икона благословенно воинство небесного царя церковь воинствующая
Благословенно воинство Небесного Царя
(«Церковь воинствующая»)
Из Мироваренной палаты Московского Кремля.
22. «БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»
ДЕТАЛЬ:АРХАНГЕЛ МИХАИЛ
1550-е годы
Из Мироваренной палаты Московского Кремля
144 × 396
Государственная Третьяковская галерея
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» была исполнена для Успенского собора Московского Кремля, где располагалась в специальном киоте, близ царского места. В начале XX века она оказалась в Мироваренной палате Московского Кремля, откуда в 1919 году поступила в Третьяковскую галерею.
Название иконы заимствовано из богослужебных песнопений, посвященных мученикам («Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести» — Октоих, стихира V гласа к мученикам).
Центральную часть композиции занимает развернутое шествие святых воинов под предводительством небесного воеводы — Архангела Михаила на крылатом коне. Конные и пешие воины движутся тремя рядами от горящего города к небесному граду (Небесному Иерусалиму), стоящему на горе и увенчанному шатром ( ). В соответствии с текстом Откровения, гору с небесным градом окружает «чистая река воды жизни» ( ). Перед городскими стенами представлены Богоматерь с младенцем Христом, который вручает ангелам небесные венцы. Летящие навстречу воинству ангелы увенчивают праведников.
Исходная мысль для необычной иконографической программы была почерпнута, по-видимому, из послания апостола Павла к евреям: «. ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но в грядущем града себе взыскуем» ( ). Содержание ее перекликается также с песнопениями Октоиха и других богослужебных книг, в которых прославляются мученики, пожертвовавшие своей жизнью ради истинной веры и получившие в награду небесное блаженство. Важным иконографическим источником здесь послужили также тексты Откровения Иоанна Богослова, содержащие не только описание Небесного Иерусалима, но и противоположный ему образ «погибельного града» — поверженного Вавилона, «духовного Содома и Египта» ( ), восходивший к «погибельным царствам» из эсхатологического видения пророка Даниила (Дан VII). Эта тема раскрывается в иконе не только через противопоставление двух градов, но и в символическом изображении трех водоемов у подножия райской горы, один из которых пересох («. источник воды живой оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» — ).
Вместе с тем, замысел иконы мог быть связан и с конкретными историческими событиями — как полагает большинство исследователей, она была исполнена в память о взятии Казани русскими войсками в 1551 году. Накануне Казанского похода митрополит Макарий в своем послании в Свияжск обещал отпущение грехов всем участникам похода и мученический венец — погибшим за правую веру. Таким образом, деяния погибших приравнивались к подвигу мучеников древности, а сами они становились членами единого небесного воинства.
| Детали | |
| [A] Архангел Михаил | [B] Богоматерь с младенцем Христом, вручающим ангелам небесные венцы |
| Статья в Википедии, посвященная этой иконе | ru.wikipedia.org | Добавлено 09.12.2015 |
История и сюжет иконы Благословенно воинство Царя Небесного, где хранится
Икона является уникальным памятником русской иконографии. Подобного творения в Русской Православной церкви больше не имеется. В иконе «Благословенно воинство Царя Небесного» сочетается святой образ и историческая картина. Ее содержание связано с радостью одержанной победы, встрече победителей, поминовения павших в бою. Действие происходит и на земле, и на Небе.
История появления иконы
Икона была написана по заказу Ивана Грозного в память и для прославления его Казанского похода в 1552 году. Это был последний (пятый по счету, начиная с 1460 года) казанский поход, завершивший эпопею укрепления восточных границ Московского княжества.
В результате успешной осады Казань пала, Казанское ханство перестало существовать и вошло в состав русских земель. Укрепление русского княжества на Средней Волге открывало торговые пути на всем протяжении реки, и дало возможность победить и присоединить Астраханское ханство (1556 год).
Автором иконы считают царского духовника, протопопа Благовещенского кремлевского собора, Андрея. Смысл иконы, понятный для верующих в период ее создания, со временем был забыт, что видно по ее переименованию. В начале XVII века она еще имеет первоначальное название «Благословенно воинство Небесного Царя». Но уже через 20 лет она фигурирует в описи, как «Образ Пречистой Богородицы и Грозного Воеводы».
Спустя 7 десятилетий появилось другое название: «Образ Пресвятой Богородицы да Архангела Михаила с ликом святых». В наши дни икона известна под названием «Церковь воинствующая». Такие модификации названия свидетельствуют о том, что идея образа была слишком своеобразна по замыслу и конкретизирована с событиями исторической эпохи, и потому стала получать различную трактовку изображения.
Сюжет и значение
Идею сюжета предложил митрополит Макарий. Он считал (и выразил это в послании к русскому воинству), что война с татарами есть борьба за православие и что павшие в битве воины уподобятся христианским мученикам.
В изображении несколько акцентов, взаимосвязь между которыми дает целостную сюжетную линию. В правом углу картины виден пылающий город, в левом – Небесный город с фигурами сидящей Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. В центральной части – три конно-пеших колонны, движущихся в направлении к Небесным Покровителям.
Сюжетная линия объединила в себе несколько источников:
Икона отображает победное возвращение русского войска после взятия Казани в 1552 году. Горящий город – это Казань. Небесный Иерусалим отождествлен с Москвой.
Небесный Иерусалим изображен на горе, под сенью красного шатра и окружен красными и зелеными кругами, разомкнутыми в одном месте. Это место входа в Небесный Иерусалим для конно-пешей процессии. Богомладенец раздает ангелам мученические венцы для воинов. Вокруг шатра, как символ райского сада, изображены деревья с плодами. За пределами Небесного града на деревьях нет плодов, что означает их произрастание на земле.
Тема раскрывается не только в противопоставлении двух градов (сатанинского и небесного), но и в изображении источников у подножия райской горы: «…источник воды живой оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. II, 13).
На иконе изображена река, исток которой находится в Небесном Иерусалиме.
Ее аллегорический смысл трактуется по-разному:
Впереди войск скачет на крылатом коне архангел Михаил. Навстречу ему летит ангел с венцом в руках, полученным от Божьей Матери и Иисуса Христа. Архангел Михаил, приблизившийся к вратам в Царство Небесное, обернувшись назад, призывает войско следовать за ним. Архангел Михаил почитался покровителем московских правителей. Архангельский собор служил усыпальницей московских царей.
За архангелом изображена фигура молодого воина в алом плаще и с флагом в руке. Он, так же, как и архангел Михаил, смотрит назад и зовет воинов за собой. Над его головой 3 ангела держат один венец. Исследователи предполагают, что венец есть шапка Мономаха, а ангелы – это 3 царства, которые объединил Иван Грозный: Московское, Казанское, Астраханское.
Изображение каждой колонны имеет свой смысл. Большинство воинов нижней и верхней колонн имеют нимбы, то есть это воины, причисленные к лику святых. В центральном ряду нимбы имеются только у лиц в царской и княжеской одежде.
Вхождение войска в Небесный Иерусалим соответствует словам обращения митрополита Макария перед началом Казанского похода. В нем он обещает, что воины, павшие на поле битвы, примут мученическое крещение и получат от Господа бессмертное вхождение в Небесный Иерусалим (Царство Небесное).
Митрополит Макарий в своем послании к русскому войску приравнял сражавшихся и погибших воинов к раннехристианским мученикам, а оставшимся в живых обещал отпущение грехов. Исследователи иконописного изображения пришли к мнению, что изображение воина на вороном коне в царской одежде с крестом в руке олицетворяет Ивана Грозного.
В XVI веке Москву нередко отождествляли с Иерусалимом, так как русский народ объявлялся богоизбранным народом, в Русь – «новым Израилем». Таким образом, вырисовывается аналогия: фигуры Богородицы и Младенца Иисуса находятся в Небесном Иерусалиме, и новоявленные мученики через проем войдут в Царствие Небесное.
Название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», судя по всему, произошло от смыслового содержания источников сюжета. В тропарях воскресных канонов, посвященных мученикам, все они именуются «воинами Христа», увенчанными за свои страдания и подвиги Христом и Богородицей.
Исходя из содержания текстов, становится понятна идейная программа иконы: прославление мужества воинов, погибших за веру, убежденность, что подвиг не останется без Небесного вознаграждения.
На иконе изображены объекты моления:
Где хранится сегодня
Икона была размещена в Успенском соборе, в специальном киоте, рядом с молебным царским местом. В начале XX века ее переместили в мироваренную палату. В 1919 году она была изъята и передана в Государственную Третьяковскую галерею, где находится в настоящее время.
Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»
После своего успешного похода на Казань в 1552 году царь Иоанн Грозный повелел написать икону на этот сюжет. Когда именно был выполнен царский заказ, точно неизвестно. В качестве ее создателя обычно называют протопопа Андрея, царского духовника (впоследствии Афанасий, митрополит московский). С 1919 года икона «Церковь воинствующая» (16 век) находится в Третьяковской галерее.
Сюжет иконы «Церковь воинствующая»
Эта сложнейшая многофигурная композиция поражает своим масштабом, и дело не столько в размерах иконы (144 × 396 см), сколько в ее содержании, опирающемся на Откровение Иоанна Богослова и писания апостолов и пророков.
В центре иконы – шествие воинов, конных и пеших, под предводительством архистратига Михаила Архангела, восседающего на крылатом коне. Они движутся с правой стороны, где изображен охваченный пламенем город, к левой, где в Небесном Иерусалиме восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом на руках. По направлению к воинам летят ангелы, увенчивающие праведников. Обращает на себя внимание, что нимбы есть не у всех воинов. Считается, что воины с нимбами – это те, что пали в бою, а без нимбов – те, что выжили.
Некоторые искусствоведы высказывают мнение, что огонь не разрушает город, а очищает его от скверны. Именно так воспринимал пожар, участвовавший в походе пресвитер Андрей, царский духовник, которому приписывается написание иконы.
В левой стороне иконы «Церковь воинствующая» перед вратами града восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом, он вручает ангелам венцы для увенчания праведников. Но град этот не обычный, а небесный, о котором писал в своем Откровении Иоанн Богослов. Это Небесный Иерусалим, находящийся на горе. Его окружает сияющий красно-зеленый нимб необычной овальной формы. К тому месту, где он разомкнут, подходит дорога, по ней воины войдут в Небесный Град, который трактуется как образ Москвы.
По-видимому, исходным постулатом для такой необычной иконографии послужило высказывание апостола Павла о «взыскании» себе града в будущем, а также богослужебные писания, прославляющие мучеников, которые ради своей веры пожертвовали жизнью и получили в качестве награды блаженство в Небесном Иерусалиме, то есть на небесах.
Фигуры воинов
Архангел Михаил изображен на крылатом коне перед средним отрядом, сразу же за ним – молодой воин со стягом в руках, выделяющийся на общем фоне благодаря алому плащу. Предполагают, что это сам царь (к моменту взятия Казани ему было 22 года). Он так же, как и архистратиг Михаил Архангел, обращен лицом к воинской колонне, призывая воинов идти вперед.
В центре колонны возвышается огромная фигура на коне и с крестом. Одни ученые полагают, что это Владимир Мономах, наследником которого считал себя Иван Грозный; по мнению других – император Константин Великий, превративший христианство в господствующую религию в Римской империи. За пехотинцами следуют три всадника: это князь Владимир, креститель Руси, и его сыновья князья Борис и Глеб, первые русские святые.
Во главе верхнего ряда скачет на коне Дмитрий Донской, нижний ряд возглавляют Александр Невский и Георгий Победоносец. Среди воинов этих рядов удалось идентифицировать ряд почитаемых святых, хотя многие исследователи полагают, что икона должна восприниматься аллегорически, без привязки к каким-либо историческим событиям.
«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»
икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено В. И. Антоновой по описи Успенского собора XVII в. Икона (144 ´ 396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного. Время написания иконы неизвестно, считается, что ее создание связано со взятием Казани в 1552 г.
В одном из песнопений Октоиха предстает почти вся иконографическая программа иконы: « » (мученичен 6-й песни канона утрени среды 6-го гласа). Такое соотношение текста и изображения позволяет поместить икону в ряд произведений, в основе к-рых лежит литургическая поэзия. В сер. XVI в. были созданы новые иконографии, основанные на стихире Пятидесятницы « », тропаре 1-й песни воскресного канона 4-го гласа « », песнопениях « », « ».
Название иконы перекликается с одной из центральных тем в послании в Свияжск митр. Московского и всея Руси Макария, в к-ром подвиг рус. воинов в борьбе с Казанским ханством уподобляется подвигу мучеников и исповедников христианства. В связи с этим основное направление в изучении произведения обусловил исторический контекст. Ряд исследователей рассматривают икону как аллегорическую картину победоносного возвращения рус. войска в Москву, представленную как «Небесный Иерусалим», из покоренной Казани, отождествляемой с изображенным на иконе горящим градом. В соответствии с текстом послания митр. Макария предпринимались также попытки отождествить изображенных на иконе персонажей с различными святыми и деятелями рус. истории. Однако икона является примером духовного осмысления всемирной истории в образе воинствующей Церкви. Символизм, свойственный этому произведению, в целом характерный для сознания эпохи, не сводим к аллегориям или иносказанию, тем более к такому, когда образ высшего, небесного, понимается как аллегория земного.
Присутствие мотива шествия небесного воинства вслед за арх. Михаилом в иконах XVI в. «Страшный Суд» (Нац. музей. Стокгольм; Воскресенский собор в Тутаеве), на воинских знаменах XVI в. (напр., «Великом стяге» Иоанна Грозного) указывает на Апокалипсис как на один из идейных и иконографических источников «Б. в. и.». Тексту Апокалипсиса соответствует изображение на иконе «небесного Иерусалима» (Откр 21. 10-21), истекающей из рая «реки воды животныя» (Откр 22. 1) и града, объятого пламенем,- «Вавилона великого», о гибели к-рого радуются святые (Откр 18. 2-6,18-20). На иконе кон. XVI в. из Чудова мон-ря, уменьшенном списке иконы «Б. в. и.», арх. Михаил в соответствии с текстом Апокалипсиса представлен в виде огненного ангела (Откр 10. 1-2). На этой иконе сохранилось неск. надписей с именами святых и трудноразличимая строка на верхнем поле иконы: «Святии мученицы, на земли подвигшеся» (мученичен стиховных стихир утрени среды 5-го гласа) с ярко выраженным эсхатологическим содержанием. К этим произведениям примыкает греч. икона, созданная ок. 1500 г. (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу). На ней изображены 2 процессии, выходящие из «Иерусалима земного». Праведники со своими крестами поднимаются в гору к раю, «Иерусалиму небесному», вторая процессия низвергается во ад.
Икона благословенно воинство небесного царя церковь воинствующая
⊱ Династия Юсуповых ♔ The Youssoupoffs ⊰ запись закреплена



Процессия воинов, движущаяся на иконе справа налево, разделена на три ряда, каждый из которых написан на золотом фоне с поземом в виде горок. Головы воинов верхнего и нижнего рядов окружены нимбами.
Процессия воинов, движущаяся на иконе справа налево, разделена на три ряда, каждый из которых написан на золотом фоне с поземом в виде горок. Головы воинов верхнего и нижнего рядов окружены нимбами.


От горящего города движется многофигурная процессия конных и пеших воинов, направляющихся к Небесному Иерусалиму, изображенному в левой части иконы. Он помещен на горе в сени красного шатра и заключен в мандорлу из красных и зеленых кругов, разомкнутую в одном месте; к этому месту ведёт дорога, по которой воинам предстоит войти в Небесный Иерусалим. Этот небесный град трактуют как образ Москвы. В нем воинов встречает Богородица с Младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. Богомладенец раздает ангелам мученические венцы для воинов. У Небесного Иерусалима произрастает райский сад. Деревья в нем имеют красные плоды, а на деревьях вне райского круга плодов нет, и они, хотя и растут по берегам райской реки, относятся уже к земному пейзажу.

Центральный ряд воинов. Слева направо: Иван Грозный, Владимир Мономах (или Константин Великий), князь Владимир, Борис и Глеб

Показать полностью.

За воином со стягом в толпе пеших воинов изображена крупная фигура всадника в царских одеждах с крестом в руках. Ее идентифицируют как Владимира Мономаха или императора Константина Великого. Основным аргументом в пользу идентификации фигуры с крестом как Владимира Мономаха выступает то, что Иван Грозный «называл его первым русским царем, а себя считал его преемником и наследником его царских регалий» (идентификация этой фигуры собственно с Иваном Грозным исследователями отвергается). Следом за ним на конях едут князь Владимир со своими сыновьями Борисом и Глебом. Фигура этого всадника выглядит громадной и выделяется на фоне окружающих её воинов. На самом деле она не крупнее фигуры воина со стягом или следующих за ней всадников; иллюзия ее «громадности» объясняется тем, что она изображена парящей над окружающей ее толпой.
Верхний ряд воинов возглавляют князь Дмитрий Донской и его небесный покровитель великомученик Димитрий Солунский.

🔸 Пешие и конные воины
За воином со стягом в толпе пеших воинов изображена крупная фигура всадника в царских одеждах с крестом в руках. Ее идентифицируют как Владимира Мономаха или императора Константина Великого. Основным аргументом в пользу идентификации фигуры с крестом как Владимира Мономаха выступает то, что Иван Грозный «называл его первым русским царем, а себя считал его преемником и наследником его царских регалий» (идентификация этой фигуры собственно с Иваном Грозным исследователями отвергается). Следом за ним на конях едут князь Владимир со своими сыновьями Борисом и Глебом. Фигура этого всадника выглядит громадной и выделяется на фоне окружающих её воинов. На самом деле она не крупнее фигуры воина со стягом или следующих за ней всадников; иллюзия ее «громадности» объясняется тем, что она изображена парящей над окружающей ее толпой.
Верхний ряд воинов возглавляют князь Дмитрий Донской и его небесный покровитель великомученик Димитрий Солунский.







