икона богородицы казанская ярославская
Икона Богородицы Казанская (Ярославская)
Празднование
История
Об обстоятельствах прославления Казанской (Ярославской) иконы Божией Матери известно следующее.
В 1588 году одному благочестивому христианину по имени Герасим, страстно желавшему иметь у себя икону Успения Пресвятой Богородицы, во сне явилась Богоматерь и сказала ему: «Герасим, в Казани, в торговом дворе у одного юноши на левой стороне в его лавке есть Моя икона. Возьми ее у юноши, и благодатью Сына Моего и Бога она станет источником чудес. Иди с иконой в город Романов и скажи жителям, чтобы храм во имя Рождества Моего, который был перенесен ими на гору, они вернули на прежнее место – под гору и назвали его во имя принесенной тобой иконы. Сам же оставайся в городе Романове до кончины твоей».
Герасим выполнил волю Божией Матери, отыскав святую икону в указанном месте. Едва он взял образ, правая рука его (давно болевшая) сразу же исцелилась. С чудотворной иконой отправился Герасим в Романов (ныне город Тутаев Ярославской области) и все исполнил по повелению Пресвятой Богородицы. Двадцать один год пребывала Казанская икона в храме.
Однако после того, как город в 1609 году был взят литовцами, святой образ был увезен неким литовским офицером в Ярославль. Жители города предлагали офицеру большую сумму денег за икону, но он долго не соглашался, и только через некоторое время принес образ одному из старейших граждан Ярославля – Василию Лыткину. Икона была торжественно перенесена в загородный приходской храм Похвалы Богоматери. Во время очередного нападения на город польских войск, святыню перенесли внутрь города и поместили в церкви Рождества Христова, на берегу Волги. Пресвятая Богородица дважды являлась диакону Елеазару, повелевая воздвигнуть в честь Ее иконы храм, который и был сооружен у земляного вала с приступной стороны. От перенесенной в новый храм чудотворной Казанской иконы совершались многочисленные чудеса. При храме позднее был создан женский монастырь, в котором поселились 72 сестры из разоренной поляками Ярославской женской обители.
В 1610 году жители Романова обратились к царю Василию Иоанновичу Шуйскому с просьбой разрешить вернуть икону из Ярославля обратно в Романов. Однако после того, как в Ярославле от чудотворной иконы произошли два чудесных исцеления – полупарализованной инокини Анисии и умалишенного посадского человека Константина, ярославцы дерзнули просить монарха оставить икону у них. После подробного исследования свершившихся чудес было решено оставить икону в Ярославле, а в Романов отправить точный список с образа, украсив его окладом, подобным тому, который находился на самой чудотворной иконе. 2 марта 1611 года список с почестями был перенесен в Романов и помещен в Казанской церкви, где прежде стояла чудотворная икона. Сам же чудотворный образ каждый год переносился из Ярославля в Романов.
Икона Божией Матери Казанская
Празднование 8/21 июля, 22 октября / 4 ноября
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят.
С. М. Городецкий
Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.
Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.
Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.
Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.
Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.
В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.
Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.
Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…
Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.
Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.
Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…
Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.
А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.
Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.
Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.
Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.
Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Святыни Казанского женского монастыря.
Икона находится у левого столпа, близ солеи, в Казанском соборе монастыря.
Чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского.
Были обретены 12.11.1998 года в склепе в подклете Леонтьевского кладбищенского храма. В 2000 году после прославления в лике новомучеников и исповедников Российских мощи св. Агафангела были переданы монастырю по благословению Святейшего Патриарха.
Находятся у правого столпа, близ солеи, в Казанском соборе в беломраморной раке.
Иконы с встроенными частичками мощей: великомученика Пантелеимона, святителя Луки Крымского, блаженной старицы Матроны, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Димитрия Ростовского. Икона святого праведного Иоанна Кронштадского с частицей ризы. Находятся в Казанском соборе монастыря.
Распятие с встроенными частичками горы Голгофы и Креста Господня. Расположено в притворе Казанского собора.
В Покровском зимнем храме находится мощевик с частью мощей святителя Агафангела, ковчег с частицей мощей святителя Василия Великого, тапочкой от мощей мученика Евстафия, одежды блаженной матери Алипии Киевской. Расположены вдоль ограждения солеи.
Список Ярославской Казанской иконы Божией Матери в раме с клеймами.
В Ярославском Художественном музее храниться Рама с клеймами, в которой пребывал чудотворный образ Божией Матери Казанский с 1690 года. В честь 400-т летия освобождения города от поляков в мае-июне 2009 года Рама находилась в обители и перед ней ежедневно совершались молебны. В 2013 году в иконописной мастерской «Ярославль», под руководством Эллы Сковородиной на средства Ярославского Художественного музея была сделана точная копия, повторяющая оригинал. На раме 20 клейм, подробно иллюстрирующих историю Казанской иконы.
Годом позже, в 2014 году заслуженным художником России Николаем Мухиным была написана центральная икона Казанской Божьей Матери.
Уникальная работа современных мастеров позволила воссоздать облик святыни XVII века.
Икона богородицы казанская ярославская
Казанская-Ярославская икона. Эта икона прославилась при следующих обстоятельствах. В 1588 году некий Герасим, страдающий болезнью правой руки, видел во сне Богоматерь и с той поры сильно желал иметь у себя икону Успения Пресвятой Богородицы. Но во сне Богоматерь сказала ему:
− Герасим, в городе Казани, в торговом дворе у одного юноши на левой стороне есть Моя икона. Возьми её у юноши, и благодатью Сына Моего и Бога она станет источником чудес. Возьми её, и с нею иди в город Романов и прикажи жителям, чтобы храм во имя Рождества Моего, который переставлен на гору, они вернули на прежнее место под горой и назвали его во имя этой иконы Моей. Ты же оставайся в городе Романове до смерти.
Герасим отыскал на торгу в указанном месте икону. Как только взял он её в свои руки, правая рука его внезапно исцелилась. Он отнёс икону в Романов и исполнил волю Богоматери относительно храма. Икона Казанская простояла в этом городе 21 год.
9 марта 1609 года Романов был взят литовцами. Один литовский офицер и увёз с собою Казанский образ в Ярославль. Услыхав о находящейся в руках офицера святыне, ярославцы просили его уступить городу образ и предлагали даже значительную сумму денег. Офицер долго не соглашался, но 18 марта вдруг сам принёс икону одному из почетнейших граждан – Василию Лыткину. Икона была перенесена с торжеством в загородный приходской храм Похвалы Богоматери. Когда в том же году поляки напали на Тверь, святыню принуждены были перенести внутрь города, в церковь Рождества Христова, на берегу Волги. Тогда Богоматерь в двукратном явлении Своём диакону Елеазару повелела воздвигнуть для пребывания иконы новый храм, который и был устроен у земляного вала. При перенесении сюда чудотворной иконы Казанской от неё истекло много чудес. Усердные ярославцы создали при новом храме женский монастырь, куда перешли 72 сестры из прежней разорённой поляками обители.
В следующем году жители Романова испросили себе у царя Василия Ивановича Шуйского разрешение взять икону из Ярославля обратно в Романов. Но в эти дни в Ярославе совершились от иконы новые исцеления инокини Анисии, не владевшей руками иногами, и умалишённого посадского человека Константина. В виду этих чудес ярославцы в свою очередь просили оставить икону у них. В Москву были затребованы подробные сведения об иконе, и было решено оставить икону в Ярославле, обязав притом ярославцев сделать с иконы точный список, украсить его совершенно таким же, как на чудотворном образе, окладом, и отдать этот список в Романов. Всё это было сделано; в 1611 году список с честью был отнесён в Романов и поставлен там в Казанской церкви, где первоначально стояла чудотворная икона. Ежегодно с великим торжеством чудотворная икона приносится в город Романов.
Святыня Казанской обители…
Ярославская Казанская икона Божией Матери. 1881г.
В августе 1998 года архиепископ Ярославский и Ростовский Михей передал возрождающейся Казанской женской обители список с чудотворного образа Ярославской Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Этот список выполнили сестры в иконописной мастерской монастыря в 1881 году в дар священнику отцу Иоанну Крылову. Икона чудом сохранилась во времена лихолетья и вернулась в свой родной дом.
У возрождающейся обители появилась новая чудотворная святыня. На списке сохранилась та особая благодать, почерпнутая от прежней утраченной Ярославской Казанской иконы. Как отметила настоятельница монастыря игумения Екатерина: «В этом чувствуется глубокий смысл связи времен, непрервавшейся нити, протянувшейся сквозь годы неверия, глумления над святынями земли русской, их попрания и осквернения».
Современная святыня монастыря славится многочисленными чудесными исцелениями и помощью страждущим. Множественные дары и приношения, оставляемые в благодарность Божией Матери и украшающие святой образ, яркое тому подтверждение.
Сестры обители бережно собирают свидетельства помощи Царицы Небесной по молитвам перед Ее чудотворной Казанской иконой. Каждый такой случай рассказывает о чуде, произошедшем в жизни человека, с верою и любовью просившего заступления у Пресвятой Богородицы, и с великою благодарностью получившего просимое. Вот лишь самая малая толика таких свидетельств:
В 2001 году Р.Б. Ольга Аношкина, жительница Трехгорных Челябинской области, просила перед иконой исцеления от онкологического заболевания. Вскоре после помазания маслом от чудотворной иконы, получила просимое: последняя биопсия была в норме. (Хотя до этого прошла оперция и две биопсии показали онкозаболевание)
В 2002 году Светлана Иорданская просила у Господа и Божией Матери спасти сына, находящегося в тяжелом состоянии в реанимации. Теперь благодарит за чудесное исцеление.
Р.Б. Светлана вымолила перед чудотворным образом сына. Замужем она была давно, но детей не было. О том, что ждет ребенка узнала в праздник Казанской иконы Божией Матери. Младенцу Арсению 8 месяцев. 2006 год.
Р.Б. Ирина молилась у чудотворной иконы о семейном благополучии и благодарит за исцеление сына Антона от компьютерной зависимости. 2006 год.
Р.Б. Валентина Финогеева из Гаврилов-Яма в октябре 2007 года дважды приезжала в Казанский собор и молилась у иконы об исцелении от онкологического заболевания, т.к. врачи обнаружили кисту. При повторном исследовании в декабре 2007 года кисту не обнаружили – Матерь Божия исцелила.
2007 год. Муж р.б. Натальи молился у Казанской иконы и благодарит Матерь Божию за удачное родоразрешение супруги.
17.06.09 Р.б Наталья в тяжелый момент жизни, потеряв работу, молилась перед Казанским образом Пресвятой Богородицы. В скором времени она нашла хорошую работу и благодарит Матерь Божью.
2010 год. Корнева Е.И. засвидетельствовала чудо явной помощи Матери Божией в день праздника Казанской иконы и избавления ее и ее сына от смертельной опасности в ДТП.
11.06.2011. Мой муж Пенкин Сергей Борисович перенес инсульт и находился в тяжелом состоянии в реанимации. После молитв перед Казанским образом муж пошел на поправку. Теперь мы вместе пришли благодарить Пресвятую Богородицу за исцеление.
21.05.2012. Р.Б. Анна участвовала в первом крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери. С этого момента у нее появился певчий голос (лирическое сопрано), стал значительно лучше слух и появилось понимание нот. Божией милостью стала певчей на клиросе. Масленникова Анна Леонидовна.
15.10.17 После молебна перед чудотворной Казанской иконой с просьбой помощи в сборе денежных средств на лечение онкологических заболеваний для Максима Ананьева ( 6 лет, Ярославль) и Антона Давыдова ( 10 лет, Рыбинск) на счет мальчиков поступили большие суммы, позволившие им уехать и начать лечение в Германии. Р.Б. Татьяна
Не прекращается поток всех с верою притекающих к Богородице в Казанскую обитель Ярославля, также как и не оскудевает милость Пречистой Царицы Небесной, обильно изливаемая на людей.
«Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоея глаголати недостойнии! Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны?»