икона на шею армянская

История Армянской иконы Божией Матери

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянскаяОдной из самых почитаемых икон Богоматери в наше время считается Армянский Образ Богородицы, который также называют Каменец-Подольским. Эта святыня относится к древнейшим реликвиям, сохранившимся до наших времен. Согласно преданию она была завезена в этот город приблизительно в конце 14 столетия армянами с Крымского полуострова и поставлена в иконостасе церкви Святого Николая.

История и предания

Такая старинная икона не может быть окутана одним-единственным преданием, поэтому существует несколько легенд и мнений, когда и кем святой Армянский Образ Богоматери был завезен в Каменец-Подольский. Первое предание гласит, что она была куплена армянами в Крыму на обычном рынке. Второе, что она была написана ориентировочно в 10 веке и привезена из города Ани.

После этого во время набега турецких захватчиков на город, чудотворную икону выкрали и вывезли в Македонию, где святая реликвия служила обычной кухонной доской для замеса теста. Купцы-армяне, проживающие в Каменце-Подольском, приехали в Македонию специально и выкупили реликвию обратно.

Устные легенды, передающиеся местными жителями, рассказывают о том, что чудотворный лик неоднократно спасал город от захватчиков, поэтому ей часто молятся о сохранности дома, мира в стране.

Отличительные особенности

С 1920 года Армянская икона Богоматери считается утраченной, хотя многие отмечают ее сходство с образом пречистой Девы Марии «Одигитрия» (или Путеводительница), написанным в 16 столетии и находящимся сейчас в Национальном музее искусств.

Отличить оригинальную святыню от других можно было по нескольким характерным признакам:

Дата почитания чудотворной Армянской иконы Богородицы приходится на 27 июня по новому стилю. С момента ее появления она глубоко почиталась и почитается по сей день богомольцами любого вероисповедания.

Источник

Христианство Армении. Армянская Апостольская Церковь.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Древняя Армения

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Ноев Ковчег на горе Арарат

В самом центре Армянского нагорья возвышается гора Арарат, на вершине которой, согласно библейской легенде, остановился Ноев Ковчег.

В I тысячелетии до н.э. на территории древней Армении существовало могущественное царство Урарту, которое занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии. После Урарту на этой земле появилось древнее Армянское царство. В более поздние эпохи Армения стала яблоком раздора в борьбе между сопредельными государствами и империями. Сначала Армения находилась под господством Мидии, потом вошла в состав Персидской империи Ахеменидов. После завоевания Персии Александром Македонским Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов.

Проникновение христианства на территорию Армении

В течение первых 2-х веков христиане в Армении были вынуждены тайно проповедовать свою религию, так как государственной религией являлось язычество и язычники составляли большинство. Гонения на христиан, предпринятые Трдатом III, по времени совпадают с подобными гонениями в Риме при императоре Диоклетиане (в 302-303 гг.) и даже, как можно понять из сообщения армянского историка V в. Агатангехоса, были взаимосвязаны.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Трдат же пошел еще дальше: он полностью порвал с язычеством, запретил его, принял христианство и провозгласил его официальной религией государства.

Основание Армянской Церкви

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Трдат III Великий (287—330)

Посетив Иерусалим и поклонившись святым местам, девы, пройдя Эдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградных давильнях неподалеку от Вагаршапата.

Казнь дев Рипсимеянок произошла в 300/301 году. Она вызвала у царя сильное душевное потрясение, которое привело к тяжелому нервному заболеванию. В V веке в народе эту болезнь называли «свинной», поэтому скульпторы и изображали Трдата со свинной головой.

Сестра царя Хосровадухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключенный в темницу Григорий. Григорий, чудом оставшийся в живых, был освобожден из заключения и торжественно принят в Вагаршапате. Он сразу же собрал и предал земле мощи дев-великомучениц, а затем, после 66-дневной проповеди христианства, исцелил царя.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Царь Трдат вместе с всем двором принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Армении.

Борьба с Персией за христианскую веру

С древних времен Армения находилась попеременно под властью то Византии, то Персии. Персидские цари время от времени предпринимали попытки уничтожения в Армении христианства и насильственного насаждения зороастризма.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Великая Армения в IV веке

В 330-340 гг. персидский царь Шапух II воздвиг гонения на христиан. В этот период погибли десятки тысяч мучеников. До конца IV века персидский двор неоднократно пытался огнем и мечом обратить Армению в зороастризм, но армяне с Божьей помощью отстаивали право своего народа на исповедание христианства.

В 387 году Армения всё же была разделена между Византией и Персией. Византийской Арменией после падения армянского царства стали управлять наместники, назначаемые из Византии. В Восточной же Армении, находившейся под властью Персии, цари правили в течение ещё 40 лет.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Аварайрская битва (26 мая 451г.)

Хотя армянские войска потерпели поражение и понесли огромные потери, Аварайрская битва возвысила и воспламенила армянский дух настолько, что он стал способен жить вечно. Персы захватили и разорили страну, уведя в плен многих священнослужителей Армянской церкви во главе с католикосом. Тем не менее христианство сумело выжить в Армении. Ещё в течение 30 лет армяне вели партизанскую войну против персидских войск, изматывая силы неприятеля, пока в 484 году шах не согласился подписать мирный договор между Арменией и Персией, в котором персы признали право армянского народа на свободу исповедания христианства.

Отпадение от Православия

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Четвертый Вселенский Собор

Справка:

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV Халкидонского, который принял вероопределение о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Халкидоский собор осудил как несторианство, так и монофизитство, и определил догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств: «Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; рожденный от Отца прежде веков по Божеству, но Он же рожденный в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы по человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице и одной ипостаси так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица, но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос; такой именно, как говорили о Нем пророки древних времен и как Сам Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов».

Попытки восстановить церковное единство совершались неоднократно, но успеха не имели. На протяжении V и VI столетий созывались поместные соборы трех Церквей Закавказья – Албании, Армении и Грузии, которые объединились на позициях монофизитства. Но время от времени возникали противоречия на иерархической почве между Церквами Албании и Армении.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Карта Закавказья в 4-6 веке

Албанская и Грузинская Церкви, развивавшиеся в тесной связи с Армянской и издавна находившиеся с ней в братских отношениях, в VI веке придерживались одинаковой позиции по вопросу о Халкидонском Соборе. Однако в результате углубления процессов церковной децентрализации в Закавказье произошел разрыв между армянским католикосом Авраамом I и предстоятелем Грузинской Церкви Кирионом I. Грузинский католикос Кирион перешел на сторону греческого православия, т.е. Халкидонского собора, и этим ликвидировал почти 70-летнее вовлечение своей Церкви в монофизитство под влиянием соседей.

В конце VI и в VII веке в связи с усилением в Закавказье политического влияния Византии Албанская Церковь подобно Грузинской также примкнула к греческому православию.

Так Армянская Церковь официально отпала от Православия, уклонилась к монофизитству и выделилась в особую церковь, вероисповедание которой именуют григорианским. Монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский собор, либо покинуть страну.

Справедливости ради, надо сказать, что сама Армянская церковь считает себя не монофизитской, но «миафизисткой». Увы, разбор еще и этого положения потребовал бы слишком сложных и длинных объяснений на уровне старших курсов Духовной Академии. Достаточно сказать лишь то, что все богословы и Католической и Православной Церквей считают и армян, и египетских христиан-коптов еретиками-монофизитами без вариантов. Хотя и относятся с уважением к их древности и непрерванной апостольской преемственности. Так, их священнослужителей в случае перехода, скажем, в Русскую православную церковь, принимают в наличном сане, не рукополагая повторно — лишь через принесения покаяния.

Следует упомянуть об одном интересном историческом факте, связанном с чудом схождения Благодатного Огня в пещере Гроба Господня. В XVI веке, когда Армянская Церковь была во вражде с Православными церквами, армяне подкупили исламские власти Иерусалима, чтобы к месту великого Таинства были допущены лишь они? Огонь в привычном месте так и не сошел. Вместо этого Он, пройдя сквозь каменную стену храма, зажег свечу в руках православного Патриарха, как это и случалось многие века и до, и после этого случая.

Мусульманское иго

В середине VII века армянские земли были захвачены сначала арабами (Армения вошла в состав Арабского халифата), а в XI веке бо́льшая часть армянских земель была завоёвана турками-сельджуками. Потом территория Армении находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти – под управлением монголов (XIII в.). В XIV в. Армения была завоевана и разорена ордами Тамерлана. Много испытаний пережила Армения. Многие завоеватели прошли по её территории. В результате многовековых иноземных нашествий армянские земли оказались заселены тюркскими кочевыми племенами.

В последующие два столетия Армения стала объектом ожесточенной борьбы сначала между туркменскими племенами, а позднее между Османской империей и Персией.

Мусульманское иго продолжалось над армянами до XIX века, когда после победных для России русско-персидских войн 1813 и 1829 годов и русско-турецкой войны 1878 года восточная часть Армении вошла в состав Российской империи. Армяне пользовались покровительством и поддержкой русских императоров. В Османской же империи армяне еще в конце XIX века подвергались репрессиям, которые в 1915–1921 годы превратились в настоящий геноцид: тогда турками было истреблено около миллиона армян.

После революции 1917 года Армения стала на короткий период независимым государством, тут же подвергнувшись агрессии со стороны Турции, а в 1921 году она вошла в состав СССР.

Армянская Церковь сегодня

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Святой Эчмиадзин — монастырь в городе Вагаршапат (в 1945-1992 г. — г. Эчмиадзин). Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — один из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Отрыв от традиции Православной Церкви не помешал Армянской церкви сохранить ту часть Предания, которая формировалась до ее отпадения. Так, например, в армянское богослужение входят некоторые православные песнопения. Более того в XIII веке в синаксарь вардапета Тер-Исраэля было вставлено переведенный на армянский язык житие святых князей Бориса и Глеба.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

В Армянской Апостольской Церкви Крестное знамение трехперстное (аналогично греческому) и слева направо (как у латинян), но это не сочетание заимствованных элементов, а именно армянская традиция. Иные варианты Крестного знамения, практикуемые в других церквях, ААЦ не считает «неправильными», но воспринимает как естественную поместную традицию.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Монастырь Оганаванк (IVв.) – один из древнейших христианских монастырей во всём мире

ААЦ отмечает Рождество Христово 6 января одновременно с Крещением, под общим названием Богоявления.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

В связи с тем, что РПЦ считает ААЦ конфессией, стоящей на позициях, несовместимых с православной верой, верующих ААЦ нельзя поминать в православных храмах, погребать по православному обряду, совершать над ними другие Таинства. Соответственно, и участие православного в армянском богослужении является поводом для его отлучения от Церкви — до принесения покаяния в содеянном грехе.

Впрочем, все эти строгости не означают запрета на личную молитву, которую можно приносить за человека любой веры. Ведь даже если последняя омрачена ересью или просто далека от христианства, это означает для ее носителя не автоматический «билет в ад», но надежду на неизреченное милосердие Божье.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская
Хор Вирап на фоне г.Арарат

Источник

Армянская

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Армянская икона Богоматери хранится в церкви Святого Николая армянской православной общины (Украина, Хмельницкая область, г. Каменец-Подольский). Изредка она упоминается как Каменец-Подольская. Предположительно, написан лик в 10 в. С 20-х гг. 20 в. следы святыни теряются и появляются лишь в 2001 г., когда группа ученых выдвинула гипотезу об идентичности Армянской иконы и образа Одигитрии 16 в., который хранится в Национальном музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко.

В Каменце-Подольском икона оказалась благодаря армянским переселенцам, прибывшим, по одной версии, из Севастополя (Херсонеса), по другой — из Крыма, по третьей — из города Ани (граница Турции и Армении).

Икона написана по типу Одигитрии (в переводе с греческого языка — путеводительница). Богородица изображена по пояс. На левой руке она держит отрока Иисуса, правой рукой указывает в сторону своего дитя, призывая идти путем веры. Святой сын левой рукой держит книгу, а правой творит благословение двумя сомкнутыми пальцами. Первоначально святыня была написана на кипарисовой доске и украшена серебром.

День празднования Армянской иконы Богородицы — 27 июня. Эта дата знаменует освящение церкви Святого Николая.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

В 13 столетии для Руси настали суровые времена, наполненные страданиями, эпидемиями и войнами. Выстоять в нелегкой борьбе со всем этим народу помог великий князь Александр Невский, канонизированный после своей кончины как святой. Он славился своей силой, могуществом, мудростью и красотой, кротостью и благочестием, непоколебимой верой во Христа. Святой считается покровителем воинства, у него просят защиты от нападений недоброжелателей, ему молятся о спасении дома от притязаний злых людей.

Источник

Юханна аль-Армани — армянин и коптский иконописец

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Он жил в Египте в XVIII веке. Звали его Юханна аль-Армани. Этот талантливейший живописец был армянином по крови, а имя его стало известно благодаря немногочисленным источникам и именным подписям на иконах.

Живопись Юханны аль-Армани. Источник: pinterest.ru

У армян почти нет традиции почитания икон, а значит, и богатой иконописной истории. Зато хорошо развита миниатюра. Юханна — исключение из правил, так как он был армянином, тесно сотрудничавшим с коптской христианской общиной. Богатые копты заказывали у него иконы, а он создавал их сначала на бумаге по принципу, сходному с техникой книжной миниатюры. Затем клеил изображение на доску. Специалисты утверждают, что техника Юханны серьёзно повлияла на коптскую иконопись XVIII века и стала одной из возможных причин так называемого «коптского религиозного возрождения».

На сегодняшний день иконы Юханны аль-Армани можно увидеть в десяти церквях и монастырях Египта — 115 из них подписано, 176 других, в том числе 9 икон из Коптского музея в Каире, ученые также относят к его работам.

Самое обширное собрание икон армянского живописца хранится в Падающем храме Богородицы в Каире (аль-Муаллака). Дело в том, что в годы правления патриарха Иоанна XVI (1676–1718) в этой церкви проводились обширные восстановительные работы — в них принимал участие Юханна аль-Армани. Значительная реконструкция интерьера храма была проведена в 1775–1779 годах. Тогда Юханне аль-Армани было заказано большое количество икон, в том числе для иконостасов главной церкви. Всего для Падающего храма знаменитый коптский иконописец написал около 65 икон. Основной источник сведений о египетском армянине — книга «An armenian Artist in Ottoman Egypt» (Армянский художник в Османском Египте), написанная живущим в Каире учёным, современным историком Магди Гиргисом. На исследовании специалиста и строится, в основном, наш рассказ.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Книга Магди Гиргиса. Источник: google.com

Юханна. Кто он и откуда?

Гиргис пытается воссоздать биографию Юханны аль-Армани, рассматривая его личность в разных сферах — политической, так как он был подданным Османской империи. Этнологической, так как по происхождению и языку он был армянином, членом армянской общины в Египте. Социальной, так как он жил, работал, женился и растил детей в Каире, а его творчество развивалось в коптской среде. Историк считает, что биография Юханны аль-Армани «типична для жителей крупных городов мультикультурной империи».

Нет единого мнения о том, кто он и откуда пришёл в Египет. Одни исследователи считают, что Юханна был эмигрантом из Иерусалима, который принес в Египет сирийские художественные традиции, развившиеся под влиянием контактов с Европой и тесного общения сирийских христиан с европейскими. Другие ученые рассматривают данный им толчок к возрождению иконописи как следствие знакомства египтян с армянским искусством. По сути, Юханна вдохнул новую жизнь в коптское искусство, находившееся тогда в упадке. Армянские общины существовали в разных регионах Османской империи, Сефевидского Ирана и Европы, а значит, их искусство подвергалось влиянию различных культур.

Египетский историк считает, что в Османской империи, с ее этническим, религиозным и культурным многообразием, люди могли легко перемещаться и взаимодействовать друг с другом, сохраняя свою идентичность и в османской традиции. Важную роль играл контекст восточнохристианских нехалкидонских ЦерквейКоптской, Ассирийской, Армянской и Эфиопской, которые в разной степени сотрудничали на протяжении всей своей истории. Прихожане Коптской и Армянской церквей были монофизитами, могли посещать Литургию в церквях друг друга, а смешанные браки не возбранялись. Юханне доверяли, он был «своим», его допускали к написанию икон на самые сокровенные для коптов религиозные сюжеты.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Важный аспект — культурное возрождение в Египте. В XVIII веке здесь было написано намного больше коптских икон, чем за предыдущие столетия. Изменились условия работы живописцев. Иконопись и фрескопись раньше была актом благочестия для монахов и священников. В XVIII веке эти ремесла стали профессиональным способом заработка для художников, которые были не монашествующими, а светскими людьми. Гиргис предлагает рассматривать этот феномен как «часть развития в египетском светском обществе». В описываемый исторический период, коптская элита взяла на себя лидерство в общине и стала играть важную роль заказчика художественной продукции. Эти люди покровительствовали культовым учреждениям, церковным мероприятиям, финансировали религиозное искусство. Общий подъем проявлялся в разных сторонах коптской жизни — например, в быстром росте числа манускриптов.

В статье, опубликованной в журнале ANIV указано, что предыдущие исследователи творчества Юханны обращались к единственному источнику — произведениям художника. Гиргис указывает, что работы о жизни коптов в Османский период очень немногочисленны, работы об армянской общине в Египте того времени практически отсутствуют. Однако сохранились архивы, которые и исследовал Гиргис. Это: документы шариатского суда и Коптского патриархата в Каире. В них можно найти множество сведений не только о Юханне аль-Армани и его семье, но и об армянской общине Каира.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Икона Юханны аль-Армани. Источник: pinterest.ru

Юханна, а об этом говорит Гиргис, был «обычным человеком, который своим трудом добился определенного статуса. Он не стал очень богатым, однако, как многие другие ремесленники (живопись в то время ещё не являлась искусством, а считалась ремеслом) из Каира и прочих городов Османской империи, видимо, жил в сравнительном комфорте». Юханна аль-Армани не оставил личных бумаг о себе, своей семье или об обстоятельствах, при которых он создавал свои творения. В отсутствие таких документов, решающее значение приобретают регистрационные записи шариатских судов с их многочисленными деталями о повседневной жизни обычных людей. Используя эти записи, в особенности завещания и контракты, каирскому исследователю удалось восстановить многие аспекты биографии Юханны аль-Армани, включая основные этапы его живописной биографии. Документы, связанные с пожертвованиями церквям и монастырям, имеющие отношение к строительству и реставрации религиозных сооружений позволяют понять социально-экономическую среду, в которой Юханна жил и работал. Уцелевшие исторические документы показывают, что семья Юханны аль-Армани обосновалась в Египте в конце XVII или начале XVIII века. Вероятно, отец Юханны, Артин Карабед, прибыл в Египет с двумя сыновьями: Юханной и его братом Салибом, который в некоторых источниках упоминается как Хачатур.

Икона Юханны аль-Армани. Источник: pinterest.ru

Семья

Юханна был женат два раза. Первой супругой была Фарисиния, дочь христианина-яковита, портного из Тухи — Тадруса Михаила аль-Нусрани аль-Якуби, сына копта и армянки. В первом браке у Юханны было четверо детей: трое сыновей Артин, Гюргюс, Якуб и дочь Минкаша. Фарисиния скончалась в августе 1770 года. После её смерти Юханна женился во второй раз, на Димиане, дочери коптского христианина, ювелира Гиргиса Анбара аль-Сайиха аль-Нусрани. Совместных детей у них не было.

Старший сын Юханны, Артин, был ювелиром при монетном дворе. Он был женат на армянке Мадлине, с которой имел трех дочерей: Варду, Латифу и Мариам. Сын Артин ибн Юханна аль-Армани упоминается в архивах как значимая персона в армянской общине того времени. Богатый ювелир жил в просторном доме в квартале Харр аль-Шайх аль-Рамли, владея половиной дома. Он делал значительные пожертвования монастырю Мар Якуб ( Србоц Акопянц. – Прим. ред.) в Иерусалиме. Второй сын Юханны, Гюргюс, был художником, как и отец.

Третий сын Юханны, Якуб, вероятно, умер молодым, вскоре после смерти своей матери. Его имя не появляется ни в одном семейном документе, нет его и в списке наследников, составленном после смерти Юханны в 1786 году. Мало известно и о единственной дочери Юханны — Минкаше.

Интерьер Подвешенной цекрви Богородицы в Каире. Источник: liveinternet.ru

Армяно-коптские браки укрепляли отношения между членами двух общин. Коптская знать принимала Юханну за своего и приглашала его расписывать и реставрировать свои храмы. И он, и его старший сын Артин сами принадлежали к элите армянской общины: каждый жил в большом доме со всеми удобствами. Юханна был достаточно состоятелен, чтобы содержать слуг. Он был дипломатичен и поддерживал очень хорошие отношения с важными лицами армянской общины.

Живописец или мастер икон?

Очень мало известно о ранних годах и учебе Юханны. Неизвестно, каким ремеслом он занимался, прежде чем добиться успеха в качестве иконописца. Самая ранняя из его датированных икон относится к 1742 году. У живописцев в османском Египте XVIII века была своя градация мастерства — «нагаш», «рассам» и «мусаввир».

Сохранившиеся источники показывают, что названия «аль-рассам» и «аль-нагаш» использовались для обозначения живописцев. «Нагаши» занимались украшением домов и дворцов. Эти люди образовывали независимую гильдию, так как их ремесло все больше обособлялось. Согласно некоторым документам, «нагаши» могли заниматься также росписью текстиля и горшков, резьбой по металлу, например, по серебру. Есть отличие между значением слова «нагаш» в современном Египте и в Египте XVIII века. В современное аль-Армани время нагаши не расписывали фасады и стены зданий.

Во многих документах Юханну называют «аль-нагаш», позднее — «аль-рассам», и только однажды он назвал себя в надписи «аль-мусаввир», то есть иконописцем. Надпись в нише восточной стены святилища церкви Мар Гиргис монастыря Мар Мина в Старом Каире гласит: «Это работа смиренного Ханна аль-Армани аль-Кудси аль Мусаввир («Ханна, армянин-иконописец из Иерусалима»прим. ред.). С точки зрения Магди Гиргиса, Юханна имел навыки многих ремесел и прогрессировал от одного к другому. Историк предполагает, что Юханна начинал свою карьеру не как иконописец, а как благоукрашатель стен — сначала рисовал фрески, после чего перешел к написанию икон. Например, в церкви Мар Гиргис монастыря Мар Мина в Старом Каире Юханна назван художником, выполнившим все работы в алтаре.

икона на шею армянская. Смотреть фото икона на шею армянская. Смотреть картинку икона на шею армянская. Картинка про икона на шею армянская. Фото икона на шею армянская

Икона Юханны аль-Армани. Источник: pinterest.ru

Иконописцы назывались «мусаввирами», а само написание иконы характеризовалось термином «тасвир». В своем описании различных гильдий османский путешественник Эвлия Челеби, посетивший Египет между 1672 и 1680 годами, пишет: «Мусаввиры — это двадцать мужчин. У них нет своих мастерских, они идут в те места, где собирается народ, и развешивают свои работы на стенах, показывая мертвую красоту». Высказывание Челеби предполагает, что такая живопись не была предназначена исключительно для коптской общины и могла использоваться в других зданиях, кроме церквей. К несчастью, об этом аспекте мало что известно, так как не сохранились другие работы того времени, кроме икон. «И еще там были нагаши, — добавляет Эвлия Челеби, — у них тоже не было мастерских. Вместо этого они работали в своих собственных домах и строящихся зданиях. Их насчитывается семьсот человек, среди них есть художники, сравнимые с Мани и Бихзадом, мастерами искусств Ирана. Мастера живописи других стран не в состоянии достигнуть такого же качества работы».

Родом из Иерусалима

Если бы Юханна аль-Армани прибыл в Египет из Иерусалима уже состоявшимся иконописцем, как предполагают многие исследователи, он бы, вероятно, присоединился к гильдии «мусаввиров», а не «нагашей». Законы гильдий были жесткими — их членом можно было стать только после демонстрации необходимых профессиональных навыков. Художник не мог выбрать ремесло, не пройдя обучение. Не работая по профессии, он не мог добавить к своему имени её название в официальных документах.

Интересно, что в различных судебных записях Юханна именуется по-разному. Иногда «аль-Армани», то есть «армянин», в другом случае «аль-Кудси» — «иерусалимец». Иногда эпитет «аль-Кудси» добавлялся к его собственному имени, в других случаях — к имени отца. Самоидентификация Юханны через его подписи на иконах также отличается. Он подписывался или как Ханна Армянин (Ханна аль-Армани), или как Ханна Армянин Иерусалимец (Ханна аль-Армани аль-Кудси). И только однажды он подписался именем Юханна, сын Карапета, Армянин Иерусалимец. Дети Юханны в своих именах использовали имя отца только как Ханна Армянин, без эпитета Иерусалимец.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *