икона игуменья дивеевской обители
Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление»
Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.
Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.
В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.
В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.
В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке, где она и находится в настоящее время.
В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа, которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.
Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа.
Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.
Уважаемые друзья! Обязательно ставьте лайки и подписывайтесь на сайт и делитесь своим мнением в комментариях!
Рекомендую также прочесть :
Почему на Руси бороду считали главным мужским украшением (https://otari.mirtesen.ru/blog/43102939017/)
11 заболеваний, которые могут быть буквально написаны на лице (https://otari.mirtesen.ru/blog/43565984887/)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Умиление, икона Божией Матери. Келейный образ прп. Серафима Саровского |
Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление»
После смерти преподобного Серафима Саровского настоятель о. Нифонт отдал святую икону сестрам Серафимо-Дивеевского монастыря, она находилась в Троицком соборе обители.
При первой же возможности была сделана позолоченная риза. Еще одна драгоценная риза с камнями была подарена государем Николаем II при прославлении преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга.
В 1903 г. икона «Умиление» приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного.
После разгона обители и закрытия монастыря в 1927 году игумения Александра была арестована и отправлена в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление» вместе с остальными вещами батюшки Серафима.
После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда-то в сане иеромонаха служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням преподобного Серафима. Однако патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово.
Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений. В 1991 году икона, оклад и вещи преподобного были переданы им патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление». Список написанный дивеевскими сестрами (нач. XX в.). Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. |
Иконография
Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему». Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске, размером 67х49 см.
СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»
Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.
Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.
В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.
В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.
В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке, где она и находится в настоящее время.
В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа, которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.
Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве
Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.
История Серафимо-Дивеевской обители
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь связан с жизнью и трудами преподобного Серафима Саровского самым непосредственным образом. Можно сказать, что он стал духовным детищем святого.
Свою историю знаменитая обитель начала в 1767 году, когда вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна (в монашестве — Александра, насельница Киево-Флоровского монастыря) организовала при Казанской церкви села Дивеева женскую общину. С этого момента монахиня Александра управляла ею под руководством старца Саровской обители Пахомия. Вначале Казанская община была достаточно скромной — помимо самой монахини Александры всего пять насельниц. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах.
Незадолго до своей смерти старец Пахомий завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму. Приняв общину в 1789 году, тот полностью посвятил себя ее благоустройству, благоукрашению и духовному окормлению насельниц. Благодаря трудам святого старца из бедной и маленькой общины вырос известный на весь мир монастырь — одна из жемчужин русской земли.
Стоит заметить, что святой Серафим дал обет не посещать монастырь лично, так что со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами. Вероятно, это было связано с тем, что и само повеление основать новую общину в Дивеево (Мельничную) и все правила жизни, управления и обустройства монастыря преподобный Серафим получил от Самой Пресвятой Богородицы. Он все делал по Ее непосредственному наставлению. Все возможные средства, которые получал Серафим Саровский от тех, кому он помогал, он направлял на развитие и строительство монастыря. Это было связано, в частности, с тем, что изначально Дивеевская обитель была достаточно бедна, средств на ее расширение или благоукрашение попросту не было.
В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души.
В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом.
В 1842 году Казанская община была объединена с соседней — Мельничной — в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц и поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская — для вдовствующих монахинь и Мельничная — для девиц.
Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие — объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).
Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне. Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году. Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала.
В Троицком соборе хранилась одна из святынь монастыря — икона Божией Матери «Умиление», которую обители передал сам преподобный Серафим. Эта икона известна тем, что преподобный постоянно молился перед ней и даже отошел ко Господу, творя перед ней ночную молитву. В годы советской власти икона сохранялась монахинями и была передана обители вновь после восстановления монастыря.
Помимо образа Богородицы до революции в обители находился камень-валун, на котором совершал свой подвиг столпничества преподобный Серафим. К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 году обитель была переименована в трудовую артель, но все-таки продолжила свою деятельность. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.
В 1927 году Серафимо-Дивеевский женский монастырь был закрыт. Множество святынь было уничтожено, разграблено или вывезено. В частности, уже упоминавшийся камень-валун был разбит.
Возрождение монастыря началось только в 90-е годы ХХ века. В 1990 году были сделаны первые шаги в деле восстановления обители, а спустя год, в июле 1991 года, сюда перенесли мощи ее духовного покровителя — преподобного Серафима Саровского.
Стоит отметить, что и в годы, когда монастырь окормлял преподобный Серафим, и в годы после его кончины, и уже после восстановления обители в наши дни сюда в больших количествах постоянно приезжали и приезжают паломники, как из России, так и из других стран. В первую очередь, конечно же, для поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, с молитвой к нему и за его духовной помощь.
ДИВЕЕВСКАЯ СВЯТЫНЯ. КАКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКОЙ НАХОДИЛАСЬ В ВАТИКАНЕ?
В Дивееве Пресвятая Богородица явилась угоднице Божией монахине Александре, в миру Агафье Семеновне Мельгуновой, повелела ей остаться там и положить начало четвертому Ее уделу. В первый раз матушка Александра сподобилась видеть и слышать Пресвятую Богородицу во Флоровском монастыре в Киеве, где она приняла монашеский постриг.
Тогда Владычица повелела ей идти на север России, обещая указать место, где Она оснует великую Свою обитель. Старцы Киево-Печерской Лавры и подвизавшиеся вместе с матерью Александрой в Киеве старицы после долгих молитв единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что мать Александра, удостоившаяся быть первоначальницей четвертого жребия Божией Матери во вселенной, «блаженна и преблаженна»
Женская община матушки Александры в селе Дивееве была плоть от плоти Саровской пустыни. Незадолго до кончины матушка по старости строителя отца Пахомия просила тогда еще иеродиакона Серафима, будущего великого саровского старца, не оставлять ее обители. Дивеевская общинка явилась началом Серафимо-Дивееского монастыря. Старец Серафим Саровский, окормлявший дивеевских сестер, заповедовал никогда не называть Казанскую церковь приходской, так как со временем она присоединится к монастырю и будет теплым, зимним его собором (в 1992 году Казанский храм передан монастырю и окружен монастырской оградой).
Матери Евпраксии, присутствовавшей при явлении Божией Матери преподобному Серафиму в день Благовещения 25 марта 1831 года, он также говорил о зимнем Казанском соборе: «Будет у вас два собора; первый мой-то собор холодный; куда лучше будет саровского-то, и будут они нам завидовать! А второй-то собор зимний Казанский, ведь церковь-то Казанскую нам отдадут! Вы и не хлопочите, придет время еще, поклонятся да и отдадут ее нам. И скажу тебе, вельми хорош будет мой собор, но все-таки еще не тот этот дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор!
Подойдет Антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас Антихрист-то. Так вот и собор ваш и канавка поднимутся тоже до неба и защитят вас и не сможет ничего вам сделать Антихрист!» [10] Такое исключительное значение придавал прозорливый святой дивеевской Казанской церкви и главному храмовому Казанскому образу Матери Божией.
На третий день после прославления, 24 декабря, святые мощи после всенощного бдения были перенесены с крестным ходом из Преображенского собора обители в нижний (под Казанским) храм Рождества Богородицы, в котором, по предсказанию преподобного Серафима, будут стоять у столбов четверо мощей (Преподобный, узнав от Михаила Васильевича Мантурова, что для того, чтобы при постройке держался свод Рождественского нижнего храма, нужно поставить четыре каменных столба, «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: «Во, во, радость моя!
Четыре столба — четверо мощей! Четыре столба — четверо мощей! Радость-то нам какая, батюшка! Четыре столба — ведь это значит, четверо мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая! Радость какая!» И с неизъяснимою, неземною радостию и мне грешному и всем, кто лишь не приходил к нему, восклицал батюшка угодник Божий: «Четыре столба — четверо мощей!» [15] ). Исполнится и другое пророчество старца Серафима. «Как Бог благословит, в мощах она [матушка Александра] у вас будет, все у вас явится», — сказал Преподобный, — возвратится, когда будет на то воля Божия, и святыня Дивеева — Казанская икона Божией Матери.
По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского, составившего в Америке в 1978 году вторую часть Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря [16] по благословению автора первой монастырской Летописи митрополита Петербургского Серафима (Чичагова), полученному еще в 1924 году, Казанским дивеевским образом является почитаемая Казанская икона, находившаяся в Фатиме (Португалия), а ныне пребывающая в личных покоях папы Римского Иоанна Павла II в Ватикане.
Протоиерей Стефан Николаевич Ляшевский (1899-1986), будучи еще членом Таганрогского православного молодежного братства, часто посещал Дивеево, пользовался доверием матушки-игумении Александры (Траковской) и после закрытия монастыря поддерживал тесную связь с его насельницами, навещая их в Муроме и других городах. В 1921 году игумения Александра благословила С.Н.Ляшевского иконой Богоматери «Умиление», с которой отец Стефан не расставался всю жизнь. Три года (с 1936-го по 1939-й) С.Н.Ляшевский отбывал заключение в сибирских лагерях, в 1943 году принял в Таганроге священнический сан и во время войны уехал с матушкой за границу. Из Германии переехал в США, был настоятелем приходов в Балтиморе и Флориде.
Когда протоиерей Стефан в 1976 году увидел цветную фотографию Казанской иконы, находившейся в то время в католическом монастыре в Фатиме, то без всяких сомнений, как он пишет об этом во второй части Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, признал в ней икону матушки-первоначальницы Дивеевской обители Александры. Отец Стефан неоднократно бывал в Дивееве и особенно хорошо запомнил своеобразный драгоценный оклад иконы с изумрудами на нимбе Богородицы, рубином в короне, сапфиром внизу, изумрудами, мелкими рубинами и жемчугом на одеждах, фоне, полях. Этот оклад отец Стефан имел возможность со вниманием рассмотреть в Таганроге в 1943 году.
Во второй части Летописи протоиерей Стефан приводит исторические сведения о Казанской иконе в предвоенные и военные годы: «Когда разорялся Дивеев в 1927 году, блаженная Мария Ивановна сказала, чтобы эту Казанскую икону отдали иеромонаху Серафиму (Смыкову), который в это время был в Дивееве, после чего он ушел в полнейший затвор в г. Краснодаре, в котором пробыл до 1942 года. После его бегства за границу в 1943 г. он взял ее с собой и по дороге остановился у нас в Таганроге, где я и видел ее и хорошо запомнил.
Она была в золотой ризе и украшена 16-ю настоящими Уральскими изумрудами (смарагдами), настоящим жемчугом и одним на груди синим сапфиром, в короне были бриллианты и один рубин. Рубины малые были еще и в 6 других местах иконы. В нимбе были еще 16 других прямоугольных изумрудов. И много других мелких камней. Вообще это была драгоценнейшая риза, так как имения матушки-первоначальницы были настолько огромны, что находились на территории трех губерний.
Видимый красочный слой иконы никак нельзя отнести к XVI веку, предположение о том, что икона записана, не имеет оснований (результаты рентгена говорят об отсутствии записей). Существует свидетельство, что явленный в Казани образ никогда не реставрировался, сохранялся в киоте под слюдой и находился в Казанском девичьем монастыре до его святотатственной кражи в 1904 году [27] (дивеевский список матушка Александра привезла из Казани в конце 1770-х — начале 1780-х годов или ранее).
В 1964 году Казанская икона в драгоценной ризе, хранившаяся тогда в Сан-Франциско, выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке, представляя здесь Русскую Церковь. Образ помещался в специальной часовне, выстроенной по модели часовни во имя Святой Троицы в Форт-Росс, русском укрепленном форте, основанном в 1812 году в Калифорнии. Первая часовня здесь была освящена святителем Иннокентием Аляскинским, впоследствии митрополитом Московским. Перед Казанским образом в Нью-Йорке молилось множество христиан. Это было выражение почитания многими христианскими народами Божией Матери.
В Америке был создан специальный комитет для сбора средств на постройку православного храма, где была бы помещена икона, но это предприятие не удалось. В одном из своих писем архиепископ Иоанн (Шаховской) писал, что наследники г. Митчелла предлагали ему для сбора денег сделать сценарий для Голливуда, в котором была бы описана история иконы, его собственная судьба и деятельность, борьба за икону. Кроме этого предлагался проект с группой католиков выехать в Россию с экуменической миссией, а затем вернуться с иконой назад. Эти предложения были архиепископом Иоанном отклонены.
28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная передача Русской православной церкви Ватиканского списка Казанской иконы Божией матери. Как сообщали тогда средства массовой информации, Иоанн Павел II последний раз помолился перед ней 25 августа, а 27-го с ней прощалось 5 тысяч верующих католиков.
21 июля 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал список иконы Казанской Божией Матери, которая хранилась в покоях Папы Римского Иоанна Павла II, Казанской епархии. Это случилось во время торжественной церемонии открытия после реставрации Благовещенского собора в Казанском Кремле.
Наталия Чугреева, ст. научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева