икона книжкой богородицы и христа

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа

Удивительные и редкие образы Царицы Небесной

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа

В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.

2. «Защитница сирых и оставленных»

На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.

Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.

3. «Милосердия двери»

В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.

4. «Благодатное Небо»

Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.

5. «Благоуханный цвет»

Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.

Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.

Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.

В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.

Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.

Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.

12. “Непроходимая дверь”

13. “О тебе радуется”

Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.

15. “Помощница в родах”

Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.

Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.

На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.

Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.

Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.

20. “Спорительница хлебов”

В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.

На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.

Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.

Источник

Значение иконы Святое семейство и в чем помогает образ, текст молитвы

На иконе «Святое семейство» изображены: Иосиф, Пречистая Дева Мария и юный Иисус Христос. От образа веет теплом и умиротворением. Богоматерь и праведник Иосиф символизируют нерушимый союз, где нет места раздорам, высший смысл которого – защита и воспитание Мессии. Верующие просят у святых родителей мира, любви, согласия в семье, мольбы у Сына Божия каждому по его потребностям.

История происхождения

Оригинал изображения попал в Россию в 18 веке из Италии. Привез его дворянин, обучавшийся в Италии морскому делу по приказу Петра I. Молодой человек был впечатлен картиной Рафаэля «Святое семейство» и приобрел похожую копию. По возвращении домой он отдал ее на хранение родственнику.

Легенда гласит, что хозяин картины вскоре умер, а новый обладатель списка с картины великого итальянца передал его в Троицкую церковь на Покровке в Москве. Икона была размещена в притворе. Некоторое время была не замечена верующими. В Троицкой церкви имеется еще одно подобное изображение: икона «Трех радостей», также привезенная из Италии. Отличие образов заключается в том, что икона «Святое семейство» признается верующими, но не признается церковью. Причина – несоответствие изображения библейскому содержанию. Икона «Трех радостей» относится к каноническим.

Чудодейственное свойство образа «Святое семейство» проявилось спустя 40 лет после ее обретения церковью. Одна женщина молила Богородицу избавить от несправедливых оговоров мужа и сына и вернуть имущество. Во сне она получила от нее повеление найти икону «Святое семейство» и ей молиться. В скором времени прошения несчастной были выполнены. Слух о чуде разошелся по Москве, а затем и по всей России. С этого времени к иконе «Святое семейство» установилось паломничество.

Отношение Русской Православной церкви к образу «Святое семейство», как к лжеиконе, объясняется композиционным построением и содержанием, больше напоминающим картину. По Священному Писанию, Иосиф был преклонного возраста, около 100 лет, а Дева Мария – юной 15-летней девушкой. На иконе «Святое семейство» изображены близкие по возрасту Иосиф и Мария.

Католические иконы допускают более вольную интерпретацию библейских историй. Картины великих итальянских художников (Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи) на библейские сюжеты нашли отражение в святых образах.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа

Икона «Святое семейство» имеет наибольшее почитание в Израиле, среди иудеев. Туристы и паломники, посещающие Иерусалим, привозят копии для домашних иконостасов.

Описание и значение в православии

На иконе «Святое семейство» изображены: Иосиф, Дева Мария и Иисус в младенчестве. Пречистая Дева склонила голову на плечо Иосифа, который, приобнимая, положил правую руку на ее плечо. Рука Богородицы лежит в Руке Иосифа. Младенец Иисус правой рукой делает благословляющий жест, а левую присоединяет к ладоням матери и названного отца.

Икона вызывает теплые чувства. Яркие образы служат олицетворением заботы, взаимопонимания в семье. В изображении передается роль Иосифа, как защитника в земной жизни Божьей Матери и маленького Мессии. Дева Мария – его верная спутница и любящая мать. Фигуры взрослых на иконе означают надежный барьер, ограждающий маленького Спасителя от беды и злых людей.

Понять глубину и чистоту взаимоотношений между Божьей Матерью и Иосифом можно, только зная Священное Писание. В библейском тексте сказано, что Иосиф был обручен с Девой Марией, но не обвенчан. Они не были супругами. По законам того времени, женщина должна была жить рядом с мужчиной: мужем или сыном. Иосиф давал Богородице защиту от сплетен и гонений, обеспечивая их потребности своим трудом, сохраняя почтительное отношение и дистанцию. О необходимости такой защиты свидетельствует Священное Писание.

В Евангелии от Матфея говорится, что после обручения Иосиф узнал о беременности нареченной и хотел «отпустить ее», чтобы избежать позора для себя и Марии. Явившийся ему во сне архангел Гавриил сказал, чтобы он принял Марию, как жену свою, ибо она безгрешна перед ним. Родится Сын от Духа Святого, Спаситель людей от грехов их. Иосиф-плотник «принял жену свою и не знал Ее».

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа

Тайну непорочного зачатия знали супруги и священники храма, где воспитывалась Мария с трехлетнего возраста и дала обет безбрачия. Для людей, в том числе детей Иосифа от первого брака, он был родным отцом Иисуса. Сомнений в этом не могло возникнуть, так как Иосиф любил Иисуса и относился к нему, как к собственному сыну.

После его смерти опорой для Богородицы и юного Иисуса стал Иаков, сын Иосифа от первого брака. Став совершеннолетним, принял на себя такую обязанность Иисус. Христос, распятый на кресте, сказал апостолу Иоанну Зеведееву, что отныне он станет сыном Богородицы и будет заботиться о ней. С такими же словами он обратился к матери.

Православный канон не допускает отклонений по форме и сюжету в изображении святых, Богородицы, праведников, Иисуса Христа. На иконе «Святое семейство» Иосиф касается Богоматери, взгляд устремлен не на Сына Божьего, а вдаль, что искажает и преувеличивает его роль в семье.

На иконе «Трех радостей», канонизированной православной церковью, подобных нарушений нет. На первом плане изображены Божья Матерь и маленький Иисус, за ее спиной – Иосиф и юный Иоанн Креститель, троюродный брат Христа по матери. На некоторых списках бывают изображены блаженная Елизавета, ее муж Захарий, мать Богородицы, Анна.

Сходство изображений по содержанию сделало иконы равнозначными для верующих. Образ «Трех радостей» иногда называют «Святым семейством». Молитвенные обращения не имеют различия, совпадает день поминовения. Какой именно иконе помолиться – выбор верующего.

Где можно найти оригинал и списки

Оригинал иконы в 30-е годы прошлого века был безвозвратно утерян.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа

В храме Святой Троицы находится ее список. Других мест в России, где бы можно было помолиться Богородице, Спасителю и Иосифу, нет. Причина – в отсутствии канонизации. Возможность приобрести копию изображения имеют паломники или туристы в Иерусалиме.

О чем можно просить перед образом

Изображение на иконе красноречиво дает понять, о чем можно молиться. «Святое семейство» – это символ крепости уз, связывающих мужчину и женщину, их ответственности друг перед другом и ребенком.

Верующие обращаются к образу, если есть проблемы в семье:

Просят у священного образа помощи, чтобы встретить достойного спутника/спутницу в жизни. Молитвенные обращения помогают для защиты чести и достоинства близких и родных людей, разрешения финансовых проблем.

При этом надо помнить, что церковь не признает гражданские браки. Не имеет смысла молиться о сохранении таких отношений или разрушении чужого брачного союза.

В домашнем иконостасе иконе следует молиться в соответствии с установленными церковными правилами. Образ должен находиться в углу, ориентированным на восток, ниже икон с изображениями Господа, Троицы, Богоматери, святых.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа

Перед молитвой следует исповедоваться у батюшки, очистить душу и мысли от зависти, злобы. У образа зажигают свечку, освященную в церкви. Текст прошения следует выучить наизусть. Помолившись, трижды крестятся, поясно кланяются и целуют икону. Свечку оставляют гореть, пока не потухнет сама.

Почитание

День празднования иконы «Святое семейство» приходится на следующий день после Рождества Христова – 8 января по григорианскому стилю. В этот день почитают и икону Божией Матери «Трех радостей».

Тексты

Святому образу возносят молитвы, по содержанию аналогичные обращению к иконе Божией Матери «Трех радостей».

Молитва

О, Пресвятая Дева, Мать блаженнейшего Сына, и всеблагой обручник Иосиф, заступники и ходатаи всех христиан! Услышьте наши молитвы, умолите Сына Вашего и Бога нашего Иисуса Христа, да дарует каждому по его потребностям: грешникам даст действенное вразумление, исправление и спасение, находящимся в бедах и скорбях – помощь и утешение, озлобленным – умягчение сердец, малодушным – терпение и надежду, живущим в радостях и процветании – постоянную благодарность Господу, больным – исцеление. О, святые Родители божественного Сына, будьте милосердны ко всем, почитающим Вас, и свите нам всем мощный покров вашего заступничества от врагов видимых и невидимых. Утвердите в любви, верности и единомыслии пребывающих в супружестве, детей воспитайте, юношеству даруйте целомудрие и откройте их умы к восприятию учения. Оградите от домашних ссор родственников и наградите их миром. Всем нам подайте друг ко другу любовь, согласие и понимание, благочестие и долгие дни жизни в хорошем здравии. Мы же, обретя в Вас прочных предстателей и ходатаев, возблагодарим и вместе с вами прославим Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Во веки веков! Аминь!

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.

Источник

Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями

Проблемы современного иконопочитания. Часть 6

В завершение предыдущих публикаций на указанную тему авторы суммируют сказанное в виде кратких рекомендаций по благочестивому обращению со священными изображениями. Сами рекомендации были подробно (с примерами) разобраны ранее. Рекомендациям предшествует краткий теоретический очерк, в котором приводится анализ текущей ситуации, а также догматическое и богословское обоснование предлагаемых рекомендаций. В завершение перечисляются необходимые меры по противодействию профанации священного.

I. Актуальные проблемы
современного иконопочитания

Иконы (священное изображения) – это произведения искусства, имеющие публичный характер. Иконы в наглядной, образной форме выражают православное вероучение и тем самым несут в мир весть о Христе. Поэтому иконы имеют огромное миссионерское значение, особенно в наше время примата визуальной информации над всеми другими ее видами. Однако бытование священных изображений в публичном пространстве порождает и свои проблемы, которые требуют решения.

Бытование священных изображений в публичном пространстве порождает проблемы, которые требуют решения

В настоящее время многие производители товаров, предназначенных для православных верующих, при изготовлении своей продукции используют священные изображения для оформления как предметов церковного обихода, так и бытовых предметов: книг, журналов, газет, календарей, закладок, обложек аудио- и видеодисков, алкогольной продукции, сумок, рушников, салфеток, одежды, посуды, постельного белья, ковров, сувениров, ювелирных украшений, бижутерии и т. п.

Как к этому следует относиться, с точки зрения Православного вероучения и церковного Предания?

Догмат иконопочитания

В первую очередь следует вспомнить ту непреложную истину, что церковное искусство всегда имело и должно иметь догматический и литургический характер, не допускающий произвольных сюжетов, образов, смыслов, не соответствующих Священному Писанию, Священному и церковному Преданию, догматическому учению Церкви, литургической (богослужебной) практике, живому опыту духовной жизни, имеющему рецепцию Церкви.

Напоминаем, что в определении VII Вселенского Собора (787 г.), утвердившего догмат иконопочитания, говорится:

Из соборного определения следует, что священные изображения должны

Вселенский Собор устанавливает, что священные изображения предназначены для возведения человеческого ума от образа, изображенного на иконе, фреске, росписи, мозаике, выраженного в скульптурной форме, в виде рельефа и т.п., к первообразу – Самому Господу Иисусу Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим. Честь, воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней. А это означает, что любые преднамеренные оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.

Преподобный Феодор Студит († 826), продолживший после Собора исповедническую борьбу за иконопочитание, глубоко раскрыл соборное учение. Святой отец, в частности, говорил:

В отношении икон (образов) святые отцы – Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др. – употребляли наименования самих первообразов, изображенных на них, пишет игумен Студийский.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Монета с изображением императора Константина V Копронима

Священные изображения в Православии

Относительно использования на бытовых предметах священных изображений часто можно услышать возражение, что последние таковыми не являются, поскольку не освящены в храме священником, т.е. над ними не совершался чин освящения с окроплением святой водой согласно Требнику, как это положено для икон в Русской Православной Церкви. Однако изначально в Церкви не было никакого особого чина освящения икон. Он появился довольно поздно и фактически является простым признанием данного изображения каноничным, не противоречащим православному вероучению, благословением Церкви в лице ее священнослужителя на использование данного изображения в качестве святого образа, или иконы.

Так, возражая иконоборцам, утверждавшим, что иконы являются обыкновенными вещами, поскольку не имеют освящающей их молитвы, VII Вселенский Собор утвердил:

«Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати».

Таким предметом является и Животворящий Крест, даже напечатление которого в воздухе прогоняет демонов.

Поэтому благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные.

Благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные

Священные изображения самим фактом явления нам Божественного, небесного относятся к области сакрального, отделяясь от изображения всего обыденного, временного, мирского – профанного. При этом образы Господа Нашего Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых становятся священными не через какой-то специальный чин освящения, а только самим фактом их изображения, по тождеству ипостаси (лица) изображенного и изображаемого.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Иисус Христос. Мозаика

Для большинства культур необходимость разграничения между священным и профанным очевидна и необходима

VII Вселенский Собор также назначает строгое наказание за бытовое употребление священных евхаристических сосудов: духовенство извергается из сана, а монашествующие и миряне отлучаются от общения (т. е. от Причастия). Но священные изображения, по мысли отцов Собора, – это не просто область сакрального. Они занимают в нем совершенно особое место: почитаются наравне с Крестом и Евангелием, которые, в отличие от богослужебных сосудов, находятся в личном пользовании практически каждого христианина. Поэтому каждый человек ответственен за надлежащее с ними обращение.

Св. Феодор Студит подтверждает:

Мы не поклоняемся евхаристическим сосудам или чему-либо подобному самим по себе (без Святых Даров, в них содержащихся), но иконам, носящим на себе образы Христа, Богородицы и святых, воздается особое религиозное поклонение и почитание в виде лобызания, каждения и т. д. Поэтому профанация священных изображений – неблагоговейное, неблагочестивое их употребление кем бы то ни было – в духовном смысле является проступком большим, чем простая профанация евхаристических сосудов.

Дореволюционные гражданские законы в защиту святынь, основываясь на церковных правилах, прямо запрещали профанное употребление священных изображений:

Профанация священного в современном российском обществе

В VIII веке одной из причин возникновения иконоборчества стала реакция на распространившееся среди христиан избыточное и профанное использование священных образов, отягченное суевериями и пережитками до конца не изжитого язычества.

В конце XX – начале XXI веков, после снятия жестких запретов государственного атеизма на Церковь и ее участие в жизни российского общества, иконы и священные изображения как атрибуты православной веры покинули литургическое пространство храмов и заполнили публичное пространство, к сожалению, не всегда оправданно. Икона, святой образ из предмета сакрального и церковного искусства, из принадлежности храма по преимуществу, из большой редкости и ценности, из святыни стала быстро превращаться в обычный артефакт, в нечто обыденное и потому профанное, что противоречит ее назначению.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Матрешки с иконами

Одно из предназначений иконы как священного образа состоит в том, чтобы являть человеку священное и, освящая профанное пространство его жизни, приобщать его к священному. Например, привнесение иконы из литургического пространства православного храма в наше жилище должно освятить наш дом, создать пусть ограниченное, но освященное место для нашей домашней духовной жизни – молитвы в первую очередь. Однако распространившаяся порочная практика бездумного соединения священных образов с профанными вещами приводит к обратному эффекту – обмирщению священного, профанированию сакрального образа.

Сегодня проблема профанирования священных образов существенно обострилась вследствие ничем и никем нерегулируемого массового их тиражирования с помощью современных технологий. Эта ситуация усугубляется утратой значительной частью общества культуры обращения как со значимыми гражданскими ценностями и особо почитаемыми символами, так и с религиозными святынями, а также отсутствием уважения к религиозным чувствам своих сограждан.

Священные изображения на обыденных изделиях и товарах для православных верующих используются не по своему прямому назначению, т.е. для религиозного поклонения и воздаяния им должной чести, а как элементы «фирменного стиля», декоративного оформления товара или его упаковки. К сожалению, на первое место здесь выходит не почитание священного образа, а употребление его как элемента торгового знака, бренда, призванного привлечь внимание православно-ориентированных покупателей, паломников, туристов и т. п. Набор свечей или плитка шоколада с изображением на упаковке иконы или храма – это то внешнее оформление товара, которое сообщает ему уникальную добавленную стоимость, а несведущие покупатели готовы за это платить.

Профанация священного в целях привлечения внимания покупателей также проявляет себя и в другом. Браслет с иконами, обложка для документов с Крестом – это обозначение не только религиозного бренда или православной самоидентификации потребителя, это ещё и то, что якобы может дать обладателю подобных вещей некую дополнительную духовную защиту, стать своего рода «православным оберегом». Но глубоко ошибается тот человек, который желает получать от Бога защиту и благодеяние через профанацию священных изображений. И Божье долготерпение здесь нельзя возводить в одобрение этого печального явления.

Глубоко ошибается тот человек, который желает получать от Бога защиту через профанацию священных изображений

Широкое распространение и востребованность указанной продукции свидетельствуют об утрате значительной частью народа чувства священного и благоговения перед ним. Наметилась опасная тенденция к стиранию границы между священным и мирским, различение которых составляет основу подлинной религиозности. Сложившаяся ситуация начинает восприниматься многими верующими и обществом в целом как одобрение подобной практики священноначалием, церковными обычаями и канонами.

Однако еще в 2006-м г. Святейший Патриарх Алексий II говорил о проблеме неблагочестивого отношения к священным изображениям:

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Пасхально оформленные куриные яйца с наклейками в виде икон

По выражению прп. Феодора Студита,

Поэтому, раскрывая содержание догмата иконопочитания VII Вселенского Собора в отношении благоговейного почитания святых икон и следуя словам Святейшего Патриарха Алексия II, предлагаем свои рекомендации по благочестивому использованию священных изображений.

Подробно (с примерами) каждая из рекомендаций была рассмотрена в предыдущих наших публикациях. Здесь же все они сведены в кратко сформулированный перечень.

II. Рекомендации
по благочестивому обращению со священными изображениями

Цель рекомендаций – сформулировать норму иконопочитания в современном обществе, на основании Священного Предания, канонов Православной Церкви и святоотеческого наследия.

Актуализация и формулирование самих церковных канонов (правил), относящихся к современному иконопочитанию и обязательных для исполнения всеми членами Церкви, есть прерогатива её священноначалия и уполномоченных им органов и учреждений, на что разработчики данных рекомендаций никоим образом не претендуют и не посягают.

Поэтому конкретное содержание приводимых ниже рекомендаций может обсуждаться; на определенные частные детали и формулировки у читателей и экспертов могут быть другие взгляды. Однако важно, чтобы они были не голословны, но укоренены в подлинном церковном Предании, а не в ставших привычными ложных обычаях. При составлении рекомендаций авторы исходили из того, что об указанных выше давно наболевших проблемах необходимо не только говорить, донося до общества знания о благоговейном отношении к священным изображениям, но и предлагать способы их решения.

Под нормой иконопочитания в данной статье понимается использование священного изображения в соответствии с его предназначением, согласно догмату иконопочитания, принятому VII Вселенским Собором, а именно, для достижения таких целей, как:

Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку легко определить, соответствует ли она догмату иконопочитания и Преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные вещи, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т.п.

Данные рекомендации адресованы в первую очередь православным христианам: производителям товаров и услуг, их продавцам, покупателям – и тем, кто в своей жизни и деятельности соприкасается со священными изображениями: иконами, крестами, изображениями храмов. Однако рекомендации адресованы также и тем, кто, хотя и не является православным христианином, готов с благоговением отнестись к тому, что священно для Православия.

Далее под священными изображениями подразумеваются изображения священного: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

2.1. Следует отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового использования.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Одноразовые наклейки для пасхальных яиц со св. иконами

2.2. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать предметы (например, декоративного характера: ювелирные изделия, сувениры и др.), выполненные в виде священных изображений или те, на которые они нанесены, если характер использования таких священных изображений не соответствует норме и условиям иконопочитания и благочестивого отношения к священным изображениям.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Перстень с изображением вмц. Ирины

2.3. Недопустимо размещать священные изображения на упаковке товаров. Такие действия являются кощунством производителя упаковки.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Ладан в жестяной коробке с изображением Афонской иконы Божией Матери

2.4. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать предметы, выполненные в виде священных изображений или те, на которые они нанесены, если они являются произведениями низкого (вульгарного) художественного качества или грубо искажают иконописный канон.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Фигурки «ангелов» в церковной лавке рядом с православными иконами

2.5. Не соответствует правилам благоговейного иконопочитания практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видео- дисков.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Полки православного книжного магазина похожи на хаотичный «иконостас», в котором святые образы стоят и лежат в произвольном порядке

2.6. Публикация священных изображений в периодических изданиях (журналах, газетах, еженедельниках и т.п.) не соответствует норме иконопочитания.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Журнал «Божий мир» №5, 2016 г.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Журнал «Мiръ Божiй», №3, 1898 г.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Православная народная газета «Русь Державная» (бумажная версия). На снимке хорошо видно, как складка от сложения газеты искажает образ Божией Матери. Кроме того, на сгибе листа священное изображение истирается и пачкается. Края газетного листа обтрепаны и порваны, в результате чего святой образ оказывается в оскверняющей его профанирующей среде

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Православная газета г. Москвы в 2013-м г. получила «инновационное» оформление: заголовок, а также все рубрики и статьи «оптоволоконными кабелями» были подключены к древней, со следами повреждений, иконе Спасителя на первой странице

2.7. Публикация священных изображений в календарях различного типа (настенных, настольных, карманных, перекидных, отрывных и любых иных) не соответствует норме иконопочитания.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Настенный календарь на 2019 г. «Богословие иконы…» в развороте. При смене календарного месяца лист поднимается вверх, и все иконы будут перевернуты буквально вниз головой.

2.8. Неблагочестиво и недопустимо использовать священные изображения в качестве декоративных элементов в оформлении полиграфической продукции кратковременного характера использования: баннеры, православные книжки-раскраски, ежедневники, блокноты, различные бланки приглашений и уведомлений, рекламные проспекты, печатные программки мероприятий (конференций, концертов, собраний и т.п.), билеты, поздравительные открытки, этикетки и т. п.).

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Подобные раскраски предлагают многочисленные интернет-сайты

2.9. Церковным учреждениям, православным приходам и организациям рекомендуется осмотрительно и выборочно использовать священные изображения (Крест, образы Спасителя, Богородицы, ангелов, святых угодников Божиих, православных храмов) на канцелярских печатях, на официальных бланках в виде герба т. п. Недопустимо использовать священные образы в качестве элементов «фирменного стиля» документов, на визитных карточках и т.п.

2.10. Не следует использовать на продукции кратковременного бытового употребления государственные символы и иные знаки, если на них присутствуют священные изображения. Кроме того, недопустимо использовать знак Креста на рекламе и продукции медицинского и гигиенического предназначения, а также привносить в Крест чуждые ему элементы и символы (изображения змеи, рекламный текст и др.).

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Бумажный пакет с гербом РФ, на котором присутствуют символ христианства Крест

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Реклама аптечного пункта, в которой электронное панно выполнено в виде креста с бегущей светящейся строкой и медицинской эмблемой «змея, обвивающая чашу».

2.11. Священные изображения на любом носителе, в том числе в виртуальном (цифровом) пространстве, должны изготавливаться и использоваться с соблюдением благоговейного к ним отношения.

То же самое относится и к образам Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Рекламный баннер «Православного Интернет-магазина икон ручной работы». Рекламный и служебный тексты помещены поверх ликов Божией Матери и Богомладенца, что есть очевидное кощунство

2.12. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать иконы, если материалы из которых они изготовлены, не являются долговечными.

Иконы, в соответствии с определением VII Вселенского Собора, должны изготавливаться из надежных материалов: деревянных досок, смальты (для мозаик) и т. д. Бумажные и подобные им иконы со временем могут желтеть, пачкаться, отсыревать, сворачиваться и проч. Такие иконы желательно вставлять в застекленные рамки или хотя бы ламинировать.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Видны обтрепанные края бумажной иконы свт. Николая

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Бумажные иконы, вставленные в рамки под стекло. Источник: сайт «Страна мастеров»

2.13. Противоречит букве и духу догмата иконопочитания изготовление священных изображений из любых недолговечных материалов, в том числе из песка и льда.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Композиция из песка «Распятие с предстоящими» на выставке песчаных и ледяных скульптур

2.14. Неправильным и неблагочестивым является распространившийся обычай при посещении святых мест (часовен, купелей, мест подвигов святых угодников и т. д.) оставлять там «на память» какие-то святыни (как правило, маленькие дешевые иконы). Во-первых, это самочиние. Во-вторых, это небрежение к святым иконам, которые быстро приходят в негодность (пачкаются, отсыревают, коробятся и т. п.). Такие самочинные «иконостасы» выглядят неблагообразно и противоречат правилам иконопочитания. В-третьих, если человек не желает хранить у себя такую иконку, лучше принести и оставить ее в храме, где ее могут взять другие прихожане, или утилизировать самому благочестивым способом.

2.15. Мы ответственны за те священные изображения, которые находятся в нашем распоряжении, — размещать и хранить их необходимо должным, благочестивым образом.

Иконы и другие священные изображения должны храниться в приличных местах – на отдельных полках (примерно на уровне глаз или выше, но никак не ниже уровня пояса взрослого человека), не смешиваться с предметами бытового характера (фотографиями близких, посудой, предметами гигиены и т. д.). Сказанное относится и к сувенирным изображениям храмов, часовен, их макетам, моделям из конструктора и т.п.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа «Красный угол» в современном деревенском доме с традиционным православным благочестием. В правом углу между окнами на смежных стенах оформлен домашний иконостас с вертикальным расположением икон; под ним на столике, застланном цветастой скатертью, стоят только иконы и крестообразный подсвечник. Перед столиком на полу постелен чистый коврик. «Красный угол» как сакральная зона особо выделен легкой белой занавеской. Фотографии родных и близких висят в противоположном левом углу над телевизором. Помещение строго зонировано на область священного и мирского (профанного).

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Современный «городской дизайн» – привычный, но неблагочестивый: на нижней полке иконы небрежно стоят вперемежку с книгами. На верхней полке икона Спасителя стоит вплотную к большой фотографии (или картине), справа и слева от иконы Христа – роутер и аудиоколонки. В дополнение на полке небрежно подвешены еще три крестика. Сакральное не отделено от профанного. Духовный характер некоторых книг не исправляет ситуацию – ведь в храме богослужебные книги не стоят в иконостасе вперемежку с иконами, а сложены в особом месте.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Пример компактного домашнего иконостаса

2.16. Принципы размещения священных изображений на таких церковных предметах, как церковная мебель (сиденья, аналои, шкафы и т.п.), богослужебные облачения (саккос, фелонь, стихарь, епитрахиль, набедренник, палица, поручи и т.п.), священные предметы алтаря (жертвенник, престол), должны соответствовать правилу размещения священных изображений в православном храме – расположение их по высоте не ниже уровня пояса взрослого человека. Кроме того, священные изображения на облачениях не должны подвергаться переворачиванию вниз головой при действиях священно- и церковнослужителей (так происходит, например, при изображении ликов святых на поручах).

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Старинные деревянные аналои без священных изображений

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Аналой с иконой свт. Николая на передней стенке

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Аналой с изображением Голгофы на подножии

2.17. Правила торговли продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.) должны исключать возможность неблагоговейного отношения к ним:

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа В магазине крупные аналойные иконы расположены ниже колен покупателей. Россия

2.18. Не соответствует древней церковной традиции размещение на артосах изображения Христа, а на просфорах – образов Спасителя, Богородицы и святых.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Канонические просфоры: Крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария»)

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Для совершения литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со св. образами

2.19. Недопустимо использовать священные изображения, символы и знаки, а также образы священных предметов (Потир, наперсный или нательный крест, Библия, Евангелие и т.п.) при изготовлении съедобных предметов не богослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.).

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа «Торт на Крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией». Источник изображения и текста: сайт производителя

2.20. К текстам религиозного характера, а также к текстам, где упоминается имя Божие, имена Богородицы, ангелов, святых угодников, необходимо относиться с особым благоговением, где бы они ни встречались (в церковной, светской печати, на баннерах и т.п.).

Недопустимо использовать их в бытовых целях, равно как и утилизировать вместе с обычным мусором. При утилизации сжигать в чистом месте.

Представляется неуместным печатать тексты религиозного характера (цитаты из Священного Писания и т.д.) на повседневной одежде (футболках, головных уборах и т. д.). Во-первых, это очевидное нарушение третьей заповеди Декалога: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20, 7). Во-вторых, это снижение образа. В-третьих, такой подход к исповеданию веры скорее свойственен протестантской культуре с ее более демонстративным характером.

В православной традиции священные знаки и образы, надписи, состоящие из святых молитв и цитат из Священного Писания, используются на небогослужебной одежде только в облачении схимника – монаха, принявшего великую схиму, т.е. давшего особо строгие монашеские обеты, отрекшегося от мира и всецело посвятившего себя служению Богу.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Облачение схимника

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Майка с принтом «Голгофский крест»

2.21. Недопустимо использовать священные изображения (в том числе стилизованные), а также священные тексты в качестве элементов дизайна профанных (обыденных) предметов и интерьеров. То и другое является осквернением сакрального и кощунством против христианской святыни.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Оформление кухни в частной квартире. Керамическая плитка, расписанная в псевдонародном стиле с шаржированными образами Божией Матери, мультиплицированными (повторяющимися подряд) образами святителей и святых в окружении профанных изображений. На плитках с текстом угадываются фрагменты евангельской притчи о блудном сыне (Лк. 15, 11–32).

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Оформление кухни в частной квартире. Шаржированные портреты хозяев и их кота. Надпись вокруг портретов – цитата из Евангелия (Лк. 15, 11–32) на церковнославянском языке: (вокруг мужского портрета) «Яко братъ сь мрьтвъ бе и оживе изгыблъ бе и обретеся»; (вокруг женского портрета) «Чадо ты всегда съ мъною еси и вься моя твоя суть»; (вокруг кота) «И приведъше тельць оупитанный зако[лите и ядше веселимся]»

Приведенный пример относится к частному пространству, которое доступно лишь хозяевам и их гостям. Оформление же в «религиозном стиле» публичных пространств становится вызовом для многих верующих людей. Так, в интерьерах Интернет-кафе РГГУ использованы священные изображения разных религий, в том числе христианства. В результате такого смешения (кощунственного самого по себе) сакральный сюжет росписи алтаря православного храма – причащение апостолов – используется как «задник» для сцены, на которой выступают отнюдь не церковные хоры, а рок-группы с соответствующим репертуаром. Подобное не может не оскорблять чувств верующих. К сожалению, интерьер кафе так и не претерпел изменений.

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Интернет-кафе РГГУ. Рок-группа с гитарами выступает на фоне копии сюжета «Причащение апостолов»

2.22. Священные изображения и тексты (включая псалмы) не могут и не должны использоваться в качестве «православных оберегов», смешиваться с оберегами из чуждых религиозных традиций, а также в различных магических обрядах. Христианам следует отвращаться от таковых и избегать совершающих подобное.

В отношении производителей таких товаров действует 20-е правило Номоканона об их отлучении от Церкви (если таковые к ней принадлежат, конечно) и необходимости избегать их самих и их продукции:

Номоканон прямо запрещает христианам носить на себе тексты псалмов Царя Давида или имена мучеников

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа Икона Спасителя с «глазом Фатимы» и Распятиями в качестве подвесок

Псалом 90 часто используют производители «ювелирных изделий для православных». Можно встретить кольца и браслеты с резным церковнославянским текстом этого псалма. Причем изготовители убеждают покупателей, что это древняя традиция (а не нарушение канонов) и для солидности даже приводят слова о силе молитвы известных священнослужителей.

2.23. Изготовление и продажа священных предметов (в т.ч. священных изображений), предназначенных для православных христиан, должна осуществляться лицами, принадлежащими к Православию.

Для этого целесообразно создать уполномоченный церковный орган, который бы выдавал соответствующие официальные церковные благословения (разрешения, лицензии), по образцу православного книгоиздания, когда для распространения книг в церковных магазинах требуется их одобрение Издательским Советом РПЦ.

К какому абсурду приводит бесконтрольное и нелицензируемое Церковью изготовление и распространение «товаров для православных», видно из такого примера, как декоративные свечи с иконами некоего «свечного заводика» (название и адрес не указываем из принципиальных соображений).

икона книжкой богородицы и христа. Смотреть фото икона книжкой богородицы и христа. Смотреть картинку икона книжкой богородицы и христа. Картинка про икона книжкой богородицы и христа. Фото икона книжкой богородицы и христа «Свечи с иконописью. Отправляем по Украине и России. На свечу можно наносить любой лик святого по желанию заказчика, с обратной стороны наноситься молитва, дополнительно свечи украшают стразами» (орфография оригинала). На фото свечи подписаны: «Вел. Муч. Целитель Пантелеимон», «Св. Николай Чудотворец», «Господь Вседержитель», «Обр. Пр. Бцы Владимирской». (Источник изображения и текста: сайт производителя)

Этот же свечной завод производит одновременно и «магические свечи», которые рекламирует на своем сайте наряду с декоративными свечами (украшенными живописью, логотипами компаний по заказу и т.п.). Причем в разделе сайта, подробно рассказывающем о магических свечах и оккультных с ними ритуалах, в качестве примера приводятся в том числе и свечи с иконами.

Таким образом, якобы освященный, «церковный» и «православный» товар изготавливают или откровенные оккультисты, или (в лучшем случае) совершенно беспринципные люди, готовые зарабатывать на чем угодно.

«Церковный» товар изготавливают или откровенные оккультисты, или совершенно беспринципные люди

2.24. Утилизация предметов со священными изображениями и текстами.

В случае прихода в негодность, обветшания освященные предметы и священные изображения должны утилизироваться благочестивым способом: репродукции икон и священных изображений, издательская продукция, имеющая священные изображения (журналы, газеты, календари и т.п.), подлежат сожжению в церковных печах приходских храмов, монастырей, церковных учреждений или сжигаются самостоятельно владельцем в домашних условиях в чистом месте. В последнем случае желательно сжигать в специально выделенном для этого металлическом контейнере (в мангале, бочке, ведре и т. п.). Оставшийся пепел следует ссыпать в какое-то непопираемое место (где не ходят люди, не бегают кошки и собаки) или в проточную воду (реку и т.п.), если она более или менее чистая.

Сжигать святые образы, находящиеся в хорошем состоянии, неблагочестиво.

III. Необходимые меры по противодействию профанации священного

В отличие от ситуации VIII–IX вв., современное иконоборчество приняло другие формы: оно безостановочно тиражирует святые и дорогие нашему сердцу образы, превращая их в ходовой товар, в средство обогащения для себя и в кощунственную насмешку над нашей верой. И если мы этого не понимаем, то, участвуя в такой купле-продаже, совершаем грех по неведению. Если же понимаем, то согрешаем сознательно, за что и отвечать будем перед Богом как за сознательное кощунство.

3.1. «Рыночные» меры борьбы с профанацией священного

С рынком можно бороться рыночными же мерами. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и изображениями храмов), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику.

Иконопочитатели должны объявить бойкот любой продукции, которая противоречит условиям иконопочитания

Исходя из этого, иконопочитатели сегодня должны объявить мирный бойкот любой продукции, которая противоречит норме и условиям иконопочитания и благочестивого использования священных изображений. Для этого следует буквально исполнять приведенные выше рекомендации: отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового, профанного использования, а не для молитвы.

3.2. Поиск альтернативных торговле источников финансирования жизнедеятельности Церкви

В церковной жизни сегодня есть насущная необходимость поиска иных способов материального обеспечения православных приходов. Не секрет, что отсутствие достаточных финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности прихода (оплата коммунальных услуг – электричество, водоснабжение, отопление и др., материальное обеспечение духовенства и причта, расходы на благотворительную деятельность и т.д.) понуждают многих настоятелей искать источник финансирования в торговле разнообразными товарами, не только далекими от собственно духовных целей (например, продуктами питания [24] ), но и совсем уж сомнительными и даже душевредными («православные» сувениры с уклонением в обереги и т.п.). Примеры такой продукции приводились в наших публикациях. Одним из негативных последствий такой слишком обширной торговли в Церкви являются, выражаясь современным языком, репутационные потери и получение поводов к нередким упрекам в том, что «Церковь – это бизнес».

3.3. Разработка и принятие общецерковных регламентирующих документов

Наконец, свое веское и авторитетное слово должно сказать наше священноначалие.

В комментариях к публикациям авторов в православных СМИ по данной тематике многие читатели справедливо отмечали настоятельную необходимость решения рассматриваемых проблем на высшем церковном уровне, для чего предлагалось принять соответствующие общецерковные документы Священным Синодом Русской Православной Церкви или Архиерейским Собором.

Необходимо сказать, что работа над проектом такого документа уже давно ведется. 28 января 2015 года президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви были одобрены темы к рассмотрению его комиссиями на период 2015–2018 гг. [26] Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства, среди прочих тем, предписывалось подготовить проект общецерковного документа на тему «Изготовление и использование священных изображений; эстетические и церковно-канонические нормы создания произведений современного церковного искусства».

В процессе работы Комиссии тема была переформулирована следующим образом: «Священные изображения и современная практика иконопочитания». Данная формулировка наиболее близка к обсуждаемой теме. К сожалению, в указанный срок документ не был подготовлен, и работа над ним перенесена на следующий период.

Остается ждать, когда работа над проектом этого документа будет закончена, и он будет представлен на общецерковное обсуждение.

IV. Заключение

Перечисленные выше и ставшие для многих привычными и потому незаметными недостатки и упущения в нашей церковной жизни, в православном обиходе и бытовом благочестии некоторые могут посчитать уже устоявшимся церковным обычаем, не подлежащим исправлению или изменению. Однако это неверно.

О неправильных обычаях в Церкви священномученик Киприан Карфагенский († 258) говорил:

Для того чтобы оставить заблуждение и открыть истину, продолжает сщмч. Киприан, следует обратиться к «источнику и началу Божественного Предания»:

Таким образом, для исправления неправильного обычая необходимо обратиться к Священному Писанию и Преданию, к догматам, утвержденным Вселенскими Соборами, к мудрости святых отцов нашей Церкви, что и постарались в меру своих скромных сил сделать авторы данных публикаций.

Неблагоговейное отношение к священным изображениям – не мелочь и не пустяк

Неблагоговейное отношение к священным изображениям – не мелочь и не пустяк. Как честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, так и неблагоговейное, неблагочестивое отношение к священным изображениям, в конечном счете, есть неблагоговейное и неблагочестивое отношение к самим первообразам, их профанация и даже поругание. Массовое распространение сегодня этого печального явления уже называют «новым иконоборчеством».

Прп. Феодор Студит об иконоборчестве своей эпохи говорил:

Помоги нам всем, Господи, быть внимательными, вдумчивыми Твоими почитателями и не попусти нам стать таковыми неоиконоборцами.

Догмат иконопочитания, принятый на VII Вселенском Соборе, выстрадан Церковью и обильно полит кровью мучеников и исповедников. Наше право почитать иконы куплено «дорогою ценою» (1 Кор. 6, 20), которая есть кровь и страдания праведников за веру. Тем больший спрос с нас за то, как мы сами относимся к священным образам и что мы позволяем в отношении их делать «внешним».

Будем духовно трудиться и молиться, чтобы благочестивое отношение к священным изображениям повсеместно утвердилось в нашем народе.

[1] Карташев А.В. Вселенские Соборы. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 518. Также см.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. – СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. – Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 591.

[2] Феодор Студит. Слово на поклонение Честнаго и Животворящаго Креста среди четыредесятницы // Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том 2. – СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1908. – С. 94–98.

[3] Феодор Студит. Письмо 21. К братиям, содержимым в темницах // Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 74–75. Во избежание недоразумений прп. Феодор оговаривал, что «икона Христова называется Христом не в собственном, но в переносном смысле» (Феодор Студит. Письмо 161. К Никите Спафарию // Там же. С. 409).

[4] Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый // http://www.patriarchia.ru/db/text/912832.html. Также см.: Страдание святого преподобномученика Стефана Нового // Димитрий Ростовский, свт. Жития святых.

[5] Деяния Вселенских Соборов. Указ. соч. С. 541.

[7] Феодор Студит. Против иконоборцев семь глав, 1 // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 168–169. Также см.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. Т. 1. – СПб.: СПДА, 1907. С. 222–230.

[8] Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев, 12 // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 103. Также см.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. Т. 1. СПб.: СПДА, 1907. С. 128.

[9] Забияко А.П. Сакральное // Культурология. XХ век. Энциклопедия. Т. 2 / гл. ред. и сост. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 186; Его же. Святое // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009. – С. 839–840.

[10] Куракин Д.Ю. Ускользающее сакральное: проблема амбивалентности сакрального и ее значение для «сильной программы» культурсоциологии // Социологическое обозрение. Т. 10. №3. 2011. С. 41–70.

[11] Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев, 13 // Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 104. Также см.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. Т. 1. – СПб.: СПДА, 1907. С. 129.

[12] Полная цитата: «Итак, без всякого сомнения, если презирающий изображение Креста оказывает презрение Христу, то тем более отвергающий икону Христову направляет отвержение на Христа. Таким образом терпящий мучения за то и другое есть истинный мученик, и еще более за икону; ибо то есть знак, а эта – образ Христов» (Феодор Студит. Письмо 21. К братиям, содержимым в темницах // Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 76).

[13] Об этом говорится в 99 статье Свода Уставов о предупреждении и пресечении преступлений (Изд. 1890 г.), входившего в том 14 Свода законов Российской империи. Также см.: Ст. 107, 1820 Мая 27 (28289) // Уставъ о предупреждении и пресечении преступлений. СПб.: Типографія Второго Отдела Собственной Е.И.В. канцелярии, 1876. Подробнее о дореволюционной практике защиты священного см.: Немыченков В.И. Церковные каноны и гражданские законы о Священном // https://pravoslavie.ru/67821.html

[14] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 51. Также см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/173887.

[15] См.: Мысык А.Д. Религиозное и церковное искусство: различие в понимании художественного творчества // Творчество и развитие общества в XXI веке: Взгляд науки, философии и богословия: сб.ст. – СПб.: Алетейя, 2017. – С. 449–465; Яхнин А.Л. Трансформации художественного творчества: от церковного искусства к антицерковной культуре // Там же. С. 466–491.

[16] Григорий Богослов, свт. Слово 37 // Собрание творений в 2-х тт. Б.м. [Сергиев Посад]: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1. С. 511.

[17] Феодор Студит. К монашествующим // Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 1. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 198. Также см.: Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 6–7.

[18] Феодор Студит, прп. Послание 201. Чаду и исповеднику Фаддею // Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 2. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 328.

[19] Типикон, сиесть Устав: В 2 т. Т. 2. – СПб., 1997. – Репр. С. 945.

[20] Барский Н.Н. Просфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. Т. 25а. – СПб., 1898. С. 503–504. Курсив наш – Авт.

[21] Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000. С. 32–36.

[22] Номоканонъ сиречь законоправильникъ // Требник, 1995. Лист 278.

[23] Современное переиздание см.: Номоканонъ сиречь законоправильникъ // Требник. – СПб.: Издание Свято-Троице-Сергиевой лавры, 1995. – Листы 276–294. Правило 20, лист 278.

[25] См. статьи авторов: Церковная десятина в историческом контексте // https://pravoslavie.ru/129581.html; Перспективы церковной десятины в наше время // https://pravoslavie.ru/129615.html

[26] Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия в 2015-2018 гг. (от 28.01.15) // http://www.patriarchia.ru/db/text/3983877.html

[27] Киприан Карфагенский, сщмч. 61. Письмо к Помпею против письма Стефана о Крещении еретиков // Его же. Творения. Ч. 1. Киев, 1879. – (Библиотека Творений св. отцев и учителей Церкви западных. Книга 1. Творения св. Священномученика Киприана Епископа Карфагенскаго. Часть 1). С. 308.

[29] Феодор Студит. Письмо 49. К отцам гонимым // Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867.С. 150–155. С. 152.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *