икона богородицы скорбящая крымская
Икона «Скорбящая»
Всекрымская святыня — икона Божией Матери «Скорбящая»
……………………………………………………………………………………………………….
История явления этого чудотворного образа началась в 1998 году, когда прихожанка Иоанно-Предтеченской церкви села Первомайское Кировского района Феодосия Денисенко пожертвовала в храм икону Божией Матери — тусклое, тёмное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма поставил подаренную икону в алтарь. Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время Божественной Литургии, через открытые Царские Врата бывшая хозяйка иконы увидела её и не узнала — таким ярким было изображение. Еле дождавшись конца службы, она поспешила к батюшке с вопросами — где и когда так хорошо отреставрировали тёмную икону. Священник был удивлён не менее прихожанки, поскольку он и не прикасался к образу.
Специальная комиссия, куда вошли священнослужители и миряне — художники, учёные, краеведы, установила, что икона не реставрировалась. В некоторых местах красочный слой стёрт до основания, кое-где доска тронута шашелем, но краски сияют, они сочны и ярки. Богоматерь одна, без Богомладенца. Она молитвенно сложила руки, огромные глаза Её печальны, на лице нежнейший румянец. Живопись безыскусна, но изображение умилительно, трогательно и проникновенно. Икона небольшая — 20х16 см, на дереве, провинциальной живописи (предположительно киевской школы) начала ХХ века. Аналоги этой иконы неизвестны, чётко проступившая надпись гласит: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая».
Комиссия единодушно пришла к выводу: икона обновилась.
В Свято-Троицком кафедральном соборе (ныне Свято-Троицкий женский монастырь) был отслужен благодарственный молебен с акафистом, а вскоре Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил церковное почитание этой иконы, празднование ей установлено 6 ноября, в день почитания иконы «Всех скорбящих Радосте».
В 1999 году чудесно обновившаяся икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней. Во время крестного хода были случаи, когда икона мироточила, источая чудное благоухание. И ныне Господь являет Свои чудотворения по молитвам ко святому образу Богоматери «Скорбящая».
Слово Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря к празднованию иконы Божией Матери, именуемой «Скорбящая» (Крымская)
Празднование этому дивному чудотворному образу Пречистой Матери Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа имеет для нашей Богохранимой Крымской земли совершенно особое значение.
Здесь свершилось чудесное обновление этой иконы в 1998 году, засвидетельствованное специальной комиссией, в составе которой были и священнослужители, и миряне — учёные, художники, краеведы.
На нашей святой земле, во время всекрымского крестного хода, от этого образа явлены были чудеса мироточения и благоухания. Многие верующие обрели и получают доныне благодатную помощь и утешение, молитвенно припадая к «Скорбящей» — этим Живоносным вратам в мир духовный!
Имеет глубокое промыслительное значение, что сам факт обновления чудотворной иконы Царицы Небесной был установлен в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Отрадно, что в Богоспасаемом Крыму почитание Преблагословенной Богородицы Марии опирается на очень давнюю спасительную традицию, идущую из самых глубин веков и пролегающую в наши дни.
Как не вспомнить, что совсем недавно тысячи верующих православных христиан молитвенно припадали к чудотворной Гефсиманской Плащанице Матери Божией, несколько дней пребывавшей во граде Симферополе, в воссоздаваемом Свято-Александро-Невском соборе.
4 ноября мы будем совершать празднование ещё одному дивному и великому образу Пресвятой Богородицы — Казанской иконе Её, с которой неразрывными узами связано избавление Святой Руси от страшного Смутного времени, при этом 400-летие этого знакового исторического события отмечается как раз в текущем году. Поистине, в явлении чудотворных икон Царицы Небесной Всемилостивый Господь обращает сердца наши ко всецелому почитанию Той, Которой мы обязаны самой возможностью нашего примирения с Богом.
По слову святителя и исповедника Луки Крымского, Пресвятая Дева Мария «всецело поверила, Она всецело предалась на волю Божию, и это чувство постоянной зависимости от воли Божией, всегда благой, всегда спасительной, никогда не оставляло Её в течение всей жизни Её.
Вот этой преданности воле Божией надо и нам подражать без малейшего недовольства, без ропота, в который так часто вовлекаемся тем, что не все идёт в жизни нашей, как нам хотелось бы, ибо выше всего ставим мы волю нашу».
Припадая ко святым образам Пресвятой Богородицы, дорогие братия и сестры, будем помнить и руководствоваться этим благим наставлением нашего великого земляка и светильника Церкви Христовой, дабы неуклонно идти по пути евангельскому, по пути правды Божественной, становясь сосудами Божией благодати!
† Лазарь,
Митрополит Симферопольский и Крымский
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь возглавил торжества в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» (Крымская)
5–6 ноября 2012 года в Симферополе в Свято-Троицком женском монастыре, где уже более 14 лет пребывает всекрымская святыня — чудесным образом обретённая икона Божией Матери «Скорбящая» (Крымская), прошли духовные торжества, которые возглавил Правящий Архиерей Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
5 ноября в Симферопольском Свято-Троицком монастыре совершено праздничное Всенощное бдение. А на следующий день — архиерейская Божественная литургия, которую в сослужении крымского духовенства совершил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
После Литургии духовенство и верующие Крестным ходом трижды обнесли чудотворный образ вокруг обители.
По окончании Крестного хода Владыка Лазарь обратился к собравшимся с проповедью о почитании Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери «СКОРБЯЩАЯ» (Крымская)
Икона Божией Матери «Скорбящая» (Крымская)
Празднование иконы – 6 ноября
История явления этого чудотворного образа началась в 1998 году, когда прихожанка Иоанно-Предтеченской церкви села Первомайское Кировского района Феодосия Денисенко пожертвовала в храм икону Божией Матери – тусклое, темное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма поставил подаренную икону в алтарь. Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время Божественной Литургии, через открытые Царские Врата бывшая хозяйка иконы увидела ее и не узнала – таким ярким было изображение. Еле дождавшись конца службы, она поспешила к батюшке с вопросами – где и когда так хорошо отреставрировали темную икону. Священник был удивлен не менее прихожанки, поскольку он и не прикасался к образу.
Специальная комиссия, куда вошли священнослужители и миряне – художники, ученые, краеведы, установила, что икона не реставрировалась. В некоторых местах красочный слой стерт до основания, кое-где доска тронута шашелем, но краски сияют, они сочны и ярки. Богоматерь одна, без Богомладенца. Она молитвенно сложила руки, огромные глаза Ее печальны, на лице нежнейший румянец. Живопись безыскусна, но изображение умилительно, трогательно и проникновенно. Икона небольшая – 20×16 см, на дереве, провинциальной живописи (предположительно киевской школы) начала ХХ века. Аналоги этой иконы неизвестны, четко проступившая надпись гласит: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая».
Комиссия единодушно пришла к выводу: икона обновилась.
В Свято-Троицком кафедральном соборе (ныне Свято-Троицкий женский монастырь) был отслужен благодарственный молебен с акафистом, а вскоре Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил церковное почитание этой иконы, празднование ей установлено 6 ноября, в день почитания иконы «Всех скорбящих Радосте».
В 1999 году чудесно обновившаяся икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней. Во время крестного хода были случаи, когда икона мироточила, источая чудное благоухание. И ныне Господь являет Свои чудотворения по молитвам ко святому образу Богоматери «Скорбящая».
Скорби свои принесем Богородице
(посвящается празднику иконы Богородицы (Скорбящая)
в Свято-Троицком женском монастыре)
Есть у нас надежное пристанище – Пресвятая Матерь Божия. Ее чудотворные иконы защищали и спасали и отдельных людей, и целые народы. В житейских неурядицах, в горе и болезни молятся люди у святых образов, прося помощи и защиты. Наши предки не стали бы говорить: «Я пойду к иконе Богородицы», они говорили: «Я пойду к Богородице». Они понимали, что, предстоя перед иконой Богоматери, действительно предстоят перед Пречистой, и происходит реальная встреча. Святые отцы, установившие догмат иконопочитания, писали что, «обращаясь к образу, ты вступаешь в общение с Первообразом».
Сколько чудотворных икон даровала нам Пресвятая Богородица! В сонме этих великих святынь есть и наша, крымская святыня, так чудесно просиявшая 14 лет назад в скромном селе. Иногда за тысячи километров едут люди помолиться у чудотворных икон – не каждому городу дана такая благодать. А мы, крымчане, зачастую и не сознаем, что дивный образ – рядом с нами, в нескольких десятках километров, через несколько кварталов или буквально в двух шагах. Стоит только переступить порог Свято-Троицкого женского монастыря – и встретит нас Пресвятая Богородица прекрасной своей иконой «Скорбящей».
Тих и благодатен этот образ. На синем одеянии Богородицы – мафории – контур церковных куполов. Молитвенно сложены руки Богоматери. Кажется, что Ее огромные глаза полны непролившихся слез. Она, так страдавшая Сама, сострадает нашим страданиям и печалям, скорбит с нами о наших грехах. Обращайтесь к Ней – и Она обязательно подаст нам Свою Небесную помощь.
Людмила Ясельская,
руководитель отдела культуры Симферопольской и Крымской епархии
Икона богородицы скорбящая крымская
Обретение этого чудотворного образа произошло в Крыму, в 1998 году. Феодосия Денисенко, прихожанка церкви святого Иоанна Предтечи в селе Первомайское Кировского района, передала в дар храму небольшую икону с едва различимым изображением. Настоятель поставил образ в алтарь. Две недели спустя, после службы в праздник Успения Пресвятой Богородицы дарительница спросила настоятеля, кто так хорошо отреставрировал икону. Тот ответил, что кроме него к образу никто не прикасался. Собранная позже авторитетная комиссия из священнослужителей и иконописцев подтвердила, что икона чудесным образом обновилась.
На доске размером 20 на 16 сантиметров проступило изображение Богородицы, написанное в поясном варианте. Пречистая изображена одна, без Богомладенца. Он сложила руки в молитве, глаза её полны скорби, на щеках — румянец. Изображение в стиле киевской школы иконописи начала ХХ века выполнено просто, но очень трогательно. На обновившейся иконе стала читаемой надпись: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая».
Икона была перенесена в собор Святой Троицы в Симферополе (теперь это Свято-Троицкий женский монастырь), где перед ним отслужили благодарственный молебен с акафистом Божией Матери. А в следующем, 1999 году Синод Украинской Православной Церкви установил почитание иконы Скорбящая в день памяти богородичного образа «Всех скорбящих Радосте».
Вскоре с новообретенной иконой прошел многодевный крестный ход, побывавший во многих городах и сёлах республики. В пути образ Царицы Небесной Мироточил; крестоходцы и те, кто встречал икону, чувствовали исходящее от нее дивное благоухание. По возвращении новообретенной святыни в столицу республики чудеса, подаваемые Пресвятой Богородицей от иконы Её Скорбящая, продолжились. Совершаются они и в наши дни.
Скорбящую называют «всекрымской святыней», однако списки и копии этого образа можно увидеть в православных храмах за сотни и тысячи километров от Симферополя. Перед иконой Божией Матери Скорбящая молятся о помощи в сложных жизненных обстоятельствах, преодолении жизненных невзгод, выздоровлении от болезней и избавлении от уныния.
7 православных чудес Крыма
1. Чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая» (Крымская)
Где находится:
Симферополь, Свято-Троицкий женский монастырь, ул. Одесская, 12.
Как добраться:
любой маршруткой или троллейбусом, которые идут через центр.
2. Иконы Христа Спасителя и святого Николая Чудотворца отобразились на стекле
Где находится:
Симферополь, церковь Всех Святых, пер. Учебный, 5, Старое городское кладбище, возле радиорынка.
Как добраться:
любой маршруткой или троллейбусом до Центрального рынка, подняться по лестнице к храму.
Подобное чудо повторилось в Крыму в 2004 году. В Свято-Петро-Павловском соборе на стекле киота отобразилась икона святого Николая Чудотворца.
Где находится:
Симферополь, Свято-Петро-Павловский кафедральный собор, ул. Октябрьская, 16.
Как добраться:
любой маршруткой или троллейбусом, которые идут через центр.
3. Чудотворная икона святых бессребреников Космы и Дамиана
Этот образ хранится в Космо-Дамиановском монастыре и содержит частицы мощей святых целителей. Частицы попали в Крым необыкновенным образом. Сын известного арабского священника Спиридона Саруфа Георгий привез их в Россию, когда поступил в Медико-хирургическую академию. О нем стала заботиться семья президента академии, доктора П. А. Дубовицкого. Жена Дубовицкого просила оставить ей частицу святых мощей. Через несколько лет она передала святыню настоятелю Инкерманского монастыря отцу Ефрему, а он доставил их епископу Таврическому Алексию. В 1862 году святые мощи торжественно поместили в храмовую икону святых Космы и Дамиана. Она находилась на особом месте в храме. При ликвидации Космо-Дамиановского монастыря в советское время образ был утерян и, казалось, погиб. Однако выяснилось, что икона долгие годы хранилась у одной женщины, которая передала ее священнику Свято-Троицкого собора отцу Алексию Сахненко. И 14 июля 1996 года, в престольный праздник, образ вновь оказался в монастыре.
Где находится:
Космо-Дамиановский монастырь, Крымский природный заповедник под Алуштой.
Как добраться: 10 км на запад от Алушты (в горах), можно поехать в паломничество от епархии.
4. Мироточивая икона Саввы Сербского
Это чудо произошло в возрождаемом монастыре святого Саввы Освященного на горе Челтер-Мармара. Капли святого мира на иконе святого Саввы Сербского братия монастыря впервые заметила летом 2009 года, накануне архипастырского визита в Крым Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В апреле прошлого года чудесное явление повторилось. После Божественной литургии монахи обратили внимание на благоухание, заполнившее алтарь. А на иконе святого Саввы Сербского обнаружили маленькие капельки мира, источающие приятный запах.
Где находится:
монастырь святого Саввы Освященного, скала Челтер-Мармара, под Севастополем.
Как добраться:
5. Купели Топловского Свято-Троице-Параскевиевского женского монастыря
Где находится:
с. Учебное (Верхняя Тополевка) Белогорского района.
Как добраться:
6. Чудеса святителя Луки
Где находится:
мощи святителя Луки покоятся в Свято-Троицком женском монастыре Симферополя, ул. Одесская, 12.
Как добраться:
любой маршруткой или троллейбусом, которые идут через центр.
7. Помощь святителя Гурия
Где находится:
мощи святителя Гурия покоятся в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе Симферополя, ул. Октябрьская, 16.
Как добраться:
любой маршруткой или троллейбусом, которые идут через центр.
Икона Богородицы Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская)
Празднование
История
Бахчисарайская икона Божией Матери, согласно преданию, явилась в Крыму близ г. Бахчисарая. Кроме упомянутого имени, икона носила еще и другие названия, в частности: Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. Прежде эта икона находилась в Успенском скиту, который был расположен в горном ущелье, на окраине города Бахчисарая.
Относительно самого явления чудотворной иконы Божией Матери исторических свидетельств не сохранилось, но существовали два предания.
Одно предание говорит, что в горном ущелье, близ Бахчисарая, появился однажды большой змей и стал убивать не только животных, но и людей. Местные жители не могли его истребить. Чувствуя свое бессилие, они обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этой напасти. Ночью, увидев, что на скале горит свеча, они тотчас же высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там им был явлен образ Божией Матери. Недалеко от него лежал и поверженный змей, который был немедленно сожжен. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения святому образу Богородицы.
В другом предании говорится о том, что в давнее время возле этих мест пас стада пастух некоего местного князя Михаила. Однажды, загнав свои стада в Успенский овраг, он увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась саженях в десяти от земли, перед ней горела свеча. О явлении святого образа узнал князь и приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах. Хотя Михаил и с благоговением принял святую икону, но на следующий же день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте – на скале. Вторично образ был внесен в дом, и опять повторилось то же. Тогда решено было устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы Богоматери. С этой целью была высечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. Ввиду того, что явление образа произошло 15 августа, то и храм был освящен в честь Успения Богородицы.
В 1778 году, при последнем митрополите Готфском и Кефайском Игнатии, чудотворная икона Богоматери покинула Крым и была принесена в город Мариуполь, где помещалась в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы. Здесь Бахчисарайская икона Божией Матери прославилась многими чудотворениями – в 1848 году во время эпидемии холеры, а в 1855 – во время военных действий в Крымскую кампанию. В 1887 году святой образ был перенесен в каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где помещался в специальном киоте.
Однако Божия Матерь, освятившая Успенскую скалу явлением Своего образа, не переставала покровительствовать этому месту. Через Свое невидимое присутствие Она стала являть знамения Своего милосердия над страждущими и таким образом поддерживать в народе благоговейное усердие в молитвах к Панагии в Успенской скале.
В 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского Инокентия совершено было восстановление Бахчисарайской обители. Она стала носить название Бахчисарайского Успенского скита, или Панагии. В пещерной церкви и ущельях было построено до 16 келий для пустынного жития братии. Открытие скита произошло 15-го августа. В этот день к храмовому празднику Успения стекалось ежегодно множество богомольцев для поклонения списку с явленного здесь образа Богоматери.
Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и византийском происхождении. Время ее написания, согласно различным мнениям, варьируется от XI до XIV вв. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке.
Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями предположительно в 1861 г. на средства от продажи приношений к иконе.
В кон. XIX – нач. XX в. Бахчисарайская икона была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна.
Молитвы
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Мариупольской»
О, Пресвята́я Госпоже́, Цари́це небесе́ и земли́, Преблагослове́нная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего! С ве́рою и любо́вию моли́твенно прибега́ем мы́ недосто́йнии к Тебе́, Пречи́стая Засту́пнице на́ша. Ты́ еси́ Покрови́тельнице гра́да на́шего Мариу́поля и всея́ Приазо́вския земли́ благослове́ние. Тво́й бо о́браз святы́й, чуде́сно явле́нный не́когда в ка́менных гора́х Кры́мских, изба́ви лю́ди гре́ческия от стра́шных бе́дствий зми́я вели́каго, пожиравшаго скоты́ и вся́ о́крест живу́щия – изба́ви и на́с от вредоно́сных ко́зней диа́вольских, от вра́г ви́димых и неви́димых, от напа́стей, скорбе́й и боле́зней и вся́каго зла́. Ты́ еси́ Путеводи́тельнице блага́я, пу́ть спасе́ния ве́рным указу́ющая. Тво́й бо о́браз святы́й принесе́ся от го́р Кры́мских во основа́ние гра́да на́шего Мариу́поля святи́телем Игна́тием, и я́ко свети́льник пресве́тлый просвети́ ве́рою правосла́вною вся́ живу́щия в не́м. Ты́ еси́ вои́стину Богоро́дице всепе́тая, я́ко вся́ Тебе́ возмо́жна су́ть и ели́ка а́ще восхо́щеши, вла́сть и́маши вся́ соверши́ти. Никто́же бо притека́яй к Тебе́, пред о́бразом си́м моля́щеся посра́млен отхо́дит, но про́сит благода́ти и прие́млет ми́лость по благо́му изволе́нию во спасе́ние ду́ш и теле́с.
О, Всеми́лостивая, Ма́ти, Мариу́польское Похвало́ и на́ше Заступле́ние! Тебе́ еди́ной от Всевы́шняго даде́ся вла́сть во все́м заступа́ти и спаса́ти на́с: Ты́ еси́ ве́рное и ско́рое врачевство́ грехо́вных страсте́й на́ших. От Тебя́ Госпо́дь вся́ко сло́во проше́ния прие́млет, тебе́ вси́ а́нгели и арха́нгели и вся́ нача́ла смире́нно слу́жат, и я́ко Цари́цу Небе́сную вси́ восхваля́ют. Ты́ отве́рзла еси́ ве́рным две́ри Ца́рствия Небе́снаго,– отве́рзи и на́м, чрез на́ше и́скреннее покая́ние две́ри спасе́ния ду́ш на́ших. Яви́ на́м бога́тую по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле бла́зе: от вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, озари́ на́ш у́м све́том и́стиннаго богопозна́ния, согре́й се́рдце на́ша любо́вию Христо́вою и пода́ждь на́м, Всеблага́я, вся́ поле́зная ко спасе́нию. Не преста́й моли́тися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих Тя́, и покланя́ющихся со умиле́нием Пречи́стому о́бразу Твоему́. Да Твои́м предста́тельством соблюда́еми и покро́вом Твои́м осеня́еми, просла́вим Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, со Безнача́льным Отце́м и Пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Каноны и Акафисты
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Мариупольская»
Кондак 1
Избранной от всех родов Богоматери Царице Покровительнице и Заступнице града нашего сласом умиления воспоим хвалы мы недостойнии о Пречудном Ея святом Образе принесенным святителем Игнатием в землю Приазовья на укрепление веры христиан православных в защищение и спасение всех нас от врагов видимых и невидимых с верою и любовию взывающих:
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Икос 1
В лета древния Промыслом Божиим установленныя на спасение и просвещение верою Христовою людей Приазовья, принесена была икона Твоя, Богомати, во святый град Мариуполь. Людие, живущие в нем, с радостью прияли Ю, воспевая тако:
Радуйся, Царице Пресвятая Богородице, Заступнице наша усердная.
Радуйся, Одигитрие Пречистая, путь спасения нам указующая.
Радуйся, Благодатная, от Господа благодать нам испрошающая.
Радуйся, Чистото Небесная, чистотою Духа Божия преисполненая.
Радуйся, Милосердная, милостивно нас от бед сохраняющая.
Радуйся, Пресветлая Звездо, к Солнцу Правды путь всем указующая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 2
Дивныя чудеса совершишася, Пресвятая Дево, егда Образ Твой Святый несенный бысть в землю Приазовскую. Грады и веси освящая, и людие в них живущия исцеляя, с верою приходящии к святыне Твоей в радости зовущих Богу: Аллилуйя.
Икос 2
Разум человеческий вместити не возможет иконы Твоея великую святыню, Пренепорочная Владычице Вси бо приходящии к ней со страхом Божиим и верою приемлют исцеления и вопиют Ти сице во умилении:
Радуйся, Мати Царева, щедроты Твоя на нас изливающая.
Радуйся, во всяких нам нуждах и обстояниях помогающая.
Радуйся, силою врачеваний икону Твою украшающая.
Радуйся, Чистая Дево, мысли нечистыя нам очищающая.
Радуйся, Радосте наша, радость небесную нам испрошающая.
Радуйся, Богомати святейшая, к святыне великой нас презывающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 3
Град Мариуполь зело возрадовался, егда икона Твоя, Богомати Пречистая, изволи в нем быти. Вси людие живущия в нем вскоре храм превеликий построиша, и образ Твой Святый, внесоша, непрестанно молятся И поя песнь: Аллилуйя.
Икос 3
Стена еси Ты и защищение всем в скорбех и в печалех к Святому Образу Твоему прибегающим, Пренепорочная Владычице. От него бо источается благодать всем верою Тебе поющим и взывающим:
Радуйся, добрая Мати Господня, земное житие наше добре устрояющее.
Радуйся, праведный гнев Божий от нас отводящая.
Радуйся, град Мариуполь от бед избавляющая.
Радуйся, в мире живущим во всякой нужде помогающая.
Радуйся, всем православным Отрадо и сладосте.
Радуйся, милосердная, чрез икону сию милость нам являющая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 4
В бурях страстного жития живущим являла еси небесное вспоможение Пресвятая Дево. Ты бо, милостивая Мати, воздвигше руце Свои к Сыну Твоему и Богу нашему умоляла еси Его о спасении всех живущих в земли Приазовья. Умоляй убо Владычице и о нашем жительстве: Аллилуйя.
Икос 4
Во дни крамол страны нашея и злых наветов вражиих, егда вера Христова умалящеся и мир убогих душ сокрушашася, Пречистая Дево, Ты едина надеждо, путь во тьме указующая, была еси падшему человечеству. Вси людие милости Твоея жаждущие, со умилением сердечным благоговейными гласами вопиют Тебе:
Радуйся, всех христиан всемощная Заступнице.
Радуйся, нечистых советов разрушительнице.
Радуйся, православную веру в стране нашей укрепляющая.
Радуйся, тьму нечестия от нас отгоняющая.
Радуйся, путь спасения верным указующая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 5
Просвещение разуму нашему свыше исходатайствуй, Пречистая Дево, моля Сына Твоего и Бога нашего у Престола Господа, да вси познаем единую Волю Творца нашего, и сердца наши направим угодная и совершенная творити в жизни сей, непрестанно поя: Аллилуйя.
Икос 5
Богопротивное учение лжеучителей отвергше, не чтущих Матери Господней и Ея чуднаго Образа, притецем мы вернии к Ея Святыне, да исполнит сердца наши со дерзновением противостати во тьме неведения живущим, просвещая светом Божественного Разума, и с верою припадающе к Ней воспевати тако:
Радуйся, в вере Божественной нас укрепляющая.
Радуйся, надежду спасения верным утверждающая.
Радуйся, любовию Божиею нас согревающая.
Радуйся, сомнения наша, яко прах развевающая.
Радуйся, во уныние падших нас ободряющая.
Радуйся, неверных учения грозно карающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 6
Проповедники милосердия Божия явися Образ Святый, Пресвятая Дево, не токмо града Мариуполя, но и всея земли Приазовския. Людие приходящии в храм Твой, с велицею радостию молящиися Тебе, Владычице, пред сим Образом в рост человеческий возжигаша свещи, исполняя обеты своя, прося милости и заступления, непрестанно поя: Аллилуйя.
Икос 6
Возсияла еси благодатию Божественною икона Твоя Богомати Пречистая, в храме имени Твоего созданном православными жителями града Мариуполя. Дивно прославися Образ сей, подая неисчетныя милости всем скорбящим и страждущим. Посети убо и наши души, обремененные грехами многими, Владычице Преблагая, буди всем нам Покров и заступление взывающих Ти:
Радуйся, предстательнице наша, пред Господом молитвы возсылающая.
Радуйся, Заступница, о нас грешных Свои руце пред Богом простирающая.
Радуйся, всех страждущих Святым Омофором Твоим покрывающая.
Радуйся, в пучинах морских всех плавающих сохраняющая.
Радуйся, всем верующим Тебе, великия милости изливающая.
Радуйся, в терпении страждущих невидимо укрепляющая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 7
Хотя спасти живущия людие в земли Приазовья, Богородице Марие. Ты избрала еси град Мариуполь местопребыванием иконы Твоея Святыя, да все прибегающии к Тебе восприимут помощь и заступление от бед и пламени огня вечнаго, воспевая: Аллилуйя.
Икос 7
Скорбные годы напастей и страшных гонений на веру Христову претерпе град Мариуполь и вся наша страна православная от власти безбожныя. Древни Святыни предана поруганию, храмы разрушены, попрано бысть Величие Божие. Помози нам, Дево Пречистая, яко некогда греческим людям в Крыму от ига татарского. Избави безбожия, яко некогда змия великаго, пожиравшего люди и скоты там живущих, да возжем пред Святою иконою лампаду неугасимую и скорбными гласы возопиим:
Радуйся, всем плачущим надеждо и скорбящим утешение.
Радуйся, яко и Сама величайшие скорби о Сыне Твоем терпевшая.
Радуйся, яко Тобою и мы укрепляемся в вере.
Радуйся, яко Ты усердная о всех нас Молитвеннице пред Господом.
Радуйся, яко Ты Царица неба и земли нарицаешися.
Радуйся, яко и высокоумие человеческое Тобою смиряется.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 8
Бедствующих всех Ты Помоще и обидимых Заступнице благая, Мати Божия Пречистыя. Многоскорбных нас Ты не оставляющая, но после скорбных бед нам радости дающая. Молим Тя, Владычице, сохрани нас от падений греховных, от соблазнов и неправды, да не погибнем люте, без покаяния, и да сподобимся со всеми чистыми сердцами воспевати Богу: Аллилуйя.
Икос 8
Чудны и непостижими явишася дела Господни во граде Мариуполе. Разрушенныя и забытыя Святыни вновь обретают Славу Божественную. Мати Божия, Пречистая икона Твоя «Мариупольское Похвало» вновь поднимает Дух ревности Славы Божией в людех православных. Новые строются храмы, возстают древние поруганные Святыни, и во всем величии прославляется в них Пречистая Храмостроительнице наша Богородице умиленными гласы сицевыми:
Радуйся, Помощнице наша светлейшая в строительстве храмов.
Радуйся, Наставнице наша Благая в духовных для пользы беседах.
Радуйся, воздыхания наша не отторгающая.
Радуйся, в Боголюбии нам возрасти помогающая.
Радуйся, горних всех сил величание.
Радуйся, для всех притекающих к Тебе являеши спасение.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 9
Всякое естество ангельское и человеческое удивися Премудрости Божией, како Всеблагая наша Владычице матерним Своим попечением окормляет всех живущих в земле Приазовья. Предивными чудесами согревая наши души и всесильным ходатайством у Престола умоляет о нас грешных Господа, Ему же благодарно поем: Аллилуйя.
Икос 9
Ветии человеческия недоумеют познати тайну Святыни благодати Божественной от иконы Твоя истекающую, ниже изъяснити силы Ея чудодейственной ко спасению человеков. Оных бо посещением наказания, иныя бо благостию вразумляя и наставляя, яко чистота души и молитвы сердечныя, угоднее Богове, паче хвалы единых точию уст наших. Тем же вси взирая с верою на икону Твою глаголем:
Радуйся, предстательница Ты наша непостыдная к Богу.
Радуйся, изнемогающим нам, заступнице наша Благая.
Радуйся, Образом Твоим град Мариуполь и всю землю Приазовскую обрадовавшая.
Радуйся, яко, Славу Божию неумаляти нас научающая.
Радуйся, яко отступников веры ко спасению призывающая.
Радуйся, яко правосудие Божие всем нам напоминающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 10
Спасти хотя люди православныя от беззаконий и неверия, Дево Пречистая, дивную благодать исцелений явила еси от Пречистыя иконы Твоея не токмо людем земли Приазовья, но и всем к Тебе прибегающим. Твой бо Образ Святый притекающим источает утешение в скорбех, заступничество в несчастиях и помощь в разных болезнях наших Ему же покланяемся, зовуще: Аллилуйя
Икос 10
Стена еси Ты, Пресвятая Дево, и надежда наша всем православным христианам. С верою молящимся Тебе, у Святаго Образа приемлют помощь и благодать, исцеление болезней, избавление от злых духов, исправление греховной жизни и душ спасение. Тебе бо единой дадеся благодать свыше, и Тебе хвалебно вопием:
Радуйся, свеще неугасимая, на скале Крымской у иконы Твоея Господом возженная.
Радуйся, Одигитрие, путь греческим людем в землю приазовскую благословившая.
Радуйся, в бочке сокрываемая от нападений вражиих несенная.
Радуйся, в крестных ходах люди от холеры избавляющая.
Радуйся, отрока скорченнаго от тяжкого недуга исцелившая.
Радуйся, воина страдавшего от злого духа свободившая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 11
Пение наше смиренное, Всехвальная Царице Небесная, не довлеет от нас ко похвале иконы Твоея. С верою и любовию возносимыя молитвы наши, Ты милостивно приемлеши. Сохраняй нас и всех Тебе прибегающих от неверия, ересей и раскола, наипаче избави лукавых деяний и злых развращений. Сподоби нас, Владычице, со всеми святыми благоприятно прославляти Создателя нашего Бога и пети Ему: Аллилуйя.
Икос 11
Светоприемлемая свеща пред иконою Твоею на скале Крымской горящая, образ величайшей Святыни явлена бысть христианам православным, и всем к Тебе прибегающим, Чудесным явлением Образа Твоего являла еси помощь и покровительство гонимых христиан, дая убежище и спасение. Мы же любовию, воспоминая сии заступления, со смирением ведомии к Тебе, к преславному Образу со умилением вопием:
Радуйся, иконою Твоею чтущии Тя, от всякого зла сохраняющая.
Радуйся, в скорбех прибегающим к Тебе не оставляющая.
Радуйся, Ею же немощи наша врачующая.
Радуйся, страданием убогих внемлющая.
Радуйся, кающихся грешников молитвы приемлющая.
Радуйся, духовными дарами молящихся обогащающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 12
Благодатию Твоею, владычице, якоже древле греческим людем, такожде и ныне всем верою притекающим к цельбоносней иконе Твоей не оставляеши Призывающим Имя Твое, Святое услыши, подая благословение супружествам, вступающим во брачную жизнь, учащимся помощи, вдовам и сиротам защиту и спасение, больным и недужным здравие и укрепление, и вся по коегожде потребе благая утешения, да вси Тобою сохраняеми господу вопиют: Аллилуйя.
Икос 12
Поюще и прославляя Твоя милости, Богородице Всепетая, являемые нам недостойным Образом Твоим Святым, молим Тя, Чистую и Преблагословенную усердно, не остави нас сирых безпомощных требующих помощи и Твоего заступления. Ускорим на молитву, потщимся на покаяние, да даруется нам мир и здравие, от всяких бед и искушений вражиих избавление, воспевающе пречистому Образу Твоему:
Радуйся, радосте наша, от всех родов прославляемая.
Радуйся, от погибели к Тебе притекающих, спасающая.
Радуйся, силою Божиею врагов посрамляющая.
Радуйся, от смерти и вечного мучения чтущии тя изымающая.
Радуйся, светом радости верныя ободряющая.
Радуйся, Ангелов небесных на спасение рода человеческого посылающая.
Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.
Кондак 13
О, Пресвятая Богородице, Мариупольская Похвало и наше заступление! Вонми молитвенному гласу нашему и всем к Тебе прибегающим. Се бо взирая на Пречистый Образ твой, молим Тя, не остави нас грешных Своею небесною помощию, да получим утешение и ободрение на скользком пути жизни нашея, и спасаеми Тобою немолчно поем Творцу и Создателю нашему победную песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.
(Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1)
Молитва
О, Пресвятая Госпоже, Царице небесе и земли, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего! С верою и любовию молитвенно прибегаем мы недостойнии к Тебе, Пречистая Заступнице наша. Ты еси Покровительнице града нашего Мариуполя и всея Приазовския земли благословение. Твой бо образ святый, чудесно явленный некогда в каменных горах Крымских, избави люди греческия от страшных бедствий змия великаго, пожиравшаго скоты и вся окрест живущия – избави и нас от вредоносных козней диавольских, от враг видимых и невидимых, от напастей, скорбей и болезней и всякого зла. Ты еси Путеводительнице благая, путь спасения верным указующая. Твой бо образ святый принесеся от гор Крымских во основание града нашего Мариуполя святителем Игнатием, и яко светильник пресветлый просвети верою православною вся живущия в нем. Ты еси воистину Богородице всепетая, яко вся Тебе возможна суть и елика аще восхощеши, власть имаши вся совершити. Никтоже бо притекаяй к Тебе, пред образом сим молящеся посрамлен отходит, но просит благодати и приемлет милость по благому изволению во спасение душ и телес.
О, Всемилостивая, Мати, Мариупольское Похвало и наше Заступление! Тебе единой от Всевышняго дадеся власть во всем заступати и спасати нас: Ты еси верное и скорое врачевство греховных страстей наших. От Тебя Господь всяко слово прошения приемлет, тебе вси ангели и архангели и вся начала смиренно служат, и яко Царицу Небесную вси восхваляют. Ты отверзла еси верным двери Царствия Небеснаго,- отверзи и нам, чрез наше искреннее покаяние двери спасения душ наших. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе: от всякаго же начинания греховнаго и помышления лукавого отврати нас, озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердца наша любовию Христовою и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению. Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и покланяющихся со умилением Пречистому образу Твоему. Да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Отцем и Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.