икона лобзание иисуса христа иудой в чем помогает
Поцелуй Иуды — предательство или что-то иное?
Поцелуй Иуды — в чём его исторический и христианский смысл? Попытаемся разобраться в этом нелёгком вопросе в нашей статье.
Поцелуй Иуды
Иуда был первым из учеников, кому Христос умыл ноги на Тайной Вечери. Там же он принял от Христа хлеб, напитанный вином, потом встал, пошел и предал Его. Как так могло быть?
Иуду часто изображают на Иконе Страшного Суда. Там он сидит на коленях сатаны, как его любимый ребенок. Трудно сказать, где настоящее Иудино место. При жизни он смог поставить себя вне любого мира. Иуда ухитрился полностью утратить ощущение духовного мира. Ему и Христос не Христос, и сатана не сатана. Часто толкователи связывают его омертвение сердца со страстью сребролюбия. Но сердце может превратиться в камень сотнями других способов. И все они ведут к утрате живого ощущения близости Бога и, в финале, к предательству Христа.
Искариот был привлечен проповедью Христа о грядущем Божием Царстве. Апостолы были из простых колен Израиля. Иуда же был из привилегированного колена. Попросту говоря, он был единственным иудеем. Не каким-нибудь галилеянином, а из тейпа образованных, властных, наиболее продвинутых потомков Авраама. Он был элитой. Разумеется, ему хотелось, и он считал должным быть при грядущем Мессии, как наиболее легитимный наследник власти будущего царства.
Все время пребывания рядом с Иисусом Иуда напряженно приглядывался к Учителю, сравнивая Его с образом пророка. Дело в том, что в Израиле была и есть школа, или традиция, тщательно и постоянно изучающая приметы грядущего Мессии. Иуда, как и большинство иудеев, был в курсе элементарных правил определения. А так как ему доверили кассу, то, очевидно, он знал счет и был наиболее грамотным среди апостолов. Можно легко себе представить его отношение к собратьям-рыбакам. Ощущение избранности тоже сыграло свою роль в разочаровании Искариота.
Иуда очень скоро убедился, что речь Христа о Небесном Царствии не имеет ничего общего с освобождением от Рима. Постоянная фронда Иисуса по отношению к фарисейской традиции должна была еще больше усилить подозрения прагматичного ученика. В конце концов, Иуда решил, что Христос самозванец. Либо безобидный самозванец, на котором можно заработать. Либо некто странный, могущий взять власть и которого нужно подтолкнуть к этому провокацией. Этот сценарий мог принести место, доходное место.
Так Иуда исключил себя из первого мира традиции истории Бога и человека, не поняв роли Христа.
Из Сионской горницы накануне распятия Иуда ушел, провожаемый тяжелым взглядом апостолов. Христос вслух назвал его предателем. Он мог попросить прощения и остаться, но он ушел, хлопнув дверью.
Из Синедриона Иуда ушел, швырнув сребреники под ноги старейшин.
Ему некуда стало идти. Он оказался вне миров, и ему показалось, что лучше раствориться в небытии. Иллюзия, преследующая всех самоубийц. Тотчас после смерти откроются уже мертвые глаза, и иная реальность станет даже более существенной, чем наша, земная.
На каждой Литургии Церковь напоминает нам о Иуде:
Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.
Когда воины пошли арестовывать Христа, то Иуда сказал, что выдаст им Иисуса целованием. Христос мог отстраниться, отвести ланиты. Но Он этого не сделал. Господь дал последний шанс – Свой поцелуй. Если можно, то представьте себе и на себе поцелуй Бога.
На самом деле, это не трудно. На Литургии этот поцелуй нам и преподается. Ощущаем ли мы его как реальность? И разве мы продаем Христа?
Предательство Христа не означает, что каждому из нас – христиан — некто предлагает тридцать сребреников и просит продать Христа снова. Иисуса с нами телесно нет. Нет Гефсиманского сада, прокуратора Пилата, Каиафы и Анны с синедрионом и дерущимися слугами.
Иуда был казначеем Царя Небесного. И все мы также владеем некоторыми сокровищами, данными нам при рождении. Слава Тебе, Господи, что Ты скрываешь наши мысли от наших ближних. Если бы они могли их читать, то никто не подошел бы друг к другу из-за смрада. Если бы наши ближние знали о всей нашей негодности и подлости, то мы бы боялись друг друга хуже зверей. Как и Иуда, мы растратили доверенную казну на свой маленький гешефт. Красота лучше открывает сердца ближнему. Люди научились торговать ей. Ум может послужить к организации мира и порядка вокруг нас. Люди пустили его на мошенничество. Большое сердце может легко послужить лукавству и обману. Слава Богу, наши ближние не могут видеть, во что превратилось Богом нам данное сокровище. Знает Бог. Но стыдно ли нам? Стесняемся ли этого? Да так, не очень.
Иуда пошел и раскаялся, что хорошо, и удавился, что плохо. Трудно сказать, из-за чего раскаивался Иуда. Из-за того ли что обломился ему пост министра финансов в новом правительстве? А может быть от того, что стало жалко невинного Человека, или от того, что сатана отошел от него за ненадобностью, и его душа почувствовала что-то великое в образе Христа. Многие из тех, кто принимает поцелуй Христа в таинствах, даже не догадываются о таких переживаниях. Да и в самом деле, зачем вешаться, если душа и так мертва. Сатане нет смысла напрягаться с таким шоу, когда мертвая душа и так сама по себе, без усилий идет к нему верным путем.
Утрата реальности существования Бога, возня около Христа, выгода, извлекаемая из дружбы с Богом — и есть Иудин грех. Но главное в этом грехе — отталкивание от себя любви Небесного Отца.
Для нас, сегодняшних учеников Господа, этот грех вполне актуален и опасен. Поэтому Церковь ежедневно поминает этого Иуду, предупреждая нас об опасности, перед самым причастием. Этот возглас опять и опять отсылает нас к событиям, развернувшимся в Гефсиманском саду после Тайной Вечери:
-…..ни лобзания Ти дам, яко Иуда…
Скоро Пасха. В ее образе навечно сплелись память об Иуде и воскресении Христа. Кому Христос, кому Иуда. Для нас – это особенный момент максимального приближения к Богу. Большая часть страны на Пасху в храм не придет. Им вообще все равно, кто такой Иуда. Часть иудина подойдет поближе: повертеться у Христа, покурить, пофотографировать в ожидании перфоманса. Для них Пасха – это русский карнавал с ночными шествиями, стоянием в храме, продолжением действа на кладбище и катанием яиц. Кексы, творог, целлофан, ленточки, цыплята, сердечки, бархатные яички в деревянных стаканчиках, наклейки, открытки, на которых изображены целующиеся купец и купчиха преклонного возраста – их питательная среда. В глазах таких зрителей Господь есть источник дохода или развлечения. Для таких как они Христос есть коммерческий проект, удобный медиа-ресурс, шоу, фактор внутреннего комфорта или иная выгода и побочный продукт.
Например, иудиным грехом подработали дамы из ПБЮЛ «Фемен» и ЧП «Пуси». Они, более ни на что не способные, подработали на Христе приличные деньги, решили многие материальные проблемы и создали себе «солидный» имидж. Любая благоустроенная страна нетрадиционной ориентации с радостью предоставит им гражданство и пособие. Причем, Иуда хоть как-то покаялся, а эти вполне довольны результатом. Им такие сложные переживания неведомы. Примечательно, что Пуси исполнили свой медвежий и дурацкий танец в день памяти пророка Захарии Серповидца, пророчествовавшего о предании Мессии за тридцать сребреников. Страстной четверг — «пусин» профессиональный праздник. Где их изобразит иконописец?
Рассматривание образа Иуды должно навести нас на мысль: а нет ли во мне иудиной части? Что для меня Иисус: хобби, партнер или Бог? Иисус и Иуда были рядом. Каждый занимался своим делом. Мы тоже чем-то заняты в эту неделю. У Христа Страстная неделя закончилась жертвой любви. А чем она закончится у нас? Любованием своих переживаний, ролевой игрой с хлебом и водой, заламыванием рук, впрочем, бесплодным, или, напротив, особенным вхождением в работу Господню. Смыслом нашей христианской жизни должен стать не пустой «марлезонский балет» на околоцерковной сцене, вне пространства Бога, а реальный плод Христовой работы рядом с Ним.
Суммой этих плодов должен быть наполнен и наш пост и вся наша жизнь
Человек, приходя в гости, приносит гостинец. Отправляясь в гости к Богу на Пасху, на брачный пир тоже нужно принести Господу гостинец. Как обычно, перед гостями мы мечемся по магазинам в поисках подарка. Так и сейчас, в оставшиеся дни, надо бы метнуться за добрым делом, которое мы принесем в ладошке Богу.
— Возьми, Любимый! Вот мой дар на общий Брачный Пир. Пусть и от моих щедрот пьют и вкушают Твои гости и мои братья. Пусть и мое угощение станет на общей трапезе. Ведь я подобен Тебе и в радости, и в жертве. Мы с Тобой, Христос, накроем вместе стол Пасхи. Я ведь тоже, вместе с Тобой, маленький хозяин.
Господи, дадим друг другу дружеское целование. Твой мир, Христе, самый лучший.
Икона лобзание иисуса христа иудой в чем помогает
Недалеко от подмосковного Ногинска, который до революции назывался Богородск, находится мужской Николо-Берлюковский монастырь. С ним связана история обретения чудотворной иконы Иисуса Христа, лобзаемого и предаваемого Иудою.
Обретение чудотворного образа «Лобзание Иисуса Христа Иудою» произошло 24 мая 1829 года при настоятеле иеромонахе Антонии (Алексее Ивановиче Ерофееве). Строитель Антоний на момент обретения чудотворного образа Спасителя был тяжело болен и находился в городе Москве на излечении, а потому управление было возложено на казначея иеромонаха Геннадия. Через два дня после обретения, 26 мая 1829 года, строитель Антоний (Ерофеев) скончался и был погребен согласно его воле на кладбище Московского Симонова монастыря, а иеромонах Геннадий по указу Московской Духовной Консистории официально вступил в управление монастырем.
В 15 верстах от обители в казенном селе Кудинове женщина страдала глазною болезнию более двадцати лет; и уже совершенно лишена была зрения, все средства хитрости человеческой остались тщетны при оказании помощи этой несчастной; но молитвы ея к Богу и вера в Промысл так были сильны и пламенны, что она после столь продолжительной болезни удостоилась испытать на себе явно и непосредственно помощь Божию, и исцелиться от слепоты своей, подобно слепцу Евангельскому прозревшему от прикосновения перстов Спасителя.
Однажды женщина эта после молитвы своей к Богу заснула, и зрит перед собой в сонном видении некоего благолепного мужа, который спрашивал ее: «Хочешь ли быть здоровою и прозреть?», и на ответ ея, что «она всегда усердно молит Бога, и что, знать, за грехи Господь лишил ея видения дневнаго света», неизвестный тот, показав Икону Христа Спасителя, ту самую, как она по прозрении уверяла, которая исцелила ея, сказал: «отслужи молебен перед сею иконою, и Бог исцелит тебя». Женщина обещалась, и видение кончилось.
Проснувшись, слепая рассказала виденное домашним, но где найти виденную икону, никто не знал: а у явившагося она о сем не спросила. Подумали, подумали, да и положили, что если есть на это воля Божия, то Он Сам покажет им и икону Свою, а найти оную самим по одному только описанию слепой женщины, почли делом невозможным. На другую ночь тот же самый явился опять женщине, и уже с негодованием спросил: что же ты не исполняешь своего обещания? Я бы с радостию исполнила, отвечала слепая, но не знаю, где отыскать таковую икону; а ты мне об этом ничего не сказал. Иди в Берлюковскую пустынь, сказал явившийся, там найдешь эту икону, отслужи перед нею молебен, и прозришь.
По утру, женщина опять рассказала свое явление, и просила, чтобы ее отвезли в Берлюковскую пустынь. По приезде в пустынь, просили монахов отыскать икону по описанию слепой; но, сколько не искали, в церкви таковой иконы не оказалось; а потому и отслужили молебен пред местною иконою Спасителя.
Слепая возвратилась домой таковою же, отчаявшись в своем исцелении. Чрез несколько времени болящая снова удостоилась видения, в котором открыто ей, что виденная ею икона находится в монастырской хлебопекарне, там она может отыскать оную, и исполнить свое обещание. Немедленно слепую опять привезли в монастырь; по словам ея монахи тотчас отыскали в хлебне икону Спасителя, запыленную, закопченную, стоявщую в углу без всякаго призрения; отерли, обмыли, и разсмотрев писание, спросили слепую, эту действительно ты видела Икону; Да, эта самая, отвечала слепая, я твердо помню, что позади Батюшки Спасителя стояли два солдата, один держал Его ручки, а другой поднял кверху веревки; а спереди Иуда окаянный лез Его целовать. Ну так, сказал иеромонах объятый благоговейным ужасом; только лики — то очень темны, и трудно разсмотреть их: молись же с усердием, я сей час начну молебен, и освячу воду.
По окончании молебна слепой дали святой воды, она немного выпила, потом помазала себе глаза, и что же! В одно мгновение струпы покрывавшие ея сомкнутыя ресницы, отпали, веки разошлись и слепая двадцать лет прозрела. Неописана была радость исцелевшей; в святом интузиазме она схватила стоявшую икону, тысячекратно лобызала лик Спасителя, орошала Его теплейшими слезами, и не будучи в состоянии говорить, указывала предстоящим, то на свои глаза, то на икону, и снова начинала лобызать, и плакать.
Событие это произвело на современников неизгладимое впечатление и превратило Берлюковскую пустынь, которую до того мало кто и знал, в одну из почитаемых в Московской губернии обителей.
Нескончаемым потоком потянулись сюда тысячи и тысячи людей для поклонения чудотворному образу Спасителя. Шли за исцелением от телесных и душевных ран, шли за духовным прозрением, шли и получали по вере своей. Поток богомольцев был настолько велик, что в начале ХХ века планировалось проложить трамвайные пути длиной 17 км от Богородска (нынешнего Ногинска) до Берлюковской обители. Помешала этому начавшаяся война…
После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.
После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.
До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.
По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет.
В 1829 году Николаевская Берлюковская пустынь обрела великую святыню — чудотворную икону «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Событие это произвело на современников неизгладимое впечатление и превратило Берлюковскую пустынь, которую до того мало кто и знал, в одну из почитаемых в Московской губернии обителей. Нескончаемым потоком потянулись сюда тысячи и тысячи людей для поклонения чудотворному образу Спасителя. Шли за исцелением от телесных и душевных ран, шли за духовным прозрением, шли и получали по вере своей. Поток богомольцев был настолько велик, что в начале ХХ века планировалось проложить трамвайные пути длиной 17 км от Богородска (нынешнего Ногинска) до Берлюковской обители. Помешала этому начавшаяся война. Непосредственно о самом чуде обретения иконы мы узнаем из «Сказания об основании Николаевской Берлюковой пустыни и о существовании оной до сего времени», написанного послушником Василием Розановым в 1854 году по благословению настоятеля пустыни архимандрита Венедикта (Протопопова). Послушник Василий Розанов пишет, основываясь на свидетельствах некоторых из братии, пришедших в обитель до 1829 года, таких, как, например, братский духовник иеромонах Феодорит (он пришел в пустынь в 1827 году):
В пятнадцати верстах от обители в казенном селе Кудинове женщина, солдатка Татьяна Ивановна Кузнецова, страдала глазною болезнию более двадцати лет; и уже совершенно лишена была зрения, все средства хитрости человеческой остались тщетны при оказании помощи этой несчастной; но молитвы ея к Богу и вера в Промысл так были сильны и пламенны, что она после столь продолжительной болезни удостоилась испытать на себе явно и непосредственно помощь Божию, и исцелиться от слепоты своей, подобно слепцу Евангельскому, прозревшему от прикосновения перстов Спасителя.Однажды женщина эта после молитвы своей к Богу заснула, и зрит перед собой в сонном видении некоего благолепного Мужа, который спрашивал ее: “Хочешь Однажды женщина эта после молитвы своей к Богу заснула, и зрит пред собою в сонном видении некого благолепного Мужа, который спрашивал ее: «хочет ли быть здоровую и прозреть?». И на ответ её, что «она всегда усердно молит Бога, и что знать за грехи Господь лишил её видения дневного света», неизвестный тот, показав ей икону Христа Спасителя, ту самую, как она по прозрению уверяла, которая исцелила ее, сказал: «отслужи молебен пред сею иконою и Бог исцелит тебя». Женщина обещалась, и видение кончилось.
Проснувшись, слепая рассказала видение домашним, но где найти виденную икону никто не знал, а у явившегося она о сем не спросила. Подумали, подумали, да и положили, что если на это воля Божия, то Он Сам покажет им и икону Свою, а найти оную самим по одному только описанию слепой женщины сочли делом невозможным.
На другую ночь тот же самый явился опять женщине и уже с негодованием спросил:
— Что ж ты не исполняешь своего обещания?
— Я бы с радостью исполнила, — отвечала слепая, — но не знаю, где отыскать таковую икону, а ты мне об этом ничего не сказал.
– Иди в Берлюковскую пустынь, — сказал явившийся, — там найдешь эту икону, отслужи пред ней молебен, и прозреешь.
По утру женщина опять рассказала свое явление и просила, чтобы ее отвезли в Берлюковскую пустынь. По приезду в Пустынь просили монахов отыскать икону по описанию слепой, но сколько ни искали, в церкви таковой иконы не оказалось, а потому и отслужили молебен пред местною иконою Спасителя. Слепая возвратилась домой, таковоючи отчаявшись в своем исцелении.
Чрез несколько времени болящая снова удостоилась видения, в котором открылось ей, что виденная Его (Спасителя — прим. ред.) икона находится в монастырской хлебопекарне, там она может отыскать оную и исполнить свое обещание.
Немедленно слепую опять привозят в монастырь, по словам её монахи тотчас отыскали в хлебне икону Спасителя, запыленную, закопченную, стоящую в углу без всякого призрения, оттерли, обмыли и рассмотрев писание, спросили слепую:
— Эту действительно ты видела Икону?
— Да, эта самая, — отвечала слепая, — я твердо помню, что позади Батюшки Спасителя стояли два солдата, один держал Его ручки, а другой поднял к верху веревки, а спереди Иуда окаянный лез Его целовать.
— Ну так, сказал иеромонах, объятый благоговейным ужасом, — только лики-то очень темные и трудно рассмотреть их: молись же с усердием, я сейчас начну молебен и освящу воду.
По окончании молебна слепой дали святой воды, она немного выпила, потом помазала себе глаза, и что же! В одно мгновение струпы, покрывавшие ее сомкнувшиеся ресницы отпали, веки разошлись, и слепая двадцать лет прозрела. Неожиданна была радость исцелевшей, в святом интузиазме она схватила стоявшую Икону, тысячекратно лобызала лик Спасителя, орошала Его теплейшими слезами и не будучи в состоянии говорить, указывала предстоящим то на свои глаза, то на икону, и снова начинала лобызать и плакать.
Это происшествие, или справедливее сказать, видимое явление премилосердия Бога в иконе Его для оказания помощи страждущему человечеству подобно дыханию бурного ветра разнеслось по окрестностям. На другой день многочисленная толпа народа наводнила монастырь, все просили молебнов чудотворной Иконе Спасителя, что в хлебне, или как говорили простодушные старушки Спасу Милостивому. С раннего утра начинали петь молебны, и оканчивали не ближе ночи; некоторые, потеряв терпение взойти в хлебню дверьми, лезли в окна.
Таковое бесчисленное стечение народа небывалое в монастырь до сего времени повергло в недоумение управлявшего монастырем Казначея Геннадия, он не знал как поступить: оставить Икону в хлебне не было возможности, а вынести в церковь без дозволения начальства он не осмеливался. А потому чрез несколько времени после первого прославления вечером, взяв Икону, он отправился в Москву к Преосвященнейшему Митрополиту Филарету, дабы оказав ему оную донести лично о случившемся, просить благословления о назначении Чудотворной Иконе приличествующего места. Архипастырь разрешил вынести икону в церковь с подобающим торжеством, то есть сделать в хлебню Крестный ход, и поставить икону в доступном для всех молящихся месте.
После своего преставления Татьяна Ивановна Кузнецова была погребена в Николаевской Берлюковской пустыни.
29 июня 1920 года официальным постановлением Президиума уездного исполкома Богородского совета монашествующим Берлюковской пустыни было предписано оставить все здания и в недельный срок переселиться в игуменский корпус с храмом во имя Всех Святых. В обительских зданиях началось устройство приюта для инвалидов-красноармейцев.
23 марта 1922 года Политбюро ЦК дало указание на места приступить к широчайшему, решительному и полному изъятию церковных ценностей по всей стране. Но работа постоянно осложнялась тем, что госслужащими, имевшими отношение к процессу экспроприации, проводились массовые хищения ценностей. Интересен и тот факт, что комиссии часто сталкивались и с имитацией краж храмовых ценностей верующими и священнослужителями с целью сокрытия наиболее ценных, чтимых предметов церковного обихода.
25 апреля 1922 года в обитель прибыла уездная Богородская комиссия в сопровождении сотрудников милиции для изъятия церковных ценностей. Комиссия, которую возглавляли товарищи Кудрявцев, Родин и Барышов, произвела «…изъятие ценностей из 5 церквей при Берлюковском монастыре на основании постановления ВЦИК от 23 апреля сего года и согласно мандату № 1572 от 21 апреля 1922 года».
От имени обители документы об изъятии подписал настоятель архимандрит Петр. Всего было изъято драгоценностей общим весом 9 пудов 4 фунта 51 золотник.
В этих документах в последний раз упоминается чудотворный образ Спасителя. В описи зафиксировано: Венец с иконы Спасителя с камнями серебряный вызолоченный, вес 1 фунт 95 золотников.
На сегодняшний день достоверно неизвестно, что стало с чудотворным образом Спасителя, неизвестна и дальнейшая судьба архимандрита Петра (Орлова). Среди местного населения бытует, однако, множество легенд и рассказов о жизни обители в это страшное время. В частности, от старожилов можно услышать, что чудотворная икона была спасена монахами, которые сумели ее спрятать в подземельях под обителью, а архимандрита Петра забрали сотрудники милиции и увезли в неизвестном направлении.
Та чудотворная икона теперь, как и некогда, сокрыта от нас. На аналое в храме лежит другая икона, но обстоятельства ее появления в монастыре также весьма примечательны. В 1997 году иеромонаху Евмению, тогда еще клирику Владимирской церкви в подмосковных Мытищах, одна пожилая женщина подарила старую икону. Это была икона «Лобзание Господа нашего Иисуса Христа предателем Иудою». Отец Евмений долго недоумевал, почему к нему пришла именно эта икона? Ну, не Иудой же ему быть? А через 7 лет настоятель Николо-Берлюковской пустыни, иеромонах Евмений вывез первый грузовик с мусором из храма Христа Спасителя, построенного в свое время специально для явленной чудотворной иконы. Началось восстановление обители.
Чудотворная икона «Лобзание Христа Спасителя Иудой»
В небольшом селе Авдотьино Ногинского района с первой половины девятнадцатого века почитается чудотворная икона «Лобзание Христа Спасителя Иудой». Икона с необычным сюжетом в прошлом слыла одной из главных святынь восточной части Подмосковья. Слава об исцелениях, происходивших у образа, превратила до этого малоизвестную Николо-Берлюковскую пустынь в один из видных монастырей подмосковной земли.
Николо-Берлюковская пустынь в селе Авдотьино украшена грандиозной колокольней, сравнимой с самыми высокими звонницами Московской области. Кажется, что она не сильно уступает размерами колокольням Троице-Сергиевой Лавры или Николо-Угрешского монастыря. Главный собор обители носит имя храма Христа Спасителя, но размерами он гораздо меньше своего московского «тезки». Такое название собор получил в честь иконы Христа Спасителя «Лобзание Иуды». Храм возводился по предложению одного столичного купца специально для хранения святыни.
В семнадцатом веке на месте монастыря находился погост при церкви Николая Чудотворца, который назывался Бирихинским или Берлюковским. Название погоста произошло от некогда существовавшего в этих краях села Берлино Черноголовской волости. Монастырем погост при церкви стал в 1719 году, но тогда обитель была бедной и ничем не примечательной. Все изменилось спустя сто лет, когда в монастырской хлебопекарне случайно нашли старинную икону, изображавшую сцену взятия под стражу Иисуса Христа и предательский поцелуй Иуды Искариота.
Украшенная серебряной ризой икона Иисуса Христа «Лобзание Иуды» находится на колонне по правую сторону от входа в собор монастыря. На ней изображены четыре фигуры: в центре Иисус, голова которого отмечена позолоченным нимбом, слева и позади Христа помещены два воина, а предатель – справа от учителя. В нижней части оклада в рамке выбиты первые строки песнопения на церковно-славянском языке: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся». Эти слова поются за богослужением в четверг и пятницу Страстной недели перед праздником Пасхи. Под «умовением вечери» подразумевается события последней трапезы Христа с апостолами. Иисус Христос перед трапезой омыл ноги своим ученикам, хотя по обычаю омовение должен был совершать слуга или наименьший из собравшихся, а не учитель. Во время Тайной вечери Иисус объявил, что один из учеников предаст его. Иуда Искариот, одержимый страстью сребролюбия, сразу после трапезы пошел к врагам и завистникам Христа и сговорился выдать за тридцать сребреников тайное место, где скрывался учитель, указав на Иисуса поцелуем. На иконе изображен момент предательского «лобзания» и арест Христа воинами в Гефсиманском саду.
В историческом очерке о Николо-Берлюковском монастыре Нила Софонова приводится подробный рассказ о том, как произошло первое чудо у образа Христа. Однажды слепая крестьянка села Кудинова, расположенного в пятнадцати верстах от Авдотьино, увидела необычный сон. Ей явился незнакомец, который спросил, хочет ли она исцелиться и снова видеть. Женщина страдала слепотой двадцать лет, и врачи были не в состоянии ей помочь. Незнакомец из сна повелел ей отслужить молебен у иконы Иисуса Христа и пообещал полное выздоровление. Пробудившись, женщина стала спрашивать родных об иконе Спасителя, но загадочный образ никому не был известен. Икона, которую она видела во сне, действительно, была необычной. Позади Спасителя стояло два воина, один из которых держал руки Христа, а другой поднял веревки. На иконе также был изображен апостол Иуда Искариот, целующий Иисуса.
Ночью незнакомец явился крестьянке вновь и подсказал, что нужную икону она найдет в Николо-Берлюковском монастыре. На следующее утро слепая стала просить родных отвезти ее в названную обитель, но поездка не увенчалась успехом. Выслушав описание образа, монахи не нашли в обители ни одной иконы похожей на ту, что приснилась женщине. В итоге решили отслужить молебен у обыкновенной иконы Спасителя, которая имелась в храме, но исцеления не последовало. Вернувшись домой, крестьянка увидела третий сон, в котором все тот же загадочный человек велел ей опять поехать в Берлюковскую пустынь и поискать икону в монастырской хлебопекарне. Женщина исполнила повеление и попросила монахов посмотреть, нет ли какой-нибудь иконы в помещениях хлебни. Там и был найден почерневший от времени образ, о наличии которого, видимо, и не догадывались монастырские служители. Изображение в точности совпадало с тем, что слепая видела во сне. Прямо в хлебопекарне решили отслужить водосвятный молебен, после которого больная впервые за двадцать лет увидела солнечный свет.
Когда жительница Кудинова вернулась в родное село, и прошел слух о чуде, в Берлюковскую пустынь стало стекаться множество окрестных жителей, чтобы увидеть образ. Прямо в хлебопекарне стали служить молебны с раннего утра и до глубокой ночи. Из-за огромного количества народа в помещение хлебни нельзя было войти через дверь, поэтому некоторые стали ломиться в окна. Всех прибывающих паломников негде было разместить на ночь в тесной обители. Настоятель и монахи пустыни, казалось, совсем не были готовы к такому вниманию и ажиотажу вокруг найденной иконы. Казначей монастыря по имени Геннадий взял образ и поехал в Москву, чтобы посоветоваться с митрополитом. Иерарх выслушал гостя и благословил поместить икону в Троицком соборе Николо-Берлюковского монастыря для всеобщего почитания. Со временем для более удобного размещения иконы был построен новый просторный собор Христа Спасителя.
Перед иконой в первые же дни после случая исцеления крестьянки села Кудинова стали совершаться чудеса. Задокументированы исцеления жителей окрестных сел Владычнево, деревни Чижевой, села Мизиново. Икона была известна и в Купавне, Бисерово, Леоново, Павловском Посаде. Можно сказать, что благодаря иконе «Лобзание Христа Спасителя Иудой» в последнем городе появился свой святой. В возрасте девятнадцати лет житель Павловского Посада Василий Грязнов шел как-то с работы полем и услышал голос Богородицы. Она повелела ему идти в Николо-Берлюковскую пустынь к чудотворной иконе Спасителя. Василий был воспитан в семье верующих, но потом стал вести образ жизни далекий от христианских идеалов. После паломничества к иконе «Иудино лобзание» в Авдотьино юноша изменился, а впоследствии стал известен своей подвижнической жизнью и делами милосердия в родном городе. Сегодня он канонизирован как местночтимый святой, а его мощи находятся в Покровско-Васильевском монастыре Павловского Посада.