икона человек с головой собаки

Среди большого количества святых, почитаемых христианами, есть и мученик Христофор, который на иконах изображен в довольно необычном образе. Этого святого традиционно изображают с головой собаки или лошади, однако, встречается он довольно редко и православным христианам практически не известен.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Далее слова автора:

РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.

Редкий кадр
При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Святой мученик Христофор изображён в числе мучеников

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки
икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Последним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта «Старове»:

«Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП. Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно. Истинное изображение – такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите – кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.
Вот так вот… “Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина: 1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ.»

Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в Ярославле

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.
В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:
В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:
“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…
Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).

Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора

Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.

Святой Христофор. Греческая икона. 18 век

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).

Святой Христофор. Греческая икона

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Икона из Егорьевского историко-художественного музея

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Старообрядческая житийная икона святого Христофора

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Современная икона св. Христофора Псеглавца

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.

Источник

Мученик с головой собаки: самый загадочный святой в христианстве

Впервые увидев икону со святым Христофором, многие начинают возмущаться, считая, что видят перед собой подделку, призванную оскорбить их веру. Но это не так — Христофор на самом деле долгие столетия изображался с собачьей головой и лишь в XVIII веке православная церковь отказались от такой традиции. Откуда взялся этот мученик в пантеоне христианских святых и почему он так необычно выглядит?

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Сегодня святого Христофора принято изображать в виде благообразного старца с окладистой бородой, держащего на руках или плечах младенца Христа. Но так было не всегда, ведь традиционно этого почитаемого христианами великомученика принято изображать с собачьей головой. Первое изображение святого было обнаружено на амфорах V‑VII века н.э. на территории современной Македонии, что приблизительно соответствует началу его почитания христианами.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

В мае 1722 года Святейший Синод запретил изображать святого «с песьею главою», так как это, по мнению руководителей православной церкви «противно естеству, истории и самой истине». После этого Христофора-кинокефала стали повсеместно переписывать на иконостасах или просто уничтожать. Сохранился собакоглавый образ святого только на фресках в старообрядческих церквях и на некоторых исторических артефактах в музеях.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Кинокефалы, или песиголовцы, впервые были описаны как народ античными историками и путешественниками. Упоминания о них можно найти в трудах Геродота, Плиния Старшего, Гесиода. Описывают историки их по-разному, но все едины в том, что этот непохожий на обычных людей народ живет на границе известной древним людям ойкумены — в Скифии, Индии, Эфиопии или Ливии.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Среди христианских авторов впервые рассказал о песиголовцах Андрей Первозванный. Апостол встретил необычный народ во время своих миссионерских странствий где-то в районе современной границы Ирана и Пакистана. Очевидно, что Христофор был родом с окраин античного мира, так как в православной традиции считается, что он попал в плен римлянам в битве при Мармарике, в Ливии.

Чужестранец, которого удалось пленить легионерам, носил имя Reprobus или Репрев, что означало «отверженный». Имел он гигантский рост, невероятную силу и настолько свирепый вид, что римский император Деций Траян, при его виде, в панике вскочил с трона. Собачья голова, могучее телосложение и громоподобный голос проиводили неизгладимое впечатление даже на самых отважных воинов.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Мы отлично понимаем, что описанное в старинных церковных книгах существо не могло существовать в реальности и его появление можно объяснить лишь фантазией авторов, неверным переводом или физическим уродством, врожденным или приобретенным. В некоторых константинопольских источниках указывается, что принимать за чистую монету описание Христофора не стоит. Монахи, являвшиеся авторами этих книг считали, что собакоголовость призвана акцентировать внимание на крайней свирепости и бесчеловечности захваченного в плен иноземца.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

В качестве еще одного аргумента можно привести записки средневекового путешественника Марко Поло, который во время своих странствий встретил в Центральной Азии племя киноцефалов. Это были обычные люди, но согласно обычаю, они рассекали себе рот, чтобы он казался огромной пастью и остро затачивали зубы. Кроме этого, киноцефалы бинтовали черепа младенцев, чтобы они деформировались и приобрели вытянутую вперед форму. Поло утверждает, что эти люди выглядели жутко и напоминали ему мастифов.

Но вернемся к гиганту Репреву. Каким образом язычник с собачьей головой стал одним из самых почитаемых в Европе святых? Одна из версий говорит о том, что однажды, пересекая пустынные земли, Репрев увидел бурный поток, у которого стоял маленький мальчик. Ребенок попросил могучего путника перенести его через реку и тот согласился.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Но едва киноцефал ступил в воду с мальчиком на плечах, то он почувствовал невероятную тяжесть и стал опасаться, что упадет под своей ношей. Видя сомнения Репрева, дите сказало, чтобы он смело шел дальше, так как ничего плохого случится не может. Мальчик сообщил воину, что он Христос и тяжел так потому, что несет в себе все горести и тяготы людей.

На другом берегу Иисус крестил Репрева и дал ему имя Христофор, то есть «несущий Христа». Именно поэтому святого чаще всего изображают с младенцем, а наиболее почитаем он у тех, кто отправляется в дальний опасный путь или берется за очень трудное дело.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

После крещения Христофор вернулся в Рим, где продолжил службу императору. Но при этом воин активно проповедовал христианство и многих обратил в веру. Заслышав об этом, Деций Траян приказал послать к христианину блудниц, чтобы те соблазнили его, но потерпел фиаско — Христофор и тех убедил уверовать в Иисуса.

Император не хотел лишаться одного из лучших воинов, но пришлось прибегнуть к самым крайним мерам. Воина-проповедника схватили и бросили в раскаленный медный ящик. Как и следовало ожидать, огонь не нанес вреда Христофору, поэтому римлянам пришлось отсечь ему голову. После этого мученик умер, а его тело забрал один из учеников — Петр Атталийский и увез в египетскую Александрию.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Разумеется, проверить то, соответствует ли легенда о собакоголовом мученике истине, сейчас невозможно. Архидьякон Павел Алеппский в XVII веке утверждал, что имел счастье прикладываться к мощам святого Христофора в Москве, в Благовещенском соборе. Павел описал собачью голову святого, которую лобызали в ходе обряда «омовения мощей».

Сложно сказать, как попали мощи святого в Москву и что за череп конкретно описывал архидьякон. Мощи Христофора видели в Константинополе, куда они попали из города Раб, в Хорватии. Существует легенда, что череп святого помог жителям крепости отбить морскую атаку норманнов в 1075 году. Мощи вынесли на городские стены в момент, когда вражеский флот входил в гавань. Тут же поднялся ураганный ветер, который унес корабли назад в открытое море.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Крепость города Раб
Считается, что череп святого Христофора вернули в Хорватию, где мощи впервые явили чудо и он обрел покой в реликварии церкви святой Юстины в городе Раб, где находятся по сей день. Один из бастионов рабской крепости, тот на котором находились при нападении викингов мощи, носит имя этого мученика.

Интересно, но псоглавость святого характерна лишь для православия. В католицизме такой вариант всегда рассматривали со скептицизмом и даже как богохульство. Эразм Роттердамский в своем труде «Похвала глупости» достаточно резко критикует как самого святого, так и его почитателей. Католическая церковь сомневается в существовании этого святого и даже понизила его до мучеников местночтимого значения. День поминовения святого исключен из католического календаря в 1969 году, но самого мученика деканонизировать не стали, оставив его святым.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки

Иероним Босх. Святой Христофор
В западной традиции Христофора изображали гигантом с ребенком на плечах — именно таким он предстает перед зрителями на полотнах Иеронима Босха, гравюрах Дюрера и Кранаха. Несмотря на отношение официальной католической церкви, святой Христофор очень популярен в Европе, особенно в Испании и Литве. Испанцы молятся Христофору, чтобы тот защитил их детей от инфекционных болезней, а литовцы считают святого покровителем свой столицы, города Вильнюс.

Напоследок стоит добавить, что в христианстве есть еще три святых с таким же именем: Христофор Римлянин, Христофор Никомедийский и Христофор Коряжемский.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки
Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником[1]. В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки
Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.)[2].

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки
Святой Христофор. Икона. Первая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии[3]. Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен»[4], то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков[5]. Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого[6]. К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке[7]. В левой руке святой держит крест.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки
Святой Христофор. Фреска на юго-западном столпе Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых[8].

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине»[9]. К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия»[10]. На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы[11].

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

икона человек с головой собаки. Смотреть фото икона человек с головой собаки. Смотреть картинку икона человек с головой собаки. Картинка про икона человек с головой собаки. Фото икона человек с головой собаки
Святой Христофор (?). Прорись. Первая четверть XIX в. Государственный Исторический музей, Москва

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки[12] представляется неубедительным.

Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны русской религиозной жизни XVII–XIX веков.

[1] Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М.А. Коростовцева. М., 1975. Сб. 1. С. 82.

[2] Сарабьянов В.Д. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 182–183.

[3] Подробнее об этом образе см.: Балабанов К., Крстевски Ц. Керимачке иконе из Винице. Београд, 1991.

[4] Цит. по: Снигирева Э.А. Образ святого Христофора: Предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990. С. 53.

[5] Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. С. 335, 355.

[6] Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт исторической классификации. Т. 2. М., 1963. С. 235–236.

[7] Гувакова Е. В. Святой песьеголовец – аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез? Обзор икон святого мученика Христофора в собрании фонда древнерусской живописи ГИМ // Труды Государственного Исторического музея. Вып. 143. Забелинские чтения 2003. М., 2004. С. 59.

[8] См.: Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 87. Кат. 21, 23, 79, 80, 83–85, 86, 88, 95, 127, 144.

[9] Снигирева Э.А. Указ. соч. С. 56.

[10] Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 231. Кат. 68.

[11] Снигирева Э.А. Указ. соч. С. 59.

[12] Владимирский В., священник. Животные в церковной живописи // О церковной живописи. Сб. ст. СПб., 1998. С. 234

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *