икона божией матери козельщанская икона божией матери козельщанская
Неисчерпаемый источник чудесных исцелений: о Козельщанской иконе Божией Матери
5 марта (21 февраля по ст. ст.) Православная Церковь чтит чудотворный образ Козельщанской иконы Божией Матери, один из списков которой именуется «Неисчерпаемая Благодать».
История прославления этой иконы тесно связана с именитым дворянским родом Капнистов, владевшим имением в селе Козельщина Полтавской губернии на момент первого чудесного исцеления, полученного от этого образа. Икона являлась семейной реликвией жены графа Владимира Ивановича Капниста – Софьи Михайловны, урожденной Остроградской – перешедшей к ней вместе с имением от прежнего владельца Павла Козельского.
Владимир Иванович Капнист – внук известного в Украине и России драматурга, поэта, сатирика и общественно-политического деятеля В. В. Капниста (1758–1823 гг.). Он, как его отец и дед, немало потрудился на благо Отечества и православия. В частности, благодаря его усилиям и трудам, а также стараниям его супруги в 1885 году в Козельщине был основан Рождество-Богородичный женский монастырь, которому и была передана родовая святыня семейства – икона, получившая сразу же огромную известность по всей Украине и России вследствие многих происходивших от нее исцелений. Кроме того, при монастыре были созданы культурно-просветительский и благотворительный центры, проводившие активную работу до самого момента своего закрытия и разорения безбожной властью.
Козельщанская икона Божией Матери представляет собой образ итальянского письма неизвестного художника, время написания которого до сих пор не установлено. Богоматерь изображена в поясном виде в хитоне, усыпанном звездочками, сидящей у стола с Богомладенцем на коленях, Который держит в руке крест. На столе стоит сосуд и лежит лжица, как бы в знамение того, что Пречистая Дева есть Чаша, черплющая радость и являющая собой неиссякаемый источник благодатных чудес.
Согласно «Сказанию» об этом чудотворном образе, первоначально икона попала в Украину благодаря фрейлине императрицы Елизаветы, которая вышла замуж за запорожского войскового писаря Сиромаху. Надо заметить, что Козельщанская икона относится к числу образов, чудотворная сила которых была явлена сравнительно не так давно. Во всяком случае, до 1881 года никаких достоверных фактов об этом нет. Зато после этой даты сохранились документы, письма, записи, свидетельствующие о ее исцеляющей силе. Что же произошло в 1881 году?
У супругов Капнистов была несовершеннолетняя дочь Мария, очень резвая и активная девочка, которая внезапно заболела непонятным недугом, приведшим к искривлению и вывиху суставов, а затем к обездвиживанию. Лечение у разных докторов и прописанные процедуры ничего не дали. Отец девочки обратился к известному французскому профессору Шарко, и тот согласился осмотреть его дочь в Москве. Накануне отъезда мать посоветовала дочери для благополучного исхода поездки помолиться перед иконой и почистить ее ризу. Горячая и искренняя молитва привела к полному выздоровлению девочки, которую все же повезли в Москву, но уже для освидетельствования по случаю исцеления. Записи из истории болезни Марии, подписанные профессорами Шарко и Склифосовским, подтверждают этот удивительный факт. Сама Мария обо всем этом рассказала в 1920 году, находясь в Одессе, священнику о. Александру Введенскому, у которого проживала на квартире. Отец Александр много лет спустя поделился подробностями этой истории с матушкой Антонией (Желтковой) в своем письме.
К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. Девочка в порыве благодарности за исцеление дала обещание Богу не выходить замуж, но не сдержала его. Ее первый супруг оказался горьким пропойцей и рано погиб, второй – известный геолог, профессор Киевского Императорского университета П. Я. Армашевский, был расстрелян чекистами в 1919 году. По свидетельству отца Александра, Мария умерла как подлинная христианка в полном примирении со всеми с молитвой на устах и была похоронена на Одесском кладбище в 1921 году под фамилией Армашевская.
После невероятного выздоровления Марии в 1881 году весть об этом чуде быстро разнеслась по всей России. Уже в Москве, когда семья приехала туда на консультацию к профессору Шарко, к дому Капнистов собирались православные, желавшие воздать честь образу Богородицы, благодаря которому произошло исцеление девочки. В Москве с иконы со временем сделали список, получивший название «Неисчерпаемая Благодать». От московского списка Козельщанского образа Пресвятой Богородицы верующие тоже начали получать помощь. Когда семья вернулась в Козельщину, паломники ринулись туда. Сначала молебны служились перед иконой прямо под открытым небом, затем была воздвигнута часовня, позже церковь и собор при монастыре. Помещение и внутреннее убранство собора считалось одним из лучших в Украине и России того времени. Особенно обращал на себя внимание удивительный иконостас из белого мрамора.
В неспокойное для России время накануне Русско-японской войны обитель посетил будущий страстотерпец Император Николай II, пожелавший поклониться чудотворному образу Божией Матери. О том, что Козельщанская икона Божией Матери помогла многим людям, рассказывали письма, которые часто стали приходить графу В. И. Капнисту. Так, одним из первых пришло письмо из села Солоныци Кременчуцкого уезда от мещанина М. К. Миргородского. Житель этой деревни Г. И. Пилипенко по совету мещанина посетил Козельщанскую чудотворную икону вместе с сыном, больным тяжелой падучей болезнью. После молебна и прикладывания к иконе мальчик получил исцеление. Во времена господства безбожной власти Козельщанская обитель подверглась разорению. Монахини был разогнаны, некоторые арестованы. Накануне закрытия монастыря в 1929 году на лике образа Божией Матери, находившемся на вратах обители, выступили кровавые слезы. Советская власть, чтобы не привлекать внимания к чуду, принуждала игуменью Олимпиаду и еще нескольких сестер подписать ложную бумагу, подтверждающую, что на иконе проступила краска. Сестры отказались и были отправлены в Полтавскую тюрьму. В 1938 году игуменья Олимпиада (Вербицкая) была зверски замучена в тюрьме – на груди ей вырезали крест. Место ее погребения осталось неизвестным.
С начала Великой Отечественной войны и до своего второго закрытия в 1949 году обитель функционировала. В период гонений и закрытия чудотворный образ хранился в разных местах, а с 1961 года – в киевской квартире у бывших насельниц монастыря. В 1993 году после восстановления обители чудотворная икона вернулась в Козельщину. Первые чудеса начались сразу же еще по пути следования иконы в обитель. В г. Кременчуге, где она была выставлена для поклонения, получил исцеление мальчик с опухолью на ноге, которого готовили к операции. 23 февраля 1993 года, когда сестры монастыря вышли встречать образ, совершилось новое чудо: исцеление от болезни архимандрита Антония с Гомельской епархии, который был болен гриппом, но, невзирая на недомогание, все же приехал на торжество. Как только он принял на руки чудотворный образ, то сразу же запел, хотя до того не мог даже разговаривать. Присутствовавшие при этом люди свидетельствовали, что архимандрит пел громче и лучше всех. Весной того же года приехавший с паломниками из Кировограда мужчина с экземой получил уврачевание от своего недуга после использования масла от лампады чудотворной иконы. О многих чудесах, происходящих по обращению и молитве к этому чудотворному образу, можно узнать из монастырской книги, в которой ведется учет необычных случаев.
В 2007 году произошло еще одно удивительное событие. В главном храме не так давно обустроенного Мелитопольского мужского монастыря святого Саввы Освященного на стекле киота списка иконы Козельщанской Божией Матери отобразились лики Пречистой и Богомладенца. Киот был старый, и плотник должен был заменить его новым. Разбирая киот, он обнаружил отображение. После этого и икона, и стекло в отдельных киотах были помещены в храме для поклонения верующих. Отображения на стекле довольно четкие.
Козельщанскую икону называют «жемчужиной» Полтавщины. Она является одним из самых почитаемых среди православных верующих образов Божией Матери, продолжающим оказывать помощь, укреплять веру, даровать силы и исцеления. Об этой иконе можно сказать словами замечательного стихотворения, выражающего всю суть надежды и ожидания каждого верующего, обращающегося к Владычице мира со своими искренними молитвами:
К Ее иконе в час молитвы
Из грешных кто не припадал,
Как новобранец перед битвой,
Кто о спасенье не взывал?
И телом страждущих, и духом,
Избитых жизнью горемык, –
К ним обращалась чутким слухом,
На их души спешила крик.
И утолив мирян печали
Святою мерою сполна,
Чтоб духом впредь не обнищали,
Просила Господа Она.
Икона Богородицы Козельщанская
Празднование
История
Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX в. она принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. На сырной седмице 1880 г. дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги, от неправильного уклона в сторону, и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время ее повезли к харьковскому хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль ноги при ходьбе, был сделан особый башмак со стальными пружинами, обхватывавшими ногу выше колена, и предписано принимать теплые ванны. Прошел пост, но больная не чувствовала облегчения.
После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который нашел и в левой ноге вывих, и надел на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Силы девочки упали, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах и не чувствовала даже уколов. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были найдены еще вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя чувствительность в позвоночном столбе на всем его протяжении. Такая сильная степень болезни и неизвестность ее причины заставили возвратиться домой. В октябре месяце отец поехал с больной дочерью в Москву. Здесь он обращался к известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью.
Родители и больная уже отчаивались в спасении. Но неожиданно представилась возможность обратиться к помощи заграничного профессора. Так как до его приезда в Москву оставалось продолжительное время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в деревню, взяв с своей супруги слово привезти больную дочь в Москву, когда получит извещение о приезде профессора. 21 февраля 1881 г. получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Такое известие встревожило больную: не окажется ли и он, как другие, бессильным?
Мать, решив ехать на следующий день, указывая на семейный образ Божией Матери, сказала дочери: «Маша, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божией Матери, почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь». Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю тяжесть недуга, скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. И усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! мама! я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки». Она сорвала металлические упорки и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая держать благоговейно в своих руках образ Божией Матери. Немедленно приглашен был приходской священник и пред образом Божией Матери был совершен благодарственный молебен. Радостное событие сделалось скоро известным в окрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении быстро распространился по Москве и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону. От иконы произошло еще несколько исцелений. Когда семья возвратилась домой в Козельщину, вся окрестность уже знала об исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в Москве, и многие собрались для поклонения образу. Хранить далее икону в доме не было возможности, и, с разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не умолкало пред образом молебное пение и чтение акафистов.
В 1882 г. был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. была учреждена женская община, 17 февраля 1891 г. преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
При закрытии монастыря в 1929 г. икона была тайно вынесена монахинями в скит села Обиток, а после его закрытия в 1932 г. негласно хранилась в местечке Кобеляках, в 1941–1949 гг. – вновь пребывала в Козельщинской обители, затем – в Лебединском монастыре на Черкащине, с 1961 г. – в киевской квартире у бывших козельщинских насельниц, и только 23 февраля 1993 года вернулась в Козельщину.
Козельщанской иконе Божией Матери составлена Служба (на 21 февраля) и акафист.
Козельщанская икона Божией Матери
чудотворная икона Богородицы, которая находится в Козельщанском Рождества-Богородичном женском монастыре. Празднование иконы совершается 21 февраля по старому стилю.
Содержание
История [ править ]
Икона итальянского происхождения и была привезена в Россию одной придворной дамой императрицы Елизаветы Петровны (1741 — 1761). Владелица (или одна из владелиц) иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска по фамилии Сиромаха. Так икона попала в Украину.
В ХІХ веке образ находился в селе Козельщина Полтавской губернии, где было родовое гнездо семейства Капнистов, которому и принадлежала икона и чьей семейной святыней являлся. Именно здесь Пресвятой Богородице угодно было прославить Свой образ.
На Cыропусной седмице (Масляной) 1880 года дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач установил незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку, чтобы вылечить искривление. Через некоторое время девочку повезли к харьковскому хирургу. Он тоже определил вывих. Чтобы уменьшить боль в ноге при ходьбе, был изготовлен специальный ботинок со стальными пружинами, которые охватывали ногу выше колена. Пострадавшей было предложено принимать теплые ванны.
Прошел пост, а Мария не чувствовала облегчения. После Пасхи больная ощутила страшную боль и в другой ноге, которая у нее скоро искривилась так же, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к врачу. Тот установил вывих и левой ноги, надел на нее стальные пружины и посоветовал немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие и лечение причинили еще большие страдания. Силы оставляли Машеньку, она полностью потеряла чувствительность рук и ног, не ощущала даже уколов. При осмотре, кроме ранее выявленных повреждений тела, были установлены еще и вывихи в плечевых суставах, в левом бедре, нарушения в позвоночнике. Такое стремительное развитие болезни и неизвестность причин её возникновения заставили Капнистов возвратиться домой.
В октябре того же года отец поехал с больной дочерью в Москву. Там он обратился за помощью к самым известным докторам, но они заявили, что бессильны перед болезнью.
Родители и больная уже потеряли надежду на исцеление. Но вдруг появилась возможность обратиться к услугам зарубежного профессора, известного невропатолога Шарко. Поскольку до его приезда в Москву еще было время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в село, взяв со своей жены слово привезти больную дочь в Москву, как только придет известие о приезде профессора.
21 февраля 1881 года в Козельщине получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Это известие встревожило больную: не окажется ли и этот врач бессильным, как и другие? Мать приняла решение ехать на следующий день и сказала дочери, показывая на семейный образ Богородицы: «Машенька, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божьей Матери, почисть его ризу и крепче помолись перед нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно съездить и вылечить твою болезнь.» Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, уповала только на Бога и доверила свою судьбу Небесной помощи.
Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, которые приходили к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом сложился обычай, чтобы тот, кто молится, чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем.
Прижав к груди святую икону, больное дитя с помощью матери протерла ее и всю тяжесть и боль недуга, скорбь и отчаяние души открыла пред образом Богородицы.
Ревностная, горячая молитва немощного ребенка была услышана. Вскоре Мария почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки!». Она сорвала металлические пружины и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая благоговейно держать в своих руках образ Божьей Матери. Срочно пригласили приходского священника, и перед образом Божьей Матери был отслужен благодарный молебен. Радостное событие вскоре стало известно в окрестных селах.
Когда семья возвратилась домой в Козельщину, все окрестности уже знали об исцелении от Козельщинской иконы Божьей Матери, и много людей собралось для поклонения образу.
Сохранять дальше икону в доме не было возможности и, с благословения (разрешения) Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 года ее перенесли в специально обустроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не утихало перед образом молебное пение и чтение акафистов.
В 1882 году был возведен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 года основана женская община, которую 17 февраля 1891 года преобразовали в женский монастырь на честь Рождества Пресвятой Богородицы. С 1929 года (когда монастырь был закрыт) святыня укрывалась его монахинями, и только 23 февраля 1993 года насельницы возрожденной обители во главе с приснопамятной игуменьей Ираидой (Кравцовой, + 27 июня 1996 года) со слезами на глазах встречали свою «Заступницу и Покровительницу». Торжества в честь возвращения иконы возглавил Высокопреосвященный Архиепископ Феодосий.
С тех пор образ находится в этой обители. Празднование иконы совершается 21 февраля по старому стилю.
Местонахождение [ править ]
Адрес: 39100, Украина, Полтавская область, пгт Козельщина
Козельщанская икона Божией Матери
На иконе изображена Дева Мария с Богомладенцем на руках, который в правой руке держит крест. На столике рядом с изображением помещены чаша и ложка с крестом. В стороне от изображения стоит чаша и около неё лжица. Можно предполагать, что художник поместил около Предвечного Младенца эти изображения, имея в виду указать на Него, как на будущего установителя таинства Святого Причащения.
История
Икона имеет итальянское происхождение, написана в XV—XVI веках. Была ввезена в Россию фрейлиной государыни Елизаветы итальянского рода. Позже становиться родовой реликвией семейства графа Капниста.
Имя иконе дали по названию деревни Козельщины, в которой произошло первое чудо исцеления. 21 февраля 1881 года по молитве перед ней графинии Марии, дочери графа Владимира Капниста, страдавшей с 1880 года от болезни ноги.
Перед поездкой к врачам в Москву Мария обратилась с молитвой к Богородице и по семейной традиции почистила её ризу. По преданию, сразу после молитвы Мария почувствовала облегчение и приехала в Москву к врачам совершенно здоровой.
Где находится
Раньше икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. В настоящее время Козельщанская икона Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре Киевской епархии.
В чём помогает
Исстари установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на святой иконе, вытирая ее осторожно ватой или чистым полотенцем. Сколько раз молитва при подобном обращении была услышана. Козельщанской иконе Богоматери молятся:
Молитва
Богородице Дево Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице всего рода христианскаго!
Чудотворней иконе Твоей благоговейно предстояще, молим Тя, услыши нас, молящихся Тебе: приими благодарения наша недостойная о всех неизреченных Твоих к нам благодеяниих, в месте сем и во многих весях и градех земли Российския явленных и являемых.
Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление.
Буди всем нам покров и утешение, пристанище от всяких зол, бед и обстояний, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник, смертоносныя язвы и от злых человек озлобления.
О Премилосердая Мати, буди присно молитвенница любвеобильная о благостоянии святаго храма сего, о мире и тишине жительства общины сея, укрепи и поддержи священнодействующия и служащия во святем храме сем.
Осени вседержавным покровом Твоим строители и благотворители святыя обители сея, воздаждь им вечными дары щедрот Твоих, заступи от всякия напасти и сохрани с верою и благоговением притекающия к чудотворной иконе Твоей и молящияся Тебе с любовию зде и на всяком месте.
Вознеси молитвы наша, яко кадило благовонное, ко Престолу Всевышняго, дарующаго нам здравие, долгоденствие и в трудех благочестивых поспешение, да Твоим окормлением управляеми, и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца, Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Видео телеканала «СОЮЗ» об иконе Богородицы «Козельщанская»:
ЧУДОТВОРНАЯ КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икону относят к исконно итальянскому происхождению, а в Россию она попала примерно в 1741-1761 годах. Её привезла с родины одна итальянка, которая по указанию благоволившей к ней императрицы Елизаветы Петровны получила звание придворной фрейлины.В скором времени девушка вышла замуж запорожского войскового писаря Сиромаха, который являлся приближённым гетмана Полуботка и в 1764-м году поставил подпись под актом окончательного присоединения Малороссии к России. Молодожёны получили от императрицы по-настоящему царский дар – значительных размеров земельные владения в пределах Полтавской губернии. Этот надел превратился в родовое имение семьи Сиромахов, а образ Богоматери стал реликвией, передаваемой из поколения в поколение.
Козельщинская икона Божией Матери
[ Дальше. ]
Во второй половине 19-го века, согласно завещанию, владение было передано в распоряжение Павла Ивановича Козельского. Созвучно его фамилии главное село было переименовано в Козельщину. На протяжении всей его жизни икона сохранялась на прежнем месте.
В конце того же столетия хозяином имения стал граф Владимир Иванович Капнист. Он и его семья были набожными людьми. Они молились богоматери и всегда обращались к Богоматери за благословением.
БЕДА В СЕМЬЕ КАПНИСТОВ
В 1880 году на Масляну (Сыропустную седмицу) дочь графа Капниста, которую звали Мария, захворала. Врач определил, что она подвернула ногу и наложил повязку из гипса, чтобы зафиксировать сустав. Это мало помогло и через некоторое время девочку отвезли к известному харьковскому хирургу, чтобы он помог избавиться от недуга. Врач, осмотрев ногу, также сказал, что это вывих. Для того чтобы облегчить страдания, девочке был изготовлен ботинок, оснащенный стальными пружинами. Также он рекомендовал теплые ванны для облегчения страданий.
Прошло много времени, закончился пост, но Мария так и не почувствовала никакого облегчения. После празднования Пасхи состояние только ухудшилось: не только не зажила больная нога, но и с ужасными болями искривилась вторая. Капнист снова повез дочь к врачу. Снова поставили диагноз «вывих», надели ботинок (по аналогии с правой ногой) и порекомендовали ехать на Кавказ.
Там предполагалось лечение чистым, горным, свежим воздухом и минеральными водами. Путешествие далось Марии очень тяжело: ее страдания только усилились. Девочка полностью перестала чувствовать руки и ноги. Врачи снова ставили диагноз «вывих плечевых суставов, бедра, искажения в позвоночнике» и просто разводили руками. Такая ситуация и ухудшение состояния заставили семью Капнистов незамедлительно ехать домой.
Украина, Полтавская область, поселок Козельщина, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы
Козельщинская икона Божией Матери. Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, п.Козельщина
Прошло лето, началась очень, облегчения все также не было. В октябре отец привез Машеньку в Москву. Но даже самые известные доктора оказались бессильными перед болезнью.
Семья теряла веру на исцеление. Но им представилась уникальная возможность получить консультацию зарубежного профессора — невропатолога Шарко. Поскольку он приезжал в Москву в феврале, девочка попросилась домой. Отец выполнил волю больной и увез ее в село. Но взял в жены твердое слово вновь привезти дочь, как только приедет Шарко.
Храм в честь Козельщанской иконы Божией Матери. Донецк
Козельщинская икона Божией Матери. Храм в честь Козельщанской иконы Божией Матери. Донецк
21 февраля 1881 года семья Капнистов получила срочную телеграмму о том что профессор едет в Москву. Это встревожило Машу. Она боялась, что врач окажется тоже бессильным перед тяжким недугом. Но мать была непреклонна и на следующий день стала готовиться к поездке. Она наказала дочери взять образ Божьей Матери и с верой помолиться Заступнице. Маша, потеряв надежду на врачей, уповала только на Бога и именно ему доверила свою судьбу.
Издавна эта икона славилась своими чудотворными свойствами. Предание гласит, что она особо помогала молодым девочкам и девушкам, приходившем к ней с молитвами устроить семейную жизнь. При этом сформировался обычай при молитве чистить ризу на иконе ватой или полотенцем. Больное дитя, крепко прижав к груди истощенными руками икону, стало протирать ее. Она так искренне и отчаянно молилась, открывшись перед образом, что произошло настоящее чудо.
Внезапно она ощутила нестерпимую боль в спине, из-за которой лишилась сознания. Придя в себя, Мария почувствовала, как её конечности наполняются живительным теплом, а болезненные ощущения исчезли.
Козельщинская икона Божией Матери. Храм святого преподобного Серафима Саровского. Луганск
Мария стала ощущать прилив сил как в руках, так и в неподвижных ногах. Стала громко звать маму и кричать, что стала чувствовать и ручки, и ножки. Девочка окрепшими руками жадно сорвала ненавистные пружины и бинты и стала вольно и уверенно ходить по своей комнате, не выпуская из рук образ чудотворной Божьей Матери. Семья срочно пригласила местного священника, который отслужил молебен перед иконой. Очень быстро радостное и долгожданное событие облетело все села в округе.
Немного позднее, проведя тщательное обследование, врачи подтвердили очевидное – девушка абсолютно здорова. Вскоре вся Москва знала о появлении нового чудотворного образа и вскоре толпы верующих направились в гостиницу, где проживала графская семья, чтобы поклониться Козельщанской иконе Божией Матери. После этого произошло ещё несколько исцелений, которые стали записывать в специальную книгу.
Мать вместе с дочерью и святым образом утром следующего дня направились в Москву. Весть об чудесном исцелении быстро распространилась по всей столице. Икону поместили в церковь, где произошло еще несколько исцелений. Дома сохранять святыню не было возможности. Поэтому, попросив благословения архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 года икона была перенесена во временную часовню. Ежедневно с раннего утра до позднего вечера читались перед нею акафисты.
Козельщинская икона Божией Матери. Свято-Николаевский Городской женский монастырь. с.Городок. Украина
Специально для чудотворного Образа в 1882 году возвели храм. А 1 марта 1885 года была основана община (женская), которая с 17 февраля 1891 года стала женским монастырем в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При закрытии монастыря в 1929 г. икона была тайно вынесена монахинями в скит села Обиток, а после его закрытия в 1932 г. негласно хранилась в местечке Кобеляках, в 1941–1949 гг. – вновь пребывала в Козельщинской обители, затем – в Лебединском монастыре на Черкащине, с 1961 г. – в киевской квартире у бывших козельщинских насельниц.После закрытия монастыря в 1929 году на иконе проступили кровавые слезы. Настоятельнице монастыря Олимпиаде велели объявить верующим, что это краска, но она отказалась. За это ее отправили в полтавскую тюрьму, а через 8 лет убили.Монастырь открывался во время Великой Отечественной войны, но вновь был закрыт в 1949 году.
Козельщинская икона Божией Матери. Благовещенский мужской монастырь. г.Муром
Спустя почти восемьдесят лет, 23 февраля 1993 года, игуменья Ираида и насельницы вновь возрожденной обители встречали Чудотворную Козельщанскую икону Божией Матери. С тех самых пор образ располагается все в той же обители. Празднование, посвященное иконе, выпадает на 21 февраля.
На данный момент местом нахождения образа Небесной Царицы является Покровский женский монастырь (г. Красногорск) киевской епархии.
Козельщинская икона Божией Матери. Успенский собор города Хельсинки
Козельщинская икона Божией Матери. Успенский собор города Хельсинки
Помимо оригинала существует ещё несколько списков, которые находятся:
в Казанском храме Москвы (возле Серпуховских ворот);
в Благовещенском храме города Мурома;
в монастыре святителя Николая Угодника города Гомеля (Беларусь);
в монастыре Николая Чудотворца села Городок (Украина);
в Успенском соборе города Хельсинки.
Изначально он принадлежал праведному Иоанну Кронштадтскому и был подарен как молитвенное благословение родителям тяжелобольной. девочки. До 1940 года икона хранилась в Выборге, а затем была перенесена в Хельсинки. В июне 2010 года икона была украдена из собора вместе с драгоценностями которые приносили к ней верующие в благодарность за чудотворения.