икона невская скоропослушница фото
Афонская Скоропослушница на Неве
Главные святыни Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры – мощи святого благоверного князя Александра Невского, чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Невская Скоропослушница», чудотворные списки других почитаемых икон Божией Матери. Эти святыни находятся в Свято-Троицком соборе монастыря.
Тысячи верующих ежедневно притекают к чудотворной иконе Божией Матери «Невская Скоропослушница». Образ находится в Никольском приделе Троицкого собора.
Икона была принесена на берега Невы в 1878 г. иеромонахами Афонского Русского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием. Они прибыли в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (ныне г. Демре, Турция).
Образ, принесенный с Афона, отличался от традиционной «Скоропослушницы». На нем Божия Матерь была изображена без Младенца – оглавно, с молитвенно простертой десницей. Образ был написан, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы».
Монахи остановились в Александро-Невской Лавре. В это же время в центре Санкт-Петербурга подходило к концу строительство часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского на пересечении улиц 2-й Рождественской, Мытнинской и Калашниковского проспекта. Часовню посвящали чудесному спасению императора Александра II в Париже во время покушения на него народовольца-террориста. Часовню «причислили» к храму в Мирах Ликийских, чтобы «доходы ее шли на его восстановление». В 1879 г. в День памяти Святителя Николая (6/19 декабря) состоялось освящение Александро-Николаевской часовни. Сюда и передали святогорцы образ Божией Матери «Скоропослушница».
Однако русско-турецкая война помешала воздвигнуть храм в Мирах Ликийских.
Между тем осенью 1885 г. (по другим источникам – в 1880 г.) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар. Часовня сгорела дотла. На пепелище была обретена нетленная икона Божией Матери «Скоропослушница». После чудесного спасения святыни к ней потянулись богомольцы, непрерывно совершали молебны. Особенно почитала икону императрица Александра Феодоровна.
Со временем часовню решили перестроить в храм во имя Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и святого благоверного князя Александра Невского. Его освящение состоялось 30 ноября 1905 г. На должность настоятеля Николо-Мирликийского храма был назначен валаамский иеромонах Георгий (Хробостов), впоследствии известный старец Ефрем. По благословению Иоанна Кронштадтского отец Ефрем принял на себя подвиг ежедневного и неопустительного служения Божественной Литургии, который совершал в течение 40 лет.
Однако церковь оказалась тесной и низкой, наскоро возведенные стены дали трещину, и в 1912 г. решено было построить новый храм, проект которого утверждал сам император Николай II. Церковь Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и святого благоверного князя Александра Невского при подворье Императорского Палестинского Общества построили за два года.
О почитании иконы в 1920-е гг. рассказывает дочь священника Владимира Шамонина Зоя Владимировна Шамонина:
«Кроме ежедневных служб, заказывали молебны перед иконой Божией Матери в течение всего дня. В дежурной комнате всегда находился священник, по звонку выходивший служить молебны. Молебны были главным образом просительные. Больных привозили, приводили, служили и заочные молебны, если больные не могли приехать издалека. Поминальных записок было такое множество, что прочитывать их полностью было невозможно. Бельевые корзины, наполненные ими, только благословлялись служившим священником крестом, рукой и Евангелием. Люди часто исцелялись или сразу после служения перед чудотворной иконой или после. Об этом присылали письменные извещения. Народ молился усердно с верой, надеждой…
Эту чудесную икону возили также по домам, где служили молебны. На улицах часто можно было видеть проезжавшего извозчика со священником и псаломщиком, между которыми в спецфутляре стояла икона «Скоропослушница». Встречный народ становился на колени и кланялся. Если кому-то привозили икону и жильцы соседней квартиры узнавали об этом, то выходили на лестницу, во двор, выводили или выносили детей или больных».
В храме вели особый журнал чудес и исцелений Божией Матери «Скоропослушница». К счастью, некоторые выписки из него сохранились благодаря Зое Шамониной:
«1. Заброшенная больная женщина в своей квартире – общий рак с метастазами (грязь, зловоние), никто не выдержал до конца молебна. После молебна исцелилась.
2. Бесноватая девушка, голова которой в припадке повернулась прочь от иконы на 180º и оставалась в таком неестественном положении, исцелилась вскоре после молебна.
3. Скрученный мужчина, почти недвижимый, исцелившись, стал участвовать в пеших паломничествах к святыням.
4. Парализованная портниха после своего исцеления от иконы перешла на шитье только церковных облачений.
5. Пьяница, пришедший со всей семьей в храм, после усердной молитвы о себе совершенно перестал пить».
В 1957 г. чтимый образ Божией Матери «Скоропослушница» был перенесен во вновь освященный Свято-Троицкий собор Лавры. Для Князь-Владимирского храма выполнена точная копия чудо¬творной иконы.
Среди других святынь Свято-Троицкого собора следует отметить почитаемые списки с чудотворных икон – «Казанской» и «Тихвинской», «Достойно есть».
Кисти священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского и священноархимандрита Лавры, принадлежит еще одна почитаемая икона Свято-Троицкого собора «Спаситель в белом хитоне» (она расположена рядом с ракой благоверного князя Александра Невского).
Справа от Голгофы в Троицком соборе находится мироточивая икона Александра Невского, на которой князь изображен во весь рост. Икона была написана около 10 лет назад в мастерских Лавры и начала мироточить во время православной выставки в Москве.
Невская Скоропослушница
22 ноября — праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» (греч. Γοργοεπήκοος — Горгоэпикоос) — древнего чудотворного образа, по преданию написанного в Х—XI веках на Святой горе Афон и сейчас хранящегося в монастыре Дохиар.
На Руси всегда пользовались особой любовью и почитанием списки с афонской иконы. Предлагаем вашему вниманию историю Санкт-Петербургской святыни — иконы Божией Матери «Невская Скоропослушница»
Образ Божией Матери «Скоропослушница» был принесен на берега Невы в 1878 году иеромонахами Афонского Русского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (в Турции).
Икона, принесенная с Афона, отличалась от известного образа «Скоропослушницы». На нем Божия Матерь была изображена без Младенца — оглавно, с молитвенно простертой десницей. Этот образ был написан, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы».
Монахи остановились в Александро-Невской лавре, которая стала первым местом, встретившим икону в Санкт-Петербурге (знаменательно, что именно лавра станет, спустя век, местом постоянного пребывания этой святыни).
В это же время в центре города подходило к концу строительство часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского, история которой оказалась тесно связанной с иконой Божией Матери «Скоропослушница».
Строилась часовня по инициативе и на средства купцов Старо-Александровского рынка на Калашниковском проспекте, одного из богатейших в столице, вблизи Невского проспекта на пересечении улиц — 2-ой Рождественской, Мытнинской и Калашниковского проспекта в память о чудесном спасении Государя Императора Александра II Николаевича в Париже во время покушения на него революционера-террориста 25 мая 1867 года. Ныне это перекресток проспекта Бакунина и 2-ой Советской улицы.
По определению Святейшего Синода монахам была передана Александровская часовня, по ходатайству русского посла в Константинополе графа Н.П. Игнатьева, для сбора пожертвований на восстановление из развалин древнего храма над гробницей святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Турция). Часовня должна была стать своего рода подворьем, представлявшим в столице Российской Империи город святителя Николая.
В 1879 году в день памяти святителя Николая (6 декабря) состоялось освящение Александро-Николаевской часовни митрополитом Санкт-Петербургским Исидором. Настоятелем часовни был назначен иеромонах Афанасий.
Святогорцы передали в освященную часовню святыни со Святой Горы: крест с частицей Животворящего Древа, частицы мощей святителя Николая, великомученика Пантелеимона. Среди них был и образ Божией Матери «Скоропослушница».
В открытой часовне афонские отцы стали регулярно совершать молебны перед афонскими святынями, в том числе пред образом «Скоропослушница».
Начавшаяся вскоре Русско-турецкая война помешала воздвигнуть храм в Мирах Ликийских. Монахи-сборщики в 1881 году были отозваны на Афон, передав собранные средства в Синод. Часовня перешла в ведение Санкт-Петербургского епархиального управления.
Осенью 1885 года (по другим источникам — в 1880 году) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар, в результате которого часовня сгорела дотла. Однако это несчастье послужило прославлению образа Божией Матери «Скоропослушницы».
«…В мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери «Скоропослушница», писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления, доселе еще не изгладившимися… Такое чудесное спасение святыни храма произвело на благочестивых обывателей окружающей часовню местности и жителей Петербурга большое впечатление. Молва, переходя из уст в уста, быстро облетела не только всю столицу, но и ее отдаленные глухие окраины. К иконе Божией Матери Скоропослушницы, во временное помещение ее на Калашниковском проспекте, потянулись вереницы богомольцев, и пред нею непрерывно совершались молебны. Явная милость Божия, сопутствовавшая усердию молитвы и твердости в вере с надеждою прибегавших к заступничеству и скорой помощи Владычицы, усилила в значительной степени прилив богомольцев в часовню. Святую икону, по желанию жителей столицы, ежедневно начали развозить по домам. Довольно скоро на месте сгоревшей часовни была выстроена новая каменная часовня, по размерам значительно уже больше первой».
Это чудесное событие способствовало увеличению сбора пожертвований на храм в Мирах Ликийских, которое не прекратилось, несмотря на военные действия. Общая сумма собранных средств в 1885 году составила свыше 70 тысяч рублей. Они были переданы Императорскому Православному Палестинскому обществу, основанному в 1883 году и располагавшемуся по соседству по адресу Мытнинская ул. 10. В ведение этого общества в 1888 году была передана и восстановленная после пожара Александро-Николаевская часовня. Августейшим Председателем Палестинского общества был Великий князь Сергей Александрович, который принял на себя звание почетного ктитора Мирликийской часовни.
Великокняжеская чета Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы, Санкт-Петербург, 1884 г.
Обществу, к сожалению, несмотря на все попытки, не удалось разрешить «мирликийский вопрос» и добиться разрешения у турецких властей возродить древний храм. По причине этого средства, собранные на храм в Мирах, были направлены на строительство русского храма в городе Бари в Италии, где пребывают мощи святителя Николая. Этот храм призван был стать странноприимным домом для всех паломников к мощам святителя Николая из России.
Мученическая кончина Великого князя Сергея Александровича, убитого 4 февраля 1905 года террористом И.П. Каляевым, подала мысль графу Н.Ф. Гейдену и попечительству возбудить вопрос перед епархиальным начальством о превращении часовни в храм — в молитвенную память о Великом князе — почетном ктиторе. Ходатайство это было благосклонно поддержано Великою княгинею Елизаветой Федоровной, высказавшей непременное пожелание, чтобы в молитвах о почившем Великом князе объединена была и память «о всех верных слугах Царя и Отечества, крамолою убиенных». По сему ходатайству Святейший Синод разрешил «Мирликийскую часовню», расширенную, обведенную кругом новыми стенами, с пятью главками и колокольнею, превратить в церковь — в память мученической кончины великого князя Сергея Александровича. Освящение храма во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского и святого благоверного князя Александра Невского, произвел 30 ноября 1905 года епископ Нарвский Антоний. Этот храм простоял до 1913 года.
Впоследствии маленькую церковь заменили храмом в новгородско-псковском стиле. Проект, утвержденный Николаем II, составил архитектор С.С. Кричинский, строительство консультировал известный археолог В.Т. Георгиевский.
Церковь святителя Николая Чудотворца и святого благоверного князя Александра Невского при Императорском Палестинском обществе
Митрополит Владимир заложил храм 8 сентября 1913 года на мощах святителя Алексия Митрополита Московского в присутствии великой княгини Елизаветы Феодоровны, председательницы Палестинского общества. 15 декабря 1915 года он же совершил чин освящения. Храм получил небольшой приход.
Крестовый в плане, одноглавый храм со звонницей, крытый зеленой поливной черепицей, снаружи был украшен резным орнаментом и крестами из белого старицкого камня.
Внутри был расписан в стиле фресок Дионисия — художниками В.А. Плотниковым и В.С. Щербаковым. Четырехъярусный иконостас, обитый серебряной басмой, изготовила фирма Хлебникова. В нем находились иконы XVI-XVII вв. разных школ, собранные председателем строительного комитета и знатоком древнерусского искусства князем А.А. Ширинским-Шахматовым, бывшим обер-прокурором Синода. Наиболее чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница» находилась в киоте, вырезанном по образцу киота Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля.
Почитателями образа Богоматери «Скоропослушницы» были также царственные мученики. Государыня Императрица Александра Федоровна писала А.А. Вырубовой в декабре 1917 года, находясь в тобольской ссылке: «Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за нашу дорогую Родину, когда бываешь у «Скоропослушницы», ужасно люблю Ея чудный лик».
7 марта 1932 года храм был закрыт, а 20 мая того же года взорван. Убранство вывезено в неизвестном направлении. Чтимую икону «Скоропослушница», хотели передать в музей, но настоятелю храма удалось перенести ее в храм свв. Бориса и Глеба. После закрытия этого храма в 1932 году икона оказалась в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры, оттуда она была передана в Свято-Троицкий Измайловский собор, а после его закрытия в 1938 году ее перенесли в Князь-Владимирский собор, где она и пробыла около двадцати лет, пока ее не передали в возвращенный верующим Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Об особом значении иконы «Скоропослушница» говорит и следующий факт. В 1922 году, когда началась кампания по изъятию церковных ценностей, приведшая к потере многих святынь, священномученик Вениамин Митрополит Петроградский обратился к властям с просьбой сохранить наиболее чтимые иконы, среди них была и «Скоропослушница». Милостью Божиею она была сохранена.
Все дни блокады Ленинграда, 1941-1944 гг., «Скоропослушница» пребывала в пределах блокадного города и являла большое утешение всем, притекавшим к ней. В то время эта икона, обрела исключительное значение и смысл для страждущего города. Во-первых, она была одной из немногих доступных святынь, пред которыми обретали утешение верующие люди. Во-вторых, в условиях блокадного города не было ни сил, ни времени на продолжительные молитвы. И взоры верующих людей устремились к той иконе Богоматери, которую Она Сама нарекла «Скоропослушница».
Именно в день праздника иконы Божией Матери «Скоропослушница» — 22 ноября 1941 года в блокадный город отправились первые машины с продуктами, и таким образом была открыта знаменитая «Дорога жизни».
В 1957 году был открыт Троицкий собор Александро-Невской лавры, и по благословению Митрополита Елевферия в лавру была принесена икона «Скоропослушницы», где она и прибывает по сей день и является одной из самых почитаемых святынь. Каждую неделю по понедельникам в Свято-Троицком соборе перед ней читается акафист, ежедневно совершаются молебны. Пред святым образом, как и прежде, возносятся молитвы множества людей к Пресвятой Богородице о заступничестве перед Богом. И ныне «Скоропослушница» также утешает, помогает и укрепляет.
В память о заступничестве Божией Матери 22 ноября 1997 года в поселке Заборье Тихвинского благочиния, откуда отправлялись машины-полуторки к Ладоге на Кобону и дальше следовали по «Дороге жизни» в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Он стал первым храмом в честь Невской «Скоропослушницы» в Санкт-Петербургской епархии. В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая Божественная литургия.
Такова история иконы Божией Матери «Скоропослушница», явившейся в нашем городе в преддверии грозных лет двадцатого столетия. Эта икона отличается от известного образа с таким же названием, находящегося на Афоне, не только иконографией. Под одним названием существует два образа Божией Матери. Различая эти два типа «Скоропослушницы», первый стали называть — «Афонским», а второй — «Невским». Последнее название прекрасно отражает историю этого образа, его связь с Санкт-Петербургом, Невской землей, а также нынешнее местопребывание прославленной иконы в Александро-Невской лавре. Это соответствует традиции Православной Церкви называть иконы по месту их пребывания.
Тропарь
К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./ Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы.
Кондак
В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:// радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.
НЕВСКАЯ СКОРОПОСЛУШНИЦА
Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница». Санкт-Петербург. Троицкий собор, Никольский придел Александро-Невской лавры |
Невская Скоропослушница, список одноименного афонского образа Богоматери с изменённой иконографией
В России икона Божией Матери «Скоропослушница» стала известна в XIX веке. Особенно прославился список образа Скоропослушницы, принесенный с Афона в Санкт-Петербург в 1878 году иеромонахами Афонского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских.
Прибывшим афонским монахам для сбора пожертвований была передана в недостроенном виде Александро-Невская часовня. Афонские монахи обратились с предложением причислить строящуюся часовню к храму в Мирах Ликийских с тем, чтобы «доходы ее шли на его восстановление».
6 декабря 1879 года состоялось освящение часовни митрополитом Санкт-Петербургским Исидором (Никольским). Настоятелем часовни был назначен иеромонах Афанасий. Святогорцы передали в освященную часовню святыни со Святой Горы: крест с частицей Животворящего Древа, частицы мощей святителя Николая, великомученика Пантелеимона и образ Божией Матери «Скоропослушница».
Начавшаяся вскоре русско-турецкая война помешала воздвигнуть храм на родине святителя Николая в Мирах Ликийских. Монахи-сборщики в 1881 году были отозваны на Афон, передав собранные средства в Синод (3600 р.). Часовня перешла в ведение Санкт-Петербургского епархиального управления.
Это чудесное событие способствовало увеличению сбора пожертвований на храм в Мирах Ликийских, которое не прекратилось, несмотря на военные действия. Общая сумма собранных средств в 1885 году составила свыше 70 тысяч рублей. Они были переданы Императорскому Православному Палестинскому обществу, основанному в 1883 году и располагавшемуся по соседству по адресу Мытнинская ул.10. В ведение этого общества в 1888 году была передана и восстановленная после пожара Александро-Николаевская часовня.
Однако Обществу не удалось разрешить «мирликийский вопрос» и добиться разрешения у турецких властей возродить древний храм. По причине этого средства, собранные на храм в Мирах, были направлены на строительство русского храма в городе Бари в Италии, где пребывают мощи святителя Николая.
Однако искусственность превращения часовни в храм скоро дала о себе знать. Храм оказался тесным и низким, крайне неудобным для богослужений как летом, так и зимою: в знойное лето в нем царили духота и теснота, а зимой чрез растворенные двери проникал убийственный, пронизывающий богомольцев и священнослужителей холод, по верху валил пар, дававший обильные осадки. Кроме того, наскоро возведенные обводные стены дали угрожающую трещину. Поэтому, как только храм перешел в 1911 году в ведение Императорского Православного Палестинского Общества, с назначением доходами его содержать построенный к этому времени русский храм во имя свт. Николая в Бар-Граде (в Италии) и странноприимницу при нем для русских паломников, Общество и Попечительство Николо-Мирликийского храма в Санкт-Петербурге пришло к мысли заново воссоздать на прежнем месте храм в более благолепном и удобном виде. 21 июля 1912 года проект храма утвержден императором Николаем II.
8 сентября 1913 года была совершена закладка нового «Николо-Барградского» храма, которую совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский).
15 декабря 1915 года освящение храма совершил митрофорный протоиерей П.И. Соколов в сослужении местного благочинного протоиерея А.С. Кононова, настоятеля Покровской церкви протоиерея В.А. Акимова и двух местных иеромонахов о. Неофита и о. Ювеналия. Для иконы «Скоропослущница» был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Риза и венец Богоматери были украшены драгоценными камнями большой ценности.
Почитателями иконы Богоматери «Скоропослушницы» были члены царской семьи, особенно императрица Александра Федоровна. Икона «Скоропослушница» сопровождала царственных страстотерпцев до самой их кончины. Среди икон, найденных в доме Ипатьева после расстрела царской семьи, было обнаружено три образа Пресвятой Богородицы Скоропослушницы. Два образа, писанных на дереве, малого размера, и один, писанный на полотне, в красках.
После революции
В 1922 году, когда большевиками была развязана кампания по изъятию церковных ценностей, митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Санкт-Петербурга, среди которых находилась и икона «Скоропослушница». Между митрополитом и Петроградским Советом состоялось формальное соглашение, напечатанное в «Петроградской правде» в начале апреля. В этом соглашении предусматривалось, что
После революции Николо-Александровский храм оставался домовым, в нем служил один священник. В храме параллельно работал музей редких старинных икон и утвари, собранных ценителем древнерусского искусства вице-председателем Палестинского Общества князем А. А. Ширинским-Шихматовым.
В начале 1920-х годов стали закрывать многие храмы в Петербурге, в первую очередь домовые и подворские. Чтобы сохранить Николо-Барградский храм, было решено учредить при нем приход. В приходской храм определили трех священников. Настоятелем назначили протоиерея Владимира Шамонина.
В 1920-е годы икона широко почиталась верующими:
7 марта 1932 года Николо-Александровский храм был закрыт. Икона Божией Матери «Скоропослушница» должна была быть передана в музейный фонд. Все обращения настоятеля о. Владимира Шамонина к ленинградским властям оказались безрезультатными. Чтобы спасти икону Божией Матери, он поехал в Москву и каким-то образом смог обратиться за помощью к М.И.Калинину. К удивлению «всероссийский староста» помог. Об этой невероятной для того времени истории рассказал сам о.Владимир Шамонин в стихах:
О. Владимиру удалось перевезти икону в храм свв. князей Бориса и Глеба на Синопской набережной, куда его назначили служить.
В 1932 году, после закрытия Борисоглебского храма икона «Скоропослушницы» оказалась в Духовской церкви Александро-Невской лавры, откуда она была перенесена в Свято-Троицкий собор на Измайловском проспекте. В 1938 году ее вновь перенесли уже в Князь-Владимирский собор, где она пребывала около двадцати лет.
Все дни блокады «Скоропослушница» пребывала в пределах блокадного города, в Князь-Владимирском соборе. Вместе с Казанской иконой, также находившейся в этом соборе, они были в числе немногих доступных святынь страждущего града.
В память о заступничестве Божией Матери блокадному граду 22 ноября 1997 года в поселке Заборье Тихвинского благочиния, откуда отправлялись машины-полуторки к Ладоге на Кобону и дальше следовали по «Дороге жизни» в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Он стал первым храмом в честь Невской «Скоропослушницы» в Санкт-Петербургской епархии. В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая Литургия.
Перенесение в Александро-Невскую лавру
В 1958 году образ Божией Матери «Скоропослушницы» был перенесен в отреставрированный и вновь освященный Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры по благословению митрополита Ленинградского Елевферия (Воронцова), бывшего почитателем иконы. Митр. Елевферий благословил выполнить точную копию иконы «мера в меру», которая была установлена в прежний киот в Князь-Владимирском соборе.
Литература
Использованные материалы
[1] Воспоминания Зои Владимировны Шамониной. Рукопись. – Личный архив Лидии Петровны Нестерец
[2] Из стихотворения сохранилось только это четверостишие в письме епископа Романа Таллиннского к о. Владимиру Шамонину в 1955 г.