икона божьей матери цыганская
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
Удивительные и редкие образы Царицы Небесной
В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.
2. «Защитница сирых и оставленных»
На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.
Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.
3. «Милосердия двери»
В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.
4. «Благодатное Небо»
Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.
5. «Благоуханный цвет»
Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.
Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.
Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.
В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.
Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.
Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.
12. “Непроходимая дверь”
13. “О тебе радуется”
Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.
Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.
15. “Помощница в родах”
Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.
Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.
На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.
Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.
Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.
20. “Спорительница хлебов”
В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.
На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.
Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.
Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.
Икона «Путешествующая (Цыганская) Божья Матерь»
Данные фотографии являются собственностью
ТМ Янтарь Полесья и были сделаны с оригинала
Для совершения покупки выберите размер картины
В карточке товара представлена фотография изделия размером 30×40 см. Внешний вид изделия другого размера может отличаться.
Картина является авторской работой, вес янтаря в каждом изделии индивидуальный
Размер картины указан без учета ширины рамки
Бесплатная доставка
При заказе от 1200 грн
и 100% предоплате
100% Натуральный
янтарь
Гарантия качества
от производителя
Ручная работа
гарантия качества
Гарантия возврата
и обмена товара
У католической церкви существует множество различных святынь с ликом Девы Марии. Некоторые из них схожи с православными, тогда как другие – неповторимы и уникальны. Именно к таким образам и принадлежит икона Божией Матери «Путешествующая», также известная как «Цыганская». Она покровительствует всем, кто по какой-то причине вынужден был оставить родные места и пребывает на чужбине, утишает тоску по дому, спасает от страха, уныния и апатии, помогая освоиться на новом месте. А купить икону, предварительно обсудив с менеджером желаемый размер, Вы можете в нашем интернет-магазине. Мастер выполнил произведение из натуральной янтарной крошки, переливающейся тёплыми солнечными тонами.
Напишите нам письмо
Спасибо! Ваше сообщение успешно отправлено!
ОТРАДА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона Божией Матери «Отрада» |
«Отрада» или «Утешение», Парамифия (греч. Παραμυθιά), Ватопедская икона Божией Матери
В январе 807 года некий алжирский пират по имени Вардухан, обосновавшийся на острове Милос, одном из островов Кикладского архипелага, на 15 пиратских кораблях совершал набеги и опустошал острова Эгейского моря, побережья Фракии и Малой Азии. В тот месяц он решил напасть и на Афон. Он подготовил десять кораблей, взял с собой 200 пиратов и отправился к Ватопедскому монастырю. На рассвете 21 января разбойники пришвартовались в монастырской бухте, выстроились в боевом порядке и, затаившись, стали ждать утреннего открытия монастырских ворот.
Место во внешнем притворе соборного храма, где произошло чудо от иконы «Отрада» или «Утешение» (Παραμυθιά). |
Монахи, закончив утреню, расходились по своим кельям для краткого отдыха. В церкви остался один игумен, который продолжал молиться. Внезапно старец услышал исходящий от иконы Пресвятой Богородицы глас: «Не открывайте сегодня ворот. Поднимитесь на стены и прогоните пиратов».
Ниша в которой находилась чудотворная икона «Отрада» или «Утешение» (Παραμυθιά) до ее перенесения в специально для нее построенный придел. |
Потрясённый игумен созвал братию и рассказал монахам обо всём увиденном и услышанном. Те со страхом убедились, что священные лики на иконе изменили свое положение и выражение. После этого, поблагодарив Пресвятую Богородицу за Её спасительный Промысел, иноки поднялись на стены.
Тем временем пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные побежали на свои корабли и уплыли прочь.
Растроганные монахи спустились в храм и ещё раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться «Парамифия» (т. е. «Утешение», «Отрада»), и до сих пор остаётся видоизменённой как напоминание о том удивительном происшествии.
Икона «Отрада и Утешение». Поселок Вадино Сафоновского района Смоленской области. |
В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой «Отрада» была возжжена неугасимая лампада и зажигается большая свеча. В том приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поётся молебен Божией Матери.
Чтимые списки с иконы
Чтимый список иконы, написанный на Афоне, был подарен в XIX веке иеросхимонахом Серафимом (Весниным) сёстрам Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря. В 1854 году в монастыре был освящен храм в честь этого образа, где и была помещена икона [1].
Один из списков пребывает в храме, построенном в честь этой иконы в посёлке Вадино Сафоновского района Смоленской области, являющемся подворьем Спасо-Авраамиева мужского монастыря. Удивительна история этой иконы. В конце 1920-х годов, когда в Советской России шло массовое разорение церквей, её подобрал в одной из центральных губерний России кочующий цыганский табор. Большая храмовая икона стала храниться в таборе и почитаться цыганами, которые всюду возили её с собой. Во время Великой Отечественной войны табор оказался на оккупированной территории. Фашисты, проводившие политику тотального уничтожения цыган, загнали табор в окружение, выйти из которого можно было, только пройдя через минные поля. С иконой Божией Матери цыгане невредимыми прошли через минные заграждения. После войны табор осел в Вадино. Долгое время икона Божией Матери «Отрада и утешение» хранилась в доме старого цыгана Бориса, который завещал её Вадинской православной общине. В 2007 году храм был построен. Образ «Отрада и Утешение» стал его главной святыней [2].
Отрада, или Утешение, икона Божией Матери |
Чудотворный список иконы Богородицы «Отрада или Утешение» с 2004 года пребывает в Казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле в Москве. 13 июня он был доставлен в Москву делегацией Ватопедского монастыря во главе с архимандритом Ефремом.
Молитвословия
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии,/ и припаде́м, в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи́,// Тя́ бо и еди́ну наде́жду и́мамы.
Ин тропарь, глас тот же
Я́ко покро́в благода́тный и спаси́тельный/ стяжа́хом честну́ю Твою́ ико́ну, Богоро́дице,/ на сию́ у́бо со умиле́нием взира́юще, Тебе́ вопие́м:/ Влады́чице, ниспосли́ на́м отра́ду и утеше́ние,/ на Тя́ бо упова́ние возлага́ем, гре́шнии и смире́ннии./ На Твое́ предста́тельство наде́емся, недосто́йнии./ Ускори́ на́с изба́вити от бед и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, // поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х, благода́рственная/ воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Как египтянка Сара стала заступницей всех цыган, и Почему церковь не признаёт её святой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Во французском городке Сент-Мари-де-ла-Мер ещё в Средние Века был построен собор Нотр-Дам-де-ла-Мер, в честь святой Марии Саломеи и святой Марии, матери апостола Иакова. Как считается, спасаясь из Египта, они доплыли на лодке до окраин Римской Империи — французского берега, и вышли именно на месте городка Сент-Мари-де-ла-Мер. Собственно, город и назван в их честь.
Но под главным храмом города расположен ещё один храм, неофициальный. В нём стоит статуя женщины с очень тёмной кожей, наряженная в пышные множественные одежды. Это статуя Сары Ла Кали, цыганской святой. Ей приходят молиться цыгане из Франции, Италии, Испании, Португалии. Каждый, кто просит заступничества, накидывает на её плечи подарок — ещё одно одеяние. Время от времени эти одеяния кто-то снимает, чтобы освободить место для новых.
За что цыгане любят Сару
Есть несколько легенд о том, кто такая была Сара Ла Кали. Когда цыгане, вслед за европейцами, верили, что пришли в Европу из Египта и являются потомками тех самых египтян, от которых уводил евреев Моисей, о Саре говорили как о египетской служанке святых Марий. Сейчас популярнее другая легенда: Сара отдыхала на берегу вместе со своим табором, потому что она была ворожеей из бродячих цыган. Однажды ей было видение: к скалам во время шторма несло лодку с двумя женщинами. Сара проснулась и поспешила на берег. Море действительно было бурным, и ночь — тёмной, а по волнам несло лодку.
Что было дальше, есть две очень разные версии. По первой, Сара бросила на воду свою шаль и, как на плоту, доплыла на ней до лодки. По другой, она стала с берега указывать путницам, где безопасный проход между скалами, а потом кинула им конец своего платка и подтянула лодку к надёжному камню, на котором стояла.
В любом случае, Сара спасла двух женщин, а они открыли ей Слово Божие и крестили. Так Сара стала первой крещёной цыганкой, а потом — первой, кто проповедовал христианство другим цыганам. Каждый год в честь этого события её статую несут к морю и окунают в воду, повторяя обряд крещения.
С тех пор, как о празднике стали много писать журналисты, показывать его по телевидению, делать красивые фоторепортажи, Сару Ла Кали стали почитать и в Канаде, и в Латинской Америке. Само её прозвище, Ла Кали, буквально значит «Чёрная». Кроме того, традиционно в цыганском языке этот эпитет относился к цыганкам. Святая Сара необыкновенно популярна среди цыган-католиков. Её изображения наносят на стены фургонов, её портреты стоят, как иконы, в углах комнат. Она та, кто может просить за цыган святых Марий, чтобы те просили уже самого Господа.
Хотя упоминание египетской служанки святых Марий относится примерно ко времени возведения храма в их честь, до девятнадцатого века не было ничего слышно о культе Святой Сары Ла Кали среди цыган. Это может означать как то, что цыгане поздно стали ассоциировать египтянку-служанку с цыганами, как и то, что её культ долго был тайным из-за гонений на кочевников. В любом случае, увы, легенда о Саре не может быть правдой, поскольку в первом веке нашей эры в Европе не было ни одного цыгана, и поскольку в Европу цыгане пришли уже христианами — это зафиксировано хрониками.
Покровители цыган
Сара Ла Кали — не единственная, кого цыгане почитают, как свою заступницу. В России, Беларуси, Украине, Польше цыгане чтут святого Николая, покровителя путников, торговцев и невинно осуждённых. В Болгарии считают, что за них заступается перед Господом святой Василий — по легенде, однажды он явился утопающему цыганскому ребёнку в образе пастуха и спас его. В других балканских странах цыгане почитают святого Георгия, празднуя в его честь Эдерлези. Ватикан признал покровителем цыган блаженного мученика за веру, испанского цыгана Сеферино — кстати, его портрет с той поры стоит и в святилище Сары Ла Кали. Наконец, цыгане-влахи России верят в безымянного Святого Цыгана, о котором неизвестно ничего, кроме того, что он, вероятно, умер за веру в тридцатые годы и что он заступается за цыган перед Богом.
Любители искать древние корни из числа нецыганских исследований стараются порой связать образ Сары Ла Кали с индийской богиней Кали. Аргументов немного — у них одинаковые имена (даже с одинаковым значением) и обе изображаются темнокожими. Кроме того, в индуизме Кали связана с воздухом, ветром, и в Европе цыган часто ассоциируют именно с ветром. Символом Кали является месяц — и во многих странах месяц зовут «цыганским солнцем». Но подобные связи очень поверхностны.
Ни в историях двух Кали, ни в том, как им поклоняются, невозможно найти общих элементов. Сара Ла Кали не борется с демонами, не царствует над временем, не связана с миром смерти. Она проповедница и заступница, она кротка и милостива к грешникам. Каждый из цыган, склоняющийся к её ногам в молитве, знает, что не будет отвергнут и изгнан.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
День народного единства: Как икона из Казани сплотила Россию
На призыв откликаются нижегородцы. К ним присоединяются казанские дружины, которые и принесли с собой список Казанской иконы Божьей Матери Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента перед иконой совершаются постоянные молебны.
Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной, но вот как происходившее объясняет Сергей Соловьев. «Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли они и свеяли много слоев общества, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор этих бурь должен был сокрушиться». Среди таких людей, ставших основой общества, людей несгибаемых и верных, историк называет и насельников Троице-Сергиева монастыря, кстати, устоявшего под натиском поляков, превосходящих нас даже численно. После мученической кончины патриарха Гермогена, «уморенного голодом», в народ, по городам и весям «вместо грамот патриарших шли призывные грамоты от властей прославленного недавно новою славою Троице-Сергиева монастыря, от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына».
Причем православные постились, особо подчеркивает летопись, «по своему изволению». То есть понимание того, что нравственное очищение каждого есть необходимое условие для очищения всей Родины, не навязывается кем-то, а именно возникает само. «Народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Покаяние и молитвенное обновление каждого стало той силой, что воспрепятствовала идущим полным ходом процессам атомизации русского общества. Сплотило индивидуумов в народ.
Прозрения такой глубины открываются людям в годины великих потрясений. И не приведи нам Господь забыть об этом в те дни, когда Смута всего лишь страница из учебника истории.