икона божьей матери собор богородицы
Икона «Собор Пресвятой Богородицы»
В христианстве есть огромное количество икон, которые имеют свою уникальную историю. Образ «Собор Пресвятой Богородицы» тоже относится к таким иконам, хоть и посвящен празднику, событию.
«Собор» переводится как сбор или массовая встреча. Это одна из наиболее распространенных икон в католицизме и православии. Перед ней можно читать молитвы или брать с собой в дальнюю дорогу. Ее не обязательно оставлять дома, потому что в своей помощи этот образ универсален и уникален.
История иконы
«Собор Пресвятой Богородицы» — это праздник, причем, один из самых древних в христианстве. Это встреча всех святых, пророков, ангелов и мучеников рядом с Богородицей 8 января. Даже обычные люди в этот день вспоминают Божью Матерь, потому она даровала миру Спасителя. Это постпразднество ко дню Рождества Христова. И именно к этому дню была написана данная икона.
Вариантов исполнения иконы несколько, потому как каждый из них был создан в различное время. Более новые образы содержат лишь святых и пророков, а вот многие старые содержат целые истории о жизненном пути Иисуса Христа, словно это взгляд в будущее, ведь Дева Мария знала, что ждет ее сына с самого начала.
Данная икона может стать отличным подарком на Рождество Христово. Вы можете подарить ее своей матери, жене, сестре, а можете купить и для своего дома. Нужно ставить ее так, чтобы Богородица «видела» как можно больше.
Эту икону очень часто ставят на фасады церквей. Она есть, например, на южном фасаде церкви Божьей Матери в селе Глинково, которое находится в Сергиево-Посадском районе Московской области. Дело в том, что этот образ не имеет определенной цели. Он лишь указывает на важность Богородицы в рождении Христа.
В чем помогает икона
Это икона с уникальным разносторонним действием. Богородица всегда поможет вам обрести настроение и наведет вас на путь истинный в делах. Дома с такой иконой ссоры будут огромной редкостью. Она поможет в отношениях между детьми и родителями, а также между мужем и женой. Принимать общие решения для семьи будет гораздо легче. В начале нашей эры, когда христианство только зарождалось как мировая религия, эта икона была даже чудотворной. Многие образы помогали людям исцеляться от болезней и обретать смысл жизни.
Перед этой иконой можно и нужно читать следующие молитвы: «Живые помощи», «Отче наш», «Символ веры». Этот образ — символ большинства праздников, связанных с Богородицей — Сретения, Покрова, Преображения, Рождества. Если все плохо в личной жизни и если вас постоянно посещают негативные мысли, можно прочесть еще одну молитву: «Святые праотцы, мученики и все к Господу нашему приближенные, помогите нам грешным мир узреть настоящий, чтобы грусть и слабость духовная отступили навеки веков. Прости нас благодатная Матушка Заступница, яко же прегрешения наши оставляем мы без внимания. Яко же мы в вере нашей сомневаемся и деяния наши не замечаем темные. Помоги нам обрести счастье и дом наш преобразить добром и любовью. Аминь.»
Читайте эту молитву каждый день, если вы чувствуете, что вас одолевает грусть. Обязательно приобретите данную икону для своего дома, чтобы она оберегала ваши стены от всякого недоброго начала.
Один из величайших двунадесятых праздников, Рождество Христово — это день данной иконы. Точнее, ее день — 8 января, время воспоминаний о Матушке Заступнице. Именно эта дата является днем почитания иконы. Не забудьте посетить церковь в этот день, если у вас будет на то время и возможность. Помолитесь всем святым и Богородице, без которой не было бы Рождества Христова. Не забудьте поздравить всех матерей с этим праздником.
Собор Пресвятой Богородицы
Дни памяти
Житие
Собор Пресвятой Богородицы. На другой день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Происхождение названия. Праздник этот называется «Собором» не потому, что посвящен нескольким святым (как, например, Собор 12 апостолов), а потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери. Таким же образом на следующий день после праздника Крещения Господня совершается празднование Собора честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (20 января), когда православный народ собирается в храме, чтобы соборно помолиться, совершить богослужение и похвалу в честь того, кто послужил в деле Крещения Христова.
К истории праздника. После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему повелено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк.2:39). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матфея, когда пишет так: «Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном? А здесь святой Матфей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матфей, именно — что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матфей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как по возвращении оттуда снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матфей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта».
Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:
– Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца.
Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:
– Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.
Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при Распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: «Ныне же будешь со мною в раю» (Лк.23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что «воздаст тебе Сей Младенец».
Да и во всем Египте во время пришествия Господня сокрушились идолы, и бесы бежали из них, и исполнилось в этом событии то, что предрек св. пророк Иеремия, находясь в Египте, когда сказал «Все идолы должны будут упасть, и все изображения богов сокрушатся тогда, когда придет сюда Дева Матерь с Младенцем, рожденным в яслях». Со времени сего Иеремиина пророчества у египтян существовал обычай изображать Деву, покоящуюся на постели, а близ Нее Младенца, лежащего в яслях и повитого пеленами, и поклоняться этому изображению. Когда однажды царь Птолемей спросил египетских жрецов, для чего они это делают, те ответили «Это – тайна, возвещенная древнейшим предкам нашим одним святым пророком, и мы ждем исполнения того пророчества и раскрытия сей тайны».
Примечания
[1] На стиховне стихира 2-я.
[2] Фиваида – область знаменитого в древности египетского города Фивы; этим же именем назывался по имени главного города и вообще весь Верхний (Южный) Египет. Ермополь – один из значительных городов древнего Египта, служивший видным религиозным центром язычества.
[3] Палладий Еленопольский (с 368 по 430 г.) был уроженец Галатии; в 388 г. прибыл в Александрию, оттуда потом удалился в близлежащую пустыню для подвигов безмолвия, а потом переселился в Вифлеем; в 399 г. избран в епископа Еленопольского, в Вифинии, в Малой Азии. После того император Аркадий сослал его, как сторонника св. Иоанна Златоуста, в Верхний Египет, откуда в 408 г. он перемещен в Антиною, а в 412 г. возвращен на свою кафедру в Еленополь. По просьбе каппадокийского префекта Лавса в 420 г. он составил собрание жизнеописаний святых подвижников и сказаний о них, которое в честь его назвал «Лавсаиком». – Память Палладия Еленопольского в субботу сырную.
[4] Все подробности о путешествии Пресвятой Девы с Богомладенцем Иисусом и с прав. Иосифом в Египет и о пребывании их там так же, как и многие подробности о рождестве Христовом, заимствованы из апокрифических Евангелий, в особенности из так называемого «Евангелия детства Спасителя» также и из апокрифического сочинения, известного под заглавием «История рождения Марии и детства Спасителя», – Предание о падении идолов египетских при въезде ее семейства в Египет упоминается и в акафисте Спасителю, где говорится «идоли бо Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша» (Икос 6-й).
[5] Илиополь – город в Нижнем (Северном) Египте.
Икона «Собор Богоматери» и ее загадки
Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.
В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла — «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.
Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.
Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи Софийской библиотеки XIV в. ( № 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».
Самая ранняя известная композиция на эту тему — фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). В палеологовский период иконография распространяется в православной ойкумене. Самая древняя русская икона на этот сюжет происходит из Пскова и была создана в конце XIV — начале XV века. Это интереснейший памятник как по своей иконографии, так и в стилевом отношении. Икона существенно отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. Возможно, особенности композиции иконы связаны с тем, что в ее основу был положен не только текст стихиры «Что Ти принесем…», но и другие праздничные песнопения. Некоторые детали именно этой псковской иконы до сих пор остаются для исследователей загадкой.
Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ, Москва
В центре иконы изображена Пресвятая Дева, восседающая на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако, Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На псковской иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещается заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа Эммануила, которое Она как бы придерживает.
Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент
Такое изображение Спасителя и Богоматери напоминает иконографию Богоматери «Знамение». На иконах «Знамение» помещение образа Эммануила в «славу» на груди Богоматери указывает на Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа — догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Приснодевы Марии. В иконографии «Собор Богоматери» такой необычный ход дополнительно акцентирует тему Боговоплощения.
Еще одна особенность псковской иконы — изображение пещеры, внутри которой ясли со спеленутым Младенцем. Этот эпизод, заимствованный из образа Рождества Христова, не встречается в других произведениях иконографии «Собор Богоматери». Можно сделать предположение, что обе эти уникальные черты появились как отражение, например, текста кондака праздника Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог». В таком случае изображение яслей с только родившимся Младенцем усиливает саму тему рождения, а изображение Христа-Эммануила в «славе» призвано подчеркнуть, что рождается от Девы, воплощается, не обычный человек, а именно «Превечный Бог», Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.
В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это персонификации — изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.
Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент
Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах — полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.
Обычно в композициях «Собор Богоматери» внизу изображаются торжественное рождественское богослужение: хор певцов, гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, священники, монахи; могут также изображаться патриархи и цари. Эта группа, с одной стороны, олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву. С другой стороны, изображаемое богослужебное прославление Богородицы совершается прямо на наших глазах. Это усиливает литургическую, богослужебную функцию образа.
Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Дом-музей П.Д. Корина, Москва
В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.
Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент
Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять различные формы прославления Богоматери, которое совершается всем человечеством (поэтому изображены персонажи разных возрастов и народов). Три центральных фигуры трактовались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давид, Иосиф и Иаков. Их определяли как «пастырей в конкретном и иносказательном значении этого слова»[1], понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.
Часть исследователей видит в мужах волхвов[2]. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды — знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.
Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин — «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы.
Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.
Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри — это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты — посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.
Этот церковный чин совершался так: около Престола на специальном возвышении устанавливались ясли, в которых находилась статуя или икона Богородицы с Младенцем. Несколько каноников (клириков) в церковном облачении, с льняными платками на головах и жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастухов. Мальчик из хора, изображавший ангела, сообщал им о Рождестве, цитируя Евангелие. Под пение хора «Слава в вышних Богу…» пастыри проходили в алтарь, где у яслей их ждали два каноника, изображавшие повитух. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» «Мы ищем, — отвечали пастыри, — Спасителя Христа». Повитухи отдергивали завесу, которая скрывала образ Пресвятой Девы с Богомладенцем. Указывая на него, они говорили: «Вот он — этот Младенец со своей Матерью». Пастухи преклонялись и воспевали молитвословия, затем начиналась литургия.
В этой версии хорошо объяснялись бы и необычная форма трона Богородицы, и крайне редкая для русских памятников белая завеса. Однако, этот мотив — завеса на троне — возник еще в раннехристианском искусстве, а позже получил развитие в южнославянских росписях и иконах. Приведенное рассуждение не более чем осторожная догадка, так как не возможно доподлинно узнать, мог ли такой чин быть известным в западно-русских землях. А такой атрибут как посох вполне мог из одного «сценария» переместиться в другой и стать атрибутом путешествующего волхва.
Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, — тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши — короткий хитон — соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.
В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.
Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.
XVI в. Москва. Музеи Московского Кремля
XVI в. Великий Устюг. Государственный музей палехского искусства, Палех
Икона из Успенской церкви села Варзуга. Конец XVII в. Русский Север. Государственный Эрмитаж
Икона из ярославской церкви Феодоровской Богоматери. 1680-1690 г. Ярославль. Русский Музей, Спб.
Мастерская «кондопожского мастера». Около 1759 г. Музей-заповедник «Кижи», Россия
[1] Реформатская М.А. Псковская иконопись XIII — начала XV веков (К уяснению понятия «местная школа»): Дис. М., 1979. С. 117, 118.
[2] Овчинников А.Н. Опыт описания древнерусской станковой живописи: Техника и стиль: Псковская школа XIII — XVI веков. М., 1971. Вып. 1. С. 13.
Собор Богородицы
Празднование Собора Пресвятой Богородицы совершается 8 января, на второй день после Рожества Христова.
Содержание:
Собор Пресвятой Богородицы. История праздника
В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после Рождества Христова отмечается Собор Пресвятой Богородицы, после Богоявления — Собор Иоанна Предотечи, после дня памяти святых верховных апостолов Петра и Павла — Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.
Рождество Христово. Икона Андрея Рублева, 1405 год. Благовещенский собор Московского Кремля
Библиотека Русской веры
Cобор Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
| |
Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы
Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.
Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение
Тропарь Рожеству Христову, глас 4.
Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.
Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.
Собор Пресвятой Богородицы. Иконы
Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV — нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы придерживает.
Собор Пресвятой Богородицы. Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Москва, дом-музей П. Д. Корина
Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.
Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Варваринской церкви в Пскове. Конец XIV- нач. XV в. Москва, ГТГ
Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых — Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями» в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.
Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.
Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.
Собор Пресвятой Богородицы. XVI в. Великий Устюг. Государственный музей палехского искусства, Палех
Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Успенской церкви села Варзуга. Конец XVII в. Русский Север. Государственный Эрмитаж
Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы
В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.