икона богородицы казанская вязниковская

Икона Богородицы Казанская (Вязниковская)

Празднование

История

Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Вяз­ни­ков­ской, на­хо­ди­лась в со­бор­ном хра­ме го­ро­да Вяз­ни­ки Вла­ди­мир­ской епар­хии. Свя­тая ико­на про­сла­ви­лась мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми. Ве­ру­ю­щие, при­те­кав­шие к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це с ве­рой и упо­ва­ни­ем, по­лу­ча­ли от Ее об­ра­за ис­це­ле­ния и уте­ше­ние.

В 1624 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Фила­ре­та бы­ло про­из­ве­де­но рас­сле­до­ва­ние чу­дес по мо­лит­вам ко Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це пе­ред Ее Вяз­ни­ков­ской ико­ной. Вот как сви­де­тель­ству­ет об этом цер­ков­ная ле­то­пись: «Ле­та от Ми­ро­зда­ния 7132, а от Р. Хр. 1624, 11 ок­тяб­ря, по ука­зу ве­ли­ко­го го­су­да­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча и по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Фила­ре­та Мос­ков­ско­го и всея Рос­сии, ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир­ско­го Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря Пор­фи­рий и с ним Спа­со-Зла­то­врат­ско­го мо­на­сты­ря игу­мен Вар­со­но­фий, да со­бор­ный про­то­поп со свя­щен­ни­ка­ми и диа­ко­на­ми при­сла­ны бы­ли в Вяз­ни­ков­скую сло­бо­ду для сви­де­тель­ства чу­дес от ико­ны Ка­зан­ской Бо­го­ма­те­ри. 13 ок­тяб­ря, во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, по­сле­до­ва­ло от той ико­ны ис­це­ле­ние дьяч­ку Иро­ди­о­ну, ко­то­рый умом был по­вре­жден и внут­рен­ним неду­гом бо­лез­но­вал мно­гие го­ды. То­гда же во вре­мя мо­леб­но­го пе­ния по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние Вла­ди­мир­ско­го уез­да, Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря, де­рев­ни На­се­ки­ной кре­стьян­ка Ксе­ния Се­ме­но­ва, не ви­дев­шая од­ним гла­зом несколь­ко лет. При­дя по обе­ща­нию к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це по­мо­лить­ся, она вы­пи­ла свя­той во­ды, омы­ла гла­за, по­сле че­го и про­зре­ла. Озна­чен­ный ар­хи­манд­рит был сви­де­те­лем этих чу­дес, при­ка­зал опи­сать и про­чие чу­де­са, быв­шие от ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы».

По­сле про­из­ве­ден­но­го след­ствия все слу­чаи ис­це­ле­ний от свя­то­го об­ра­за под­твер­ди­лись, и ико­на бы­ла при­зна­на чу­до­твор­ной.

Источник

Чудотворная икона Казанской Божией Матери до сих пор хранится в Вязниках

21 июля православные верующие празднуют День обретения Казанской иконы Божией Матери. В народе этот день также называют Казанская летняя. Эта икона не менее почитаема, чем наша родная, Владимирская. В июле празднуют первое явление чудесного образа: место ее нахождения явилось девятилетней Матроне Онучиной в 1579 году, после ужасного пожара в Казани. Ребенок указал на место, где из-под земли достали икону. Во времена Великой Смуты именно всеобщее обращение русских людей к этому образу Богородицы помогло освободить Москву. Казанская икона стала символизировать покровительство Божией Матери державе Российской.

В начале XVII века повсеместно было написано большое количество списков явленного Казанского образа, очень многие из них стали чудотворными. Так случилось и с двумя иконами, созданными преподобным Иоакимом Шартомским на Владимирской земле. Суздальский список Казанской Божией Матери, к сожалению, утерян, а вот в Вязниках чудесный образ, к счастью, сохранился. Но обо всем по порядку.

икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть фото икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть картинку икона богородицы казанская вязниковская. Картинка про икона богородицы казанская вязниковская. Фото икона богородицы казанская вязниковская

Чудотворная Казанская икона Божией Матери в Вязниках. Фото: photobook33.ru

Всероссийская слава Вязников

Вязниковская Казанская икона была написана преподобным Иоакимом в Николо-Шартомском монастыре около 1622 года по заказу княгини Ирины Мстиславской из Вязниковской слободы. Подвижник этот был известен современникам не только тем, что был искусным изографом, но и тем, что от написанных им икон исходила благодатная сила чудотворений. Вскоре от вязниковской иконы стали происходить многие исцеления: «еже чудодейстовали и сил у еже целбу подаяти приходящим к тем с верою». До июня 1703-го было зафиксировано 270 исцелений, и вязниковская Казанская икона приобрела общерусскую известность. В 1640 году паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович. В память избавления от эпидемии холеры в 1892-м был учрежден ежегодный крестный ход вокруг Вязников с чудотворной иконой.

икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть фото икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть картинку икона богородицы казанская вязниковская. Картинка про икона богородицы казанская вязниковская. Фото икона богородицы казанская вязниковская

Казанская церковь в г. Вязники. Фото: natalba.livejournal.com

Икона была богато украшена басменным окладом, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. Оставалась она в Казанском соборе вплоть до 1929 года, когда Владимирский губисполком вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей». 1 марта того же года началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом, иконы продавались на дрова, некоторые предметы попали в краеведческий музей. Чудотворная икона была сохранена одной из прихожанок храма.

икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть фото икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть картинку икона богородицы казанская вязниковская. Картинка про икона богородицы казанская вязниковская. Фото икона богородицы казанская вязниковская

Крестовоздвиженская церковь г. Вязники. Фото: natalba.livejournal.com

В годы Великой Отечественной войны Казанская икона Божией Матери была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме, где находится и в настоящее время. Ныне Вязниковско-Казанская икона – чтимая святыня Владимирской епархии. Ее украшает серебряный чеканный оклад 1876 года, изготовленный московскими мастерами для другого образа.

Потеря в Суздале

Суздальская Казанская икона Божией Матери была написана преподобным Иоакимом по повелению Божией Матери, которая явилась иноку-иконописцу в монастыре. По указанию Богородицы икона была перенесена в Суздаль для поставления в церкви Воскресения Христова, на защиту и охранение города от врагов видимых и невидимых.

«Воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския» ежегодно праздновалось в Суздале 23 ноября по старому стилю.

Вскоре икона прославилась чудесами. Слух о них дошел до святейшего Филарета, патриарха Всероссийского. По его повелению суздальский архиепископ Арсений произвел проверку их, и они официально признаны действительными. Суздальско-Казанская икона не отличалась большими размерами: она имела в длину около 25 см, в ширину – примерно 21 см. По свидетельству очевидцев, лик Богоматери был изображен превосходно и поражал свежестью и отчетливостью письма. Риза золотая, с жемчужными венцами; оклад серебряный вызолоченный. Икона была вставлена в другую, изображающую разные события из истории этой самой Казанской иконы Пресвятой Богородицы, например, явление Божией Матери в Николо-Шартомском монастыре преподобному Иоакиму и т.п.

икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть фото икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть картинку икона богородицы казанская вязниковская. Картинка про икона богородицы казанская вязниковская. Фото икона богородицы казанская вязниковская

Воскресенская и Казанская церкви в Суздале. Фото: lubovbezusl.ru

Послав икону в Суздаль, инок Иоаким через несколько времени сам последовал за нею туда же. Здесь, при Воскресенской церкви, он устроил себе малую келью и начал проводить в ней по прежнему строго-подвижническую жизнь. Здесь он скончался и «положен бысть близ той церкви, на месте весьма незнаменитом». В 1728 году при копании рва под фундамент для западной стены новой теплой Казанской церкви, строившейся в честь написанной преподобным Иоакимом чудотворной Казанской иконы Божией Матери, найден был глубоко в земле гроб этого иконописца. Суздальский епископ Иоаким повелел не трогать его, но обложить каменными плитами и оставить на прежнем месте.

Прах благочестивого инока Иоакима до сих пор хранится под западной стеной суздальской церкви Казанской Богоматери, образ которой он написал по откровению свыше. А местно-чтимая икона хранилась в соседней Воскресенской церкви до 1920-х годов. В послереволюционные годы после закрытия многих суздальских храмов Казанская-Суздальская икона была утрачена, и ее дальнейшая судьба остается неизвестной.

Татьяна Лысова

Заглавное фото: казанская-икона.рф

Источник

ВЯЗНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

«Сказание о чудесах» из вязниковского музея сообщает, что освидетельствование В. и. состоялось в Казанской ц. слободы (название храма в сказании не указано, наиболее раннее упоминание о деревянной Казанской ц. относится к 1630) по указу царя Михаила Феодоровича и по благословению патриарха Филарета в окт. 1623 г. архим. владимирского Рождественского мон-ря Порфирием, а также освященным Собором в лице игум. владимирского Золотоворотского Спасо-Преображенского мон-ря Варсонофия, протопопа Успенского собора со священниками и диаконами. По указанию архим. Порфирия и освященного Собора были переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся. Так, 13 окт. 1623 г. были зафиксированы 2 чуда: во время литургии получил исцеление дьячок Родион, страдавший душевными и телесными недугами, а во время молебна прозрела слепая на один глаз крестьянка Ксения Семёнова. Всего до июня 1703 г. было зафиксировано почти 270 исцелений (отражены в вязниковской ред. сказания).

икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть фото икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть картинку икона богородицы казанская вязниковская. Картинка про икона богородицы казанская вязниковская. Фото икона богородицы казанская вязниковская

Уже с 1-й пол. XVII в. В. и. приобрела общерус. известность. В 1640 г. паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович (Дворцовые разряды. СПб., 1851. Т. 2. Стб. 646-647). Каменная соборная церковь, где впосл. пребывала В. и., была построена в 1670-1674 гг. на средства дворцовой казны царя Алексея Михайловича, церковной казны и мирского подаяния. После пожара в храме 1 июля 1703 г. чудотворная икона находилась в течение 5 лет в располагавшейся рядом теплой Никольской ц., у царских врат. В 1708 г. образ при большом стечении народа перенесли в приготовленный к освящению Казанский храм, откуда он на зимний период возвращался в Никольскую ц. (ежегодный крестный ход, приуроченный к этому событию, был установлен по распоряжению архиерея в 1875).

В. и. оставалась в Казанском соборе до 1929 г., когда Владимирский губисполком вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей». 1 марта 1929 г. началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом, иконы продавались на дрова, нек-рые предметы попали в краеведческий музей. В. и. была сохранена одной из прихожанок храма. В годы Великой Отечественной войны икона была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме, где находится и в наст. время.

Наиболее раннее описание В. и. относится к 1702 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 18). Икона находилась в створчатом киоте, была украшена басменным окладом с изображением 4 евангелистов по углам, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. К образу на серебряных цепочках были подвешены 2 резные позолоченные Казанские иконы, приложен золотой крест с алмазом (вклад царя Феодора Алексеевича, сделанный в 1682 во время проезда через Вязники на богомолье во Флорищеву пуст.).

При изъятии церковного имущества «в помощь голодающим Поволжья» в 1922 г. общине верующих и духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. Вместо него было конфисковано: «серебряных монет на 2 пуда 7 фунтов, серебряного лома 28 фунтов 36 золотников, 30 золотых монет на 30 золотников и разных золотых изделий весом 1 фунт 72 золотника».

Последнее описание В. и. 1923 г. связано с заключением между верующими и органами советской власти соглашения о передаче общине Казанского собора в пользование всего церковного имущества. Икона находилась по левую сторону от царских врат; указан ее размер (10×12 вершков). В наст. время В. и. (51,5×40,8 см) помещена в раме и киоте справа перед алтарем в Крестовоздвиженской ц. Икона, датируемая 1-й четв. XVII в., закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом 1875-1876 гг. работы московских серебряников (мастер И. В. Захаров, пробирный мастер Н. Свечин), выполненным для др. иконы.

Др. чудотворный список с В. и., находившийся до революции в Казанской ц. г. Калуги, известен по рукописному «Сказанию о принесении чудотворныя иконы Казанския Пресвятыя Богородицы из града Вязники в богоспасаемый град Калугу во храм Преображения Господня, что под горою», хранившемуся в б-ке храма. Список был создан по заказу супруги московского купца Т. Н. Судовщикова (Смирнова) Евфимии. По дороге на богомолье в Казань, после молебна перед В. и., впавшая в «расслабление» Евфимия исцелилась. Образ в украшенном жемчугом и камнями серебряном окладе был поставлен в Калуге в ц. Преображения Господня. Летопись чудес, изложенных в сказании, начинается с XVII в. В XVIII в. чудеса были изображены на стенах храма и привлекли внимание посетившего Калугу позднее Н. В. Гоголя.

Из др. святынь следует отметить икону Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи, в к-рую был вставлен небольшой серебряный ковчежец с частицей ризы Господней. Этот ковчежец в 1-й пол. XVIII в. «привесил» к чудотворному образу «боярина Николая Григорьевича Строганова житель Семен Дмитриев, сын Истомин».

В XVIII в. над могилами Судовщиковых рядом с храмом была выстроена часовня, при входе в к-рую имелось изображение всей семьи, несущей чудотворную икону, с пояснительной надписью: «Здесь покоится прах Московского гостя Третьяка-Тимофея Никитича Смирнова и супруги его Евфимии Симеоновны, принесших чудотворную икону Казанския Богоматери из города Везников в город Калугу, и брата его Константина, в монашестве схимника Кирила, и младенца Василия». Послереволюционная судьба чудотворного списка неизвестна.

Источник

Казанская икона Божией Матери. Остался ли хоть какой-то шанс ее найти?

икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть фото икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть картинку икона богородицы казанская вязниковская. Картинка про икона богородицы казанская вязниковская. Фото икона богородицы казанская вязниковская

Иногда пишут люди: нашлась!

— Наталия Николаевна, как та самая обретенная икона, о которой во сне сообщила девочке Матроне Сама Богородица и которая была найдена на пепелище дома, попала в Казань?

— Точно мы этого не знаем. По свидетельству Пискаревского летописца, составлявшегося в первой трети XVII столетия на основании различных источников и устных преданий, икона «Пречистая Казанская» была привезена в Казань из Великого Новгорода. Когда царь Иван Грозный пленил Новгород в 1570 году, среди его войска был татарский мурза, который взял с собой некую девицу и привез ее в Казань. А та взяла с собой свою почитаемую икону. Поскольку в 1570-х годах в Казани обстановка была непростой, девица, почувствовав, что умирает, решила спрятать образ в земле, чтобы его не осквернили. Кто знает, может быть, все так и было.

икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть фото икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть картинку икона богородицы казанская вязниковская. Картинка про икона богородицы казанская вязниковская. Фото икона богородицы казанская вязниковская

Казанский Богородицкий монастырь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Фото: Wikimedia Commons

8 июля 1579 года образ Богородицы после пожара в Казани обрела в земле девица Матрона. На месте явления чудотворного образа по повелению царя Иоанна Грозного был основан Девичий монастырь. Это достоверные свидетельства, о них нам известно из Повести, написанной «самовидцем» обретения образа, первым митрополитом Казанским Ермогеном, впоследствии патриархом-мучеником.

— Москву в 1612 году освобождали с обретенной в Казани иконой или со списком?

— Находившаяся в полках второго земского ополчения Кузьмы Минина и князя Димитрия Михайловича Пожарского икона Богородицы Казанской, прославившаяся с 1611 года чудотворениями, была списком с Явленного образа. Летом 1611 года по благословению Патриарха Ермогена она была принесена с казанским ополчением из Казани в Москву.

А весной 1612 года полки Минина и князя Пожарского двинулись с этим образом из Ярославля, где находился тогда этот чудотворный список, на освобождение столицы.

С 1636 года московская святыня обрела свое постоянное место в каменном соборе во имя иконы Богородицы Казанской на «Пожаре» — площади, позднее получившей название Красной.

Об этом я писала еще в статье 1999 года, меня интересовали именно чудотворные списки, их судьба. Потому что со многими списками в литературе была путаница. В старых изданиях XIX века прикладывались иллюстрации, которые не соответствовали написанному. Поэтому никто и не мог понять, что это за Казанская икона, с которой была освобождена Москва.

Было известно, что Московская чудотворная Казанская икона по своим размерам была немного больше Явленной и потом дважды поновлялась — в 1687-88 году и в 1754-м. В архиве Петербурга хранится фотография этой иконы. И на ней видны надписи о двух поновлениях иконы, которые располагались на нижнем поле. Так что все сошлось. Очень радостно было найти зримое доказательство, что это та самая икона. Явленная же икона все время находилась в Казани до ее кражи в 1904 году и никогда не реставрировалась.

— Остался хоть какой-то шанс ее найти?

— История ее поисков достаточно хорошо известна. Ее очень хотели найти к 300-летию Дома Романовых, к 1913 году. Этим много лет занимались чиновники особых поручений министерства внутренних дел, департамента полиции, но безуспешно. Даже по публикациям 1904–1905 годов судебного процесса в Казани трудно понять, уничтожена святыня или нет. Глава шайки грабителей Варфоломей Стоян (под чужим именем — Чайкин, в старое время был такой разбойник в Казанском крае) во время процесса сознавался лишь в покупке краденых драгоценностей оклада от иконы. А когда Стоян уже сидел в тюрьме, то он давал противоречивые показания: то говорил, что икону сжег, то заявлял обратное.

икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть фото икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть картинку икона богородицы казанская вязниковская. Картинка про икона богородицы казанская вязниковская. Фото икона богородицы казанская вязниковская

«Обретение иконы Богородицы во граде Казани»

Если бы икона сохранилась и мы могли ее видеть, то можно было бы понять, к какому времени она относится, и подтвердить это с помощью современных исследований. Но, к сожалению, ее нет, и мы о ней можем судить только по ранним сохранившимся спискам, которые относятся к последней четверти XVI века. Сам образ известен нам только по архивной фотографии конца XIX века — икона в окладе, с темным ликом (с почерневшим верхним слоем олифы), который нельзя рассмотреть.

Мне иногда пишут люди, что вот, нашлась Явленная икона. Присылают изображения, и видно — это более поздняя икона, не XVI века. Может быть, святыня где-то и находится «под спудом»: существуют свидетельства, что ее выкупили старообрядцы, очень почитавшие ее. Хотя вряд ли это могло бы остаться неизвестным в сегодняшнее время.

— Для верующих так ли важно — та самая икона или не та?

— Каждая икона может обладать даром чудотворения, даже бумажная. Но когда утрачиваются святыни, которым молились на протяжении столетий, в нашей религиозной жизни образуются пустоты. Святыня — это великое благо, а утрата святыни — боль.

Сохранили в России, потеряли в Китае

— Утрачен не только обретенный образ, но и некоторые древние списки?

— Да, икона, с которой была освобождена Москва, была украдена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Чудотворная Ярославская Казанская икона около 1588 года, с которой во время Смуты в 1609 году освободили Ярославль от интервентов, украдена из Ярославского Казанского монастыря в 1925 году. От нее сохранилась только рама с клеймами, где представлена история Явленной иконы, а в нижних клеймах — история этой Ярославской иконы (рама хранится в Ярославском художественном музее).

Была очень почитаемая Табынская Казанская икона Божией Матери. Это загадочная икона, возможно, древняя, явившаяся у отрогов Уральских гор.

С ней совершались самые продолжительные крестные ходы в России, ее почитала царская семья. Так, в 1891 году, когда праздновалось 300-летие Уральского казачьего войска, цесаревичу Николаю Александровичу был торжественно преподнесен список этой иконы в серебряном окладе в память его чудесного избавления от смерти после удара сабли в Японии 29 апреля 1891 года.

Во время Гражданской войны чудотворная Табынская икона находилась в армии атамана Александра Дутова, что привлекало в войско множество верующих. При отходе Белой армии она попала в Китай. Известно, что в 1945 году святыня находилась в Харбине. Существует фотография образа в окладе во время крестного хода с ней в Китае в 1955 году. Видимо, Табынская икона была утрачена в 1960-х годах во время китайской «культурной революции».

Почему Папа Римский так и не приехал в Россию

— Вы первая из историков искусства, кто сказал, что икона Божией Матери Казанская, которую в нулевых Ватикан только собирался передать России, — не «та самая» Явленная, как тогда утверждали очень многие. Но вы ведь тогда не видели саму икону?

— Да, я видела только фотографии и еще у меня были данные о ее размере и реставрационных исследованиях — о том, что ее красочный слой не имеет позднейших записей. И это позволило сделать вывод, что она не Явленная.

Копия Казанского образа, оставшаяся в русской церкви в Фатиме. Фото: Wikimedia Commons

Икона была вывезена из России после революции, странствовала. Потом владельцы предлагали выкупить ее известному православному иерарху, архиепископу Сан-Францисскому и Западно-Американскому Иоанну (Шаховскому). Он считал, что это та самая, Явленная, обретенная в 1579 году в Казани, икона, и хотел построить для нее храм, но для этого не удалось собрать денег, хотя был создан специальный комитет по сбору средств для постройки православного храма.

В итоге ее выкупила католическая религиозная организация мирян «Блю Арми» (Голубая Армия Девы Марии, явившейся в Фатиме) и временно поместила икону в Фатиме, в Португалии, до тех пор, пока не наступит время для передачи ее Русской Православной Церкви, духовным достоянием которой она является. В Фатиме, особом для западного мира месте, где, как верят католики, было явление Самой Богородицы, множество паломников поклонялись почитаемому Казанскому образу. В 1993 году организация «Блю Арми» передала икону Папе Римскому Иоанну Павлу II в его полное распоряжение.

Времена в России изменились, Православная Церковь перестала быть гонима, но передача иконы затягивалась.

В Ватикан поехала комиссия из России, подтвердила заключение о том, что это список первой половины XVIII века, и после этого икону передали в Россию, но уже без визита Папы Римского, как планировалось. Так что научные исследования могут влиять на важные политические события.

Стоит посмотреть на «ватиканский» образ, как становится понятно (зная, что на иконе нет записей), что это икона первой половины — середины XVIII века. Кроме того, ее размер больше Явленного образа.

икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть фото икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть картинку икона богородицы казанская вязниковская. Картинка про икона богородицы казанская вязниковская. Фото икона богородицы казанская вязниковская

После передачи иконы из Ватикана в Москву, по благословению Патриарха Алексия II, она была привезена в Казань. Это способствовало восстановлению Казанского монастыря. Сейчас она находится в Казанском Богородицком монастыре, в новом Казанском соборе, освященном 8/21 июля 2021 года.

Ложные слухи, покушение на императора и иноверцы

— Какие из известных старинных чудотворных списков иконы существуют и сегодня?

— Например, икона из Вознесенского монастыря Московского Кремля (разрушен в 1929 году). Она сейчас выставлена в Оружейной палате Кремля. В ее в окладе — частицы Ризы и волос Богородицы. Оклад 1717 года был сделан по заказу схимонахини Вознесенского монастыря Иоанны Барятинской. Сначала икона находилась у нее в келье, затем Иоанна Барятинская испросила разрешение и выстроила для иконы небольшой Казанский храм в самом монастыре. По молитвам перед иконой совершалось множество исцелений.

Но недоброжелатели обвинили схимонахиню Иоанну в распространении ложных слухов о чудесах.

По Синодальному указу от 23 июля 1721 года было велено разобрать Казанскую церковь. Однако через восемь лет монахиня Иоанна опять подала прошение в Синод, чтобы ей разрешили вновь построить храм на собственные средства, разрешение было получено и храм вновь выстроен. А когда после войны 1812 года он обветшал, чудотворную икону поставили в Казанском приделе вновь выстроенной Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Ныне эта икона – одна из наших святынь.

Петербургский список Казанской иконы первой четверти XVIII века — одна из главных святынь Санкт-Петербурга. Эта икона была привезена из Москвы царицей Прасковьей Феодоровной, вдовой старшего брата Петра I царя Иоанна V Алексеевича. В 1811 году образ был поставлен в новом освященном Казанском соборе на Невском проспекте. Перед ним молился, отправляясь в действующую армию в 1812 году, генерал-фельдмаршал князь Михаил Голенищев-Кутузов. Ныне к Петербургской Казанской иконе притекает множество людей со всех концов России.

икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть фото икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть картинку икона богородицы казанская вязниковская. Картинка про икона богородицы казанская вязниковская. Фото икона богородицы казанская вязниковская

Список из Казанского собора в Санкт-Петербурге. Фото: Wikimedia Commons

— Бывает, что неожиданно находятся утраченные списки?

— Да. Например, в запасниках Иркутского художественного музея обнаружилась икона, которая почиталась в тех местах — Иркутская Казанская. Ее сразу нельзя было узнать, потому что она позднее была записана. Бывает наоборот, когда считалось, что образ древний, а он более поздний. Эта история связана с Казанским образом из церкви святых Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище в Казани — единственной действующей церкви в Казани в конце 1930-х годов и в военные годы. Эта Казанская икона происходит, по всей видимости, из Казанского девичьего монастыря. Считалось, что это один из ранних списков с Явленного образа.

Поскольку икону закрывает оклад, а лики под слюдой, нельзя было понять, к какому времени она относится.

В 2002 году удалось ее увидеть без оклада. Икона оказалась середины XVIII века. Ныне она, как и прежде, остается одной из самых почитаемых в Казани.

— Расскажите еще об образах иконы Казанской Божией Матери, связанных с царской династией Романовых.

— Одна из самых известных сохранившихся Казанских икон написана знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым в 1676 году для царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери царя Петра I. В 1694 году этот образ был помещен в киот и вложен в Иосифо-Волоцкий монастырь (сейчас икона в киоте находится в Государственном Эрмитаже). Поскольку дата киота совпадает с годом кончины царицы, то, по всей видимости, икона была вложена в монастырь на помин ее души.

После первого покушения на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 года, в память об его избавлении, был написан образ святых, празднование которых совершалось 4 апреля — преподобных Иосифа Песнописца и Георгия Малеина, обращенных к иконе Богоматери Казанской (икона сейчас хранится в Третьяковской галерее). День преподобного Иосифа Песнописца, кроме того — день именин подмастерья Иосифа (Осипа) Комиссарова (из крестьян Костромской губернии), не давшего совершиться выстрелу террориста в шедшего из Летнего сада к карете императора Александра II.

икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть фото икона богородицы казанская вязниковская. Смотреть картинку икона богородицы казанская вязниковская. Картинка про икона богородицы казанская вязниковская. Фото икона богородицы казанская вязниковская

— Почему икона Казанской Божьей Матери известна буквально по всей стране, ее знают и почитают даже люди, далекие от православия?

— История Казанской иконы Богородицы — фактически история России: она связана со многими важными событиями русской истории, важными военными победами. С ней была освобождена Москва от поляков в 1612 году, в 1709 году во время Полтавской баталии царь Петр I просил принести на поле чудотворную Каплуновскую Казанскую икону Богородицы. Не случайно возводились значимые соборы — Казанский собор на Красной площади в Москве, огромный Казанский собор в Петербурге.

С иконой связаны события войны 1812 года, Крымской войны, Первой мировой, Второй мировой… Казанский образ — воинский.

Эта икона особо почиталась династией Романовых, которая и появилась под знаком Казанской иконы. Когда строились новые русские города, особенно пограничные, туда часто отправлялись списки именно этой иконы. Так, царь Алексей Михайлович послал к основанию Пензы, входившей в оборонительную Симбирскую линию, Казанскую икону из своих царских чертогов (она сохранилась). В 1721 году именно в празднование «осенней Казанской» 22 октября царь Петр I был провозглашен Императором, так что русская империя родилась в день Казанского образа. И в этом году, 4 ноября (22 октября по старому стилю), мы празднуем 300-летие этого важнейшего исторического события.

Казанская икона Божией Матери настолько прославилась чудотворениями, что к ней прибегали даже иноверцы, это известно, например, из истории Табынской иконы, почитавшейся особенно на Урале и в Сибири.

Особо надо отметить почитание Казанского образа в Русском зарубежье.

Сообщаем выходные данные двухтомника статей Н.Н. Чугреевой, переизданных в Казани в 2021 году, помещенных в 1998–2021 годах в различных научных сборниках, материалах конференций, журналах.

Чугреева Н.Н. Казанская икона Богородицы: история, почитаемые списки: в 2 ч.: публикации 1998–2011 годов. Казань, 2021. (Библиотека Музея Казанской иконы)

Чугреева Н.Н. Казанская икона Богородицы: история, почитаемые списки: в 2 ч.: публикации 2012–2021 годов. Казань, 2021. (Библиотека Музея Казанской иконы)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *