» // Рукопись пергаменной праздничной Минеи XIV в. из Софийского собора РНБ, Софийское собрание, № 396, лл. 1 об. – 4 об. Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева.

3. Квливидзе Н. В. «Знамение» Новгородская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том XX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 271–277

4. Нарциссов В. В. Богоматерь Знамение. Мученица Ульяна // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV веков. Каталог собрания. Том 1. М., 1995. №11.

5. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 44–45.

6. Макарий, архимандрит. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч.2. С. 58–61.

7. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV в. М., 1982.

Источник

Икона «Битва новгородцев с суздальцами»

Сюжетом новгородской иконы ХV века «Битва новгородцев с суздальцами» служит не эпизод из священного писания, а исторически достоверный факт осады Новгорода войсками Андрея Боголюбского.

В верхнем поясе иконы изображены новгородцы, поклоняющиеся иконе и молящие ее о победе.

В среднем показаны послы обеих сторон, съезжающиеся для переговоров на виду у суздальского войска, уже начавшего осаду, посылающего стрелы в чудотворную икону, и новгородцев, вышедших на стены Кремля для обороны города.

В нижнем фризе показана за,ключительная сцена сражения, когда новгородцы «ударили» на врага и победили его.

Русская историческая живопись до Октября 1917 года. Составитель А.К. Лебедев ГОСУЛАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. МОСКВА. 1962

Композиция иллюстрирует историческую повесть о победе новгородцев над суздальцами и их союзниками (рязанцами, муромцами, смольнянами и др.) в 1169 году.

Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери, Святой Госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня. Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь Святой Богородице, Матери Божьей. И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь Святой Богородицы на Десятине. А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили — какая какому городу достанется. И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *