икона божией матери супрасльская
Икона Богородицы «Одигитрия» Супрасльская
Празднование
История
В Гродненской епархии, в 16 верстах от города Белостока, находится древнейший памятник православия в Западно-русском крае — Супрасльский Благовещенский монастырь, основанный на берегу реки Супрасли в 1500 году епископом Смоленским Иосифом Солтаном. В этом монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери, именуемая также Супрасльскою. Происхождение Супрасльской иконы в точности неизвестно. Предание говорит, что она принесена сюда из Смоленска. Иные же предполагают, что она написана по распоряжению епископа Иосифа Солтана, основателя этой обители.
Около двух столетий, с первой половины XVII века до 1839 г., когда в этом крае господствовали униаты, этот монастырь со своей святыней находился в их власти. Первоначально икона помещалась в иконостасе, как местная. Но с устройством нового иконостаса в первой половине XVII столетия прежние местные иконы поставлены в особых киотах, позади первых от иконостаса колонн, поддерживающих церковный купол, а икона Богоматери Супрасльская была поставлена позади левой колонны и находится на этом месте по настоящее время. В 1557 году икона украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями, устроенной при архимандрите Сергии Кимбаре.
Супрасльская икона Одигитрия писана в византийском стиле, на доске высотой 3 аршина 6 вершков и шириной 1 аршин 13 вершков. Она представляет собой копию с чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская. Вверху, над главой Богоматери, изображен Бог-Отец в облаках, окруженный ликами ангелов. В древних записях нет известий об особом дне празднования в честь Супрасльской иконы; но с давних времен вошло в обычай совершать празднество 25 марта, а в последнее время празднуется еще и 28 июля как день, установленный для празднования по всей Руси Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия.
В Супрасльский монастырь стекаются многочисленные толпы богомольцев; не только православные христиане, но и униаты и даже католики стремятся сюда для поклонения Царице Небесной перед Ее Чудотворной Супрасльской иконой.
«Одигитрия» (Супрасльская) икона Божией Матери
Эта икона «Одигитрия» прославилась в Супрасльском монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы в Гродненской губернии (ныне территория Польши). В 1503 году архиепископ Иосиф Солтан пожертвовал монастырю список Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Супрасльская икона была написана в византийском стиле на доске размером 2,4 на 1,3 метра. Первоначально икона находилась в иконостасе церкви Благовещения. В XVII веке был выполнен новый иконостас, и икона была перенесена на левый столп храма. В скором времени икона прославилась исцелениями молящихся перед ней больных.
В 1915 году монахи, спасаясь бегством в Россию от наступающих немецких войск, забрали также и чудотворную икону. В Супрасль образ уже не вернулся, и его дальнейшая судьба неизвестна. В настоящее время в церкви Иоанна Богослова находится копия иконы, выполненная в XIX веке в связи с четырёхсотлетием монастыря. Сегодня перед Супрасльской иконой молятся люди разных конфессий, известны случаи исцелений.
Супрасльский монастырь перенёс немало трагических событий. После Брестского собора 1596 года, под давлением короля Зигмунда III, монастырь, несмотря на сопротивление его насельников, становится униатским. В 1839 году возвращён в лоно Православной Церкви. Особо пострадал монастырь во время Второй мировой войны, как от немецких, так и от советских войск. В феврале 1996 года, в результате неимоверных усилий православных поляков, решением Совета министров Польши монастырские постройки были переданы возрождённому в 1989 году православному монастырю в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
День празднования: 10 августа (28 июля по старому стилю).
Супрасльский Благовещенский монастырь
|
Супрасльский монастырь. 2000 г. |
Адрес монастыря:
ul. Klasztorna 1
16-030 Suprasl
тел.(085) 718-37-80
Из истории монастыря
Супрасльский Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. воеводой новогрудским и маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем в своей резиденции в Грудке. В новосозданную обитель прибыло большое количество монахов из киевских монастырей.
Грудек в это время был довольно оживленным городом, к тому же близость к двору воеводы мешала монашеской жизни. Поэтому, получив разрешение на перенос монастыря, в 1500 г. братия переселилась на берег реки Супраслянки. Как повествует легенда, братия опустили крест с частицей Животворящего Креста Господня в реку. Крест остановился напротив урочища Сухой Хруд.
Монастырь так же, как и родовое имение Ходкевича входил в состав Киевской митрополии. Близкая связь ктиторов монастыря с митрополией повлияла на почитание в Супрасле традиций святых Киевской Руси.
Во второй полвине XVI в. Супрасльский монастырь становится одним из центров славянской культуры. Он поддерживал контакты с другими центрами монашеской жизни на Афоне, в Киеве Слуцке, Москве, в Сербии и Болгарии. Постепенно в монастыре была собрана большая бибилиотека. В 1557 г. в монастырской библиотеке было около 209 рукописей и печатаных книг, а в 1645г. их число достигло 587. Между ними находились: Минея, называемая Супрасльским кодексом (XI в.), Царственник с летописцем и Временник с летописцем, «Космография» Космы Индикоплова.
Дьякон Матфея из города Корца был создателем «Кодекса» 1569 г., в котором содержались жития святых Феодора Ярославского, Варлаама Хутынского и митрополита Московского Петра. Супрасльские монахи собирали рукописи из различных источников, систематизировали, а потом распространяли новые редакции. В библиотеке находились памятники болгарской средневековой литературы, связанные с деятельностью свв. Кирилла и Мефодия. Здесь находились также похвальные слова в честь св. Климента Охридского, жизнеописание св. Саввы Сербского, а также проповеди и письма митрополита Григория Цамблака.
Братия монастыря несла нелегкий крест защиты чистоты Православия на территории Польского государства. В стенах монастыря было создано и переписано не одно полемическое сочинение. Среди наиболее известных произведений XVI можно назвать: « Послание к венгерскому королю Иоанну Заполии от монахов Святой Горы Афон», «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах», «На богомерзскую, на поганую латину, которую папежи, что в них, вымыслили в их поганой вере». На землях Великого княжества Литовского было широко известно сочинение « Списание против лютров », написанное в 1570 г. супрасльским монахом Евстохием.
В 1609 г., по смерти архимандрит Илариона, новым настоятелем монастыря становиться архимандрит Герасим, который еще в 1603 г. сложил с себя присягу униатскому митрополиту. При арх. Герасиме в монастыре сохраняется православная традиция, но следующий наместник архим. Самуил (Сеченко) согласился пойти на уступки униатам. В 1631 г. монастырь перешел в подчинение униатскому митрополиту, а в марте 1635 г. в нем был принят новый устав. Переход монастыря в унию не мог не отразится на его духовной жизни. В Благовещенском соборе в это время появляется иконостас барокко, сделанный гданьским резчиком Андреем Модзелевским. Во второй половине XVIII века сильно изменилось все внутреннее убранство храма. Фрески XVI века были закрашены белой краской.
С 1645 по 1652 гг. были построены архимандричьи покои. В 1695 – 1697 гг. возведена колокольня. В 1702 г. она сгорела и построена снова в первой половине XVIII в. Активное строительство велось во время наместничества униатского митрополита Льва (Кишки). В 1695 г., при монастыре была открыта типография, в которой печатались главным образом богослужебные книги на славянском языке. Типография была расширена в 1709 – 1728 гг.
В связи с разделом Польши монастырь какое-то время находился в границах Прусского королевства, но после Тильзитского договора 1807 года он оказался на территории Российской империи. К этому времени обитель находилась в разорении. В 1824 г. Супрасльские монахи выразили добровольное желание вернуться в лоно православия, что и произошло после Полоцкого собора в 1839 г. Насельники монастыря вскоре восстановили православные традиции монашеской жизни. В 1887 г. со стен Благовещенского собора была снята побелка, так что храм во многом приобрел свой первоначальный вид. В 1889 – 1890 гг. была построена церковь св. ап. Иоанна Богослова. В 1901 г. устроено новое православное кладбище, на котором появилась церковь святого вмч. Георгия.
В 1915 г., после начала Первой мировой войны, был издан специальный указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. После Первой мировой войны образовалось самостоятельное Польское государство. В 1919 г. местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 г. монастырские здания были переданы школе и братию изгнали из монастыря. Вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать. Храм св. ап. Иоанна Богослова был отдан под нужды Католической Церкви. В 1935 г. часть зданий монастыря получили в аренду отцы салезияне, которые устроили в Богословском храме гимнастический зал.
|
Руины монастыря |
Обстановка не изменилась и с началом Второй мировой войны. В 1939 г. Белосточина, как и другие восточные воеводства Польши, была занята Красной армией. В церкви Благовещения были устроены механические мастерские и кузница, а в церкви св. Апостола Иоанна Богослова – кухня и столовая.В монастырском соборе была устроена механическая мастерскую, а в храме св. Иоанна Богослова начала работать кухня и столовая. После прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения в храме св. Иоанна Богослова. Эта церковь была торжественно освящена в 1942 г. В Супрасль возвратились православные монахи, однако 21 июля 1944 г. во время своего отступления немецкие войска взорвали Благовещенский собор.
|
Настоятель Супрасльского монастыря арх. Гавриил |
Возрождение религиозной и монастырской жизни в Супрасле началось тогда, когда Белостокско-Гданьскую епархию возглавил архиепископ Савва. По его инициативе в 1982 году в Супрасль приехал монах Мирон (Ходаковски).В 1984 г. было принято решение о восстановлении разрушенного Благовещенского собора. 4 июня 1984 г. епископ Белостоцкий и Гданьский Савва, совершил закладку первого камня под строительство собора.В этом же году возобновилась монашеская жизнь в Супрасльской обители. Первоначально здесь был Монашеский дом, который в 1989 г. приобрел статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы. Наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский). В начале 90-х годов Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров с 1993 г. монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов со стороны Католической Церкви реализация этого решения затянулась до 1996 г.
В 1998 году решением Св. Собора ППЦ три насельника Супрасльского монастыря были возведены в сан епископов: арх. Мирон (Ходаковски) во епископа Гайновского, арх. Иаков (Костиучук) в епископа Супрасльского, а арх. Григорий (Харкевич) в епископа Бельского. В 1999 году епископ Иаков был назначен на Белостокско – Гданьскою кафедру, а наместником монастыря стал архимандрит Гавриил (Гиба).
С 1 июля 1999 г. по благословения епископа Белостокского и Гданьского Иакова в монастыре опять начала действовать типография
Будние дни
6.30 Часы
7.00 Божественная литургия
18.00 Вечернее богослужение
Среда
6.30 Часы
7.00 Божественная литургия
18.00 Акафист, вечернее богослужение (вечерня)
Суббота
6.30 Часы
7.00 Божественная литургия
18.00 Всенощное бдение
Воскресение
9.30 Часы
10.00 Божественная литургия
18.00 Акафист, вечернее богослужение
СУПРАСЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Супрасльская икона Божией Матери |
Супрасльская икона Божией Матери «Одигитрия»
История Супрасльской иконы Пресвятой Богородицы неразрывно связана с историей Супрасльской Лавры. В 1503 году архиепископ Иосиф (Солтан) пожертвовал монастырю список Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Супрасльская икона была написана в византийском стиле на доске размером 2,4 на 1,3 метра. Первоначально икона находилась в иконостасе церкви Благовещения. В XVII веке был выполнен новый иконостас, и икона была перенесена на левый столп храма. В скором времени икона прославилась исцелениями молящихся перед ней больных.
В 1915 году монахи, спасаясь бегством перед наступающими немецкими войсками в Россию, забрали также и чудотворную икону. В Супрасль икона уже не вернулась, а ее дальнейшая судьба неизвестна. В настоящее время в церкви Иоанна Богослова Супрасльской Лавры находится копия иконы, выполненная в XIX веке в связи с четырехсотлетием монастыря.
Перед Супрасльской иконой молятся люди разных конфессий, известны случаи исцелений. Интересен тот факт, что в Супрасле при приходском доме находится домашняя церковь Супрасльской иконы Пресвятой Богородицы.
Первоначально днем празднования иконы было 25 марта. Позднее празднование было перенесено на 28 июля. Уже несколько лет в этот день в Супрасль прибывает множество людей. Организованы также паломничества на этот праздник.
Закланная икона Божией Матери
Закланная икона Божией Матери (Эсфагмени) XIV века находится в Ватопедском монастыре на Афоне в храме святого великомученика Димитрия Солунского. Церковь эта пристроена к соборному храму обители. История иконы наводит трепет на сердце верующего человека. Закланная икона Божией Матери получила свое название от церковно-славянского слова «заклать», означающего «заколоть», «пронзить».
История образа: Согласно преданию, Закланная икона Божией Матери прославилась следующим образом. Некий диакон, экклесиарх (монах, наблюдающий за порядком в храме), исполняя свое послушание, замешкался и опоздал на трапезу. Трапезарь сделал ему замечание, что приходить на трапезу нужно вовремя, а в неурочное время пищи он не даст.
Голодный диакон оскорбился таким замечанием и еще настойчивее стал требовать обеда, в результате получил еще более резкий ответ. Голодный и взбешенный он вернулся в храм и, став перед иконой Божией Матери, стал пенять Ей и укорять за то, что он остался голодным, служа Ей непрестанно.
Лик Божией Матери покрылся бледностью, из раны потекла кровь. Увидев это, преступник затрепетал и упал в неизъяснимом ужасе навзничь. Скоро в монастыре узнали о случившемся. Монахи вместе с игуменом пришли в храм и увидели в изумлении и ужасе струившуюся кровь из пронзенного лика Богоматери.
Убийцу же нашли подле иконы ослепшим, с расслабленными членами и совершенно помешанным. С чувством искренней жалости к нему игумен совершил на следующий день всенощное бдение о спасении и помиловании его, но исцеление не приходило, так велика была его вина.
Три года вся братия молилась о помиловании грешника. Когда же наконец пришло время, Царица Небесная явилась в сонном видении игумену обители и сказала, что ради их ходатайства и молитв, Она прощает преступника и дарует ему исцеление, но «рука его за дерзость и святотатственный поступок против Меня будет осуждена во второе пришествие Христово».
Утром помешанный действительно пришел в себя, прозрел и освободился от паралича. Долго и горько рыдал он и скорбел о своем безумном поступке. Он провел остаток своей жизни в стасидии на коленях перед пронзенной им иконой, молясь и каясь о содеянном.
Его искреннее покаяние не осталось без ответа. Споручница грешных не оставила его без утешения. Перед смертью Она явилась ему и сообщила о прощении, но дерзкая его рука должна испытать грозный суд на втором пришествии Христовом. Когда, по прошествии трех лет после погребения по Афонскому обычаю, тело диакона открыли, то увидели поучительную картину.
Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть.
Иконография: Иконографическими особенностями образа являются положения рук Богомладенца и Богоматери. Пресвятая Богородица держит Богомладенца на левой руке, правой же рукой она как-бы прикрывает обнаженные по щиколотки обе ножки Младенца Иисуса Христа.
Предвечный Младенец в левой руке держит свиток, а правая Его рука покоится на груди Богоматери. Голова Пресвятой Богородицы увенчана короной поверх мафория. На правой ланите Божией Матери кровоточащая рана, след удара безумного диакона. Выражения ликов Богоматери и Богомладенца строго торжественны.
Закланная икона Божией Матери не относится к числу очень распространенных икон Пресвятой Богородицы, но очень почитается на Афоне, особенно в Ватопедском монастыре, где входит в число семи его чудотворных икон (Ктиторская или Алтарница; Парамифия («Увещание») — Ватопедская икона «Отрада» или «Утешение»; Закланная (Эсфагмени); Елеоточивая (Элеовритисса); Простреленная (Пироволифиса); Всецарица (Пантанасса); Предвозвестительница (Антифонитрия).
Молитвенная традиция: Пред Закланной иконой Божией Матери молятся о прощении тяжких грехов, даровании праведной жизни и укреплении веры.
Празднование: 21 января / 3 февраля.