икона николая чудотворца и николая угодника одно и тоже или нет
Святой Николай Чудотворец и Николай Угодник: в чём разница?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Великий молитвенник и чудотворец. Славный подвижник и аскет. Защитник и ревнитель веры христовой. Сокровищница добродетелей — Святитель Николай Мир Ликийских – один из самых почитаемых в нашей стране святых. Его светлый образ, хорошо известный всякому христианину, можно найти в иконостасе каждой православной семьи. Сегодня нас совсем не удивляет тот факт, что самый почитаемый русский святой жил в Римской империи.
Житие Святителя
Согласно житию, святитель жил в 4 веке и был епископом при императорах Диоклитиане и Константине Великом в малазийском городе Мир Ликийском. Самые ранние редакции его жития датируется 8 веком.
Будущий епископ был единственным сыном родителей-христиан Феофана и Нонны, дарованным им по усердной молитве. Ему дали христианское имя Николай.
Уже с первых дней рождения святой показывал, что его путь – служение Богу. Так, согласно преданию, будучи младенцем, он по средам и пятницам вкушал материнское молоко единожды вечером. С детского возраста благочестивые родители внушали сыну христианские истины и закладывали основы богоугодной жизни.
Полезные материалы
Богатые природные дарования и добродетельная жизнь были явлены уже в отроческом возрасте. Юноша быстро освоил книжную мудрость, не участвовал в пустых беседах со сверстниками, греховных развлечениях, отличался целомудрием. Как строгий подвижник, молодой Николай проводил много времени за изучением Священного Писания, участвуя в церковных богослужениях.
Его дядя, епископ города Патары, провидя великого угодника Божьего, возвел молодого племянника в степень чтеца, а спустя время посвятил в священный сан. Молодой священнослужитель стал вести еще более аскетичную жизнь.
Когда при императоре Диоклетиане поднялись гонения на христиан, священник Николай был только возведен в сан епископа. Однако эта участь не минула и его. Он и другие прихожане Ликийской епархии были посажены в темницу.
Но и там святой Николай не оставлял своего пастырского служения: он морально поддерживал и утешал других заключенных, которые подвергались тяжелейшим пыткам или был осужден на смертную казнь. Господь сохранил в живых своего угодника, который после окончания гонений вернулся в свой приход в город Миры.
После смерти великого архиепископа в 1087 году мощи Николая Чудотворца были похищены из Мир Ликийских и перевезены в южный итальянский город Бари.
Проведенные в середине прошлого столетия итальянскими учеными исследования мощей святого показали, что иконографическое изображение святителя по своим чертам полностью соответствует реконструированному его портрету. Архиепископ Николай был европейцем с характерным для средиземноморского региона смуглым цветом кожи, ростом 167 см. Антропологи выявили костные изменения, которые должны объясняться долгим влиянием на организм холода и сыростью тюремных помещений.
Вы можете прочитать полное житие Николая Чудотворца на нашем сайте.
В чём разница между Николаем Чудотворцем и Николаем Угодником
Строгому подвижнику и чудотворцу в земной жизни и в Царствие Небесном дано послушание приходить людям на помощь в их земных нуждах. Своей быстрой отзывчивостью на любую беду, скорой помощью он снискал настоящую народную любовь. Так Великий Угодник Божий стал великим угодником среди русского народа. В Святцах он указан как святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. В народе же его величают Никола Угодник.
Один и тот же святой
Чудеса святителя при жизни и после неё
Весь земной путь святителя Николая был сопряжен с чудесами. Чудом является его рождение у престарелых родителей и трехчасовое самостоятельное стояние младенца в купели во время крещения. Чудесным было избрание его архиепископом города Миры в Ликии. Благодаря его усердной молитве происходило множество чудес. И все это совершалось по Промыслу Божьему.
Господь творит чудо через Своих великих угодников, которых мы называем Чудотворцами. «Дивен Бог во святых Своих», – сказано еще в Ветхом Завете (Пс.67:36). И в новозаветном откровении находим:
В древнейших дошедших до нас списках на греческом, латинском и сирийском языках, рассказывается о различных событиях, случавшихся в жизни святого Николая. Все они характеризуют его как сокровищницу добродетелей и раскрывают его пламенную и отзывчивую на людские горести душу.
Из жития святого известно, что он спасал бедствующих на море. Во время паломнического путешествия на корабле к Святой Земле, священник Николай явил дар пророчества. Он видел, как на морское судно взошел нечистый дух, который хотел погубить всех находящихся там людей. Поднялась морская буря. Святитель встал с остальными мореплавателями на молитву, и очень скоро наступила тишина. После того, как буря утихла, в результате несчастного случая погиб молодой матрос. По горячей молитве Николая ко Господу, моряк воскрес.
Более того, практически любая остановка в каждом порту сопровождалась чудесами: проповеди, исцеление больных и изгнание бесов, утешение страждующих.
Епископ Николай явился во сне императору и тем самым спас троих невинных граждан от неминуемой смерти. В последний момент он своей властной рукой остановил палача. Ни один из присутствующих не посмел препятствовать ему. Всем было понятно, что на то воля Божья. Этот сюжет запечатлели в своих работах иконописец Дионисий и живописец Илья Репин.
Но, пожалуй, наиболее известный эпизод жизнеописания святого — спасение трех дочерей одного жителя г. Патары, оказавшихся у края голодной смерти. Три раза крайняя материальная нужда могла заставить пойти каждую из дочерей по пути греха. Но в последнюю ночь на окне их дома удивительным образом появлялся мешочек с серебром, который подбрасывал тайный добродетель. Позднее стало известно, что это был святитель Николай. Так, святой спас семью от голода, греха и позора.
Уже после его блаженной кончины у его мощей в соборе Мир Ликийских стали происходить чудеса исцеления. Много случаев чудесной помощи расскажут в нашей стране и не только, когда святитель приходил на помощь в самую трудную минуту даже неверующим людям.
Это случилось в начале 20 века в Китае. В те годы город Харбин был обжит русскими эмигрантами, которые даже в железнодорожном вокзале поместили икону Николая Чудотворца. И вот одной весной на вокзал буквально влетел весь мокрый пожилой китаец, упал ниц перед образом святителя и со слезами что-то бормотал.
Как выяснилось, этот мужчина переходил реку по тонкому льду и провалился. Несчастного уже затягивало ко дну, как он неожиданно вспомнил, что русские в сложных ситуациях просят о помощи того неизвестного старика, чье изображение он видел на вокзале. Из последних сил несчастный взмолился: «Старик с вокзала, старик с вокзала, спаси меня!». Мужчина потерял осознание, а когда очнулся на берегу моря, то сразу побежал благодарить «старика с вокзала» за свое удивительное спасение.
Итальянцы называют это миро манной. Как правило, миро не очень много – всего 200-300 граммов, реже – около литра. Впоследствии миро разбавляется святой водой и уже в церковной лавке все паломники могут его приобрести.
Почитание святителя на Руси
Святитель Николай играет огромную роль не только в жизни простых людей, но и в судьбах целых народов. Его имя так и переводится с греческого «победитель народов».
В жизнь нашего народа он вошел еще до христианизации Руси, после того, как первый русский князь Аскольд принял православие и крестился с именем Николай. Святая равноапостольная княгиня Ольга над княжеской могилой возвела первый на нашей земле Никольский храм. В Корсуни в храме Николая Чудотворца крестился равноапостольный князь Владимир. Это имя впоследствии носили многие правители России, в том числе два императора.
Сколько «имён» у народного святого?
В православном календаре память греческого чудотворца чтят два раза в год. Декабрьский праздник – 6/19 декабря – день его блаженной кончины. На Руси он имеет еще другое название – Никола Зимний. Иной раз так называли еще и икону, где святой изображен в митре, объясняя так: «Зимой же холодно, поэтому он и в шапке».
9/22 мая у христиан Никола Вешний (или Весенний). Этот праздник в календаре именуется Днем перенесения святых мощей из Мир Ликийских в Барград.
Резное изображение святого Николая Чудотворца
О чем молятся святому
Святитель для православных христиан – всегда верный помощник и защитник. Молитвы Николаю чудотворцу возносят в различных житейских нуждах:
Для нас чудотворец и угодник Николай остается таким же скорым и добрым помощником, каким он был на протяжении веков для многих христиан. Поэтому, в случае беды, несчастья, болезни или других трудных житейских обстоятельствах, мы молимся любимому святому в надежде на скорую помощь.
Автор: Екатерина Маликова
Похожие статьи
Спасибо, что дочитали до конца!
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 тысяч старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Рекомендуем статьи по теме
Великий пастырь — Иоанн Кронштадтский
Житие святого Серафима, Саровского чудотворца
Святой Целитель Пантелеимон
Икона и акафист Богородице «Всецарица»
Дмитрий Солунский (Фессалоники́йский) Мироточец: житие и почитание
Какой акафист читают Покрову Пресвятой Богородицы
Икона Неопалимая Купина
Благодарственный акафист «Слава Богу за все!»
Добавить комментарий Отменить ответ
А я сразу знал, что Никола Угодник, он же и Чудотворец. Про Санта Клауса было интересно узнать, что это тоже образ св. Николая, значит и Дед Мороз тоже
А я сразу знал, что Никола Угодник, он же и Чудотворец. Про Санта Клауса было интересно узнать, что это тоже образ св. Николая, значит и Дед Мороз тоже
Это всё очень полезно, интересно и поучительно! Меня недавно спрашивали, в чём разница между Угодником и Чудотворцем, и я ответила, что он угождал Богу и получил дар чудотворения. В нашей семье, как и во всём мире, особо чтят Святого,. Читала очень много рассказов чудесной помощи святого, этих рассказов с каждым днём всё больше, слава Богу! Он помогает о всё, о чём не попросишь, но просить нужно с рассуждением и страхом Божиим. Сам святой очень добрый и благодатный, и зря некоторые люди его бояься и представляют суровым карателем грешников. Своей чудесной помощью Николай Мирликийский Чудотворец приводит людей к Богу. Расскажу случай из моей жизни:
Это было года 2 назад, у моей сестры приближался День Рожения и я молилась у иконы Николая Угодника за сестру, думая, что же ей подарить. Потом подошла к церковному магазину, где мне по Божтему промыслу совершенно бесплатно даровали икону святого в красивой деревянной рамке. Я была очень счастлива и благодарна святому, потому что моя сестра очень его чтит и ценит, больше всех в нашей семье, эта икона и стала ей подарком от Святителя Николая Чудотворца!
Кроме того он всегда помогает нам когда мы молимся ему, читаем акафисты или просто просим своими словами!
Господи Иисусе Христе, помилуй нас всех молитвами Угодника Твоего святого Николая Чудотворца!
Это всё очень полезно, интересно и поучительно! Меня недавно спрашивали, в чём разница между Угодником и Чудотворцем, и я ответила, что он угождал Богу и получил дар чудотворения. В нашей семье, как и во всём мире, особо чтят Святого,. Читала очень много рассказов чудесной помощи святого, этих рассказов с каждым днём всё больше, слава Богу! Он помогает о всё, о чём не попросишь, но просить нужно с рассуждением и страхом Божиим. Сам святой очень добрый и благодатный, и зря некоторые люди его бояься и представляют суровым карателем грешников. Своей чудесной помощью Николай Мирликийский Чудотворец приводит людей к Богу. Расскажу случай из моей жизни:
Это было года 2 назад, у моей сестры приближался День Рожения и я молилась у иконы Николая Угодника за сестру, думая, что же ей подарить. Потом подошла к церковному магазину, где мне по Божтему промыслу совершенно бесплатно даровали икону святого в красивой деревянной рамке. Я была очень счастлива и благодарна святому, потому что моя сестра очень его чтит и ценит, больше всех в нашей семье, эта икона и стала ей подарком от Святителя Николая Чудотворца!
Кроме того он всегда помогает нам когда мы молимся ему, читаем акафисты или просто просим своими словами!
Господи Иисусе Христе, помилуй нас всех молитвами Угодника Твоего святого Николая Чудотворца!
На самом деле чудес гораздо больше, чем мы замечаем. Поэтому благодарю как за прошлые чудеса, мною не замеченные или недостачно оцененные, так и за грядущие. Очень важно просить о чем-то с верою, пусть даже небольшой. И не отчаиваться, потому что помощь обязательно приходит своевременно, пусть и не в том виде, как мы думали.
На самом деле чудес гораздо больше, чем мы замечаем. Поэтому благодарю как за прошлые чудеса, мною не замеченные или недостачно оцененные, так и за грядущие. Очень важно просить о чем-то с верою, пусть даже небольшой. И не отчаиваться, потому что помощь обязательно приходит своевременно, пусть и не в том виде, как мы думали.
В паломнических поездках, особенно в автобусных, всегда читаем и поём акафист святому Николаю Чудотворцу. Это и помогает не отвлекаться на суетные мирские разговоры, и даёт повод совместно помолиться, стать немного ближе друг ко другу, и делает спутников более уверенными в благополучном исходе путешествия по молитвам святого.
В паломнических поездках, особенно в автобусных, всегда читаем и поём акафист святому Николаю Чудотворцу. Это и помогает не отвлекаться на суетные мирские разговоры, и даёт повод совместно помолиться, стать немного ближе друг ко другу, и делает спутников более уверенными в благополучном исходе путешествия по молитвам святого.
Святитель Николай: «Угодник» — это как?
Любовь, ненависть, угождение — это хорошо или плохо? Можно ли вынести однозначное суждение? Размышляет протоиерей Игорь Гагарин.
Девятнадцатого декабря мы празднуем память Святителя Николая Чудотворца. В народе его еще называют Николаем Угодником. Вообще слово «угодник» в нашем современном лексиконе звучит скорее как отрицательная характеристика. Что-то типа «подлиза» или «подхалим». То есть человек, который более всего заботится, чтобы понравиться кому-то другому, обычно тому, от кого зависит. Здесь же это слово — прибавка к имени самого любимого из святых. А то, что святитель Николай — самый любимый святой, не вызывает сомнения.
Фото: Maxx_Baranov, photosight.ru
Святителя Николая знают и любят все православные. И при этом, удивительно, о нем самом знают очень мало. Любят его не за те подвиги и добрые дела, которые он совершал при жизни, а за то, что обращенная к нему просьба никогда не бывает не услышана и что помощь приходит очень скоро. За то, что к нему не стыдно обращаться даже с самыми мелкими просьбами, как обращаются дети к родителям, как просим мы порой близких, задушевных друзей. И так много случаев, когда эти просьбы бывают очень быстро услышаны и исполнены.
Почему же так полюбил народ православный Николая Чудотворца? Почему почти в каждом православном доме есть его икона? Почему такое множество храмов ему посвящено? Почему к его мощам, почивающим в итальянском городе Бари, непрестанно устремляются потоки богомольцев со всех концов мира?
Дело в том, что степень популярности или даже прославленности того или иного человека в миру зависит от людей, от их вкусов и предпочтений, от рекламы, от умения человека, будь то артист, политик или кто-то еще, «подать себя», от всего того, что сегодня называют «пиар».
В Церкви иначе. Здесь не люди выбирают, здесь Сам Господь указывает сердцам православных, кто особенно близок и дорог ему. Если в Церкви кого-то любят особенной любовью, и с годами эта любовь не только не угасает, а возрастает, значит, Сам Господь особенно полюбил этого человека и приблизил его к Себе. Значит, его молитва будет услышана в первую очередь и даже в просьбе такого последнего грешника, каким ощущает себя каждый из нас, не будет отказа.
И тут снова вспоминается слово — УГОДНИК. Все человеческие движения правильны или неправильны не сами по себе, а в зависимости от того, на что или на кого они направлены. Например, «любовь» и «ненависть». Что из них хорошо или что плохо? Не подумав, можно сказать: первое — хорошо, второе — плохо. Но, вдумавшись, видишь: все сложнее. Смотря что любить и что ненавидеть. Если более всего люблю себя, люблю грех — что хорошего в такой любви! И если, напротив, ненавижу грех, ненавижу все то, что отделяет меня от добра, от правды, от Бога, то эта ненависть благословенна.
Угождать людям — дело сомнительное и противоречивое. Иногда и это бывает нужно. В конце концов, делая другому добро, разве мы не угождаем ему? Но так часто это переходит в тот грех, который так и называется — человекоугодие. Когда главным становится не то, что я делаю, а то, как это будет воспринято окружающими, понравится ли им, оценят ли они это должным образом.
Угождение людям порой ведет к предательству самого себя, отказу от того, что совесть считает правильным и достойным. Человекоугодие — это когда я выбираю не тот путь, которым зовет меня идти совесть, а тот, на который подталкивают окружающие. Совсем иное — Угождение Богу. Для верующего человека голос Божий тождественен голосу совести. Угождать Богу — делать то, что одобряет совесть. И напротив, ни за какие блага не идти на то, чему совесть противится.
Угождение Богу — самое главное дело нашей жизни. А точнее, любое дело может стать либо угодно Богу, либо мерзко Ему. Как узнать, что угодно, а что — нет? Не так уж и трудно. Афонский старец Кириак советовал своим ученикам перед началом любого дела осенить себя крестным знамением и сказать простые и короткие слова: «Господи, благослови». Сразу все станет ясно. Ведь нелепо звучит: «Господи, благослови посплетничать… соврать… изменить жене… закурить… и т. д.»
Праздники же, подобные этому, должны помочь понять не столько то, кто угоден Богу, сколько то, что угодно ему. И ответ в этот день мы получаем ясный и однозначный: МИЛОСЕРДИЕ. Святитель Николай прославился среди современников тем, что творил множество добрых дел и творил их тайно. Но, как сказал Господь, все тайное станет явным. Не только плохое, но и хорошее. Николай старался делать добро так, чтобы ни одна душа о нем не узнала. Теперь о нем знают все. Знают, любят, благодарят и просят о помощи. И получают эту помощь!
Николай Чудотворец: почему на Руси он считается самым народным святым?
22 мая православные верующие отмечают День памяти святителя Николая Чудотворца. На Руси у этого праздника было народное название Никола летний, поскольку были еще два праздника, посвященных памяти этого святого – Никола зимний и Никола осенний. Не правда ли, теплые и совсем не торжественные названия? Таким было и почитание святого: как батюшки-заступника, который совсем не строго, а скорее, участливо взирает с икон. Образ святителя Николая был в каждом доме, наряду с иконами Богородицы и самого Иисуса Христа. И сейчас в каждом храме и в каждой православной семье его икона тоже обязательно есть.
О чем молятся Николаю Угоднику?
Фото: Ковалев Петр/ТАСС
Почему этот святой так почитаем?
Исторически так сложилось, что Николай Чудотворец стал самым почитаемым в нашей стране святым, третьим по важности и значимости, после самого Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. О том, почему святой оказался так почитаем в народе, рассказал в интервью «МИР 24» профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, специалист по церковному искусству Александр Копировский.
— Александр Михайлович, образ святителя Николая кажется почти сказочным и очень домашним. Как будто речь идет не о греческом епископе, жившим в IV веке, а о добром дедушке из соседнего села. Как к этому следует относиться?
Александр Копировский: Житие святителя Николая, которое постепенно сложилось из многих частей, рисует его человеком удивительным по простоте. Он может искать приданое для бедных девушек, которых отец в полном отчаянии уже хотел выпустить на панель, потому что жить не на что, а замуж их никто не берет. И вот он, услышав это, подбросил им какую-то сумму денег в окно. А когда трёх вельмож осудили на казнь, он является во сне императору, прося их освободить. И когда император не внимает этому слову, святитель Николай сам оказывается не месте казни и останавливает палача силой своего духовного, нравственного авторитета.
Множество подобных историй запечатлены в житийных клеймах икон святителя Николая. Есть совсем уж фольклорная, но очень хорошая история о том, как они вместе с другим святым Иоанном Кассианом после своей земной кончины ходили по земле и увидели, как у какого-то человека завязла в грязи лошадь с телегой. Они захотели ему помочь, но Кассиан убоялся, что будут запачканы его белоснежные ризы, одежды, а святитель Николай смело полез в грязь и помог мужику вытащить телегу. И вот в народе с удовольствием говорят: поэтому Николаю несколько праздников в году, а Кассиану – раз в четыре года, 29 февраля».
Все эти утешительные, умилительные рассказы говорят о том, что этот, пусть во многом собирательный, образ христианина, который сложился в житии святителя Николая, это образ человека живого, находящегося в гуще жизни. Человека, для которого евангельский идеал – не умозрительная доктрина, а то, что он воплощает в конкретных жизненных ситуациях.
Замечательно, что в этом хотят видеть не просто образ христианина, но и, конечно, образ епископа. Епископ – не князь церкви, не церковный владыка по образу светскому. Это человек, который и силой своего духа, и какими-то особыми дарами от Бога, и просто ревностью, открытостью и чистотой веры оказывается в центре событий и может быть помощником.
— Верно ли, что в поклонении Николаю Угоднику на Руси в старину были даже перегибы?
А.К.: Да, в почитании святителя Николая были перегибы, когда народ, не будучи просвещен, начинал воспринимать его на уровне Богоматери и даже Христа.
На севере, пусть редко, но можно встретить даже особый ряд икон в иконостасе, где святые в молении обращены к Христу, где место Христа в центре занимает святитель Николай, а все остальные святые обращаются к нему.
Но на это не надо смотреть слишком строго, это проявление народной непросвещенной веры, этих людей никто не просвещал, и это понятно. С другой стороны, им хотелось видеть такого яркого, глубокого и одновременно простого человека таким центром для подражания: видимо, это было то, чего в окружающей жизни не очень хватало.
— Когда началось почитание святителя Николая?
А.К.: Исторически жизнь святителя Николая относят к IV веку, к эпохе первых вселенских соборов, прежде всего I Вселенского собора 325 года. Почитание святителя Николая развилось после перемещения его мощей в XI веке из малазийского города Миры Ликийские в итальянский город Бари. Ни для кого не секрет, что переносили эти мощи не торжественно, как, скажем, мощи Александра Невского из Владимира в Петербург, которые сам царь нес на плечах, сопровождаемый громадным крестным ходом. Мощи святителя Николая увозили тайно, спасая их от иноверцев, от мусульман. Но даже такое, исторически совсем не триумфальное событие способствовало развитию почитания этого святого в христианском мире. Это почитание актуализировало многие евангельские смыслы, которые нужно было проповедовать не в виде лекций или текстов, а именно через образ человека.
— В его тропаре поется, что святитель Николай – «правило веры», «образ кротости» и «учитель воздержания». Как это понять?
А.К.: Эти три качества позволяют многое понять о христианской вере и жизни, многому научиться. Святитель Николай – защитник истины от заблуждений. Его вера – простая, но не примитивная. Когда люди размышляют о вере, они часто думают о ней либо как о наборе правильных формулировок, либо, напротив, как о той сфере жизни, где вообще не надо ничего ни знать, ни понимать, как о слепой вере. Но образ святителя Николая позволяет говорить о вере, не имеющей крена ни в ту, ни в другую сторону, – она целостная, ясная и в то же время укорененная в богословии, его четких, не расплывчатых формулировках.
Фото: Джапаридзе Михаил/ТАСС
При этом он считается и «образом кротости».
Иногда думают, что кротость – это что-то такое очень сладкое и слабое. Но не надо излишней сентиментальности! Кроткий человек – это человек чистого, ясного, открытого духа. В этом святитель Николай похож на Христа, сказавшего: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Не будем забывать, что кротость Христа не мешала Ему в каких-то случаях проявлять достаточную твердость и даже гнев.
Что значит «учитель воздержания»? Это не значит, что святитель Николай – такой аскет, умерщвляющий плоть, не спящий, не едящий и так далее.
Его пример показывает, что воздержание не сводится к еде и сну, но учит воздерживаться вообще от лишнего – от того, что само по себе не плохо, но чего делать не надо, а значит, как избирать главное.
В духовной жизни очень важно оказываться вовремя в нужном месте, а для этого нужно целостно двигаться вперед, не растрачиваться. В этом отношении интересен рассказ о его избрании епископом. Как тогда часто бывало, епископов избирали, и в народе произошла распря: кого выбирать. В конце концов, поскольку не было согласия, кто лучше, кто хуже, решили избрать того, кто придет раньше всех в храм. Это оказался племянник предыдущего епископа, будущий святитель Николай. Он всегда приходил раньше всех. Ведь это тоже воздержание: не опаздывать в храм, не приходить позже, а приходить гораздо раньше, и не с какой-то дисциплинарной целью, а потому что сердце туда влечет. И это оказалось достаточным, чтобы весь народ согласился: действительно, старшим в церкви может быть самый ревностный человек. Не властный, не самый яркий, не самый умный, не самый образованный (не самый – не значит, что вообще не умный и не образованный), но человек, который так радеет о богослужении. Не об организации служб, а просто о том, чтобы быть с Богом.
— Сейчас некоторые исследователи сомневаются в том, что историческая личность и образ святого, которого почитает народ – это нечто единое. Как быть с этим?
А.К.: В христианском мире мнение по поводу историчности святителя Николая разделились. Западный мир пришел к выводу, что исторических свидетельств о нем слишком мало, чтобы принимать все, что сложилось за века в народном почитании. Многие видят в нем собирательный христианский образ, а не конкретного человека. Считают, что даже если в основе этого образа и был конкретный человек, то очень многое к нему как бы приписали, приложили.
Для нашей жизни вопрос о его историчности не самый существенный. Главное – надо больше открывать Евангелие, чтобы увидеть, что истоки почитания святителя Николая – в образе и жизни Христа.
Когда мы размышляем об образе Святителя Николая, я думаю, больше надо всматриваться в его иконы, чем в различные списки и тексты его жития. Примечательно, что в иконах он узнаваем сразу, легко, хотя сами эти иконы невероятно разнообразны. В Третьяковской галерее есть потрясающий образ конца XII – начала XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде: это такой мудрец с огромным лбом. Есть удивительно простые, кроткие, даже немножко улыбающиеся лики, а есть более строгие; есть где у него больше седины, есть где меньше. Я думаю, что это молчаливое общение с ликом позволит даже больше узнать первообраз, чем многочисленные тексты.