икона на кипре закрытая тканью

Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская)

Празднование 12/25 ноября, 26 декабря/8 января

Богородица есть слава человеков, слава мира… как личное жилище Духа Святого, есть воистину и личное возглавление Церкви, сердце Церкви, Главою которой является Христос… Будет неправильно сказать в общей форме, что Мария есть Церковь, и однако можно говорить, что Церковь представляется Марией, насколько в лице Ее соединяются все свойства Церкви, в личном, и притом высшем, предельном воплощении. Ибо если Церковь живет и движется силою и дарами Духа Святого, то в Ней Он обитает; если Церковь воображает Христа в чадах своих и Его в них как бы рождает, то в Богоматери Он родился и вочеловечился. То, что есть Церковь, составляет самое существо Марии, Которая есть и вместилище Духа Святого, и Матерь Божия, и Богоневеста.

Протоиерей Сергий Булгаков
«Купина Неопалимая» (1927)

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью

Дивный остров Кипр… Он вытянулся к Святой Земле, словно бы стремясь вырваться из тесных объятий магометанства. Сюда устремляются тысячи православных паломников. Кипр славен своими святынями. И одна из самых чтимых среди них — икона Божией Матери «Милостивая» Киккская.

Из порта Ларнака путь ведет к Киккскому монастырю — престолу Пресвятой Богородицы, как зовут его здесь. Ей, Благодатной, издавна молились киприоты о ниспослании дождя, столь редкого и столь желанного в этих выжженных средиземноморским солнцем горах.

Киккская обитель стоит высоко на горе Коккос. Она поражает не только красотой, но и чистотой, ухоженностью, непоказным благолепием. Зримо ощущается особая забота православных о сем святом месте. Великолепны монастырские мозаики, не древние, но исполненные той же высокой духовности, что и древняя византийская смальта. Эта преемственность традиции и поражает, и радует глаз русского человека.

В стенах Киккской обители, пред ликом «Милостивой», нашел свое последнее земное упокоение архиепископ Макариос — многолетний президент республики Кипр и одновременно первоиерарх автокефальной Поместной Кипрской Церкви.

Вот уже восемь веков не иссякает поток паломников, припадающих к чудотворному образу «Милостивой» Богоматери (Киккской). Предание относит его к числу икон, написанных самим апостолом Лукой. Нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в Киккосе.

Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII столетия.

В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех.

Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто».

Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца.

Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».

Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие.

Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью.

С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»).

Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом.

Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства).

Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.

Источник

Чудеса киккской иконы Божьей Матери милостивая

Высоко в скалистых ущельях Троодос, на западе Кипрского острова расположен богатейший монастырь Киккос. Там происходят настоящие чудеса. История аббатства наполнена невероятными происшествиями. В святом месте находится мировая легенда – Киккская икона Божией Матери.

Чествование Божественного Киккского образа устраивают 26 декабря (8 января по новому стилю). Образ Небесной Царицы бережно хранится в имперской обители, возведенной в ее честь.

Согласно древнейшему преданию Киккская икона Божьей Матери была сотворена апостолом Лукой при земном существовании Девы Марии. Она же собственноручно благословила эту святыню.

В мире христианства различают три разновидности образов Богородицы: «Елеуса» («Милостивая»), «Оранта» («Возносящая молитвы») и «Одигитрия» («Направляющая на путь»).

Киккская легендарная икона Божией Матери, хранящаяся на Кипре, относится к «Елеусе». Отличие в том, что лики святых на образе соприкасаются. Это символизирует беспредельную любовь ко всему живому, что есть на земле.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканьюИменно здесь, в Киккском монастыре на Кипре хранится чудесная икона

История

До того, как Милостивая святыня очутилась в скалах Киккоса, ею владела христианская община в Египте (первая на землях фараонов). Святой образ передал туда апостол Лука. После начала христианских гонений (980 год) образ Божьей Матери переправили в Византию (Константинополь) и бережно хранили до царствования Алексия Комнина (XII век).

Путь святыни на Кипр

Наместник Византии на Кипре Мануил Вутомис, слывший жестким и бессердечным человеком, охотился в густых лесах Троодоса. Он отстал от своих сопровождающих и заблудился в лесной чаще. Блуждая по горным тропинкам, он наткнулся на монаха-отшельника Исайю. Старец был настолько занят своими молитвами, что не заметил приблизившегося Мануила Вутомиса и не поприветствовал его.

Рассерженный наместник избил старца Исайю и вскоре нашел дорогу обратно к своей свите. Спустя некоторое время его одолел странный недуг – он слабел, чах с каждой минутой.

Когда Мануил Вутомис находился уже на смертном одре, он призвал священника, чтобы исповедаться. Говоря о своих грехах, Мануил Вутомис припомнил избитого им старца. Прояснившийся разум подсказал наместнику, что его странный недуг – это наказание за оскорбление монаха. Правитель срочно послал людей для поиска монаха Исайи, чтобы извиниться перед ним.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью

Божественное провидение

Монах Исайя в это время читал молитвы рядом с раскидистым дубом. Внезапно во время богослужения к дереву прилетела птичка божественной красоты и прочирикала, усевшись на ветви:

«Скала Киккос, Киккос гора. Возведен в ущелье Кикский будет Монастырь. Небесная Дева туда зайдет и никогда больше не покинет».

Старцу в ту же минуту пришло видение, что красивая птичка эта – посланница Бога и ему, служителю Исайе, выпала священная миссия – создать в скалах Троодоса монастырь Киккской иконы Божией Матери, которую нужно перевезти на Кипр, забрав с Византии.

Трудности старца

К этому моменту к монаху подоспела свита наместника и доставила Исайю в покои Мануила Вутомиса. Он исцелил Вутомиса силой своей молитвы. А затем обратился с прошением. Монах желал, чтобы Милостивая икона была доставлена из Византии на остров. Мануил Вутомис поспешил к своему императору Алексию с прошением. У Алексия Комнина накануне тяжело заболела обожаемая дочь. Ее болезнь была точно такой же, как у Мануила Вутомиса.

Мануил Вутомис рассказал своему императору о происшествии с ним и посоветовал призвать во дворец Исайю, чтобы он молитвами исцелил императорское дитя.

Исайя, незамедлительно прибывший в царский храм, попросил взамен выздоровления дочери Алексия образ Божьей Матери. После его обращения к Богу, наследница Алексия Комнина пошла на поправку.

Но Алексию Комнину было жаль прощаться с любимым образом. Он сделал копию ее и представил перед Исайей оба лика, предложив угадать, какая из образов Милостивая. Исайя попросил Господа о помощи в сложном выборе. Сразу после молитвы во дворец залетела пчела и села на подлинный святой лик, обозначив его.

С этого случая пчела стала отличительным знаком игумена Киккской обители.

Даже и после чудодейственного знака свыше Алексий Комнин не хотел отдавать Богородицу, он медлил с отправкой ее в монастырь, который должен быть создан на Кипре. Во сне к нему пришла сама Богоматерь с повелением выполнить обещанное. Алексий Комнин тут же подготовил богатое судно и с почестями отправил священный образ на остров.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканьюВ центре золоченого иконостаса расположена святыня под красным бархатным покрывалом, скрытая от посторонних глаз

Икона пришла на Кипр

Милостивая икона была встречена жителями острова с превеликим счастьем. До самих Киккских вершин святыня сопровождалась крестным ходом. Не только христиане чествовали образ. Природа также творила чудеса. Перед священным ликом преклонялись деревья и поднимались с глубин моря жемчужные раковины.

И сейчас на горах Тириллии по пути в монастырь находятся склоненные деревья – уникальное свидетельство почитания природы божественному.

На личные средства Мануила Вутомиса на Киккской вершине был возведен монастырь в честь пришедшей Богоматери. Рядом с обителью расположена колокольня постройки 1882 года. Царская Россия подарила монастырю огромный колокол, весом более тонны с дарственной надписью.

Легендарный монастырь не смогли очернить ни аравийские племена, ни крестоносцы, грабившие Византию, ни османцы. Обитель много раз подвергалась страшным пожарам, каждый раз монастырь сгорал дотла. Но Милостивая икона оставалась нетронутой.

В 1750 году во время восстановления обители после сильного пожара на строителей обрушилась арка уже почти законченного храма. Но все рабочие остались живы – их защитила Святая Богоматерь. Чудеса начинались с явления монахам Девы Марии.

С ее лика было написано множество образов, которые хранятся сейчас в Грузии, России, Эфиопии, Болгарии, Египте и Греции. В 1577 году лик покрыли серебряной фелонью с позолотой. Обновили ризу в 1976 году. В храме в середине XVIII века был оборудован иконостас. Милостивая икона расположена в центральной его части.

Чудеса святого образа

Образы Младенца и Богоматери спрятаны под подкладом, повторяющим контур изображения (прорись). Сам оклад надежно закрыт драгоценной, тяжелой, бархатной пеленой. Лик Божьей Матери не виден никому и никогда не открывается. Это порождает массу легенд и слухов:

Богоматерь Киккская является уникальным феноменом. Ведь все подобные ей иконы имеют открытые лики Младенца и Марии. Только раз в году она покидает монастырь и открывает лик. Монахи выносят святыню на вершину соседней горы Трон и оставляют ее там для молебна. И даже в это время они не имеют права смотреть на образы.

Некоторые старцы рассказывают, что богато украшенный полог может немного подниматься сам собой перед некоторыми паломниками. Это расценивается как особая благодать, ниспосланная Богоматерью на этих людей.

Есть предание, что александрийский Патриарх Герасим в 1670 году дерзнул открыть покров, чтобы посмотреть на божественные лики. За серьезное богохульство он ослеп и со слезами просил денно и нощно прощения у Всевышнего.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканьюК большому сожалению посетителей монастыря, икону невозможно увидеть — она всегда скрыта под покрывалом. Но если вы однажды попадете на Кипр, в киккский монастырь, то смело можете просить чудотворную святыню о помощи. Она всегда поможет.

В чем помогает святыня?

Народ боготворит Богородицу. Существует множество песен-восхвалений в ее честь. Милостивая икона – самое священное, что есть на острове. Древняя монастырская летопись свидетельствует о многочисленных чудотворений, происходящих от Киккской иконы Божией Матери, разнообразные чудеса происходят и в наши дни.

Паломники, шествуя к Святой Земле, в обязательном порядке посещали Кипр, чтобы почтить легендарную святыню. И сегодня в монастырь приезжает огромное число верующих разных религий со всех уголков земного шара.

Ее божественная мощь помогает исцелять не только христиан, но и иноверцев. Богоматерь слушает всех, кто приходит к ней в скорби, печали и хворобах. Ее не зря называют «Милостивая». Зайдя в монастырь, можно увидеть многочисленные подношения, свидетельства чудесной силы Богородицы.

Милостивая икона дарует добро всем, кто приходит к Божией Матери, в чем нуждается просящий, помогает излечивать от бесплодия, головной боли, кровотечений. Она исполняет просьбы о прекращении семейных ссор, бедственных ситуаций, безденежья. Ее чудесная сила воспевается в многочисленных стихах.

Стихотворные произведения о Киккской Богоматери много раз публиковались в отдельных сборниках, издаваемых для широких масс. И по сей день к святыне стекается масса верующих с просьбами и мольбами. Киккская Милостивая Богоматерь помогает всем!

Источник

ВЕЛИКИЕ СВЯТЫНИ : «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В этом смысле икона Богоматери Киккской, одна из главных святынь Кипра, представляет собой уникум. Хотя «посетить» ее может всякий, видеть икону нельзя никому. Она закрыта окладом, вроде бы повторяющим изображение, а оклад − драгоценной пеленой.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Киккская «Милостивая» икона Божией Матери

[ Дальше. ]
Для начала немного истории, точнее, легенды. Считается, что икону Богоматери Киккской написал евангелист Лука, который по профессии был художником, еще при жизни Девы. Луке приписывают большую часть древних почитаемых икон, в том числе Богоматерь Владимирскую, которая в действительности датируется ΧΙΙ веком. Итак, Лука написал икону Богоматери, впоследствии названную Киккской, для христиан Египта. Там она и находилась до начала борьбы с иконами.

В эпоху иконоборчества, с нашествием сарацинов, начавших гонения, по повелению Божией Матери, явившейся императору, икона была была отправлена морем в Царьград, чтобы спасти ее от уничтожения. Это звучит немного странно, потому что Константинополь, собственно, и был в то время центром гонений на образы.

Так или иначе, до Царьграда икона не доехала, потому что по дороге корабль захватили пираты. Пираты были сарацинами, то есть арабами, и иконой они не заинтересовались: ничто так не спасает памятники культуры, как забвение и равнодушие (кстати, они могли уничтожить икону, потому что ислам не одобряет изображения человека).

Так или иначе, в 980 году или около того, эти пираты потерпели поражение от греков, и икона попала в Константинополь, где на тот момент всякая иконоборческая ересь была побеждена, восторжествовало православие, и произведению кисти Луки евангелиста уже ничто не угрожало.

Следующий этап истории образа относится к концу ΧΙ века, когда икона оказалась на Кипре.
Она хранилась в покоях императора Алексея Комнина (годы правления 1082–1118), которому Богородица явилась во сне и велела отправить икону туда. О том же самом Алексея попросил тогдашний правитель острова Мануил Вутомит.

Отшельник Исайя, живший на горе, где сейчас стоит Киккский монастырь, также был предупрежден в видении о прибытии чудотворного образа. Предание гласит, что Алексею была так дорога чудотворная икона, что он не мог примириться с мыслью, что теперь ее сможет взять и увидеть кто угодно, и потому распорядился закрыть ее от чужих глаз. Драгоценности и реликвии во все века прятали, а еще на Востоке так до сих пор зачем-то поступают с живыми людьми.

Итак, Пресвятая Богородица, через видение старцу Исаие, велела, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр.
Император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером.

Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр, к старцу Исаие.

Впрочем, Алексей Комнин был не одинок в своем стремлении укрыть домашнюю святыню от чужих глаз. Уже в наше время было обращено внимание на шитые предметы, впервые упомянутые в описи личного имущества Ивана Грозного.

Предметы эти были частью убора почитаемых икон и назывались «застенками», или «пеленами стенными». Они представляли собой завесы из тонкой ткани, богато украшенные дробницами, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляли к верхнему полю иконы так, чтобы закрыть священное изображение. В середине этих «застенков» (наверное, от слова «застить», то есть закрывать) были вышиты «имена образов», то есть названия икон.

Иконы с «застенками» во время некоторых богослужений и церемоний выносили из дворцовых церквей и царских покоев в соборы. Это были очень личные и глубоко почитаемые предметы, и «застенки» скрывали их от суетных или даже еретических глаз, которые могли глянуть на святыню, пока ее несут через Соборную площадь. Скорее всего, обычай закрывать святые образы не придумали в кремлевских палатах, а переняли у византийцев.

Когда икона прибыла на Кипр, ее встречали с большими почестями. Жители острова прошли с ней от морского побережья до Троодоса. Не только люди, но и деревья, и птицы, и морские раковины радостно приветствовали Пресвятую Госпожу. Деревья преклонялись перед святым образом, а раковины, поднявшись со дна моря, сопровождали процессию. Даже в наше время можно увидеть склоненные сосны — чудесные свидетельства всеобщего ликования и почестей, которыми встретил Кипр икону Пресвятой Богородицы.

Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки.
С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью.
Ежегодно в монастырь Киккос приезжает около 100 тыс. человек.

От Византии практика скрывать иконы занавесом пошла в народ: в крестьянских домах иконы в красном углу тоже занавешивали. Но все это лишь указывает на корни феномена Богоматери Киккской: все эти застенки и занавески скрывали образ только от нежелательной публики и в определенные моменты. Принципиально то, что царь, великий князь и император свою домашнюю святыню как раз созерцали, не говоря о множестве людей во Влахернском храме, созерцающих «обычное чудо» явления иконы. И только Киккскую Богоматерь видеть никому нельзя. Совсем.

Чудотворная икона пребывает на Кипре до сих пор, нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в Киккосе.
Однако с некоторого времени она до половины закрыта пеленою (материей) так, что лик Богоматери и Младенца теперь никто не может видеть.
Святость ее образа столь велика, что далеко не каждый человек может смотреть на нее. А запрещение снимать пелену наложено Самой Божией Матерью и многие из тех, кто самовольно пытался поднимать пелену, подвергались тяжкому наказанию.

Так или иначе, лик иконы закрыт, а любопытных, согласно монастырским хроникам, небесная Царица довольно жестоко карает. Например,сохранилось предание,что в 1669 году Александрийский патриарх Герасим осмелился приподнять покров, чтобы увидеть лик Божией Матери но дерзкий поступок был наказан — Патриарх неожиданно ослеп. Долго он сокрушался и плакал, испрашивая прощение, которое по прошествии некоторого времени было даровано ему Милостивой Владычицей. Зрение к патриарху вернулось.

С тех пор существует поверье, что тот, кто осмелится взглянуть на лик Богородицы, ослепнет.
Так что, можно считать, что образ закрыт для нашей же безопасности.

Знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский, исходивший в XVIII веке остров Кипр вдоль и поперек, подозревал, что лик Богоматери можно увидеть, оставшись в храме на ночь, и что он все же открывается, когда меняют на нем обветшавшую пелену, а происходит это раз в три-четыре года.

Судя по запискам, «пешеходец» все же не рискнул заночевать в храме, а пелена во время обоих его визитов не нуждалась в замене.Под окладом может быть еще один, или имитация тканевой завесы в серебре. И вообще, глаза − важный орган для искусствоведа, а почтение к традициям мест, которые посещаешь − лучшая техника безопасности.

Материю снимают только в периоды засухи, когда монахи переносят икону на соседнюю вершину, известную под названием Трони (Престол), где они служат молебен о даровании дождя. Там покров снимают, но делают это, не глядя на образ Богородицы, обращая его к небу. Даже в таких случаях монахи не смеют смотреть на лик святой Богородицы.
Владычица всегда выручает островитян.

Версия насчет ревности Алексея Комнина к его домашней реликвии легендарна, и наличие копий-списков иконы, появляющихся в окрестных церквах уже в ΧΙΙΙ веке, наводят на мысль, что какое-то время икону все-таки можно было видеть. Когда же она закрылась? Так или иначе, это произошло довольно давно. Версий несколько.

Самый первый вариант − после пожара 1365 года. Монастырь тогда весь выгорел, а икона, по источникам, осталась невредимой. У нас на Руси тоже такое часто случалось. Например, как-то раз от почитаемой иконы в результате пожара в Кремле осталась одна доска, а изображение сгорело. Знаменитый художник Дионисий, помнивший оригинал, загрунтовал уцелевшую доску и написал образ заново.

Не исключено, что здесь произошло что-то подобное. Икона могла обгореть или закоптиться. Реставрировать ее по каким-то причинам не стали, − или было некому, или побоялись испортить. Может быть, с тех пор лик ее и закрыт. До этого момента икона должна была быть доступна, чему свидетельство довольно древние списки, но о них позже. Пожары в монастыре случались и позднее, в частности, в 1542, 1751, 1813 годах.

Второй вариант даты сокрытия иконы − это 1576 год. Именно тогда икона получила роскошный оклад (скорее всего, не первый): серебряный, позолоченный, украшенный черепаховыми панцирями, инкрустированными перламутром. Он сохранился и, кажется, выставлен для обозрения, просто смонтирован на другую доску. Современный оклад относится в концу ΧVIII века. Именно с ним связана последняя и самая поздняя дата, когда икону можно было увидеть − это последняя смена оклада, 1795 год.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Икона Божией Матери » Милостивая-слушательница». Зачатьевский монастырь.

.
На Руси списки иконы Милостивая стали появляться с конца XVI века.
Лучшие два списка древней святыни принадлежат кисти царского изографа из Оружейной палаты Симона Ушакова (1626–1686).

Есть икона Милостивая и во Всехсвятском храме в Кулишках (Москва). Характерной особенностью этого образа является изображение пчелы на окладе.

В Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике находится икона «Богоматерь Киккская», выполненная иконописцем Тюменевым Леонтием Яковлевичем (конец XVII — начало XVIII вв.) из церкви Обновления храма Воскресения Христова (1787) (село Борзово Рыбинского района).

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Икона Божией Матери Елеуса Киккотисса. Третьяковская галерея.

Чудотворный список с Киккской иконы Божией Матери до революции находился в Свято-Успенской Флорищевой пустыни Владимирской епархии. Затем он был утрачен. Новый список, также прославившийся чудесами, пребывает сейчас в Рязанской епархии, в Свято-Милостиво-Богородицком женском монастыре.

Теперь обратимся к самому изображению, попытаемся мысленно его реконструировать. Судя по многочисленным спискам, например, по этой иконе конца XIII первой половины XIV века из монастыря св. Иоанна Лампадиста, мы видим, эта икона принадлежит к типу Елеуса, или по-русски Умиление, то есть такая, где мать ласкает сына, скорбя о его будущих страданиях.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Богоматерь Киккская. Конец XIII – первая половина XIV века. Музей при монастыре св. Иоанна Лампадиста, селение Калопанайотис

Кроме того, ее тип можно определить как Взыграние, то есть дитя подскакивает на руках у матери, а она пытается его удержать. В этом богословы тоже видят отсылку к будущим страстям, потому что, оплакивая сына, Мария говорила, что раньше в детстве он прыгал у нее на руках, а сейчас лежит мертвый. Одним словом, амбивалентный тип, одновременно трогательный и трагический.

Сложная поза младенца, вырывающегося из рук матери, это первая отличительная черта образа. На большинстве списков младенец сидит слева от нас, хотя бывают и зеркальные варианты. Вторая особенность − это дополнительное покрывало на голове Девы Марии. Кстати, такие иконы, с двумя покрывалами, и довольно древние, известны и у нас на Руси. Это так называемая Богоматерь Умиление Старорусская (от названия города Старая Русса).

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Богоматерь Умиление Старорусская. Начало ΧΙΙΙ века. Русский музей (Санкт-Петербург)

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Богоматерь Умиление. Начало XIII века. Успенский собор Московского Кремля

Правда, на этом сходство с Киккской заканчивается: младенец на обеих этих иконах не вырывается из рук, а наоборот обнимает мать. И сидит он справа, а не слева. Третья характерная (но необязательная) деталь иконографии Киккской Богоматери − это очертания этого самого второго покрывала, край которого младенец поднимает ручкой. У нас на Руси этот вариант появился только в ΧVII веке. Первый такой образ, подписанный по-гречески «Киккская», появился в 1668 году. Ее написал знаменитый царский иконописец Симон Ушаков для церкви Григория Неокесарийского в Москве.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Богоматерь Киккская. Симон Ушаков, 1668 год. Третьяковская галерея (Москва)

Тогда был велик интерес ко всему греческому, и связано это с патриархом Никоном, которого потом пришли судить все те же самые греческие иерархи. Ушаковская икона очень точно воспроизводит все то, о чем шла речь, даже надписи все − греческие (русский перевод рядом), только вот композиция − зеркальное отражение. Скорее всего, мастер делал очень точную копию, снимая ее механическим способом, а потом забыл перевернуть лист. Это бывает, даже у великих мастеров. Потом икону Ушакова копировали, и не раз. Например, единственное подписное произведение рыбинского иконописца Леонтия Тюменева 1693 года − это Киккская Богоматерь.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Богоматерь Киккская. Леонтий Тюменев, 1693 год. Рыбинский музей. Копия с иконы Ушакова

До произведения Симона Ушакова известна только одна икона, напоминающая Киккскую: на ней изображена Богоматерь с дополнительным, красным головным покрывалом, и тоже Взыграние младенца. Ее можно датировать XVI веком, второй половиной или даже концом столетия.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Богоматерь Взыграние младенца. Москва. Конец XVI века

Правда, «смотрит» она тоже не в ту сторону, и мелкие детали не совпадают. Это значит, про Киккскую икону в России конца XVI века что-то знали. Об отношениях России и Кипра в Позднем Средневековье я заговорила неслучайно, и мы к ним еще вернемся.

Собственно на Кипре есть копии XIII, XVI и XVIII века. Их немало, и происходят они из селений, расположенных именно в той части острова, где возвышается гора, на которой стоит Киккский монастырь. И в XVI веке, и позже, сохраняется устойчивый тип: Богоматерь Взыграние. На голове Марии накинуто второе, дополнительное покрывало, красное, либо почти черное, имеется в виду пурпурное, затканное золотыми узорами. Кстати, название «Киккская» встречается на иконах с XIII века.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Богоматерь Киккская. ΧΙΙΙ век. Церковь Панагия Кивотос в селении Агиос Феодорос, округ Лимассол

На иконе так и написано: ΚΗΚΟΤΗΣΑ. При этом, некоторые списки, точно повторяющие описанные выше тип, подписаны вовсе не как «Киккотисса». Например, икона из церкви св. Марины в Калопанайотис подписана как «Афанасиотисса» (Αθανασιότησσα).

Икона XVI века, подписанная как «Киккотисса», хранящаяся в Византийском музее в Педулас, сохранила и имя художника. Его, как и художника-евангелиста, звали Лукой.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Богоматерь Киккская. Кипр, XVI век. Византйиский музей в селении Педулас

Итак, все иконы Богоматери Киккской очень узнаваемы, благодаря позе младенца и второму мафорию (накидке). Иногда, как на этой иконе XVIII века из монастыря пресвятой Богородицы Амасгу, основное изображение дополняли.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Богоматерь Киккская. Кипр, XVIII век. Монастырь пресвятой Богородицы Амасгу в селении Монагри

По сторонам от лика Богоматери добавили ангелов, а ниже − Луку евангелиста, автора оригинала иконы, и святителя Николая, потому что он был небесным покровителем заказчика. Об этом гласит надпись-молитва на нижнем поле иконы, где ктитор просит Христа не пренебрегать рабом Божиим Николаем и его родителями.

Но все же, что изображено на закрытой от глаз иконе? Казалось бы, все сходится. Там, судя по этим копиям и по очертаниям фигур на окладе оригинала, − поясное изображение Богородицы с младенцем на руках. Но все не так просто.

В фондах Государственной Публичной библиотеки Санкт-Петербурга, в коллекции Погодина есть рукописный сборник, а в нем − Повесть о Кипрском острове конца XVI века. Она короткая, но в ней, в немного путаном виде, рассказано многое об истории острова.

Опубликовавшая этот источник О.А. Белоброва считает, что записано это со слов местного жителя. О регулярных отношениях России с Кипром можно говорить как раз с конца XVI века. Представители острова, в основном духовные лица, приезжали в Московию и им неизменно оказывали помощь и радушный прием.

Один из патриархов эпохи Смутного времени, критянин Игнатий, по его же словам, занимал одну из кафедр на Кипре (правда, не говорил, какую). До этого о Кипре в древнерусской литературе встречаются лишь причудливые упоминания.

Например, игумен Даниил, посетивший в ΧΙΙ веке Константинополь и Святую землю, побывал также на Кипре и писал, что там, в горах Троодос, «…родится фимиам, ладан: он спадает с небес, и его собирают на деревцах. Много ведь в тех горах деревцев низких, с травой равных, на них и падет фимиам тот хороший. Собирают его в июле месяце и в августе; в другие же месяцы не выпадает; но только в те два родится». Не спрашивайте меня, что это значит. О Киккском монастыре Даниил ничего не говорит, только о реликвии Крестного Древа, которая находится в той же части острова, в монастыре Честного Креста (Τιμίος Σταυρός).

Описание этого монастыря есть и в Повести о Кипрском острове, а еще там есть описание некоего Успенского монастыря, где хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Правда, согласно Повести, он расположен ближе к городу Киринее (северная часть острова), что не соответствует положению Киккского монастыря, но святыня напоминает Киккскую, судите сами: «Близ же того града (Киринеи − Ю.Б.) монастырь именуется Успенский, а в нем в церкви образ пречистые Богородицы с превечным младенцем на престоле, а младенец против грудей ее, благословляет обеими руками, письма Луки евангелиста.

Коли архиепископ и люди захотят молиться от нахожения иноплеменных, или просить дождя или вёдра, и как пойдут по тот образ поднят его на собор и как отворят церковь, а тот пречистые образ вышедши сии ота стоит у двери на воздухе, а на всем лице ее государыни пот; по том упознавают благодарная. Иереи, тот образ приняв, понесут на собор, а как церковь отворят, а образ стоит в киоте, и его уже поднять не могут, а в ту пору от образа от очей слезы, и по тому познавают скорбная».

В общем, речь идет о том, что икона − письма Луки евангелиста, Богоматерь на престоле, младенец благословляет обеими руками, и что иконе молятся о погоде и в случае иноземных вторжений. Если Дева расположена помочь людям, икона выходит из храма сама, и по лику Марии струится пот. Когда все плохо, икону нельзя поднять, и она плачет.

Не исключено, что икона, описанная в Повести, представляет собой собирательный образ Киккской и какой-то другой. Интересно, что престол, упомянутый в описании, и отсутствующий на всех списках, есть на одной иконе ΧΙΙ века, которая может считаться самым древним списком кипрской иконы.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Богоматерь на престоле, с пророками и святыми. ΧΙΙ век, монастырь св. Екатерины на Синае

Эта икона хранится в монастыре св. Екатерины на Синае, в общем-то не так далеко от Кипра. Важно то, что средник иконы, Богоматерь с младенцем на престоле, во всем, кроме жеста Младенца, совпадает с описанием, данным в «Повести о Кипрском острове». Кроме того, эта икона один в один повторяет изображения Киккской Богоматери.

Только изображена она в полный рост, сидящей на троне (или престоле) с подушками. А в остальном − та же поза младенца, который вцепился в покрывало и упирается ногой в плечо матери, тот же дополнительный платок на голове Марии. Вариантом этого типа является икона-складень, тоже происходящая из монастыря св. Екатерины.

икона на кипре закрытая тканью. Смотреть фото икона на кипре закрытая тканью. Смотреть картинку икона на кипре закрытая тканью. Картинка про икона на кипре закрытая тканью. Фото икона на кипре закрытая тканью
Складень-диптих со св. Прокопием и Богоматерью Киккской. 1280-е годы, монастырь св. Екатерины на Синае

Здесь, правда, младенец не играет, а лежит на руках матери. Но почему-то исследователи публикуют ее как Киккотиссу. Из вышесказанного получается, икона «Богоматерь на престоле, со святыми и пророками» XII века из синайского монастыря может представлять собой самую точную копию образа, который никому нельзя видеть.

Если вышесказанное − правда, то можно считать, что иконы Киккской Богоматери, распространившиеся по Кипру, а потом и дальше, через Афон по всему православному миру, вплоть до Москвы, представляют собой камерный поясной вариант чудотворного образа, скрытого от людских глаз, неважно, благочестивых, негодных или просто любопытных.

Возникновение сокращенного варианта может быть оправдано очень сложной программой иконы, с множеством дополнительных фигур, а молились люди все-таки Богородице, и самым распространенным типом икон были поясные изображения. Потому в списках воспроизвели воспроизвели только самое главное.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный культурный феномен. Будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем узнать, что же на ней действительно изображено. Было бы очень любопытно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *