икона голгофа распятие христово
Икона «Распятие Иисуса Христа»
Умение читать и писать ранее являлось значительно большей привилегией чем сейчас. Поэтому для того чтобы распространять и объяснять некоторые религиозные идеи использовались образы. Поэтому нередко икона распятие называлась – изображенным Евангелием или Евангелием для неграмотных. Действительно, в этом образе верующие могли увидеть некоторые основные детали и символы веры. Композиция всегда была насыщенной и давала возможность людям поразмышлять о христианстве, а христианам – больше проникнуться и вдохновиться верой.
Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа
Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.
Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.
Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:
Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.
Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.
На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.
Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка.
Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.
Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.
Отсюда и торжественность события, и торжественность иконы распятие Иисуса Христа, которая также ведет и к последующей радости – Воскресению Христа, за которым открывается возможность обрести Царствие Небесное и для каждого верующего.
В чем помогает икона «Распятие Христа»
К этой иконе с молитвами чаще всего обращаются люди, которые ощущают собственные грехи. Если вы осознали в чем-то собственную повинность и хотите раскаяться, то молитва перед этим образом может не только помочь, но и наставит на путь истинный, укрепит в вере.
Молитва ко Господу Иисусу распятому
Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира, се аз, недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклонив, воспеваю крест и страдания Твоя, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу, приношу, яко благоизволил еси вся труды и всякия беды, напасти и мучения, яко человек, понести, да всем нам во всяких печалях, нуждах и озлоблениих состраждущий Помощник и Спаситель будеши. Вем, всесильне Владыко, яко вся сия Тебе убо не быша потребна, но человеческаго ради спасения, да всех нас искупиши от лютыя работы вражия, Крест и страдания претерпел еси. Что убо воздам Тебе, человеколюбче, о всех, яже пострадал еси мене ради грешнаго; не вем, душа бо и тело, и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое, благоутробне Господи, милосердие надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое истощание, славлю Твою безмерную милость, покланяюся пречистым Страстем Твоим и, вселюбезно лобызая язвы Твоя, вопию: помилуй мя грешнаго, и сотвори, да не безплоден будет во мне Крест Твой святый, да причащаяся зде с верою страданиям Твоим, сподоблюся видети и славу Царствия Твоего на небеси! Аминь.
Молитва Кресту Господню
Спаси, Господи, люди Твоя,и благослови достояние Твое,победы православным христианом насопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Тропарь Господу Иисусу Христу распятому
Глас 1-й Спа си, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Величание Господу Иисусу Христу распятому
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
О некоторых особенностях иконографии Распятия
Так преподобный Анастасий, игумен Синайской горы, (ок. 600–695), написал полемическое сочинение против монофизитов «Путеводитель», проиллюстрировав его изображением Распятия. При этом Анастасий впервые применил греческий круцификс, то есть восьмиконечный крест.
|
Ил. 2. Неизвестный художник. Крест из храма Сан-Дамиано. XII в. Ассизи |
Закономерен вопрос: по какой же причине разошлись восточная и западная традиции в изображении данной иконографической детали? Православные объясняют свои особенности изображения верностью историческому преданию: Крест, привезенный царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь, имел следы от четырех гвоздей, стало быть, ноги Христа были прибиты каждая отдельно. Для католиков основанием служат три гвоздя Распятия, хранящиеся в Ватикане, а впоследствии и данные Туринской плащаницы, на отпечатках которой левая стопа так положена на правую, что вполне можно предположить их пробитие одним гвоздем.
Таким образом, можно заключить: православная иконография имеет под собой твердую историческую основу, а следование церковному преданию снова посрамило самонадеянный рационализм при осмыслении фактов. Однако ради объективности необходимо отметить: католики не столь категоричны по отношению к изображениям Распятия. Например, крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи (XII в.) – одна из главных реликвий францисканского ордена кисти неизвестного умбрийского художника – с четырьмя гвоздями [12] (ил. 2). Аналогичное Распятие можно видеть в киевском костеле Николая Мирликийского. Существуют и другие памятники. Значит, для католиков в те времена это было не так уж и принципиально. Оттого, видимо, Эль Греко, уводя в тень вторую ногу Спасителя, не испытывал особого страха быть обвиненным в греческой схизме перед всесильной тогда инквизицией, а Сурбаран вообще написал ноги Спасителя хотя и перекрещенными, но пробитыми двумя гвоздями.
«держат» само мироздание. Именно указанием, с одной стороны, на неизмеримую высоту смирения и кенозиса, а с другой – на безумную дерзость и неблагодарность гордыни человеческой служат пробитые кисти рук Спасителя. Пойди иконописцы по пути «правды жизни», сместив гвозди с ладоней на место, где они были вбиты реально, – данный смысл был бы смазан. Но он оказался настолько важен для Церкви, что она решила претворить его в канон иконы «Распятие».
Заметной отличительной деталью между католическим и православным Распятием можно назвать и терновый венец на голове Спасителя. В подавляющем большинстве русских и византийских икон всех веков венца нет. Как исключение можно указать на два образа: VIII столетия из Синайского монастыря святой Екатерины и XIV века из праздничного чина Софийского собора в Великом Новгороде. Но эти отступления от канона по причине их малого числа можно не принимать во внимание.
|
Ил. 4. Распятие. XII в. Музей византийского искусства. Афины |
Принципиально важным был и наклон головы Спасителя. На православных иконах мы видим ее склоненной к правому плечу (ил. 4), однако западные художники, следуя «реализму», часто изображали голову и без наклона, смотрящей прямо на зрителя, а если изображали склоненной, то нередко на грудь, но тоже прямо. В чем причина названной православной специфики, удовлетворительно объяснить пока не удается. Следует обратить внимание на два варианта изображения глаз Спасителя. В одном случае глаза закрыты, в другом (чаще в ранних памятниках) – открыты. Думается, здесь византийские иконописцы расставляли разные акценты: Спаситель с открытыми глазами напоминает о Своем Божественном бессмертии, а с закрытыми – полагает жизнь за «овец Своих».
В заключение необходимо особенно подчеркнуть важность иконографических деталей, хотя мы рассмотрели их далеко не все. Как учат святые отцы, в Церкви нет и не может быть ничего лишнего. Так и в иконе. Она есть следствие Боговоплощения, она источник постижения Божественной Премудрости, ибо в ней все возвещено небом и осмыслено соборным сознанием. В этом мы могли убедиться на примере одного из центральных живописных образов православного храма.
[1] Казнь через распятие была заимствована римлянами от персов, применялась она исключительно к рабам и просуществовала как минимум до второй половины IV в. Принято считать, что ее отменил император Константин Великий после 319 г., подписавший закон о запрете убивать рабов (о чем сообщали его современники Аврелий Виктор, Кассиодор, Созомен). Но другие современники – Ксенофонт Ефесский, Фирмик Матерн, Пакут и Харитон – свидетельствуют о крестной казни в IV в. как о чем-то обыденном. Н.В. Покровский пишет: «Примирить это разноречие возможно тем вероятным предположением, что распоряжение императора, как плод его личной филантропии, не получило по неизвестным нам причинам санкции закона и потому отдельные случаи распятия преступников встречались и после Константина Великого. В пандектах действительно такого закона нет. Нет в пандектах и узаконения крестной казни, хотя предписывается казнить разбойников на месте преступления» ( Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 402–403).
[5] Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 492.
[9] Василий Великий, святитель. Толкование на пророка Исаию // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М., 1845. Ч. 2. С. 187.
[10] Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Ч. 1. С. 533.
[12] Благодарю доцента Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Александра Ранне за указание на данный памятник.
[17] В Новом Завете, как известно, воины поименно не упоминаются, но по разным древним источникам, насколько нам удалось установить, их три: Лонгин, Стефатон и Кальпурний. На русских лубках встречается, правда, еще воин Лабас, фрязин родом. Но никто не брался отрицать, что так могли звать и непосредственно стражников. Церковь чтит сотника Лонгина как мученика, память его – 16/29 октября.
[19] Матфей называет Марию Магдалину, Марию – мать Иакова и Иосии и мать сыновей Зеведеевых (Мф. 27: 56). Марк говорит о стоящих вдали Марии Магдалине, Марии – матери Иакова меньшего и Иосии и о Саломии (Мк. 15: 40). Лука пишет обобщенно: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23: 49). Иоанн перечисляет: «При Кресте Его стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25).
[20] Называем самые известные памятники, но многие замечательные фрески, мозаики и иконы остаются по объективным причинам вне поля нашего зрения.
[21] Правда, у Дионисия в названной иконе Саломия, обнимая Марию, поддерживает Ее.
[22] Старорусский пастырь архимандрит Агафангел. М., 2005. С. 204.
[23] Дамаскин Иоанн, преподобный. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. (Репринт: М., 2002. С. 120.)
[25] См., например, фреску Распятие (1209 г.) из храма Девы Марии в Студенице.
[26] См. также ампулу Монци (VI в.) с композицией «Распятие».
[27] Хлудовская славянская Псалтирь (XIII–XIV вв.); оклад Евангелия Симеона Гордого (XIV в.); подвесная пелена из Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1525 г.).
[28] См.: 1) греческое Евангелие XI в. из Национальной библиотеки в Париже; 2) славянскую Псалтирь из собрания Хлудова (XIII–XIV вв.); 3) Евангелие Сийского Антониева монастыря (вторая половина XVII в.).
[29] В славянской Псалтири Хлудова они названы Карином и Лицеошем. Но немецкий исследователь Липсиус считал их одним лицом – гностиком Левкием Карином.
[30] Первым везде мы называли благоразумного разбойника. В иконописных подлинниках XVI в. он носит имя Варвар, но, отметим, его часто путали с другим разбойником – фракийским мучеником Варваром, пострадавшем при Юлиане Отступнике. И как результат – благоразумный разбойник подчас оказывался изображенным в одеждах фракийского мученика.
В чем помогает икона «Распятие Иисуса Христа». Как правильно молиться?
Когда-то обучаться письму могли немногие. Мало у кого был шанс получить образование. Поэтому для распространения религиозных идей, активно использовались образы. Поэтому икона с изображенным Иисусом Христом на распятии называли Евангелием или Евангелием для неграмотных.
Образ сочетал в себе все необходимые символы веры. Так простые люди могли посмотреть на него, поразмышлять, сделать собственные выводы, а верующие открыть для себя нечто новое, некогда скрытое за пеленой незнания и неправильного толкования смысла.
О чем молиться
Жизнь всегда полна испытаний, которые посылает Господь в надежде проверить нас, сделать сильнее. Икона «Распятие Христа» преследует одну единственную цель – укрепить веру молящегося и наставить его на путь истинный.
Образ распятого Христа – это символ очищения рода человеческого. Господь, принявший кровь и плоть людскую, прожил жизнь, как человек, который забрал наши грехи с собой. Молитва, читаемая подле этой иконы, очищает сердце, проясняет разум. Если вас беспокоит что-то, чувство беспокойства тяготит вашу душу – помолитесь иконе «Распятие Христа» и покой вернется в вашу жизнь.
Кроме того, обращайтесь за помощью к Богу в следующих случаях:
История иконы
В Евангелии есть распространенный сюжет. С ним знаком каждый, даже те, кто далек от христианства. Это сюжет о смерти и воскресении Спасителя.
Напомним, что те времена были суровыми. Преступников судили по всей строгости. И это не пустые слова. Если задуматься, то крест не имел еще того живительного символизма, которым он обладает сегодня. Ранее, это было обычное устройство для казни особо страшных преступников. Иисус Христос оклеветанный завистниками, стал жертвой подобной казни.
Распятие Христа распространенный сюжет. К нему обращались не только иконописцы, но и художники. «Страсти Христовы» могут быть прослежены в работах Виктора Васнецова, Василия Верещагина, Эль Греко, Франсиско Го. И, тем не менее, живопись не способна в полной мере воплотить замысел иконы. Образ должен нести свет, привлекать на свою сторону заблудших и дарить откровение каждому желающему.
Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа
Начнем с описания фона. Выполнен он в затемненных тонах, чему соответствует один из ключевых сюжетов христианства – люди распяли Бога. Согласно свидетельствам, в момент распятия свет действительно померк. Этот момент связывают со знамением, что род людской не имеет такой власти над Сыном Божьим.
Однако, в некоторых вариациях, можно увидеть не темный, а золотистый фон. Это связано с тем, что событие, каким бы печальным оно не было, но также является радостным. Христос совершил искупительный подвиг за весь род человеческий, он очистил всех от первородного греха.
Все фигуры, изображенные на иконе, каноничны. Без них рушится вся композиция. Стоит отметить центральных персонажей:
Не зря было сказано, что ранее, до того, как письмо стало распространенной роскошью для всех, передача религиозных идей осуществлялось посредством иконы и соответствующих образов. «Распятие Христа» можно назвать не просто иконой, а целой книгой, в которой заключен ключевой момент всей веры.
План Господа соответствовал последующим событиям. Христос должен был умереть, чтобы возродиться и даровать всем жизнь после смерти в Раю. Радость этого момента неописуема.
Что нужно знать про икону
В церкви служение по иконе «Распятие Христа» считается одним из важных таинств в христианстве. Проводятся они в строго определенные дни. Например, 14 августа, когда начинается Успенский пост, начинается богослужение по иконе. Продолжается оно и на Преображение Господне, которое приходится на 19 августа. В день памяти перенесения Нерукотворного Образа Христа в Константинополь 29 августа завершается служба по рассматриваемой молитве.
Содержание иконы
В IX-X веках иконы исполнялись таким образом, чтобы дать человеку пищу для размышления. Умышленно использовалось затемнение фона и выделение важных деталей. Образ должен был быть четким, как будто настоящим. Цель иконописцев состояла в обеспечение верующего эффектом присутствия. Через темный фон, но лучезарное изображение Христа, делалась попытка выделить Сына Божьего из иконы. И в большинстве работ цель была достигнута.
В иконах подобного рода огромную роль играет золотой цвет. Иконописцы не зря отводят ему отдельное место в своих работах. По канону, считается, что золото – это символ Божьего Царства, символ власти. Поэтому Христос, изображенный, как мученик, таковым не является. И властью своей он бессмертен.
В верхней части нередко изображают ангелов. На некоторых иконах присутствует такой элемент, как потрескавшаяся земля. Такой элемент связан еще с одним библейским событием, когда в момент распятия Христа, произошло землетрясение.
Описание иконы
В зависимости от того, к какой школе иконописи принадлежит икона, могут различаться ключевые моменты. Например, один и тот же сюжет распятия Сына Божьего может быть отражен по-разному в шедеврах православного и католического толка.
В католической традиции, Иисус имеет скрещенные ноги, пробитые одним гвоздем. В православии совсем иначе. Там Христос распят посредством четырех гвоздей. Ладони же, по православной традиции, обязательно должны быть открытыми.
Молитвы перед иконой
Православный человек должен понимать, что иконы обладают чудодейственной силой, если прочитаны с верой, любовью и надеждой. Подобное облагораживает душу верующего, и он обязательно получает поддержку высших сил.
Читать молитву святому образу «Распятие Христа» можно как в церкви, так и дома. Когда чтение осуществляется в храме, человек должен открыть свое сердце и ничего не утаивать от Всевышнего, ведь он все видит. Подобное чтение, по мнению прихожан, имеет чудесную силу приближения души к Богу.
Но бывают ситуации, когда посетить церковь не получается. Время, дела не отпускают. В этом случае, молитву можно читать келейно (дома). Для этого необходимо приобрести свечи и иметь под рукой образ «Распятие Христа». Даже маленький образ, поможет вам в сложной ситуации. Свечи создают необходимое настроение. Поделитесь с Всевышним всем, что вас беспокоит. Попросите у него защиты, поддержки, будьте честны с ним.
Помочь в этом смогут молитвы:
Молитва к Господу Иисусу распятому
Молитва Кресту Господню
Тропарь Господу Иисусу Христу распятому
Величание Господу Иисусу Христу распятому
Молитва образу «Распятие Христа» – неотъемлемая часть жизни любого верующего.
Икона «Распятие Иисуса Христа»
История образа
Казнь через распятие считалась одним из самых страшных наказаний для преступников в Римской Империи – приговоренный не просто умирал, но и испытывал перед кончиной сильные мучения. Практиковалась она повсеместно, и до христианства крест не носил символического значения, а был лишь орудием казни. Такой приговор мог получить только преступник, не являвшийся римским гражданином, а Иисуса официально казнили за тяжкое преступление – покушение на государственный строй Империи.
Распятие подробно описано в Евангелиях – Иисус Христос был казнен на горе Голгофа вместе с двумя преступниками. Возле Сына Божьего оставалась Дева Мария, апостол Иоанн, Мария Магдалина. Тут же были римские солдаты, первосвященники и простые зеваки. Практически все эти персонажи отображаются на иконе распятия Иисуса Христа, каждый играет свою символическую роль.
Иконы Иисуса Христа
Образов, на которых изображён Спаситель, множество. Каждый из них имеет большое значение для Православной Церкви. Вот все иконы с изображением Иисуса Христа и их названия:
Христос Истинная Лоза
Иисус Христос В Темнице
Рассмотрим значение некоторых из них.
Евангельское повествование
О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста и каждый сообщает свои подробности:
Евангелие | Описание |
---|---|
От Матфея (Мф. 27:33-38) | И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. |
От Марка (Мк. 15:22-27) | И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. |
От Луки (Лк. 23:33-43) | И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. |
От Иоанна (Ин. 19:17-25) | И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. |
Действующие лица и атрибуты
Свидетели казни
Согласно сообщениям евангелистов при распятии Иисуса присутствовали:
Восхождение на Крест
(русская икона, XVI век)
Орудия Страстей
Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса вошли в число орудий Страстей Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями. К ним относятся:
Голгофа
Голгофа (ивр. גולגלתא, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп») — невысокий холм за границей городских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.
Своё название холм получил от того что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег, а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе.
Некоторые христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века.
«Христос С Хлебом И Вином»
Икона, где Иисус изображён с хлебом и вином, в Православии называют ещё «Евхаристия» или «Хлебный спас». Образ Спасителя был написан в 19 веке. Существует большое количество версий обретения этой иконы.
Христос С Хлебом И Вином
В одной из них говорится, что это фрагмент святыни «Тайная Вечеря». Согласно другому мнению, икона «Христос С Хлебом И Вином» олицетворяет одно из главных 7 церковных таинств – Причастие.
Распятые разбойники
Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций. В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.
На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.
«Христос Виноградная Лоза»
Ещё одна икона Спасителя Иисуса Христа – «Христос Виноградная Лоза», или «Христос Лоза Истинная». Здесь Спаситель представлен в виде одной из ветвей виноградной лозы, рядом с которой расположено Священное Писание. В других ветвях изображаются святые, апостолы Божии, Иоанн Предтеча и Богородица.
Виноград здесь олицетворяет мудрость, вино жизни, вечное существование. Сам Иисус говорил: «Я – лоза, Отец Мой – Виноградарь, а все вы (апостолы) – ветви…». Эти слова написаны в Евангелии.
Спаситель хочет донести этой фразой, что Его отношение к людям такое же как и у виноградной лозы к своим ветвям. Лоза же, в свою очередь, символизирует причастие к Высшим силам и одновременное присутствие среди людей.
Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа
Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.
Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.
Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:
Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.
Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.
На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.
Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка.
Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.
Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.
Отсюда и торжественность события, и торжественность иконы распятие Иисуса Христа, которая также ведет и к последующей радости – Воскресению Христа, за которым открывается возможность обрести Царствие Небесное и для каждого верующего.
В чем помогает
Икона «Распятие Христа» помогает в первую очередь в укреплении веры и ее обретении, выборе правильного духовного пути. С этим образом Христа распятого связаны и молитвы раскаяния, очищения души. Покаянная молитва, прочитанная у этой иконы, исцеляет сердце и наполняет душу добротой.
Священники обычно благословляют прихожан к чтению утренних и вечерних молитв, прося при этом у лика распятого Иисуса Христа:
Важно! При чтении молитв обязательно стоит помнить, что помимо молитвенных просьб обязательно следует благодарить Бога за свои успехи и дарованное здоровье.
Что нужно знать про икону
Существуют особые дни, связанные с почитанием икон Иисуса Христа, в эти дни у иконы читается тропарь и проходят канонические богослужения. К таким датам относятся такие церковные праздники, как:
«Христос В Терновом Венце»
Икона олицетворяет событие, произошедшее с Иисусом Христом при Его жизни среди людей. Иудейская власть узнала о чудесах, которые Он творил, и побоялась, что народ взбунтуется, а их боги рассердятся. А потому направили целое войско, чтобы взять Иисуса под стражу.
Когда воины нашли Его, то сразу раздели, а на голову надели тот самый тернистый венок, который изображён на иконе. Затем они стали бить Его тростями по голове и оплёвывать.
Христос В Терновом Венце
Тернистый венок в данном случае символизирует один из видов насмехания над Спасителем. Образ «Христос В Терновом Венце» больше распространён в католической церкви.
Как молиться Иисусу Христу
Если вы не знаете, как и о чем попросить Бога, скажите коротко: «Господи, даруй мне и моей семье все, что полезно нам, благослови нашу жизнь»
Можно также прочитать«Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву «Отче наш» можно и на русском языке:
«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».
Или прочитать молитву Господу, славящую Его Воскресение и всемогущество, на русском языке:
Обращение к Самому Богу — важнейшая молитва. Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни:
«Святая Вечеря Господня»
Ещё одна икона с изображением Иисуса Христа — «Святая Вечеря Господня». Она олицетворяет событие, произошедшее в Великий Четверг – предпоследний день нахождения Спасителя среди людей. Иисус собрал 12 апостолов за одним столом.
В этот вечер было установлено одно из важнейших таинств – причастие Святых Христовых Тайн.
Иисус благословил хлеб и передал его одному из учеников, сказав: «Ешьте, ибо это Тело Моё». Затем он благослови кубок с вином, проговорив следующие слова: «Пейте, всё от неё».
«Страшный Суд»
Икона «Страшный суд» символизирует окончание мира, которое произойдёт после Второго Пришествия Иисуса Христа. В этот время свершится Страшный Суд над грешными и праведными людьми. После этого человек соединится с Богом на веки вечные, а мир обновится.
Во главе иконы сверху изображён Бог – Саваофа, который даёт благословение Сыну Своему – Иисусу Христу на схождение на землю и осуществление суда. Чуть левее автор изобразил архангелов, которые убивают демонов.
Также на иконе изображён ад, преисподняя, куда попадут все грешники (внизу слева) и рай, в котором будут жить вечно праведные люди (сверху справа).
Плач Богородицы при крестном страдании Иисуса Христа
При Христе была и его Мать.
Богородица читала молитвы и страдала, тексты её слов были положены не только в слова пассий в Великий пост, но и на церковные песнопения. Многие из них исполняются в светских концертах церковной музыки.
«Сретение»
Икона «Сретение», как и все другие, имеют символичное значение. Она олицетворяет переход от старого к новому, то есть, от Старого Завета, к Новому. Последний и символизирует маленький Иисус Христос, изображённый на образе рядом с Марией, Иосифом, Анной (пророчица, служительницу храма), Симеоном Богоприимцем. Согласно преданию, Симеону уже было больше 300 лет.
Долгую жизнь даровал ему сам Господь. Старец занимался переводом Ветхого Завета на греческий язык для Александрийской библиотеки.
Увидев надпись «Дева народит во чреве своём сына», он подумал, что это ошибка, и хотел исправить её. Но Ангел Господний остановил его, а также сказал, что Симеон умрёт тогда, когда исполнится пророчество. Именно он поведал Марии, что ждёт Её Сына, когда Он прибудет на землю.
Услышав о том, что в руках Симеона сам Мессия, Анна поспешила рассказать всем, что вскоре Иерусалим будет спасён. А Ирод, узнав об этом, приказал расправиться со всеми младенцами.
Перед иконой молятся те, кто хочет исцелиться. Если человек будет искренним, то Господь услышит его и вылечит даже от самых страшных и безнадёжных болезней.
Также существует обычай, что в день Сретения Господня, который отмечается 15 февраля, нужно принести в церковь свечу и освятить её. При душевных и телесных болезнях её нужно зажигать и читать молитву. Хранить свечу нужно до следующего праздника Сретения.
Что стало с Иисусом после воскрешения
В течение некоторого времени он проповедовал на Земле, совершая чудеса и знанемия. Даже мог проходить через стены, рассказывая о Царствии Божьем.
Затем вознёсся на небеса, обещая второе пришествие.
«Спас Смоленский»
На фото иконы Иисуса Христа Спасителя видно, что к ногам Сына Божьего припадает Александр Свирский и Варлаам Хутынский, а в руке Его находится Священное Писание. Образ Смоленского Спаса считается защитником земли русской.
Её создание тесно связано с царствованием времён Василия III. В начале 16 века был отвоёван город Смоленск. В честь этого знаменательного события был построен храм Христа Вседержителя. Затем была написана икона «Смоленский Спас».
Жизнь апостолов после распятия Христа
Апостолы разошлись по Земле и стали проповедовать слово Божье во всех странах.
Они получили особый дар понимать все языки и проповедовать на каждом из них.
Именно они помогли создать церковь и стали самыми святыми учениками Иисуса, которые повели за собой множество последователей.
«Спас Нерукотворный»
Появление этой иконы тесно связано с событиями, произошедшими в период правления царя Авгара. Он подвергся страшной и мучительной болезни – проказе. Царь верил в христианского Бога и ждал от Него помощи. Тогда он послал своего гонца к Спасителю, но Иисус уже заранее знал о прибытии слуги Авгара. Тогда Он наказал взять воду и плат, затем умылся и вытерся тканью.
На плате осталось изображение «Нерукотворного Спаса». Когда Авгар приложил святыню к телу, то тут же исцелился. В честь этого события он приказал установить святыню у ворот – у входа в город, затем спрятал его от воров.
После смерти царя к одному из Святых отцов явилась Богородица и повелела открыть «Нерукотворный Спас». Тогда с помощью образа народу удалось победить врагов, напавших на город.
Образ был утерян во время нападения в 1204 году на Константинополь. Крестоносцы похитили икону. О её судьбе до сих пор ничего неизвестно.
Молятся иконе об исцелении от любых болезней, становлении на правильный путь, избавлении от плохих мыслей и искушения.
«Спас Вседержитель С Державой И Скипетром»
На иконе Иисус изображён в царской одежде. В Его руках, в отличие от других образов, нет Священного писания. На этот раз автор изобразил Спасителя со скипетром, державой и короной на голове — олицетворяющих верховную власть.
Спас Вседержитель С Державой И Скипетром
«Икона Вседержителя»
На образе Иисус изображён с Библией в левой руке, а правая — благословляет человечество. Над головой спасителя располагается нимб, который символизирует небесное происхождение. По обе стороны есть отметка «Альфа» и «Омега».
Верующие обращаются к иконе с просьбой избавиться от согрешений, преодолеть все испытания и трудности, исцелиться от хронических болезней и боли, защитить от врагов и беспомощности, плохих мыслей, горести.
«Распятие Господа Иисуса Христа»
Икона «Распятие Иисуса Христа» была написана в честь события, которое произошло со Спасителем. В Страстную Пятницу Его взяли под стражу по приказу Понтия Пилата – иудейского прокуратора, а затем распяли на кресте.
Люди обращаются к образу Иисуса Христа, если ощущают какую-либо провинность и хотят искупить вину. Также молиться перед образом нужно для искупления грехов, наставления на путь истинный, укрепления в вере.