икона недремлющее око в рыбинске

Икона Богородицы «Недремлющее Око»

Празднование

История

В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око». Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит» (Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.

Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

Источник

Икона Божией Матери «Недремлющее Око»

икона недремлющее око в рыбинске. Смотреть фото икона недремлющее око в рыбинске. Смотреть картинку икона недремлющее око в рыбинске. Картинка про икона недремлющее око в рыбинске. Фото икона недремлющее око в рыбинске«В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око».

Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний.

Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю.

Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той.

Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит» (Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.»

«Сказание о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы»,

В годы революции и войн сгорело огромное количество документов, и теперь мы не можем даже сказать, когда и кем был написан первообраз «Недремлющее Око».

Несмотря на то, что образ не столь известен, как, к примеру, Казанский или Владимирский, ежедневно к чудотворному первообразу стекаются множество паломников, чтобы испросить помощи у Божией Матери, и по молитвам Она многим помогает.

7 мая 2017 года из Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Рыбинска, где в настоящее время пребывает первообраз, был привезён список с этой святыни в Александро-Невский храм Софринской бригады войск Национальной гвардии России пос. Ашукино. Богомольцы попросили привезти икону также в Спасским храм усадьбы «Мураново», чтобы все кто не мог, но хотел, приложились к святыни.

Постоянно образ пребывает в Свято-Никитском храме вблизи д. Горенки на месте утраченного в XVII веке Никитского мужского монастыря.

Источник

Икона Божией Матери «Недремлющее Око»

икона недремлющее око в рыбинске. Смотреть фото икона недремлющее око в рыбинске. Смотреть картинку икона недремлющее око в рыбинске. Картинка про икона недремлющее око в рыбинске. Фото икона недремлющее око в рыбинске

В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око». Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит» (Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.

Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

Почитание святыни в Мологском Покровском женском монастыре

Икона Божией Матери «Недремлющее Око» была принесена в дар Богоявленскому женскому монастырю в 1848 году рабой Божией А.В. Лебедевой. Икона находилась в специально устроенной для Неё часовне в подклете Богоявленского собора. Лебедева А.В. подтвердила, что икона является древней и давно почитается как чудотворная.

Сейчас в нашей обители находится точный список с иконы. К великой скорби в годы гонений икона была утрачена, часовня разграблена. Список с иконы находится в Смоленской церкви женского монастыря (г. Углич).

Источник

Икона божией матери недремлющее око ч. 2

ч.2
Время Родиона Путятина

Из предыдущей части мы уважаемый читатель узнали, что предмет нашего исследования Икона Божией Матери «Недремное око» была одной из семейных икон (в том смысле, что она находилась в домашнем иконостасе) рыбинского протоирея Родиона Путятина, жившего в период с 1807-1869 года и уже после его смерти была передана дочерью на хранение в один из храмов г. Рыбинска.
С предыдущей части мы познакомились, хотя и бегло с историей города и отдельных его «знатных» горожан. Таким для Рыбинска является и личность Родиона Путятина.
Знакомство с жизнью и деятельностью Родиона Путятина мы начнем с выяснения вопроса важного вопроса о его чине в Русской православной церкви. Ведь не так просто было получить этот чин, особенно бедному сироте Родиону, да и современный читатель мало разбирается в церковной бюрократии.
Итак, Протоиерей (греч.«первосвященник», из «первый» + «священник») — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в православной Церкви.
Обычно бывает настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию.
Хиротесия (греч. — рука и — полагать, класть, отсюда — возложение рук, руковозложение) — в христианстве возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира в церковнослужители.
Право хиротесии принадлежит епископам, но в монастырях, согласно 14-му правилу Седьмого Вселенского собора, это также позволяется совершать их настоятелям (архимандритам и игуменам).[1]
Через хиротесию также осуществляется посвящение клириков в правительственные степени (то есть степени иерархии священноначалия).
Главным отличием хиротесии от хиротонии является то, что в ней посвящаемому не сообщается благодать священства (во время её совершения епископом не произносятся слова призывания благодати на посвящаемого). Также хиротесия, в отличие от хиротонии, совершается не в алтаре, а в самом храме.

В торжественной или официальной речи к протоиерею принято обращаться «Ваше высокоблагословение», однако, по католическому образцу, часто ошибочно обращаются «Ваше высокопреподобие».
При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь(ризу) и епитрахиль.
Надо отметить, что Протоиерей рыбинского Спасо-Преображенского собора Родион Путятин был истинно народным проповедником: его поучения читались и слушались всеми сословиями – от малограмотных крестьян до будущего царя Николая Второго, настолько он был популярен и известен в России.
Но,владел Путятин не только устным словом он был и плодовитый церковный литератор. Полное собрание сочинений Родиона Путятина переиздавалось до революции 25 раз, переводилось на иностранные языки. Эту книгу читатель сам может легко прочитать, если перейдет на спец. сайт вот по этой ссылке. (http://www.wco.ru/biblio/books/putiatin1/Main.htm)
Рекомендую труды Р. Путятина всем тем, кто во первых пытается самостоятельно читать Библию.
Труды Путятина написаны отличным русским литературным языком, содержат минимум церковной казуистики и крайне интересны своим содержанием, даже нам всезнающим современникам.
В 2007 году исполнилось 200 лет со дня рождения Родиона Путятина и как это бывает в современной России местная, ярославская общественность вспомнила своего знаменитого в прошлом земляка. Ярославский журналист Анатолий Голиков написал и специальную юбилейную статью. Мы берем ее за основу изучения биографии Р. Путятина, но по мере необходимости будем дополнять автора и комментировать отдельные его утверждения.
Вот что о Р. Путятина собрал и написал этот автор….
«Рождённый, (в 1807 г) как значится в метрической записи, хранящейся в Рязанском областном архиве, в селе Путятине Сапожковского уезда, в семье дьякона церкви Воскресения Христова Тимофея Иванова и жены его Анны, он был крещён и наречён Иродионом. Отсюда – и мирское его имя Родион, и фамилия – Путятин.
В 1817 году осиротевший Родион поступает в Сапожковское училище, а в 1830-м уже заканчивает, при поддержке всего села, Рязанскую семинарию с более чем, лестной аттестацией:
«Успехи – очень хорошие; поведения весьма честного». И сразу же – учёба в стенах Свято-Троицкой лавры, в Московской духовной академии, дававшей блестящее по тем временам образование.
Во всех богословских, гражданских и естественных науках, включая общую и церковную словесность, греческий, еврейский, латинский, немецкий и французский языки, он успевает либо «не худо», либо «весьма хорошо».
Его усердие уже на первом курсе обучения позволило ему в числе четырёх однокашников занять вакансию письмоводителя при Академическом правлении с жалованьем «на первый раз по 200 руб. в год», в два с лишним раза больше штатного минимума, что стало добрым подспорьем бедному сироте.
И 14 августа 1834 года Путятина Родиона возводят в степень магистра богословия и определяют в Ярославскую духовную семинарию профессором словесности.
В январе 1835-го архиепископ Авраамий рукополагает его во священники ярославской Тихоновской церкви.
А 2 сентября 1837 года определяется он помощником инспектора семинарии.
Здесь, в Ярославле, молодой пастырь счастливо, но ненадолго сочетался законным браком и венчался с горячо и пожизненно обожаемой им Надеждой Ивановной, поскольку скоро остаётся вдовым с верой в сердце и Верушкой, младенцем-дочкой, на руках.
«Дай мне, Господи, терпение и утешение!» – взывает он в письме любезнейшему брату Георгию Тимофеевичу с супругой.
Весной 1840 года отца Родиону переводят в том же звании наставника в Ярославский кафедральный собор, а через четыре года – к церкви Сошествия Святого Духа и почти следом определяют увещевателем во всех присутственных местах Ярославля.
Ровно через год, 8 сентября 1845 года, архиепископ Евгений производит Родиона Путятина в протоиерея в город Рыбинск к соборной церкви Преображения Господня, определяет благочинным над градскими церквями.
Почти четверть века, 24 года, будет он предстоять пред братией своей и паствою во главе Спасо-Преображенского собора!
Его «отлично-усердная» служба Всемилостливейше будет отмечена и орденами Святой Анны 3-й и 2-й степени с императорскою короною.

Закончив рассказ о жизни и деятельности Р. Путятина, мы можем теперь вернуться к вопросу о том, как и когда он приобрел Икону Божией Матери «Недремное око».
Но вначале надо и описать эту икону. И такая возможность у нас есть, благодаря сведениям собранным в книге С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

«При монастыре больница. (речь идет о Богоявленском монастыре, 3 класса, в городе Угличе-автор)
Монастырю принадлежит часовня в городе Рыбинске близ вокзала. Здесь находится другая икона Божией Матери «Недремлющее Око».
Она пожертвована сюда в 1871 году дочерью протоиерея Рыбинского собора, знаменитого проповедника, отца Родиона Путятина (+1869 год), питающего к этой святой иконе особенное Благоговение вследствие семейных преданий.
Икона имеет 1 аршин высоты и 10 вершков ширины; писана на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись — итальянского стиля; Богоматерь изображена на ней в половину роста, сидящею перед столом; причистое лицо Ее, печальное, с очами, опущенными долу, обращено к лежащему Богомладенцу; левая рука Ее, покоящаяся локтем на столе, поддерживает главу Ее, а правая поддерживает спящего Богомладенца, покоющегося на подушке.
Глава Богомладенца обращена в правую сторону, очи Его закрыты; правая Его рука покоится на правой руке Богоматери, а левая — на согнутом колене Его ноги. Внизу изображения надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (песнь песней, 5, 2).»
Из этого описания видно, что икона Божией Матери «Недремное око» выполнена не только не русскими иконописцами и не в строгих канонах византийской живописи ( а масляными красками, в виде «живописи итальянского стиля»).
Уже по этим признакам данная икона в то время не могла быть размещена в православном храме, а использовалась только в домашнем иконостасе.
Второе. Где мог приобрести эту икону Р. Путятин?
Ответ на это может быть только предположительный.
В данном случае, по мнению автора, мы имеем случай, когда русский неизвестный художник, используя как образец типы картин итальянских мастеров, на которых изображена « Мадонна с младенцем» самостоятельно изготовил свой вариант «Мадонны с младенцем».
Эта версия хорошо подтверждается, если сравнить нашу икону с итальянскими классическими образцами.
И эту скорее «картину», с религиозным содержанием, а не полноценную «икону» Р. Путятин мог приобрести за годы обучения в Москве или жительства в Ярославе, где началась его карьера священника.
Так же можно допустить, что икона, находившаяся у Р. Путятина была только списком (копией) той иконы « Недремное око» которая в 1848 г. была передана на хранение в Богоявленский монастырь г. Углича?
Но об этой иконе будет рассказано в следующей части.
Возвращаясь, же к рыбинской иконе «Недремное око» можно допустить, что она уже с Ярославля была перевезена Р. Путятиным и в заштатный, даже в сравнении с губернским Ярославлем, город Рыбинск.
Через два года после смерти Р. Путятина, его дочь передала в дар очевидно мало устроенной и бедной монастырской часовне у железнодорожного вокзала данную икону, как память о ее отце, некогда опекавшим и эту часовню.

Позднее, после закрытия часовни в 20-30 годах ХХ столетия, икона хранилась у архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского; 1899-1990) – уроженца Угличской земли, с 1964 по 1988 год управлявшего Костромской епархией.

Перед своей кончиной владыка Кассиан передал святой образ своему преемнику по кафедре архиепископу Костромскому и Галичскому Александру и завещал перенести икону в Спасо-Преображенский собор города Рыбинска, когда этот храм будет возвращен Церкви.
Процесс возрождения богослужебной жизни в стенах Преображенского собора начался в 1996 году.
22 августа 1997 года, во время визита в Рыбинск Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архиепископ Александр согласно воле почившего архипастыря передал икону «Недремлющее Око» в этот храм.
На этом как бы известная история этой иконы заканчивается. Но мы видим, что икона ни разу не обследовалась музейными работниками, вследствие этого мы не располагаем исчерпывающей информацией от компетентных специалистов о дате ее написания, манере и прочих искусствоведческих тонкостях. Так что будущим историкам русского искусства есть еще над чем поработать.

На этом можно было бы и закончить рассказ о Рыбинске, его жителях и об их чудотворной иконе « Недремное око» если бы у нас не оставался нерешенным один вопрос.
Почему жители Рыбинска как ожесточились во время революции и гражданской войны?
В результате чего 90 процентов Рыбинского купечества и членов их семей были репрессированы, и имущество разграблено.
Ведь, не этому же учил своих прихожан великий русский проповедник и истинный православный подвижник Родион Путятин.
И если это так, то почему, через 40 лет после его смерти, вчерашние богомольные прихожане стали кровожадными волками?
Т.е. те дети, которых он крестил и обучал в церковно-приходских и иных учебных заведениях Рыбинска и окрестностей?
Неужели все разумное, доброе и вечное, что было посеяно Родионом Путятиным и не только им за эти годы было забыто и отброшено?
А жители Рыбинска обрели новую веру и нового БОГА!
Но, увы, на этот вопрос не только у автора нет ответа, но и вся богословская наука нынешней РПЦ МП не может дать на него вразумительного и точного ответа.
Сам же Рыбинск за годы безбожной власти изменился мало. Все та же Волга, те же дореволюционные постройки.
Тихий, районного масштаба городок. Летом это место привлекательно для туристов : большой исторический музей, храмы, сфера быта и развлечений!
Зимой же, город впадает в спячку, и окажись вы где-нибудь в стариной его части, занесенной снегом и с полным отсутствием уличного эл. освещения, то Вам может показаться, что Вы заблудились во времени и сейчас не 2010 год, а все тот же славный для Российской империи 1913 год, а то и время Родиона Путятина!

Источник

Икона Божией Матери «Недремлющее око»

В Спасо-Преображенском соборе города Рыбинска находится древняя чудотворная икона, именуемая «Недремлющее око».

Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий. Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю.

Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца.

Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн.5:2). Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы «Недремлющее око» имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.

11 июня отмечается память чтимой в Рыбинской епархии иконы Пресвятой Богородицы «Недремлющее Око». В этот день в Спасо-Преображенском соборе г. Рыбинска епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин совершает Божественную литургию в сослужении духовенства епархии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *