икона галатская пресвятой богородицы

Икона Богородицы Галатская

Празднование

История

На­име­но­ва­ние Га­лат­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­ис­хо­дит от на­зва­ния од­но­го из рай­о­нов Кон­стан­ти­но­по­ля – Га­ла­та. Пред­по­ла­га­ют, что пер­во­на­чаль­но свя­той об­раз пре­бы­вал в мо­на­сты­ре, со­ору­жен­ном в честь свя­той ико­ны, ко­то­рый про­су­ще­ство­вал до ХVII ве­ка. В неко­то­рых ис­то­ри­че­ских до­ку­мен­тах XIX ве­ка есть упо­ми­на­ние о том, что Га­лат­ская ико­на на­хо­ди­лась в Пер­гии, или Пир­гии (по-гре­че­ски «башне»), од­на­ко дан­ных о су­ще­ство­ва­нии по­доб­но­го мо­на­сты­ря в пре­де­лах Кон­стан­ти­но­по­ля нет. Есть пред­по­ло­же­ние, что под ме­стом, на­зван­ным баш­ней, и, со­от­вет­ствен­но, ме­стом пре­бы­ва­ния свя­то­го об­ра­за, под­ра­зу­ме­ва­ет­ся цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы Ка­сте­лио­тис­сы в Га­ла­те.

В рус­ских ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ние Га­лат­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы встре­ча­ет­ся в XIX ве­ке. Яв­ле­ние ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Кон­стан­ти­но­по­ле опи­са­но в кни­ге Снес­со­ре­вой «Зем­ная жизнь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы».

Точ­ный спи­сок с Га­лат­ско­го об­ра­за, по­чи­та­е­мый чу­до­твор­ным, на­хо­дил­ся в Москве, в церк­ви свя­ти­те­ля Ти­хо­на, у Ар­бат­ских во­рот. Спи­сок был вы­пол­нен ма­сте­ра­ми Ору­жей­ной па­ла­ты в XVII ве­ке. По­сле за­кры­тия хра­ма в 20-х го­дах XX ве­ка Га­лат­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри сна­ча­ла бы­ла пе­ре­да­на в Ан­ти­ре­ли­ги­оз­ный му­зей ис­кусств на тер­ри­то­рии Дон­ско­го мо­на­сты­ря, а за­тем (в 1935 го­ду) – в Го­судар­ствен­ную Тре­тья­ков­скую га­ле­рею.

Изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри на Га­лат­ской иконе от­но­сит­ся к ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу по­яс­ной «Оди­гит­рии». Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец, оде­тый в длин­ный хи­тон и с бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­цей, изо­бра­жен си­дя­щим на ле­вой ру­ке Пре­чи­стой Де­вы, ма­фо­рий на Ко­то­рой укра­шен зо­ло­тым ор­на­мен­том. Осо­бен­но­стью ико­ны яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние цар­ских ре­га­лий: ски­пет­ра у Бо­го­ма­те­ри и дер­жа­вы у Бо­гом­ла­ден­ца; на гла­вах Их – цар­ские вен­цы.

Источник

Га­лат­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри

икона галатская пресвятой богородицы. Смотреть фото икона галатская пресвятой богородицы. Смотреть картинку икона галатская пресвятой богородицы. Картинка про икона галатская пресвятой богородицы. Фото икона галатская пресвятой богородицы

Га­лат­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри

(празднование 17 июля)

Ей молятся об избавлении от душевных и телесных страданий.

ИСТОРИЯ

На­име­но­ва­ние Га­лат­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­ис­хо­дит от на­зва­ния од­но­го из рай­о­нов Кон­стан­ти­но­по­ля – Га­ла­та. Пред­по­ла­га­ют, что пер­во­на­чаль­но свя­той об­раз пре­бы­вал в мо­на­сты­ре, со­ору­жен­ном в честь свя­той ико­ны, ко­то­рый про­су­ще­ство­вал до ХVII ве­ка. В неко­то­рых ис­то­ри­че­ских до­ку­мен­тах XIX ве­ка есть упо­ми­на­ние о том, что Га­лат­ская ико­на на­хо­ди­лась в Пер­гии, или Пир­гии (по-гре­че­ски «башне»), од­на­ко дан­ных о су­ще­ство­ва­нии по­доб­но­го мо­на­сты­ря в пре­де­лах Кон­стан­ти­но­по­ля нет. Есть пред­по­ло­же­ние, что под ме­стом, на­зван­ным баш­ней, и, со­от­вет­ствен­но, ме­стом пре­бы­ва­ния свя­то­го об­ра­за, под­ра­зу­ме­ва­ет­ся цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы Ка­сте­лио­тис­сы в Га­ла­те.

В рус­ских ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ние Га­лат­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы встре­ча­ет­ся в XIX ве­ке. Яв­ле­ние ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Кон­стан­ти­но­по­ле опи­са­но в кни­ге Снес­со­ре­вой «Зем­ная жизнь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы».

Точ­ный спи­сок с Га­лат­ско­го об­ра­за, по­чи­та­е­мый чу­до­твор­ным, на­хо­дил­ся в Москве, в церк­ви свя­ти­те­ля Ти­хо­на, у Ар­бат­ских во­рот.

Изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри на Га­лат­ской иконе от­но­сит­ся к ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу по­яс­ной «Оди­гит­рии». Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец, оде­тый в длин­ный хи­тон и с бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­цей, изо­бра­жен си­дя­щим на ле­вой ру­ке Пре­чи­стой Де­вы, ма­фо­рий на Ко­то­рой укра­шен зо­ло­тым ор­на­мен­том. Осо­бен­но­стью ико­ны яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние цар­ских ре­га­лий: ски­пет­ра у Бо­го­ма­те­ри и дер­жа­вы у Бо­гом­ла­ден­ца; на гла­вах Их – цар­ские вен­цы.

Молитва общая

Приими, всеблагомощная, пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся святаго тела Его и Пречистыя крове Его. Темже блаженная еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая пресвятая Богородице, не престай молящися о нас недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице:

«Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь Богородице, глас 4 :

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: aще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избaвил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых.

Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, едина вскоре предстательствующая.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Образ Твой Святый, имже точиши исцеления, всем с верою притекающим.

Источник

Галатская икона Божией Матери

икона галатская пресвятой богородицы. Смотреть фото икона галатская пресвятой богородицы. Смотреть картинку икона галатская пресвятой богородицы. Картинка про икона галатская пресвятой богородицы. Фото икона галатская пресвятой богородицы

Галатская икона Божией Матери ознаменовала себя чудесами в Царьграде ( Константинополе ), в Галате ( часть Константинополя ), от чего и получила свое название. Согласно письменным источникам, икона помещалась в Пергии ( башне Цареградской ).

Впоследствии в честь Галатской иконы Божией Матери был сооружен монастырь, просуществовавший до XVII века, хотя в исторических документах упоминания о таком монастыре отсутствуют. Возможно, что икона находилась в церкви Богородицы Кастелеотиссы в Галате.

Точная копия иконы, выполненная мастерами Оружейной палаты в XVII веке, которая является одним из древнейших списков, находилась в Москве в церкви святителя Тихона Амафунтского, что у Арбатских ворот. Почитается Галатская икона Божией Матери в Русской и Греческой Православной Церкви.

Как свидетельствуют источники, храм этот был освящен в день памяти святого Тихона Чудотворца, 16 июня 1689 года, патриархом Иакимом. В 1929 году храм был закрыт, а в 1933 году разрушен. Галатская икона Божией Матери сначала была передана в Антирелигиозный музей искусств на территории Донского монастыря.

В 1935 году Галатская икона поступила на хранение в Государственную Третьяковскую галерею. В рукописном сборнике «Солнце Пресветлое» помещено сказание об иконе и гравированное изображение образа, названного в тексте Галенским.

Этот сборник был составлен сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715 — 1716 годах. Текст сказания составлен по книге архимандрита Иоанникия ( Галятовского ) «Небо Новое «, с некоторыми сокращениями. Гравюра выполнена Г. П. Тепчегорским.

икона галатская пресвятой богородицы. Смотреть фото икона галатская пресвятой богородицы. Смотреть картинку икона галатская пресвятой богородицы. Картинка про икона галатская пресвятой богородицы. Фото икона галатская пресвятой богородицы

Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Характерной чертой Галатской иконы Божией Матери является изображение царских регалий. В правой руке Богоматерь держит скипетр, а Богомладенец держит в левой руке державу, на головах венцы ( у Богоматери поверх мафория ).

Богомладенец одет в длинный хитон с широким поясом, мафорий Божией Матери украшен золотым орнаментом. Образ написан на светло — зеленом фоне, что означает на языке иконописи надежду и победу жизни над смертью. Над правым плечом Пресвятой Богородицы надпись: «Галатская Пресвятая Богородица».

Божия Матерь представлена в поясном изображении. Богомладенец торжественно восседает на Ее левой руке. Изображение почти фронтальное, головы Богоматери и Богомладенца слегка повернуты друг к другу. Правая рука Младенца Иисуса поднята в благословляющем жесте.

Списки чудотворной иконы имеются во многих храмах. Один из них почитался в селе Ельтесуново Владимирской области, где прославился в 1848 году, избавив жителей села от холеры. Галатская икона находилась в сельской Успенской церкви, которая была разрушена в советское время.

В 2004 году для Галатской иконы Божией Матери в селе Ельтесуново была построена часовня, силами жителей села, которые очень почитают эту святую икону. История иконы описана в книге Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы».

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий, о защите Отечества, о путешествующих, о мореплавателях, о защите в пути. Галатская икона Божией Матери считается покровительницей моряков и мореплавателей, уберегающей их от разбушевавшейся стихии.

Пред иконой молятся Пресвятой Богородице о защите и покровительстве от врагов и недоброжелателей, об исцелении тела и духа, о прекращении войн и семейных конфликтов, об избавлении от вражеского плена. Эту икону принято дарить военным, морякам, путешественникам и служащим в государственных органах.

Празднование: 4 / 17 июля.

МОЛИТВА

«Богородица наша, Царица Небесная! Сын твой в безгрешии зачатый, презрел каждого на грешной Земле. Молю Тебя, Мати всего рода человеческого, не отринь молитв моих, от самого сердца идущих. Избави раба грешного (имя) от негатива, меня окружающего, да не позволь недоброжелателям моим волей и неволей доставить мне трудности и лишения. Наставь меня на путь истинный, в безгрешии меня до Царствия Небесного проведущий. Избави, Богоматерь всевидящая и скорбящая за каждого, от лиха и беды в дороге и дома. Аминь».

Источник

17 июля. Галатская икона Божией Матери

На­име­но­ва­ние Га­лат­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­ис­хо­дит от на­зва­ния од­но­го из рай­о­нов Кон­стан­ти­но­по­ля – Га­ла­та. Пред­по­ла­га­ют, что пер­во­на­чаль­но свя­той об­раз пре­бы­вал в мо­на­сты­ре, со­ору­жен­ном в честь свя­той ико­ны, ко­то­рый про­су­ще­ство­вал до ХVII ве­ка. В неко­то­рых ис­то­ри­че­ских до­ку­мен­тах XIX ве­ка есть упо­ми­на­ние о том, что Га­лат­ская ико­на на­хо­ди­лась в Пер­гии, или Пир­гии (по-гре­че­ски «башне»), од­на­ко дан­ных о су­ще­ство­ва­нии по­доб­но­го мо­на­сты­ря в пре­де­лах Кон­стан­ти­но­по­ля нет. Есть пред­по­ло­же­ние, что под ме­стом, на­зван­ным баш­ней, и, со­от­вет­ствен­но, ме­стом пре­бы­ва­ния свя­то­го об­ра­за, под­ра­зу­ме­ва­ет­ся цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы Ка­сте­лио­тис­сы в Га­ла­те.

В рус­ских ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ние Га­лат­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы встре­ча­ет­ся в XIX ве­ке. Яв­ле­ние ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Кон­стан­ти­но­по­ле опи­са­но в кни­ге Снес­со­ре­вой «Зем­ная жизнь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы».

Точ­ный спи­сок с Га­лат­ско­го об­ра­за, по­чи­та­е­мый чу­до­твор­ным, на­хо­дил­ся в Москве, в церк­ви свя­ти­те­ля Ти­хо­на, у Ар­бат­ских во­рот. Спи­сок был вы­пол­нен ма­сте­ра­ми Ору­жей­ной па­ла­ты в XVII ве­ке. По­сле за­кры­тия хра­ма в 20-х го­дах XX ве­ка Га­лат­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри сна­ча­ла бы­ла пе­ре­да­на в Ан­ти­ре­ли­ги­оз­ный му­зей ис­кусств на тер­ри­то­рии Дон­ско­го мо­на­сты­ря, а за­тем (в 1935 го­ду) – в Го­судар­ствен­ную Тре­тья­ков­скую га­ле­рею.

Изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри на Га­лат­ской иконе от­но­сит­ся к ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу по­яс­ной «Оди­гит­рии». Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец, оде­тый в длин­ный хи­тон и с бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­цей, изо­бра­жен си­дя­щим на ле­вой ру­ке Пре­чи­стой Де­вы, ма­фо­рий на Ко­то­рой укра­шен зо­ло­тым ор­на­мен­том. Осо­бен­но­стью ико­ны яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние цар­ских ре­га­лий: ски­пет­ра у Бо­го­ма­те­ри и дер­жа­вы у Бо­гом­ла­ден­ца; на гла­вах Их – цар­ские вен­цы.

Источник

ГАЛАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

икона галатская пресвятой богородицы. Смотреть фото икона галатская пресвятой богородицы. Смотреть картинку икона галатская пресвятой богородицы. Картинка про икона галатская пресвятой богородицы. Фото икона галатская пресвятой богородицы

Галатская икона Божией Матери. Кон. XVII в. (ГТГ)

Галатская икона Божией Матери. Кон. XVII в. (ГТГ)

К-польская история иконы, названной «Галатская», начата публикациями XIX в. (напр., Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы); в списках икон «Галенская» отсутствует. При всей разнице происхождения икон, по версии Галятовского и авторов XIX в., они созвучны по названию, имеют одну иконографию, день празднования Г. и. приходится на 4 июля (мифический день явления «Галенской»).

Изображение Г. и., как правило, входит в состав свода чудотворных икон и известно как в иконах, так и в гравюрах. Причисление Г. и. к ряду икон, иконография к-рых, по предположению И. А. Кочеткова, «была сочинена, по-видимому, самим Г. П. Тепчегорским» (Кочетков. С. 407), безосновательно, поскольку чудотворная икона из ц. свт. Тихона Амафунтского датирована кон. XVII в., т. е. раньше времени создания гравюры, а значит, могла быть ее источником.

Подобную Г. и. иконографию имеют иконы Божией Матери «Цесарская», «Минская», «Фалковичская», «Веницейская» (голова Младенца повернута вправо).

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 542; Поселянин Е. Богоматерь. С. 419; Святыни древней Москвы: Альбом. М., 1993. С. 76; Кочетков И. А. Свод чудотв. икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред. А. М. Лидов. М., 1996. С. 404-417.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *