Обнаружены скрытые слова на иконе 18 века («Чистая душа») в музее Бреста
Музей «Спасенные художественные ценности» можно назвать уникальным. Здесь в экспозиции представлены произведения искусства, которые в виде контрабанды пытались перевезти через границу.
Жители и гости города любят посещать его экспозицию и временные выставки. Уже стало доброй традицией проводить тематические выставки икон из запасников музея один раз в два года. В течение данного периода научные сотрудники и реставраторы готовят произведения к экспонированию.
Коллекция русской иконописи по праву считается самым ценным собранием музея. В ней представлены иконы XVI – нач. ХХ в. Большинство из них датируется XVIII – ХIХ вв. В нашем музее собрана богатейшая в стране коллекция таких икон. Многие из них являются памятниками редкой иконографии, а некоторые уникальны. С такими иконами и познакомит читателей серия статей «….». И, возможно, кто-то из них еще и еще будет возвращаться в тихие экспозиционные залы, чтобы обратиться к старинному образу, теперь уже лучше узнав его.
В экспозиционном зале музея № 3 представлена икона XVIII в. «Чистая душа». Именно с нее и хочется начать рассказ.
Слово «душа» на большинстве языков мира женского рода и, неудивительно, что Чистая Душа на иконе изображена в образе девы. Аллегорическое изображение душевной чистоты в виде девы в царском венце восходит к гравюре «Чистота аки девица преукрашена», опубликованной в Киево-Печерской Лавре в 1627 году. Изображение «Чистой Души» в ХVII — ХVIII вв. входило в состав синодиков, книг для поминания душ умерших, включавших в себя также душеполезное чтение в виде выписок из писаний Отцов Церкви. А назидательные настенные росписи с подобным изображением бытовали в царских и боярских палатах. Так, крестовая палата царевны Софьи Алексеевны была украшена изображением «Чистой Души». В народной среде имели широкое распространение красочные лубки с подобным сюжетом, но иконы встречаются крайне редко.
В центре средника иконы из нашего собрания изображена прекрасная дева — аллегория Чистой Души. Она облачена в одежды византийской царевны. Вся Вселенная радуется и ликует, видя, как восходит ко Господу Чистая Душа. Вселенная — не мертвая материя, она одухотворена Святым Духом. Солнце и Луна изображены с человеческими лицами, из их уст исходит дыхание жизни. Вверху иконы показано невидимое небо, Царство Небесное. Среди райских деревьев стоит престол, на нем восседает Господь Вседержитель. Он в золотом царском облачении. Ведомая ангелом-хранителем, архангелами и ангелами душа идет на поклон к Создателю. А внизу, на земле, обитают страсти. Они показаны в облике диких зверей. Лев символизирует плотские похоти, а дракон (змий) – гордость. Это самые главные враги рода человеческого. Страсти взяли власть над «Душой Грешной», изображенной в пещере ада в правом нижнем углу иконы. Скорбит и плачет несчастная в черной пещере. А в назидание всем в среднике помещены тексты, которые говорят, как избежала страшной участи Чистая Душа: «Постом льва связа(ла)», «Смирением змия укроти(ла)» …
Надписи практически не читаются невооруженным глазом. За несколько столетий бытования иконы ее покровный слой (олифа) сильно потемнел, местами превратившись в непроницаемую пленку. Здесь на помощь исследователям пришла современная техника. Брестский областной краеведческий музей в качестве эксперимента в 2016 году получил в ООО «Регула» (г. Минск) спектральные люминесцентные микроскопы, оснащенные инфракрасным (ИК) и ультрафиолетовым (УФ) источниками света. Приборы «Регула» используют криминалисты, пограничники и работники банков, но в музее они прекрасно зарекомендовали себя для изучения предметов искусства. В ИК освещении и были прочитаны (восстановлены) некоторые из надписей на нашей иконе.
При исследовании иконы возникло предположение о том, что первоначально ее фон не был золотым, т.к. и из-под него также просматриваются фрагменты старинных надписей. Было решено сделать рентгенограмму, и музейные работники обратились за помощью к медикам. В филиале №1 УЗ «Брестская городская поликлиника» был произведен рентген иконы.
К сожалению, древние тексты из-под золотого фона не удалось рассмотреть, т.к. они написаны краской, состоящей из органических пигментов, невидимых для рентгеновских лучей. Но благодаря рентгенологическому исследованию стало известно о том, что когда-то икона имела серебряный оклад в виде рамы, а два венца украшали нимбы. Об этом свидетельствуют многочисленные гвозди и их фрагменты, хорошо просматривающиеся на снимке. Примерно через сто лет риза обветшала и фон иконы покрыли золотом. Так, при помощи современной техники приоткрывается история старинных экспонатов.
Добрым словом хочется помянуть супругу неизвестного нам священника, жившую около трехсот лет назад, для которой был написан этот образ. На обороте иконы сохранился фрагмент процарапанной надписи, где указана заказчица — «попадья», но имя матушки, к сожалению, прочитать пока не удается. В процессе изучения старинных экспонатов практически никогда нельзя поставить точку. Темы для исследований будущим поколениям музейщиков найдутся всегда.
Источник информации: Е.Е. Куприянюк, ведущий научный сотрудник УК «Брестский областной краеведческий музей» — «Заря».
08.03.2020. Новости по теме: церковь Просмотров: Подпишитесь на Новости Бреста в Google Читайте БрестСИТИ в Яндекс.Новости ———————- Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:
Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь! Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Аллегорический образ, представляющий сцену из Откровения Иоанна Богослова — поклонение праведной души Христу. Сюжет известен в русском искусстве со второй половины XVI века; с XVII в. встречается как в старообрядческой, так и в грекоправославной иконописи.
Икона стремится осмыслить сущность греха и добродетели и их вечного противостояния в мире. Чистая душа представлена в виде окрыленной девы в царском одеянии с короной на голове. В ее руках цветы и кувшин со слезами, гасящими пламя. Внизу — поверженный ею дракон и змий и укрощенный лев, символизирующие побежденные страсти. Душа грешная сидит в темной пещере.
Надпись на иконе поясняет ее символику: «Душа чистая яко девица преукрашенная стоит выше солнца и луна под ногами ея, на главе своей царский венец. Стоит перед Богом и молится, а молитва у нее изо уст восходит на небо, слезами пламень огненный погаси, и терпение греховное потреби, постом льва связа, смирением змия укроти, ненависник дьявол паде на землю яко кот, не могий терпети доброты ея». Таким образом, слезами, молитвами, смирением и добротой Душа попадает в рай.
Искусствовед и крупнейший собиратель русского лубка Дмитрий Ровинский считал, что сюжет «Душа чистая», популярный у лубочных художников, по всей видимости, повторяет сюжет монументальных росписей храмов и царских палат (например, деревянного Коломенского дворца, разобранного во второй половине ХVIII века). Раннюю (XVII века) фреску с изображением «Души чистой» можно увидеть на сохранившемся фрагменте росписи паперти Троицкого собора Ипатьевского монастыря (Кострома). Известна также гравюра на ту же тему, иллюстрирующая Киевский Акафистник 1629 года.
Иконописцы прошлого, если покопаться и исследовать, то видно, что зададут фору современному искусству, любым вычурным арт-инсталляциями, флешмобам и акционистам. Ого-го… еще и как! Церковь имеет мало икон на тему Апокалипсиса. Но, вот есть, есть, имеется один экземпляр. Очень редкая и ценная по смысловому содержанию икона, проникающая в тайну души человеческой и стремящаяся осмыслить самую ее глубинную сущность греха и праведности в мире и их постоянного противостояния и даже противоборства.
До сих пор богословы бьются в догадках кого же именно, какую жену, видел тайнозритель стоящей на луне. Одни говорят, что это Богородица. А иные говорят, что так символически изображена Церковь Христова. Во многом, сему символическому прочтению, есть как соответствия, так и несоответствия. Описание слишком натуралистических криков, метаний, мук рождения и бегства в пустыню(а не в Египет) замыкается в неразрешимых, трудно объяснимых противоречиях.
И не удивительно, когда в зимние времена в большинстве дней небо застилает облачная мгла, а дни маленькие, а темные холодные ночи огромные, люди думают о теплом радостном, жизнедайном солнце.
ЕГИПЕТ. ГИМН БОГУ СОЛНЦА АТОНУ О, Солнечный Диск, источник жизни! Когда Ты поднимаешься на востоке, Ты наполняешь всю Землю Своим великолепием! Ты прекрасен, могуч, лучезарен, Возвышенный над миром! Твои лучи простираются до границ всего, что Ты создал! О, Ра, Ты далеко, но Твои лучи достигают нас, и хотя люди видят Тебя, они не знают, Твоей дороги в небесах. Когда Ты скрываешься на западе, Земля покрывается мраком и кажется мертвой. Люди спят в своих жилищах. Ночью львы выходят из своего логова, жалят гады, потому что тьма служит им прибежищем. Земля погружена в тишину, потому, что Солнце отдыхает за горизонтом. Светла Земля, когда Ты поднимаешься над ней! Когда ты появляешься днем, подобно Атону, мрак рассеивается! Когда Ты посылаешь Свои лучи, оба мира ликуют! Ты видишь, как Твои народы пробуждаются и встают, потому что Ты их взрастил. Омыв свои члены, они готовят одежды и воздымают руки, дабы приветствовать Твой приход. Затем в мире света они совершают свои труды. Все деревья и растения цветут, птицы порхают на болотах, подняв крылья к Тебе, дабы славить Тебя. Все овцы резвятся, крылатое племя летает, они живут, когда Ты просиял в них. Лодки спускаются и поднимаются по реке. Все великие пути открыты, потому что Ты встал. Рыба в море прыгает перед Тобой, и лучи Твои проницают грудь великого океана. Ты единственный и несравненный Бог, чей символ – солнце, и Ты был один, когда создал Землю, как того желал, а также людей, стада и всех диких животных, которые ходят, летают, плавают и ползают. Ты даешь место каждому человеку и отвечаешь на его нужды, и каждое Твое дитя имеет пищу, и срок его жизни отмерен. Это ты создаешь дитя мужчины и женщины, вкладываешь земное семя в человека, даешь жизнь ребенку в зародыше, успокаиваешь его плач, даешь дыхание, дабы оживить каждое созданное тобой существо. Когда дитя выходит из тела матери в день своего рождения, Ты открываешь его уста, дабы душа могла заговорить, а потом Ты даешь, вдобавок, все нужное ему. Язык и кожа твоих народов различны. Ты разделил их на расы, но для всех Ты един и вечен!
10 “нельзя” или что не рекомендуется делать при выпадении волос
Волосы у человека давно уже утратили свою биологическую целесообразность – они не защищают нас от холода и ветра, других негативных факторов. Единственная функция, которую продолжает осуществлять волосяной покров, – это эстетическая.
Волосы представляют и для мужчин, и для женщин, огромную психологическую ценность, а их потеря становится для большинства тяжелой эмоциональной трагедией. Необходимо хорошо представлять, что запрещено делать при выпадении волос, ведь неправильное поведение в этот момент может повлиять на течение процесса потери волос и привести к его усугублению.
Какие ошибки мы совершаем, столкнувшись с выпадением волос
При выпадении волос нельзя паниковать
Всем известна тесная взаимосвязь процесса выпадения волос и состояния психо-эмоционального фона. Ведь стресс является фактором-причиной выпадения, а может и затягивать выпадение, вызванное другими факторами. Перспектива грядущего облысения – одна из основных причин, способствующих появлению невроза, особенно у женщин, от природы обладающих густым волосами. Чем дольше протекает выпадение, тем больше становится страх потерять «последние» волосы и возрастает акцентуация на факте выпадения. Необходимо понять, что сильные и внезапные формы выпадения волос чаще всего являются наиболее благоприятными, чаще всего они имеют четкую связь с перенесенной температурой, заболеванием, лекарством и т.д., и в большинстве случаев проходят даже сами по себе.
Нельзя мыть голову редко
Мытье головы является важной мерой ухода за волосами, особенно в период активного выпадения волос. Ограничение кратности мытья, особенно боязнь мытья головы, нежелательна не только с психологической точки зрения, но и с точки зрения здоровья. Сальный секрет, накапливающийся на поверхности головы при редком мытье, может являться причиной воспаления кожи и усугубления выпадения волос. Наоборот, трихологи рекомендуют в периоды активного выпадения усиливать очищение кожи – использовать активные медицинские шампуни, регулирующие сальность, и пилинги, эксфолианты.
Нельзя ограничивать расчесывание волос, «накапливать» выпадающие волосы
Стадия выпадения волоса длится 3 месяца – это период от прекращения роста волоса до того момента, как волос покидает кожу головы. Если волосы не вычесывать вовремя, то мертвый волос механически будет препятствовать росту «нового» волоса, растущего вместо него.
Нельзя находиться на солнце без головного убора
Доказана роль негативного влияния ультрафиолета на потерю волос. Чем интенсивнее выпадение, чем более редкими волосы становятся, тем больше будет прогрессия процесса потери волос.
Нельзя собирать и подсчитывать выпавшие волосы
По статистике трихологов, собирание и подсчет волос, которые покинули голову, обладает только негативным эффектом на течение выпадения волос. Собирание волос способствует акцентуации женщин на процессе потери волос, невротизирует, а ни в коем случае не позволяет понять, насколько выпадение превышает суточную норму.
Нельзя втирать масла в кожу головы
Кожа головы относится к зоне с очень высокой секрецией кожного сала. Дополнительное нанесение жирных средств, особенно масел, которые обладают комедоногенным действием, может способствовать появлению воспаления, перхоти и болезненности кожи и усугубить выпадения.
Нельзя сидеть на гипокалорийной и безбелковой диете
Клетки волосяного фолликула относятся к одним из наиболее интенсивно делящихся клеток человеческого организма, именно поэтому им требуется большое количество энергии для нормального метаболизма. Считается, что калорийность пищевого рациона менее 1200 ккал может приводить к выпадению волос. Что касается белка, это основной структурный элемент стержня волоса (белок кератин), поэтому в пищевом рационе обязательно должны присутствовать все незаменимые аминокислоты.
Нельзя отменять оральные контрацептивы
Многие из существующих оральных контрацептивов обладают положительным влиянием на рост волос, поскольку содержать женские гормоны эстрогены, а в ряде случаев снижают и мужские. Отменять «подпитывающие» фолликул препараты не целесообразно в момент выпадения, когда клетки волоса и так слишком чувствительны ко всем неблагоприятным факторам.
Нельзя лечить волосы иммуностимуляторами и противогельминтнами препаратами
По старинке, часть врачей связывают выпадение волос со сниженным иммунитетом или глистной инвазией, назначая соответствующие препараты для «лечения» потери волос. На самом деле большинство иммуностимуляторов и антигельминтных лекарств, наоборот, являются «виновниками» выпадения.
Нельзя самостоятельно начинать и отменять препараты с миноксидилом
Миноксидил – единственный препарат для наружного применения, который имеет высокую степень эффективности при поредении волос. В России он находится в свободной продаже и часто начинает применяться самостоятельно, по рекомендации фармацевта или консультанта в интернете. Тем не менее, миноксидил – препарат для постоянного применения, который обладает «синдромом отмены», может вызывать нежелательные явления и дает усиления в начале применения. Именно поэтому при острых, доброкачественных формах выпадения, при диффузном выпадении он может только навредить.
Не стоит отчаиваться, столкнувшись с выпадением волос. Чаще всего, это временное явление, которое не принесет непоправимых последствий. Помните, что если выпадение волос продолжается до 3 месяцев, волосы покидают голову со всей поверхности, – это острое выпадение, которое при правильном уходе пройдет даже само по себе.
Обнаружены скрытые слова на иконе 18 века («Чистая душа») в музее Бреста
Музей «Спасенные художественные ценности» можно назвать уникальным. Здесь в экспозиции представлены произведения искусства, которые в виде контрабанды пытались перевезти через границу.
Жители и гости города любят посещать его экспозицию и временные выставки. Уже стало доброй традицией проводить тематические выставки икон из запасников музея один раз в два года. В течение данного периода научные сотрудники и реставраторы готовят произведения к экспонированию.
Коллекция русской иконописи по праву считается самым ценным собранием музея. В ней представлены иконы XVI – нач. ХХ в. Большинство из них датируется XVIII – ХIХ вв. В нашем музее собрана богатейшая в стране коллекция таких икон. Многие из них являются памятниками редкой иконографии, а некоторые уникальны. С такими иконами и познакомит читателей серия статей «….». И, возможно, кто-то из них еще и еще будет возвращаться в тихие экспозиционные залы, чтобы обратиться к старинному образу, теперь уже лучше узнав его.
В экспозиционном зале музея № 3 представлена икона XVIII в. «Чистая душа». Именно с нее и хочется начать рассказ.
Слово «душа» на большинстве языков мира женского рода и, неудивительно, что Чистая Душа на иконе изображена в образе девы. Аллегорическое изображение душевной чистоты в виде девы в царском венце восходит к гравюре «Чистота аки девица преукрашена», опубликованной в Киево-Печерской Лавре в 1627 году. Изображение «Чистой Души» в ХVII — ХVIII вв. входило в состав синодиков, книг для поминания душ умерших, включавших в себя также душеполезное чтение в виде выписок из писаний Отцов Церкви. А назидательные настенные росписи с подобным изображением бытовали в царских и боярских палатах. Так, крестовая палата царевны Софьи Алексеевны была украшена изображением «Чистой Души». В народной среде имели широкое распространение красочные лубки с подобным сюжетом, но иконы встречаются крайне редко.
В центре средника иконы из нашего собрания изображена прекрасная дева — аллегория Чистой Души. Она облачена в одежды византийской царевны. Вся Вселенная радуется и ликует, видя, как восходит ко Господу Чистая Душа. Вселенная — не мертвая материя, она одухотворена Святым Духом. Солнце и Луна изображены с человеческими лицами, из их уст исходит дыхание жизни. Вверху иконы показано невидимое небо, Царство Небесное. Среди райских деревьев стоит престол, на нем восседает Господь Вседержитель. Он в золотом царском облачении. Ведомая ангелом-хранителем, архангелами и ангелами душа идет на поклон к Создателю. А внизу, на земле, обитают страсти. Они показаны в облике диких зверей. Лев символизирует плотские похоти, а дракон (змий) – гордость. Это самые главные враги рода человеческого. Страсти взяли власть над «Душой Грешной», изображенной в пещере ада в правом нижнем углу иконы. Скорбит и плачет несчастная в черной пещере. А в назидание всем в среднике помещены тексты, которые говорят, как избежала страшной участи Чистая Душа: «Постом льва связа(ла)», «Смирением змия укроти(ла)» …
Надписи практически не читаются невооруженным глазом. За несколько столетий бытования иконы ее покровный слой (олифа) сильно потемнел, местами превратившись в непроницаемую пленку. Здесь на помощь исследователям пришла современная техника. Брестский областной краеведческий музей в качестве эксперимента в 2016 году получил в ООО «Регула» (г. Минск) спектральные люминесцентные микроскопы, оснащенные инфракрасным (ИК) и ультрафиолетовым (УФ) источниками света. Приборы «Регула» используют криминалисты, пограничники и работники банков, но в музее они прекрасно зарекомендовали себя для изучения предметов искусства. В ИК освещении и были прочитаны (восстановлены) некоторые из надписей на нашей иконе.
При исследовании иконы возникло предположение о том, что первоначально ее фон не был золотым, т.к. и из-под него также просматриваются фрагменты старинных надписей. Было решено сделать рентгенограмму, и музейные работники обратились за помощью к медикам. В филиале №1 УЗ «Брестская городская поликлиника» был произведен рентген иконы.
К сожалению, древние тексты из-под золотого фона не удалось рассмотреть, т.к. они написаны краской, состоящей из органических пигментов, невидимых для рентгеновских лучей. Но благодаря рентгенологическому исследованию стало известно о том, что когда-то икона имела серебряный оклад в виде рамы, а два венца украшали нимбы. Об этом свидетельствуют многочисленные гвозди и их фрагменты, хорошо просматривающиеся на снимке. Примерно через сто лет риза обветшала и фон иконы покрыли золотом. Так, при помощи современной техники приоткрывается история старинных экспонатов.
Добрым словом хочется помянуть супругу неизвестного нам священника, жившую около трехсот лет назад, для которой был написан этот образ. На обороте иконы сохранился фрагмент процарапанной надписи, где указана заказчица — «попадья», но имя матушки, к сожалению, прочитать пока не удается. В процессе изучения старинных экспонатов практически никогда нельзя поставить точку. Темы для исследований будущим поколениям музейщиков найдутся всегда.
Источник информации: Е.Е. Куприянюк, ведущий научный сотрудник УК «Брестский областной краеведческий музей» — «Заря».
08.03.2020. Новости по теме: церковь Просмотров: Подпишитесь на Новости Бреста в Google Читайте БрестСИТИ в Яндекс.Новости ———————- Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:
Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь! Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Источник статьи: http://brestcity.com/blog/obnaruzheny-skrytye-slova-na-ikone-18-veka-chistaya-dusha-v-muzee-bresta
Икона чистая душа в чем помогает
Икона «Чистота душевная» Псковская икона. XVII век.
Очень известная нравоучительная аллегорическая картинка ходила в лубках, в синодиках и пр.
«Душа чистая яко девица преукрашенная стоит выше солнца и луна под ногами ея, на главе своей царский венец. Стоит перед Богом и молится, а молитва у нее изо уст восходит на небо, слезами пламень огненный погаси, и терпение греховное потреби, постом льва связа, смирением змия укроти, ненависник дьявол паде на землю яко кот, не могий терпети доброты ея»
Уточняю цитату: Кондаков Н. П. Русская икона. Т. IV. Текст. Часть вторая. 1933, стр. 372.
Чистота душевная Из всех этих тем особенно посчастливилось народной картинке Чистота душевная, заимствованной из старинных росписей царских и боярских палат: экземпляры с такой «иконы», вернее, картины в Русском музее, от XVII и XVIII века представляют чистоту душевную уже не в виде монаха в крестном положении, но в образе «девы преукрашенной» и увенчанной, стоящей на луне, «светящей всему миру», и держащей в левой руке на привязи льва (образ укрощенной страсти и гнева) и «ею же изливаемая на землю чашу со слезами своими», «угашающими тление греха, и змия смирением своим», в то время, как в адской пещере плачется грешная душа. Таков перевод, общий с народными лубочными картинками, и позднейший; другой, более древний, дает образ «чистоты» в ореоле, нисходящей на землю, от Спаса в облаке и внизу льва и змия на земле.
Аналогичных иллюстраций в Кондакове нет. Есть две сноски, их тоже приведу, но как я разумею, книги эти тоже весьма редкие:
1. Д. А. Ровинский. Русские народные картинки, I, рис. 66. 2. Материалы, рис. 623 и 624 (видимо имеется в виду труд Н. П. Лихачева «Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков, ч. I-II, СПб. 1906).
Источник статьи: http://maharaja777.wordpress.com/2014/02/13/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BA%D0%BE/
Душа чистая
Старообрядческий мастер, — середина XVIII века, — Выговская пустынь. Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.
Подобное аллегорическое изображение душевной чистоты в виде девицы в царском венце, повергшей дракона и связавшей льва (символы побежденных страстей), восходит к гравюре «Чистота аки девица преукрашена», опубликованной в листовом издании Киево-Печерской Лавры в 1627 году. Подобный сюжет встречается в рисованных лубках и лицевых синодиках, но гораздо реже — на иконах.
Из всех этих тем особенно посчастливилось народной картинке «Чистота душевная», заимствованной из старинных росписей царских и боярских палат: экземпляры с такой «иконы», вернее, картины в Русском музее, от XVII и XVIII века представляют чистоту душевную уже не в виде монаха в крестном положении, но в образе «девы преукрашенной» и увенчанной, стоящей на луне, «светящей всему миру», и держащей в левой руке на привязи льва (образ укрощенной страсти и гнева) и «ею же изливаемая на землю чашу со слезами своими», «угашающими тление греха, и змия смирением своим», в то время, как в адской пещере плачется грешная душа. Таков перевод, общий с народными лубочными картинками, и позднейший; другой, более древний, дает образ «чистоты» в ореоле, нисходящей на землю, от Спаса в облаке и внизу льва и змия на земле, — Никодим Павлович Кондаков «Русская икона».
Неизвестный художник, — Душа чистая, — Выговский (Выгорецкий) центр. Первая половина XIX века. Чернила, темпера.Фотография лубка сделана на выставке «Русский Север» в Государственном историческом музее.
Среди рисованных лубков сюжет с чистой и грешной душой – один из самых распространенных. На картинках изображается душа чистая в образе девы в короне, стоящей на луне. В правой руке она держит букет цветов, в левой – кувшин со слезами, гасящими пламя. Внизу – поверженный ею дракон и укрощенный лев. Душа грешная сидит в темной пещере. Посмотреть в деталях.
Источник статьи: http://leonovvaleri.livejournal.com/412979.html
a_avvakum
a_avvakum
Иконописцы прошлого, если покопаться и исследовать, то видно, что зададут фору современному искусству, любым вычурным арт-инсталляциями, флешмобам и акционистам. Ого-го… еще и как! Церковь имеет мало икон на тему Апокалипсиса. Но, вот есть, есть, имеется один экземпляр. Очень редкая и ценная по смысловому содержанию икона, проникающая в тайну души человеческой и стремящаяся осмыслить самую ее глубинную сущность греха и праведности в мире и их постоянного противостояния и даже противоборства.
На иконе одетой в ризу сцена из Откровения Иоанна Богослова. Слева изображение стоящей на луне Души чистой – девы в царском одеянии, с короной на голове, зубцы которой украшены цветами. Поодаль от нее символы — лев (олицетворяющий гнев), змий (олицетворяющий грех) и фигура диавола, отбегающего к пещере в правой части композиции, с сидящей в ней обнаженной фигуркой, олицетворяющей грешную душу.
До сих пор богословы бьются в догадках кого же именно, какую жену, видел тайнозритель стоящей на луне. Одни говорят, что это Богородица. А иные говорят, что так символически изображена Церковь Христова. Во многом, сему символическому прочтению, есть как соответствия, так и несоответствия. Описание слишком натуралистических криков, метаний, мук рождения и бегства в пустыню(а не в Египет) замыкается в неразрешимых, трудно объяснимых противоречиях.
В темно-синих небесах сидящий в раю на престоле Христос, которому предстоят ангел и приведенная на поклонение Чистая душа. В центре композиции — солнце с человеческим лицом. Единственная в своем роде икона, где солнце в центре как объект обожествления, причем в круглом, как и подобает святым солярном нимбе. Это очень интересная икона, в которой есть отголосок египетского язычества, где обожествлялось солнце и ему слагались многочисленные гимны. Солнце как источник жизни.
И не удивительно, когда в зимние времена в большинстве дней небо застилает облачная мгла, а дни маленькие, а темные холодные ночи огромные, люди думают о теплом радостном, жизнедайном солнце.
Однако в христианстве, наше Солнце — Христос.
Подобные иконы имелись в домах жителей Поволжья. Однако, происходит она из Москвы, икона была очень популярной в московских, особенно купеческих домах. На полях тексты, поясняющие изображение. Композиция повторяет миниатюру Синодика — книги с записями имен умерших. Аналогичное по содержанию произведение имеется в собрании Третьяковской галереи (см.: Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи [ПГ\. М., 1963. Т.2. Кат. 1034. С. 495). Оклад повторяет описанную композицию и имеет дату, последняя цифра которой неразборчива: 189? Икона в окладе повторяет образец XVII в. Является редкостью и представляет иконографический 19 век. Поволжье Дерево, левкас, темпера, серебро, золочение. 32, 2х27 см.
ЕГИПЕТ. ГИМН БОГУ СОЛНЦА АТОНУ О, Солнечный Диск, источник жизни! Когда Ты поднимаешься на востоке, Ты наполняешь всю Землю Своим великолепием! Ты прекрасен, могуч, лучезарен, Возвышенный над миром! Твои лучи простираются до границ всего, что Ты создал! О, Ра, Ты далеко, но Твои лучи достигают нас, и хотя люди видят Тебя, они не знают, Твоей дороги в небесах. Когда Ты скрываешься на западе, Земля покрывается мраком и кажется мертвой. Люди спят в своих жилищах. Ночью львы выходят из своего логова, жалят гады, потому что тьма служит им прибежищем. Земля погружена в тишину, потому, что Солнце отдыхает за горизонтом. Светла Земля, когда Ты поднимаешься над ней! Когда ты появляешься днем, подобно Атону, мрак рассеивается! Когда Ты посылаешь Свои лучи, оба мира ликуют! Ты видишь, как Твои народы пробуждаются и встают, потому что Ты их взрастил. Омыв свои члены, они готовят одежды и воздымают руки, дабы приветствовать Твой приход. Затем в мире света они совершают свои труды. Все деревья и растения цветут, птицы порхают на болотах, подняв крылья к Тебе, дабы славить Тебя. Все овцы резвятся, крылатое племя летает, они живут, когда Ты просиял в них. Лодки спускаются и поднимаются по реке. Все великие пути открыты, потому что Ты встал. Рыба в море прыгает перед Тобой, и лучи Твои проницают грудь великого океана. Ты единственный и несравненный Бог, чей символ – солнце, и Ты был один, когда создал Землю, как того желал, а также людей, стада и всех диких животных, которые ходят, летают, плавают и ползают. Ты даешь место каждому человеку и отвечаешь на его нужды, и каждое Твое дитя имеет пищу, и срок его жизни отмерен. Это ты создаешь дитя мужчины и женщины, вкладываешь земное семя в человека, даешь жизнь ребенку в зародыше, успокаиваешь его плач, даешь дыхание, дабы оживить каждое созданное тобой существо. Когда дитя выходит из тела матери в день своего рождения, Ты открываешь его уста, дабы душа могла заговорить, а потом Ты даешь, вдобавок, все нужное ему. Язык и кожа твоих народов различны. Ты разделил их на расы, но для всех Ты един и вечен!