икона божией матери дивногорская сицилийская
ДИВНОГОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Дивногорская икона Божией Матери |
Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери
Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.
Незадолго до закрытия Дивногорского монастыря, произошедшего в 1924 году, Дивногорская икона была спасена от уничтожения. Один из постоянных прихожан обители, служивший извозчиком в Коротояке, опасаясь надругательства над главной святыней Дивногорской обители, перевез образ к себе домой и укрыл его от богоборцев в дровах. Святыня долгие годы хранилась в селе Петропавловке Острогожского района.
В 1992 году после возобновления регулярных богослужений на месте Дивногорской обители, образ Пречистой Девы был возвращен в Дивногорье. Ныне образ находится в Успенском Дивногорском мужском монастыре.
Описание образа
Прославление
Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера. Возобновил её повсеместное почитание епископ Воронежский Антоний (Смирницкий), после того как по молитвам пред иконой прекратилась эпидемия на юге Воронежского края [3]. В Коротояке, находившемся от обители в 7-8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Иларионовне Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.
Известны и другие случаи исцелений по молитвам у Дивногорской иконы.
В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием. По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина), в 2010 году был возрожден ежегодный крестный ход с Дивногорской иконой Божией Матери, который проходит с 1/14 июля дня празднования прославления Дивногорской иконы и до 1/14 августа начала Успенского поста.
Молитвы Иконе Б-цы Сицилийская Дивногорская
ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:http://proza.ru/2021/02/18/1506
СБОРНИК «МНОГО МЫ ВСТРЕЧАЕМ ЧИСТОТЫ!»
Икона Богородицы Дивногорская-Сицилийская
Празднование:
18 февраля
История
Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.
Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.
На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке — расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой — благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе; руками. Над главой Богоматери — Святой Дух в виде голубя.
Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7–8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.
По преданию, празднование чудотворной иконе 5 февраля было определено еще первоначальниками обители — Ксенофонтом и Иоасафом.
Пред иконой Пресвятой Богородицы Сицилийская или Дивногорская молятся об исцелении от зубной боли, об исцелении от лихорадки и трясовичной болезни.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Сицилийская или Дивногорская
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
ДИВНОГОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Дивногорская икона Божией Матери |
Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери
Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.
Незадолго до закрытия Дивногорского монастыря, произошедшего в 1924 году, Дивногорская икона была спасена от уничтожения. Один из постоянных прихожан обители, служивший извозчиком в Коротояке, опасаясь надругательства над главной святыней Дивногорской обители, перевез образ к себе домой и укрыл его от богоборцев в дровах. Святыня долгие годы хранилась в селе Петропавловке Острогожского района.
В 1992 году после возобновления регулярных богослужений на месте Дивногорской обители, образ Пречистой Девы был возвращен в Дивногорье. Ныне образ находится в Успенском Дивногорском мужском монастыре.
Описание образа
Прославление
Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера. Возобновил её повсеместное почитание епископ Воронежский Антоний (Смирницкий), после того как по молитвам пред иконой прекратилась эпидемия на юге Воронежского края [3]. В Коротояке, находившемся от обители в 7-8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Иларионовне Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.
Известны и другие случаи исцелений по молитвам у Дивногорской иконы.
В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием. По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина), в 2010 году был возрожден ежегодный крестный ход с Дивногорской иконой Божией Матери, который проходит с 1/14 июля дня празднования прославления Дивногорской иконы и до 1/14 августа начала Успенского поста.
Икона Богородицы Дивногорская-Сицилийская
Празднование
История
Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.
Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.
На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке — расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой — благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе́ руками. Над главой Богоматери — Святой Дух в виде голубя.
Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7–8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.
По преданию, празднование чудотворной иконе 5 февраля было определено еще первоначальниками обители — Ксенофонтом и Иоасафом.
Икона Божией Матери Дивногорско Сицилийская ч. 1
Явление Сицилийской иконы Божией матери в Московском царстве
Теперь давайте рассмотрим «оригинал» иконы» и ее современный список.
(оригинал иконы)
(современный список)
(размеры иконы)
И тут у нас, кроме описания самой Богородицы и Младенца Иисуса Христа должны заинтересовать те две фигуры, что нарисованы у подножья трона, на котором сидит Богородица.
«Официально» мы имеем как бы изображение двух ангелов.
Но, если присмотреться к их детально прописанным лицам, то легко обнаруживаются выписанные портреты двух людей (мужчин) из которых один старше, другой моложе по возрасту. А это свидетельствует о том, что тут изображены не ангелы с трафаретным ангельским обличием, а изображены лица являвшихся заказчики иконы их называли «донаторами».
В Средние века заказ священных образов считался одним из средств отпущения грехов и достижения спасения.
И раз это так, то на «оригинале» иконы мы можем видеть, очевидно, и самих легендарных старцев «Ксенофонта и Иосафа». И еще одно замечание. Роактика изображеия на иконах «донаторов» в иконописи распостранилась только в XIII веке, что дает нам новую точку отсчета «давности» иконы. Уже не X или XI века, а XIII век!
Теперь о размерах иконы. Икона большая! Очевидно это была одна из главных икон православного храма, для которого она была написана и ее размеры не предполагали ее постоянного перемещения, тем более по такому маршруту Сицилия-Византия, Киевская Русь-Московское царство и Дикое поле!
Как видно с вышеприведённой фотографии перенести икону могут только два человека.
А комфортно перенести могут только 4 человека.
(фото иконы)
Слово «оригинал иконы я беру в кавычки, потому как есть обоснованные сомнения в аутентичности сохранившегося образа, тому образу, что был «явлен» в 1096 году в Италии. Но, все доводы за и против, будут изложены в следующей части.
Но каким же образом осуществлялась охрана южных границ тогдашней России?
Согласно установленному маршруту и в точное время на охрану границы выезжали конные отряды. В летнее время, когда набеги татар были белее частыми, организовывали сторожевые посты.
Для защиты границ принимаемых мер оказалось недостаточно, поэтому вскоре были воздвигнуты города-крепости Воронеж (1594 году) и Ливны (1586 году), возле них установлены дальние и ближние сторожевые посты.
То есть до 1594 года, ни о каком постоянном присутствии гражданского населения в пределах Дикого поля речь идти не могла.
Но и строительство крепостей не могло полностью пресечь набеги. Сложная обстановка тех лет вынуждала и дальше укреплять южные границы, зорко следить за происками врагов.
В 1635 году началось продолжавшееся два десятилетия строительство Белгородской защитной черты.
Ее общая длина составляла 798 километров. Она протянулась от города Ахтырка в Сумской области Украины до города Козлова (ныне Мичуринск) Тамбовской области.
На территории современной Воронежской области было построено несколько городов-крепостей, входивших в Белгородскую защитную черту.
Города-крепости должны были сдерживать натиск крымских и ногайских татар.
Но, как показал дальнейший ход событий, оказались малоэффективными как средство обороны.
И, тем не менее, именно существование Белгородской защитной линии все же способствовало колонизации этих «ничейных» земель.
Летом 1685 года на юге Воронежского края побывала военно-географическая экспедиция под руководством воеводы Ивана Жолобова. Ее цель изучить возможность строительства русской укрепленной линии по реке Битюг и соединения ее с Белгородской защитной чертой у города-крепости Коротояк, что на Дону,
Зная о бесконечных набегах татар, русские люди боялись селиться далеко за Белгородской защитной чертой.
В целом же земли «Дикого поля» продолжали стихийно осваивается, прежде всего, в XVI—XVII вв. беглыми крестьянами и холопами.
С 1786 официально земли Дикого поля (в своей большей части) называлась землёй Войска Донского, а с 1870—1920 — Областью Войска Донского. Центр — Черкасск, с 1806 — Новочеркасск.
Вышеизложенная информация свидетельствует, что до начала строительства Белгородской защитной линии, ни о каком постоянном месте жительстве или основании действующего монастырского скита на территории «Дикого поля» речь идти не могла.
И вот тут нам надо заняться арифметикой.
Нам известно, что икона Божией матери «Сицилийская» появилась на острове Сицилия в 1096 году.
Потом ее следы через примерно 400 лет отыскиваются в Константинополе.
Ибо именно оттуда в 1453 году она была выведена монахами Ксенофонтом и Иосафом!
Теперь зададимся еще одним вопросом.
Куда была вывезена икона?
И тут мы переходим к предыстории истории Дивногорского Успенского мужского монастыря в котором хранилась наша «Сицилийская» икона Божией Матери.
И вот, что нам известно об этом факте.
В среднем течении Дона, к югу от Воронежа по правому берегу реки тянется кряж меловых гор – Донское Белогорье.
Эта местность замечательна нерукотворными чудесами природы – дивами: огромными меловыми стопами.
И выше заданный вопрос о том, куда была вывезена с Константинополя, не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Ведь между Константинополем и «Диким полем» мешала обширная и густо населённая людьми, исповедовавшим христианскую религию, территория под названием для одних Речь, Послитая для других Украина. Где константинопольские монахи-отшельники могли найти приют и защиту.
Но, сначала давайте посмотрим, что же собой представляет «Дивногорье»?
До сих пор, сам вопрос о происхождении «див» и сегодня остается открытым.
Одни ученые считают, что это наиболее твердые пласты горных слоев, образовавшиеся за счет выветривания и обсыпания.
Другие, что эти места находились на дне моря и дивы появились после отступления воды.
Под некоторыми из див были устроены пещерные храмы. Меловые пещеры – это достопримечательность Донского Белогорья.
В них располагались не только храмы, но и целые монастыри, например, Белогорский Воскресенский монастырь под Павловском.
По данным местных краеведов на территории Воронежской области насчитывается сегодня около 40 пещер, использовавшихся как храмы и как место жития православных подвижников.
В Лискинском районе, Воронежской области на правом берегу Дона выше впадения в него реки Тихой Сосны расположен и Дивногорский Успенский монастырь.
Красоту и своеобразие местности придают находящиеся здесь на береговом кряже две группы меловых столбов, которые называют Малыми и Большими Дивами.
Этот монастырь был основан в середине ХYII века.
То есть от взятия турками Константинополя до основания Дивногорского мужского монастыря прошло не менее 300 лет.
И если действительно монахи Ксенеофонт и Иосаф вывезли «Сицилианскую» икону с Византии, то они не могли прожить триста лет, чтобы прийти в Дивногорье в XVII веке и основать там монастырский скит и быть там похоронены!
А ведь их «могилы» показывают паломникам и сейчас!
А раз так, то значит, за них это сделали другие люди.Возможно некоторых их них ( из числа монахов) и могли звать Ксенофонтом и Иосафом, но это были уже совсем другие монахи…
В связи с этим у нас есть и новый вопрос:
Кто и когда основан «Дивногорский мужской монастырь»?
И по этому поводу есть вот такие мнения авторитетных российских историков.
Так историк Воронежского края Е. Болховитинов относил появление здесь первых отшельников к 1640 г.
Историк-краевед В.Н. Тевяшов называл наиболее вероятным временем возникновения монастыря 1651-1652 гг. И вот к его доводам нам стоит прислушаться!
В. Тевяшов основываясь на изучении исторических документов утверждает, что первые иноки пришли сюда с отрядом украинских казаков полковника И.Н. Дзиньковского, получившего разрешение на поселение в крепости Острогожске в целях охраны и колонизации края.
Вот тут, мы уважаемый читатель, наконец, из «темных дебрей средневековых веков» вышли, наконец, на пешеходную тропу, которая надеюсь, нас приведет к истине в нашем поиске!
А суть вопроса в том, что вместе с украинскими казаками в числе гражданского населения населением из числа беженцев, под Воронеж, прибыли и украинские православные священники, изгнанные поляками с Волыни!
И вот эти украинские священники или монахи и принесли с собой и нашу «Сицилианскую» икону Божией матери и вместе с ней и всю историческую легенду о ее явлении на Сицилии в 1096 году.
Скупые исторические факты свидетельствуют именно в поддержу этой версии.
Так в 1652 году на территории современной Воронежской области у впадения речки Острогощи в приток Дона Тихую Сосну был построен город Острогожск.
В том же году по приказу русского царя Алексея Михайловича Романова в крепости поселили 4 тысячи малороссийских казаков и других беженцев, которых привёл с Волыни полковник И.Н. Дзиньковский.
Они пришли из-за Днепра, с территории современной Западной Украины, из области, непосредственно граничащей с Польшей на западе и Белоруссией на севере, спасаясь от притеснений польского государства и католического духовенства, в пределы независимого русского государства.
Казаки полковника И.Н. Дзиньковского положили начало большому переселению украинцев в Придонские степи и их освоению.
Теперь надо бы рассказать о личности И. Дзиньковского, но сначала надо познакомить читателя с подлинным истерическим документом.
Теды утоли наши слезы, не хабы есмо великие цари, где нам укажет место, стали будуватись, добыж бодьше нужд не терпели.
С тым ся милостивому помилованию твоему витаем, великий царь князь Алесей Михайлович.
Писан у Белых берегах под Путивлем
Иван полковник холоп твои, со всеми холопами твоими»
По царскому указу украинским переселенцам было дано право сохранить всю организацию украинского казацкого полка.
Новосёлам были предоставлены льготы, позволявшие заниматься промыслами, владеть землями, угодьями, мельницами, рыбными ловлями, винокурением, виноторговлей, не платя податей и таможенных денег.
За это, они должны были оборонять южные границы России. К казакам полковника И.Н. Дзиньковского присоединилось немало выходцев из-за Днепра.
Они образовали Острогожский слободской полк, первый из слободских малороссийских посёлков, возникших на степных рубежах русского государства.
В 1672 году казаки Острогожского полка получили от царя Алексея Михайловича грамоту на владение землями по притоку Дона реке Чёрная Калитва, расположенными к югу от Тихой Сосны.
Началось освоение и заселение территорий, где стоят современные города Россошь, Ольховатка, Кантемировка, Богучар, Петропавловка, Калач и другие.
Дальнейшая судьба Ивана Дзиньковского выходит за предмет нашего исследования, поэтому мы с ним попрощаемся, а вот что было дальше читатель узнает из следующей части.