икона богородицы с мамой и бабушкой
Икона богородицы с мамой и бабушкой
Думаю, что многие уже встречали иконы из трех фигур родственников — Иисуса, Его матери Марии и Его бабушки Анны.
Но вы знали, что на современных греческих иконах и фресках есть сюжет, еще более усложненный по отношению к стандартному типу? Да, теперь на иконе можно увидеть не только бабушку, но прабабушку Спасителя! Иисуса держит Дева Мария, ее в свою очередь держит ее мать Анна, а Анну держит Мария — прабабушка Христа, в честь которой согласно апокрифам и назвали его мать.
Родителями святой Анны, бабушки Спасителя, была святая пара, иудейский священник Матфан и Мария. Матфан был потомком древнего царя, пророка и поэта Давида. У него и его жены Марии выросло три дочери: Мария, Сови и Анна (бабушка Иисуса). Мария была матерью Саломии (повитухи Девы Марии или же одной из жен-мироносиц), Сови стала матерью св. Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, а Анна стала матерью Богородицы. Поэтому Елизавета и Дева Мария были двоюродными сестрами, Христос и Иоанн Креститель — троюродными братьями. Такое описание, к примеру, дает св. Дмитрий Ростовский, видимо, позаимствовавший его у Епифания Монаха.
На первой фреске лицо св. Марии нарисовано очень старым, что нетипично для православной иконографии.
Первая фреска находится в часовне св. Георгия прихода св. Космы в Северной Филадельфии, а оригинал находится в монастыре Панагия в Иерусалиме.
День Казанской иконы Божией Матери: что можно и нельзя делать 4 ноября
В этот день с давних пор старались сыграть свадьбу, искали суженого, но не решались на дальние поездки.
Фото: ТАСС / Артем Геодакян
Православные христиане отмечают праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. С давних пор она считалась чудотворной и одной из самых почитаемых.
Как вспоминал патриарх Гермоген, обретение иконы состоялось в 1579 году после пожара в Казани. Тогда бедствие уничтожило часть города. Первым загорелся дом купца Онучина. Позже его дочери, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица и велела откопать ее икону на пепелище родного дома.
Когда сон Матроны повторился трижды, горожане вняли ее словам и начали рыть. На указанном месте они нашли нетронутую пожаром икону удивительной красоты. Позже там построили Богородицкий девичий монастырь, а Матрона под именем имя Мавры стала его первой монахиней.
Что можно и нельзя делать 4 ноября
Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году: 21 июля — в память явления иконы и 4 ноября — в благодарность за избавление страны от нашествия поляков в 1612 году. Второй день в народе называют Осенней Казанской или Бабьей заступницей.
На Руси с этого дня ожидали наступления настоящих зимних холодов. Крестьяне верили: если осенью был хороший урожай, зима будет суровой.
В этот же день старались сыграть свадьбу. Считалось, что тогда у пары сложится счастливая семейная жизнь. А девушки, которым еще не довелось встретить суженого, устраивали гадания и просили об этом пресвятую Владычицу — отсюда и второе название праздника. При этом 4 ноября предки опасались отправляться в дальние поездки, чтобы избежать несчастья в дороге, пишет «Утро.ру»
В праздник не запрещается работать, но почитающим святой образ вместо труда и домашних дел рекомендуется пойти в церковь. Также верующим не советуют ссориться, плакать, грустить или жалеть о прошлом. Вместо этого лучше пригласить к домашнему столу друзей и близких.
«Бабуль, зачем мне икона?»
История о помощи Пресвятой Богородицы
фото: depositphotos
Бабушка на окончание школы передала мне маленькую икону Пресвятой Богородицы. Она рассказала, что этот старенький образ много раз спасал близких: например мою маму, когда она в детстве тяжело болела корью, или дедушку, когда его пытались посадить по ложным обвинениям в крупной краже (он был директором ресторана).
Я любила бабушку, обижать не хотела своим неверием или сомнениями в вере, но тем не менее не сдержалась:
– Бабуль, зачем мне икона? Я в школе была старостой, комсоргом, с 13 лет публикуюсь в газетах, беру интервью у передовиков производства, секретарей райкомов и обкомов. Благодаря одной моей статье трем старшеклассницам выплатили зарплату за работу летом на заводе, а до этого отказывали: мол, можно засчитать за школьную практику. А ты хочешь, чтобы я поставила икону и мои одноклассники и друзья смеялись надо мной?
Бабушка не спорила, на мою пламенную речь не обиделась, только тихо сказала:
– Придет время, ты сама все поймешь и увидишь, сама обратишься с молитвами к Божией Матери, Ее Сыну, святым.
Икону я взяла и положила в шкатулку со своими украшениями.
Будучи еще школьницей, я готовилась поступать в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультет журналистики. Правда, с первого раза не получилось стать студенткой. Вторая попытка оказалась успешной. Но именно в тот год поступление оказалось непростым: на дневное отделение проходной балл был 14 из 15 возможных, конкурс – 8 человек на место. Я набрала на один балл меньше необходимого. Но в приемной комиссии мне сказали не торопиться забирать документы или писать заявление о зачислении на вечернее или заочное отделение. Дело в том, что 13 баллов объявили полупроходным. Сотрудница комиссии посмотрела мои анкеты, трудовую книжку (я работала курьером в редакции и внештатным корреспондентом), публикации и решила, что у меня есть шанс стать первокурсницей на дневном отделении. Конечно, то, чем она поделилась, было секретом, но она пошла на нарушения, потому что мы с ней оказались тезками.
До зачисления оставалось несколько дней, нервных и тяжелых. Помню, как совершенно случайно потянулась к шкатулке и достала из нее икону. Своими словами стала молиться, просить Матерь Божию помочь мне стать студенткой и тем самым порадовать своих родителей. Я сама могу потерпеть, если надо, буду готовиться и поступать через год или два. Но я просила о чуде, потому что волновалась за пожилых родителей, а они боялись, что я так и останусь вечным абитуриентом. Мама плакала и говорила, что мои подруги уже на второй курс переходят, а я все вступительные экзамены сдаю, так и замуж не выйду. Родители мою очередную неудачу с вузом могли бы воспринять близко к сердцу, заболеть и слечь.
Матерь Божия услышала мои наивные молитвы: на праздничной церемонии я смеялась и плакала, обнимала маму, папу и младшего брата. По несколько раз подходила к вывешенному списку студентов-«дневников», чтобы вновь и вновь убедиться: моя фамилия там и никуда не исчезла.
К сожалению, нередко добро, Божия помощь быстро забываются. Вместо того чтобы пересмотреть свою жизнь, я бабушкину икону опять спрятала в шкатулку. Друзьям, одноклассникам, когда они спрашивали, как мне удалось поступить в такой престижный вуз, говорила: «Много занималась, печаталась в газетах и журналах, записывалась на радио и даже участвовала в молодежной передаче на Центральном ТВ. Видите, труд не бывает впустую». Ни слова не сказала о помощи Пресвятой Богородицы! Не из-за скромности, не из-за того, что мои приятели еще не были верующими и могли посмеяться над помощью Господа, Его Пречистой Матери и Его святых. А из-за того, что в какой-то момент поверила, что я сама сильная, все в моих руках.
Долго еще лежала икона в моей шкатулке.
Обратилась к ней через три года после чудесного поступления. К этому времени вышла замуж, родила дочку. Девочка появилась на свет здоровой, спокойной, ночами спала и никого не тревожила. Даже соседи шутили: «У тебя она хоть иногда плачет, когда-нибудь просыпается? А то так тихо у вас в квартире: нетипично для семьи с младенцем».
Когда малышке было два месяца, случились судороги, потом она перестала дышать. Хорошо, что рядом была мама, она вызвала «Скорую помощь». Я пыталась сделать искусственное дыхание, но все было бесполезно. Прижала младенца к себе и тут вспомнила о бабушкиной иконе. На образ полились слезы. Заикаясь, сбиваясь, я просила Богородицу спасти, пожалеть мою дочку. Вдруг мои спутанные слова оборвал пронзительный плач девочки. Она ожила, задышала!
Вдруг слова молитвы оборвал пронзительный плач дочки: она ожила, задышала!
Как раз в этот момент приехала бригада «Скорой помощи». Нам предложили госпитализацию, так как врач боялась повтора судорог, а также необходимо было проверить глазное дно. Ребенок какое-то время не дышал, и это могло плохо отразиться на головном мозге.
Я стояла растерянная: в одной руке икона, в другой – плачущий младенец.
Медики с пониманием отнеслись ко мне:
– Давайте мы поможем вещи собрать в больницу, а то вы никак из шока не выйдете. На вас лица нет, так перепугались.
В машине я спросила, как им удалось так быстро приехать: от момента судорог до появления медиков прошло не более двух-трех минут. (Описываемый случай произошел в 1990-е годы, когда «Скорую» ждали часами, а иногда и не дожидались вовсе.) Оказалось, что у бригады был ложный вызов рядом с нашим домом, поэтому, когда поступил сигнал диспетчера о судорогах, машине нужно было проехать… несколько метров. В тот момент я уже точно знала, что это не совпадение, не технические детали, а это Господь и Его Матерь не оставили моего ребенка в опасности.
Слава Богу, в больнице нас порадовали: тесты и анализы были в порядке, мы быстро выписались.
На прощание спросила врача, что было с дочкой и как избежать повтора. Женщина-доктор ответила не задумываясь:
– С маленькими детьми всякое может произойти. Знаете, почему вас сразу в больницу отвезли? Потому что с такими же симптомами в один день попало несколько грудничков. Не буду вдаваться в подробности, чтобы не запугивать молодую мамочку, но только скажу: вам повезло, у вас все хорошо. А чтобы не повторилось – крестите ребенка. Наша жизнь и здоровье – в руках Божиих.
Мы не затягивали – и крестили дочку в Елоховском соборе. С тех пор Казанская икона Пресвятой Богородицы больше не лежит в шкатулке, а стоит на полочке. Только подробнее расспросить бабушку об истории иконы, к сожалению, не получилось. Жалею, что не успела поблагодарить бабушку и сказать ей, что она оказалась права.
Иконография земной жизни Богородицы (Рождество Богородицы)
Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее Высшею без сравнения всех ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками и началась еще с младенчества. Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Нее праздники, в которых прославляется земная жизнь Богородицы.
В канонических Евангелиях мы Ее видим в самых важных событиях, связанных с земным путем Христа и историей нашего спасения: от Благовещения до Распятия и Воскресения. Это упоминание о Ее поступках, а чтобы понять подвиг Богородицы нужно посмотреть на Ее жизнь. О Её родителях, о Ней Самой в Священном Писании нет никакой информации, и это мы узнаем из Священного Предания. И в этом нет ничего удивительного, так как у евреев не забываются связи родства и память о многих далеких потомках. Об обстоятельствах Её рождения, введение в Иерусалимский храм известно из текста, апокрифического Протоевангелия Иакова (II в.). Историчность этого апокрифа (произведение, не вошедшее в число канонических книг ВЗ и НЗ) не безупречна, Церковь не принимает его в качестве вполне достоверного, но Предание, запечатленное в нем, пользовалось авторитетом и любовью церковного народа, и Церковь всегда видела в нем большой назидательный смысл. На основе Писания и Предания сформировались Богородичные праздники и их иконография. Эти события вошли в иконописную традицию.
В начале церковного года 8сентября/21сентября н.ст. празднуется память Рождества Пресвятой Богородицы. С этого события началась новая эпоха в истории человеческого рода. Это великий, двунадесятый, вселенский праздник установлен Церковью в глубокой древности. Проповеди на этот праздник можно находить в сочинениях святых Амвросия, Августина, Златоуста и других писателей IV века. В 4 веке равноапостольная Елена воздвигла храм в честь и память Рождества Матери Божией.
Богоматерь рождается в семье праведников, и в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений. По мысли старца Паисия Святогорца, Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась такая чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна. Пречистая Богородица Мария по линии отца происходила из царского рода, по матери – из рода архиерейского. Согласно церковному преданию, которое сообщает святитель Димитрий Ростовский, отец Пречистой Девы Марии св. прав. Иоаким вел свое происхождение от Давида, но не через Соломона, а через его брата Нафана, родившегося тоже от Вирсавии (2Цар.5:14; 1Пар.3:5; 14:4).
Мать Пресвятой Богородицы св. прав. Анна происходила из колена Левиина, рода Аарона. Она была дочерью священника Матфана. Женой его была Мария из рода Иудина. У них были три дочери: Мария, Совия и Анна. «Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет» (святитель Димитрий Ростовский).
Супруги Иоаким и Анна обладали и вещественным богатством, состоявшим преимущественно из крупного и мелкого скота, и богатством добродетелей. Они жили непорочно, во всем следуя заповедям Господним. На каждый праздник святая супружеская чета имела обыкновение выделять часть имения для раздачи бедным, и часть жертвовала на храм для церковных нужд. Проходил уже пятидесятый год их совместной супружеской жизни, Анна же продолжала оставаться неплодной. Оба супруга в душевной горести не переставали умолять Бога о даровании им чада. Бесчадие считалось среди иудеев наказанием за грехи, было позором, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели поношения от своих соотечественников. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства.
В один великий праздник Иоаким, по обыкновению, принес в Иерусалимский храм богатые дары. И каково было его огорчение, когда первосвященник не захотел принять их. Укоряя Иоакима за неплодие, он говорил ему: «Твоих даров не следует принимать, так как ты бесчаден. Из-за каких-то тайных грехов ты не имеешь Божьего благословения». Огорченный этими словами, Иоаким удалился в пустыню к пастухам своих стад. В пустыне праведник плакал о своем бесчадии и поношении, растворяя свою скорбь молитвою, постом и надеждою.
В то время, узнав об оскорблении, нанесенному ее мужу, Анна плакала неутешно и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад, где явился ей ангел Господень (Гавриил) и возвестил, что у них родится дочь Мария, Которая будет благословенна больше всех жен. Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав, что когда она дойдет до Золотых ворот в Иерусалиме, то встретит там своего мужа. Такое же видение было и Иоакиму.
Так праведные супруги пришли в Иерусалим и встретились у Золотых ворот. Обрадованные явлением им ангела и обнадеженные обещанием им младенца, они принесли благодарение Господу. Возвратившись в свой дом, с радостью ожидали исполнения Божественного обещания. По ангельскому благовестию святая Анна зачала Пречистую Дочь Марию Богородицу. Православная Церковь с древних времен празднует 9 декабря/22 декабря н.ст. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы.
В иконописи изображение Зачатия Богородицы представлено в нескольких вариантах:
Один вариант – это встреча (целование) Иоакима и Анны у «Золотых ворот» Иерусалима или «зачатие Анны». Эта икона находится в средней части нашего храма. Иоаким и Анна представлены в полный рост, устремленными навстречу друг другу, их руки сомкнуты в объятии, лики соприкасаются, словно в поцелуе. От объятия святых супругов веет невероятной чистотой. Икона носит сугубо интимный смысл сцены, но благодаря целомудрию образа, не кажется стыдным. Это уникальный случай, когда Церковь прославляет в красках супружескую любовь. Иконописцы создали удивительный и как бы совсем не религиозный образ супружеского единения и слияния – не только духовного, но и плотского,
в некоторых иконах за ними изображается на втором плане двуспальное ложе; а возвышающийся над ложем храм освящает эту супружескую радость своим благословением
Другой вариант, когда святая Анна держит на левой руке Богородицу в младенческом возрасте.
Рожденное дитя от престарелых, лишенных чадородия родителей было всеми признано за особый дар Божий. Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены. После молитвы и благовестия от ангела они сошлись как супруги «не по плотской похоти, – писал Паисий Святогорец, – но по послушанию Богу. Поскольку зачатие Пресвятой Богородицы было без наслаждения, Она была Всечистой. Конечно, Она не была освобождена от первородного греха, как прельщено, думают паписты, потому что Она была зачата естественным образом, то есть не бессеменно. Но Ее зачатие произошло совершенно бесстрастно, именно таким образом, как Бог хотел, чтобы рождались люди». И вот наступает время, когда, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, «природа уступает могуществу благодати». В радости и благоговении провели праведные родители 9 месяцев. Родившуюся дочь назвали «Мария или Мариам с еврейского языка значит госпожа и надежда – пишет святитель Епифаний об имени Пресвятой Богородицы, — ибо Она должна была родить Господа, Который есть чаяние языков».
Иконография праздника сложилась в X-XI веках в Византии. Существуют различные варианты композиции. Икона Рождества Божией Матери вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками бесконечно радостному событию. В левой стороне иконы изображена святая Анна, полулежащая на высоком ложе. Лик ее выражает радость. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами, тем самым возвеличивая ту, что была бесплодна, и наконец, родила Младенца. Праведная Анна сидит в позе, говорящей о безболезненности родов. Сидит на блистающем белизной ложе. Белый цвет – нерукотворный свет Царства Небесного — подчеркивает, что Зачатие и Рождество Пречистой исполнено силой благодати Духа Святого. В белые одежды облечена и Сама Богородица, сидящая на руках повивальной бабки.
В изображениях Рождества Богородицы с самого начала был важен бытописательский подход. Икона передает уклад жизни людей того времени: это рождение ребенка, процесс ухода за ним, а также традиция приносить матери дары. Действительно, рождение ребенка было радостным событием в доме каждого человека, поэтому подносили роженице разного рода подарки
Стоит обратить внимание, что на иконе Рождества Богородицы девы идут с такими дарами, как различные чаши и сосуды, и это не случайно. Эта деталь является символом Матери Божьей, которая в песнопениях и сочинениях отцов Церкви называлась «Сосудом Девства», «Вместилищем Невместимого Бога». Тем самым указывалось на грядущее воплощение Сына Божия. Характерно то, что изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием: чем древнее икона, тем меньше на ней изображается дев, чем ближе икона по времени к нам, тем пышнее становится процессия (количество девушек увеличивается от 3 в 11-13 веке до 5-6 в более позднее время).
Перед ложем святой Анны изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Омовение младенца Марии является символом чистоты и непорочности Девы Марии.
В XI веке Богородица изображается внутри купели, без пелен и одежды. Её обнаженные плечики виднеются в воде. Это пророчество будущего крещения, которое примет Христос и все его последователи. В сцене омовения обычно представлено только одна или две служанки – юные девы. Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери. Очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали Ей в няньки только избранных девушек.
Образ самой Приснодевы не занимает центрального места в композиции, все вокруг него, но он как бы и не причем, и этой деталью как раз подчеркивается какое-то чрезвычайное смирение Девы Марии, которая есть уже и присутствует во тут в только что новорожденной Девочке. Вот как пишет об этом инок Григорий (Круг): «На иконе праздника «Рождество Матери Божьей» Она (Богородица) изображается обычно не посредине, не занимает какого-либо центрального места, но изображается или спеленатой на руках повивальной бабки, или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божьей на иконе этого праздника по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божьей Матери выразилось то, что было в Ней неизменно – полнота смирения».
В дальнейшем, на иконах часто изображается сцена у колыбели с Новорожденной. Мария изображена лежащей в люльке, её качают и над ней веют опахалом девы. Колыбель с младенцем Марией, часто изображенной в белоснежных пеленах, напоминает каменные ясли Христа в сцене Рождества Христова и воспринимается как прообраз этого грядущего события. Подтверждением этому служат тексты служб, посвященных празднику Рождества Богородицы. «Радуйся, Иоаким, Сын будет рожден Дочерью!» — пишет Иоанн Дамаскин.
Фигура Анны, идущая к ней процессия жен с дарами, и купание младенца Марии создают смысловой треугольник, они неизменны, их изображения обязательно присутствуют на иконе не зависимо от времени ее написания. Позднее, в 13 веке появляется традиция изображать фигуру праведного Иоакима. Согласно этическим нормам того времени, Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, заглядывающим через окошко,
или же в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат). Его фигура благоговейно устремлена к Марии. Эта деталь напоминает нам о важности рождения Дочери, ведь Она была долгожданным, вымоленным Ребенком. В 18 веке строгие ограничения в семейном быту уходят в прошлое, Иоакима начинают изображать стоящим или сидящим недалеко от ложа Анны.
Характерной деталью иконы Рождества Богородицы является изображение красной ткани, перекинутою от одной башенки к другой. Эта деталь имеет, как минимум, два значения. Во-первых, соединение ветхозаветного и новозаветного времен — своего рода мост между ними, которым явилось рождение Девы Марии. Во-вторых, показывает, что действие происходит внутри помещения, поскольку интерьер для православной иконографии не характерен.
Иконы более позднего времени (после 15 века) содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную. Изображение фонтана, из которого пьют птицы, с изогнутыми длинными шеями и тонкими ногами напоминающие цапель, вероятно связано с сюжетом «Благовестия Анне», молившейся о рождении ребенка в саду у источника, окруженного птицами, как об этом говорится в апокрифе. Не случайно фонтан как символ плодородия изображается рядом с Анной, ведь она была той самой жаждущей пустыней, и дала плод, цветок – Богоматерь. Кроме того, вода символизирует источник жизни, а Богородица как раз и стала впоследствии этим источником.
На иконе Рождества Богородицы изображается сцена «Ласкание Марии». Дитя Мария находится на руках у своих родителей. Этот образ показывает нам, что семейные ценности заключены не просто в хороших человеческих взаимоотношениях, а напротив, глубокие человеческие взаимоотношения возникают исключительно из взаимоотношений с Богом и через Бога. Супружество Иоакима и Анны – это пример постоянной друг к другу устремленности, которая, вопреки враждебности мира, остается такой до конца жизни. Образ такой устремленности друг к другу – это образ Божественной любви.
Всё полно общей радости, возвещающей радостную весть: родилась Та, из Которой воссияло Солнце правды – Иисус Христос.
Существует икона называемая «Древо Иессеево». Эта икона — родословная Пресвятой Богородицы. Иессей – отец царя Давида, из рода которого произошел Иоаким. «Жезл из корене Иессеева» — называет Церковь Пресвятую Богородицу, а Христа – цветом от этого жезла. Здесь мы видим начальника этой родословной Иессея, лежащего на земле, из которого произрастает дерево — жизнь всего последующего рода. В храмовых росписях часто в бутонах этого дерева изображаются святые пророки и праотцы — предки Богородицы. На иконе эта иконография исполнена в сокращенном варианте, где Отроковица Мария изображена только со Своими родителями — Иоакимом и Анной.