икона черниговской божьей матери в сергиевом посаде
Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери
Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленного тезоименитого образа, который находился в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в ХI в. некоторое время подвизался прп. Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 г., свт. Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное».
Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в ХVIII в. и возвращена в 1852 г. в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. К ней эта икона перешла как благословение хотьковского свящ. Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.
Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери
По совету наместника Лавры архим. Антония († 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 г. митр. Московским Филаретом, принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, стяжала благословения прп. Антония Печерского, прп. Сергия Радонежского, его родителей, схимм. Кирилла и Марии, и подвижников ХIХ в.
Знаменательно, что первое чудо от иконы было засвидетельствовано в день церковного новолетия в 1869 г., когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления прп. Сергия, Фекла совершенно выздоровела. Свт. Иннокентий, митр. Московский (1797–1879), узнал о чуде от своей дочери мон. Поликсении. Он встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления.
26 сентября 1869 г. свт. Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой, и сам молился со слезами. Произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес от иконы в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К нач. ХХ в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схим. Филиппа († 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей – иеросхимм. Игнатия († 1900), Порфирия († 1905?) и Василия († 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иером. Исидор († 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления – 14 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь прп. Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской, глас 5
Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Мати Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской
О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему: се бо, грехми погружаеми и скорбми обуреваеми, взирающе на Твой образ, яко живущей Ти с нами, приносим смиренная моления наша, не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства и утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждших, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежныя. Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Где находится икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская и молитвы
Богородичные иконы – источник милости и благодати Божией, по молитвам перед ними совершается много чудес. Среди образов Пречистой Девы есть особо чтимые реликвии, прославленные исцелениями. Икона Божией Матери, называемая Черниговская-Гефсиманская, считается списком древнего прославленного Ильинского образа. Оригинал и список являются святынями православия, откликаются на молитвы реальными чудесами, зафиксированными в церковных документах.
История появления иконы
По мнению историков церкви, Черниговская-Гефсиманская икона скопирована с Ильинской. Этот великий образ прославился чудесами, отраженными Димитрием Ростовским в труде «Руно орошенное». Святыня находилась в Троицком Ильинском монастыре, расположенном рядом с Черниговом на Болдиной горе. По преданиям, скит на этом месте был заложен во времена Антония Печерского в 11 веке.
Сила Ильинской иконы была так велика, что при благоговейном копировании оригинала она переходила на списки. Многие копии чудного образа являли милость молящимся перед ними.
Гефсиманский образ писан на полотне и чуть больше Ильинской святыни. Черниговская-Гефсиманская икона – дар скиту благочестивой женщины Александры Филипповой. Мать Александры Григорьевны серьезно заболела, Филиппова в это время была вдали от нее, жила в доме священника Иоанна Алексеева, который был клириком Хотьковского монастыря. К Алексееву образ попал от монаха Троице-Сергиевой Лавры.
Не имея вестей от любимой матери, Филиппова большую часть времени проводила в молитвах перед Черниговским Ильинским образом Божией Матери, находящимся в квартире священника.
Мать возвратилась здоровой, разрешив все дела, и Александра Григорьевна поняла, что произошло это по молитвам перед образом Богородицы. По просьбе семьи в храме был отслужен благодарственный молебен, а Григорьева обратилась к отцу Иоанну с просьбой сделать список иконы.
Священник подарил благочестивой женщине образ Богородицы. В 1826 году икону отреставрировали, несколько лет святыня была в доме Филипповой. Затем семья решила передать реликвию в место, где она получит достойное почитание и поклонение. Архимандрит Антоний благословил передать образ в Гефсиманский скит.
Подарок Филипповой разместили с почетом в церкви архангела Михаила Гефсиманского скита. Для Александры Григорьевны сделали список, позже она завещала его церкви при богадельне Сергиевой Лавры.
Икона, называемая с той поры «Черниговская-Гефсиманская», стала святыней храма, паломники стекались на моления, образ явил множество чудес. Православные считают, что икона впитала благодать святого места, выбранного Антонием Печерским для скита, силу молитв Сергия Радонежского, святых 19 века.
Чудеса и дальнейшая судьба святыни
Привезенная в святое место икона Богородицы стала являть милость Божию и благодать по молитвам православных. Первой исцеленной оказалась крестьянка, пребывающая в параличе и неспособная двигаться. Феклу Адрианову привезли в скит из Тульской губернии, она была парализована 8 лет.
Несколько дней крестьянка, которую на руках носили в церковь, молилась, затем внезапно почувствовала силу и встала на ноги. Затем упала перед святыней на колени и произнесла благодарственную молитву. Чудо свершилось 1 сентября 1869 года, было подтверждено множеством очевидцев и митрополитом Московским, который встречался с Андриановой.
Икона щедро дарила благодать православным, в короткий срок было зафиксировано несколько чудес. Паломники рекой стекались в скит в надежде получить исцеление, разрешить тяжелые жизненные проблемы, получить совет и поддержку.
В ските построили храм в честь образа Богородицы, освятили собор в 1893 году. Многие чудеса удалось зафиксировать документально (более сотни), но еще больше известны только тем, кого они коснулись. Известные случаи исцеления:
Богатые богомольцы щедро жертвовали на украшение оклада, был сделан венец с драгоценными камнями. Простые люди вешали лампады, которые во множестве окружали святыню.
Справка: Черниговская-Гефсиманская икона прославилась чудотворением, в документах содержатся записи о 100 фактах исцеления.
Описание и значение в православии
Иконографический тип изображения – Одигитрия. Богородица держит Младенца Иисуса на руках, их головы склонены друг к другу. Христос плотно соединил ножки, видны босые ступни. Рука Христа поднята в благословении, в левой – Святое Писание.
Для южнорусской школы иконописи характерны почти поколенные изображения Богородицы, что позволяет сделать вывод, что оригинал, с которого делали копию, писан украинскими или белорусскими мастерами. Южнорусские традиции прослеживаются и в написании благословляющей руки Спасителя.
Головы Богородицы и Христа украшены на Гефсиманском списке коронами, свидетельствующими о Царственной власти. В изображении используются яркие краски, придающие образу праздничность и торжественность, подчеркивающие величественность власти Богородицы и Христа.
На иконе Божия Матерь взглядом и положением тела указывает на Иисуса, напоминая христианам, что в мир пришел Судия, чьим заповедям нужно следовать, чтобы достичь Царствия Небесного. Ежегодно 14 сентября в православных храмах славят икону Богородицы «Черниговская-Гефсиманская».
Где можно найти образ
До 1922 года святыня находилась в Гефсиманском скиту, защищая и поддерживая православных. С приходом советской власти обитель закрыли, икону сумели спасти. До 1938 года образ хранился в храме Преподобного Сергия Радонежского, находящемся в Рогожской слободе.
Затем, в рамках борьбы с религией, закрыли и этот храм, святыня была утеряна. Судьба чудотворной иконы неизвестна до сих пор. В период нахождения образа Богородицы «Гефсиманский» в скиту замечательным иконописцем Германом (Гомзин) было сделано несколько известных списков. 3 из них сохранились в Троице-Сергиевой лавре. Один из списков был возвращен и находится сейчас в Гефсиманском скиту.
Почитание иконы в православии
Черниговская-Гефсиманская икона входит в число наиболее почитаемых и любимых Богородичных образов. Божия Матерь считается заступницей и покровительницей России. В болезнях, печалях православным остается уповать только на помощь Божью.
Чудотворная икона долгие годы утешала и поддерживала людей, по молитвам перед образом Богородицы многие обрели здоровье, разрешили свои проблемы. Святыню почитали бедные и богатые, паломники стекались в скит со всей страны. Утеря иконы отозвалась в сердцах верующих болью, православные молятся, чтобы Божия Матерь явила милость и помогла вернуть дивный образ.
О чем просят перед иконой
Православные приходят к Богородице со своими нуждами и печалями, чтобы получить заступничество перед Господом. Перед Гефсиманским образом к Божией Матери обращаются со следующими просьбами:
Перед Гефсиманским образом Богородицу просят о прощении грехов, руководстве и поддержке на жизненном пути.
Многие верующие имеют дома копии святыни, молятся перед дивным образом. Но особую благодать Богородица дарует тем, кто совершает паломничество в Троице-Сергиеву лавру и Гефсиманский скит. В этих святых местах молитвы перед чудотворными списками иконы имеют особую силу.
Православные тексты перед образом
Православная церковь совершает праздничные богослужения в честь святыни 14 сентября. Молитвы перед домашним образом можно читать в любое время.
Молитва
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Цари́це Небеси́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию покланя́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́: се бо, грехми́ погружа́еми и скорбми́ обурева́еми, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живу́щей Ти с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша, не и́мамы бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства и утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных. Помози́ нам, немощны́м, утоли́ ско́рбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблу́дших, уврачу́й боле́зненная сердца́ на́ша и спаси́ безнаде́жныя. Да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и покая́нии проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Предста́тельница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко Благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.
Тропарь
Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице, упова́ние всех христиа́н, поне́же ина́го упова́ния не и́мамы, ра́зве Тебе́, Всенепоро́чная Влады́чице моя́, Госпоже́ Богоро́дице, Ма́ти Христа́ Бо́га моего́, те́мже поми́луй, и изба́ви мя от всех зол мои́х, и умоли́ ми́лостиваго Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́, да поми́лует окая́нную ду́шу мою́ и да изба́вит мя от ве́чныя му́ки и сподо́бит мя Ца́рствия Своего́.
Богородица явила великую милость православным, откликаясь на молитвы перед иконой Гефсиманская-Черниговская, даруя исцеления и другую помощь. Вернуть намоленный любимый образ Божией Матери мечтают все верующие. Богородица не оставляет православных, даруя помощь по молитвам перед списками святыни.
Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери
Празднование 1/14 сентября
Обитель иноков. Сюда
Пришли мы помолиться.
И здесь от горя и труда
Хотим на час забыться.
Идем в пещерный Божий храм,
Где у святой иконы
Отрадно волю дать слезам,
Земные класть поклоны.
Владычица Небес глядит
Любвеобильным взором
И как бы хочет всех покрыть
Чудесным омофором…
Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров.
Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении» Гефсиманского скита лавры, просияла новая чудотворная – Черниговско‑Гефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу.
Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве пред сим образом, и с того времени только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от Черниговской‑Гефсиманской иконы.
С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой: Чернигово‑Елецкий, Чернигово‑Ильинский, Чернигово‑Гефсиманский. Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное). Как сообщает Нестор‑летописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник Черниговско‑Елецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII столетия после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.
В 1658 году инок черниговского Ильинского монастыря Геннадий написал новый образ Черниговской, принадлежащий к типу Одигитрии и прославленный многими чудесами. О двух повествуют надписи на его окладе: «Чудодейственное течение слезное на оном честном образе видимо было 1662 год с 16 по 24 число апреля» и «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему Чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Празднование этому изводу Черниговской, пребывавшему в Троицком соборе Троице‑Ильинского монастыря в Чернигове, совершается трижды в год – в Троицын день, 16 апреля и в день Ильи‑пророка.
Еще в 1658 году список с этой иконы был взят в Московский Кремль в патриарший собор Двенадцати Апостолов.
Черниговско‑Гефсиманский образ по размерам больше первообраза и написан на полотне. Он был вкладом в «пещерное отделение» (где иноки начали селиться спустя три года после основания самого Гефсиманского скита в 1844 году) девицы Александры Филипповой, сделанным в 1852 году.
По толкованию современного богослова о. Александра Мумрикова, на этой иконе Очи Приснодевы, обращенные к Отцу, обращают к Нему же и человеческий разум, и тем самым «здесь, у Палаты Духа Святого, дышит Живоначальная Троица во всей своей полноте». И Пречистая и Младенец, восседающий на Ее левой руке – в царских венцах.
В Гефсимании на Святой земле окончился земной путь Пречистой, это место ее славного Успения, слывущего второй Пасхой – этот праздник установлен еще современниками Богородицы, самими апостолами, и продолжается девять дней, с 15 по 23 августа по христианскому летоисчислению.
Успенских храмов в православном мире неичислимое множество; Гефсиманий же на русской земле в силу особой святости этого понятия было очень немного. Престольным праздником в них считается не самый день Успения Богородицы (15 августа), а день Ее Вознесения на небо, отмечающийся 17 августа. Только в этот день на территорию Гефсиманского скита допускались женщины; нижняя же подземная церковь была посвящена Гефсиманскому молению Спасителя, и ее храмовым праздником была вся Страстная Седмица.
Сама же чудотворная пребывала в пещерном храме во имя Михаила Архангела под величественным краснокирпичным храмом Черниговского скита.
Аналогичной по устройству была «Гефсимания» в пустоши Лариной при сельце Воронине в двух верстах от Зарайска (тогда Рязанская губерния, ныне Московская область), где в мае 1909 года была открыта женская община с подземным храмом Успения, над которым уже в годы Первой мировой войны строился храм Ее Вознесения (по замыслу будущего святителя‑мученика, епископа Арсения (Жадиновского)).
Еще одна и тоже недостроенная Гефсимания располагалась между трапезным храмом и Успенским собором «Пречистой на Горицах», ‑ Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Задуманная в подражание подмосковному Новому Иерусалиму и строившаяся теми же мастерами, которые восстанавливали там после пожара Воскресенский собор, величественное барочное здание этой Гефсимании простояло до 1880‑х, когда было по ветхости разобрано.
Но только в Гефсимании близ Троице‑Сергиевой лавры вплоть до 1928 года продолжались богослужения и теплилась иноческая жизнь; затем скит был разогнан и его братия, все еще значительная (ведь именно сюда перешли насельники закрытой в 1919 году и отданной под армейское электротехническое училище Лавры), разошлась кто куда сумел, а последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 1950‑х.
Бывшее же «пещерное отделение» еще в 1893 году получило статус самостоятельного Черниговского монастыря. Тогда здесь был освящен новый Черниговский собор и выстроена огромная, не уступающая по высоте лаврской колокольня, видимая издалека, уже с железнодорожной станции Сергиев Посад. Еще в 1891 г. здесь был погребен инок Климент, в миру – Константин Николаевич Леонтьев, замечательный русский мыслитель и литератор. В 1919 г. по соседству с ним нашел последнее земное успокоение Василий Васильевич Розанов. До 1991 года их могилы пребывали в запустении. Святое же тело «старца‑утешителя» Варнавы (1831‑1906), к которому сюда сходились и съезжались люди изо всех уголков России, по закрытии Черниговского монастыря было перенесено на городское Вознесенское кладбище. Но и это кладбище было закрыто и разорено в 1934 году, и тогда тело старца сумели перенести на Никольское кладбище; однако в 1952 году безбожники добрались и до него, и могилу старца Варнавы в третий раз перенесли, теперь на Северное городское кладбище тогдашнего Загорска. Но как при жизни нес старец Варнава возложенный на него в 30‑летнем возрасте духовным отцом подвиг старчества: «с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях», так и все эти годы к его могилам стекались все новые поколения богомольцев.
Но не забывали православные и первую из его могилок, в самом Черниговском скиту, православные не забывали, хотя попасть на нее было непросто: здесь последовательно находились «колония для уголовного элемента», интернат для слепых, интернат для искалеченных солдат Великой отечественной войны, наконец, ПТУ для детей‑инвалидов. Лишь в 1989 году были возобновлены регулярные богослужения на могилке старца, а летом 1990 в Черниговском скиту возобновилось иноческое общежитие.
После закрытия Черниговского скита в 1922 г. чудотворная была перенесена оттуда в Москву, в церковь Сергия в Рогожской слободе (близ Андроникова монастыря), ‑ по ходатайству рабочих завода «Серп и молот. Там она пребывала до закрытия этого храма в 1938 г. Большинство икон и церковных книг были тогда сожжены во дворе, причем среди них были очень редкие и дорогие ноты, специально изготовленные для местного хора из слепых певчих; как те ни просили пожалеть их и не лишать куска хлеба, уничтожили всё. Однако чудотворная уцелела и была передана в частные руки, в семью подмосковных христиан. Храм Сергия в Рогожской был заново освящен в декабре 1991 г., однако Черниговская сюда не вернулась (местночтимой святыней этого храма стал теперь образ Богородицы «Утоли моя печали», перед которым ежевоскресно читаются акафисты).
Список с Черниговско‑Гефисиманской иконы встречает богомольцев в притворе Троицкого собора лавры, приходящих поклониться почивающим здесь святым мощам Игумена Земли Русской. В самом скиту ежедневно и во всякое время года совершается таинство соборования болящих и страдающих душевными и телесными недугами. Братия и весь народ православный ожидают возвращения в скит и самой чудотворной, и святых мощей местночтимого во многих уголках Святой Руси честных мощей старца Варнавы и возлагают свое упование на Саму Пречистую, как поется в тропаре пред Черниговской Ее иконой:
К Богородице прилежно ныне притецем,
грешнии и смиреннии, и смиренно припадем,
в покаянии зовуще из глубины души:
Владычице, помози, на ны милосердствовавши, потщися,
погибаем от множества прегрешений,не отврати Твоя раби тщи,
Тя бо и едину надежду имамы.
Черниговская Богородица – утраченная подмосковная икона
В конце XIX века всякий верующий, приезжавший в Сергиев Посад поклониться гробу преподобного Сергия Радонежского, обязательно ехал также и «к Черниговской». Перед Черниговской иконой Богородицы одноименного скита, начиная с 1869 года, произошло около сотни задокументированных чудес. К сожалению, эта святыня была потеряна в советское время. Сегодня в Черниговском соборе скита продолжаются церковные молитвы у двух ее копий, сделанных в наше время.
Александра Филиппова
Чудотворная Черниговская икона была написана неизвестным художником, по всей вероятности, в XVIII веке. Она являлась списком с иконы Божией Матери Ильинского монастыря города Чернигова, откуда и получила свое название. До 1824 года образ хранился в доме хотьковского священника Ивана Алексеева, и о каких-либо чудесах в это время свидетельств не сохранилось. В скит, который получил потом имя Черниговского, икона попала благодаря верующей женщине Александре Филипповой. После смерти отца, проходившего службу в Архангельске, ее семья вынуждена была перебраться в Москву. По дороге из Архангельска мать заехала в Хотьково к знакомой монахине и, оставив у нее детей, думала отлучиться в Москву на пару дней. Однако неожиданная болезнь задержала ее в столице в течение нескольких месяцев.
Дети Филипповой все это время ничего не знали о судьбе матери. Их приютил у себя в доме местный священник Иван Алексеев. Перед иконой Божией Матери, висевшей в его доме, старшая дочь Александра каждый день молилась о том, чтобы пропавшая мать объявилась. Когда дети почти потеряли надежду увидеться вновь, мать неожиданно выздоровела и, наконец, смогла приехать в Хотьково. Александра попросила священника отслужить перед образом Богородицы благодарственный молебен и захотела сделать копию иконы, перед которой молилась все это время. Священник же решил отдать Филипповой оригинал.
Всю жизнь Александра хранила образ у себя дома, а когда состарилась, решила отдать его в какой-нибудь храм. С этой просьбой она обратилась в Троице-Сергиеву лавру. Настоятель монастыря сначала думал поместить икону в Смоленской церкви на территории лавры, а потом решил отдать образ в появившуюся рядом с Гефсиманским скитом новую обитель с пещерами.
Первые чудеса
Семнадцать лет в скиту образ не привлекал к себе какого-то особенного внимания. Однако 1 сентября 1869 года в половине десятого утра произошло исцеление больной женщины, которое положило начало целому ряду чудес. Первой исцеленной стала крестьянка Тульской губернии Фекла Адриянова. После замужества женщина потеряла возможность самостоятельно передвигаться. Шесть лет она страдала, обращалась к разным врачам, ездила по святым местам, но никакого облегчения не получила. Наконец, прибыв в пещерный скит и спустившись к иконе в подземную церковь, крестьянка сама поднялась на ноги и стала полностью здорова.
Второе исцеление произошло через две недели после первого. На этот раз излечился страдавший «исступлением ума» крестьянин Александровского уезда Иван Тимофеев. Многие годы страдавшего припадками больного родные вынуждены были сковывать цепью. На предложение поехать к святым местам он всегда отвечал агрессивно. Однажды кто-то посоветовал поехать «к Черниговской», и больной неожиданно для всех охотно согласился. Всю дорогу Тимофеев был спокоен, а в самом скиту у иконы ему стало еще легче. В свою деревню он вернулся полностью здоровым человеком.
В период с 1869 по 1884 года за пятнадцать лет пребывания иконы в монастыре служители зафиксировали 86 случаев исцеления. В каждом из них записаны имена, фамилии и возраст больных, их деревни и чем болели. Например, Марья Ивановна Хренова из села Мячково Александровского уезда Владимирской губернии исцелилась от горячки. Крестьянка деревни Гольян – от болезни правой ноги. В скит из города Александрова она шла пешком, несмотря на болезнь, преодолевая пять километров в сутки. Среди исцеленных довольно много жителей Александровского уезда соседней Владимирской губернии и немало случаев исцеления парализованных или частично парализованных людей.
Судьба образа и его списков
Из-за нескончаемого потока паломников в 1886 году начальством скита было принято решение построить большой храм в честь Черниговской Богородицы. До этого времени икона находилась в тесном подземном храме пещерной части Гефсиманского скита. С постройкой красивого собора, выполненного из кирпича в традициях русского зодчества, пещерное отделение Гефсиманского скита, можно сказать, окончательно превратилось в самостоятельную Черниговскую обитель.
Икона пребывала в Черниговском соборе обители до 1922 года. После закрытия скита верующие увезли чудотворный образ в Москву в церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Символично, что основателем древнего Спасо-Андроникова монастыря, расположенного напротив этой церкви, был преподобный Сергий Радонежский. Однако в 1938 году закрыли и этот московский храм, после чего следы подмосковной святыни утрачиваются. По данным Православной Энциклопедии до революции с утерянной чудотворной иконы было сделано довольно много точных списков, большую часть которых выполнил скитский монах Герман Гомзин. Эти копии находились в Санкт-Петербурге, Перми, Саратове и даже Иерусалиме. В Елеонском Вознесенском русском монастыре, вероятно, до сих пор находится один из этих списков, привезенный паломниками из России на Святую землю незадолго до революции. Эта копия подмосковной «Черниговской» стала самостоятельно почитаться в Иерусалиме и получила там название «Елеонской Скоропослушницы».