икона божией матери рождество христово
Рождество Христово: иконы и фрески
Рождество Христово, Андрей Рублев
Богомладенец Христос, фреска. Московский Сретенский монастырь
Рождество Христово. Фреска. Монастырь Студеница. Сербия
Рождество Христово. Греция. Современная фреска
Рождество Христово, фреска. Каппадокия
Рождество Христово, первая половина XVI века, Средняя Русь
Рождество Христово, XVIII век, Болгария
Рождество Христово. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны. Метохия. Сербия
Рождество Христово. Фреска в храме Св.Апостолов в Печском монастыре. Сербия. XIV в.
Рождество Христово, XV век, Тверь
Рождество Христово, современная икона. Грузия
Рождество Христово, современная икона. Грузия
Рождество Христово с избранными святыми, конец XV века
Рождество Христово, современная икона. Грузия
Рождество Христово, современная икона. Грузия
Рождество Христово. Сербия, современная икона
скрыть способы оплаты
Для всех людей – и вместе, и отдельно –
Пусть каждый вслух сейчас произнесет:
Здоровья всем, и счастья, и терпенья,
Добра, тепла и мира в каждый дом!
И пусть весь мир наполнят поздравления
С неповторимым светлым Рождеством!
С радостью братья и сестры,с рождеством Нашего Господа Христа,храни и благослови всех Боже! Богородица Дево,радуйся! Мир всем!
Иконография Рождества Христова
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова.
Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.
Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-. 0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).
Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год).
В общих чертах иконография Рождества Христова такова.
Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу — на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию.
Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе) — месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь.
Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного. Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары — золото, ладан и смирну.
Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы — здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды.
В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа.
Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и, как и волхвы, поспешили к Вифлеемской пещере.
В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.
В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно — праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче — фигура святого пророка Исайи, который еще в ветхозаветные времена предрек рождение Мессии от Девы.
В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель.
Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога.
Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего.
Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.
В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.
Иконография земной жизни Богородицы (Рождество Богородицы)
Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее Высшею без сравнения всех ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками и началась еще с младенчества. Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Нее праздники, в которых прославляется земная жизнь Богородицы.
В канонических Евангелиях мы Ее видим в самых важных событиях, связанных с земным путем Христа и историей нашего спасения: от Благовещения до Распятия и Воскресения. Это упоминание о Ее поступках, а чтобы понять подвиг Богородицы нужно посмотреть на Ее жизнь. О Её родителях, о Ней Самой в Священном Писании нет никакой информации, и это мы узнаем из Священного Предания. И в этом нет ничего удивительного, так как у евреев не забываются связи родства и память о многих далеких потомках. Об обстоятельствах Её рождения, введение в Иерусалимский храм известно из текста, апокрифического Протоевангелия Иакова (II в.). Историчность этого апокрифа (произведение, не вошедшее в число канонических книг ВЗ и НЗ) не безупречна, Церковь не принимает его в качестве вполне достоверного, но Предание, запечатленное в нем, пользовалось авторитетом и любовью церковного народа, и Церковь всегда видела в нем большой назидательный смысл. На основе Писания и Предания сформировались Богородичные праздники и их иконография. Эти события вошли в иконописную традицию.
В начале церковного года 8сентября/21сентября н.ст. празднуется память Рождества Пресвятой Богородицы. С этого события началась новая эпоха в истории человеческого рода. Это великий, двунадесятый, вселенский праздник установлен Церковью в глубокой древности. Проповеди на этот праздник можно находить в сочинениях святых Амвросия, Августина, Златоуста и других писателей IV века. В 4 веке равноапостольная Елена воздвигла храм в честь и память Рождества Матери Божией.
Богоматерь рождается в семье праведников, и в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений. По мысли старца Паисия Святогорца, Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась такая чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна. Пречистая Богородица Мария по линии отца происходила из царского рода, по матери – из рода архиерейского. Согласно церковному преданию, которое сообщает святитель Димитрий Ростовский, отец Пречистой Девы Марии св. прав. Иоаким вел свое происхождение от Давида, но не через Соломона, а через его брата Нафана, родившегося тоже от Вирсавии (2Цар.5:14; 1Пар.3:5; 14:4).
Мать Пресвятой Богородицы св. прав. Анна происходила из колена Левиина, рода Аарона. Она была дочерью священника Матфана. Женой его была Мария из рода Иудина. У них были три дочери: Мария, Совия и Анна. «Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет» (святитель Димитрий Ростовский).
Супруги Иоаким и Анна обладали и вещественным богатством, состоявшим преимущественно из крупного и мелкого скота, и богатством добродетелей. Они жили непорочно, во всем следуя заповедям Господним. На каждый праздник святая супружеская чета имела обыкновение выделять часть имения для раздачи бедным, и часть жертвовала на храм для церковных нужд. Проходил уже пятидесятый год их совместной супружеской жизни, Анна же продолжала оставаться неплодной. Оба супруга в душевной горести не переставали умолять Бога о даровании им чада. Бесчадие считалось среди иудеев наказанием за грехи, было позором, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели поношения от своих соотечественников. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства.
В один великий праздник Иоаким, по обыкновению, принес в Иерусалимский храм богатые дары. И каково было его огорчение, когда первосвященник не захотел принять их. Укоряя Иоакима за неплодие, он говорил ему: «Твоих даров не следует принимать, так как ты бесчаден. Из-за каких-то тайных грехов ты не имеешь Божьего благословения». Огорченный этими словами, Иоаким удалился в пустыню к пастухам своих стад. В пустыне праведник плакал о своем бесчадии и поношении, растворяя свою скорбь молитвою, постом и надеждою.
В то время, узнав об оскорблении, нанесенному ее мужу, Анна плакала неутешно и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад, где явился ей ангел Господень (Гавриил) и возвестил, что у них родится дочь Мария, Которая будет благословенна больше всех жен. Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав, что когда она дойдет до Золотых ворот в Иерусалиме, то встретит там своего мужа. Такое же видение было и Иоакиму.
Так праведные супруги пришли в Иерусалим и встретились у Золотых ворот. Обрадованные явлением им ангела и обнадеженные обещанием им младенца, они принесли благодарение Господу. Возвратившись в свой дом, с радостью ожидали исполнения Божественного обещания. По ангельскому благовестию святая Анна зачала Пречистую Дочь Марию Богородицу. Православная Церковь с древних времен празднует 9 декабря/22 декабря н.ст. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы.
В иконописи изображение Зачатия Богородицы представлено в нескольких вариантах:
Один вариант – это встреча (целование) Иоакима и Анны у «Золотых ворот» Иерусалима или «зачатие Анны». Эта икона находится в средней части нашего храма. Иоаким и Анна представлены в полный рост, устремленными навстречу друг другу, их руки сомкнуты в объятии, лики соприкасаются, словно в поцелуе. От объятия святых супругов веет невероятной чистотой. Икона носит сугубо интимный смысл сцены, но благодаря целомудрию образа, не кажется стыдным. Это уникальный случай, когда Церковь прославляет в красках супружескую любовь. Иконописцы создали удивительный и как бы совсем не религиозный образ супружеского единения и слияния – не только духовного, но и плотского,
в некоторых иконах за ними изображается на втором плане двуспальное ложе; а возвышающийся над ложем храм освящает эту супружескую радость своим благословением
Другой вариант, когда святая Анна держит на левой руке Богородицу в младенческом возрасте.
Рожденное дитя от престарелых, лишенных чадородия родителей было всеми признано за особый дар Божий. Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены. После молитвы и благовестия от ангела они сошлись как супруги «не по плотской похоти, – писал Паисий Святогорец, – но по послушанию Богу. Поскольку зачатие Пресвятой Богородицы было без наслаждения, Она была Всечистой. Конечно, Она не была освобождена от первородного греха, как прельщено, думают паписты, потому что Она была зачата естественным образом, то есть не бессеменно. Но Ее зачатие произошло совершенно бесстрастно, именно таким образом, как Бог хотел, чтобы рождались люди». И вот наступает время, когда, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, «природа уступает могуществу благодати». В радости и благоговении провели праведные родители 9 месяцев. Родившуюся дочь назвали «Мария или Мариам с еврейского языка значит госпожа и надежда – пишет святитель Епифаний об имени Пресвятой Богородицы, — ибо Она должна была родить Господа, Который есть чаяние языков».
Иконография праздника сложилась в X-XI веках в Византии. Существуют различные варианты композиции. Икона Рождества Божией Матери вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками бесконечно радостному событию. В левой стороне иконы изображена святая Анна, полулежащая на высоком ложе. Лик ее выражает радость. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами, тем самым возвеличивая ту, что была бесплодна, и наконец, родила Младенца. Праведная Анна сидит в позе, говорящей о безболезненности родов. Сидит на блистающем белизной ложе. Белый цвет – нерукотворный свет Царства Небесного — подчеркивает, что Зачатие и Рождество Пречистой исполнено силой благодати Духа Святого. В белые одежды облечена и Сама Богородица, сидящая на руках повивальной бабки.
В изображениях Рождества Богородицы с самого начала был важен бытописательский подход. Икона передает уклад жизни людей того времени: это рождение ребенка, процесс ухода за ним, а также традиция приносить матери дары. Действительно, рождение ребенка было радостным событием в доме каждого человека, поэтому подносили роженице разного рода подарки
Стоит обратить внимание, что на иконе Рождества Богородицы девы идут с такими дарами, как различные чаши и сосуды, и это не случайно. Эта деталь является символом Матери Божьей, которая в песнопениях и сочинениях отцов Церкви называлась «Сосудом Девства», «Вместилищем Невместимого Бога». Тем самым указывалось на грядущее воплощение Сына Божия. Характерно то, что изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием: чем древнее икона, тем меньше на ней изображается дев, чем ближе икона по времени к нам, тем пышнее становится процессия (количество девушек увеличивается от 3 в 11-13 веке до 5-6 в более позднее время).
Перед ложем святой Анны изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Омовение младенца Марии является символом чистоты и непорочности Девы Марии.
В XI веке Богородица изображается внутри купели, без пелен и одежды. Её обнаженные плечики виднеются в воде. Это пророчество будущего крещения, которое примет Христос и все его последователи. В сцене омовения обычно представлено только одна или две служанки – юные девы. Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери. Очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали Ей в няньки только избранных девушек.
Образ самой Приснодевы не занимает центрального места в композиции, все вокруг него, но он как бы и не причем, и этой деталью как раз подчеркивается какое-то чрезвычайное смирение Девы Марии, которая есть уже и присутствует во тут в только что новорожденной Девочке. Вот как пишет об этом инок Григорий (Круг): «На иконе праздника «Рождество Матери Божьей» Она (Богородица) изображается обычно не посредине, не занимает какого-либо центрального места, но изображается или спеленатой на руках повивальной бабки, или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божьей на иконе этого праздника по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божьей Матери выразилось то, что было в Ней неизменно – полнота смирения».
В дальнейшем, на иконах часто изображается сцена у колыбели с Новорожденной. Мария изображена лежащей в люльке, её качают и над ней веют опахалом девы. Колыбель с младенцем Марией, часто изображенной в белоснежных пеленах, напоминает каменные ясли Христа в сцене Рождества Христова и воспринимается как прообраз этого грядущего события. Подтверждением этому служат тексты служб, посвященных празднику Рождества Богородицы. «Радуйся, Иоаким, Сын будет рожден Дочерью!» — пишет Иоанн Дамаскин.
Фигура Анны, идущая к ней процессия жен с дарами, и купание младенца Марии создают смысловой треугольник, они неизменны, их изображения обязательно присутствуют на иконе не зависимо от времени ее написания. Позднее, в 13 веке появляется традиция изображать фигуру праведного Иоакима. Согласно этическим нормам того времени, Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, заглядывающим через окошко,
или же в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат). Его фигура благоговейно устремлена к Марии. Эта деталь напоминает нам о важности рождения Дочери, ведь Она была долгожданным, вымоленным Ребенком. В 18 веке строгие ограничения в семейном быту уходят в прошлое, Иоакима начинают изображать стоящим или сидящим недалеко от ложа Анны.
Характерной деталью иконы Рождества Богородицы является изображение красной ткани, перекинутою от одной башенки к другой. Эта деталь имеет, как минимум, два значения. Во-первых, соединение ветхозаветного и новозаветного времен — своего рода мост между ними, которым явилось рождение Девы Марии. Во-вторых, показывает, что действие происходит внутри помещения, поскольку интерьер для православной иконографии не характерен.
Иконы более позднего времени (после 15 века) содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную. Изображение фонтана, из которого пьют птицы, с изогнутыми длинными шеями и тонкими ногами напоминающие цапель, вероятно связано с сюжетом «Благовестия Анне», молившейся о рождении ребенка в саду у источника, окруженного птицами, как об этом говорится в апокрифе. Не случайно фонтан как символ плодородия изображается рядом с Анной, ведь она была той самой жаждущей пустыней, и дала плод, цветок – Богоматерь. Кроме того, вода символизирует источник жизни, а Богородица как раз и стала впоследствии этим источником.
На иконе Рождества Богородицы изображается сцена «Ласкание Марии». Дитя Мария находится на руках у своих родителей. Этот образ показывает нам, что семейные ценности заключены не просто в хороших человеческих взаимоотношениях, а напротив, глубокие человеческие взаимоотношения возникают исключительно из взаимоотношений с Богом и через Бога. Супружество Иоакима и Анны – это пример постоянной друг к другу устремленности, которая, вопреки враждебности мира, остается такой до конца жизни. Образ такой устремленности друг к другу – это образ Божественной любви.
Всё полно общей радости, возвещающей радостную весть: родилась Та, из Которой воссияло Солнце правды – Иисус Христос.
Существует икона называемая «Древо Иессеево». Эта икона — родословная Пресвятой Богородицы. Иессей – отец царя Давида, из рода которого произошел Иоаким. «Жезл из корене Иессеева» — называет Церковь Пресвятую Богородицу, а Христа – цветом от этого жезла. Здесь мы видим начальника этой родословной Иессея, лежащего на земле, из которого произрастает дерево — жизнь всего последующего рода. В храмовых росписях часто в бутонах этого дерева изображаются святые пророки и праотцы — предки Богородицы. На иконе эта иконография исполнена в сокращенном варианте, где Отроковица Мария изображена только со Своими родителями — Иоакимом и Анной.
Икона «Рождество Христово»
Среди знаменитых художественных композиций, представленные зарубежными и русскими авторами с момента зарождения и последующего развития всей православной культуры, существует одна, которая с давних времен является особенно починаема среди разных представителей православного общества. Она называется Икона «Рождество Христово».
В России, а также и во всем мире, рождественская икона является художественным произведением, истинный восторг от которого получают все православные верующие. В настоящее время, икона Андрея Рублева, в которой наглядно продемонстрировано появление главного спасителя Иисуса Христа, является одной из самых известных и уникальных иконописных работ во всем мире.
История иконы
Согласно древним историческим сведениям, написание иконы рождение Христа относится к периоду «средней античности», включающий в свою хронологическую последовательность начало 15 века. Тогда, в основе её изготовления, автором использовалась липовая доска. До нашего времени, рождение Иисуса Христа удалось сохранить в утраченном, но тем не менее подлинном и целостном состоянии.
В 1960 году данная святыня подверглась серьезной опасности, которая проявлялась в её дальнейшем уничтожении. Однако во времена господствующего атеизма, этого все-таки не произошло. Поскольку главным директором, заведующий одним новгородским музеем, тайно удалось переправить православную икону «Рождество Христово» в главный центр России. Доставленная экспозиция была долгое время скрыта под замаскированным слоем тонкой краски, пока в один прекрасный момент московскими реставраторами не стала известна такая информация.
Описание иконы и изображенных на ней фигур
В основе создания иконы рождение Христа было использовано несколько цветных оттенков, включая такие цвета как зелёный, желтый и белые тона. Их сочетание позволяет художественному образу быть ярким и естественным, изображая контуры главных героев в более правдоподобном виде.
В центре данного библейского замысла отчетливо видно Богоматерь, которая, опираясь на своё правое предплечье, придерживает руками своего малыша.
Задумка автора сразу дает понять, что Пресвятая Богородица является ключевой фигурой в рождении Христа
В верхней части произведения представлены ангелы, которые собрались вместе для того, чтобы прославить появившегося на свет Иисуса Христа. Две служанки, изображенные в нижней части святыне, согласно евангельским писаниям, демонстрируют сцену купания новорожденного младенца.
Прямо около яслей можно заметить выглядывающие головы вола и осла. Они являются символическими знаками иконы «Рождество Христово», демонстрирующие национальности разных народов, которые получили спасение от Иисуса Христа. Так, например, вол, по задумке Андрея Рублева характеризует иудейскую нацию, а осёл язычников.
Таким образом, сцена иконы рождества Христова рассказывает людям главную библейскую историю появления на свет Иисуса, которая является великим праздником.
Следует помнить, что иконы и картины рождества Христова также проиллюстрированы и в работах других иконописцев.
В чем помогает икона Рождество Христово
Данная святыня имеет колоссальное значение для православных верующих, которые нуждаются в помощи Господа Бога. Икона Рождество Христово помогает людям справиться с любыми возникающими жизненными трудностями. Поскольку на иконе изображено рождение Небесного Царя.
Обратиться к иконе с молитвами можно с целью избавления от различных тяжелых болезней, или для предотвращения душевных переживаний
Празднование
Праздник Рождества Христова является поистине великим и самым известным во всем мире.
Его ежегодно отмечают 7 января
Этот день адресован появлению главного спасителя, который по сей день продолжает оберегать и защищать людей от многих жизненных обстоятельств. В знак почтения и уважения к Господу Богу, люди всей семьей отправляются на религиозные службы, вовремя и по окончанию которых, они молятся Иисусу Христу, благодаря его за то, что он не перестает слышать и всегда приходит на помощь.
Молитва иконе
Молитва перед иконой Рождество Христово звучит следующим образом:
Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь.