икона казанской божьей матери какого числа празднование
День иконы Казанской Божией Матери: как отмечают и что запрещается делать
4 ноября 2021 года православные верующие отмечают День Казанской иконы Богородицы, которая помогала русским воинам защищать Отечество.
Фото © ТАСС / Василий Кузьмичёнок
В православных храмах в этот день проводят праздничные богослужения, а накануне — великую вечерню. Сразу два праздника, посвященных Казанской иконе Божией Матери, отмечают верующие — первый 21 июля, второй — 4 ноября. И если летнее празднование приурочено ко дню чудесного обретения образа в Казани в 1579 году, когда в уничтоженном пожаром городе была найдена нетронутая огнём икона, то второй — осенний — церковь установила в честь освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году.
Мозаичная Казанская икона Божией Матери на ограде храма Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. Фото © ТАСС / Ирина Дмитриева
Русское ополчение всю ночь молилось перед святыней накануне решающего сражения. Считается, что благодаря помощи Богородицы 4 ноября 1612 года удалось освободить Москву от польских интервентов. После этого князь Пожарский построил на Красной площади храм Казанской иконы. Почти 300 лет там хранился список чудотворной иконы. В настоящее время он находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.
Как празднуют День иконы Казанской Божией Матери
Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва).
Православные почитают икону Казанской Богоматери как заступницу от бед. Ей молятся те, кто нуждается в помощи и поддержке. Издревле на Руси Богородица считалась покровительницей незамужних девушек. Поэтому 4 ноября часто играли свадьбы. Праздник сулил новобрачным счастье, взаимопонимание. Для этого во время венчания невесте давали подержать икону Казанской Божией Матери. В ранней дохристианской традиции на Руси этот день был посвящён молодым незамужним девушкам.
Фото © ТАСС / Василий Кузьмичёнок
Во время праздника иконы Казанской Божией Матери всегда открывались осенние сельские ярмарки. В храмах было принято молиться о здоровье родных и детей. Девушки просили чудотворный образ о скором и счастливом замужестве. Было принято свататься 4 ноября. Дома готовили много вкусных блюд.
Казанская осенняя — была ещё и временем расчётов за выполнение строительных работ. 4 ноября было принято рассчитываться с наёмными работниками. Также в этот день проветривали подвалы и кладовки, подпаливали можжевельник и окуривали им помещение. Считалось, что после такого обряда запасы будут храниться дольше и не потеряют свою первоначальную свежесть.
Этот день на Руси считается переломным. Поскольку после него в свои права вступает зима. О том, насколько суровым будет предстоящее время года, люди узнавали по приметам. Например, если в этом году был очень богатый урожай, значит, зима будет холодной.
Что запрещалось делать 4 ноября
В этот день запрещено ссориться, негативно мыслить. Важно преодолеть разногласия, не поддаваться конфликтам. Нельзя также прибираться в доме, стирать бельё, мыть полы, заниматься мелким ремонтом. Не советуют совершать дальние поездки, так как обратный путь может оказаться трудным. Нельзя заниматься тяжёлой работой.
День Казанской иконы Божией Матери: что можно и нельзя делать 4 ноября
В этот день с давних пор старались сыграть свадьбу, искали суженого, но не решались на дальние поездки.
Фото: ТАСС / Артем Геодакян
Православные христиане отмечают праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. С давних пор она считалась чудотворной и одной из самых почитаемых.
Как вспоминал патриарх Гермоген, обретение иконы состоялось в 1579 году после пожара в Казани. Тогда бедствие уничтожило часть города. Первым загорелся дом купца Онучина. Позже его дочери, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица и велела откопать ее икону на пепелище родного дома.
Когда сон Матроны повторился трижды, горожане вняли ее словам и начали рыть. На указанном месте они нашли нетронутую пожаром икону удивительной красоты. Позже там построили Богородицкий девичий монастырь, а Матрона под именем имя Мавры стала его первой монахиней.
Что можно и нельзя делать 4 ноября
Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году: 21 июля — в память явления иконы и 4 ноября — в благодарность за избавление страны от нашествия поляков в 1612 году. Второй день в народе называют Осенней Казанской или Бабьей заступницей.
На Руси с этого дня ожидали наступления настоящих зимних холодов. Крестьяне верили: если осенью был хороший урожай, зима будет суровой.
В этот же день старались сыграть свадьбу. Считалось, что тогда у пары сложится счастливая семейная жизнь. А девушки, которым еще не довелось встретить суженого, устраивали гадания и просили об этом пресвятую Владычицу — отсюда и второе название праздника. При этом 4 ноября предки опасались отправляться в дальние поездки, чтобы избежать несчастья в дороге, пишет «Утро.ру»
В праздник не запрещается работать, но почитающим святой образ вместо труда и домашних дел рекомендуется пойти в церковь. Также верующим не советуют ссориться, плакать, грустить или жалеть о прошлом. Вместо этого лучше пригласить к домашнему столу друзей и близких.
Икона Богородицы Казанская
Празднование
История
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.) [1]
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
Избавление Москвы и России от поляков в 1612 г. [2]
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите. везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
День иконы Казанской Божьей Матери 4 ноября 2021 года: что можно и чего нельзя делать верующим в этот день
Казанская икона Божьей Матери – один из самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы. Именно Казанский образ преподносили крестившемуся после Таинства Крещения. И над кроваткой ребёнка принято было вешать Казанскую икону Богородицы. История, запреты и молитвы на 4 ноября – в материале Сиб.фм.
Казанскую икону не спутаешь с другими изображениями Богородицы. Её иконографический тип уникален: Богородица изображена лицом к зрителю, по плечи, голова чуть наклонена в сторону младенца Христа, который восседает на её руке. А Христос смотрит не на Деву Марию, а на зрителя.
«Казанская» – так в народе любя сокращали полное название иконы – сопровождала верующего от рождения до последнего вздоха. Казанской благословляли роженицу и младенца. И над кроваткой ребёнка принято было вешать Казанскую икону Богородицы – в защиту от духовных и физических недугов. Казанскую дарили молодожёнам во время венчания: во охранение семьи. К Казанскому образу Божьей Матери обращались с молитвой, когда просили исцеления от болезней. Её брали с собой в путешествия.
История
Иконе Казанской Божьей Матери в православии посвящены два праздника. Обретение иконы произошло в 1579 году, когда на пожарище в Казани десятилетняя Матрона нашла не тронутый огнём лик. Событие случилось 8 июля – по старому стилю. По новому – 21 июля.
И в 1612 году перед решающим штурмом Москвы ополчение во главе с Мининым и Пожарским всю ночь молилось перед найденным в Казани образом. Именно Божьей Матери верующие приписывают помощь русскому войску, вошедшему в столицу 4 ноября.
В 2005 году Россия впервые отметила День народного единства, и он был приурочен к дате празднования осенней Казанской иконы Божьей Матери.
Запреты
В праздничный день были категорически запрещены ссоры и конфликты. Нельзя гневаться, ругаться, сквернословить, чтобы не обидеть Мать Христа. На Осеннюю Казанскую запрещено отправляться в путешествие, в противном случае дорога домой будет очень долгой. Лучше отложить на потом любые дела, отвлекающие от молитвы и богосозерцания, даже если они кажутся срочными. А вот милосердие и помощь ближнему всегда будут уместными.
Важно знать, о чём просить с помощью молитв у Пресвятой Казанской Богородицы. Прихожане обращаются к ней в случаях: телесных увечий и всякой хворобы; душевной тревоги и смуты; скорби и печали; житейских невзгод.
Сильные молитвы перед иконой Казанской Божьей Матери
Тропарь, глас 4
Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, и содействуешь спасению всех, под мощный Твой покров прибегающих. Всех нас защити, о Госпожа, Царица и Владычица, пребывающих в напастях, и скорбях, и болезнях, обремененных грехами многими, предстоящих и молящихся Тебе с умиленною душою и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и имеющих твердую надежду в Тебе на избавление от всех зол. Всем полезное даруй и всех спаси, Богородица Дева, ибо Ты – Божественный покров рабам Твоим.
Кондак, глас 8
Прибегнем, люди, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; поспешим на молитву и подвигнемся на покаяние: ибо источает нам неоскудевающие милости Пречистая Богородица, спешит на помощь и избавляет от великих бед и зол благочестивых и богобоязненных рабов Своих.
Молитва
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Напомним, ранее Сиб.фм рассказывал о праздниках Успения и Покрова Пресвятой Богородицы.
Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости: