икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото

«Всех скорбящих Радость» — чудотворный образ родом из Москвы

Приблизительное время чтения: 1 мин.

«Всех скорбящих Радость» — чудотворный образ Богородицы, почитаемый в Русской Православной Церкви.

Дата празднования: 6 ноября.

икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть картинку икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Картинка про икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото

Кто и когда написал икону

Первую икону «Всех скорбящих Радость» написал в 1683 году придворный живописец и один из мастеров Оружейной палаты Иван Безмин. Композиция иконы совпадает с западноевропейской иконографией «Мадонна Милующая».

Иконография

Отличительная особенность иконы: Богородица, посылающая через ангелов помощь страждущим. Существует несколько вариантов изображения. Все их можно объединить в два типа — с Младенцем на руках (московская) и без Младенца (петербургская, «с грошиками», находится в церкви Святой Троицы Живоначальной, известной как «Кулич и пасха»).

Название иконы

Начальные строки стихиры (богослужебное песнопение), посвященной Богородице:

Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси, Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

История московского образа

Точных данных о том, как и когда икона «Всех скорбящих Радость» попала в храм на Ордынке, нет. Впервые о ней заговорили в 1688 году, когда от образа произошло чудесное исцеление сестры Патриарха Иоакима Евфимии Папиной. По преданию, Евфимия во время молитвы услышала голос, который указал ей на икону в храме на Ордынке. Ей принесли этот образ, и сестра Патриарха получила исцеление от незаживающей раны в боку. После этого чуда почитание иконы выросло — ей составили службы, акафист, стали делать списки.

Где находится

икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть картинку икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Картинка про икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото

Чудотворный образ находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке в Москве. Также в храме есть несколько точных копий этого чудотворного образа.

Источник

Икона «Всех скорбящих Радость»: От скорби — к радости

икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть картинку икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Картинка про икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото

6 ноября – День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это неудивительно, ведь многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.

икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть картинку икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Картинка про икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото

Икона «Всех скорбящих радость». Благодатная заступница

По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к Ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».

Поэтому Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей — раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от Ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над Ней в облаках восседает Спаситель, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Известны разные иконографические виды образа.

икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть картинку икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Картинка про икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото

Московская икона «Всех скорбящих радость» Преображенского храма на Большой Ордынке изображает Богородицу с младенцем Иисусом, над ними парят ангелы. Особенностью этой иконы является изображение ряда святых во главе с Сергием Радонежским, на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери. Существует немало списков (копий) чудотворного образа, где Пречистая Дева изображается без Младенца. Особенно широко известна икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло в 1688 году: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке излечилась от тяжелой болезни раба Божия Евфимия, родная сестра московского Патриарха Иоакима. Чудесное исцеление произошло 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь иконы «Всех скорбящих Радость», а храм получил наименование чудотворного образа. Вскоре он прославился на всю столицу под именем «Скорбященского». С тех пор, как свидетельствуют церковные книги, многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед: слепые прозревали, немые получали возможность говорить, а глухие — слышать, бездетные женщины рожали здоровых младенцев, страждущие избавлялись от невзгод.

Икона «Всех скорбящих Радость» полюбилась не только простым верующим, но и членам венценосных семей. В 1711 году, при переезде царской резиденции в Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию Скорбященской иконы, которая стала одной из главных святынь новой столицы.

Позднее, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, тоже глубоко почитавшей икону «Всех скорбящих Радость», в Петербурге воздвигли храм в честь дивного образа. Впоследствии Скорбященская икона Божией Матери была щедро и богато украшена императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и другими знатными особами. Сейчас этот чудотворный образ находится в Троицком храме Санкт-Петербурга, который в народе называют «Кулич и Пасха».

Чудо с грошиками

Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.

Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа — 5 августа, день его чудесного преображения.

Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.

Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.

Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»

После того как в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, ставшая подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, чудотворный образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое историческое место.
Источник: журнал «Православный паломник»

Молитва перед иконой Богородицы «Всех скорбящих радость»

«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Читайте также:

Источник

Рукой подать. Часть 2

Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».

Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)

– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!

«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам. ” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.

И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.

Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.

Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.

У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.

Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.

Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.

Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…

В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.

Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.

Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.

За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.

Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.

Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу преставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.

Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).

«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».

«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:

– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?

– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.

– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.

Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.

Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.

Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?

У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.

В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.

– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.

– Венчание, – отвечает та.

Раз так, пора и честь знать.

ул. Большая Ордынка, 20;

тел/факс: 7 (495) 951-60-34.

Икона Божией Матери «Споручница грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)

Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Андрея Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».

И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.

Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила. Оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Значит, не постилась, – не дал договорить он, – ладно, а то еще два года не придешь, знаю я вас», – и накрыл ее голову епитрахилью.

Она летела домой, как птица.

И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».

То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.

Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»

Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.

Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.

А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.

И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.

С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».

Храм святителя Николая в Хамовниках:

ул. Льва Толстого, 2;

тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.

Источник

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Празднование 24 октября/6 ноября

Царица неба и земли,
Скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли:
В Тебе — надежда и спасенье.

Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней
Склони всевидящее око.

Святая Русь — твой светлый дом
Почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем:
Иной никто о нас не знает.

О, не оставь Своих детей,
Скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей
От наших скорби и страданья.

Одно из стихотворений, переписанных
царственными страстотерпцами в Тобольске

икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть картинку икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Картинка про икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото

Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.

Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» — «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость», а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю — следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби — не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.

Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина».

икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Смотреть картинку икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Картинка про икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото. Фото икона божией матери всех скорбящих радость на ордынке фото

Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон — на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге — являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.

Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе — так называемой «Богородицы с грошиками». В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.

23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».

На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние — темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках — благословляющий Спаситель, вокруг — Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября по старому стилю (некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования). И в нынешних границах России, и в ее исторических пределах, и по всему миру, где только ни ступала нога русского человека, звучали, звучат и до конца мира сего будут звучать слова песнопений в честь этой святой иконы.

Стихира, глас 2,
поемая на молебне вместо тропаря

Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися во обителях небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *