икона не выпиваемой чаша
Икона Божией Матери
«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
Явление святого образа Божией Матери «Неупиваемая чаша» произошло в 1878 году.
Сами одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Небесную Владычицу.
По иконографии икона «Неупиваемая Чаша» относится к одному из древнейших типов изображения Божией Матери, называемому «Оранта», то есть «Молящаяся», – когда Богородица изображается с воздетыми руками. В русской традиции эта иконография получила также название «Знамение». Отличием иконы является изображение Богомладенца не на руках Пресвятой Девы, а стоящим в Чаше.
Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. А Матерь Божия с воздетыми руками выступает молитвенным ходатаем за род человеческий. Иконой этой свидетельствуется, что нет другого, более верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как через Причащение Святых Христовых Таин.
Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» была обретена в 1878 г. в Серпухове и находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия советской властью – в кафедральном соборе Николы Белого в Серпухове. В 1929 году Никольский собор был также закрыт. Все иконы после закрытия Серпуховских монастырей сожгли на берегу реки Нара. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и несколько списков с нее бесследно исчезли, молебные служения пред чудотворным образом прекратились.
В Высоцком мужском монастыре, список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» был написан в 1993 году, через два года после открытия монастыря. Это послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.
Серпухов. Высоцкий мужской монастырь
Высоцкий монастырь под Серпуховым. Интерьер храма
Чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.
А в 1996 г. сразу по возрождении Владычного монастыря со старой фотографии чудотворной иконы был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша» и освящен в том месте, где больше столетия назад явилась икона, и сейчас проводится почитание иконы так же, как и прежде. При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника. Икона находится в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Она периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях. Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран.
Владычный монастырь. Серпухов
К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.
В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 18 мая (н.ст.), так как иконы была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.).
Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 10 декабря (н.ст.), как это было в XIX веке.
Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии / к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, / напояющей верных сердца / небесною неупиваемою чашею Своего милосердия / и людям верным чудеса показующей. / Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице Премилостивая, / исцели наша недуги и страсти, / моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак, глас 6
Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, / Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.
Стихира по 50-м псалме, глас 6
Днесь Владычицы чудотворная икона прославляется, / днесь вернии на молитву пред нею отовсюду собираются, / днесь и маловернии помыслми покаяния озаряются, / силы Небесныя о славе Пречистыя радуются, / мы же, яко Ангелом научихомся, тако вопием: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / благословена Ты в женах, / благословено Твое к нам милосердие, / благословен Плод чрева Твоего, слава Тебе.
Молитва
О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.
О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.
Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.
Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»
Источник
НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША
Неупиваемая чаша, икона |
Неупиваемая Чаша, икона Божией Матери.
Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Сказание это принадлежит Владычнему монастырю, но более оно все-таки есть сказание монахини Елизаветы (+1910), потому что она была церковницей при том храме, где обретена была чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» и в то самое время. Святой иконе она прислуживала до самой своей кончине.
Случившееся произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878 г.). Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел слабость к вину. Он пропивал все в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги. Но и при этом он не переставал пить. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будишь здоров и душою и телом». Но крестьянин, несмотря на то, что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша денег. Тогда тот же старец явился ему во второй и в третий раз и уже настолько грозно потребовал исполнить его приказание, что наш крестьянин решился немедленно отправиться в путь. Двигался он на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, напоила и, в облегчение болезненности ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь. И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спуская их с печи, пробует встать на ноги. Хотя и очень слабо но он может стоять на ногах! И с нетерпением ждет утра, что бы отправиться в дальнейший путь: теперь уже, может быть, не на четвереньках, а на ногах, хотя и с помощью палок! Но добрая старушка удержала его еще на сутки и опять на ночь растерла ему ноги. Видимо больному стал лучше. И он действительно теперь уже идет, правда, сначала с двумя палками, а потом уже и с одной. Так дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут был в теплые валеные сапоги, несмотря на июль месяц.
Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (в последствии монахиня Елизавета) церковнице при храме великомученника Георгия и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Последним он вводил всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к Матери Божией «Неупиваемая Чаша».
Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову и затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою. Некоторые же являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за ее великие милости, за исцеления. Как на одно из таких исцелений от пьянственной страсти после моления Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша» можно указать на совершенное избавление от запоя одного московского купца, Стефана Федоровича Федорова, который в благодарном чувстве соорудил прекрасный иконостас для иконы, возложил на нее сребропозлащенную ризу, взамен фольговой и для своего дома имеет теперь точную копию с чудотворной иконы Матери Божией. Вскоре после прославления святая икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на чрезвычайно удобном месте.
История иконы «Неупиваемая Чаша» в XX веке
Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на улице Калужской. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. По преданиям старожилов г. Серпухова известно, что многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры обители надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.
В 1993 году в Высоцком мужском монастыре, через два года после его открытия, был написан список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша», что послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.
В 1995 году, в первый год возрождения Владычнего монастыря игумения Алексия получила благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша», как явленной во Владычнем монастыре. В этом же году со старой фотографии был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша». При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника.
Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран. Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.
Описание иконы
О дне празднования иконы «Неупиваемая Чаша»
К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.
В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 5 мая, так как иконы была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5 мая.
Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 27 ноября, как это было в XIX веке.
Православная Жизнь
18 мая Православная Церковь чтит икону Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Что святые отцы называют «великой болезнью» и о помощи Богородицы в исцелении от нее.
Речь пойдет об одной из самых губительных и страшных как для физического, так и духовного здоровья человека страстей – страсти винопития. Известный русский классик И. С. Тургенев в одном из своих произведений весьма метко называет пьянство «жаждой самоистребления». В его рассказе «Отчаянный» излагается история скромного, воспитанного мальчика, который «вдруг превращается в пьяного шалопая». Герой повествования Миша – послушный ребенок, вызывающий у всех окружающих умиление и восторг. И лишь один только сосед, бывший опытный исправник, однажды заметил: «Бунтовщик будет».
И действительно, жизнь Миши – наглядный пример бунта против общественных устоев, себя самого и, в конечном итоге, – против Бога. Потому что человек, одержимый страстью к употреблению алкоголя, не способен уже реализовывать заложенную в нем Творцом программу, направленную на достижения богоподобия. В какой-то момент жизненная неудовлетворенность героя и попытки уйти от реальности начинают проявляться в болезненной форме. Он не старается найти выход, получая подлинную радость и смысл бытия в труде и служении ближним, а заполняет свое жизненное пространство мнимым весельем, которое доставляет ему алкоголь.
Обладая от природы недюжинным здоровьем, он бездумно растрачивает его, постоянно подвергая себя в нетрезвом виде опасности и попадая в рискованные ситуации. «Пьяный» бес гонит Михаила то в гущу военных конфликтов на Кавказ, то он пытается стать смиренным иноком, то жить как простой скромный обыватель. Собственно, герой, меняя места жительства, никак не может понять, что смена обстановки ничего ему не даст, потому что его страсть везде следует за ним. Каждый раз он предпринимает попытки остановиться, но уже не может. Трезвое существование кажется ему мрачным и неинтересным. В конце концов, он сам дает себе определение: «Погибший человек». Мишино исцеление происходит лишь за год до смерти. Его останавливает на время любовь и болезнь. История, пересказанная классиком, закончилась, если так можно сказать, относительно благополучно. Пусть в конце жизни, но герой прозрел. А сколько прежде было и сколько сейчас в нашей стране, которая, кстати, согласно последним статистическим данным, находится в десятке самых «пьющих» государств мира, таких вот нераскаявшихся и не сумевших остановиться «бунтовщиков»? Почему с человеком такое происходит и откуда появляется такая жажда самоистребления?
Святитель Иоанн Златоуст называет пьянство «враждой на Бога», а преподобный Исидор Пелусиот дает определение пьянству как «великой болезни». Но болезнь эта появляется не вдруг. Традиционная медицина различает пьянство и алкоголизм. Фактически второе проистекает от первого. Пьянство сродни любой дурной привычке, которая со временем может превратиться в порабощающую человека страсть – злокачественный недуг, полностью изменяющий его образ жизни.
При желании, прилагая усилия, человек еще способен самостоятельно отказаться от этой привычки, страдающий же от алкоголизма самостоятельно избавиться от него уже не может. Святые отцы говорят о пьянстве как проявлении одной из форм сластолюбия. Святитель Тихон Задонский считает причинами пьянства «злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания». Каждому человеку известно, что чрезмерное употребление алкоголя помрачает ум и заглушает совесть. Со временем происходит потеря здравого смысла и поражение всей личности.
Регулярно пьющий человек делает несчастным не только себя, но и своих домашних. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного», – сказано в Притчах (23:29–35). Священное Писание не запрещает употреблять вино в меру.
Как известно из Евангельских повествований, первое чудо Христа – это превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1–2). В Посланиях апостола Павла можно найти совет его ученику Тимофею употреблять в пищу немного вина ради болезни желудка (1 Тим. 5:23). Однако в другом Послании апостол Павел предостерегает: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Ефес. 5:18). Но для каждого человека существует своя мера, преступив которую он может стать алкогольно-зависимым, и определить эту меру бывает трудно. Поэтому, например, святитель Феофан Затворник советует христианам вообще «изгнать винопитие из употребления».
В древнем теократическом государстве Израиль очень строго относились к пьянству, понимая, что благоденствие страны зависит от состояния нравственного и физического здоровья нации. Потому пьянство считалось смертным грехом, а пьяница подлежал побиению камнями до смерти (Втор. 21:18–21). И, наконец, самое страшное, на что обрекает себя человек, одержимый этой страстью – это вечная погибель и отлучение от Бога: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9–10).
Существующие в традиционной медицине методы избавления от алкоголизма не могут решить всех проблем зависимого человека. Согласно поучениям святых отцов, лишь осознание духовных причин заболевания, искреннее покаяние, вера, пост, молитва, воздержание, принятие Святых Христовых Тайн могут помочь преодолеть этот греховный недуг. Но часто бывает так, что сам пьющий человек уже не способен здраво оценить свое состояние и не желает избавляться от зависимости. Либо чрезмерная самоуверенность и упование на свои собственные силы препятствуют ему увидеть всю степень поражения его личности и смиренно обратиться к Богу или Его Пречистой Матери за помощью. Такому человеку могут помочь близкие.
Мне известны несколько историй, услышанных от женщин, посещавших регулярно молебны пред иконой «Неупиваемая Чаша» в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре. Одну из них мне поведала отчаявшаяся мать пьющего сына, другую – несчастная супруга, желавшая всей душой помочь своему мужу избавиться от алкоголизма. В течение нескольких лет они обе постоянно, как сестры по несчастью, приходили молиться о своих близких. Вера и надежда на милость Пречистой Богородицы и слезные мольбы совершили чудо.
Последний раз, когда я снова встретила этих женщин, они заказывали уже благодарственный молебен. Божие милосердие и любовь Его Матери к несчастным погибающим чадам безгранична. Именно для таких страждущих от злого недуга пьянства, но не находящих в себе силы воли преодолеть эту губительную страсть, а также для тех несчастных матерей и жен, которые не опускают руки и борются за своих мужей и детей, Господу было угодно явить чудотворную икону Своей Пречистой Матери, именуемую «Неупиваемая Чаша».
История обретения этой иконы отсылает нас к 1878 году. Один крестьянин Тульской губернии, отставной солдат, страдал от чрезмерного пристрастия к вину, в результате чего дошел до нищенского состояния и полного расстройства здоровья – у него отнялись ноги. Но остановиться он не мог. И вот однажды во сне ему явился благообразный старец (как оказалось впоследствии, это был преподобный Варлаам) и повелел отправиться в Серпухов в Высоцкий монастырь, чтобы отслужить там перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молебен об избавлении от пьянства. Лишь только после третьего явления старца крестьянин с трудом, на четвереньках, отправился в путь. Но оказалось, что в монастыре никто об этой иконе не слыхал. Но потом кто-то вспомнил об образе Богородицы с изображением чаши, которая висела в проходе из соборного храма в ризницу. Когда икону сняли, то оказалось, что на ней действительно была надпись «Неупиваемая Чаша». Из Серпухова домой бывший пьяница возвратился абсолютно здоровым. Он навсегда избавился от пагубной тяги к алкоголю.
Об этом чуде стало очень быстро известно, и в Серпухов стали стекаться паломники, одержимые страстью к винопитию, их близкие и родные. В период богоборческих репрессий монастырь был закрыт, святыни уничтожены. О судьбе иконы не было ничего известно. С 1991 года древняя обитель опять открыла свои двери для богомольцев. Было создано несколько списков чудотворной иконы, один из которых хранится в Высоцком монастыре, другой – в Введенском Владычном женском монастыре. На сегодняшний день списки с чудотворной иконы распространены по всему миру. Некоторые из них прославились мироточением.
По молитве перед образом Богоматери «Неупиваемая Чаша» постоянно происходят исцеления не только от недуга пьянства, но и наркомании, и других видов зависимости. Хотя явление этого образа произошло не так давно, его иконография относится к типу одного из древнейших изображений Богоматери, именуемый «Оранта» («Знамение»), только Богомладенец написан стоящим в чаше. По идейному содержанию образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» близок к Никейской иконе «Бысть чрево Твое святая трапеза…», прославившейся чудесами еще в 304 году.
Чаша с Богомладенцем символизирует чашу Причащения, источающую всем приступающим к ней благодатные живительные дары. Она воистину является неупиваемой, потому что Агнец ее есть «всегда ядомый и никогда неиждиваемый», а Пречистая Его Матерь с воздетыми вверх руками – постоянная Ходатаица за грешный род человеческий. И всякий, кто с верою, покаянием и упованием припадет к этому живительному источнику, получает помощь и исцеление.