икона божией матери хрисафитисса
Каталог икон на сайте PravIcon.com
Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
Меню сайта
Пользователь
Икона Пресвятой Богородицы «Хрисафитисса»
Византийский город Монемвасия, расположенный, на Пелопоннесском полуострове и огражденный крепостной стеной (VI-VII вв.), имел знаменательную историю, как об этом свидетельствуют сохранившиеся здесь памятники средневекового искусства.
В нижнем городе, который составляет часть византийской Монемвасии, особой достопримечательностью является храм Пресвятой Богородицы «Хрисафитиссы», возведенный в XV веке на месте другого, более древнего храма Пресвятой Богородицы «Одигитрии». В нем находится одноименная чудотворная икона, которая была написана, вероятно, в XV-XVI вв.
Согласно преданию, изначально икона находилась в деревне Хрисафа, что в Лаконии. В Монемвасию, где она находится до сих пор, икона прибыла чудесным образом. Позже здесь был воздвигнут храм и основан монастырь в честь Пресвятой Богородицы «Хрисафитиссы».
Икону обрела одна престарелая женщина. Найдя ее, она тут же оповестила об этом местного епископа. Собрались верующие, взяли образ на руки и прошли с ним крестным ходом до кафедрального собора, где и поместили его.
В ту же ночь икона исчезла. Чудесным образом она вернулась на место своего обретения. После этого, исполняя волю Пресвятой Девы Марии, жители построили на месте обретения иконы храм и в нем поместили святой образ. Под храмом бьет единственный в Монемвасии источник, чудотворная вода которого способствует зачатию детей, главным образом мальчиков.
Между тем хрисафиты узнали, что их икона находится в Монемвасии. Они отправились к местному епископу и градоначальникам и потребовали вернуть ее. Те отказали, и тогда хрисафиты обратились с иском в суд, требуя возвращения своей иконы.
Судебную тяжбу они выиграли и, удовлетворенные, с иконой, возвратились в Хрисафу. Однако Божия Матерь не захотела идти в Лаконию. Поэтому икона снова возвратилась в Монемвасию, в нововозведенный храм, где Пресвятая Дева почти ежедневно совершала изумительные чудеса. Позже на этом месте был основан женский монастырь.
Древняя рукопись сохранила описание следующего явления Приснодевы в монастыре Пресвятой «Хрисафитиссы».
15 августа монахини бодрствовали в храме. В какой-то момент добродетельная игуменья Марфа увидела Пресвятую Деву Марию. Богородица сидела в стасидии и с умилением смотрела на игуменью, а та на протяжении всей всенощной службы плакала от радости.
Под конец славословия инокини громко запели, и Богородица исчезла.
Всенощное бдение закончилось, и монахини с недоумением спросили у игуменьи, что с ней случилось?
— Во время всенощного бдения я сподобилась великого благословения лицезреть Пресвятую Богородицу. Но как только вы усилили голос во время пения славословия, Дева исчезла. В следующий раз пойте, пожалуйста, тише, со смиренным голосом и с сердцем сокрушенным. Перед смертным царем всякий человек стоит со смирением, вниманием и страхом. Если не будет достаточного смирения, царь может разгневаться и прогнать его прочь. Куда с большим вниманием мы должны предстоять Царю Небесному, дабы не прогневать Его и не быть наказанными!
Храму пришлось испытать на себе все ужасы войны.
Стратегически важное расположение Монемвасии, ее всем известное вино, богатство и процветание привлекали многих завоевателей, превращавших ее в военный плацдарм. Она испытала на себе осады, грабежи и разрушения пиратов, франков, каталонцев, турко-албанцев и многих других.
Во время одного из набегов турок храм «Хрисафитиссы» был разграблен и превращен в склад для пшеницы. Рядом с храмом жил некий турок, страстно желавший расширить свои владения. Поэтому он разрушил здание, где производилось оглашение желавших принять Православие, а на его месте построил баню. За это Пресвятая Богородица покарала смертью всех его детей, и каждый, кто осмеливался войти в эту баню помыться, видел перед собой угрожавшую ему Женщину. Также все, позволявшие себе нечестивое поведение внутри или около храма, уходили наказанными различными болезнями. Они не могли излечиться до тех пор, пока не призывали священника, чтобы отслужить молебен в храме «Хрисафитиссы». Пресвятая Дева чудотворила не только для христиан, но и для мусульман.
Источник: Книга «Явления и чудеса Пресвятой Богородицы «, 2001 (ISBN 5-7533-0187-8 ) [2001]
Статья опубликована участником [SerafimGrek] 2015-08-18, последний раз редактировалась участником [tol] 2016-07-11. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
Явления и чудеса Пресвятой Богородицы
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
Предисловие от редакции к русскому изданию книги
Книга, которую Вы, дорогой читатель, держите в руках, составлена из многочисленных источников, написанных рядом современных греческих авторов. Ее тема в самом широком смысле — чудесные явления Пресвятой Богородицы православным грекам, начиная от глубокой древности и вплоть до конца XX века. Книга представляет собой собрание свидетельств, пронизанных благоговейным чувством благодарности Божией Матери. Эти короткие истории — словно с любовью выписанные миниатюры; или же их можно уподобить клеймам иконы, окружающим Божественный лик Пресвятой Девы. Сборник вполне современен: немало рассказов в нем описывают чудеса, случившиеся во время Второй мировой войны, когда Богоматерь, вмешиваясь в ход истории, заступалась за почитающих Ее православных греческих воинов; в книге есть и документальные сюжеты из 1980‑х годов. Но при этом книга как бы продолжает традицию древней греческой письменности — традицию патериков, Пролога, Лавсаика, житий святых…
Мы знаем пока не слишком много о православной Греции, стране великих христианских святынь; лишь единицам удается посетить эту прекрасную землю. Читая книгу, словно воочию видишь перед собой величественную, а на взгляд человека севера — даже экзотическую природу, созерцаешь непривычные для русского архитектурные формы храмов и монастырей, слышишь странно звучащие имена… Русский человек непременно отметит особую жизнерадостность греческого народа; в самом деле, для нас странно, что можно петь веселые песни и даже танцевать в честь Божией Матери, как это делают греки… Но с другой стороны, знакомясь с почитанием Богородицы на греческой земле, постоянно ощущаешь глубочайшую духовную близость Греческой и Русской православных Церквей. Речь идет даже не о Церквах-сестрах, но о едином Вселенском Православии: греческое благочестие, духом которого пронизана книга, целиком созвучцо настрою русской православной души. И, быть может, именно в любви к Богородице, в почитании Ее, русский и грек даже и без слов поймут друг друга.
Современная Греция — одна из немногих стран мира, где Православие является государственной религией, где Церковь не «отделена от государства», И так было всегда на протяжении истории христианской Эллады. Благодаря этому, несмотря на все резонные «но», христианский дух там проникает в самые разные области народной жизни: ведь икона, висящая на стене любой классной комнаты в греческих школах, навсегда запечатлеется — если не в сознание, то уж в подсознание-то наверняка, — каждого маленького гражданина Греции. Православные греки, которых мы встречаем на страницах сборника — не просто люди вне пространства и времени, но подданные и граждане своей страны — моряки, земледельцы, рыбаки… Особое внимание привлекает благочестие и глубокая вера греческих воинов: воистину «христолюбивое воинство» противостояло как исконным врагам греков — туркам, так и немецким и итальянским фашистам. Не в этой ли «прохристованности», воцерковленности греческой нации — причина как военных побед, так и всех ее достижений в мирное время. Во всяком случае, у греков есть многое, чему русским не грех поучиться.
Предлагаемая русскому читателю книга и ставит перед собой эту цель — помочь сближению двух великих христианских народов, двух древних православных Церквей — Греческой и Российской.
Издатели благодарят архимандрита Тимофея, игумена монастыря «Параклиту», обладающего авторским правом на книгу, за разрешение перевода и издания ее в России. Монастырь «Параклиту» известен своими давними связями с Русской Православной Церковью, и неоднократно оказывал ей помощь своими печатными изданиями. Сам отец Тимофей, который хорошо знает русский, перевел и издал в Греции множество книг, являющихся памятниками русской духовности. Также благодаря его усилиям в Греции узнали о многих русских святых. Он, например, открыл для Греции преподобного Серафима Саровского, который стал одним из самых любимых святых современных греков.
Предисловие к греческому изданию
Пресвятая Дева Мария, превысшая всех святых, была «предуказана пророками» и «избрана от всех родов» для соучастия в таинстве воплощения Бога Слова.
Имя «Мария», данное Богородице по Промыслу и воле Божией, означает «Госпожа». Святой Никодим Святогорец дает этому имени троякое толкование: «госпожа», «озарение» и «море», что, соответственно, выражает силу, мудрость и благость Богоматери. От Бога Отца Она приняла силу, дабы, как Мать, на земле творить то, что Бог, как Отец, творит на небе. От Бога Сына, как Его земная Мать, Приснодева приняла мудрость, дабы примирить человека с Богом. Наконец, от Духа Святого, как Его Невеста, Дева Мария приняла благость, чтобы преподавать духовные дары всякой твари.
От самого рождения святая жизнь Богородицы была исполнена чудесными событиями и исключительными благословениями. Из всех жен Она единственная, кто родился по обетованию, то есть после ангельского предсказания.
По прошествии трех лет, Божественною волею Преблагая Дева была препровождена во Святая Святых как «трехлетняя юница», где, по слову святого Иоанна Дамаскина, «вскормленная и Духом растворенная, якоже маслина плодовитая, всякой добродетели приятелищем стала». Здесь Пресвятая Дева пребывала на протяжении целых двенадцати лет и сверхъестественным образом была вскармливаема небесной пищей. Так Бог готовил Ее для высокой участи в домостроительстве воплощения, дабы сделать Ее «благодатною», то есть украшенною всеми дарами Святого Духа.
С наступлением полноты времени к Деве Марии посылается Ангел Господень, который благовествует Ей о зачатии Сына Божия. Приснодева со смирением и покорностью принимает эту высочайшую честь и, «исполнившись Духа Святого», отвечает: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей».
Никакой другой добродетелью Богородица не стяжала столько благоволения Божиего, как Своим смирением.
Смиривший Себя до крестной смерти нуждался именно в такой смиренной Матери. Это необычайное смирение, согласно святому Никодиму, не только было укоренено в глубине Ее сердца, но изливалось оттуда, било ключом и растекалось по Ее непорочному телу. Оно выражалось в Ее движениях, одеянии, действиях и словах.
День народного единства: Как икона из Казани сплотила Россию
На призыв откликаются нижегородцы. К ним присоединяются казанские дружины, которые и принесли с собой список Казанской иконы Божьей Матери Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента перед иконой совершаются постоянные молебны.
Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной, но вот как происходившее объясняет Сергей Соловьев. «Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли они и свеяли много слоев общества, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор этих бурь должен был сокрушиться». Среди таких людей, ставших основой общества, людей несгибаемых и верных, историк называет и насельников Троице-Сергиева монастыря, кстати, устоявшего под натиском поляков, превосходящих нас даже численно. После мученической кончины патриарха Гермогена, «уморенного голодом», в народ, по городам и весям «вместо грамот патриарших шли призывные грамоты от властей прославленного недавно новою славою Троице-Сергиева монастыря, от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына».
Причем православные постились, особо подчеркивает летопись, «по своему изволению». То есть понимание того, что нравственное очищение каждого есть необходимое условие для очищения всей Родины, не навязывается кем-то, а именно возникает само. «Народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Покаяние и молитвенное обновление каждого стало той силой, что воспрепятствовала идущим полным ходом процессам атомизации русского общества. Сплотило индивидуумов в народ.
Прозрения такой глубины открываются людям в годины великих потрясений. И не приведи нам Господь забыть об этом в те дни, когда Смута всего лишь страница из учебника истории.
«Ослепительный» образ: правда ли, что на главную святыню Кипра нельзя смотреть?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Жители Кипра считают, что икона защищает остров от эпидемий и засух, а также избавляет его от нашествий саранчи. Помогает образ и отдельным людям: дарует исцеление от расслабленности членов и паралича, кровотечения и бесплодия, головной боли, а кроме того, улаживает разногласия в семье.
Дом для иконы
До XI века икона, для которой построили монастырь и храм, не называлась Киккской. Считается, что она хранилась в Египте вместе с еще двумя образами, написанными апостолом Лукой. В Константинополь образ попал в 980 году, когда в Египте начались сильные гонения на христиан.
Обида отшельника
Другая легенда рассказывает нам гораздо более запутанную историю о строительстве Киккского монастыря, связанную с именем императорского наместника острова Кипр Мануила Вутомитиса. Однажды, где-то в 1100 году, этот страстный любитель охоты на редких зверей и птиц отправился в горы.
Увлекшись погоней за добычей, он сбился с дороги и понял, что заблудился. Изрядно проблуждав и потеряв надежду выбраться из лесной чащи живым, он случайно набрел на отшельника по имени Исайя. Исайя всеми силами стремился избежать общества людей, поэтому он поспешил скрыться. Наместник, увидев, что его возможный спаситель желает убежать, рассвирепел. Он бросился за старцем следом, изловил, как дичь, и как следует поколотил. После чего отыскал дорогу и вернулся домой.
Возможно, он бы позабыл об этом случае, если бы его внезапно не разбил паралич. Тогда-то ему все и стало ясно: это наказание за издевательство над отшельником. Он тотчас же взмолился Богу и велел отыскать отшельника, чтобы испросить у того прощения.
Скрепя сердце, Мануил согласился, но попросил отшельника отправиться в столицу вместе с ним. Тот пообещал, после чего наместник снова обрел здоровье. Приехав в Константинополь, они не решались беспокоить императора и все выжидали.
В конце концов, отшельник решил отбыть на Кипр, а Мануил обещал дождаться благоприятного момента, чтобы открыть императору правду. И такой момент настал: дочь императора вдруг разбил паралич, врачи предрекали самое худшее. Мануил тут же рассказал властителю о своем исцелении и откровении отшельника.
Алексей его выслушал и тут же согласился отдать икону на Кипр, если от этого зависит исцеление его дочери. Вскоре дочь императора действительно пошла на поправку. Однако императору очень не хотелось расставаться с иконой. Он послал за иконописцем, чтобы тот сделал список, собираясь отправить его на Кипр. Но ночью ему явилась Богоматерь и потребовала, чтобы на Кипр была послана оригинальная икона. Воле Девы Марии Алексей противиться не мог: он дал обет послать икону на остров.
Что бывает, если нарушить запрет
На Кипр икона прибыла уже с покровом, который не позволял увидеть лик, написанный рукой евангелиста Луки. Таково было желание императора, и, видимо, оно пришлось по нраву высшим силам. С тех пор любого, кто рискнет взглянуть на скрытый образ, постигают различные несчастья.
С тех пор никто не смеет бросить взгляд на икону. Правда, иногда случаются чудеса, и покров начинает подниматься сам по себе. Но случается это предельно редко. Счастливчики все равно не успевают ничего толком разглядеть. Да и не увидеть им ничего, кроме серебряного оклада, за которым не видно ликов. Такой оклад был сделан для иконы в 1795 году, а до этого существовал позолоченный оклад установленный в 1576 году.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Икона Пресвятой Богородицы «Хрисафитисса»
  Икона Пресвятой Богородицы Хрисафитисса
Византийский город Монемвасия, расположенный, на Пелопоннесском полуострове и огражденный крепостной стеной (VI-VII вв.), имел знаменательную историю, как об этом свидетельствуют сохранившиеся здесь памятники средневекового искусства.
В нижнем городе, который составляет часть византийской Монемвасии, особой достопримечательностью является храм Пресвятой Богородицы «Хрисафитиссы», возведенный в XV веке на месте другого, более древнего храма Пресвятой Богородицы «Одигитрии». В нем находится одноименная чудотворная икона, которая была написана, вероятно, в XV-XVI вв.
Согласно преданию, изначально икона находилась в деревне Хрисафа, что в Лаконии. В Монемвасию, где она находится до сих пор, икона прибыла чудесным образом. Позже здесь был воздвигнут храм и основан монастырь в честь Пресвятой Богородицы «Хрисафитиссы».
Икону обрела одна престарелая женщина. Найдя ее, она тут же оповестила об этом местного епископа. Собрались верующие, взяли образ на руки и прошли с ним крестным ходом до кафедрального собора, где и поместили его.
В ту же ночь икона исчезла. Чудесным образом она вернулась на место своего обретения. После этого, исполняя волю Пресвятой Девы Марии, жители построили на месте обретения иконы храм и в нем поместили святой образ. Под храмом бьет единственный в Монемвасии источник, чудотворная вода которого способствует зачатию детей, главным образом мальчиков.
Между тем хрисафиты узнали, что их икона находится в Монемвасии. Они отправились к местному епископу и градоначальникам и потребовали вернуть ее. Те отказали, и тогда хрисафиты обратились с иском в суд, требуя возвращения своей иконы.
Судебную тяжбу они выиграли и, удовлетворенные, с иконой, возвратились в Хрисафу. Однако Божия Матерь не захотела идти в Лаконию. Поэтому икона снова возвратилась в Монемвасию, в нововозведенный храм, где Пресвятая Дева почти ежедневно совершала изумительные чудеса. Позже на этом месте был основан женский монастырь.
Древняя рукопись сохранила описание следующего явления Приснодевы в монастыре Пресвятой «Хрисафитиссы».
15 августа монахини бодрствовали в храме. В какой-то момент добродетельная игуменья Марфа увидела Пресвятую Деву Марию. Богородица сидела в стасидии и с умилением смотрела на игуменью, а та на протяжении всей всенощной службы плакала от радости.
Под конец славословия инокини громко запели, и Богородица исчезла.
Всенощное бдение закончилось, и монахини с недоумением спросили у игуменьи, что с ней случилось?
— Во время всенощного бдения я сподобилась великого благословения лицезреть Пресвятую Богородицу. Но как только вы усилили голос во время пения славословия, Дева исчезла. В следующий раз пойте, пожалуйста, тише, со смиренным голосом и с сердцем сокрушенным. Перед смертным царем всякий человек стоит со смирением, вниманием и страхом. Если не будет достаточного смирения, царь может разгневаться и прогнать его прочь. Куда с большим вниманием мы должны предстоять Царю Небесному, дабы не прогневать Его и не быть наказанными!
Храму пришлось испытать на себе все ужасы войны.
Стратегически важное расположение Монемвасии, ее всем известное вино, богатство и процветание привлекали многих завоевателей, превращавших ее в военный плацдарм. Она испытала на себе осады, грабежи и разрушения пиратов, франков, каталонцев, турко-албанцев и многих других.
Во время одного из набегов турок храм «Хрисафитиссы» был разграблен и превращен в склад для пшеницы. Рядом с храмом жил некий турок, страстно желавший расширить свои владения. Поэтому он разрушил здание, где производилось оглашение желавших принять Православие, а на его месте построил баню. За это Пресвятая Богородица покарала смертью всех его детей, и каждый, кто осмеливался войти в эту баню помыться, видел перед собой угрожавшую ему Женщину. Также все, позволявшие себе нечестивое поведение внутри или около храма, уходили наказанными различными болезнями. Они не могли излечиться до тех пор, пока не призывали священника, чтобы отслужить молебен в храме «Хрисафитиссы». Пресвятая Дева чудотворила не только для христиан, но и для мусульман.
Источник: Книга «Явления и чудеса Пресвятой Богородицы «, 2001 (ISBN 5-7533-0187-8 ) [2001]
Информация, представленная на данном сайте взята из открытых источников и предоставлена в общеполезных благотворительных целях содействия деятельности Русской Православной Церкви, сохранения духовного наследия, укрепления Православия, содействия духовному и нравственному развитию личности.
Информация, представленная на данном сайте предназначена для лиц, старше 16 лет. Добровольные благотворительные пожертвования принимаются от лиц, старше 18 лет.