икона корень иессеев николо угрешский монастырь
Икона Божией Матери «Корень Иессеев»
О святыне
Мироточивая икона Божией Матери «Корень Иессеев» («Мировлитисса») пребывает в Никольском монастыре на о. Андрос. Название иконы основано на словах пророка Исайи о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11.1.).
В 1986 году, придя в храм однажды утром, отец Дорофей обнаружил, что из правого глаза Богоматери сочится красная слезинка. На следующий день истечение крови прекратилось, и от иконы стало исходить сильное, неземное благоухание. С тех пор оклад почти все время покрыт тонким слоем мира, чудесным образом источаемого иконой. Братия собирает его и раздает как благословение паломникам. Перед иконой висят маленькие серебряные диски (греки называют их «тамата»), свидетельствуя о сотнях чудес, совершившихся по предстательству Божией Матери.
Один из самых поразительных случаев произошел в 1991 году. Это было чудесное исцеление знакомой автора данной книги, врача из Франции по имени Анна Гилье, у которой обнаружили быстротечную форму рака. Анна, имеющая медицинскую практику на Корсике, приехала в монастырь из Франции с матерью, сестрой и маленьким сыном, чтобы помолиться перед иконой Богородицы и посоветоваться с архимандритом Дорофеем, своим духовным отцом. 15 августа они присутствовали на Всенощном бдении под Успение, а после службы пошли в свою комнату. Они легли и уже уснули, и тут Анну разбудило видение: Женщина очень высокого роста в одеянии настоятельницы монастыря. Анна твердо верит, что это была Богородица. Мать, сестра и сын Анны слышали, как она долго говорила с кем-то, хотя второй голос был слышен неясно; однако они не могли повернуть голову, чтобы посмотреть, Кому принадлежал голос, — все трое рассказывают, что какая-то невидимая сила, казалось, удерживала их от этого.
Из того разговора Анна помнит только, что много раз отвечала на какой-то вопрос словом «да»; она думает, что ее просили что-то сделать, и она обещала. На следующее утро она рассказала о ночном происшествии настоятелю, и он также почувствовал, что Анна говорила именно с Богородицей. Через несколько дней, по возвращении на Корсику, она снова сдала анализы. Обнаружилось, что опухоль полностью исчезла. Ее лечащие врачи никак не могли поверить результатам анализов, поэтому их пришлось повторить несколько раз. В конце концов, они подтвердили, что Анна абсолютно здорова.
У женщины из соседней деревни под названием Стенис врачи признали сына психически больным. Сказали, что ему придется провести остаток дней в инвалидном доме. Она поехала к нему в инвалидный дом, взяв с собой ватку, пропитанную миром от иконы Богородицы, осенила его крестным знамением с этой ваткой в руке, и он тотчас исцелился.
Святыни острова Андрос
Греции принадлежат более 1300 островов, из которых только 250 — населенные. Но русским туристам в основном знакомы Крит, Родос и Корфу. Остальные же острова остаются практически неизвестными. Вот, например, остров Андрос.
Хоть Андрос и небольшой остров (40 км в длину и максимально 16 км – в ширину), однако он второй по величине среди Кикладских островов. «Киклос» по-гречески означает «круг», и острова эти и в самом деле образуют подобие окружности. Есть версия, что острова эти – остатки жерла огромного вулкана. Населены эти острова были с глубокой древности.
Остров настолько живописен, что занятие фотографией станет основным увлечением даже для людей, не особенно к этому склонных. Счастливый обладатель природных источников пресной воды, остров может похвастаться достаточно буйной растительностью, в отличие от большинства греческих островов. Особенно красиво в июле, когда цветут кустарники, и привычные для Греции невысокие горы становятся ярко-желтыми.
Столица острова, Андрос, или Хора, маленький (по нашим меркам) городок с населением около 2000 человек (в зимнее время, летом намного больше за счет туристов), производит впечатление специально выстроенной для туристов декорации — исторический центр выстроен на косе, уходящей в море между двумя песчаными пляжами, и представляет из себя очаровательный образец островной архитектуры с узкими улочками, спускающимися к морю.
На острове есть несколько очень интересных и известных русским паломникам монастырей – монастырь св. Николая, монастырь Богоматери Панахранду, монастырь мученицы Марины.
Главная святыня монастыря святителя Николая — икона Божией Матери «Корень Иессеев», написанная в XV веке. Она была подарена подворью этого монастыря в Константинополе знаменитым храмом Богородицы во Влахерне.
Икона Божией Матери «Корень Иессеев»
После захвата Константинополя турками в 1453 году, икону перевезли сюда на о. Андрос. В 1986 году было обнаружено, что из правого глаза Богоматери сочится красная слезинка. На следующий день истечение крови прекратилось, и от иконы стало исходить сильное, неземное благоухание. С тех пор оклад почти всё время покрыт тонким слоем мира. Братия монастыря собирает его и раздаёт как благословение паломникам.
Так же в монастыре есть частицы мощей святых: святого Космы Этолийского, апостола Андрея Первозванного, святителя Парфения Лапсанского, святителя Николая Чудотворца и др.
А еще в храме хранится икона святителя Николая, лик и руки которого вышиты волосами раскаявшейся знахарки, когда-то увлекавшейся магией. Эту икону раскаявшаяся женщина вышивала на протяжении двенадцати лет.
Икона Николая Чудотворца, лик и руки которого вышиты из волос
Монастырь Панахранду основан еще до крещения Руси, в 964 году н.э. Русским паломникам он известен прежде всего хранящимися там мощами святого Пантелеймона.
Поскольку, к сожалению, немногие могут похвастаться отменным здоровьем своим и своих близких, к покровительству святого Пантелеймона обращаются довольно часто. Кстати, у греков есть довольно удобный способ попросить у высших сил о помощи. Помимо традиционных свечек и икон в церковной лавке продаются специальные металлические пластинки «ταμα» с изображениями разных частей тела или человека в целом. Хочешь помочь больному ребенку – выбираешь табличку с изображением мальчика или девочки, и помещаешь к иконе. Оплата по усердию – 5, 10 и т.д. евро.
Икона с частицей мощей Св. Пантелемона на о.Андрос
Храм монастыря святой мученицы Марины белого цвета и раньше называли его белым голубем. Но сейчас в монастыре идут строительные работы, и храм по Греческой традиции (кстати очень удобной и верной) теперь находится во внутреннем дворике монастыря.
Монастырь мученицы Марины
Эта обитель постоянно подвергалась разорению. Она была то мужской, то женской… Как-то в 1975 году митрополит Сироса, Тиноса и Андроса Дорофей, скорбя о запустевшей обители, попросил диакона Киприана восстановить монастырь. Тот отказался, так как имел другие намерения. Но в ту же ночь ему явилась святая Марина сказала:
“Меня, Марину, и двух моих духовных сестер, Параскеву и Екатерину, указ Оттона изгнал из монастыря, и теперь мы живем чуть выше. Открой монастырь, и мы вернемся туда жить. Меня будешь видеть каждый день. Будем трудиться вместе, чтобы возродить обитель. Выполни поручение своего архиерея. Ты слышал это, Киприан?”
Сегодня архимандрит Киприан Химонас – игумен мужского монастыря святой Марины. Тогда он послушал святую и с лопатой в руках трудился пять лет, чтобы восстановить монастырь, который с 1976 года приобретает все большее благолепие.
В храме монастыря мученицы Марины. о.Андрос
007. Николо-Угрешский монастырь, страница 22
МЫ ЯТШНЫ8 И ОБРШНЬЮ
Чудотворные иконы, хранившиеся до 1920-х годов в Николо-Угрешском монастыре, теперь находятся в различных музеях. В обители их место занимают точные списки.
После иконы «Никола с житием» самым чтимым образом в Николо-Угрешской обители был образ Богоматери «Взыграние». Явившийся на Угреше 7 ноября (по старому стилю) 1795 года, этот образ прославился многими чудесами. Икона, обретенная в Николо-Угрешском монастыре, представляет собой произведение древнерусских мастеров, ориентировавшихся на византийские образцы. Богоматерь изображена на ней с сидящим у Нее на руках (слева относительно зрителя) Бо-
гомладенцем. При этом Его левая щека касается правой щеки Приснодевы. Икона Божией Матери «Взыграние», подобная Угрешской, есть в Ватопед-ском монастыре на Афоне.
После революции образ был изъят из Угрешского монастыря. И счастье еще, что не затерялся, не исчез в неизвестном направлении, как произошло это со многими русскими святынями (например, с Иверской иконой Божией Матери из Валдайского Иверского монастыря). Икона «Взыграние» попала
в историко-архитектурный музей-заповедник Коломенское. Недавно музей подарил монастырю точный список чудотворной иконы.
Помимо этого списка, в Николо-Угрешском монастыре находится несколько чтимых икон. В Спасо-Преображен-ском соборе это список с чудотворной иконы Божией Матери «Корень Иессеев» из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос. Написанная в XV веке, эта икона первоначально находилась во Влахернской церкви Константинополя, а потом была передана этой церковью на константинопольское подворье монастыря Святителя Николая. После захвата Константинополя турками образ Божией Матери переправили в монастырь.
На иконе изображена Пресвятая Богородица, сидящая на престоле с Предвечным Сыном на руках. У ног Ее изображен ветхозаветный праотец Иессей, отец царя Давида, который, в свою очередь, был дальним предком Девы Марии. В Ветхом Завете существуют пророчества о происхождении Мессии «от корня Иессеева» и «колена Давидова» (помимо Давида, у Иессея было еще, по крайней мере, семь сыновей, так что это уточнение необходимо). Именно эти пророчества «иллюстрирует» икона «Корень Иессеев».
В Греции икона пользуется большой известностью и почитанием. На протяжении многих лет она обильно мирото-чит, и миро это исцеляет многие болезни. В России образ Божией Матери «Корень Иессеев» гораздо менее известен, однако теперь, с появлением в Николо-Угрешском монастыре списка с этого образа, можно надеяться, что русские верующие больше узнают о нем.
В Никольском соборе наибольшее внимание обращает на себя Влахерн-ская икона Пресвятой Богородицы. Эта старинная копия чудотворной иконы
Чудотворная икона Божией Матери «Взыграние».
Храм святителя Николая: иконы и фрески
Мироточивая икона Божией Матери «Корень Иессеев»
В 1986 году, придя в храм однажды утром, отец Дорофей обнаружил, что из правого глаза Богоматери сочится красная слезинка. На следующий день истечение крови прекратилось, и от иконы стало исходить сильное, неземное благоухание. С тех пор оклад почти все время покрыт тонким слоем мира, чудесным образом источаемого иконой. Братия собирает его и раздает как благословение паломникам. Перед иконой висят маленькие серебряные диски (греки называют их «тамата»), свидетельствуя о сотнях чудес, совершившихся по предстательству Божией Матери.
Один из самых поразительных случаев произошел в 1991 году. Это было чудесное исцеление знакомой автора данной книги, врача из Франции по имени Анна Гилье, у которой обнаружили быстротечную форму рака. Анна, имеющая медицинскую практику на Корсике, приехала в монастырь из Франции с матерью, сестрой и маленьким сыном, чтобы помолиться перед иконой Богородицы и посоветоваться с архимандритом Дорофеем, своим духовным отцом. 15 августа они присутствовали на Всенощном бдении под Успение, а после службы пошли в свою комнату. Они легли и уже уснули, и тут Анну разбудило видение: Женщина очень высокого роста в одеянии настоятельницы монастыря. Анна твердо верит, что это была Богородица. Мать, сестра и сын Анны слышали, как она долго говорила с кем-то, хотя второй голос был слышен неясно; однако они не могли повернуть голову, чтобы посмотреть, Кому принадлежал голос, — все трое рассказывают, что какая-то невидимая сила, казалось, удерживала их от этого.
Из того разговора Анна помнит только, что много раз отвечала на какой-то вопрос словом «да»; она думает, что ее просили что-то сделать, и она обещала. На следующее утро она рассказала о ночном происшествии настоятелю, и он также почувствовал, что Анна говорила именно с Богородицей. Через несколько дней, по возвращении на Корсику, она снова сдала анализы. Обнаружилось, что опухоль полностью исчезла. Ее лечащие врачи никак не могли поверить результатам анализов, поэтому их пришлось повторить несколько раз. В конце концов, они подтвердили, что Анна абсолютно здорова.
У женщины из соседней деревни под названием Стенис врачи признали сына психически больным. Сказали, что ему придется провести остаток дней в инвалидном доме. Она поехала к нему в инвалидный дом, взяв с собой ватку, пропитанную миром от иконы Богородицы, осенила его крестным знамением с этой ваткой в руке, и он тотчас исцелился.
Третий случай известен многим жителям Южной Греции. Он произошел с женщиной из Афин, у которой долго не было детей. Она приехала помолиться в монастырь и попросила дать ей пропитанную миром ватку. Настоятель благословил ее, дал ей с собой кусочек ваты. Она не стала просто мазаться миром, как положено, а, помолившись, проглотила ватку. Скоро, к своей великой радости, она забеременела. Муж ее тоже был счастлив. Когда спустя девять месяцев родился ребенок, врач заметил, что он что-то держит в кулачке. Врач разжал ручку ребенка, и в ней оказался кусочек ватки, все еще пахнущий миром. Об этом событии сообщили греческие газеты, мать младенца прислала архимандриту Дорофею письменное подтверждение свершившегося в их семье чуда.
Эта поразительная история получила продолжение, и не в Греции, а в далекой России. Друзья автора этой книги, москвичи Ирина и Владимир Беловы не имели детей, хотя прожили в браке уже несколько лет. Они переживали по этому поводу, и, узнав, что я уезжаю в Грецию и на Святую Землю, попросили меня помолиться за них в святых местах. Из той поездки я привезла им пять или шесть святынек: масло из лампад от чудотворных икон с Андроса и Закинфа, финиковые листья с дерева св. Саввы в Иерусалиме, масло из лампады, висящей над мощами св. Харалампия в Метеоре, пояс, который я прикладывала к мощам святителя Спиридона… Я отдала все это Ирине, объяснив историю каждой из святынек. Месяцев через пять я позвонила ей и спросила, есть ли новости. Она ответила: «Я даже не пыталась применить эти святыньки — я так хочу ребенка, что, боюсь, потеряю веру, если они не помогут». Мы еще какое-то время говорили о том, как Бог отвечает на наши молитвы и о Его Промысле в тех случаях, когда ответ на молитвы получается не таким, как нам бы хотелось. В тот вечер Ирина открыла ящик стола, где хранились святыньки, взяла ватку с миром из монастыря святителя Николая, помолилась, отрезала от нее половину и проглотила, как та женщина из Афин. Как она потом мне объяснила, она «не хотела тратить всю ватку, если она не поможет». В ту же ночь произошло зачатие. Она уверена в точности даты, так как на следующий день начинался Успенский пост, а ее муж только что вернулся из долгой поездки.
Однако после зачатия Ирина сильно нервничала при мысли о родах, особенно когда думала об ужасном состоянии многих российских роддомов. Я предложила ближе к концу беременности вместе ежедневно читать акафист Пресвятой Богородице, молиться Матери Божией о благополучных родах. Примерно за месяц до предполагаемого дня родов я позвонила ей, чтобы договориться о чтении акафиста, но ее свекор мне ответил, что накануне Ирину увезли в роддом, и она уже родила некрупного, но здорового мальчика, и что роды длились всего четыре часа!
Известно, что в середине XVI века на Андросе побывала прмц. Филофея Афинская. Собирая милостыню на нужды благотворительности, она сошла на берег в порту Гаврион и прошла много миль от порта до монастыря, чтобы попросить братию о помощи. Св. Филофея была не только деятельной и самоотверженной настоятельницей, но и финансировала так называемые «подпольные рельсы», то есть каналы, по которым рабы из числа христиан и обратившиеся в Православие мусульмане могли бежать, обрести свободу и оказаться в безопасности. 3 Икона Богородицы «Корень Иессеев» в то время уже находилась в монастыре, и св. Филофея наверняка молилась перед ней.
В притворе храма святителя Николая есть фреска пятнадцатого века с изображением Богоматери, которая за последние двенадцать лет несколько раз начинала плакать. Особенно заметно это было во время войны в Персидском заливе в 1991 году и в начале конфликта в Сербии. Эта фреска, написанная прямо на каменной стене, постоянно издает аромат лилий, но запах этот легче и нежнее, чем у самих цветов, и явно отличается от запаха духов. Я сама видела, как плачет эта икона: слезы текли из глаз Божией Матери так обильно, что внизу на полу образовывалась небольшая лужица, и монахи ее бережно вытирали. Следы от слез сохранялись несколько дней.
Еще в притворе этого храма есть замечательная вышитая икона святителя Николая, созданная в семнадцатом веке. История ее такова: однажды настоятель поехал по делам монастыря в Смирну и там встретил одну малообразованную женщину по имени Триандафила, которая, как выяснилось, была известной знахаркой и не только лечила травами, но и занималась магией. Среди тех, кому помогло ее лечение, был богатый турецкий паша, подаривший ей за это мешок золота. Настоятель Иаковос поговорил с ней о той опасности, которой она подвергает и себя, и других, используя магию. Она раскаялась, поехала с ним на Андрос, поселилась там в деревне Мессарион и приняла постриг с именем Леонида. Она одиннадцать лет вышивала икону святителя Николая. Нити, которыми вышиты лик и руки Святого — это ее собственные волосы. Одно из паникадил в храме и серебряные оклады у икон Спасителя и Богородицы на иконостасе также подарены ею.
Некоторые современные чудеса св. Николая
Каждый год на праздник святителя Николая настоятель отец Дорофей раздает молящимся пакетики с пшеницей, освященной на праздничной литии. Несколько лет назад один местный рыбак пришел в храм и поспешил к алтарю, чтобы получить такую пшеницу уже после того, как отец Дорофей отдал последний пакетик. Вместо пшеницы настоятель дал ему маленький пузырек масла из лампады над иконой святого. Рыбак положил его в карман куртки и ушел. Спустя несколько недель в море его застал внезапный шторм. Он был опытным моряком, однако берег был далеко, а шторм бушевал с таким неистовством, что он опасался, как бы его лодка не опрокинулась. Он начал молиться святителю Николаю, и, вспомнив о пузырьке с маслом, вынул его из кармана и вылил в море. Ветер тотчас стих, и почти сразу вода вокруг лодки стала гладкой, как стекло. Рыбак поплыл домой, на Андрос, благодаря Святого за заступничество.
В 1980-х годах отец Дорофей был знаком с настоятелем небольшого скита на Горе Афон возле деревни Карулия, где есть храм в честь свят. Николая. В один из дней памяти Святителя в скиту не оказалось рыбы, и братии предстояло есть на праздник только бобы и хлеб. Настоятель отец Дамаскин огорчался, что праздничная трапеза будет такой скудной, и молился святителю: «Прости, но у нас нет рыбы, чтобы почтить твой день». Через несколько часов в скит прибыл рыбак с большим мешком рыбы. Он положил мешок на пол и сказал: «Это вам».
Настоятель спросил, откуда он, и рыбак ответил, что он со второго полуострова, 7 но во время лова его снесло с курса ветром и ему пришлось высадиться за много миль от дома, на афонском берегу. Он оказался вдали от населенных пунктов, где можно было бы продать рыбу на рынке до того, как она протухнет. К его удивлению, из леса вышел старичок и спросил, откуда рыбак прибыл. Рыбак рассказал ему, и старичок ответил, что купит у него рыбу. Заплатив, он велел нести рыбу в скит «на мой праздник». Будучи простым человеком, рыбак не задумался над этими странными словами. Настоятель спросил, как выглядел старичок. Рыбак показал на икону святителя Николая и ответил: «Вот так». Братия встретили праздник с великой радостью. Настоятель, рассказывая эту историю отцу Дорофею, посетовал, что к большому своему сожалению не догадался выкупить у рыбака те деньги, что дал ему Святой.
Несколько лет назад в монастырь приехала женщина из Салоник. Она рассказала настоятелю и братии следующую историю: однажды она шла в церковь со своим четырехлетним сыном. Ребенка что-то привлекло на дороге, и он вырвал свою ручку из руки матери и бросился на проезжую часть. К нему на большой скорости приближался огромный грузовик. Перед тем, как грузовик наехал на мальчика, она выкрикнула имя святителя Николая. Ребенок очутился под грузовиком. Когда грузовик отъехал, она в ужасе подбежала к тому месту, боясь увидеть сына мертвым. Однако мальчик поднялся на ноги без видимых признаков повреждения. На вопрос о том, не поранился ли он, сын как ни в чем не бывало ответил: «Да нет, старенький дедушка лежал поверх меня на дороге».
Около двадцати лет назад, когда отец Дорофей еще жил в монастыре один, двое из тех фермеров, что арендовали у монастыря землю, выдвинули неразумное требование — чтобы монастырь официально передал им право собственности на эту землю. Они угрожали, что в противном случае у монастыря будут неприятности. Однажды ночью они подошли к стенам монастыря с намерением исполнить свою угрозу. Приблизившись к большим центральным воротам (сейчас там тяжелая деревянная дверь с железным засовом, а тогда был просто арочный проем), они столкнулись с седовласым, седобородым старичком, с небольшой лысинкой, одетым в длинную коричневую накидку. Он остановил их со словами: «Ступайте прочь, я здесь!» Они грубо ответили: «Ну, а нам-то что? Прочь с дороги, дед!», и попытались войти, толкая его. Он сказал властным голосом: «Взгляните на меня!» Они с удивлением повернулись к нему и увидели, как из глаз у него полились лучи света. Они в ужасе бросились бежать в соседнюю деревню под названием Апикия и рассказали всем, что видели Святого.
В следующий день памяти святителя Николая, вскоре после этого события, один из этих двоих фермеров принес на праздник огромный артос. 8 Настоятель спросил его с улыбкой: «Вы все еще планируете доставить мне неприятности?», и тот в смущении ответил мягко: «Нет,» и отдал о. Дорофею свое приношение.
До острова Андрос как минимум раз в день, в 8 часов утра, идет паром от порта Рафина на восточном побережье Аттики возле городка Марафон, а также с островов Тинос и Миконос. Летом паромы ходят чаще, обычно два раза в день; зимой и в ненастную погоду — реже.
Если вы едете из Афин, садитесь на паром до Андроса в порту Рафина. Чтобы доехать до Рафины, можно либо взять такси, либо сесть на автобус, который отходит каждые двадцать минут от остановки на улице Мавроматеон (Mavromateon) в Афинах. Остановка находится возле парка Аэрос (Aeros), в двух кварталах на восток от станции метро «Виктория». На автобусе нужно доехать до конечной остановки в Рафине. Билеты на паром продаются в кассе на пристани. За четыре часа паром доставит вас в порт Гаврион на острове Андрос.
До монастыря святителя Николая:
В порту Гаврион поспешите сойти с парома, у пристани ждут автобусы, на которых можно доехать до городка Андрос (Хора). От Хоры (Chora) до монастыря едут либо на такси (20 минут в пути), либо на автобусе от центрального автовокзала. Автобус отходит в 14:15 ежедневно. Он довезет вас до дороги из гравия, ведущей в монастырь, по которой нужно идти еще километр вниз в ущелье. Вы увидите монастырь после поворота.
До монастыря «Зоодогос Пигис»:
Возьмите такси в порту Гаврион или в соседней деревне Батси (Batsi). Попросите водителя отвезти вас в «Зоодогос Пигис» (местные жители иногда называют его просто “Айя”). Монастырь расположен над деревней Батси.
Святая Угреша: век минувший и век нынешний
В 2015 году Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь отметит 635-летие и четверть века с начала возрождения монашеской жизни. А недавно исполнилось 10 лет со дня прославления в лике всероссийских святых преподобного Пимена Угрешского, трудами которого в XIX веке обитель обрела славу одного из самых почитаемых духовных светочей России. О памятных моментах прошлого, новейшей истории монастыря и его сегодняшней жизни рассказывает эта статья.
Много было и есть славных монашеских обителей в Подмосковье. Николо-Угрешский монастырь никогда в этом множестве не терялся, оставаясь во все времена незыблемой твердыней Православия, любимой одинаково как духовными и светскими властями, так и простыми богомольцами. Само название монастыря, обращающее нас вглубь истории Отечества, – необычно и значимо. Древнее предание рассказывает, как, идя на битву с Мамаем и остановившись для краткого отдыха на берегу Москвы-реки, московский князь Димитрий, впоследствии прозванный Донским, вдруг над высокой сосной увидел икону Николая Чудотворца – «на воздусе, ни кем не держиму». Икона сама опустилась на его руки. Потрясенный чудом, князь ободрился и возрадовался столь утешительному знаку милости Божией, а испытанные в эти мгновения чувства выразил просто, сказав: «Сия вся угреша [согрело] сердце мое!» «Угреша» – так и стали называть монастырь, который князь повелел здесь устроить после победы на Куликовом поле, в память о чудесном явлении и в благодарность святителю Николаю за его всемощное заступничество.
По другую сторону Москвы-реки, недалеко от монастыря, находилось царское село Остров с богатыми охотничьими угодьями. Приезжая туда, царская семья обязательно совершала «угрешский поход» в обитель. Свидетельством привязанности высоких лиц к Угреше стали возведенные здесь Государевы и Патриаршии палаты.
Много интересных страниц в истории монастыря. Так, в Смутное время здесь нашел приют бежавший из Чудова монастыря Григорий Отрепьев – Лжедмитрий I. Потом здесь останавливался Тушинский вор – Лжедмитрий II. В составе посольства, отправленного к королю Сигизмунду, которое возглавлял митрополит Ростовский Филарет Никитич (Романов), был угрешский игумен Иов, погибший в польском плену. Из Угреши двинулось освобождать столицу первое ополчение. Потом уже князь Пожарский собирал здесь свои дружины.После страшных лет Смуты монастырь был полностью восстановлен при царе Михаиле Феодоровиче. Обнесенный каменной оградой с восемью башнями, во второй половине ХVII века он послужил тюрьмой для немалого числа людей, государственных преступников – это были и священники, состоявшие при дворе и провинившиеся перед государем, и участники Медного бунта, и протопоп Аввакум – известнейшая личность среди раскольников, и стрельцы, выступившие против Петра I.
Указ о секуляризации, подписанный Екатериной II, лишил монастырь земель. Обитель пережила долгий период упадка; казалось, бедствиям и утратам не будет конца. Новый расцвет начался с 30-х годов ХIХ века, когда настоятелем Николо-Угрешского монастыря стал иеромонах Иларий из Оптиной пустыни, а его келейник Петр, постриженный здесь в монашество с именем Пимен и возведенный в священный сан, исполнял обязанности казначея. Впоследствии архимандрит Пимен возглавил обитель, которая при нем совершенно преобразилась: значительно расширилась территория, были возведены ограда, новые жилые и хозяйственные постройки, храмы и часовни, устроен скит, а в царской усадьбе Остров учреждена богадельня для семей престарелых священнослужителей.
К началу ХХ века Николо-Угрешский монастырь был одним из крупнейших – целый монашеский град, благоустроенный и процветающий. Не случайно митрополит Московский Филарет называл его «второй Лаврой», после самой знаменитой – Троице-Сергиевой. О большом числе паломников может свидетельствовать тот факт, что ежедневно утром из Москвы в монастырь специальным маршрутом отправлялся пароход, вечером доставлявший богомольцев обратно в Москву. И помолиться здесь было где – 11 храмов! В 1894 году освятили самый большой – Преображенский собор, который и сегодня своими сияющими золотом куполами царит над окружающей местностью.
Все остановилось и стало рушиться очень быстро, когда начались смуты 1917-го года, завершившиеся революцией. Начало 1918-го года протекало еще достаточно спокойно. Но уже летом коммунары, в политическом угаре забывшие о том, что хлеб насущный надо вырастить, стали монастырь нещадно грабить. Осенью Москва оказалась в катастрофической ситуации – начался голод. Детей, обреченных на сиротство и бродяжничество, стали собирать в «детские городки». Часть монастырских зданий были отняты для размещения колонии. В семи храмах монастыря еще продолжались богослужения, а монашеская община продолжала существовать под вывеской трудовой артели. Постепенно все больше зданий переходило в ведение «Красного детского городка», где планировалось содержание около тысячи детей. Завершилось все изгнанием монахов весной 1925 года.В 30-е годы храмы были переоборудованы под жилье и конторы. Были сброшены кресты и срублены купола. Потом храмы и часовни стали разрушать и сносить. Одновременно началась массовая застройка прилегающей к обители территории. Так монастырь невольно стал градообразующим ядром. Быстро вырос поселок, превратившийся в город, который так же, как и колония, получил имя Дзержинского.
В 60-е годы монастырский ансамбль был объявлен памятником архитектуры, но начавшиеся реставрационные работы никакого положительного влияния на его состояние не оказали, и к началу 90-х годов когда-то великолепные здания можно было смело назвать руинами.
Перестроечное время было ознаменовано просто взрывным интересом людей к духовной жизни. На этой волне уже весной 1990 года первая сессия городского Совета народных депутатов приняла решение об ускорении реставрации Николо-Угрешского монастыря. Осенью здесь побывал Святейший Патриарх Алексий, после чего в ноябре горсовет своим решением передал Патриархии Успенский собор. 19 декабря, в день памяти святителя Николая, здесь была совершена первая Литургия. Необходимо было выводить из других зданий жильцов, многочисленные организации. Помогло обращение Святейшего Патриарха к руководству Московской области. В 1991 году оставшиеся шесть храмов и часовня были переданы Церкви.
В июне 1992 года Угрешский монастырь получил статус ставропигиального. Его первым наместником стал архимандрит Вениамин (Зарицкий), трудами которого началось восстановление обители. За короткий период с помощью властей, благотворителей и жителей города удалось осуществить огромный объем восстановительных работ. И снова во всем своем великолепии предстает перед паломниками древняя Угреша, так, будто были эти безжалостные к ней годы богоборческой смуты всего лишь страшным сном.
Подходя к монастырю, путник видит белоснежные стены с башнями, кажущиеся легкими и изящными, – являющиеся скорее символом обособленности, отделенности от мира, чем защитой от него. Они не служат преградой, а просто обозначают пространство, куда паломнику хочется поскорее попасть. Необычна 400-метровая часть северного участка – так называемая Палестина, или Иерусалимская стена. Когда в середине ХIХ века возводилась ограда, поселения здесь еще не было, но со стороны Москвы перед паломниками представал древний восточный город. Так искусно были имитированы постройки, что возникало вполне реальное ощущение жилья.
Начинается монастырь уже с площади, которая носит имя Николая Чудотворца, где и установлен его образ. А пройдя через святые врата, паломник оказывается в Небесном Иерусалиме: внутреннее пространство монастыря заставляет забыть о существовании всего внешнего, мирского. Это, действительно, целый город.
Осматриваться в этом монашеском граде нужно не спеша и внимательно, чтобы не пропустить что-то важное и интересное.
Первым бросается в глаза большое здание, где до революции выпекали просфоры. Это был, по-видимому, целый завод. Ведь на праздничные богослужения в обители собиралось до 10 тысяч человек, и каждый подавал просфоры о здравии, о упокоении родных, за благодетелей. Теперь, после необходимой реставрации, монастырь гостеприимно предоставил этот корпус Патриархии для размещения Миссионерского отдела.
Необычно наличие большого пруда прямо на территории монастыря. При архимандрите Пимене в этой части обители находился скит. Все строения были здесь деревянными, на берегу водоема стояла часовня с чтимой Иерусалимской иконой Божией Матери. Кругом – прекрасный сад. В прудах разводили рыбу. После революции все строения были разобраны или сгорели, чудом уцелел только храм во имя апостолов Петра и Павла. Большой пруд зарос, а малый был превращен в свалку. Но теперь очищенный, ухоженный пруд опять населяют карпы. Скита пока нет, можно свободно подойти и полюбоваться огромными рыбами. Ловить не благословляется, поэтому водные жители чувствуют себя здесь спокойно. Летом можно увидеть лебедей. Но самый интересный «живой уголок», находящийся за стеной монастыря, доступен, к сожалению, не для всех. Там тоже есть рыбное хозяйство, теплицы с экзотическими растениями, а еще куры, павлины, страусы, кролики, коровы, олени. Туда приводят на экскурсию детей.
В небольшом парке у пруда стоит фигурка молящегося монаха, напоминая о том, что при всей своей живописности, место это было предназначено для созерцания совсем других красот. И как ни трудно оторваться от мирной, утешительной картины живой природы, надо все-таки обратиться к цели паломничества – храмам и святыням.
Безусловно, господствующее положение занимает Спасо-Преображенский собор. Выстроенный в конце ХIХ века по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского в лучших традиция русско-византийского стиля, собор стал вторым по величине после храма Христа Спасителя в Москве. По эскизам Каминского было выполнено и все внутреннее убранство. Приделы освятили в честь великого князя Владимира и великой княгини Ольги. Надо ли говорить, какие усилия потребовались, чтобы возродить огромный, изуродованный, разделенный на семь этажей храм, на обезглавленной кровле которого росли деревья! Общими трудами и молитвами совершилось чудо – уже к концу 2009 года собор был не только восстановлен, но и полностью расписан.Собор необыкновенно красив и снаружи и внутри. 24-метровый резной иконостас выполнен мастерами из Вятки, иконы написаны палехскими художниками. Для отделки храма привозили мрамор из Греции и Саян. Престол сделан из оникса. Из Греции же привезены шесть огромных паникадил, освещающих храм во время богослужений. Здесь помещено немало святынь. В соборе находится ковчежец с частью мощей святителя Николая, икона явления князю Димитрию Донскому образа Николая Чудотворца и целый ряд чтимых икон.
У монастыря есть своя собственная чудотворная икона Божией Матери – «Взыграние» Угрешская. Явилась эта икона в очень трудные для монастыря времена, когда после секуляризации и переноса царского двора в Санкт-Петербург ставшая третьеклассной обитель погибала. По введенным «штатам» в ней могло проживать всего несколько монахов. В полном бессилии, отчаявшись что-либо сделать, чтобы выбиться из нищеты и наступавшей разрухи, монахи поздней осенью решились оставить монастырь. Вот тогда-то 7 ноября 1795 года и явилась эта икона Божией Матери, именуемая «Взыграние». И таким утешительным событием это стало для братии, что они решили остаться. Последние шесть старцев, укрепляемые своей Покровительницей, дожили до тех лет, когда обитель стала оживать и строиться. К иконе всегда шел нескончаемый поток богомольцев. Она сохранилась до наших дней. Но, вывезенная из обители в 1924 году в числе прочих ценностей архитектором-реставратором П. Барановским, по сей день находится в музейном плену. В Спасо-Преображенском соборе помещен чтимый список чудотворной иконы, пожертвованный монастырю благотворителями.
Еще одна чтимая икона – «Тихвинская». Эта икона находилась в покоях Святейшего Патриарха Алексия II, и была подарена им обители, когда монастырь был передан Церкви, получил статус ставропигиального, и Святейший Патриарх стал его Священноархимандритом.
И еще один ценный дар – икона Божией Матери «Феодоровская», полученная от представителей Дома Романовых и необычная тем, что на ее обороте – образ Параскевы Пятницы.
Особое внимание привлекает удивительная икона, которую практически не встретишь в наших храмах. Называется она «Корень Иессеев». Эта чудотворная икона Божией Матери находится в Греции, на острове Андрос, в монастыре Святителя Николая. Список был выполнен инокинями этого монастыря, греческими же мастерами сделана драгоценная риза. Этот дар Угрешский монастырь получил в 2005 году, к празднованию 625-летия обители.
Здесь же, в соборе находится рака с мощами преподобного Пимена Угрешского. Архимандрит Пимен (1810–1880), тогда еще Петр, получил благословение на монашеский путь от святителя Игнатия (Брянчанинова), выдающегося наставника в духовной жизни, великого учителя современного монашества, бывшего одновременно и строителем монастырей. Познакомились они еще в 1830 году в Семигородной пустыни под Вологдой. Тогда будущий святитель Игнатий еще только готовился к монашескому постригу. Петра эта встреча утвердила в желании стать монахом. Будучи строителем Лопотова монастыря, святитель Игнатий дал Петру рекомендательное письмо к оптинскому старцу Леониду, так он оказался в Оптиной пустыни, откуда вместе с иеромонахом Иларием был переведен в Угрешу. На протяжении многих лет их связывали добрые отношения. Это общение не прошло даром – архимандрит Пимен стал и успешным строителем монастыря, и мудрым наставником для своей братии. Именно «строительство души» он считал наиболее важным делом. Уже в первые годы его управления обителью число насельников Николо-Угрешского монастыря значительно возросло. Правда, несколько сократилась численность монахов, когда в 1853 году в обители по предложению митрополита Московского Филарета был введен общежительный устав вместо особножительного. Но трудности переходного периода были успешно преодолены, так что вскоре священноначалию пришлось пересмотреть «штатное расписание», и к 1875 году здесь пребывало уже более 100 монашествующих.
Последним деянием, совершенным в земной жизни архимандрита Пимена, была закладка 9 августа 1880 года – в день празднования 500-летия со дня основания обители – большого собора во имя Преображения Господня. Это произошло после Божественной литургии, которую служил митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). Архимандрит Пимен был уже очень болен. Через неделю, в ночь на 17 августа он скончался. Место погребения было приготовлено архимандритом Пименом заранее: еще в 1868 году на братском кладбище была построена часовня в честь Знамения Креста на небеси, которая и стала надгробной.
Невозможно в кратком изложении перечислить все, что успел сделать и для своей обители, и для ряда других архимандрит Пимен. След, оставленный им и в истории Николо-Угрешского монастыря, и в сердцах каждого из тех людей, которые хотя бы однажды встречали его мудрый, внимательный взгляд, причем многие из них на всю жизнь становились его верными сотрудниками и почитателями, – этот след уничтожить не удалось вместе с могилой архимандрита. Казалось бы, из совершенного небытия вернулась к нам личность теперь уже преподобного Пимена. Самым зримым знаком невидимого присутствия здесь святого является восстановленный из руин монастырь.Не случайно те, кто изучает историю монастыря, сравнивают архимандрита Вениамина (Зарицкого, ныне митрополита Рязанского) с архимандритом Пименом. Трудности восстановительного периода часто заставляли первых насельников монастыря обращаться к опыту и примеру архимандрита Пимена. Так стало складываться его почитание, подкрепляемое свидетельствами прихожан, паломников о благодатной помощи по молитвам к святому. В конце 90-х годов были обретены его честные мощи. Прославленный местно, в 2004 году преподобный Пимен был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Причем практически не возникло затруднений с оформлением внешних знаков этого почитания. Когда еще только обсуждался вопрос об изготовлении раки для святых мощей, вдруг монастырю пожертвовали серебро в таком количестве, которого оказалось вполне достаточно для великолепной гробницы. А вскоре несколько благотворителей монастыря высказали пожелание о строительстве храма во имя преподобного Пимена Угрешского, и всего лишь через год после закладки на месте надгробной часовни был уже освящен необыкновенной красоты храм, совершенством напоминающий знаменитый шедевр древнерусской архитектуры церковь Покрова-на-Нерли.
Множатся рассказы о чудесах по молитвам к преподобному Пимену. Рассказывают и такую трогательную историю, как маленькая девочка, пожалев раненого голубя, беспомощного лежавшего на земле, принесла его к раке с мощами, стала просить преподобного Пимена о помощи, и исцеленная птица сама смогла взлететь…
Поклонившись мощам святого, паломники выходят из Преображенского собора и видят рядом храм совсем небольшой – Никольский собор, заново отстроенный к 2010 году. Прежний, где находилось множество святынь, главной из которых была икона Николая Чудотворца, явленная князю Димитрию, был снесен в 1940 году. К сожалению, и этот образ – великая святыня Угреши по сей день «в заточении»: в Третьяковской галерее. Рядом с Никольским собором видна часовня, возведенная на том самом месте, где было явление иконы. Она как бы заменила собой стоявшую здесь сосну, над которой князь увидел чудесный образ. До революции в ней хранился кусок той самой сосны. В советское время часовня была превращена в трансформаторную будку, и ее пришлось отстраивать заново. Немного дальше – вход в старинный, 1763 года, храм Успения Пресвятой Богородицы, с которого и началось возрождение обители. Храм находится на втором этаже корпуса, где были Государевы и Патриаршии палаты, затем настоятельские келии, а теперь эти помещения занимает музей-ризница монастыря. Основная часть экспозиции – это собрание икон. Представлены здесь и старинные книги, церковная утварь, облачения. Есть также раздел, посвященный истории монастыря. Из музея посетители попадают в сохранившуюся башню монастырской ограды ХVI века. Помещение это памятно тем, что именно здесь последовала праведная кончина преподобного Пимена Угрешского. А в подклете башни когда-то был заточен протопоп Аввакум.
Ризница – это не единственный музей в монастыре. Есть еще экспозиция, посвященная царю-страстотерпцу Николаю II. Начинался музей с выставки, которая была устроена, когда монастырь получил в дар коллекцию предметов, связанных с императорской семьей. Затем была сформирована целая экспозиция, занимающая просторное помещение, оформленное в строгом, благородном стиле, где представлены личные вещи царя, редкие фотографии, документы, погружающие в атмосферу российской действительности конца ХIХ – начала ХХ века. Например, здесь можно увидеть икону Николая Чудотворца и мученицы Александры, императрицы Римской – небесных покровителей царской семьи, написанную к коронации; чашку, принадлежавшую царю, и множество других подлинных вещей. В коллекции их около двух тысяч, и в экспозиции периодически что-то меняется, чтобы можно было показать все наиболее интересное.
Но вернемся в Успенский храм, где утром и вечером идут богослужения. Ежедневно в монастыре совершается две Литургии, а по воскресным и праздничным дням служат целых три обедни – так велико число богомольцев. Небольшой уютный храм с низкими сводами и дореволюционными росписями погружает в атмосферу старого монастыря. Здесь все уже обжито, как говорят в таких случаях – «намолено». Стройно, неспешно проходят службы. Поет обычно хор семинаристов, к которому нередко присоединяются монахи. И одновременно с церковной молитвой потихоньку, незаметно течет неиссякающий людской ручеек в небольшое помещение при храме. С надеждой и верой входят сюда страждущие телесными недугами, ибо здесь – средоточие великих святынь: частицы мощей великомученика Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца, святителя Антипы Пергамского, великомученицы Варвары, одного из сорока Севастийских мучеников, мученицы Людмилы, княгини Чешской, князя Чешского Вячеслава, ковчег с мощами преподобных Киево-Печерских отцов, святителя Тихона Задонского, святителя Игнатия (Брянчанинова)… «Мученик мощи благоухания испущают чудес приходящим несумненным сердцем, и страстей зловоние прогоняют присно, и всем здравие о Бозе подавают» – слова пятничного канона 7-го гласа неслучайно вспоминаются здесь, настолько ощутима благодатная, исцеляющая сила, исходящая от мощей. Здесь молятся с особым благоговением.
Неподалеку от Успенской церкви, в углу монастыря находится бывший больничный храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в нем братия совершает свое молитвенное правило. Монахов в монастыре немногим более двадцати, почти все – в священном сане, шестнадцать имеют высшее богословское образование. С большим монастырским хозяйством помогают справляться трудники. При монастыре, кроме сельскохозяйственного, есть еще свечное производство, типография, большой парк машин, трапезные для братии, трудников, семинаристов. С первых лет работает пекарня, где выпекают несколько сортов хлеба, пирожки, кондитерские изделия. Гостеприимно открыта трапезная для паломников. Здесь кормят вкусно, разнообразно и, что немаловажно, дешево.Живя, вроде бы, совершенно обособленно, монахи тем не менее не отгораживаются от множества проблем, существующих в миру, а предлагают свою активную помощь. Обитель продолжает свое социальное служение, основы которого были заложены еще во второй половине ХIХ века преподобным Пименом. Точно так же и при архимандрите Вениамине (впоследствии возведенном в сан епископа Люберецкого) братия решили не ждать милостыни, делать все своими руками, да еще с таким расчетом, чтобы было чем поделиться с людьми, оказавшимся в кризисные 90-е годы в бедственном положении. Когда епископа Вениамина, переведенного на Пензенскую кафедру, сменил на посту наместника монастыря духовник обители игумен Варфоломей (Петров), социальная деятельность получила свое дальнейшее развитие и ведется сразу по нескольким направлениям.
В частности, здесь помогают больным, старикам, инвалидам, многие из которых одиноки. Причем главное внимание сосредоточено не столько на уходе, питании и других бытовых проблемах, что, конечно, тоже важно, и в этом людям тоже помогают, – сколько на обеспечении духовного окормления. С немощным человеком побеседуют, пригласят священника, помогут подготовиться к таинствам Исповеди и Святого Причащения. Пациентов городской больницы добровольцы службы «Милосердие» оповещают, когда в больничном храме совершаются богослужения, или просто помолятся все вместе, почитают акафист целителю Пантелеимону, в честь которого освящен больничный храм. Следует заметить, что все храмы, существующие ныне в Дзержинском, тоже являются плодом усилий Николо-Угрешского монастыря, который стал поистине сердцем этого, еще совсем молодого города.
Большой бедой в наши дни стала алкогольная и наркотическая зависимость. И здесь страждущих и их родственников тоже стараются поддержать. Каждую неделю, по пятницам, в обители служится молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» об исцелении больных алкоголизмом и наркоманией. Больным оказывают помощь в подготовке к прохождению курса реабилитации. Создана специальная группа поддержки.
А чтобы меньше было таких проблем в нашем обществе, монастырь предлагает детям и молодежи заняться гораздо более интересными вещами. Внимание именно к подрастающему поколению здесь особенно заметно. Так, став членом творческой группы «Сфера», можно научиться искусству живописи. Музыкальная студия «Угреша» обучает мальчиков хоровому пению. Для девочек школьного возраста действуют курсы первой медицинской помощи. Для более старших есть духовно-просветительские курсы «Сокровенный мир Православия». Паломническая служба монастыря предлагает разнообразные, интересные маршруты по святым местам.
И еще одно объявление привлекает внимание – о наборе в семинарию. Еще в начале 90-х годов в Николо-Угрешском монастыре открылся богословский лекторий, а затем духовное училище, впоследствии преобразованное в семинарию. Ведут занятия в семинарии, наряду с насельниками монастыря, преподаватели из Москвы, из Московской духовной академии. Студенты обучаются по программам бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года) на богословском и историческом факультетах. Приезжают поступать сюда из разных городов России и бывших советских республик. Живут и учатся семинаристы в бывшем корпусе училища для крестьянских детей, который был выстроен еще при архимандрите Пимене. Здесь же находится библиотека семинарии. А отдельные помещения занимают солдаты-срочники. Есть такая возможность для военнослужащих – пройти курс реабилитации в монастыре. Здесь их знакомят с жизнью и трудами обители, проводят для них беседы о Православии. Случается, что после окончания службы, эти молодые люди приходят в монастырь в качестве сотрудников.