икона божией матери с иисусом отроком

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

Удивительные и редкие образы Царицы Небесной

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.

2. «Защитница сирых и оставленных»

На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.

Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.

3. «Милосердия двери»

В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.

4. «Благодатное Небо»

Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.

5. «Благоуханный цвет»

Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.

Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.

Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.

В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.

Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.

Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.

12. “Непроходимая дверь”

13. “О тебе радуется”

Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.

15. “Помощница в родах”

Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.

Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.

На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.

Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.

Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.

20. “Спорительница хлебов”

В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.

На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.

Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.

Источник

Владимирская икона: Христос делает шаг, чтобы спасти нас

Владимирская икона Божией Матери: Христос как «Перешагивающий бездну». Особенности иконографического типа «Умиление».

Владимирская икона Божией Матери из собора в Санкт-Петербурге

Христос – возраста между Младенцем и Отроком – на руках Богородицы, обнимающий Ее за выю. Он делает шаг. Он перешагивает глубокую складку в мафории – ризах Богоматери.

На некоторых изводах схожих икон (Толгская, Феодоровская) шаг этот столь стремителен, что приближается по своей динамике к прыжку…

Эти слова традиционно относят к самоумалению Творца перед тварью, «смирению Бога», которое называется по-гречески «кенозис». Христос Бог, Сын Божий Превечный, шагнул вниз, в тварный мир, спасать Свое творение.

И вот – посмотрите! – Он шагает через пропасть бездны, через бесконечное различие между Творцом и творением. Он шагает — и эта бездна, отделяющая Творца от возлюбленного Его творения не только тварность. Эта бездна – бездна смерти, небытия. И шагает Он не бесплотными, ангельскими ногами, но стопами человеческими. Не ангельскую природу и невещественность восприемлет Бог, но человеческое тело от Дщери Авраамовой, «от семени Авраамова» (Евр. 2:16)., Ступнями, которые понесут на себе раны от гвоздей…

Шагает к краю провала.

Заря слепяща и ала –

Яркие звезды на тверди.

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

Феодоровская икона Божией Матери

Сын Божий шагает через бездну смерти, которая в прообразах была явлена смертельно уставшим и смертельно испуганным спутникам пророка Моисея, остановившимся перед морем Чермным… Тогда через пропасть между стоящими покорно, как затаившие дыхание рабы-стражники, вод морских, прошла вслед за пророком Моисеем Церковь Ветхая. «И все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор.10:1-2)….

Теперь же перед нами – образ исполнения чаяний тех, кто не увидел желаемого (Евр. 11:13;39) – всех пророков и праведников Ветхого Завета. Уже не человек Моисей, но Человек Иисус Христос, единственный Посредник и Ходатай (1 Тим. 2:5).

Сам Бог, воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы, ставший Человеком, шагает через бездны, простирая длань. Длани Его тоже будут пригвождены ко Кресту, как и стопы…

И в Своем таинственном движении Исхода Он словно «повисает» на шее Богоматери. И мы вспоминаем Его «повешение на древе».

На Кресте Тя видящи Христе Мати Твоя, волею посреде разбойников висяща, и биющи матерски утробу, глаголаше: безгрешный Сыне, како неправедно на Кресте яко злодей водружен еси, человеческий хотя оживити род, яко благоутробен. (Крестобогородичен в пяток 3-я седмицы Великого Поста на утрени)

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

Толгская икона Божией Матери

Ризы Младенца (на Толгской иконе) зелены – это символ Духа, реющего над новым творением, вышедшим из небытия смерти вслед за перешагнувшим бездну Сыном Марииным.

Бог говорил Моисею: «Узриши задняя Моя» (Исх. 33:29) – святоотеческое толкование говорит, что сзади Бога видит тот, кто следует за Ним, а в лицо Его видит тот, кто идет против Него, и такой человек не может остаться в живых.

Апостолы, идя вслед Сыну Божию, были потрясены и испуганы Его словами о грядущем Его бесславии и смерти Крестной. Их смущала и пугала мысль о страданиях Того, Кого они называли «Учитель», в Ком видели Мессию – Нового Моисея, обещанного Моисеем ветхим (Втор.18:18-19; Деян. 7:37).

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

Скоро исполнится пророчество Моисеево: «Узрите живот ваш висящ пред очесы вашими» (Втор.28:66), ибо «не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк 13:33). Он, Христос, Новый Моисей, грядет туда, чтобы стать Праведником, Распятым на древе, и Человеком, перешагнувшим бездну смерти.

Он грядет туда, и они – ученики Его – вслед Ему.

Что нам до боязливых шепотков и пугающих шорохов? Он воистину перешагивает небытие смерти и говорит нам: «Ты иди за Мною!» (Ин. 21:22) И странствует Церковь Его, проходя по дорогам мира «путем новым и живым» (Евр.10:19)

И Церковь странствует по земле вслед Ему – подобно тому, как с учениками странствовала Матерь Христова.

Кая Сия, Иже воистинну близ Бога?

яко
превозшедши вся Ангельский чины,

Источник

Икона божией матери с иисусом отроком

Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами.

Хромолитография А.В. Васильева. Москва.

В Богоявленском соборе в Елохове (Москва) находится икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы» (конец XVIII – начало XIX вв.), которая могла быть взята за основу для хромолитографии.

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

Общий вид документа.

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

1. Елецкая:

Икона происходит из города Ельца Орловской губернии. Согласно летописям, икона явилась в 1060 г., но этот год совпадает с годом явления иконы Богоматери Елецкой-Черниговской. Поэтому исследователи считают икону Богоматери Елецкой более поздним списком с иконы Богоматери Елецкой-Черниговской. Наиболее часто встречающийся вид – поясной, тем не менее, известны и ростовые иконы данной иконографии.

Согласно легенде, Тамерлан, перед походом на Москву в 1395 г., отдыхал в своем шатре под Ельцом. Там ему явилась грозная Пресвятая Дева с сонмом святых. В тот же день (26 августа), жители Москвы встречали икону Владимирской Божьей матери и молились перед ней о спасении. Опасаясь грозного ведения, Тамерлан повернул орду назад и ушел. В память о чудесном событии и была написана икона Богоматери Елецкой, а также установлено месточтимое празднование – 8 сентября (26 августа по старому стилю).

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

2. Египетская:

Икона явилась в 1060 г. и с самого начала считалась чудотворной. На иконе изображается Богоматерь, которая прижимает к себе правой рукой Младенца, в его левой руке находится полуразвернутый свиток. Встречаются изображения без свитка. Существует мнение, что изображения Богородицы без свитка возникли из-за ошибки иконописца, который перепутал данную икону с иконой Богоматери Елецкой, празднование которой происходит в тот же день. Есть и варианты иконы Богоматери Египетской, где также изображается святой Савва Сербский.

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

3. Ватопедская:

Икона Богоматери Ватопедской также именуемая «Отрадой» или «Утешением», находится в Благовещенском храме Ватопедского монастыря на Афоне. Название иконы связано с чудесным событием: в 390 г. рядом со Святой горой из корабля выпал царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, но благодаря заступничеству Богородицы, был перенесен на берег целым и невредимым. Наутро его нашли под густым кустом, «ватопед» – «куст отрока». Император Феодосий в благодарность за спасение сына воздвиг новый храм, алтарь которого находился как раз на том месте, где был найден юноша.

Икону Богоматери прославило событие, случившееся в 807 г. Разбойники, собираясь разграбить монастырь, укрылись в береговых камнях и ждали открытия монастырских ворот. В это время монахи уже разошлись по своим кельям, в храме остался лишь настоятель, молившийся около образа Богородицы. Неожиданно от иконы донесся голос, повелевший ему не открывать ворот, а взойти на стены и разогнать разбойников. После этого раздался голос младенца, запрещающего своей матери помогать монахам, дабы они были наказаны. Пораженный игумен, созвал всю братию к иконе, где они увидели произошедшие в образе изменения: Богоматерь несколько уклонялась от младенца и придерживала его руку, которая пыталась закрыть ей уста. Образ Богородицы был полон любви и сострадания, а младенец был грозен. Исполнив наказ Богоматери, монахи прогнали разбойников и спасли монастырь.

Икона Богоматери Ватопедской особенно почитается среди православных верующих России, известно большое количество ее списков, а также совершенных чудес.

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

4. Утоли мои печали:

Икона была привезена в Москву в 1640 г. при царе Михаиле Федоровиче и помещена в церковь святителя Николая, что на Пупышах. Документально были засвидетельствованы многочисленные ее чудеса, особенно во время чумы в 1771 г., но при пожаре в том же году все бумаги были уничтожены. В 1930-х гг. образ перенесли в храм святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он хранится и по сей день.

Отличительной особенностью данной иконы можно считать то, что Младенец держит в руках развернутый свитой, а Богоматерь одной рукой подпирает щеку.

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

5. Елецкая-Черниговская:

В 1060 г. при князе Святославе Ярославиче, близ Чернигова, на ели явилась икона Богоматери Елецкой-Черниговской. Так было записано в синодике черниговского епископа (Зосимы Прокоповича). Икону поставили в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божьей матери. На месте явления иконы преподобный Антоний благословил основать монастыря в XI в., который в 1238 году был разрушен татарами. Однако икона была спасена, так как ее поместили внутрь монастырских стен. В 1470 году обитель была восстановлена, а икона вновь заняла свое место в храме.

Дальнейшая судьба иконы туманна: по одной версии, потомок Черниговских князей увез ее в Москву, когда город перешел польскому королю Стефану Баторию; по другой – она исчезла в XVII в., когда обитель разоряли польские войска Сигизмунда III.

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

6. Взыскание погибших:

С давних времен эта икона почиталась как последнее прибежище, последняя надежда погибающих людей. О происхождении данного образа нет никакой достоверной информации, но известно несколько чудотворных икон под аналогичным названием. Один из наиболее известных списков иконы – Борский, он прославился множеством чудес. Эта икона была написана по обету. Ее заказал крестьянин, благодарный Богородице за свое спасение (в пути он был застигнут пургой и был на пороге смерти).

Богоматерь несколько наклоняет голову влево, поддерживает Младенца, с которым они соприкасаются головами. Руки Богоматери сплетены, а Младенец держится одной рукой за ее шею.

икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть фото икона божией матери с иисусом отроком. Смотреть картинку икона божией матери с иисусом отроком. Картинка про икона божией матери с иисусом отроком. Фото икона божией матери с иисусом отроком

7. Иверская:

Икона Иверской Богоматери также известна под именем Вратарницы. Свое имя она получила по имени Иверского монастыря на Афоне. История ее обретения не известна, но первые упоминания встречаются уже в IX в. Эта история связана с периодом иконоборчества. Одна женщина держала дома образ Богородицы, вскоре об этом узнали солдаты. Они пришли в дом с тем, чтобы либо уничтожить икону, либо осквернить ее. Один из воинов пронзил образ копьем. В том месте, из щеки Богородицы, потекла кровь. Узрев ценность иконы и ее чудотворные силы, женщина опустила икону в воду, чтобы спасти ее. Доска стоя двинулась по волнам. Сын той женщины подвязался монахом на Афон и стал жить рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль Богородицы, и где впоследствии был построен Иверский монастырь. Именно к тому месту и приплыла чудесная икона, осененная огненным столпом. Иверскую Богоматерь несколько раз помещали в соборном храме монастыря, но каждый раз она оказывалась над монастырскими воротами, защищая обитель и покровительствуя ей.

В XVII в. о чудесах иконы узнали и на Руси. Будущий патриарх Никон и царь Алексей Михайлович заказали точный список Иверской иконы, который также прославился множеством чудес и исцелений.

Источник

Иконография Успения Божьей Матери

Приблизительное время чтения: 8 мин.

История появления образа

Первое, что важно знать, говоря об иконе Успения, это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.

Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены). Над Спасителем и Богородицей летают ангелы — небесные свидетели этого славного и грустного момента.

Вот так незатейливо и просто изображалось Успение в далекие времена. Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры — сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов. А вот храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию.

Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Разве что на Западе светские художники пытались предложить свои собственные варианты видения Успения, но в канонической иконописи они не прижились, и до сих пор, как православные, так и многие католические храмы украшают иконы, восходящие к древним прототипам IX века. Рассмотрим каноническое изображение более детально.

Событие Успения

Момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:

Богородица была предупреждена архангелом Гавриилом, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть — например, апостолов, которые разошлись по Римской империи на проповедь. Трех дней было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну о помощи. На материнские молитвы Господь ответил чудом — во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.

Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка — наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна, а также — Её супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо — христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

В процессии не участвовал апостол Фома — Господь специально попустил ему опоздать. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было — в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

Как Успение изображено на иконе?

На иконе мастера смогли изобразить почти все моменты, которые приводятся в рассказе об Успении. Задача не из легких, но иконописцы справились с нею блестяще.

Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико, если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного. Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн. Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью. Вместе с апостолами иногда можно увидеть тех людей, которые так или иначе соприкоснулись с Богородицей. Например — Иоанна Дамаскина, воспевшего Пресвятую Деву в своих трудах.

Перед одром чаще всего стоит свеча, но встречается и такая композиция: на краю постели висят два отрубленных запястья, а возле самого ложа стоит человек с искалеченными руками. Нетрудно догадаться, что это Афония, который пытался опрокинуть одр, но был остановлен ангельским мечом. Кстати, чаще всего возле Афонии стоит и сам ангел, поднимающий меч на нечестивого кощунника.

За одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу. В руках у Него — упеленанный младенец. Это — душа Пресвятой Богородицы. Очень трогательный момент — когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги. Также рядом со Христом стоят много ангелов, которые образуют как бы процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.

На некоторых иконах изображена еще одна интересная деталь — все свободное поле иконы в ее верхней части покрыто облаками, на которых можно разглядеть фигурки людей и ангелов. Таким необычным способом иконописцы изображают апостолов, которые не смогли вовремя прибыть в Иерусалим, и были в итоге чудесным образом доставлены на облаках ангелами.

Все события, изображенные на иконе, происходят в комнате — об этом говорят схематичные силуэты колонн, окон, арок, карнизов и других архитектурных элементов. Иногда вместо богатого интерьерного фона можно увидеть просто два столба и повисшую на них ткань, парусом натянутую над собравшимися. В любом случае и ткань, и другие элементы могут быть символами как закрытого помещения, так и городских построек Иерусалима, через который проходила погребальная процессия.

На заставке фрагмент иконы Успение Пресвятой Богородицы, XV в. Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *