икона божией матери немецкая
Икона Богородицы Нямецкая
Празднование
История
Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери в 1401 году была пожертвована Византийским императором Иоанном Палеологом Ясскому митрополиту Иосифу. Святая икона, переданная им в Вознесенский Нямецкий монастырь (основан в XIV веке), прославилась здесь многочисленными чудотворениями. В 1497 году стараниями молдавского господаря святого Стефана Великого в обители был возведен величественный храм в честь Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. В этом монастыре впоследствии подвизались и прославились многие подвижники Русской Церкви во главе с великим старцем схиархимандритом Паисием Величковским (1722–1794).
Большим почитанием пользовался чудотворный Нямецкий образ в обители – каждая монастырская служба заканчивалась перед ним. По молитвам Пресвятой Богородице перед Ее святой иконой получали утешение иноки и паломники обители.
Список чудотворного образа позднее был пожертвован неким молдавским князем помещику Черткову, одному из владельцев слободы Михайловки Богучарского уезда Воронежской губернии. В 1846 году образ крестным ходом перенесли в Михайловскую церковь в честь Рождества Христова. На иконе, написанной на полотне древним искусным писанием и помещенной в позолоченную с серебром ризу, была надпись на молдавском языке. Перевод на обратной стороне образа гласил: «Достоверное изображение чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, которое находится во святом монастыре, именуемом Нямецким (Намцулы), на земле Молдавской; прислано от благочестивейшего Константинопольского императора Андроника Палеолога Александру, воеводе страны Молдавской, в 6907 (1399) году».
Другой замечательный список, оклад для которого изготовил лучший в те времена художник по металлу Ф.А. Верховцев, был сделан с чудотворной иконы для новообразованного Ново-Нямецкого монастыря. 10 октября 1864 года список святыни был встречен в обители словами: «В обитель нашу Ново-Нямецкую приходит Сама Царица и Спасительница рода христианского. Наша Надежда и наша Заступница. Припадем к Богородице и вознесем к Ней с сокрушенным сердцем свои молитвы». От этой иконы также произошли многочисленные чудотворения, свидетельства о которых хранятся в центральном архиве г. Кишинева.
В настоящее время чудотворная икона Пресвятой Богородицы, привлекая к себе на поклонение тысячи паломников, пребывает в румынском Нямецком монастыре.
Нямецкая икона Божией Матери ч. 1
26 июня Русская православная церковь Московского патриархата почитает чудотворную Нямецкую икона Божией Матери.
И тут при упоминании самого названия чудотворной иконы, у нас с Вами уважаемый читатель сразу появляется несколько уместных вопросов:
Например «Слышали ли вы, что ни будь, раньше об этой иконе?
И так же позвольте вас спросить:
«А где находится в России город, поселок или село Нямецк?
И уж не самой ли Германии, а название «Нямецкая», это искажение от слова «Немецкая» я как автор уверен, что 99% из числа прочитавших, эти строки так и остались в недоумении.
Поскольку первый раз слышат упоминание об этой чудотворной иконе!
И раз так, то давайте обратимся к первому и главному источнику информации о деятельности РПЦ МП (http://days.pravoslavie.ru/Life/life1399.htm)
А там сказано буквально следующее:
Справка: Андроник Комнин (1118 — 12 сентября 1185) — византийский император (1183—1185). Последний Комнин на византийском престоле. Двоюродный брат императораМануила I Комнина.
Андроник II Палеоло;г (греч. ;;;;;;;;;; ;’ ;;;;;;;;;;;) (1259/1260 — 13 февраля1332) — император Византийской империи в 1282—1328 гг.
Андроник III Палеолог (1296 — 15 июня 1341) — византийский император, который в течение всего своего правления (1328—1341) безуспешно пытался сдерживать натиск внешних врагов империи. При нём Византия лишилась последних владений в Малой Азии.
Андроник IV Палеолог (2 апреля 1348 — 28 июня1385) — византийский император с 1376 по 1379 гг. Старший сын императора Иоанна V Палеолог от его супруги Елены Кантакузины, дочери Иоанна VI Кантакузина, брат Мануила II.
Андроник V василевс 1403—1407
А в это время 1399 год в Константинополе правил Мануил II Палеолог (27 июня 1350 — 21 июля 1425) — византийский император с 1391 по 1425 гг.
Вот его краткое жизнеописание:
«Мануил II был вторым сыном императора Иоанна V (1341—1376, 1379—1390, 1390—1391) и его жены Елены Кантакузин. Его дедушкой и бабушкой по материнской линии были император Иоанн VI Кантакузин (1347—1354) и Ирина Асень.
Будущий Мануил II путешествовал на Запад, ища поддержку Византийской империи в 1365 и в 1370, служил губернатором в Фессалонике с 1369.
Неудавшаяся попытка узурпации его старшим братом Андроником IV в 1373 привела к объявлению Мануила наследником и со-императором его отца.
В 1376—1379 и снова в 1390 они были смещены Андронником IV, и затем его сыном Иоанном VII, но Мануил лично победил своего племянника с помощью Венеции в 1390.
Хотя Иоанн V был восстановлен на престоле, Мануил был вынужден остаться почётным заложником при дворе султана Баязида I в Бурсе.
Во время своего пребывания там Мануил был вынужден участвовать в кампании по захвату Филадельфии, последнего византийского анклава в Анатолии.
Услышав о смерти отца в феврале 1391, Мануил II сбежал со двора султана Баязида I и обеспечил поддержку против любого потенциального требования его племянника Иоанна VII.
Хотя отношения с Иоанном VII улучшились, когда Баязид I осадил Константинополь с 1394 до 1402.
Приблизительно после пяти лет осады, Мануил II поручил город племяннику и предпринял длинную поездку по западным дворам Англии, Франции, Священной Римской империи, и Арагона, чтобы искать помощь против Османской империи.
Тем временем антиосманский крестовый поход во главе с венгерским королём Сизигмундом Люксембургским потерпел неудачу при Никополе 25 сентября 1396, но на счастье османы были разгромлены Тимуром при Анкаре (1402), и держава Баязида распалась.
Пока его сыновья боролись друг с другом, Иоанн VII возвратил европейское побережье Мраморного моря и Фессалоники.
Когда Мануил II возвратился домой в 1403, его племянник снял осаду Константинополя и стал губернатором недавно возвращенной Фессалоники (1411).
Мануил II использовал период отсрочки, чтобы поддержать обороноспособность Морейского деспотата, где Византийская империя фактически расширялась за счет остатков Латинской империи.
Здесь Мануил наблюдал за созданием Гексамилиона («Шестимильной стены») поперёк Коринфского перешейка, предназначенного для того, чтобы защитить Пелопоннес от османов.
Мануил II был в дружественных отношениях с победителем в Османской гражданской войне, Мехмедом I, но его попытки вмешаться в следующую войну привели к новой осаде Константинополя Мурадом II в 1422.
течение последних лет жизни Мануил II оставил большинство официальных обязанностей своему сыну и наследнику Иоанну VIII.
В 1424 году он был вынужден подписать мирный договор с турками, в результате чего Византийская империя обязалась платить дань султану».
А теперь давайте перейдем к вопросу:
«А кто такой молдавский господаря Александр Воевода?
Если мы обратимся к «МОЛДАВСКО-ПОЛЬСКОЙ ЛЕТОПИСИ» за 1352-1564 года то узнаем, что действительно «В 6907 году (1399 год от Р.Х.) господарем был Александр Воевода, и был господарем 38 лет и 8 месяцев. И о том не пишет, чей сын был».
Но этого очень мало, и нам, скорее всего, придется в углубится историю Молдавии!
И уже первое приближенное так сказать изучение дает нам следующую информацию:
«В XIV веке Золотая Орда пришла в упадок.
В середине 1340-х годов венгры разгромили золотоордынское войско. Земли в бассейне реки Молдовы оказались под властью венгерских королей.
Венгры управляли этой территорией с помощью своих наместников. Самым первым из них был Драгош Водэ, воевода из Марамуреша, с именем которого традиция связывает возникновение молдавского государства.
Он правил два года с 1351 по 1353 и был маркграфом, будучи вассалом венгерского короля.
По его приказу Драгош отправился с войском в междуречье Прута и Днестра, разбил монголов и изгнал их за Днестр, включив земли современной Бессарабии в состав марки.
Вслед за Драгошем пришёл к власти его сын Сас (1354—1358), а затем его внук Балк, правивший меньше года.
В 1359 году в княжество прибыл Богдан I, который поссорился с венгерским королём Лайошем I. Он сместил с престола Балка и поднял восстание против венгров. В течение его правления происходила политическая борьба за независимость с королевством Венгрия, которая завершилась в 1365 году признанием Молдавского княжества венгерским королём. Столицей княжества стал город Сирет.
Следующим правителем Молдавского княжества стал Лацко, сын Богдана. Он был православным, но желал избавиться от зависимости от Византии, а также получить такую же власть, как короли католических стран, а заодно и хотел с помощью Папы Римского развестись с женой, не принесшей ему сына.
Лацко в 1370 году принял католицизм.
Вслед за этим последовала попытка окатоличения всей страны с помощью короля Польши и Папы Римского Григория XI.
В итоге просьба о разводе господаря с женой римским понтификом была отклонена, а сам Лацко осознал, что население страны не желает становиться католиками, и усиление влияния католичества может ограничить его власть.
В итоге он обратился к Галицкому архипастырю с просьбой посвятить для Молдавского княжества двух своих выбранных молдаванами епископов.
Те были посвящены по одним данным в 1371 году, а по другим в 1373. Умер Лацко в 1373 году.
После окончания его правления Молдавское княжество оставалось маленькой слабой страной с незащищёнными границами. К власти в княжестве пришёл Костя Мушат, правивший всего год.
Только при Петре I Мушате, сыне Кости Мушата, Молдавское княжество становится сильнее и активно включается в международные отношения Юго-Восточной Европы. Он принял титул «Petrus Waiwoda dei gratia dux Terre Moldavie» (Петр Воевода, милостью божьей господарь Земли Молдавской).
В это же время в 1386 году сын Дмитрия Донского Василий после трёх лет, проведённых в качестве заложника в Золотой Орде скрывается в Молдавском княжестве. Русская летопись сообщает:
«Того же году княз Василей, великого князя сын Дмитриеев прибеже из Орды в Подольскую землю в великие волохы к Петру Воеводе…» К Петру Мушату приехала делегация от Дмитрия Донского, что ознаменовало первый официальный русско-молдавский контакт.
В 1387 году Молдавское княжество признало сюзеренитет польского короля Владислава II Ягелло, чем Пётр включил государство в систему польско-литовских союзов.
При нём области возле бывших галицко-волынских крепостей и сами крепости Хотин, Цецина и Хмелев вошли в состав Молдавского княжества, а города Яссы, Роман, Сирет, Тыргул-Нямц и Хырлэу впервые упоминаются в летописях. По договору с Польшей удалось получить Покутье как залог за 3000 серебряных рублей.
Также при Петре Буковина упоминается как составная часть Молдавского княжества. В 1385 столицей княжества стал город Сучава.
В 1387 году с благословения митрополита Галича Пётр назначает главой Молдавской Православной Церкви Иосифа.
В ответ на это Патриарх Константинопольский в том же году предал анафеме целиком всё Молдавское княжество, так как не был согласен с тем, что теряет свой контроль над православными княжествами.
Таким образом мы уважаемый читатель нашли того самого Александа Воеводу! Который, правда, в мировую историю вошел как Александр Добрый!
«Александр I Добрый — молдавский господарь, правитель Молдавского княжества в период 1400—1432 гг.
Точная дата прихода к власти Александра Доброго неизвестна. Первый документ от его имени, в статусе господаря, датируется 29 июня 1400 года.
Александр Добрый осуществлял стабильную и последовательную внутреннюю политику. Именно во время его правления однозначно сформировалось политическое устройство страны. Господарь получал полную свободу действий во всех государственных и военных делах.
Александр организовал административную структуру, аналогичную, той, которая в то время существовала в Валахии. Также была установлена граница между Валахией и Молдовой, которая пролегла на территории нижнего течения Дуная.
Александр Добрый проводил благоприятную экономическую политику. Он взял под свой контроль торговлю. Выгодно воспользовался географическим положением Молдавского княжества, через которое проходили торговые пути связывающие Причерноморье и Центральную Европу. Торговцы, проходя через таможенные пункты Молдовы, платили в казну значительные суммы денег.
Александр оказал значительную поддержку церкви.
В 1401 году константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церкви.
Господарем были основаны монастыри Бистрица (1402) и Молдовица (1410).
Во время правления Александра был канонизирован первый святой Молдавской православной церкви — Иоанн Новый — мученик, который подвергся тяжким пыткам, но не отрекся от христианской веры.
В начале своего правления Александр Добрый проводил политику сближения с Польшей.
12 марта 1402 года он заключил договором с польским королем Владиславом Ягайло, в котором признал его сюзеренитет, но без ущемления независимости Молдовы. Вместе с литовцами и поляками молдавские отряды воевали с тевтонскими рыцарями, которых поддерживал венгерский король Сигизмунд.
Молдавские воины участвовали в составе союзных сил в Грюнвальдской битве (1410) и в битве при Мариенбурге (1422).
Александр Добрый поддерживал положительные отношения с господарём Валахии Мирчей Старым, который по некоторым источникам помог Александру взойти на престол Молдовы, и литовским великим князем Витовтом. Это связи помогали Александру успешно противостоять Венгрии.
В 1420 году турки, победившие в Валахии, направляются к крепостям Килия и Четатя-Албэ, но Александр сумел отразить эту угрозу. К концу правления Александра, литовский князь Витовт занял враждебную по отношению к нему позицию. Ухудшаются отношения с Венгрией и Валахией. Венгерский король Сигизмунд на Луцком конгрессе в 1430 году получил согласие польского короля Ягайло по вопросу о возвращении Александром Килии и части приграничных территорий Валахии. Но этого так и не произошло.
После смерти Витовта в октябре 1430 года, Александр заключает новый договор с литовским князем Свидригайло, пришедшем на смену Витовта.
Происходит сближение с Венгрией. Это привело к ухудшению молдавско-польских отношений.
Александр скончался 1 января 1432 года. После его смерти положение в стране значительно ухудшилось из-за распрей между преемниками на трон»
Но, в итоге мы получили и нужную нам информацию, что греческий император Мануил II правивший как раз в 1399 году никогда не дарил, ни молдавскому господарю Юге Безногому.
Справка: Юга Безногий (рум. Одноногий) — господарь Молдавского княжества в течение короткого времени в 1399—1400 гг., сын Романа I Мушата.
Юга Безногий правил страной около шести месяцев, ничем при этом не отличившись. Данных о его правлении очень мало. Предполагается, что Юга был, свергнут с престола в ходе интервенции Мирчи Старого, который содействовал Александру I Доброму занять молдавский трон.
Предполагается, что у него была жена Анастасия. А сам Юга был похоронен в монастыре в городе Васлуй.
Ни сменившем его путем военного переворота Александру Доброму никакой иконы Божией Матери!
Во-первых, потому что вся Молдавия и ее народ еще в 1387 году были прокляты путем наложения Константинопольским патриархом в году АНАФЕМЫ!
Справка: Анафема (греч. — «отлучение» от — «возлагать, накладывать»)— изначально— жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже— отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.
А во вторых, что у греческого императора Манулила II было много других забот, чем налаживать отношения со слабым и вассально зависимым от Речи Посполитой Молдавским княжеством!
А потепление дипломатических отношений между Византией и Константинопольским Патриархом стало возможным только после 1401 года, когда Константинопольский патриарх признал независимость Молдавской православной церкви.
И в это время возможно и была и послана в дар примирения икона Божией матери!
Но никаких точных исторических данных об этом событии не сохранилось, и все сведения передаются только в форме церковных преданий!
Но идем дальше!
На вышеупомянутом сайте «Православие.ру» сказано, что «Нямецкая икона Божией Матери в 1399 году была подарена греческим императором Андроником Палеологом молдавскому господарю Александру Воеводе и поставлена в Вознесенском Нямецком молдовлахийском монастыре».
И тут нас поджидает вторая историческая сенсация!
Упоминаемый в информации «Вознесенский Нямецкий молдовлахийский монастырь» был основан только в 1864 году!
То есть после 465 лет от официальной «передачи в дар » иконы с Константинополя в Молдавию!
Вот и верь после этого православным богословам-историкам размещающем на своем сайте недостоверную информацию!
Вернее будет сказать политическую дезинформацию!
( конец ч. 1)
Икона божией матери немецкая
Чудотворная икона Божией Матери именуемая «Ново-Нямецкая»
Икона Ново-Нямецкая Кэлдэрушанская
Полная и правдивая история иконы Божией Матери Ново-Нямецкая, с некоторыми отступлениями и замечаниями, рассказанная Германом, монахом Ново-Нямецкого монастыря.
История Ново-Нямецкой Иконы по преемству восходит к временам земной жизни самой Пресвятой Богородицы и связана с Ее пречистым именем и с именами святых Апостолов Христовых Петра и Иоанна. Первообраз этой святой иконы назывался Лиддская Божия Матерь, нерукотворная, иже на столпе.
Началась эта чудная история так: Апостолы Петр и Иоанн, вскоре после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо, возымели желание построить храм для совершения евхаристии, во исполнение завещания Спасителя о таинственном, необходимом и спасительном причащении Его Тела и Крови. По окончании постройки они пригласили Пресвятую Богородицу, чтобы Она своим посещением освятила храм, на что Мария отвечала так: «Ступайте с Богом, и не сомневайтесь, Я пребуду с вами». Придя в храм, Апостолы в изумлении увидели на столпе нерукотворный образ Богородицы с Младенцем, явившийся чудесным образом. Во времена Юлиана Отступника икону пытались уничтожить, но каменотесы не смогли повредить Ее – образ являлся заново. С того времени этот храм стал святым местом и предметом посещения поклонников, а образ со временем получил наименование – Лиддская икона иже на столпе, потому что действие происходило в городе Лидда, на будущей родине святого великомученика Георгия.
Свт. Герман Константинопольский
Прошло почти 700 лет и дальнейшая история Иконы оказалась связана с именем святителя Германа, патриарха Константинопольского. Перед восшествием на патриарший престол свт. Герман, еще будучи иеромонахом, совершал паломничество по святым местам, для получения благословения от угодников Божиих и духовного укрепление на первосвятительское служение. Будучи в Лидде и поклонившись святому образу Богородицы, свт. Герман просил сделать с неё список, и в дальнейшем имел его у себя келейной иконой. На обратной стороне иконы был изображен св. Георгий, поражающий змия, в честь того, что был сей образ написан на его родине.
В скором времени в Византии возникла ересь иконоборчества, начатая императором Львом Исавром и продолженная сыном его Константином Копронимом (гнойным), которого крестил сам святейший Герман, и в связи с тем, что младенец свт. Герман Константинопольский при крещении осквернил святую купель, предрек, что от него Церковь будет иметь много зла.
Свт. Герман пускает икону по водам
На следующий день в Риме папа Григорий 2-й по откровению свыше, с клиром спустился на лодьях по Тибру до устья и там увидели как бы идущей по морским волнам икону. С великим почетом установили ее в соборе святого Петра. Совершились эти чудесные события в 730-м году от рождества Христова.
Прошло еще сто лет и гонение на иконы закончилось. И вот, в Риме, во время архиерейского богослужения, при большом стечении народа, на глазах у всех молящихся Икона снялась с места, прошла по воздуху, как бы водимая ангелами и опустилась в воды Тибра. «Увы нам, Царица и Госпожа наша, увы нам! Куда отходишь Ты от нас, Божественный кивоте? Как некогда по водам пришла к нам святая икона Твоя, так теперь тем же путем удаляется от нас. В страх и трепет повергает нас это дивное отшествие!» Так, проливая слезы, восклицали святейший папа Сергий и весь народ, провожая икону по берегу. На следующий день Икона также по водам вернулась в Константинополь, где и была найдена стоящей на воде в гавани близ царских палат. В ней узнали икону, которая принадлежала святейшему Герману и с почестями поместили ее в храме Богородицы. Спустя недолгое время в Царьград прибыли по церковным надобностям папские представители из Рима и с изумлением увидели здесь ту самую икону, которая недавно покинула Рим таким чудесным образом. После исследования по датам и срокам оказалось, что рыбаки в Царьграде обрели ее на следующий день после того, как она ушла из Рима. Специально для неё был выстроен храм на центральной площади Константинополя, и с того времени эта чудотворная икона стала именоваться Римской.
Икона Божией Матери Лиддская
Прошло еще 600 лет и дальнейшее свое развитие история Иконы получила уже в связи с самыми трагическими событиями в истории христианского мира – падением Константинополя и крушением второго Рима – великой Византийской империи. С 1391 по 1425 на Константинопольском престоле правил император Мануил Палеолог. К концу своей жизни он пожелал оставить трон и принять монашество, передав правление своему сыну Иоанну, который, будучи женат на австрийской принцесссе, находился в то время в Вене. И вот, отправляясь в Константинополь для принятия царства, Иоанн должен был пройти через Молдавское княжество. Узнав об этом, господарь Молдовы Александр Добрый в обществе с митрополитом Иосифом встретил будущего императора со всем сенатом, церковным клиром и войском, и провожал через всю свою страну до Килийской крепости на Дунае. Иоанн был поражен, и, говоря, что ни в одной провинции не встречал такой державности и благочестия, спрашивал Александра, кому подчиняется Молдова? На что тот отвечал: «Я владею своей страной от всех неприятелей мечем!». А на вопрос к митрополиту Иосифу о принадлежности Молдавской церкви узнал, что она состоит в Охридской архиепископии.
Скульптура Александра Доброго
Молдавская митрополия выходила из Охрида, зависимого от Порты и становилась самостоятельной. Митрополит Иосиф получал право служения в митре и саккосе, ибо прежде молдавские архиереи служили в фелони, и на благословение Византийский император передал ему главную святыню Константинополя – чудотворную икону Божией Матери, ту самую, о которой шла речь выше.
Чтобы понять, как Иоанн решился расстаться с главной святыней Империи, надо вспомнить, что от начала его царствования до падения Царьграда в 1453 году оставалось 30 лет, и османы к тому времени уже кругом обложили Византию. Также, как и его отец Мануил, император Иоанн взывал о помощи и призывал к содействию Европу и ближайших соседей, но Русь после Куликовой победы только вступала в силу, и, отбиваясь от набегов Казанского Ханства, лишь помогла деньгами. Европа устала от недавних бесплодных крестовых походов, и при всем почтении к ромеям ограничилась богатыми подарками лично императору. А Рим искал своей выгоды и кружил как стервятник, чуя близкую поживу.
Дальнейшая судьба Иоанна VII Палеолога более чем трагична: в тщетных попытках спасти Империю он два года провел в Риме, пытаясь склонить латинян к единению против магометанского нашествия и принудил себя изменить православию на Флорентийском соборе, приняв католическую унию; а в 1448 г., получив известие о поражении Христианского ополчении на многострадальном Косовом поле, оплакивая свою измену, в пять дней умер от горя. Но уже в 1421 году он вполне сознавал печальное положении своего государства и не видел более крепкого и надежного убежища для Святыни, кроме Молдавского княжества, и также, как в свое время святейший Герман, сохранил Икону от поругания, передав ее во владения Молдавского господаря. А Александр в свою очередь благородно пожертвовал ее Нямецким монахам, которые только начинали обустраивать свою обитель и нуждались в духовном благословении и укреплении.
Ежегодно, по сложившейся традиции, в престольный праздник Вознесения Господня Икона выносилась из обители для совершения крестного хода и водосвятного молебна, предваряющего Божественную литургию. Стефан Великий, господарь Молдовы, перед одним из сражений с неприятелем в местечке недалеко от Нямца, названном впоследствии Браниште, по-славянски – брань, война, – видя немалую вражескую силу, послал в монастырь за молитвенной поддержкой. Божией помощью и молитвами Нямецких монахов сражение завершилось полной победой. В знак признательности за молитвы и по собственной благочестивой традиции – после Иоанн VII Палеолог каждой победы устраивать храм – св. Стефан в 1497 году выстроил в Нямце новый величественный каменный собор в честь Вознесения Господня, где и была установлена икона Взбранной Воеводы, хранившая Византию, а теперь Молдову, – по местному обычаю – на почетном месте слева от Царских врат. Здесь следует заметить, что за 47 лет правления Стефан 3-й великий провел 49 битв, и проиграл только две из них.
Иоанн VII Палеолог
Многие и многие известные и выдающиеся личности молились перед иконой, удостоившись прикоснуться к величайшей древней святыне. Преподобный Паисий Величковский еще до своего отшествия на Афон, будучи в иноческом чине Платоном, приходил в Нямц поклониться Божией Матери. Приезжал сюда и светлейший князь Григорий Потемкин, а с ним и святитель Амвросий Полтавский, который перед этой иконой возвел старца Паисия в сан архимандрита.
Икона Божией Матери Нямецкая
«„Се приходитъ Мать наша въ новоустроенную обитель, которая именуется Ново-Нямецкою. Приходитъ. Кто приходитъ? Царица Спасительница рода христiанскаго. Неподвижимое утвержденiе… Неложная Заступница… страхъ и трепетъ техъ, кто не веруетъ и не поклоняется Ей. Припадемъ къ Богородицћ во умиленiи и сокрушенiи сердца и вознесемъ немолчный гласъ.“ Такие слова были сказаны при встрече иконы. После сего прочитана была молитва ко Пресвятой Богородице, а затем акафист, и икона была принесена руками о.о. иеромонахов в церковь св. Николая и установлена в приготовленный для неё особый киот на левой стороне храма, около славянского клироса. На следующий день, после отслуженного накануне всенощного бдения, святая икона была освящена о. благочинным монастырей, ректором Кишиневской духовной семинарии архимандритом Варлаамом, после чего совершен был крестный ход с иконой на какую-то горку, где совершено было и водосвятие, а оттуда икона была принесена обратно в церковь. На память о сем событии собор братии Ново-Нямецкого монастыря постановил 11 октября праздновать ежегодно, что и соблюдается.»
Так описывает митрополит Гурий (Гросу), сын Кицканской обители, это событие в своей книге «История Ново-Нямецкого монастыря».
В 1940 г. в Бессарабию пришла советская власть. Имущество монастыря было описано и оценено. Стоимость иконы Матери Божией определили в 140.000 руб. Братья собрали самые ценные облачения и утварь, погрузили на телеги; икону установили стоя. На трех возах двенадцать монахов отправились в соседнюю Румынию, надеясь там уберечь святыни от поругания. Остановились под покровительством монастыря Кэлдэрушаны, недалеко от Бухареста, и дали обет, что пока будут живы, привезут икону обратно. Однако в ожидании конца безбожной власти прошло время и все они с миром упокоились на кладбище Кэлдэрушанского монастыря. Нынешний настоятель архимандрит Лаврентий поминает их как своих наставников, с которыми возрастал духовно. Драгоценные облачения выставлены в монастырском музее, а Икона славится чудотворениями и съезжается к ней на поклонение православный народ со всей Румынии.
В Кицканах остался список иконы Богородицы писанный Монастырь Кэлдэрушаны, Румыния маслом на холсте; скромно выполненная икона осталась в стороне от внимания безбожных грабителей, и служила братьям для поклонения до самого закрытия монастыря в 1962 г. После возрождения обители в 1990 г. искали и долго не могли найти этот список. Один из иеромонахов отправился в соседнее село, где пребывал на покое бывший насельник монастыря иг. Вадим (Тритяченко), чтобы причастить старца, и у него обнаружил свернутый холст. Это была икона Божией Матери. От времени и забвения холст потемнел и образ был почти неузнаваем, однако после возвращения в обитель, через 2-3 года заметили, что стали яснее проступать лики Спасителя и его Пречистой Матери. Чудесным образом Икона начала обновляться.
Такова полная история образа Божией Матери, изначально называемого Лиддская, затем Лиддская-Римская, Нямецкая, Ново-Нямецкая. Нямецкая икона сегодня, как и прежде бережно хранимая монахами, пребывает на своем месте в соборном храме Вознесения Господня монастыря Нямц в Румынии, и мы имеем благодать прикоснуться к Ней, одной из самых древних святынь Христианского мира, главной иконе Византийской империи с невероятно чудесной историей. В Кицканах хранится её список на холсте и Божия матерь, небесная Игуменья, не оставляет Свою обитель и всех с верою к Ней притекающих.
В сентябре 2013 г. Ново-Нямецкую обитель посетил со святительским визитом Кирилл, святейший патриарх Московский и всея Руси. После молебна Его Святейшество в окружении братии монастыря благоволил принять из рук отца наместника архимандрита Паисия (Чекан) выполненный в стенах обители список иконы Ново-Нямецкой Божией Матери.
Пресвятая Богородице, помогай нам!
МОЛИТВА ПЕРЕД ОБРАЗОМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НОВО-НЯМЕЦКАЯ
Ново-Нямецкая икона Божией Матери ХIХ век
О, ПРЕБЛАГОСЛОВЕННАЯ ДЕВО БОГОРОДИЦЕ ВЛАДЫЧИЦЕ!МАТИ ВСЕХ СТРАЖДУЩИХ И БОЛЕЗНУЮЩИХ СЕРДЦЕМ! ОБИТЕЛИ НАШЕЯ КРАСОТА И СЛАВО! ПРИЗРИ НА НАС, СМИРЕННЫХ И ОБРЕМЕНЕННЫХ ГРЕХИ МНОГИМИ, ОТЯГЧЕННЫХ СКОРБЬМИ И ПЕЧАЛЯМИ, И С СОКРУШЕНИЕМ И СЛЕЗАМИ ВЗИРАЮЩИХ НА ПРЕЧИСТЫЙ ЛИК ТВОЙ. СОХРАНИ ОТ ВСЯКОГО ЗЛА СВЯТУЮ ОБИТЕЛЬ СИЮ. УТВЕРДИ ЦЕРКОВЬ ПРАВОСЛАВНУЮ. СПАСИ СТРАНУ НАШУ И ВСЯ ЛЮДИ ПРАВОВЕРНО ЖИВУЩИЯ И К ТЕБЕ ПРИБЕГАЮЩИЯ: ОТ НАШЕСТВИЯ ИНОПЛЕМЕННИКОВ И МЕЖДОУСОБНЫЯ БРАНИ, ОТ ВСЯКОГО СТРАХА И ТРУСА, ОТ МОРА И ГЛАДА, ОТ ЗЛЫХ ЧЕЛОВЕК И ВСЯЧЕСКОЙ СКОРБИ. ПРИНИКНИ К НАМ МИЛОСЕРДИЕМ ТВОИМ!СОГРЕЙ НАС ДЫХАНИЕМ ТВОЕЯ ЛЮБВЕ! НЕСЕМНЕННАЯ, ЕДИНСТВЕННАЯ НАДЕЖДО НАШ, НЕ ОТСТУПИ ОТ НАС НИ В СЕЙ ЖИЗНИ, НИ В БУДУЩЕЙ. ПОДАЖДЬ НАМ ХРИСТИАНСКУЮ КОНЧИНУ И НА СТРАШНОМ СУДЕ СЫНА ТВОЕГО И БОГА НАШЕГО ЯВИСЯ НАМ МИЛОСЕРДАЯ ЗАСТУПНИЦА, ДА ЧАЮЩЕ ТВОЮ ВСЕСИЛЬНУЮ МАТЕРИНСКУЮ ПОМОЩЬ, СПОДОБИМСЯ БЕЗБЕДНО ДОЙТИ ВЕЧНЫЯ ЖИЗНИ И ПРОСЛАВЛЯТЬ НЕБЕСНОГО ОТЦА И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА, В ТРОИЦЕ СЛАВИМОГО БОГА, ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ.