икона дмитрия донского день памяти

Икона Дмитрия Донского

Прославление великого благоверного князя Московского Дмитрия Донского в лике святых стала возможной благодаря его огромным заслугам перед Отечеством и Церковью. Своим личным благочестивым примером Димитрий Донской показал, как во благо и спасение ближних, приносится жертва во имя Христа. И как сам Господь помогает в богоугодных делах.

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Димитрий Донской был воспитанником святителя Алексия Московского, уже в юном возрасте проявил себя талантливым государственным правителем. Ратовал за единство русских территорий, потому звали его собирателем русских земель. Святой Димитрий был освободителем Руси от монгольского ига. На свою решающую историческую Куликовскую битву благоверный князь Димитрий получил благословение у великого святого Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал благоверному воину Димитрию в помощники своих монахов-схимников Алексея и Александра. Куликовская битва была доблестно выиграна великим князем Димитрием. История русского воинства ещё не знала такой победы. Рядом с Куликовым полем течёт река Дон, поэтому и победителя битвы Димитрия стали называть Димитрий Донской.

Значение иконы «Благоверный князь Димитрий Донской»

На иконе Дмитрия Донского часто изображают на фоне храмов и держащим на руке храм. Значение этого фона говорит о том, что святой князь Димитрий прилагал значительные усилия для получения свободы от Константинополя для Русской Православной Церкви. При его правлении было построено множество храмов и монастырей. Они являются действенной духовной защитой границ Отечества от внешних врагов и в настоящее время.

По просьбе великого князя Димитрия в храмах постоянно служились панихиды в память о погибших воинах. Благоверный князь Димитрий стал учредителем новых традиций в истории церковного устава. Это поминальная Димитриевская суббота и ещё одно чудо — событие, связанное с обретением мощей прославленного святого воина Александра Невского.

Мощи Александра Невского хранятся в Успенском Владимирском соборе, и в ночь перед битвой князя Димитрия с монголами, служители храма увидели, как из алтаря вышли два старца, одетые в облачения митрополитов. Они подошли к гробнице Александра Невского и сказали: «Восстань Александре, будь скор на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». Князь Александр Невский восстал и видение исчезло.

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

В чём помогает икона Дмитрия Донского

Историки отмечают высокоморальные качества великого князя Димитрия, его почитание Бога и сила духа стали непоколебимой стеной для внешних врагов.

Данный образ помогает проявить силу воли и бесстрашие

Молитвенное обращение к иконе святого Дмитрия Донского помогает:

Икона святого Дмитрия будет полезна для людей, занимающих посты управления самого высокого государственного значения, дипломатов, политиков. В жизни князь Димитрий, несмотря на статус полководца и суровое военное время, проявлял великодушие, милосердие и хорошее отношение к подчинённым.

Перед иконой Дмитрия Донского молятся не только о масштабных глобальных вопросах. Его просят о помощи в создании крепкой христианской семьи. Личная супружеская жизнь святого Димитрия была примером для подражания. Своим детям он завещал глубокое почитание их матери. Ещё икона Дмитрия Донского помогает в наше неспокойное время в защите дома от нежелательного вторжения.

День почитания святого благоверного князя Димитрия Донского отмечается 1 июня

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Молитва иконе

О, святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Источник

Святой Димитрий Донской: держатель русской земли

В год 1000-летия крещения Руси наша Церковь прославила девять новых святых. И первого среди них – благоверного великого князя Димитрия Донского.

Что же послужило основанием для этой канонизации, и почему она состоялась только через 600 лет после кончины святого?

ЗАЩИТНИК ВЕРЫ И ОТЕЧЕСТВА

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памятиПервое основание для прославления князя указано нам в тропаре святому:

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобного Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

Как защитника отечества прославляем мы Димитрия, воспевая его победы над татарами: поход 1376 г. на Волжскую Булгарию, битвы на реке Воже в 1378 г. и особенно на поле Куликовом в 1380-м. Это были первые победы над врагом, около полутора столетий терзавшим Русь и казавшимся несокрушимым.

Битва на Воже показала, что времена Батыя прошли безвозвратно, что татар можно и нужно побеждать. Народ понял, что появился вождь, способный начать борьбу с Ордой.

Но вот на что хотелось обратить внимание. Однажды на заседании общественного совета при обсуждении проекта памятника Дмитрию Донскому в Коломне разгорелся такой спор. Люди, далекие пока от Православия, стали утверждать, что это должен быть памятник только полководцу. А то, что князь святой – мол, частное дело Церкви и не нужно учитывать это при создании монумента. Православные участники обсуждения никак не могли согласиться с таким подходом.

Да, полководец, да, выдающийся стратег, выигравший небывалое в истории Руси сражение, да, герой, бесстрашно шедший во главе русской рати. Но полководец глубоко религиозный. Посмотрите, как он готовился к сражениям, как истово молился перед ними, как оплакивал и поминал павших своих братьев! Не только Отечество свое и народ защищал святой Димитрий. В ратном подвиге им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа.

Вот что говорил Мамай перед вторжением на Русь: «Прииму землю Русскую, и разорю церкви христианские, и веру их на свою переложу, и велю кланятися своему Махметю; идеже церкви были, ту ропати (т.е. мечети) поставлю, а баскаки посажу по всем градом русским, а князи русьскыя избию».

Слышав же это, по рассказу летописца, князь Димитрий вздохнул из глубины сердца своего и рек: «О, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Моли Сына своего за мя грешнаго, да достоин буду главу и живот положити за Имя Сына Твоего и за Твое, иной помощницы не имам разве Тебе, Госпоже; да не порадуются враждующие ми без правды, не рекут поганые: где есть бог их, на него же уповаша. постави ми, Госпоже, столп крепости от лица вражия, возвеличи имя христианское над погаными агаряны и всегда посрами их».

Отправляясь с войском из Москвы против татар, Димитрий Иванович говорил князьям и воеводам: «Лепо есть нам, братие, положити главы своя за правоверную веру христианскую, да не прияти будут грады наши погаными, не запустеют святии Божии церкви, и не рассеяни будем по лицу всея земли, да не поведены будут жены наша и дети в полон, да не томимы будем погаными по вся дни, аще за нас умолит Сына своего Пресвятая Богородица». А те ему отвечали: «Господине русский царю! Рекли есьмя тебе живот свой положити, служа тебе; а ныне тебе ради кровь свою пролием и своею кровию второе крещение приимем».

«ДЕРЖАТЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»

Историческая победа в Куликовской битве и роль в ней великого князя – очень важное основание для его канонизации. Но далеко не единственное.

В сознание потомков Димитрий вошел прежде всего как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли («держателя» – у летописца) как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.

С самого начала своего правления Димитрий Иванович объявил решительную войну не только отдельным, как теперь говорят «суверенным» удельным князьям – противникам единения, но и всей удельной системе. Презрев ханский ярлык на великое княжение, выданный Дмитрию Константиновичу, он прогнал его из Владимира и посадил своим присяжным в Суздале. Выслал князей Стародубского и Галицкого из их наследственных городов, обязал Константина Ростовского быть в полной зависимости от Москвы. Заключил в 1364 г. договор со своим двоюродным братом Владимиром Серпуховским, поставив его в подчиненное положение. В 1367 г. усмирил князя Нижегородского. В этом последовательном укреплении единодержавия великий князь опирался на поддержку святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского.

Особенно тяжело далось подчинение Рязани и Твери. Михаил Александрович Тверской (не путать с его дедом, святым Михаилом Тверским, пострадавшим в Орде) объявил настоящую войну Димитрию, объединялся против Москвы то с Литвой, то с Ордой и столько зла принес нашей земле, столько крови пролил!

В последствии благодаря мудрой политике святого Димитрия и помощи его духовных наставников и тверичи, и рязанцы признали старшинство Москвы.

Если посмотреть эти договорные грамоты, то невольно приходят на ум аналогичные случаи сепаратизма в наши дни. История повторяется, но мы не всегда извлекаем из нее уроки.

И, наконец, бесценная заслуга Димитрия Донского – учреждение нового порядка престолонаследия, когда после смерти московского князя власть переходила к его старшему сыну, а не к самому старшему в роду князю, как было прежде. Сколько кровопролития и разрушительной удельной борьбы это предотвратило – и представить трудно!

После Куликовской битвы стало очевидно: народ поддержал политику Московского князя на централизацию власти и борьбу с удельным сепаратизмом. Кровь русских воинов, обильно пролитая на поле Куликовом, укрепила в сознании уроженцев всех земель и княжеств идею русского единства, способствовала формированию великорусской нации.

Великий князь явил нам личный пример благочестивой жизни в миру.

«Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в замечательном литературном памятнике «Слове о житии и преставлении великого князя Димитрия Ивановича», – и с младенческих лет возлюбил Бога». Далее «Слово о житии…» дает такую характеристику Димитрию-отроку: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал, Божественное писание всегда со умилением слушал и о церквах Божиих имел большое попечение». И это неудивительно, ведь воспитателем и попечителем осиротевшего в 9 лет князя был святой митрополит Алексий. С самого начала жизни он был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в духовной атмосфере, созданной преподобным Сергием Радонежским и его учениками.

Всю жизнь князь стремился быть достойным имени своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского, очень почитаемого на Руси. И это ему вполне удалось. Неслучайно и тропарь Донскому был составлен по подобию тропаря тезоименитого ему святого.

На все свои дела – ратные, политические и гражданские – великий князь всегда брал благословение Церкви.

В качестве основной личной черты Донского древний книжник выделяет необыкновенную любовь к Богу: «С Богом все творящий и за Него борющийся… Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных…» Летописец отмечает, что святой Димитрий ежедневно посещал храм, строго постился, под княжескими одеждами носил власяницу, приобщался Святых Таин каждое воскресенье и заключает: «С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».

Не так часто русские князья были учредителями новой церковной традиции. Димитрию Донскому мы обязаны появлением в церковном календаре двух особых дат: дня обретения мощей благоверного князя Александра Невского и Димитриевской родительской субботы. Последняя была установлена в память воинов, положивших души за други своя на поле Куликовом. Открытию же мощей послужило чудо. В ночь перед выступлением великого князя из Москвы против татар во владимирском Успенском соборе пономари увидели, как у гробницы святого Александра Невского вдруг сама собой зажглась свеча, а из алтаря вышли два старца (может быть, святые митрополиты Петр и Алексий) и, подойдя к раке, сказали: «Восстани Александре, ускори на помочь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». И тотчас же, как живой, восстал из гроба преславный князь Александр, после чего все трое стали невидимы.

Многие современники отмечали христианское великодушие князя, большую любовь к своему народу, благотворительность, милосердие к нуждающимся, доброе отношение к подчиненным. Деятельность его отличалась мудрой мерой и высокой моралью: он избегал обращаться к тем бесчестным и грубым приемам, которые были присущи его времени. Княжение Донского за редким исключением не знало случаев ухода от него служилых людей; на его духовном завещании стоит самое большое число боярских подписей.

В русскую историю великий князь вошел и как активный храмоздатель. Многие соборы и монастыри, основанные им, – памятники боевых подвигов нашего народа и высоты его духа.

Венцом земной жизни стала достойная христианская кончина князя. Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иванович послал за святым Сергием. Преподобный, наблюдавший все течение жизни князя, не только был главным свидетелем при составлении духовного завещания, но и преподал ему все необходимые Таинства: исповедал, причастил и соборовал.

В день и час кончины святого преподобный Димитрий Прилуцкий, находившийся далеко от него, вдруг встал и сказал братии: «Мы, братия, строим земные, тленные дела, а благоверный великий князь Димитрий уже не печется о суетной жизни…».

Димитрий Иванович перешел в жизнь вечную в 39 лет. По словам современников, он был величав и красив; имел «замечательное дородство»; волосы на голове были черные, густые, глаза светлые, огненные…

ПОКРОВИТЕЛЬ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА

Среди примеров личного благочестия святого Димитрия один нуждается в том, чтобы его выделить особо. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена.

Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество. (Первая русская святая чета – Петр и Феврония Муромские – были канонизированы только в середине XVI века).

Автор «Слова о житии…» особо подчеркивает, что Димитрий сохранил себя в чистоте до брака и в семейной жизни был верен супруге и целомудрен. Он находит удивительные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».

Замечательно, что из 12 детей (8 сыновей и 4 дочери) восприемником у двух сыновей Димитрия был преподобный Сергий, у остальных наследников – другой русский святой – Димитрий Прилуцкий.

В последнее время супругу Димитрия Ивановича все чаще именуют монашеским именем Евфросиния. И хотя имеют право на употребление оба имени, мне думается, лучше называть ее Евдокиею, ибо иноческий постриг святая княгиня приняла менее чем за два месяца до своей блаженной кончины. (Александра Невского мы же не именуем Алексием, так нареченным в монашестве.)

А ведь родилась эта праведная семья у нас в Коломне. Ведь венчание состоялось в 1366 году в церкви Воскрения Словущего.

Особым знаком воли Господней стало почитание князя Димитрия как избранника Божия. По свидетельству многочисленных памятников древности, сначала в Москве, а потом повсеместно по России началось прославление князя. Уже вскоре после его кончины были написаны «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей, и «Слово о житии и преставлении…». Последний памятник специалисты признают одним из самых вдохновенных и поэтичных в XIV-XV веках.

Автор «Слова о житии…» не сомневается в святости Димитрия Донского, он многократно обращается с молитвой к нему, как небесному предстателю пред Господом за весь народ и Отечество.

Вскоре после кончины стали появляться образцы иконографии великого князя.

Память о нем жива всегда и особенно усиливается в годы войн и опасностей.

Вспомним, что окончательно татаро-монгольское иго Русь сбросила при Иване III через столетие после Куликовской битвы. Тогда в наше Отечество вторгся хан Ахмат с великой ратью. Иван III был в сильном смятении. И убедили его действовать решительно и выйти навстречу врагу (стояние на Угре) иерархи Церкви. В знаменитом послании Ивану III архиепископ Ростовский Вассиан обратился к образу Димитрия Ивановича, вспомнив триумфальный 1380 год. О Димитрии владыка Вассиан рассказывает как о человеке, желавшем «не только до крови, но и до смерти» пострадать за веру, святые церкви и за врученное от Бога стадо христовых овец, как истинный пастырь и вождь своего народа, уподобясь прежде бывшим мученикам.

А в ХХ веке, в Великую Отечественную войну, имя Димитрия Донского наряду с именем Александра Невского призывалось в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, в обращении к народу И.В. Сталина. Именем князя была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.

Почему же 600 лет не был прославлен Димитрий Донской, ведь «Слово о житии…» было составлено сразу после его кончины и для многих современников святость защитника и собирателя Руси не вызывала сомнений?

На то есть ряд объективных и субъективных причин.

После смерти Донского Русскую Церковь возглавил митрополит Киприан, с которым у них были очень сложные отношения. Ведь Киприан был прислан на Русь из Греции при живом митрополите Алексии – воспитателе и непререкаемом духовном авторитете для Димитрия. Поначалу этот грек (или серб) участвовал в интригах литовского князя Ольгерда против святого Алексия. В первой половине своего святительства Киприан плохо еще понимал ситуацию в стране и интересы нашего народа. И держался ближе к Твери, чем к Москве, которая получила благословение на собирание русских земель и от святителя Петра, и от святителя Алексия. Но вторая половина правления Киприана прошла совсем по-другому: он встал на сторону Москвы, воцарился мир в Церкви, много заботился о просвещении народа, совершилось прославление митрополита Петра.

У кого-то, может быть, вызывает смущение, что святой князь приблизил к себе и хотел поставить митрополитом коломенского священника Михаила (Митяя). Но, по мнению ряда историков, например, Е. Голубинского, «существующие в нашей церковной истории обыкновенные представления о Михаиле как о весьма недоброкачественном выскочке совершенно неосновательны. Напротив, это был человек замечательнейший, помышлявший было о коренном исправлении нашего духовенства, о чем, сколько знаем, помышляли из митрополитов только двое – Феодосий и Макарий. Михаила очернил перед потомством митрополит Киприан, у которого он восхитил было кафедру митрополии и которому, должно быть, усвояемо хулительное сказание о нем, читаемое в Никоновской летописи. После отказа (от кафедры – ред.) преподобного Сергия святой Алексий дал Михаилу свое благословение, как это известно документальным образом».

Как показали недавние исследования историков В.Н. Рудакова, М.А. Салминой в XV веке на Руси один из книжников негативно отнесся к тому, что в 1382 г. при нашествии Тохтамыша князь Димитрий оставил Москву и ушел в Переславль, а затем в Кострому. Но все остальные летописцы с пониманием отнеслись к этому факту и, наоборот, старались оправдать Димитрия, объясняя, что князь не смог собрать в Москве рать для отпора врагу. К тому же у собранных тогда Димитрием думу думати князей не было такого единства, как в 1380 году («неединачество и неимоверство» было, по словам летописца).

Смею предположить, что проезжая в Переславль, князь никак не мог миновать преподобного Сергия, тем более, это по той же дороге. И на такой свой поступок имел благословение святого.

Учитывая историческую обстановку в России впервые вопрос о канонизации Димитрия мог быть поставлен при Иване Грозном на известных соборах 1547 и 1549 годов. Но нельзя забывать, что тогда очень широко было распространено в нашей Церкви обрядоверие. А Димитрий Донской с точки зрения обрядоверия нарушил «святую» традицию: не принял предлагавшийся ему пред смертью монашеский постриг. Он справедливо заметил, что не имел призвания к монашеству и добавил: не спасут человека ризы монашеские, если в миру он жил неправедно.

Необходимо также заметить, что есть множество примеров в истории Церкви, когда подвижники канонизировались спустя многие столетия: равноапостольный князь Владимир, преподобный Андрей Рублев – современник, кстати, Димитрия, преподобный Максим Грек, святитель Макарий Московский и многие другие.

Церковь прославляет святых и призывает их в молитвах тогда, когда их помощь особенно нужна народу Божию. В конце ХХ века, видимо, настало такое время. Распад нашей страны, постоянные приступы сепаратизма в разных ее частях заставляют вспомнить времена шестивековой давности.

Сегодня, как никогда мы нуждаемся в помощи святого Димитрия Донского. Чтобы укрепить страну нашу, чтобы отстоять ее целостность и единство, чтобы отразить все угрозы террористов и сепаратистов, чтобы умножить веру и благочестие нашего народа, чтобы укрепить семьи – защитить нас от вымирания телесного и смерти духовной.

И все же мы в долгу перед святым князем: редко вспоминаем его в молитвах, нет пока акафиста святому (а молиться сугубо хотят и должны и воины, и супруги, и молодые люди, стремящиеся создать крепкую семью – малую Церковь), требуется новая редакция жития, нет в Коломне его престола, не увековечена пока здесь память его даже в монументе, хотя есть набережная Дмитрия Донского. У нас нет мощей святого князя, они под спудом в Архангельском соборе Кремля. Но в Оружейной палате хранится часть доспехов святого – панцирь и эту святыню можно было бы сделать доступной для поклонения.

И никто не мешает нам хранить молитвенную память о Димитрии в своем сердце, тем более, что есть у нас молитва, составленная его современником и ей хотелось бы завершить это слово: «Похваляет бо земля Римская Петра и Павла, а Асийская Иоанна Богослова, Индийская апостола Фому, а Ерусалимская брата Господня Иякова, и Андрея Первозванного все Поморие, царя Коньстянтина Гречьская земля, Володимера Киевская со окрестными грады; тебе же, великый князь Димитрей Иванович, вся Руськая земля…

Умоли убо, святе, о роде своем и за вся люди, сущия во области царства твоего, ту бо предстоиши, идеже духовных овец пастбища и вечное насыщение… Да с теми убо святыми нам лепо есть жити и с теми радости насладитися, благодатию и человеколюбием Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Источник

Первая икона Дмитрия Донского

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Первая икона Дмитрия Донского была написана в XX веке на канонизацию. Святым князь признан сравнительно недавно, в 1988 году.

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Икона Дмитрия Донского. Реставрационно-иконописная мастерская Данилова монастыря (руководитель И.В. Ватагина). Москва. 1988 год. Написана на канонизацию

Для советских людей — он герой сражения на Куликовом поле. Он первым развеял миф о непобедимости ордынского воинства и передал московский престол по наследству своему сыну Василию без получения ярлыка на княжение.

День Памяти

Память святого полководца Церковь совершает 1 июня — в день его кончины. С 2016 г. эта дата является общим днем памяти благоверных князей-супругов Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны (в монашестве Ефросинии). Это постановление было утверждено 13 июля 2015 г. Священным Синодом РПЦ.

Краткое житие

Будущий святой родился в Москве 12 октября 1350 года. Отцом его был Иоанн Иоаннович Красный. Из-за ранней кончины отца и старшего брата на московский престол Димитрий взошел уже в 1359 г., когда ему было всего 9 лет. Регентом при нем стал прославленный впоследствии в лике святых митрополит Алексий.

Он зажег ее в ханском шатре, прочел молитву и окропил Тайдулу святой водой. Царица прозрела, и с той поры Алексий пользовался поддержкой влиятельных ханш.

Золотая Орда в середине XIV века уже не была таким сплоченным и организованным государством как во времена Чингиз-хана. Потомки его жестоко враждовали друг с другом за право восседать на ханской кошме, и Димитрий Иоаннович хорошо понимал, что если объединиться с другими русскими правителями, то вполне можно противостоять монголам.

Он сделал к этому первый шаг: созвал в 1374 г. в Переславль-Залесский всех князей на съезд, на которомбыло решено не подчиняться ханскому ставленнику Михаилу Тверскому, а объединяться вокруг московского князя, создавая общее войско.

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

К битве с Ордой готовились обстоятельно. Ордынская рать состояла не только из кочевников. К ней присоединились генуэзская пехота, черкесская конница и заключивший с ханом союз литовский князь. Чтобы одолеть 150-тысячное неприятельское войско русским непременно нужна была духовная поддержка.

Сергий Радонежкий

И тогда Димитрий обратился за благословением к«игумену Земли Русской» прп. Сергию Радонежскому, которого уж при жизни почитали в народе как великого подвижника и угодника Божьего. Преподобный благословил русских воинов и послал вместе с Димитрием двух своих схимников – Александра Пересвета и Андрея Ослабю.

Вот что писал об этом событии ученик преподобного Сергия и первый его биограф Епифаний Премудрый:

Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал:

«Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое Отечество с великой честью вернешься».

Великий же князь ответил: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери». И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь».

Кем были монахи?

Начальник Кавказского Свято-Троицкого подворья Валаамского монастыря схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая) поясняет:

Решающее сражение состоялось в день Рождества Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября 1380 года. Исход битвы решил засадный полк, вступивший в битву в тот момент, когда ордынцы и их союзники совсем обессилели. Князь Димитрий участвовал в сражении в доспехах простого ратника и был тяжело ранен.Его нашли без сознания, заваленным упавшим деревом.

Когда и почему назвали «Донским»?

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Донским его прозвали по названию реки Дон, на правом берегу которой у впадения в нее реки Непрядвы 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва.

В 1560 г. в «Степенной книге царского родословия» князь Димитрий впервые назван Донским.

Как изображают

Художники

К теме героического сражения на Куликовом поле обращались многие отечественные живописцы.

Илья Глазунов

В 1962 г. художник приступил к написанию ряда полотен, объединенных темой Куликовскогосражения. Эта работа продолжалась 30 лет.

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Илья Глазунов. Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение. 2004

Картина «Князь Дмитрий». Художник изображает Димитрия Иоанновича перед боем. Лик князя спокоен, выражает уверенность.Однако багряный цвет плаща и острые копья за спиной передают общую тревожность сюжета композиции. Высокую миссию русских воинов образно подчеркивает выбранный мастером фон полотна, представляющий собойоблачное голубое небо, символизирующее чистоту и благородство цели сражающихся за свободу Отечества.

«Нашли князя Дмитрия»

Еще одно полотно из цикла «Куликово поле». Сюжет картины основан на событиях, произошедших после сражения, когда среди павших воинов нашли раненого князя.

Сам художник поясняет, что в своих творениях стремился

«передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980.

А.Н. Новоскольцев

«Святой Сергий благословляет Димитрия Донского»

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Картина была написана живописцем в 1882 году. В то время он заканчивал обучение в натурном классе Санкт-Петербургской Академии художеств. За эту программную работу, достоверно воспроизводящую события той отдаленной эпохи, точную обстановку и психологический портрет участников, Александр Никанорович Новоскольцев получил большую академическую медаль.

Василий Сазонов

В 1824 г. полотно с таким же названием изобразил художник Василий Сазонов. Хотя его произведение не отличалось реалистичностью и не вполне соответствовало национальному колориту, оно навсегда вошло в золотой фонд произведений русской академической живописи.

Росписи храмов

Франц Николаевич Рисс

В середине XIX столетия русский живописец Франц Николаевич Рисс в северо-западной части Исаакиевского собора выполнил некоторые настенные росписи, в числе которых было изображение величественной сцены благословения Димитрия Донского игуменом Сергием Радонежским. Эта работа великого мастера украшает Исаакиевский собор до наших дней.

Ивон Адольф

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Адольф Ивон. Битва на Куликовом поле, 1850

В 1850 г. по заказу Николая I французский художник-баталист Ивон Адольф создал монументальное полотно под названием «Битва на Куликовом поле», центральную часть композиции которого занимает изображение святого князя Димитрия в разгар сражения. Планировалось, что данное творение украсит нижний коридор храма Христа Спасителя, но события изменились, и сегодня картина украшает лестничный пролет, ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца.

Фрески

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Благовещенский собор Московского Кремля. На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых – византийских императоров и русских князей, среди которых князь Димитрий Донской с сыном Василием. Работа псковских мастеров по заказу Ивана III Васильевича, 1484-1489 гг.

Древнейшая фреска, изображающая князя вместе с его сыном Василием, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Онавыполнена в начале XVI в. художником Феодосием. Более поздняя фреска, созданная во второй половине XVI в., расположена на южной стене Архангельского кремлевского собора. На ней Димитрий Иоаннович представлен среди прочихмосковских правителей.

Образ князя можно увидеть на фреске конца XVII в. в Преображенском соборе Новоспасского монастыря, а также на центральном своде парадных сеней Московского Исторического музея. Последнее изображение выполнено в 1883 г. артелью Ф.Г. Торопова.

Памятники

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Войдя в число восьми наиболее значительных деятелей национальной истории, Дмитрий Донской представлен на среднем ярусе памятника «Тысячелетие России»

Иконы: вглядываясь в лик

Первые изображения святого князя появились в XV веке. А к XVII столетию уже сложились основные правила написания его внешнего облика, которыебыли внесены в иконописные подлинники. В частности, в них говорилось, что Димитрий Иоаннович изображается

«аки Борис подобием… сед, власы кудреваты, брада с Николину, проста, ризы княжеския».

Житийные

Самый ранний и полный цикл житийных изображений этого московского правителя представлен в Лицевом летописном своде — знаменитой Царь-книге Иоанна Грозного, хранящейся в Библиотеке Академии Наук. Здесь запечатлены все значимые события жизни Димитрия: от свадебного пиршества и рождения первенца до завещания и смиренной кончины, во время которой, по свидетельству миниатюр, ангел вознес благочестивую душу князя к Небесному Владыке.

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Дмитрий Донской в житийном цикле святого Алексия, митрополита Московского, на иконе 80-х годов XV века письма иконописца Дионисия из Успенского собора Московского Кремля, в 12-м клейме изображена встреча вернувшегося из Орды святителя с «князем всея Руси»

Несколько литографий с сюжетами княжеского жития было воспроизведено в 1838 г. гравером Петром Ивановым по рисункам Б. А. Чорикова. Среди них:

Сегодня одним из известнейших и особо чтимых житийных образовкнязя является его лик в Казанском кафедральном соборе г. Людиново. Этот образ считается покровителем данного приходского братства.

Образ с супругой Евфросинией Московской

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

18 января 1366 г. был заключен супружеский союз между князем Димитрием и юной княжной Евдокией. По сути, это был политический союз между Московским и Нижегородско-Суздальским княжествами, конкурирующими друг с другом за Владимирский престол.

Подлинным произведением искусства является вытканныймонахинями Вознесенского монастыря в 1907 г., в честь 500-летия преставления прп. Ефросинии Московской, покров с ростовым изображением княгини вместе с супругом, а также святителем Алексием и прп. Сергием. На кайме этого рукотворного шедевра вышиты слова:

В наши дни совместные изображения княжеской четы присутствуют во многих российских храмах. Например, в храме свв. Димитрия Донского и Ефросинии Московской в Туле, в Свято-Троицком храме с. Арбузово Владимирской области и в других приходах.

19 ноября 2013 года возле единственного в России храма прп. Евфросинии Московской в Котловке был установлен памятник святым супругам. Скульптор Дмитрий Кукколос, желая показать значение православной семьи для общества, изобразил Димитрия Донского и Евфросинию Московскую с двумя детьми: их первенцем Василием и младенцем Юрием, которого княгиня держит на руках.

Благословление преподобным Сергием Радонежским

икона дмитрия донского день памяти. Смотреть фото икона дмитрия донского день памяти. Смотреть картинку икона дмитрия донского день памяти. Картинка про икона дмитрия донского день памяти. Фото икона дмитрия донского день памяти

Изображения святого на храмовых росписях, например, Исаакиевского собора Петербурга.

Особенности иконографии

Ранние изображения князя встречаются в основном в житийных образах других прославленных подвижников того периода: преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого. Единоличные изображения до канонизации полководца мало известны.

В конце XIX в. появился еще один сюжет в иконографии святого. В основе его лежало предание о явлении в 1380 г. Дмитрию Донскому в с. Угреша иконы св. Николая Чудотворца. В дальнейшем по заказу Николо-Угрешского монастыря создавались многочисленные образки-миниатюры с изображением этого чудесного события в качестве реликвий для паломников.

Описание иконописных изображений святого и их значение

Одним из наиболее древних изображений святого считается его образ на житийной иконе митрополита Алексия из Успенского собора Кремля, хранящийся сегодня в Третьяковской галерее. Это изображение 80-х гг. XV в. письма мастера-иконописца Дионисия. Этот же мастер в 1503 г. изобразил Димитрия Донского на житийной иконе прп. Димитрия Прилуцкого, крестного отца одного из сыновей московского князя.

В XIX в. широкое распространение получили образы, повествующие о явлении князю чудотворной иконы святителя Николая в с. Угреша.Старинные образы конца позапрошлого столетия с данным сюжетом сегодня можно увидеть в Сергиево-Посадском музее-заповеднике и в Московской духовной академии.

Нередки также скульптурные изображения знаменитого полководца. Например, скульптура «Благоверный князь Димитрий Донской», созданная академиком Императорской Академии художеств Робертом Карловичем Залеманом, помещенная в верхней части памятника 1000-летию России, возведенного в 1862 г. в Великом Новгороде по проекту архитектора М. О. Микешина.

Единоличные образы святого князя получили широкое распространение после его канонизации в конце XX века.

Иногда авторы включают образ Димитрия Донского в соборные композиции московских чудотворцев. Примером служит икона «Собор Русских святых», написанная в 1997 г. художницей Н. Е. Алдошиной для церкви святителя Николая Чудотворца в Клённиках.

О чём молятся

В чем помогает святой по молитве перед его образом

Примеры помощи, отзывы

Рассказ профессора археологии Андрея Даценко:

«Прочитав о Мамаевом побоище, у меня возникло естественное желание это место увидеть. К тому времени под Тулой уже многие годы археологи не могли сделать ни одной значимой находки, и споры о том, где все же проходило Мамаево побоище продолжались уже 15 лет.

4 июня 1995 года наша экспедиция работала в полях, искали при помощи металлоискателя и лопат. Примерно в половине четвертого, в самую жару, у меня возникло желание помолиться Господу, Пресвятой Богородице и Дмитрию Донскому о том, чтобы они помогли нам найти место сражения. Молился долго. И вдруг нам в затылок подул ветер. Стояла жаркая, удушливая погода без ветра, и вдруг подул ветер. Стало понятно, что кто-то ведет нас к находке. Какая-то неведомая сила. Сила самого Дмитрия Донского. В тот день был найден наконечник стрелы. После этой находки начались большие изменения и в моей жизни, и в жизни этого места».

Рассказ физика Александра Громова:

«После травмы ноги я носил протезы, но боль не проходила. Тогда решил поехать к целебным водам Прощеного колодца. Медицина нужна, но Господь подает исцеление и путем Своих источников и святых молитв. Мой предок Лев Мороз был участником Куликовского сражения, и я чувствовал связь с этим местом и, особенно, с Дмитрием Донским.

Искупался в источнике, причем не три раза, а три раза по три. И произошло удивительное: болезнь, как «водой смыло». Слава Богу за этот источник! За то что мы имеем такое чудо, где происходят исцеления по вере. Святые провидцы видели (в видениях), что венцы мучеников получили до семи тысяч русских воинов, принимаемых участие в сражении.

Поэтому вода, проходя через толщу земли, в которой покоятся мощи семи тысяч святых угодников, делается целебной и проявляет абсолютно неожиданные свойства. И, конечно, в это нужно верить».

Рассказ военного священника о. Димитрия (Василенко):

Маленький отряд отбился. Господь творит чудеса, если люди к Нему обращаются. Он помогает. И таких ситуаций много. Ребята молились и выходили из тяжелых ситуаций, практически не имея потерь, хотя казалось, что ситуация безвыходная».

Рассказ артиста и телеведущего Дмитрия Орлова:

Именно поэтому в сознательном возрасте, в 21 год, когда я принимал крещение, я выбрал его в небесные покровители. При взгляде на его жизнь становится заметно, что с ним рядом всегда был Господь, который направлял его, наставлял и в итоге сделал достойным канонизации. Прошли века, и теперь уже сам святой Дмитрий Донской помогает и наставляет, дает людям веру в будущее и в правоту своего дела».

Татьяна Расновская

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *