икона николая чудотворца зимнего
Все о празднике Николы Зимнего
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Мороз, в инее деревья, дома. Ярко светят звезды на темном небе, а в храме идет всенощная. Священник читает акафист, народ единым духом подхватывает: «Радуйся Николае, великий Чудотворче!». Таков он, праздник святого, любимого на Руси, да и во всем мире. Какого числа он празднуется?
Зимний праздник свт. Николая 19 декабря
Святитель поминается на особых службах несколько раз за год, кроме того, днем его памяти считается каждый четверг седмицы. Но 19 декабря – день особый. Церковь отмечает рождение святителя в Царство Небесное – его преставление ко Господу.
Иконография: Николай Чудотворец (поясной)Датировки: XIX в. Материал: Дерево, темпера, позолота. Размеры иконы:высота 32,5 см, ширина 27 см Поясное изображение святителя. Его голова увенчана короной. В левой руке он держит Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. Справа и слева от его лика в облаках представлены полуфигуры Христа и Богоматери. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Радость праздника в том, что с этого дня он, так много помогавший людям, может быть заступником не сотен, или даже тысяч своих духовных детей, но стать духовной опорой куда большего числа верующих, не будучи ограничен телом, а духом, любовью обнимая весь мир.
Краткое жизнеописание святителя
О святом Николае мы знаем всё – но одновременно почти ничего. Парадоксальным образом потому, что уж очень его любили.
«Загадки» святого
Средневековый автор, создавая житие угодника Божия, обращал внимание на самый дух святого, а конкретные события его жизни – родился, учился, принял сан – интересовали мало. В чем смысл говорить о земном, когда житие – пример для подражания духовной жизни, возможность молитвенного общения с любимым святым?
Поэтому в житиях древности можно встретить то, что нам кажется путаницей, а создателю жизнеописания – благочестивым сравнением с другими угодниками, которым во всем подобен святой. Вот и в житии святителя Николая современные богословы видят подобные моменты.
Полезные материалы
Еще в XIX в. церковный историк архим. Антонин (Капустин) выяснил, что имена родителей святого, Феофана и Нонны – на самом деле относятся к другому отцу, свт. Николаю Пинарскому, который жил в VI в.;
Не очень исторически достоверными признаются также рассказы о детстве будущего епископа, поскольку эта часть жития – скорее, схема, образ идеального ребенка, каким, по мнению средневекового писателя, должен быть святой.
Молодой Николай не путешествовал на Святую Землю для поклонения святыням: тогда еще не существовало Храма Воскресения, не был обретен Крест Господень, более того, все христианские святыни были максимально возможно уничтожены, на месте Распятия Господа находился языческий храм, к тому же даже Иерусалим какое-то время назывался Элией Капитолиной. Название города, как и сам он, стали восстанавливаться после 325 г., когда императором стал Константин Великий.
А вот исповеднический подвиг свт. Николая во время гонения на христиан императора Диоклетиана действительно имел место в начале IV в. Считается, что, когда случилось гонение, свт. Николая арестовали, причем в застенках он провел около 20 лет; современные исследования его мощей показали, что угодника Божия, судя по всему, не раз пытали, от сырости тюрьмы он всю жизнь страдал от болей в суставах. Однако жития об этом длительном периоде жизни святого не говорят почти ничего.
Некоторые считают, что и на I Вселенском Соборе епископ не мог быть – слишком скромный город Миры; однако, согласно новейшим исследованиям архим. Владимира (Зорина) и историка А.Бугаевского, свт. Николай вполне мог присутствовать среди участников Собора.
И все же мы знаем о святом – не столько где и как он жил, сколько – каким он был.
Молодой епископ
Город Миры ныне уже не существует. Но в IV в. он был столицей области Ликия Малой Азии, городом весьма значительным. Историки говорят, что город даже одно время имел право выпускать собственную монету. Именно здесь около 300 г. стал епископом Николай, уроженец Патар.
Одни говорят, что он был уже священником – в сан его посвятил дядя, Патарский архиерей. Иные же – что Николай был мирянином. Историки полагают возможными обе версии: в IV в. назначение епископом мирянина было вполне возможно.
Так или иначе, Николай, молодой, но уже уважаемый, прославляемый многими за свои добродетели, не хотел человеческой славы, и, видимо, поэтому оказался в Мирах. Ведь в родных Патарах его все знали, а здесь была возможность остаться никому не известным.
Это, как говорит житие, была уже вторая попытка удалиться от мирских соблазнов: Николай уже уходил, в пустынную обитель, основанную его дядей. Но Божественный глас, услышанный подвижником, повелел ему вернуться на служение людям. Избрание на это послушание состоялось после смерти мирского епископа Иоанна.
Несколько достойных архиереев видели в видении, что новым Мирским епископом станет человек, который первым придет к церкви на утреннюю службу. Богослужение Николай любил, поэтому всегда приходил затемно. Так и встретил его архиерей, поведавший Божественную волю. С тех пор, до самой кончины около 343 г., жизнь святителя оказалась связана с этим городом.
Добрый пастырь
Николай Чудотворец
Иконография:
Николай Чудотворец, святитель, Житийный цикл Николая Чудотворца
Датировки: XVIII в.
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 126,5 см, ширина 68 см
Храмовая икона. В среднике с широкой золотистой рамкой, в рост, в фас изображен Николай Чудотворец. Лик живоподобный, на голове золотистая митра с белой опушью, седеющие волосы, усы и борода, над головой золотистый нимб с белой обводкой. Одет в алый саккос, затканный золотым растительным орнаментом. Нарукавья, кайма по подолу золотистые с имитацией драгоценных камней с крестами. Омофор зеленовато-голубой с крестами. Правая рука святого поднята в благословляющем жесте, в левой — жезл. В верхней части средника на алом фоне в облачных сегментах помещены полуфигуры Христа с Евангелием и Богоматери с омофором в лучах.
В 14-ти клеймах по периметру средника жизнеописания и деяния Николая Чудотворца:
1. Рождество Николы
2. Крещение Николы
3. Исцеление сухорукой жены
4. Приведение в учение
5. Поставление в диаконы
6. Поставление в архиепископы
7. Избавление трех мужей от меча
8. Явление Николы царю Константину
9. Спасение Патриарха Афанасия от потопления
10. Избавление Петра Аравийского из темницы
11. Чудо о трех девицах
12. Преставление святого Николы
13. Погребение святого Николая
14. Возвращение Агрикова сына из сарацинского плена.
Инв. № СКМ ВХ 130. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Следует сказать, что в первые века христианства соблюдался принцип «один город – один епископ», то есть епархии были малы. Зато архиерей хорошо знал каждого христианина города, его нужды, проблемы. Таков был и святитель Николай.
Он не просто знал нужны, горести своей паствы, но умел наставить без осуждения, помочь, не унижая. Общеизвестен случай со знатным, но совершенно обедневшим человеком. Угнетаемый нуждой, своим униженным положением, он решился продать на блудилище своих трех дочерей. Отчаяние, болезненная гордость, ненадеяние на Господа – во всем этом можно было обличить грешника. Но Николай поступил иначе.
Ночью, незаметно, он бросил в окно человека узелок с золотом. Просто помог. И сделал это тайно, зная – гордость не даст прихожанину принять помощь. Когда история с деньгами повторилась до трех раз, впавший в отчаяние человек опомнился. Но и тогда епископ, за которым тот бежал по улице со слезами благодарности, не сказал ни слова даже малого обличения.
Помощник путешествующих
Исторические не очень достоверное известие о путешествии свт. Николая на Святую Землю, сохранило, скорее всего, вполне реальные данные о его помощи морякам во время бури. Рассказывают, что во время путешествия на корабле он заранее предвидел шторм. А когда во время бури с мачты сорвался и разбился насмерть молодой матрос – свт. Николай воскресил его своей горячей молитвой.
Ревность по Боге
Жития святого упоминают о его участии в I Вселенском Соборе, где решался вопрос об учении Александрийского священника Ария, которые отрицал Божество Иисуса Христа. Образованный, энергичный Мирский архиерей, как предполагается, был одним из самых активных полемистов с арианством. А в какой-то момент ударил еретика по щеке, не вынеся его богохульств.
Предание повествует, что отцы Собора не одобрили такого поступка, посчитав его ревностью не по разуму. Поэтому они извергли Мирского епископа из сана. Но той же ночью несколько достойных участников Собора видели одно и то же видение: Христа и Богородицу, возлагающих на плечи Николая архиерейский омофор. После этого решение о лишении сана отменили, посчитав, что суд Божий – справедливее человеческого.
Поборник справедливости
Святого редко видели гневающимся. Едва ли не единственный такой случай сохранили жития, а также страницы древней рукописи, известной как «Деяние о стратилатах». С этими военачальниками – стратилатами – святитель познакомился, будучи в городе Андриаке. Здесь на пристали случилась ссора солдат с местными жителями, но епископу удалось установить мир. А потом он позвал трех стратилатов к себе.
Но едва началась беседа, как в дом ворвались встревоженные горожане из Мир: местный градоправитель собирался казнить трех невиновных жителей. Святитель, уже престарелый, понял, что не успеет. Тогда свою помощь ему предложили воины: они именем императора задержали казнь, пока Николай добрался до города. Момент, когда он с гневом удерживает меч палача, запечатлен на многих иконах, даже на живописных полотнах.
История знакомства Николая и трех воинов на этом не закончилась. Вернувшись из похода, они были оклеветаны, после чего сами оказались под арестом. Император Константин уже подписал им смертный приговор. Тогда стратилаты начали с дерзновением молиться святителю, которого даже не было рядом. Той же ночью он в грозном видении явился царю:
Испуганный царь едва поверил, что это добрый святитель, о котором он столько был наслышан. На другой же день воеводы были освобождены. Еще раз они отправились в Миры поблагодарить святого, подарить храму драгоценное Евангелие, потир. Это была их последняя встреча в земной жизни. Через небольшое время свт. Николай скончался.
Когда преставился святой
Дату его кончины уверенно определяют как 19 декабря, а вот год точно не известен. По одним данным, случилось это около 335, по другим – около 340-345 гг. Не называются обстоятельства смерти великого святого. Возможно, потому, что не может умереть человек столь великой любви и веры.
Живой по кончине, свт. Николай неутомимо продолжает помогать людям по первому призыву, малейшему молитвенному вздоху. И люди, далеко не все знающие о его жизни, знакомы со святителем по его посмертным чудесам, скорой помощи, поддержке, которая не иссякает до сих пор.
Икона праздника
Иконография: Николай Чудотворец (Зарайский) Датировки: XVI в. Первая четверть XVI в.Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: из церкви Троицы в деревне Ручейки Боровичского района Новгородской области.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 114,5 см, ширина 82,5 см. Средник иконы окружен четырнадцатью клеймами со сценами жития и чудес святителя Николая, каждое из которых сопровождается киноварными надписями, не везде читаемыми из-за потертостей красочного слоя. В нижних клеймах надписи поздние. Состав клейм: 1. Рождество святителя Николая («Р(о)ж(ес)тво с(вя)т(а)го Николы»); 2. Крещение святителя Николая («Кр(е)щ(е)ние с(вя)т[а]го Николы.»); 3. Поставление в епископы; 4. Явление во сне епарху Евлавию («Яви с(вя)ты Никола Евлавию и веле ему с(вя)ти-тель…»); 5. Явление трем мужам в темнице («Избави с(вя)ты Никола три мужа ис темници»); 6. Избавление трех мужей от казни; 7. Чудо о корабельниках; 8. Спасение Димитрия от потопления; 9. Возвращение Василия, Агрикова сына; 10. Посечение древа и изгнание беса из кладезя; 11. Исцеление болящего; 12. Чудо о трех девицах («С(вя)ты Никола прииде ко у богу мужу отда серебра на обра…ние дщерем»); 13. Погребение святителя Николая («Погребение с(вя)т(а)го Николы»); 14. Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар («Принесение мощемъ с(вя)таго Николы из Мира 6ъ Бар градъ»). НГОМЗ 14550. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI- начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №95.
Пожилой, довольно смуглый человек с совершенно седыми волосами, аккуратно подстриженной бородой – таков он и на иконах, но в архиерейском облачении.
Самые древние изображения святого – поясные. Их чаще всего можно увидеть в храмах. На таких иконах святитель держит на левой руке Евангелие, правая же сложена в архиерейском благословении. Нередко вверху такого образа написаны Христос и Богоматерь, как воспоминание о чуде на I Вселенском Соборе;
Часто святитель также пишется в полный рост с руками, воздетыми в молитве. На Руси подобные иконы появляются около XIV в., Предполагается, что первая ростовая икона свт. Николая привезена на Русь столетием раньше, а местом ее пребывания был г. Зарайск. Отсюда название – Никола Зарайский.
А вот преставлению святого, празднуемому на «Николу Зимнего», иконография уделяет место самое скромное: его изображают только на житийной иконе, где на небольших клеймах на полях образа изображается жизнь угодника Божия и его кончина. На такой иконе обязательно изображается еще перенесение мощей святого.
Весенний праздник святого
22 мая память свт. Николая празднуется как день перенесения его честных останков из Мир, которые были захвачены мусульманами, в итальянский город Бари. Это случилось 22 мая 1087 г.
Современные авторы, впрочем, сомневаются, что перенесение было торжественным событием и праздником в те далекие времена. Святой явился благочестивому иерею из Бар, повелевая взять из Мир его мощи, так как он «не может пребывать» там, где оскверняются святыни.
Баряне спешно собрались за святыней, впрочем, историк А. Бугаевский указывает, что это не была нарочито посланная экспедиция: поручение забрать мощи город дал хлеботорговцам, которые как раз собирались с зерном в Антиохию, причем должны были проплыть мимо Мир.
Латинские хроники свидетельствуют, что забрать мощи удалось лишь со второй попытки. В первый раз баряне ретировались, так как город был наводнен войсками турок-сельджуков. Лишь спустя время им удалось беспрепятственно дойти до храма и заставить местных монахов показать место упокоения святителя.
Моряки разбили мраморную раку ломом, и спешно забрали святые останки. При этом один из барян неосторожно встал на них, повредил кости, о чем ныне есть свидетельства ученых, обследовавших мощи. Так или иначе, мощи святителя с 1087 г. пребывают в Бари, своевременно спасенные от осквернения иноверцами.
«По Бозе и Богородице все наше упование» — так именует святителя Акафист, который поется на его праздник в храме, читается православными дома или в дороге. К нему обращаются за помощью, поддержкой, или просто – с благодарностью за то, что он прожил жизнь так, как прожил и оставил нам пример веры и действительно христианской любви.
19 декабря 2020: Николай Чудотворец
Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца
В чем помогает Николай Чудотворец
Житие (биография) Николая Чудотворца
Мощи святителя Николая
Почитание святителя Николая на Руси
Иконография святителя Николая
Тропарь святителю Николаю Чудотворцу
Кондак святителю Николаю Чудотворцу
Молитвы Николаю Чудотворцу
Молитва первая Николаю Угоднику
Молитва вторая святителю Николаю Чудотворцу
Молитва третья святителю Николаю Чудотворцу
Молитва четвертая святителю Николаю Чудотворцу
Молитва пятая святителю Николаю Чудотворцу
Молитва шестая святителю Николаю Чудотворцу
Что можно есть в день памяти Николая Чудотворца
Чудеса святителя Николая
Митрополит Сурожский Антоний. Слово, произнесенное на всенощной под праздник святителя Николая, 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)
Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина.
Санта-Клаус
Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый»
Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника
Приблизительное время чтения: 26 мин.
Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца
Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа — его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день имееновали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.
Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.
В чем помогает Николай Чудотворец
Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.
Житие (биография) Николая Чудотворца
Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.
Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.
После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.
Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков.
Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.
Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна.
Мощи святителя Николая
Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах — точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.
В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие — ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.
В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.
Почитание святителя Николая на Руси
Русские люди стали почитать Николая Чудотворца вскоре после Крещения Руси. Первые иконы святого появились в нашей стране не позже середины XI века — это, например, фрески Святой Софии в Киеве.
Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда — самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.
Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря — Николо-Греческий (Старый) — в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.
Иконография святителя Николая
Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.
Есть два основных иконографических типа святителя Николая — ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы — фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.
Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.
Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя — порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси — это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).
Тропарь святителю Николаю Чудотворцу
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак святителю Николаю Чудотворцу
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.
Молитвы Николаю Чудотворцу
Молитва первая Николаю Угоднику
О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!
Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.
Молитва вторая святителю Николаю Чудотворцу
О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!
Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.
Молитва третья святителю Николаю Чудотворцу
О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.
Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.
О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.
Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:
Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его.
Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:
Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.
Молитва четвертая святителю Николаю Чудотворцу
О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.
Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.
На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.
Молитва пятая святителю Николаю Чудотворцу
О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!
Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.
О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Молитва шестая святителю Николаю Чудотворцу
О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.
Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.
И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.
Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.
Что можно есть в день памяти Николая Чудотворца
19 декабря по новому стилю приходится на Рождественский, или Филиппов, как его еще называют, пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения.
22 мая в 2016 году — воскресный день, поста нет.
Чудеса святителя Николая
Николай Чудотворец считается покровителем, заступником и молитвенником о плавающих и, вообще, всех, кто путешествует. Например, как говорит житие святителя, в юные годы, путешествуя из Миры в Александрию, он воскресил моряка, который во время жестокой бури сорвался с мачты корабля и, упав на палубу, разбился насмерть.
Митрополит Сурожский Антоний. Слово, произнесенное на всенощной под праздник святителя Николая, 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью — все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь.
Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.
Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением.
И вот это сознание — не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер — а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он — в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни — но во славе, новой сияющей славе.
Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия — это человек, до конца ставший Человеком. Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.
И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.
Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь — все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.
Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.
Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но — Боже! — порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.
Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать. Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.
Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина.
Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Поздравляю вас с праздником!
Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником — за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.
Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви — быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.
Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь — путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.
Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует — и в нас и через нас — Святой Дух.
Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.
Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух. Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.
Быть христианином — это быть подвижником; и однако самим нам спастись невозможно. Наше призвание настолько высоко, настолько велико, что человек своими силами не может осуществить его. Я уже говорил, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к животворному дереву — с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь — Его любовью, и наше действие — Его действием.
Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить — где горение и где горючее, где человек и где Бог.
Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает: Кто же может спастись? — И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу...
Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны. И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам егодаст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него.
Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, — однако помоги моему неверию!, всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда — придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.
Санта-Клаус
В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще — на Рождество Христово.
У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса — история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.
У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное — он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.
Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.
Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.
Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый»
Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним, называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.
Словосочетание «Никола Мокрый» происходит от того, что этот святой во все века считался покровителем моряков и, вообще, всех путешествующих. Когда храм во имя Николая Угодника строили мореходы (часто — в благодарность за чудесное спасение на водах), в народе его называли «Никола Мокрый».
Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника
На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей — с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.
Про Николу Зимнего (19 декабря) в избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы — пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодежь предавалась зимним развлечениям — каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам.
На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне устраивали крестные ходы — с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев — просили о дожде.