икона божией матери где младенец на правой руке

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке
Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в., Константинополь (?). Московский Никольский храм в Толмачах при ГТГ

Владимирская икона Божией Матери, одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы, по преданию, была написана Евангелистом Лукой.

По желанию благочестивых современников апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Младенцем на руках. Когда иконописец принес эту и две другие иконы Богородице, Она повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «Отныне ублажат Мя вси роди», – присовокупив, – «…благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами».

Владимирская икона Божией Матери писана, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория, или омофора) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят «пяточка»), по которой и узнают Владимирскую икону. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу.

До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией. Цареградский патриарх отправил святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили у Днепра, в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной княгини Ольги – Вышгороде, который с 1155 года стал уделом князя Андрея Юрьевича Долгорукого. И был в том великий промысел Господа. Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Во Владимире свершилось еще одно чудо – когда отряд князя собрался ехать дальше на север и покинул город, отъехав верст десять, лошади стали. Не помогли ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери – остаться в городе Владимире и заложить собор для святыни. На ее оклад, согласно преданию, князь отдал больше 30 гривен золота, кроме серебра, драгоценных камней и жемчуга. Великолепный храм был сооружен лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.

Чудный образ Богоматери принадлежал к тому типу икон, которые назывались «Елеус», а на Руси это слово перевели как «Умиление». И закрепилось за подобным типом композиции название Богоматерь «Умиление». Эта икона стала национальной святыней земли русской. Икона помогла русским одолеть волжских болгар. В сражение повел воинов князь Андрей Боголюбский (1164 г.) со словами: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет». И русские победили. Свершилось знамение – сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это божественное озарение видел греческий император Мануил, воевавший с сарацинами в совершенно ином месте – за тысячу верст. И он разбил врага, после чего Андрей Боголюбский и греческий император договорились праздновать 1 августа, утвердив празднику название – «Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня».

Наступил 1380 год. Димитрий Донской собрал войско и одержал знаменательную победу над Мамаем, а Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.

В 1395 году, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг, решено было перенести в Москву Владимирскую икону. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля (это событие празднуется 26 августа). Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы».

Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий. В 1451 году к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но город так и не был захвачен. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осаждаемым. На следующее утро, как повествуют летописцы, врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решив, что это идет великий князь с огромным войском, и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед заступницей – иконой Владимирской.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году. Это было хрестоматийное «великое стояние на Угре». Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русскими войсками произошла на берегу реки Угры. Войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери.

Пред прославленным образом приносили присягу на верность России, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание всероссийских митрополитов, а впоследствии и патриархов.

В последние столетия присутствия Владимирской в Успенском соборе она находилась в алтаре храма, ее выносили только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список «в меру и подобие», который и сейчас можно увидеть в Успенском соборе.

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся. Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице! / Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей / и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, / и спасет души наша, яко Милосерд.

Источник

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Удивительные и редкие образы Царицы Небесной

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.

2. «Защитница сирых и оставленных»

На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.

Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.

3. «Милосердия двери»

В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.

4. «Благодатное Небо»

Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.

5. «Благоуханный цвет»

Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.

Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.

Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.

В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.

Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.

Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.

12. “Непроходимая дверь”

13. “О тебе радуется”

Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.

15. “Помощница в родах”

Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.

Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.

На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.

Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.

Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.

20. “Спорительница хлебов”

В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.

На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.

Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.

Источник

Читаем икону Елеуса — Милующая

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

В России эта иконография была известна как «Умиление», однако это не совсем точный перевод греческого наименования. К этому иконографическому типу принадлежит целый ряд чтимых икон: Владимирская, Донская, Толгская, Игоревская, Феодоровская, Почаевская.

Надписание «Елеуса» появляется на византийских иконах Богоматери Одигитрии уже в IX–X веках. Композиция Елеусы, в которой Младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, вероятно, выделилась из более древней иконографии «Одигитрия» в послеиконоборческий период.

Одно из первых, дошедших до наших дней изображений, где Матерь Божия и Богомладенец изображены во взаимном ласкании, – это фреска скальной церкви Токали килисе, датируемая X веком. Широкое распространение такая иконография получает в XI веке.

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X в. Каппадокия, Турция

Основная тема иконографии Богоматери «Елеуса» – тема любви – раскрывается в различных аспектах. С одной стороны, вполне очевидна тема материнской любви, нежности Пречистой Девы к Своему Сыну; с другой стороны, присутствует тема будущих страданий Богомладенца, Крестной жертвы как высшего выражения любви Бога к человечеству.

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Богоматерь Владимирская. Константинополь. 1-ая треть XII в. ТГТ, Москва

Неслучайно на обороте одной из самых почитаемых на Руси икон, Владимирской, изображены Престол уготованный (Этимасия) и орудия страстей. Лицевая и оборотная сторона иконы передают единое догматическое содержание: указывающие на грядущие страдания Господа Крест и орудия страстей «разъясняют» молящемуся скорбный оттенок образа Богородицы.

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Престол и орудия страстей. Оборот иконы «Богоматерь Владимирская». Москва. Нач. XV в.(?) ГТГ, Москва

Владимирская икона, привезенная в Киев около 1130 года из Византии, на Руси неоднократно поновлялась. От первоначальной живописи сохранились лики Богоматери и Младенца, часть Его правой руки и кисть левой, а также небольшие фрагменты синего чепца и темно-красного мафория Девы, часть охряного хитона Христа и виднеющаяся из-под него рубашка.

Несложно заметить следы некоторых поновлений: ниже плеча Младенца видны кончики двух пальцев левой руки Богородицы – это слой живописи, нанесенный при первом поновлении, проведенном еще в первой половине XIII века. Само же изображение левой руки, как и многие другие фрагменты живописи, относится к третьему поновлению, которое произошло в 1514 году во время работ по украшению Успенского собора Московского Кремля.

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Богоматерь Владимирская. Константинополь. 1-я треть XII в. ТГТ, Москва. Фрагмент

Удивительный по красоте и уровню духовного созерцания список с Владимирской иконы был создан преподобным Андреем Рублевым. Поскольку византийскую чудотворную икону перевозили из Владимира в Москву и обратно, список заменял собой древний образ как в московском Успенском соборе, так и в Успенском соборе во Владимире.

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Андрей Рублев (?). Богоматерь Владимирская. Кон.XIV — нач.XV в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник

Кратким вариантом Владимирской иконы может быть назван извод «Богоматерь Игоревская», представляющий собой оплечное изображение.

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Богоматерь Игоревская. Москва. Середина XVI в. ГТГ, Москва

На образах, принадлежащих к иконографии «Елеуса», Младенец может быть изображен как слева, так и справа от Богородицы. Например, на чудотворной Толгской иконе Он изображен с правой стороны. Особенностью этой иконы является положение фигуры Богомладенца, словно шагающего по коленям Матери.

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Богоматерь Толгская. Ярославль. XIV в. Ярославский художественный музей; сейчас в Толгском монастыре

Одним из многочисленных вариантов иконографии «Елеуса» является прославленная чудесами Донская икона, написанная, как считают специалисты, Феофаном Греком. Отличительная черта этого образа – обнаженные до колен ноги Младенца, опирающиеся на кисть руки Пречистой Девы.

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Феофан Грек (?). Богоматерь Донская. 80-90-е годы XIV в. ТГТ, Москва

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Богоматерь Владимирская. 1-я половина XV в. Русский музей, Спб.

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Богоматерь Владимирская. Школа Дионисия. 1514 г. (?). Успенский собор Московского Кремля

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Богоматерь Владимирская. Середина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Прокопий Чирин. Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми. Строгановская школа. Нач.XVII в. Русский музей, Спб.

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Богоматерь Феодоровская. Первая четверть XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская «Насаждение древа…» 1668 г. ГТГ, Москва

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Богоматерь Владимирская. Шитье. 2-ая половина XVII в. Музей икон, Реклингхаузен, Германия

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Медный образок «Богоматерь Владимирская». 2-ая половина XIX в. Центральный музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева, Москва

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке

Богоматерь Феодоровская. Мастерская Г.И. и М.И.Чириковых. Москва. 1904 г. Частное собрание

Источник

Почитаемые иконы Божией Матери в алфавитном порядке

Все иконы Божией Матери можно условно разделить на 6 типов. Пять различаются по тому, как Богородица держит Младенца, шестой тип — иконы Праздников.

Далее приведены описания каждого типа икон с изображениями. Алфавитный порядок икон ниже.

Молящаяся, Оранта

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой рукеИкона Божией Матери Оранта с латинского переводится, как «молящаяся». Данная икона так называется оттого, что на ней Богородица изображена в молитве с воздетыми к небу руками. Изображение Богородицы может быть по пояс, а также в полный рост.

История

Образ Богоматери, с руками, которые в молитве воздеты к небу, известен издревле. Он встречается в росписях катакомб древних христиан, в убранстве византийских храмов и в средневековой русской иконописи. Само изображение воздетых к небу рук имеет свое начало от Ветхозаветных молений, что также соотносится наименованию данного образа Божией Матери Молящаяся. В русской православной традиции к образу Оранта, Молящаяся, относятся такие иконы, как Знамение, Курская, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша, Живоносный Источник. Среди иконографии Знамения широко известна Курская-Коренная. Курская икона всегда была весьма почитаема на Руси.

Чудеса

Икона Оранта, Молящаяся, с давних времен известна своими чудесами. На Руси этот образ именуется «Знамение». С ним связано такое чудо. 27 ноября 1169 г., когда дружина Андрея Боголюбского штурмовала Новгород, новгородцы вынесли икону на городскую стену и тогда одна из стрел попала в этот образ. И вдруг все увидели, что Богородица своим ликом повернулась к городу и заплакала. Ее слезы попали на священническое одеяние епископа новгородского Иоанна, который вскричал: «О чудо дивное! Как же может быть, что из сухого иконного дерева слезы текут? Это Ты Царица-Богородица даешь нам Свое знамение в том, что молишься за нас пред Твоим Сыном о избавлении Новгород-града». И тогда воодушевленные новгородцы, отбили полки суздальские.

Данный образ по молитве верующих защищает их от напастей и бед, от врагов и недоброжелателей. Чудесные случаи и исцеления говорят нам, что Матерь Божья внемлет нашим молитвам, произносимым пред иконой Оранта. При этом разный тип иконографии помогает при различных просьбах о помощи.

От чего помогает, дни празднования

Икона Божией Матери Курская («Знамение» Курская-Коренная) имеет свойство помогать в исцелении глазных болезней и слепоты.

Нерушимая стена помогает в сохранении жилища от природных катаклизмов и от вторжения в дом злонамеренных людей. Пред иконой Знамение, в иконографии которой особое место занимает образ Божией Матери. Пред этим образом молятся верующие об избавлении от наркомании, алкоголизма и курения.

Дни празднования икон, относящихся к категории «Оранта, Молящаяся» определяются соответственно наименованию. Иконам Знамение и Неупиваемая чаша празднование определено 10 декабря.

Путеводительница, Одигитрия

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой руке«Путеводительница» («Одигитрия») — представляет изображение Богоматери, которая одной рукой показывает на Христа-Богомладенца, который изображен сидящим на другой руке Богоматери. Таким образом Пресвятая Богородица указывает человеческому роду путь ко Христу Богу и потому именуется путеводительницей.

Особенно из икон данного типа известны Казанская икона, Смоленская, а также Иверская, Тихвинская, Всех скорбящих радость и Скоропослушница.

История

По преданию первое написание данного образа принадлежит святому апостолу Луке. Через некоторое время она перешла из Иерусалима-града в Константинополь-град и помещена во храм Влахернский. Таким образом Путеводительница, Одигитрия стала охранительницей Константинополя и её при нападении врагов выставляли на стену, а каждый вторник с ней совершался крестный ход.

Чудеса

Когда в 626 году враги осаждали Константинополь Патриарх Сергий взял икону «Путеводительница» («Одигитрия»), обнес ей стены и враги, увидев на стене не икону, а саму Богородицу, отступили. Известны также случаи избавления от заболеваний людей и даже целых городов и сёл во время эпидемий чумы и холеры. Много чудес свершалось при опасностях в путешествиях.

От чего помогает, дни празднования

Иконе Божией матери Путеводительница, Одигитрия молятся о безопасном путешествии, вразумлении, об укреплении в вере, об утешении в печали, о разрешении трудных жизненных вопросов.

Празднования иконам, относящимся к категории Путеводительница, Одигитрия следующие: Казанская (4 ноября), Смоленская (10 августа), Иверская (25 февраля), Тихвинская (9 июля), Всех скорбящих радость (6 ноября), Скоропослушница (22 ноября).

Умиление, Елеуса

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой рукеНа иконе Умиление или Елеу́са (с греч. милостивая, милующая) Богоматерь изображена со Христом-младенцем, который сидит у Неё на руке и прижимается к Её щеке своей щекой. Это изображение умиляет людей выражением любви Божией Матери к своему сыну и ко всему роду человеческому, оттого и называется Умиление.

История

Сюжет иконы Пресвятая Богородица Елеуса появился в XI веке в Византии. Первым дошедшим до наших дней образом Умиление считается икона Гликофилуса (Сладкое лобзание), что ныне находится на Афоне, в Филофеевском монастыре. Он, согласно преданию, написан евангелистом Лукой.

К числу икон Богоматери Елеуса относятся также Владимирская, Феодоровская, Неувядаемый свет.

Чудеса

В летописи Киккского монастыря записаны многие чудеса от иконы Умиление, Елеуса. По молитвам пред ней прекращалась засуха и начинались дожди, происходили чудесные исцеления, дарование бесплодным супругам детей, прекращались эпидемии различных болезней. Однажды усиленная молитва перед этим образом Богоматери устроила судьбу детей-сирот.

От чего помогает, дни празднования

Молятся пред иконой Умиление, Елеуса о даровании детей, об устроении их судьбы, об избавлении от страданий.

Празднования иконе Умиление (10 августа), Владимирская (8 сентября), Феодоровская (27 марта), Неувядаемый свет (16 апреля).

Всемилостивая, Панахранта

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой рукеВсемилостивая, Панахранта (с греч. Пречистая, Всенепорочная), это икона Божией Матери. Изображена Богоматерь сидя на престоле Царском. А у нее на коленях изображен Христос-Младенец. В данном случае Престол есть символ царственной славы Пресвятой Богоматери, что является самой совершенной изо всех людей.

История

Впервые изображения Богородицы Всемилостивая, (Панахранта) появились еще в XI—XII веках в Византии. По своему типу данный образ можно отнести к иконам «Одигитрия». Другими наименованиями Всемилостивой, (Панахранты) являются Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная. Первые упоминания об иконе Всецарица можно отнести к семнадцатому столетию, когда она была явлена на горе Афон.

Чудеса

Широко известен случай, происшедший в XVII веке на Афоне. Однажды к образу Богоматери Всецарица пришел один человек и стал бормотать что-то невнятное. И в это время лик Богоматери блеснул, словно молния, и невидимая сила заставила пасть молодого человека, а когда он очнулся, то сразу пошел на исповедь к священнику. Оказалось, что он занимался магией, но чудотворная сила от иконы Всецарица убедила его переменить свою жизнь и прийти к Богу. Так Пресвятая Богородица спасла человека от духовной погибели.

От чего помогает, дни празднования

Пред иконами Пресвятой Богородицы Всемилостивой, Панахранты, Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная молятся в различных обстоятельствах.

День празднования образам Пресвятой Богородицы Всемилостивая, Панахранта, Всецарица относится к 31 августа (Экономисса, Домостроительница 18 июля; Державная 15 марта).

Заступница, Агиосоритисса

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой рукеИкона Заступница, Агиосоритисса (с греч. название часовни Агиа Сорос — т.е. святая Рака) это тип иконописи Божией Матери без Христа-Младенца. Название Заступница происходит от того, что на данной иконе Богородица обращена с молением за всех людей. На данном образе Богоматерь пишется в пол-оборота с воздетыми в молитве ладонями. Иногда Божия Матерь пишется в рост со свитком в руках. Такой вид иконы Агиосоритисса по русской традиции называется Боголюбская (от этого образа князю Андрею Боголюбскому были явлены чудеса). Распространены и другие именования образа Божией Матери Агиосоритисса: Семистрельная, Остробрамская, Умягчение злых сердец.

История

Самые ранние иконы Заступница, Агиосоритисса известны по византийским источникам IX–X веков, а всеобщее распространение они получили в XII—XV веках. Особое почитание иконы Заступница в России стало распространятся после чудесного избавления Великого Новгорода от осады неприятеля.

Чудеса

Иконы Заступница, Агиосоритисса особенно прославились чудесами при нападении неприятелей. Изветны случаи исцеления по молитвам к ним. Однажды византийский юноша Викентий тяжко заболел и стал молиться коленопреклоненно иконе Божией Матери Агиосоритисса. Он неустанно молился Богородице и был исцелён.

От чего помогает, дни празднования

Образу Богоматери Заступница молятся об умиротворении, об избавлении от вражды. На многих изображениях икон, относящихся к типу Агиосоритисса пишется, что они помогают от ветров тлетворных (инфекций), от озноба и судорог, расслабления, хромоты.

Празднование иконе Заступница совершают 1 июля (Семистрельная 13 августа, Остробрамская 8 января, Умягчение злых сердец 26 августа).

Богородичные праздники

икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть фото икона божией матери где младенец на правой руке. Смотреть картинку икона божией матери где младенец на правой руке. Картинка про икона божией матери где младенец на правой руке. Фото икона божией матери где младенец на правой рукеБогородичные праздники — это дни памяти о жизни Пресвятой Богоматери и чудесах, свершавшихся после Её успения.

Такие праздники отмечались издревле. Их формирование сложилось по источникам евангелий, которые называют апокрифическими, а в особенности «Протоевангелия» апостола Иакова. Кроме того, установление Богородичных праздников связано с особым почитанием мест земной жизни Богоматери. Так во II веке почиталось христианами место в Назарете, там, где случилось чудо Благовещения. Потому Благовещение относят к самым ранним праздникам в память Девы Марии. Успение стали праздновать с VI в., Рождество Богоматери с VII в., а Введение в храм с VIII в. Православная русская Церковь к Богородичному празднику также относит и Покров Богоматери.

Особые празднования установлены для богородичных икон. Некоторые дни, отмечаемые в память Богоматери имеют предпразднства, а также попразднства.

В наше временя Богородичными праздниками являются:

Праздник почитания Её родителей, а именно прав. Иоакима (отца) и Анны (матери) (пр. 9 сентября);

Благословенное Зачатие праведной Анной Приснодевы Марии (пр. 9 декабря);

Собор в честь Пресвятой Богородицы (пр. 26 декабря);

Благословенная Суббота Акафиста (пр. в 5-ю субб. Великого поста);

Положение во Влахерне ризы Пресвятой Богоматери (2 июля);

Положение в Халкопратии пояса Богородицы (пр. 31 августа);

Праздники всех чудотворных икон Богоматери.

Иконы Божией Матери по алфавиту:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *