икона божией матери махериотисса
Монастырь Махерас (Махера). Кипр
Мужской монастырь Махерас (ударение на последний слог) входит в тройку главных монастырей Кипра. Имя он получил от своей главной святыни − чудотворной иконы Божией Матери Махериотиссы, что в дословном переводе означает Ножевая (нож по-гречески − μαχαίρι). Давайте для начала посмотрим на внешний вид монастыря Махера.
Чудотворная икона
Почему ножевая и почему икона главная святыня? Вот небольшой рассказ об этом. Дело было в середине XII века. Монаху-отшельнику Неофиту, который проживал на Кипре в монастыре св. Иоанна Златоуста, во сне явилась Богородица, указавшая ему новое место обитания в районе горы Киония, где сейчас и расположен этот монастырь. Согласно монастырским преданиям, Неофит со своим учеником Игнатием пошли туда и увидели свет в небольшой долине между гор. Они пробивались на свет сквозь заросли и, наконец, подошли к пещере, из которой этот свет и исходил. С большим трудом им удалось проникнуть внутрь пещеры. И перед ними предстала прекрасная икона Богородицы, которая и излучала свет. А рядом с иконой они нашли.
Вы наверно догадались о предмете, который оказался рядом. Сначала поясним, что на Кипре подобным образом нашлась не одна икона. Были времена, когда в Византии стали бороться с иконами. Так называемый период иконоборчества (религиозное движение в Византии в VIII — начале IX веков, направленное против почитания икон). Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. «Несогласные» пытались уберечь иконы и прятали их, в том числе привозя на Кипр и помещая в пещеры, где скорее всего сами и жили. какое-то время. А иконы продолжали жить, и некоторые, благодаря такой заботе, дожили до наших дней.
Можно было на этом и закончить повествование, и даже написать, что «на этом месте и был построен монастырь». но мне показалось, что дальнейший рассказ может быть не менее интересным. Вам когда-нибудь приходилось основывать монастыри? Думаю что нет, как и нам.
Поэтому продолжим.
Неофит неожиданно скончался. но к Игнатию присоединился другой монах − Прокопий. И они вместе решили воплощать ранее задуманное. В итоге они оба в 1160 году отправились в Константинополь, чтобы получить поддержку и помощь у тогдашнего императора Мануила Комнина. Им удалось убедить Мануила в том, что икона действительно чудотворна, на что император издал указ об основании монастыря. Указ − это не только разрешение на бумаге, а реальная финансовая помощь как в виде денег, так и в выделении земли вокруг горы Киони. Единственным условием императора было то, чтобы новый монастырь был ставропигиальным. Не знаете такого слова? Мы тоже не знали. Ну в общем чтобы монастырь не был зависим от власти местного епископа. Кстати, таковым он и остаётся и в наше время.
Ну ещё немного расскажем про основание монастыря Махерас. В 1187 году в знак ставропигиальности будущего монастыря здесь был заложен крест в основание монастырской церкви. Пошла работа по строительству обители. В период строительства монастыря умер и Прокопий. И ему на смену пришёл Нил, которому суждено было сыграть важную роль для этого монастыря. При нём монастырь значительно расширился. Нил стал первым летописцем монастыря, а в 1201 он создал устав обители. Рукопись устава, как и икона, пережили несколько пожаров и уцелели. Пергамент до сих пор хранится в здании монастыря, равно как и грамота византийского императора, подтверждающая независимость Махераса.
Чуть позже мы поведаем как при первом посещении монастыря мы пробрались в него «тайной» тропой. Но сначала небольшой рассказ об ещё одном имени, особо почитаемом в этом монастыре.
Орёл Махера
Расскажем немного о Григориосе Авксентиу − герое национально-освободительной борьбы 1955-1959 годов.
В те годы киприотам хотелось освободиться от англичан, колонией которых Кипр являлся с 19-го века. В итоге этой борьбы Кипр стал независимым государством, а от англичан здесь осталось. Нет, для начала скажу, что англичане никуда особо и не ушли − так и владеют до сих пор парой процентов площади острова, на которых у них расположены военные базы. Частенько, когда едешь по основной дороге, например, в сторону Пафоса, приходится проезжать и по английской территории. А осталось от них левостороннее движение, «кривые» электрические розетки и фунт. Правда последний, начиная с 1-го января 2008 года, ушёл, уступив место евро.
Когда мы впервые приехали к монастырю мы про всё это не знали. Только подъехав, увидели указатель на музей, который располагается рядом, буквально на сотню метров дальше. Мы и решили, что сначала посмотрим, что там. Музей оказался закрыт. Но можно было рассмотреть внушительную скульптуру Григориоса, которая установлена неподалёку.
«Орёл Махера» − так в народе называли Григориоса Авксентиу. Теперь понятно почему рядом с ним находится орёл.
В тот момент мы этого не знали. Не знали даже кому этот памятник поставлен, и почему он здесь находится. Это потом уже заинтересовались этим вопросом и почитали. Ну а вы знаете теперь.
С площади, на которой расположен этот памятник, открываются красивые виды на близлежащую к монастырю местность. Правда, скажем прямо, «вживую» смотреть более впечатляюще.
Теперь от памятника пойдём внутрь монастыря. Пройдя буквально несколько метров вниз по дороге к монастырю, мы обнаружили открытую дверь. Оттуда так вкусно пахло едой. что не могли не зайти.
Во время поездок мы частенько просто берём с собой бутерброды, чтобы не терять много времени на еду в тавернах. К этому моменту бутерброды ещё оставались целыми.
Зашли в дверь и прошли мимо монастырской кухни, которая и источала те самые запахи. Пройдя ещё несколько метров, очутились на верхних ярусах монастыря прямо рядом с кельями монахов. Лена даже попыталась зачем-то открыть одну из них. «И что бы ты сказала монаху, если бы дверь открылась?» − задал я ей риторический вопрос.
Далее стали рассматривать виды со второго этажа, а также всякие приспособления, находящиеся здесь. За этим занятием нас застал монах, который сильно удивился тому, как мы здесь очутились. Это уже потом внизу увидели закрытые калиточки, которые видны и на фотографиях. Как оказалось заходить сюда было нельзя.
Монах сказал, что и внизу тоже есть что посмотреть. Пришлось послушаться и спуститься за ним. Нас пригласили внутрь храма, где старый монах долго нам рассказывал историю икон. Видимо не обиделись на нас за «вторжение». Внутри фотографировать не разрешается, поэтому при монахе не стали этого делать. Но сразу признаемся, что не последний раз там были. А пока пошли искать выход, ну или «нормальный» вход. Оказалось, что он есть и вполне цивильный.
В наши планы входило в тот день посетить ещё уникальную деревню Фикарду, которая находится под охраной ЮНЕСКО. Бросив последний взгляд на монастырь, собрались в дорогу. И тут совершенно случайно увидели орла на горе. Ну не орла, а скульптуру, которая нам почему-то показалась на него похожей. А вы его видите? Если нет, то кликните по фото. Может в более крупном масштабе виднее будет.
В этот раз мы всё-таки уехали, решив оставить разгадку на следующий раз.
Второе пришествие в Махерас
Спустя полтора года решили снова посетить монастырь. Но тот «орёл» не давал нам покоя, поэтому его исследование стало нашей первостепенной задачей. Проехав пару километров за монастырь, увидели пригорок, на котором и стоял этот памятник. К нашему удивлению, это оказался совсем и не орёл, и не птица даже. Попробуйте сами определить, что это или кто.
Когда начали подниматься вверх, то увидели ещё одну скульптуру. Вот теперь вместе они для нас сложились в единую композицию. Памятник сожжённому Григориосу и его ангелу, не сумевшему его уберечь. Но может это нам так показалось.
Раз уж сюда забрались, то просто побродили вокруг, любуясь здешними красотами. Фотографии покажем чуть позже, а пока подъедем снова к монастырю.
На этот раз вошли, как положено, через главный вход. Вот, кстати, требования для посещающих монастырь и расписание, по которому таких как мы пускают внутрь.
Зашли в храм, а там. никого. Душа фотографа не выдержала, и я не удержался и сфотографировал икону. Света в храме было мало, но всё же решил вспышку не включать, чтобы снаружи не засекли. Пришлось вжаться в колонну и сделать серию снимков в надежде, что хоть один да и выйдет не совсем смазанным. Ну тут уж как вышло. Вот она, главная икона Махераса.
Ну и напоследок немного побродили ещё по территории монастыря.
Немного фотографий
А вот та «знаменитая» калитка, через которую можно попасть на верхний ярус. Она обычно открыта. но мы ни к чему вас не призываем. Лучше зайти штатным путём и полюбоваться на красивую входную решётку и прочие архитектурные решения.
И потом можно не спеша пройтись по ухоженной территории. При входе в монастырский музей располагаются две большие мозаики. На ближней к нам запечатлён как раз момент обретения иконы. Ну вот и всё на этот раз.
А впереди в этот день нас ещё ждала небольшая деревушка Лазанья, что находится неподалёку от Махераса.
Видеоподробности
А теперь забудьте всё, о чём вам только что рассказали. Представьте, что вы самостоятельно добрались на машине до монастыря, не зная о нём ничего. Представили? Вот теперь вы поймёте нас, когда мы оказались у его стен почти случайно. Особую «ценность» представляют собой комментарии, которые вы услышите в ролике из уст Лены. Итак, смотрим!
Редкие Богослужебные тексты
здесь выкладываются редкие Богослужебные тексты, переводы Богослужебных текстов на церковно-славянский язык. Пока еще не все они утверждены Боголсужебной комиссией. Публикуем только службы, тропари, кодаки и акафисты.
Икона БМ Махериотисса. Служба. История
шрифт: Triodion Ucs
Мэ1сzца o3кто1вріz въ нi7 де1нь.
Пра1зднованіе прест7эй влdчцэ на1шей бцdэ и3 приснодв7э мр7іи
ра1ди i3кw1ны є3z2, нарица1емыz
махеріw1тисса и3ли2 ноже1внаz,
я4же во w3то1цэ кv1прстэмъ.
творе1ніе мона1ха а3фана1сіz
На вели1цэй вече1рни:
На Гдcи воззва1хъ: стіхи6ры, гла1съ в7:
Подо1бенъ: Е3гда2 t дре1ва:
Егда2 ст7ы1й а3по1столъ лука2/ благода1тный w4бразъ тво1й/ ва1пами и3зwбрази2, q, чcтна1z,/ тогда2 я4кw дх7одви1женъ, u3слы1ша:/ бога1тнw и3злива1ющаzсz/ блгdть пребж7е1ственнаz/ є3диноро1днагw сн7а/ t i3кw1ны моеz2/ и4мать пребы1ти храни1тельнэ/ во вэ1ки вэкw1въ// съ покланz1ющимисz любо1вію се1рдца є4й всегда2.
Егда2 подви1жникъ благоговэ1йный/ и3коноху1льникwвъ свирэ1пства бэ1гаz,/ сокро1вище многоцэ1нно,/ чcтну1ю i3кw1ну твою2/ на кv1пръ и4зъ царьгра1да/ принесе2, бг7оневэ1сто,/ тогда2 вэ1рныхъ неисче1тное мно1жество/ стека1хусz сэ1мо/ блгdти причасти1тисz,/ ю4же, я4кw нб7сную ма1нну,// и3злила2 є3си2, чcтаz.
Вхо1дъ. Прокjменъ дне2. И3 чтє1ніz бцdэ три2.
На літjи стіхи6ры:
и3 ны1нэ, гла1съ д7:
Ко всечcтно1му твоему2 взира1юще o4бразу,/ q влdчце бцdе,/ а4ще и3 согрэша1емъ не1мощію,/ не tступа1емъ добронадэ1zніемъ:/ ты2 бо ст7у1ю руку2 твое1ю воздэz1ніемъ/ къ на1мъ низво1диши/ я4кw ка1пли дожде1вныz/ чл7вэколю1бца влdки благодаz1ніz,/ и3 w3 ча1дэхъ твои1хъ заступа1ющи,/ на1мъ рэче1ши спасе1ніе./ Тэ1мъ сподо1би ны2 при1сно/ въ чи1стэмъ жи1тельствэ/ ма1тернюю любо1вь твою2 сла1вити,/ є4юже все1мъ u3дэ1лъ u3готовлz1етсz// въ црcтвіи нб7э1снэмъ превожделэ1ннэмъ.
На стіхо1внэ стіхи6ры, гласъ є7.
поd: ра1дуйсz:
Ра1дуйсz, дв7о мт7и чcтна1z,/ купино2, o4гнь бж7ества2 носи2вшаz,/ и3 неопа1льна пребы1вшаz,/ іису1са, и4стинна человэ1ка пита1вшаz;/ всэ1хъ надэ1емыхъ u3теше1ніе,/ во бране1хъ u3крэпле1ніе,/ вэ1рныхъ покро1ве,/ и4нокwвъ прибэ1жище,/ твоему2 w4бразу покланz6ющихсz,/ є3го1же я4кw пречтcенъ да1ръ/ махера1сстей w3би1тели ниспосла1ла є3си2,/ нб7сными w3роша1ющи ка1плzми моле1ній твои1хъ,/ и3 всэ1мъ незави1стнw// благослове1ніе сн7а твоегw2, мт7и, подаю1щи.
Стjхъ: Слы1ши, дщи2, и3 ви1ждь, и3 приклони2 u4хо твое2.
Ра1дуйсz, o3би1теле махера1сскаz,/ бцdы преблагослове1нный до1ме,/ богати1шисz бо чу1дне,/ сеz2 и3му1щи w4бразъ,/ и4же всэ1мъ подае1тъ благода1ть незави1стную/ и3 стра1сти душе6вныz tсэца1етъ,/ я4кwже t те1рній и3ногда2/ дво1ица o3тє6цъ пеще1ру tрэби1ста/ и3 и3знесо1ста благода1ть лію1щую и3ко1ну./ Лику1й u4бо/ и3 сердца2 ча1дъ твои1хъ вознеси2/ ко славосло1вію дв7ы,/ ю4же воспэва1ютъ а4г7гели,/ я4кw су1щую тво1й покро1въ,/ и3 всэ1хъ благи1хъ вино1вную,// и3 прославле1ніе вэ1чное.
Стjхъ: Лицу2 твоему2 помо1лzтсz бога1тіи лю1дстіи.
Ра1дуйсz, кv1пре,/ ди1вный w3то1че ст7ы1хъ,/ ло1жнэй боги1нэ служе1ніе попра1вый,/ прест7ыz же бг7оро1дицы i3кw6ны/ страннопріz1вый свэ1тлэ,/ всz6 и3спо6лненныz бж7іz благода1ти:/ троодити1ссу сла1вную,/ ми1лующую кv1ккскую,/ и3 созда1нную а4г7гелы,/ а3г7гелокти1сти нарица1емую,/ и3 сію2 всечcтну1ю,/ хранz1щую w3гра1ду махера1сскую,/ и3 и3на6z мно6гаz,/ и4миже ко влdцэ/ бг7одухнове1ннэ возво1димсz/ и3 та1инственнw є3му2 u3подоблz1емсz,// w3брета1юще ми1ръ и3 ве1лію ми1лость.
Сла1ва, и3 ны1нэ, гла1съ то1йже:
Е2гда2 нече1стіz пла1мень, бцdе,/ распростре1сz по вселе1ннэй,/ тогда2 по1стникъ благочести1вый/ всечcтну1ю i3кw1ну твою2/ бг7омъ дви1жимь, на кv1пръ и3знесе2./ та1ко u4бо сіz2 смотри1тельнэ/ i3кw1нобо1рческіz я4рости спасе1сz,/ мы же вельми2 w3благодэ1тельствовани бы1хомъ/ снисходи1тельнымъ сопребыва1ніемъ твои1мъ./ тэ1мъ па1ки и3 мно1гажды/ припа1дающе тебэ2,/ сокро1вище w3би1тели махера1сскіz,/ я4кw ча1да мо1лимсz:/ всz2 привлецы2/ въ го1ру твою2 непоколеби1мую,/ я4кw да вэ1чнw сла1вимъ// трbцу, тz2 просла1вльшую.
На бл7гослове1ніи хлэ1бwвъ тропа1рь, гла1съ а7:
поd: пусты1нный жи1тель
С
щ7е1нней твое1й i3кw1нэ/ покланz1емсz, всенепоро1чнаz,/ ю4же t цр7и1цы градw1въ/ є3динъ t по1стникъ взе1мъ/ любо1вію на кv1прэ потаи2./ сіz2 же по вре1мене я3ви1сz,/ свэ1тлw блиста1ющи,/ u3строи1телємъ ди1вныz махера1сскіz o3би1тели,/ и3 я3кw бг7ото1чнаz река2/ u3ще1дри и3сцэле1ньми./ сла1ва вели1чію твоему, чcтна1z,/ сла1ва чудесє1мъ твои1мъ,// сла1ва твоему2 w3 на1съ заступле1нію, д7во чcтаz.
На u4трени:
По а7-мъ стіхосло1віи сэда1ленъ, гла1съ а7.
поd: гро1бъ тво1й, сп7се:
Дре1влэ и3зра1иль и3зы1де є3гv1пта, o4блакомъ свэ1тлымъ путеводи1мь. Мы2 же, лю1діе твои2, мт7и, блгdтію бж7ственный тво1й o4бразъ и3му1ще, ше1ствуемъ въ црcтво сн7а твоегw2, тz2 прославлz1юще.
По в7-мъ стіхосло1віи сэда1ленъ, гла1съ г7:
Бж7ственнэи ру1цэ твои2, бл7га1z, къ чл7вэколю1бцу возво1диши, тогw2 молz1щи w3 w3то1цэ кv1прстемъ и3 махера1сстэй o3би1тели, чту1щихъ достопокланz1емую i3кw1ну твою2, тогw2 и3 гнэ1въ u3глажда1ющи за мно1зи грэси2, я4же вы1ну, o3трокови1це, содэва1емъ. Тэ1мже да1руй на1мъ покаz1ніz вре1мz, да ко гдcу w3брати1мсz.
По полmеле1и седа1ленъ, гласъ и7.
поd: прему1дрость и3 сло1во:
Въ верте1пэ души2 моеz2,/ мт7и чи1стаz,/ o4бразъ бж7ій потаи1сz,/ и3 те1рніzми, u3ничиже1нный, покры1сz страсте1й./ Сегw2 ра1ди любо1вію притека1z/ ко o4бразу твоему2, молю1сz:/ предста1тельствы твои1ми а4ки ле1звіемъ/ ты1z ско1рw tсэцы2,/ да но1ву и3 чи1сту пэ1снь возслю2,/ на тz2 все2 u3пова1ніе/ возложи1въ, w3каz1нный,/ и3 по достоz1нію возопию1 ти/ є4же ра1дуйсz а4гг7елово, чтcна1z,/ похвалу2 благода1рственную па1ствы твоеz2,/ є3z1же мz ча1домъ содэ1латисz// дв7о, сподо1била є3си2.
Канw1нъ, гла1съ д7, є3го1же краегране1сіе: тz2, махеріw1тиссу, дв7у чтcую воспою2. А3(fана1сій).
Пэ1снь а7
I6рмо1съ: Tве1рзу u3ста2 моz2,/ и3 напо1лнzтсz дх7а,/ и3 сло1во tры1гну цр7и1цэ мт7ри,/ и3 я3влю1сz свэтлw торжеству1z,// и3 воспою2 ра1дуzсz тоz2 чудеса2.
Ра1дуетсz дне1сь достоz1ніе твое2, непоро1чнаz, свэ1тлw пра1зднуz честно1му o4бразу твоему2, ди1внаz, и3 вопіе1тъ ве1селw: o3би1тель твою2 сохранz1й, бг7неве1стнаz.
Я43кw u3слы1ша всечcтаz, t а3рха1гг7ела вэ1сть, пріz1ла є3си22 дх7омъ в8 бж7ственную u3тро1бу твою2, превэ1чнаго сн7а, бг7а и3 сло1ва, того2 ра1ди и3 воспева1емъ тz2, бг7неве1стнаz.
Tню1дъ не растлэ1ннw бы1сть дэ1вство твое2, нескве1рнаz, но пребыла2 є3си2 пречcта, я4кw и3 пре1дъ рождество1мъ. По рождествэ2 па1ки дэ1вствуеши, дэ1въ u3сла1до, бг7неве1стнаz!
Пэ1снь г7
I6рмо1съ: Твоz2 пэсносло1вцы бцdе,/ живы1й и незави1стный и3сто1чниче,/ ли1къ себэ2 совоку1пльшыz дх7о1внw u3тверди2,/ въ бж7е1ственнэй твое1й сла1вэ,/ вэнцє1въ сла1вы сподо1би.
А3да1мъ первозда1нный паде2,/ и3 возстена2 под8 и4гомъ грэхо1внымъ, влdчце,/ но а3да1мъ вторы1й,/ t тебэ2 рожде1нный,// вознесе1 є3стество2, Q бг7ма1ти чcтаz.
Ликовству1етъ ны1нэ всz2 тва1рь/ и3 ско1раго ча1етъ свобожде1ніz, непоро1чнаz,/ є3го1же тво1й сн7ъ введе2/ воплоще1ніемъ стра1шнымъ,// Q бг7ма1ти чcтаz.
Ви1дzщи i3кw6ны твоz6 бж7е1ственныz,/ я4же написа2 любо1вію лука2,/ сн7а моегw2 благода1ть,/ рекла2 є3си2,/ да пребу1детъ/ со и3зoбраже1ніи мои1ми,/ Q бг7ома1ти чcтаz.
Сэда1ленъ, гласъ д7.
поd: вознесы1йсz:
Сщ7енней твое1й i3кw1нэ покланz1ющесz вэ1рно, вопіемъ, w3гра1ды твоеz2 пито1мцы и3 вси2 вэ1рніи: храни2 моли1твами твои1ми христоимени1тыхъ люде1й мно1жество, проше1ній и3сполне1ніе подаю1щи и3 и3збавле1ніе и3скуше1ній жите1йскихъ ско1рое, я4кw да воспои1мъ блгdть твою2, влdчце.
Пэ1снь д7
I6рмо1съ: Неизслэ1дный бж7ій совэ1тъ,/ є4же t дв7ы воплоще1ніz,/ тебе2 вы1шнzгw,/ прbро1къ а3вваку1мъ uсмотрz1z зовz1ше:/ сла1ва си1лэ твое1й гдcи.
И3конобо1рцєвъ глаго1лы нечести6выz по1стникъ нэ1кій я4кw слы1ша, t ца1рствующагw гра1да пренесе2, чтcаz, на кv1пръ i3кw1ну твою2, Q препросла1вленнаz.
Я4кwже благода1ть лію1щаz река2 дарова1ласz є3си2 кvпріо1тwмъ, всенепоро1чнаz, ду1ши t грэ1хъ и3змыва1ющи и3 подаю1щи o3тра1ду, Q препросла1вленнаz.
К2ончи1ну свою2 подви1жникъ u3смотрz1z, въ верте1пэ потаи2 i3кw1ну твою2, стра1ха гони1телей ра1ди, тэ1мже те1рніz купины2 o3па1сно стрежа1ху тz2, купину2, Q препросла1вленнаz.
Пэ1снь є7
I6рмо1съ: U3жасо1шасz всz1ческаz/ w3 бж7е1ственнэй сла1вэ твое1й:/ ты1 бо неискусобра1чнаz дв7о,/ и6мэ1ла є3си2 во u3тро1бэ над8 всэ1ми бг7а,/ и6 родила2 є3си2 безлэ1тнаго сн7а,/ всэ6мъ воспэва1ющымъ тz2/ ми1ръ подава1ющаz.
И3гна1тій прпdбный со неофv1томъ, всенепоро1чнаz, свэ1тъ въ горэ1 u3зрэ6вшэи, те1плою ре1вностію бж7е1ственную i3кw1ну твою2, я4кw потае1нное сокро1вище, Q махеріw1тиссо, o3брето1ста, пэ1сни воспэва1ющэ.
T пеще1ры и3знесо1ста o4бразъ тво1й всест7ы1й, те1рніz ноже1мъ раздира1юща, бж7ственнаz o3тца2, и3 o3бра1дована, воздвиго1ста хра1мъ велелэ1пенъ, Q махеріw1тиссо, въ нэ1мже се2й положи1ста.
Тебэ2 молю2, непоро1чнаz, ро1ждшаz гдcа вну1трь верте1па вифлее1мскагw, всестра1стную ду1шу мою2 o3чи1сти, те1рніz tтреблz1ющи страсте1й, Q махеріw1тиссо, бж7ественныz мz2 лэ1поты сокрыва1ющихъ.
Пёснь ѕ7
Їрм0съ: Бж7е1ственное сіе2 и3 всечестно1е/ соверша1юще пра1знество,/ бг7му1дріи, бг7ома1тере,/ пріиди1те рука1ми воспле1щимъ,/ t неz2 ро1ждшагосz бг7а сла1вимъ.
Кmпріо1ты храни2, влdчце,/ и3 всz2, чту1щыz/ подо1біе зра1ка твоегw2,/ и3 покажи2 z5 сн7а твоегw2 подо1біz// мольба1ми твои1ми ст7ы1ми, всепэ1таz.
Цвэ1тъ неувzда1емый ро1ждшаz,/ хрcта2 бг7а сло1ва,/ w3благоуха1й покланz1ющихсz/ махера1сстей i3кw1нэ твоей// мv1ромъ блгdти, всепэ1таz.
Согрэши1хомъ пред8 тобо1ю, бг7оневэсто,/ и3 o4чи къ тебэ2 въ моле1ніи/ возвести2 не могу1ще,/ из8 глубины2 вопіе1мъ:// проще1ніе на1мъ пода1ждь, всепэ1таz.
Конда1къ, гласъ и7,
поd: взбра11нной воево1дэ:
В
сест7ы1й тво1й o4бразъ чтcаz,/ я4кw сокро1вище многоцэ1нно и3му1ще,/ сему2 припа1даемъ,/ просz1ще прегрэше1ній проще1ніz./ Сіо1ну насле1дуеши, горо2 ст7а1z,/ и3 мы2 та1мw зрz1ще сла1ву твою2 взываемъ:/ ра1дуйсz, влdчце,// бл7га1z махеріw1тиссо.
I4косъ:
А4г7гелwмъ є3ди1нымъ, o3трокови1це, подоба1етъ приноси1ти пэ1снь досто1йную тебэ2, прест7э1й. Мы же, нечи1сты u3стнэ2 и3му1щіи, тре1петомъ ве1ліимъ w3дэржи1міи, t души2 любо1вію i3кw1нэ твое1й покланz1ющесz, дэрза1емъ глаго1лати сицева1z:
Ра1дуйсz, кv1пра всегw2 бж7е1ственное прибэ1жище,
ра1дуйсz, горы2 сеz2 великоимэ1ннаz сла1во.
Ра1дуйсz, цари1це, цари1цы градw1въ u3клони1вшаzсz,
радуйсz, ста1рцемъ безвэ1стнымъ во w3то1цэ вели1цэ всели1вшаzсz.
Ра1дуйсz, и3конобо6рцєвъ и3збэ1гши гоне1ніz,
ра1дуйсz, въ пеще1рэ сокры1таz долговрэ1меннэ.
Ра1дуйсz, купино2, купино1ю w3дэ1zна несказа1ннw,
ра1дуйсz, ро1ждшаz свэ1тъ и3 я3влэ1ннаz свэтоза1рнw.
Ра1дуйсz, по1стникома говэ1йныма неча1емо u3теше1ніе,
ра1дуйсz, вэ1рныхъ неруши1мое u3твержде1ніе.
Ра1дуйсz, o3би1тели твоеz2, мт7и, се1рдце же и3 дыха1ніе,
ра1дуйсz, здэ2 мона1шествующихъ воспэва1ніе.
Ра1дуйсz, влdчце, бл7га1z махеріw1тиссо.
Сvнаxа1рій
Чудотво1рнаz сіz2 и3 великоиме1ннаz бг7ома1тернzz i3кw1на пренесе1на бы1сть t цари1цы градw1въ на кv1пръ безвэ1стнымъ по1стникомъ нэ1кимъ, tбега1ющимъ нечести1выхъ и3конобо1рцєвъ гонє1ніz. U4бо сокры1та бы1въ на до6лгаz лэ1та въ пеще1рэ горы2, нарица1емэй махера1сскою и3ли2 ножево1ю, си1лою бж7іею возсиz2 свэ1томъ дво1ицэ прпdбныхъ o3тцє1въ на1шихъ и3гна1тію и3 неофv1ту, z5же w3бре1тъ сію2 между2 те1рніz ве1твей, ноже1мъ [въ кv1прстей странэ2 махера2 именуемемъ], w3треби1ста.
Всенепоро1чныz твоеz2 мт7ри, махера1сскіz o3би1тели храни1тельницы, и3 всехъ ст7ы1хъ твои1хъ моли1твами, хрcте2 бж7е, поми1луй и3 спаси2 на1съ. А3ми1нь.
Пёснь …
Їрм0съ: Не послужи1ша тва1ри бг7му1дріи/ па1че созда1вшагw,/ но o4гненное преще1ніе му11жески попра1вше,/ ра1довахусz пою1ще:// препэ1тый o3тцє1въ гд7ь и3 бг7ъ бл7гослове1нъ є3си2.
U4мъ ча1дъ твои1хъ, чтcна1z o3би1тели махера1сскіz мт7и, хра1мъ я3ви2, въ не1мже моле1ніе ко хрCту2 а4ки кади1ло непреста1ннw возно1ситсz, o3смостра1стіz o3чище1ніе доставлz1z бога1тнw.
Ра1зумъ духо1венъ o3бнови2 в8 ча1дэхъ твои1хъ, мт7и дв7о, и3 та1инствъ глубину2 тэ6мъ tткры1й, я4кw да почту1тъ чудесы2, z5же дэ1йствуеши o4бразомъ твои1мъ, па11че зако1нwвъ є3стества2.
Побэ1ду да1руй, чcтаz дв7о, добровэнча1нную, здэ2 мона1шествующымъ, на лука1внэйшаго и всезло1бнэйшаго врага2, и3 u3тверди2 мольба1ми всечcтыми твои1ми ста1до ст7о1е сіе2.
Пёснь >
Їрм0съ: O4троки бл7гочести1выz в8 пещи2/ ржcтво бг7ро1дичо сп7сло2 є4сть:/ тогда2 u4бw w3бразу1емое,/ ны1нэ же дэ1ствуемое,/ вселе1нную всю2 воздвиза1етъ пэ2ти тебе2:/ гдcа по1йте дэла2,// и3 превозноси1те є3го2 во всz6 вэ1ки.
Tвэ1рзшаz врата2 ра1йскаz человэ1кwмъ, чcтна1z, z5же пре1ждэ первозда1нный прегрэше1ніемъ затвори2, и3 мона1шествующымъ во o3би1тели махера1сстэй, мт7и, црcтва две1рь tвори2, та1же в8 o4нь введи2, я4кw ча1да твоz6.
Болэ1зни цэли1ши неду1жныхъ, цэли1телz ро1ждшаz, i3ису1са человэколю1бца, сего2 ра1ди ду1ши и3 тэлеса2 u3врачу2й всест7ы1ми мольба1ми твои1ми чту1щихъ свzще1нный o4бразъ тво1й, да тz2 воспои1мъ, чcтаz, во вэ1ки.
Николи1же w3ста1ви ча1дца твоz2, блага1z, я4кw да не поги1бнемъ, все бо u3пова1ніе спасе1ніz на тz2 возложи1хомъ и3 подъ крилэ2 твоею ма1тернюю любо1вію притеко1хомъ.
Пёснь f7
Їрм0съ: Всz1къ земноро1дный/ да взыгра1етсz дх7омъ просвэща1емь,/ да торжеству1етъ же/ безпло1тныхъ u3мw1въ є3стество2,/ почита1ющее сщ7е1нное торжество2 бг7омт7ре,/ и3 да вопіе1тъ:/ ра1дуйсz, всебл7же1ннаz,// бцdе чтcаz приснодв7о.
Но1вый силоа1мъ, махера1сскую o3би1тель твою2 я3ви2, приснодв7о, в8 ню1же притека1ющіи и3 покланz1ющіисz любо1вію o4бразу твоему2 грэхw1въ коне1чное разрешэ1ніе прие1млютъ, и3 тэле1съ здра1віе несумне1ннw твои1ми моли1твами o3брета1ютъ, непоро1чнаz.
Q ка1кw всекра1сна дне1шнzz па1мzть твоz2, приснодв7о, всz6ческаz бо собра2 є3динонра6внаz здэ2 t ста1да твоегw2 и3 t мi1ра, влdчце, во є3ди1ну хвалу2 благоразу1мнэ, я4кw да подоба6ющаz воздади1мъ чcтнэ1й i3кw1нэ твое1й.
Ста1ни съ на1ми, ча1дцы твои1ми, влdчце, и3 врагw6въ ниспровэ1ржетсz си1ла, твоегw2 неусы1пнагw покро1ва на1мъ подаю1щи мечъ, и4мже сопроти1вныхъ полцы2 w3долева1емъ, д7во, и3 w3брета1емъ жи1знь вэ1чную.
Краткие сведения об истории обретения Махерасской иконы, монастыре и его святых подвижниках: