икона калужской божьей матери в тихоновой пустыни
Тихонова пустынь
Содержание
История [ править ]
История Тихоновой пустыни восходит ко второй половине XV века, когда в медынские леса пришел постриженник московского Чудова монастыря Тихон. Несколько лет он подвизался в лесу один, поселившись в дупле старого дуба, затем вокруг него, как это обычно и происходило, собрались ученики, и в конце концов, не без препятствий со стороны владетеля здешних мест князя Ярослава Владимировича, образовалась монашеская община. Подобно всем юным монастырям, она была бедной материально, имея лишь деревянную Успенскую церковь и несколько келий, но богатой духовно, поскольку иноки ее совершенствовались в монашеском делании под руководством дивного наставника — преподобного Тихона.
Знаменательное для Тихоновой пустыни событие произошло в 1551 году: преподобного Тихона причислили к лику святых на Московском Соборе. Мощи его были обретены и открыто почивали в Успенском храме.
Собственно, этим и исчерпываются исторические данные о раннем этапе истории монастыря. В 1610 году его разрушили польско-литовские отряды, уничтожив и все монастырские документы, которые могли бы помочь нам реконструировать первый век существования обители. После ухода грабителей в относительной целости сохранился лишь храм во имя Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Мощи прп. Тихона иноки сокрыли под спудом, опасаясь их поругания от латинян.
Запустение удалось преодолеть лишь спустя несколько десятилетий упорным трудом братии. К 1630 году монастырь обзавелся новыми хозяйственными постройками и кельями, затем было начато строительство двух новых — но все еще деревянных — храмов, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1670-е годы в монастыре, наконец, началось строительство каменного храма. Его решено было возвести над мощами преподобного Тихона Калужского. А так как над ними стоял Трехсвятительский храм, то его разобрали и перенесли за пределы монастырской ограды. Он стал, таким образом, приходской церковью для поселян. Каменный храм, построенный на его месте, освятили в честь Преображения Господня.
В 1684 году Тихонова пустынь утратила самостоятельность. Ее приписали к московскому Донскому монастырю, и управлялась она строителями, присылаемыми оттуда.
Образование Калужской епархии в 1799 году существенно упорядочило жизнь монастырей, вошедших в нее.
Вслед за духовным укреплением обители явился и материальный расцвет. В 1879—86 годах был совершенно перестроен Преображенский собор, в 1887 году на источнике прп. Тихона возвели храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в 1894 году выросла четырехъярусная колокольня. Благоустройство монастыря продолжилось и после кончины архимандрита Моисея (в 1895 году): в 1914 году состоялось освящение нового Успенского храма, едва ли не самого обширного и благолепно украшенного во всей округе. В этот же период был выстроен больничный корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
К 1917 году Тихонова пустынь превратилась в один из крупнейших и самых прославленных монастырей России. Среди калужских обителей по числу паломников и известности она уступала лишь Оптиной Пустыни. Число братии к этому моменту возросло до 226 человек (тогда как в первой половине XIX века здесь подвизались 16 иноков). Но вскоре это цветущее монашеское древо было срублено под корень. Топор начали вострить сразу же после революции. 23 января 1918 года вышел декрет об отделении Церкви от государства, а в апреле Калужский уездный съезд Совета рабочих депутатов постановил «закрыть мужской Тихоновский монастырь».
В 1993 году Успенский собор Тихоновой пустыни был передан Калужской епархии. Первая Божественная литургия в храме, еще не отреставрированном вполне, была совершена 29 июня 1995 года, в день памяти прп. Тихона, архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Восстановительные работы (только основные, не считая внутренней отделки!) в соборе продолжались еще пять лет — что и не странно, учитывая, как велики были разрушения, нанесенные памятнику архитектуры безбожной эпохой.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время из монастырского комплекса восстановлены Успенский собор, Никольский храм, домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с больничным корпусом, братские кельи, трапезная. На святом источнике преподобного Тихона заново построен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жилые корпуса и две купальни. Восстанавливаются монастырская колокольня и гостиница для паломников. Ведется строительство Преображенского собора на территории монастыря и храма в честь преподобного Ефрема Сирина в новообразованном скиту на месте прежней монастырской «Ефремовой дачи».
В монастыре ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом колодце еженедельно совершается Божественная литургия и водосвятный молебен. У насельников практикуется частая исповедь, а также регулярно проводятся духовно-просветительские беседы. Братия монастыря совершает паломнические поездки по России, на Святую Землю, на Гору Афон.
При монастыре действует воскресная школа для детей, издается «Тихоновский листок». В задачу монастырской паломнической службы входит прием, расселение и питание паломников, организация для них духовных бесед и экскурсий по территории монастыря. На благотворительном отделе монастыря лежит попечение о нуждающихся, обращающихся за помощью. При монастыре работает пекарня. Возрождающуюся обитель преподобного Тихона неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь побывали предстоятели Поместных Православных Церквей –– Блаженнейший Парфений III, Патриарх Александрийский и всей Африки и Болгарский Патриарх Максим.
За годы возрождения в монастыре установилась традиция в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на святом источнике архиерейским чином совершать Великое освящение воды. Также ежегодно в день памяти преподобного Тихона Калужского, 29 июня, после Божественной Литургии в обители совершается Крестный ход на святой источник, где при большом стечении духовенства и верующих архиерейским чином служится водосвятный молебен.
«Хотелось прославить эту землю»
Архимандрит Тихон (Завьялов)
1480 год. Великое стояние на реке Угре. Это отдаленное толщей веков событие, когда Матерь Божия Сбросила Свой Пояс на Русскую землю и помогла русичам одержать светлую победу над войском хана Ахмата, имеет колоссальное значение для России. Именно с того момента, освободившись от вассальной зависимости монголо-татарского ига, Русь смогла полноценно развиваться как свободное государство, получив признание международной общественности. На берегах Угры родилась держава, которая никогда больше не теряла свой суверенитет. Одной из ключевых тем нашей беседы с наместником мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни архимандритом Тихоном (Завьяловым) стала тема патриотизма «не на показ». Патриотизма, не тонущего в красивых громких словах, а подкрепленного делами.
Место рождения Московской Руси
Батюшка, в первую очередь хочется спросить, откуда у Вас такая живая и деятельная любовь к российской истории, плоды которой можно назвать зримыми?
Конечно же, любая добрая мысль возникает от Бога. Поскольку я коренной калужанин – мои родители, деды и прадеды, бабки и прапрабабки жили на Калужской земле, то хотелось прославить эту землю. Когда Господь открыл мне и братии монастыря, в чем заключается уникальность исторически значимого места, где находится наша обитель, появились идеи, что можно сделать такого, что останется не на десять или двадцать лет, а, дай Бог, на века. Первое, с чего мы начали, это построили на территории Владимирского скита монастыря храм в честь иконы Божией Матери Владимирская – там, где происходило генеральное сражение, во время которого бесстрашные воины-русичи, не жалея жизни, защищали Москву, защищали наших предков. Построив храм-памятник – белоснежную церковь с каноническими росписями на куполе, барабане, парусах и неким историческим фризом под ними, читаемым как своеобразная летопись, – мы почувствовали, что этого мало. Для людей верующих, воцерковленных это действительно святыня. Ну, а другим, кто пока не пришел к вере, но искренне интересуется историей родной страны, что мы могли бы предложить? И второй нашей идеей было создание диорамы, способной живописно, наглядно рассказать, как происходило то эпохальное событие на берегах Угры в XV веке, в котором роль братии Тихоновой пустыни и преподобного Тихона Калужского, благословившего русское войско на победу в предстоящем бою, была велика. По милости Божией нам это удалось. Мы благодарим Бога за это. Благодарим Господа и за то, что в сентябре 2014 года на освящение Музейного комплекса в скиту приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сделав диораму (она стала последней масштабной работой заслуженного художника Российской Федерации и калужанина Павла Рыженко), мы задумались: а кто же главное лицо, кто этот искусный военачальник, сумевший организовать поход против ордынцев, собрать столь сильную армию и стратегически грамотно, профессионально отразить удары многотысячного войска Большой Орды? Когда стали изучать личность Великого князя Ивана III, увидели такой масштаб, который не мог не поразить. Бывает, Бог так ставит необычных людей, людей сильных на какие-то посты, должности, что они меняют ход истории государства, даже ход мировой истории. Вот таким оказался на Руси Иван III, в коем соединились незаурядные политические качества и истинное христианское смирение. Чтобы привлечь к нему внимание современников и поучиться чему-то полезному у незаслуженно забытого историей на долгий период времени нашего великого предка, мы решили сделать памятник Государю всея Руси, как он себя называл. Слава Богу, Господь снова дал нам силы и возможности. Памятник был сделан, и недавно, 8 июля, состоялось его торжественное открытие во Владимирском скиту. Освятил монумент митрополит Калужский и Боровский Климент, священноархимандрит Свято-Тихоновой пустыни.
В своем слове к высокопоставленным гостям, клирикам митрополии, братии монастыря, прихожанам, паломникам, владыка Климент подчеркнул, что при Иване III началось объединение удельных княжеств в единое мощное Российское государство. Были названы и другие судьбоносные деяния князя-политика, князя-практика, которого Церковь особо чтит за то, что созидать Русь он начал вместе со своим духовным наставником Ростовским архиепископом Вассианом. То, что правитель всё делал по благословению и по совету архипастыря, важно знать и помнить нам, живущим в современной России, где центробежные силы разбрасывают людей в разные стороны: кто-то растет духовно, умножая силы страны, кто-то духовно деградирует, ослабляя ее позиции.
Эта тема христианского смирения, послушания Церкви объемна и многогранна. Один из наиболее ярких примеров того, как чутко Иван Васильевич прислушивался к напутствиям своего духовного наставника, архиепископа Вассиана (Рыло), связан с Великим стоянием на Угре. Даже после размещения на правом берегу реки большого войска противника, а на левом – русских ратников, лукавые царские советники продолжали уговаривать Великого Московского князя не противиться супостатам. За советом – откупиться от Орды подарками и платить ей регулярную дань, как в былые времена – таился призыв к предательству. Для Ивана III, разорвавшего ханскую грамоту с требованием выплаты дани, это было неприемлемо. Решимости идти до конца в освобождении Руси от ордынского ига придает ему пламенное послание архиепископа Вассиана. Сколько всего можно оттуда цитировать с большим воодушевлением и признательностью! Приведу следующие слова Владыки: «Призвав Бога на помощь, и Пречистую Его Матерь, и святых Его, и святительское благословение, и всенародную молитву, крепко вооружившись силою честного креста, выходи против окаянного мысленного волка, как называю я ужасного Ахмата, чтобы вырвать из пасти его словесное стадо Христовых овец. » Хочется надеяться, что многие из тех десятков тысяч людей, которые побывали в монастырском скиту, в его Музейном комплексе-диораме, смогли не просто восхититься красотой местности и диорамой, выполненной в формате 3D студией военных художников имени Грекова, но почувствовали желание узнать поглубже историю своего Отечества. И осмыслить тот факт, что осенью 1480 года произошло самое важное ее событие – родилась Россия, наша страна, сильная верой в победу добра. В этом также мы видим свою цель или, иными словами, миссию Свято-Тихоновой пустыни.
Монумент, который Вы назвали одним из объединяющих символов для Российского государства и Русской Церкви, тоже призван сыграть позитивную роль в этом процессе. Отче, от Ваших помощников и духовных чад довелось услышать, что Вы генерируете идеи и смело беретесь за их воплощение, не переживая из-за отсутствия средств. Говорите: «Помолимся Господу!» Или: «Сама Царица Небесная построит». И всё чудесным образом устраивается. Так и с памятником было?
Острый вопрос отцу-наместнику о границах общения с внешним миром
Отец Тихон, Вам, наверное, задавали вопрос: зачем монастырю эти дополнительные, причем добровольно взятые на себя хлопоты? Монастырь возрожден из руин, возвращено благолепие церквям, заново выстроены снесенные храмы, и теперь, казалось бы, можно резко сократить общение с внешним миром, уединиться, направить все силы на молитву, ради чего братия находится в обители.
И в качестве такой масштабной идеи-цели Вы выбрали создание Музейного комплекса во Владимирском скиту, куда теперь приезжают отовсюду?
Вымоленные люди
Приблизиться к тому событию, связать его с днем сегодняшним помогают и исторически выверенные видео-фильмы Калужской телерадиокомпании «Ника», с помощью емких образов передающие дыхание той эпохи. Не менее интересны фильмы о возрождении Свято-Тихоновой пустыни, знакомясь с которыми, понимаешь, насколько корреспонденты и операторы местной телерадиокомпании прониклись темой и полюбили обитель. Батюшка, как родилось это плодотворное сотрудничество? И второй вопрос: как удается привлекать в монастырь на некие должности для мирян людей высокопрофессиональных и глубоко верующих?
Что касается подбора людей, это, конечно, Промысл Божий. Проблема с кадрами, полагаю, для многих современных обителей актуальна. У нас если кто-то уходит с ответственной должности в монастыре, мы сразу начинаем дерзновенно молиться: «Господи, пошли на это место человека! Сам его избери, укажи нам!» Иногда молиться приходится подолгу – месяцами. Поэтому о многих наших соработниках и сотрудниках можно сказать: они вымоленные. Об установлении доверительных творческих отношений с калужскими журналистами мы с братией молились несколько лет. Было грустно, что монастырь создал диораму «Великое стояние на реке Угре» (к слову, первую в истории Русской Православной Церкви, которая является ее собственностью), но мало кто знал как о самом музее, так и о том святом месте, где произошло рождение Московского государства благодаря заступничеству Божией Матери через Владимирскую Ее икону. В отношении диорамы у меня возникло горестное сравнение: вот накрыт богатый стол, на нем прекрасные разнообразные блюда, приготовленные искусными поварами, а гостей нет. Не едут гости! Не знают сюда дороги! И Господь послал нам творческих людей из Калужской ТРК «Ника», которые сердцем почувствовали, что это их дело – привлечь внимание россиян к этой теме, воодушевить их теми судьбоносными для России событиями. «Просите, и дано будет вам. » (Мф. 7,7). Что мы и делаем. Просим и надеемся.
По благословению наместника обители архимандрита Тихона я побеседовала с некоторыми из тех, кто, включившись по воле Божией в процесс увековечивания исторической памяти на Калужской земле, душой прирос к Свято-Тихоновой пустыни. Приведу небольшие фрагменты тех увлекательных бесед:
Ольга Лареева, экскурсовод диорамы «Великое стояние на Угре»:
За неполные три года наш Музей-диораму посетило более 80 тысяч человек. Конечно, хочется, чтобы здесь было бы гораздо больше молодежи – студентов, воинов. Чаще всего люди приезжают семьями. Это тоже радость – видеть родителей с детьми. Причем география настолько широкая, что диву даешься. Не обделены мы вниманием и калужан. Вообще наряду с нашей Калужской телерадиокомпанией «Ника» очень здорово, на мой взгляд, работает «сарафанное радио». Паломники и туристы, возвращаясь к себе домой – будь то Калининград или Владивосток, Сочи или Симферополь, Мурманск или Архангельск, рассказывают об этой достопримечательности Золотого кольца России своей родне, знакомым. И вот уже другие семьи из тех краев к нам приезжают. А для многих наших земляков привезти сюда своих гостей – внутренняя потребность, дело чести.
Полина Гридасова, архитектор монастыря:
Памятник Великому Московскому князю Ивану III привезли из Санкт-Петербурга сюда в прошлом месяце, 12 июня. Вначале мы посчитали чистым совпадением то, что прибыл он к нам именно в тот день, когда в стране празднуется День России. Но потом увидели в этом глубокий смысл. И когда бронзовый монумент встал здесь, с южной стороны у входа в монастырский скит, у меня появилось чувство, что он совершенно одушевлен. Эта одушевленность меня просто потрясла! Безусловно, огромную роль в таком восприятии сыграло мастерство скульптора. Кроме того, были некоторые моменты во время изготовления памятника, когда я поняла, что Иван Великий стал участвовать в нашей жизни. Причем в очень личных вопросах. И теперь я думаю: он не прославлен Церковью как святой, но, с другой стороны, видимо, на каких-то драматических этапах истории он сделал очень серьезные и правильные шаги (полагаю, это касалось послушания Церкви), и у Господа он прославлен. А нам Господь судил прославлять Собирателя земли Русской спустя пять с лишним веков.
Николай Анциферов, скульптор из Санкт-Петербурга, автор проекта памятника Ивану III, работавший над ним в соавторстве со своим учителем – архитектором Виктором Энгельке:
В моей жизни это был первый монастырский заказ. Ранее я делал памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам, но по заказу губернатора Ульяновской области. Тот монумент установили перед зданием Ульяновского государственного университета. Что касается памятника Ивану III, одна из сложностей заключалась в том, что Иван Васильевич все минувшие века находился в тени своего знаменитого внука Ивана Грозного. Имелось минимальное количество его графических изображений и два скульптурных – на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Два года шел только сбор материала, высветившего в итоге, какая это была значимая и знаковая личность в истории и насколько важны для нас, сегодняшних, уроки того времени, объединившего русских людей – власть, народ, Церковь – перед лицом грозного противника. Особо хочу отметить важный для меня лично и для всех, кто трудился над памятником, момент. Со стороны монастыря и, в частности, его наместника отца Тихона мы увидели полное доверие к себе как к профессионалам. А в таких случаях и работать легко, и результат появляется. Нельзя было не почувствовать, как придает сил, окрыляет молитва братии, прихожан и многих верующих людей, душой болеющих за воплощение этого проекта в жизнь.
Фотограф: Владимир Ходаков
Архимандрит Тихон (Завьялов)
Беседовала Нина Ставицкая
Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила название «Калужская». Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел.
Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. Татарские погромы и литовские разорения не оставили древних письменных памятников, современных преподобному Тихону. Известно только, что до разорения в обители были Успенский собор с приделом в честь святителя Николая Чудотворца и храм в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжен. В первой половине XVII в. обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1684 г. Тихонова пустынь была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 г. стала независимым заштатным монастырем. В 1784 г. в ней был введен общежительный устав.
В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову Пустынь преподобный Макарий Оптинский. Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (†25 июня/8 июля 1884 г.). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона.
В начале XX в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту –– в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери.
Возрождение обители началось в 1991 г., когда 15 апреля решением Облисполкома № 133 Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был основан скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С лета того же года началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. Руководство работами было поручено клирику Свято-Георгиевского кафедрального собора г. Калуги протодиакону Владимиру Карельскому. 21 марта 1992 г. архиепископом Калужским Климентом было освящено основание храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и там регулярно стали совершаться водосвятные молебны. В обители снова стала возноситься молитва, возрождаться духовная жизнь. С 1993 г. ведется поэтапная передача монастырских зданий. 5 ноября 1993 г. в братию Тихоновой пустыни из Свято-Пафнутиева Боровского монастыря был переведен иеромонах Тихон (Завьялов), которому было поручено ведение восстановительных работ в монастыре и строительство в скиту «Живоносный Источник». С 1995 г. на него возложено исполнение обязанностей наместника.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Собор был изначально построен и освящён на территории монастыря в конце XVII века на месте прежнего Трёхсвятительского храма, где были сокрыты под спудом мощи преподобного Тихона Калужского.
В 30-х годах XIX века к храму была пристроена трапезная часть в стиле классицизма, и в ней устроены два придела.
В течении XVIII и XIX веков храм перестраивался и расширялся. Была пристроена трапезная часть, устроены приделы во имя Николая Чудотворца, свт. Тихона Амафунтского,.
В 80-х годах XIX века на прежнем месте был заново выстроен уже трехпрестольный собор в русско-византийском стиле, с сохранением старой трапезной части с двумя приделами. Собор стал таким образом пятипрестольным. В конце XIX-начале ХХ веков под трапезной частью был устроен подземный храм-усыпальница Шепелевых. В 30-годы ХХ века Преображенский собор был разрушен, и все шесть имевшихся в нём престолов – утрачены.
Новый каменный пятикупольный собор, построенный к лету 2005 года в русско-византийском стиле по крестово-купольной схеме, имеет два храма: нижний (полуподземный) во имя прп. Тихона Калужского и верхний в честь Преображения Господня. Летом 2006 года были завершены все отделочные работы в нижнем храме собора, установлен басменный иконостас. 29 июня 2006 года освящена новая резная позолоченная рака над мощами преподобного Тихона Калужского. 28 августа, в праздник Успения Божией Матери, митрополитом Калужским Боровским Климентом был совершен чин освящения храма во имя прп. Тихона Калужского и отслужена первая праздничная Божественная литургия.
28 августа 2009 года митрополитом Калужским и Боровским было совершено освящение верхнего храма собора – в честь Преображения Господня – с двумя боковыми приделами: южным в честь иконы Божией Матери «Иверская» и северным во имя «Собора преподобных Оптинских старцев».
С 2013 по 2016 годы верхний храм Преображенского собора был расписан русскими мастерами в византийском стиле. Духовная сила и художественное мастерство росписи создают пронизанное золотым светом пространство библейких образов, атмосферу напряженной и радостной молитвы.
В храме совершаются богослужения во все времена года. По будним дням в нижнем храме – во имя преподобного Тихона Калужского, – ежедневно совершаются утренние молитвы, полунощница и братский молебен перед ракой над мощами прп Тихона Калужского, в течение дня также служатся молебны и панихиды, один раз в неделю совершается Божественная литургия. В престольный праздник монастыря 28 и 29 июня в Нижнем храме служится молебен с акафистом и совершается ранняя Божественная литургия.
В верхнем Преображенском храме вечерние богослужения и Божественная литургия совершаются по будним дням попеременно с Никольским храмом, а также в дни празднования престолов собора – Преображения Господня, иконы Божией Матери «Иверская» и преподобных Оптинских старцев.
Внутреннее убранство Нижнего храма – деревянный иконостас, покрытый листовой басмой, с установленными писаными иконами, отдельно стоящая резная позолоченная рака над мощами преподобного Тихона, деревянный клирос, резные киоты с иконами, кованые светильники (три хоруса и бра). Внутреннее убранство Верхнего храма – три деревянных резных иконостаса (центральный трехъярусный из кипариса, в боковых приделах из липы) с писаными иконами, деревянный клирос, резные киоты с иконами, позолоченные паникадила и бра.